Что является наиболее важным элементом обеспечения безопасности при организации туристского похода

Обновлено: 04.07.2024

Безопасность в походе - фото

Инструкция по безопасности в пешем, велосипедном, беговом, лыжном, горнолыжном и других видах похода. Организация безопасности в походе с детьми. Правила поведения во время активного отдыха.

Основные нормы и правила

Прежде всего, стоит отметить, что залогом безопасности в походе является безоговорочное следование ряду правил. Одним из ключевых требований является наличие лидера (инструктора или проводника).

Ознакомление с маршрутом и изучение потенциальных опасностей тура

Любой туристический маршрут может таить в себе опасность. Практический любой поход содержит сложные по проходимости участки или возможности встречи, например, с дикими животными, опасностями в виде камнепада, разлива реки и т.п.

Условно можно выделить 2 фактора:

  • Окружающая среда: животные, растения, насекомые, рельеф или природные явления.
  • Человеческий фактор: травматизм из-за невнимательности или недостаточной физической подготовки.

Для того чтобы обеспечить максимальную безопасность, при организации похода необходимо:

  • детально продумать маршрут и изучить пункты остановок, отдыха;
  • собрать как можно больше информации о климате, рельефе, жителях рассматриваемой местности (традициях, обычаях и законах);
  • изучить ранее существовавшие природные катастрофы или явления, способные навредить участникам тура, а также оценить вероятность их повторения;
  • подготовить список всех необходимых вещей и оборудования, предоставить участникам копию данного документа;
  • провести инструктаж по технике безопасности, учитывающий как общие положения, так и описание особенностей местности проведения мероприятия;
  • удостовериться в знании путешественниками перечня требований к туристу во время похода;
  • заранее обсудить с участниками план маршрута и прочие моменты, требующие всеобщего участия или осведомленности.

Физическая подготовка

Независимо от того, какой тур вы выберете (пеший, конный, водный или лыжный), он требует определенной подготовки. Наличие физической и теоретической подготовки, наряду с опытом участия в подобных мероприятиях, существенно снижает риск травматизма.

Перед тем, как принять решение об участии в походе повышенной сложности, рекомендуется заранее позаботиться о физической нагрузке и приобретении определенных навыков и умений. В качестве приобретения опыта можно рассмотреть:

  1. Туристические туры выходного дня: 1-2 дневные несложные маршруты в той или иной области активного отдыха, позволяющие выработать необходимые навыки.
  2. Занятия на тренажерах: приобретение физической формы, тренировка выносливости и быстрого реагирования на смену ситуаций.

Что взять с собой?

Очень часто меры безопасности при походе могут ограничиться правильным сбором рюкзака:

  1. Предметы гигиены и вещи, подобранные под погодные условия. Даже если регион жаркий, с собой всегда должна быть пара теплых вещей.
  2. Наличие аптечки, необходимых средств для оказания первой помощи, индивидуальных лекарств при наличии заболеваний.
  3. Продукты питания и питьевая вода.
  4. Карта (бумажный вариант или на девайсе, который вы взяли с собой), компас.
  5. Деньги, документы и средства связи.
  6. Походное снаряжение: посуда, спальники, палатки, инструмент для оборудования палаточного городка и прочее.

При выборе одежды нужно исключите темные цвета, воздухонепроницаемые, непрочные вещи. Помимо прочего, одежда должна быть закрытого типа, иметь светоотражающие элементы. Обувь должна быть закрытой, с просторной и растоптанной колодкой и ровной подошвой.

Весь инструмент необходимо хранить в специальных чехлах или мешках, на ночь принято укладывать под палатку у выхода, чтобы иметь возможность быстро использовать их в непредвиденных случаях.

Осознанность

Подойдите ответственно к процессу подготовки, сбору вещей и собственному поведению во время следования по маршруту.

Обратите внимание на свод правил безопасности в походе:

  1. Отсутствие веществ, которые способны вызвать интоксикацию организма (сигареты, наркотики и алкоголь).
  2. Повышенная дисциплина и выполнение всех требований руководителя группы.
  3. Избегать конфликтных ситуаций с другими участниками экспедиции.
  4. Просчитывать вероятность получения травмы: не подходить к обрывам, не трогать, тем более не есть, неизвестные виды растений, не ловить животных. Если вы решили совершить действие или отступление от тропы, не предусмотренное планом путешествия – сообщите о своем намерении руководителю группы.
  5. Всегда иметь при себе карту, компас, еду и воду. Если по пути следования предусмотрены источники питьевой воды, необходимо взять специальную тару.
  6. Иметь при себе защитные средства: очки от солнца, головные уборы, перчатки, а также средства, отпугивающие комаров, аптечку, полностью укомплектованную для оказания первой помощи пострадавшему.
  7. Предупреждать об опасности в том случае, если вы заметили ее раньше инструктора или раньше идущего рядом человека. К примеру, если вы спускаетесь со склона вниз и у вас из-под ног сорвался камень, громко и четко сообщите об этом, если нужно, то проговорите несколько раз.
  8. Не оставлять людей в беде. Речь идет, как о собственном желании отстать от группы, так и оставлении другого участника позади.
  9. При необходимости составить и соблюдать дополненный список правил заранее запланированного мероприятия.

Особые требования

Стоит отметить тот факт, что разные виды туристических маршрутов имеют индивидуальные особенности, требуют от участников повышенного внимания и выполнения особых условий для соблюдения техники безопасности. Максимальный интервал между участниками группы должен составлять не более 10 м. Движение в походе должно проходить исключительно в дневное время, начинаться ранним утром и завершаться за несколько часов до наступления темноты, чтобы успеть устроиться на ночлег. Через 30 минут после выхода осуществляется вынужденная остановка для проверки снаряжения, транспортных средств, удобства одежды и прочих факторов, влияющих на комфорт и безопасность туристов.

Пешие туры

Движение осуществляется строем с соблюдением техники безопасности на местности, по которой проложен маршрут. При появлении сильного ветра, метели или бури, лучшим решением будет привал в лесу, овраге или под склоном. В зимнее время для согревания необходимо совершать широкие махи руками или ногами. Чтобы избежать обморожения открытых участков тела, наносите на них вазелин. Перед нанесением убедитесь в том, чтобы кожный покров был чистым и сухим.

При разведении костра необходимо подобрать правильное место, которое не станет в будущем причиной пожара. Обычно выбирают каменистые или песчаные берега водоемов, большие поляны с зеленой травой, склоны сопок без растительности. Близость воды – обязательное условие.

Для пользования костром необходимо заранее позаботиться о таких вещах, как:

Обратите особое внимание на выбор растений, которые можно использовать в качестве еды. Не стоит употреблять ягоды, грибы, если не уверены в их безопасности.

Участие детей

Каждый маршрут разрабатывается под определенную возрастную группу людей. Для участия с ребенком рекомендуется остановить выбор на турах, разработанных для детских групп, либо воспользоваться услугами опытного проводника, который возьмет на себя заботу о прохождении маршрута, в то время как ваше внимание будет занято детьми.

Залогом сохранности здоровья детей и подростков является бдительность взрослых и вовремя проведенный инструктаж по правилам поведения в походе. Кроме того, желая обеспечить в походе безопасность для детей, позаботьтесь заранее об организации досуга. В силу возраста дети быстро устают от однообразной деятельности, им надо дать возможность сменить роль – если долго шли, то посидеть и поиграть в игры, если сплавлялись по реке – то наоборот дать набегаться вдоволь. Дети, наравне со взрослыми, должны помогать в общественном труде (поставить палатку, подготовить место для костра и т.п., в зависимости от возраста и возможностей), что требует от взрослых особой бдительности и соблюдения мер предосторожности.

Водные туры

Безопасность водных походов разделяется на две подгруппы требований:

  1. Действия на суше. Включают в себя:
  • правила погружения в судно или байдарку;
  • нормы поведения во время привалов.

Во время сплава на туриста должны быть: каска, обувь и спасательный жилет. Жилет должен прочно прилегать к телу.

Запрещено осуществлять движение без предварительной разведки по суше. Все необходимые вещи упаковывают в водонепроницаемые мешки и привязывают к последнему судну, на котором в обязательном порядке должно содержаться:

  • все необходимое для оказания первой помощи;
  • ремонтный набор.

При попадании в воду необходимо держаться за плавательное средство, а в случае переворота – буксировать его к берегу. Запрещено вставать на ноги в момент движения, перемещаться по судну или вытягивать его на берег в момент полной загрузки. Если речь идет о сплавах по судоходным водоемам, движение должно быть обеспечено вне фарватера.

Велотуры

Безопасность велосипедных походов может быть обеспечена при соблюдении таких факторов, как:

  1. Знание правил дорожного движения, как общих, так и касающихся велосипедистов.
  2. Знание условных сигналов, подаваемых велосипедистами (повороты, перестановка, торможение, опасность и т.п.).
  3. Использование защитной экипировки велосипедиста (шлем, перчатки и т.д.).
  4. Исправности средства передвижения, наличие ремнабора.
  5. Общих правил нахождения в туристическом туре.

Обратите внимание! В длительные велотуры не допускаются лица, которые не достигли 14 лет, а также граждане, не владеющие техникой езды, соответствующей требованиям местности.

Скорость напрямую зависит от маршрута. Для новичков она не должна превышать 11 километров в час. После начала движения через полчаса делается привал для проверки технической способности средства передвижения. Путешествуют в турах группами от 4 человек. Расстояние между туристами во время спуска должно составлять не менее 10 м. Перед съездом с возвышенности необходимо снизить скорость.

Движение на велосипеде по шоссе

У каждого велосипедиста должен быть ремонтный набор. Основное внимание уделяется исправности транспортного средства. Убедитесь в наличии специальных подсвечивающих полос на велосипеде, а также наличии фары или фонаря:

  • белого цвета – впереди;
  • красного цвета – сзади.

Во время движения по проезжей части соблюдайте требования:

  1. Расстояние от правого края дороги составляет не менее 100 см.
  2. Группа должна передвигаться только в один ряд.
  3. Движение по обочине допустимо лишь в случае, если данное решение не создает дискомфорта или помехи пешеходам. В прочих случаях, двигаться необходимо по обозначенной части шоссе – велодорожке.
  4. При обгоне или поворотах водитель должен опираться на существующие правила ПДД. Обгонять прочих участников группы или авто допускается исключительно с левой стороны.
  5. Перевозимый груз не должен превышать габариты транспортного средства более чем на 50 см (длина или ширина).
  6. Для перевозки пассажиров должно быть предусмотрено специальное сидение.
  7. Категорически запрещено пересекать трамвайную дорогу. Также это правило распространяется на шоссе с несколькими полосами движения в одном направлении.
  8. Недопустимо совершение буксира.
  9. Нельзя петлять и нарушать существующий строй.
  10. При интенсивном движении авто в обоих направлениях и минимальной ширине полосы, движение лучше всего совершать по обочине (правой).

В случае остановки одним из членов группы, остальные немедленно должны последовать его примеру. Движение прекращается за несколько часов до наступления темноты и не осуществляется в ночное время.

В данной статье мы рассмотрели основные правила безопасности и условиях поведения во время туров активного отдыха. Надеемся, что ваше путешествие будет увлекательным и не принесет негативных воспоминаний.


На этом уроке мы вспомним, с какими трудностями можно столкнуться во время туристского похода. Познакомимся с правилами преодоления естественных препятствий. Узнаем, как организуется безопасность туристов при переправах через реки. А также выясним, как безопасно выбрать место для бивуака.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Правила безопасности в турпоходе"

Ежегодно тысячи туристов-школьников отправляются в походы, экспедиции. Их сопровождают учителя или руководители туристских кружков. Туристы реально знают и представляют себе сложности походной жизни и заблаговременно готовятся к их преодолению. А главная задача при подготовке и проведении похода — это обеспечение безопасности.

Давайте вспомним, что нужно сделать для того, чтобы избежать возникновения экстремальных ситуаций в природных условиях? Правильно, нужно соблюсти три правила: правильно подготовиться к походу; соблюдать правила безопасного поведения на природе; и иметь надёжные одежду и обувь.

И сегодня на уроке мы с вами рассмотрим более подробно правила безопасности во время турпохода.

Всем участникам походов обязательно ознакомится с данными правилами и выполнять их на маршруте. В принципе, все они достаточно просты и интуитивно понятны. Выполнять их не сложно, для этого даже не понадобится особых усилий. Но надо помнить, что правила написаны не для того, чтобы морочить кому-то голову, а чтобы максимально обезопасить ваш активный отдых.

Часто о необходимости соблюдать технику безопасности туристы вспоминают уже тогда, когда случилось что-то неприятное. А ведь ознакомление с правилами безопасности необходимо как раз для того, чтобы предотвратить подобные ситуации.


Каких правил поведения вы должны придерживаться. Правильно, вы должны соблюдать обычные правила проезда: не стоять в тамбуре, при посадке в городской транспорт заходить через передние двери, выходить через задние. При переходе с одной железнодорожной платформы на другую надо пользоваться мостовыми переходами, дорожками или туннелями.

И вот вы приехали на нужную станцию. Однако начало вашего маршрута проходит вдоль автомобильной дороги. В этом случае вся туристская группа должна идти по обочине, цепочкой навстречу движущемуся транспорту. Направляющий и замыкающий в группе должны иметь красные флажки для предупреждения водителей.


Движение по проезжей части, баловство, перебегание или переход дороги перед близко идущим транспортом — дело опасное и недопустимое.

При этом помните, что при плохой видимости, ночью или в туман движение туристов вдоль автомагистралей категорически запрещено.

Если же ваш маршрут пролегает через населённые пункты, то вы должны быть доброжелательны и корректно вести себя с местными жителями, избегая неприятных ситуаций.

Очень важно, чтобы в походной колонне поддерживалась средняя, оптимальная для движения скорость. Не должно быть ни лидеров, которые убегают вперёд, ни отстающих. Группа не должна растягиваться. Темп движения задаёт направляющий, которого назначает руководитель. Обгонять его нельзя. Замыкающим в колонне обязательно должен идти сильный и опытный турист. Его задача — подбадривать отстающих и при необходимости оказывать им помощь.


В ходе движения по маршруту туристам приходится преодолевать разного рода естественные препятствия. Перелезая через деревья или большие камни, перепрыгивая через канавы, надо уметь страховать друг друга и оказывать взаимопомощь.

Двигаться по лесу надо цепочкой, соблюдая небольшие интервалы. Если нет тропы, следует идти не спеша, осторожно, выбирая наиболее безопасные места. Проходя сквозь чащу или заросли кустарника, впереди идущему туристу необходимо придерживать ветви, чтобы они не хлестали по лицу идущего следом. Кроме того, идущие впереди должны предупреждать об опасных местах: ямах, торчащих пнях, корягах, корнях, скользких поверхностях и тому подобное.

Следует соблюдать осторожность, когда приходится преодолевать канавы или ручьи по гнилым и неустойчиво лежащим брёвнам и стволам деревьев. Особенно это важно в дождливую погоду или после росы, когда они мокрые и скользкие. Перебираясь через глубокие овраги с обрывистыми стенками, заваленные буреломом и камнями (по дну которых нередко текут ручьи), необходимо выбирать наиболее пологое место, где легче всего организовать спуск и подъём. Если приходится подниматься по скользкому и крутому склону, для обеспечения безопасности следует устроить верёвочные перила. Для этого при планировании похода тщательно изучают маршрут по карте, выявляя возможные препятствия. А в групповое снаряжение обязательно включают специальные верёвки, длина которых должна быть достаточной для безопасного преодоления естественных препятствий.

Часто бывает, что на пути движения туристской группы оказываются реки и ручьи. Следует заранее подумать о том, как через них переправляться. Лучше всего найти на крупномасштабной карте ближайший к маршруту мост и по нему перейти на другой берег. Однако порой это сделать невозможно. Тогда приходится организовывать переправу самостоятельно.


Все переправы через реки можно разделить по способу их организации:

· вброд (с шестом, со страховкой по перильной верёвке, шеренгой, кругом, колонной);

· на плавсредствах (на лодках или плотах);

· над водой (по выступающим над водой камням, по бревну или дереву, по кладям, с использованием наведённых верёвочных перил);

· вплавь (со страховкой и без страховки);

· по льду (в лыжных и пеших походах в межсезонье или зимой).

В горных районах, а также на равнине в период обильных дождей и таяния снега небольшие ручейки могут превращаться в бурные потоки. Такие неожиданности даже опытных туристов заставляют отказаться от переправы. Лучше вернуться назад, потратить на обход лишний день, в крайнем случае вообще отказаться от продолжения похода, но не рисковать. Вероятность несчастного случая при переправе через бурный поток весьма велика.

Любая переправа через препятствие (реку или овраг) должна начинаться с разведки, которая предполагает выполнение следующих действий:

· осмотр местности с целью определения наиболее безопасного способа переправы (вброд, над водой, по воде);

· выбор участка реки и берега, где будет осуществляться переправа. Например, если руководитель решил переправляться вброд, ищут, где русло самое широкое, а глубина потока наименьшая, где минимальная скорость течения, относительно ровное дно, малое количество камней и небольшая крутизна берегов;

· выбор типа страховки, соответствующего избранному способу переправы (шест, перильная верёвка и прочее);

· при необходимости оборудование места переправы (вкапывание или закрепление опор для крепления верёвочных перил);

Для первого участника переправы (который переплывает или переходит реку без перил) надо продумать страховку.

· при переправе стенкой или кольцом назначают старшего группы (он координирует действия по оборудованию переправы, когда грохот воды или ширина реки не дают возможности переговариваться);

· проведение инструктажа участников переправы.

Не следует искать переправы вброд в местах поворота русла реки. На таких участках один берег всегда крутой и труднодоступный, русло под ним глубокое, а течение — быстрое. Лучше найти прямой и широкий участок реки: чем шире русло, тем оно мельче.

При переправе с шестом его следует использовать как опору, опираться следует на ту часть дна, которая выше по течению, захватывать шест надо обеими руками и держать их близко друг к другу, а не разносить по шесту.


Итак, мы преодолели все трудности и вышли к месту первой ночёвки. Ах, как приятно после долгого дневного перехода с рюкзаком на плечах, сытного и вкусного ужина у костра забраться в спальный мешок в палатке, ощутить уют и тепло. Приятно чувствовать себя в безопасности! Но уют и безопасность не организуются автоматически. Здесь нужны внимательность и предусмотрительность самого туриста.

Требования к месту организации туристского бивуака достаточно просты: это место должно быть безопасным. Оно должно располагаться вблизи источника питьевой воды. Здесь должно быть достаточно дров для костра. Хорошо, если есть просторная площадка для палаток и костра. Если все эти требования соблюдаются, можно разбивать лагерь.

Но прежде разберём подробно первое требование. Когда избранное для бивуака место может считаться безопасным? Вот самые общие правила для всех видов активного туризма.

Туристский лагерь не следует располагать вблизи автомагистралей, пастбищ, мест захоронения или утилизации бытовых и промышленных отходов, нефте- и газопроводов, высоковольтных линий электропередачи и в других подобных местах. Кроме того, опытные туристы рекомендуют останавливаться на ночёвку в стороне от жилищ, домов отдыха, дачных посёлков и мест отдыха населения. Конфликты могут вспыхнуть по самым разным причинам. Во избежание этого лучше устраивать лагерь подальше от населённых пунктов.

При выборе места на берегу реки, особенно в горах, следует располагать лагерь значительно выше уровня воды. В случае паводка лагерь может быть затоплен буквально в считанные минуты, а то и просто смыт водяным потоком.

Не следует располагаться на краю обрывистых берегов или на обрывистых склонах. Во-первых, почва под ногами может неожиданно обрушиться. А во-вторых, можно нечаянно сорваться с обрыва и упасть с большой высоты.

Не рекомендуется также останавливаться на ночлег и отдых под скальными уступами или под карнизами, на выступающих частях гребней. Всегда следует помнить об опасности оползней и обвалов.

Нельзя располагать лагерь на дне ущелий и сухих русел (во время дождя они быстро наполняются водой, образуя бурные потоки), на речных косах и наносных островках, в приливно-отливной зоне на морском побережье. Да и вообще в любых низких местах, где существует опасность затопления и схода селевых потоков. Сель возникает внезапно и, чаще всего, движется с огромной скоростью. Крутой передний фронт селевой волны может быть высотой до 15 метров и более. Остаться живым, оказавшись на пути селевого потока, практически невозможно.


В горах не разбивают лагерь на свежих (или лежащих на ледовых склонах) осыпях, в зоне активного движения льда, а также там, где есть опасность схода лавин. Лучше выбирать нагретые за день южные и западные склоны.

Для защиты от ветра палатки нужно ставить задней или боковой стенкой по направлению к ветру. Разбивать их желательно под прикрытием террас, холмов, скал или утёсов (но предварительно, как об этом говорилось ранее, надо убедиться, что исключена возможность обвалов, камнепадов или схода лавин).

Надо учитывать, что во всех низинах ночью скапливается холодный воздух, поэтому палатки, тенты, навесы или шалаши в утренние часы могут быть покрыты росой.

В районах с частыми грозами и бурями опасно устраивать лагерь у высоких одиночных деревьев, в грозу они наиболее подвержены ударам молнии. Лучше избегать остановок на ночлег в местах, где стволы деревьев обожжены молниями.

В открытых районах лагерь туристов должен располагаться вдали от деревьев, на расстоянии их двойной высоты.

Зимой бивуак располагают там, где есть топливо, сухостой. Лучшие дрова — это засохшие ель и сосна. Хорошо, если место зимнего бивуака защищено от ветра густым подлеском — лучше ельником.

Ни в коем случае нельзя устраивать в месте бивуака свалку бытовых и пищевых отходов, так как они привлекают грызунов, которые могут занести на жилую территорию паразитов, в том числе клещей. Кроме того, оставленный мусор делает удобное место непригодным для дальнейшего использования его под бивуаки и стоянки: кому приятно находиться и тем более отдыхать среди мусора? Все отходы необходимо сжигать или закапывать.

Отметим также, что при выборе места стоянки необходимо внимательно осмотреть прилегающую территорию на наличие ядовитых трав и кустарников.


В конце урока ещё раз отметим, что несмотря на то, что все правила, которые необходимо выполнять в походе, достаточно просты и интуитивно понятны. Но всем участникам походов обязательно ознакомится с ними и выполнять их на маршруте. И всегда надо помнить, что правила написаны не для того, чтобы морочить кому-то голову, а чтобы максимально обезопасить ваш активный отдых.

Дмитрий Буторин

С учетом вероятного воздействия на туриста в период похода суммы перечисленных выше неблагоприятных факторов, можно с уверенностью говорить о том, что активный туризм является деятельностью, связанной с определенным риском для ее участников. Уровень риска в рекреационном туризме вряд ли существенно превышает уровень риска, с которым сталкивается человек в повседневной жизни (если сама его профессия или образ жизни не связаны с повышенным риском). Напротив, спортивный туризм, несомненно, является спортом с повышенным уровнем риска. В любом случае, и в том и в другом случае, требуется тщательное обеспечение безопасности туристских мероприятий и снижение уровня риска до приемлемого уровня. Рассмотрим вначале понятийный аппарат, необходимый для изложения вопросов обеспечения безопасности туристской деятельности.

1. Понятие опасности (риска) в туристской деятельности

Дмитрий Буторин

Риск = вероятность негативного воздействия фактора риска х величина последствий этого воздействия

Дмитрий Буторин

2. Классификация факторов риска туристской деятельности

По каким основаниям мы можем классифицировать факторы риска в туризме? Факторы риска активной туристской деятельности мы можем систематизировать, используя, как всегда, ряд классификационных оснований. Значимыми основаниями в данном случае являются: 1) период воздействия факторов риска (период возникновения опасности); 2) роль личности (субъекта) в генерации факторов риска (создании опасной ситуации).

Какие категории факторов риска выделяют на основании периода возникновения опасности? На основании периода возникновения потенциальной опасности все факторы риска можно разделить на две категории:

· предварительные (ошибочные действия и решения туристов на стадии предпоходной подготовки)

· непосредственные (факторы риска, воздействующие на маршруте похода)

К характерным ошибкам предпоходной подготовки и организации похода можно отнести:

· ошибки в разработке маршрута и плана похода в целом;

· ошибки в материальном обеспечении похода (составлении походного рациона питания и в выборе личного и группового снаряжения, не достаточное финансирование);

· ошибки в комплектовании группы;

· недостатки в предпоходной подготовке туристов: физической, технико-тактической, психологической.

Очевидно, что указанные ошибочные действия являются потенциальной угрозой безопасности туристов, которая может с определенной вероятностью реализоваться в виде аварии в период осуществления похода. Приведем пример одной из возможных ситуаций. Разработанный маршрут спортивного похода не соответствовал техническим и физическим возможностям участников группы (техническая сложность маршрута и его протяженность оказались завышенными для конкретного состава группы). Данные ошибки при подготовке маршрута привели уже в походных условиях к нарушению намеченного графика движения, режима питания; к физической и моральной усталости участников похода. На фоне физического утомления, психического напряжения естественно возрастает опасность совершения тактических, технических ошибок при преодолении естественных препятствий, нарушается координация движений, замедляется скорость реакции и т.д. Весь комплекс неблагоприятных факторов в итоге привел к нарушению в тактике преодоления перевала: выбившаяся из намеченного графика движения группа преодолевала камнеопасный перевал в неподходящее время дня (не ранним утром, а днем, когда опасность камнепада значительно увеличивается). Данная ошибка, в свою очередь, привела к травме участника от удара камнем. Из данного вполне реалистичного примера становится очевидным, что ошибки в разработке маршрута в предпоходный период повысили вероятность несчастного случая в период самого похода.

Дмитрий Буторин

Как подразделяют факторы риска (опасности) по отношению к субъекту туристской деятельности? Непосредственные факторы риска (действующие на маршруте похода), в отличие от предварительных факторов, в различной степени зависят и определяются субъектом туристской деятельности. На основании роли личности (субъекта) в возникновении потенциальной опасности, все причины несчастных случаев в туризме можно разделить на две категории:

Дмитрий Буторин

На какие характерные группы подразделяют объективные факторы риска туристской деятельности? Все объективные факторы риска на маршруте туристских походов мы можем подразделить, согласно их природе, на следующие группы.

· Неблагоприятные для человека характеристики маршрута похода, в том числе характеристики естественных препятствий на маршруте.

· Неблагоприятные для человека климатические и погодные условия похода, в том числе опасные природные явления.

· Неблагоприятные для человека характеристики туристских походных технологий.

· Неблагоприятные для человека воздействия со стороны растений и животных на маршруте похода.

К первой группе объективных факторов риска отнесем все потенциально опасные для человека характеристики естественных препятствий на маршруте. Например, переправы через реки разной глубины и скорости течения создают угрозу утопления; участки труднопроходимого леса со сложным ориентированием создают возможность потери курса движения, получения травмы, поломки средств передвижения и т.д. Участки сильно пересеченной местности создают угрозу травмоопасных падений и пр. Кроме того, к этой же группе факторов риска отнесем характеристики района похода, определяющие физическую трудность маршрута: характер покрытия на протяженных участках движения по маршруту, сумму перепадов высот на маршруте. Например, глубокий снежный покров на значительном протяжении маршрута лыжного похода создает опасность физического переутомления участников и их ошибочных действий.

Ко второй группе объективных факторов риска отнесем все опасности связанные с суровостью климата в районе похода и плохими погодными условиями. В данном случае в качестве потенциальных угроз в походе следует рассматривать низкие и высокие температуры воздуха (возможность простудных заболеваний участников; солнечного удара и пр.); пониженное содержание кислорода в воздухе (в горных районах); ветер большой скорости, атмосферные осадки в виде снега или дождя (возможность переохлаждения организма, рост опасности срыва при преодолении склонов, повышение лавиноопасности и пр.). К данной разновидности факторов риска отнесем и опасные природные явления: туман, грозу, ураганы, смерчи и пр. Они определяют возможность поражения туриста молнией, потери безопасного курса движения, провоцируют получение травм.

К третьей группе объективных факторов риска в походе отнесем все опасности, связанные с использованием походных технологий и эксплуатацией походного снаряжения. В частности, потенциально опасны технологии приготовления пищи на костре и на туристских нагревательных приборах (вероятность ожога от пламени костра или горящего топлива); технологии организации страховки на склонах и переправах (вероятность разрыва веревки, разрушения иных элементов страховки). Опасность представляют и технологии организации ночлега в высокогорье и в зимних условиях (вероятность переохлаждения, схода лавин и камнепадов), натяжения веревочных перил системой полиспаста и т.д. При этом мы имеем в виду исключительно факторы риска, как функции не зависящих от туриста параметров и технических характеристик соответствующего снаряжения (разрывные усилия веревок разного качества, конструктивные особенности нагревательных приборов, предельные нагрузки на вбитые скальные крючья и т.д.). При этом мы отдаем себе отчет в том, что все параметры походного снаряжения зависят от выбора материалов и технологий изготовления (то есть от человека) и строго говоря, относить их к объективным факторам риска не совсем корректно. Однако с точки зрения туриста-пользователя максимально допустимая нагрузка на карабин, предельное давление паров бензина в бачке примуса, при котором срабатывает предохранительный клапан и т.д. являются объективными характеристиками снаряжения, гарантированными фирмой-изготовителем. К четвертой группе объективных факторов риска отнесем опасности связанные с поражением ядовитыми насекомыми, пресмыкающимися, растениями.

Дмитрий Буторин

На какие характерные группы подразделяют субъективные факторы риска туристской деятельности? Предварительные субъективные факторы риска мы обсудили выше. Все непосредственные субъективные факторы риска в активном туризме мы можем подразделить, согласно их сущности, на следующие группы.

Безопасность туризма: Международная практика.

Опас­ности физического и социального характера должны принимать­ся в расчет субъектами индустрии туризма, которым следует минимизировать и предотвращать разнообразные угрозы безо­пасности туристской деятельности.

Обеспечение безопасности предусматривает целый комплекс мероприятий в рамках нацио­нального законодательства, гарантирующих безопасность пере­мещения туристов по территории государства, их пребывания, сохранность здоровья, жизни и имущества.

Международный опыт по разработке мер безопасности ту­ризма исследуется и обобщается ВТО. Безопасность путешест­вий декларировалась в Хартии туризма.

Как отмечается в Гаагской декларации по туризму, «для того чтобы нормально функционировать и развиваться, туризм нуж­дается в безопасности для путешественников и отпускников, как национальных, так и международных, и для их личной собствен­ности. Это может быть достигнуто путем:

Выводы обследования свидетельствуют:

в 71 % стран объекты и достопримечательности, посещаемые туристами, обес­печиваются охраной со стороны специальной туристской полиции или службы безопасности. В более половины таких стран эта служба является частью государственной или муниципальной по­лиции.

В 21 % стран имеется специальная туристская полицейская служба, в половине из них помогающая туристам решать их пробле­мы. На туристскую полицию возлагаются также охрана памятников культуры, окружающей среды, борьба с наркотиками, предостав­ление информации туристам и охрана местных этнических групп.

Однако лишь в 9 странах имеются законы, на основании которых создана туристская полиция. Сотрудники туристской полиции в 41 % стран обучаются иностранным языкам, в 26 % проходят подготовку по специальным туристским дисциплинам, в 37 % стран поддерживают регулярную связь с туристскими ведомства­ми, фирмами и обычной полицией.

Международная практика показывает, что ряд государств из­дает соответствующие рекомендации по посещению тех или иных стран и регионов мира. Так, Госдепартамент США регу­лярно публикует список стран, в которые поездки не рекоменду­ются, а в ряде случаев запрещаются. МИД Германии в 1996 г. опубликовало список 80 стран мира, куда немецким туристам не рекомендуется ездить, и запретило путешествия в Афганистан, Анголу, Бурунди, Заир, Ливию, Руанду, Сомали и Судан.

Безопасность туристов, их благополучие, а также поддержание высокого качества обслуживания в местах туристского назначения нельзя рассматривать в отрыве от других общественных или на­циональных интересов принимающей страны и окружающей среды в целом. При разработке и проведении в жизнь норм безопасности для сферы туризма и защиты туристов интересы тех, кто посещает и принимает, должны быть взаимно гармонизированы.

Регулирование безопасности туризма

Безопасность туристов и защита в области туризма связаны с большим количеством правил и постановлений, которые должны выполняться не только туристской администрацией, но и целым рядом других административных органов, работающих в различ­ных экономических и социальных секторах (финансы, здраво­охранение, охрана окружающей среды, развитие территорий, энер­гетика, занятость и т.п.), и прежде всего в частном.

Таким образом, вопросы обеспечения безопасности в туриз­ме можно рассматривать по следующим направлениям:

  • личная безопасность туристов и их имущества, обеспече­ние которой является важнейшей задачей национального развития туризма и международного сотрудничества;
  • безопасность окружающей среды в местах массового пре­бывания туристов, безопасность туристских объектов;
  • безопасность национальных интересов принимающих го­сударств.

Обеспечение безопасности по всем указанным направлениям является важнейшей заботой и первоочередной задачей всех структур, вовлеченных в туристскую деятельность. Поэтому сле­дует также сказать о том, что обеспечение безопасности в туризме осуществляется на различных уровнях, включающих в себя: тури­стские предприятия; администрации туристских центров; мест­ные власти; национальные органы по туризму и центральные власти государств; международные организации и межгосудар­ственные органы. Каждый из этих уровней должен вносить свой вклад в обеспечение безопасности в туризме.

ТУРОПЕРАТОРЫ, ТУРАГЕНТЫ - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и безопасность

Туристские предприятия (туроператоры, турагенты), являясь основным элементом си­стемы туризма, обязаны в первую очередь заботиться о безопас­ности своих клиентов. Говоря об обеспечении мер безопасности туристским предприятием, следует сказать о том, что большин­ство из них осуществляется на стадии организации. Выбирая партнеров, место назначения, планируя построение маршрута, средства транспорта и другие элементы тура, туристское пред­приятие не должно забывать об обеспечении личной безопасно­сти и сохранности имущества туристов. Совершенно недопусти­мым является разработка туров в места ведения боевых действий или прилегающие к ним районы, в страны, где ощутимой явля­ется деятельность террористических организаций, в места, где существует опасность заболевания острыми эпидемическими за­болеваниями или введен медицинский карантин.

Для ряда специализированных туров, прежде всего в актив­ном туризме, туристское предприятие обязано обеспечить над­лежащий контроль за состоянием здоровья туристов. К таким турам относятся альпинизм, спуски по горным рекам, экстре­мальный туризм, туристские походы и т.п.

Помимо организационных мероприятий туристское предпри­ятие обязано проинформировать туристов о возможных опасностях в той или иной стране и о порядке действий в случае угрозы их безопасности или сохранности имущества.

При выборе транспорт­ных средств туристская компания должна обеспечить безопасность транспортировки туристов, предоставляя для этого технически ис­правный транспорт, квалифицированных водителей, а в случае пе­редвижения колонной обеспечить ее сопровождение дорожной полицией.

При организации групповых туров очень часто обеспе­чивается сопровождение группы представителем туристского пред­приятия. Его задачи в основном сводятся к обеспечению полноты выполнения предусмотренной программы. Вместе с тем наличие сопровождающего или представителя туристского предприятия в группе должно рассматриваться также с точки зрения соблюдения требований безопасности.

Администрация туристских центров обязана обеспечить в сво­ей деятельности меры безопасности туристов и отдыхающих, на­ходящихся в этих центрах. Меры безопасности должны быть предусмотрены на случай возникновения пожара, стихийных бед­ствий, массовых заболеваний и быть достаточными, чтобы пре­дотвратить или свести к минимуму последствия возникновения таких опасностей, вплоть до экстренной эвакуации туристов. Ту­ристские центры должны иметь систему внутренней безопасно­сти, предотвращающую посягательство на жизнь, здоровье и иму­щество туристов. Помимо этого администрация туристских центров должна информировать туристов о порядке их действий в случае возникновения опасности.

Региональная безопасность туризма

Деятельность местных властей также направлена на обеспече­ние надлежащей безопасности туристов, находящихся в регионе. Как правило, за исключением особых случаев, меры безопасности, предпринимаемые на уровне местных органов власти, заключают­ся в координации деятельности соответствующих служб (полиции, медицинской помощи, пожарной службы и т.п.). В мероприятиях по обеспечению безопасности туристов также принимают участие соответствующие туристские организации этих регионов, инфор­мируя туристов о мерах безопасности, оказывая им содействие в урегулировании ущерба, причиненного посягательством на их жизнь, здоровье или имущество.

Национальная БЕЗОПАСНОСТЬ ТУРИЗМА

Национальные органы по туризму различных государств при разработке и осуществлении политики в сфере туризма должны исходить из того, что государство пребывания туристов является гарантом их личной безопасности и сохранности имущества. Обеспечение этих гарантий является одной из первоочередных мер в развитии туризма в государстве. Реализация этих гарантий осуществляется путем принятия соответствующих законодатель­ных или нормативных актов, регулирующих и координирующих деятельность в этом направлении всех заинтересованных ве­домств, всего общества. Помимо законодательного или норма­тивного регулирования в некоторых государствах существуют специальные подразделения туристской полиции, которая обес­печивает безопасность пребывания туристов в этих странах.

Еще одним направлением по обеспечению безопасности в ту­ризме на национальном уровне является защита собственных граждан, выезжающих в туристские путешествия за рубеж. Реа­лизация этого направления осуществляется принятием соответ­ствующих правовых актов, гарантирующих гражданам своей страны защиту как на национальной территории, так и за ее пре­делами. Помимо правовых актов к этому направлению необхо­димо отнести международные соглашения о правовой и иной защите граждан, предусматривающие принятие сторонами взаим­ных гарантий по обеспечению безопасности граждан сторон на своих национальных территориях; И, наконец, в исключитель­ных случаях государства могут применять специальные силы и средства для спасения или эвакуации своих граждан за рубе­жом. Обычно применение таких сил связано с противодействием террористическим организациям, захватившим и удерживаю­щим в заложниках иностранных граждан, или в случаях крупных катастроф, войн и природных катаклизмов (например, в Рос­сийской Федерации осуществление такого рода деятельности возложено на МЧС).

Объекты культуры

Как уже отмечалось, важную роль в обеспечении безопасно­сти туризма играет охрана окружающей среды, архитектурных и культурно-исторических памятников. Обеспечение безопасности в этом направлении осуществляется, как правило, путем плано­вого развития туризма на национальной территории, принятия соответствующего законодательства, регулирующего хозяйствен­ную деятельность, в том числе и туристскую, в зонах туристских достопримечательностей, осуществления природоохранных и иных мероприятий со стороны национальных, региональных и местных органов атасти. Туристские предприятия не должны находиться в стороне от этого процесса и обязаны проводить информацион­ную работу среди туристов в данном направлении.

ЮНЕСКО разработало рекомендации по охране культурного, исторического и природного наследия, подчеркивающие важ­ность его сохранения для дальнейшего развития туризма. В рам­ках Всемирной конференции, определившей мировую политику в обрасти культуры, приняты рекомендации о путях развития ту­ризма на основе охраны и использования культурного, истори­ческого и природного наследия.

Отрицательное воздействие туризма

Безопасность в туризме как защита национальных интересов принимающих государств затрагивает вопросы не только военной безопасности (наличие зон, закрытых для посещения иностран­ными гражданами и туристами), но и связанные с сохранением национальной, культурной, религиозной самобытности местно­го населения.

В качестве одного из примеров отрицательного воздействия туризма такого рода очень часто приводят развитие так называе­мого сексуального туризма в Таиланде. Несмотря на законода­тельные запреты проституции в этом государстве (уголовная от­ветственность и смертная казнь), ее рост, в первую очередь связываемый с увеличением туристских потоков, стал пробле­мой, серьезно обеспокоившей правительство данной страны и мировое туристское сообщество. Подобного рода примеры разрушительного воздействия неконтролируемого роста турист­ских потоков в отдельных государствах ведут к разрушению культурной самобытности местного населения, его моральных и этических устоев. Международное сообщество осуждает по­добного рода воздействие европейской цивилизации на местное население и призывает правительства направляющих государств вести широкую информационную и пропагандистскую работу против таких проявлений. В связи с этим туристское предпри­ятие, направляющее своих туристов за рубеж, должно информи­ровать их о нормах и правилах, общественном укладе тех стран, куда направляются туристы, чтобы последние своим поведением не нарушали уклад жизни местного населения.

концепция адекватного туризма

Мичиганским университетом туризма и путешествий разра­ботана концепция адекватного туризма, основывающаяся на со­хранении и использовании национального наследия и традиций местности. Согласно этой концепции, адекватным называют ту­ризм, базирующийся на уникальных ресурсах местности, актив­но способствующий сохранению и рациональному использова­нию ее культурного, исторического и природного наследия.

Выделяют четыре принципа адекватного туризма:

  • активное содействие в сохранении наследия местности — культурного, исторического, природного;
  • подчеркивание и выделение уникальности наследия мест­ности относительно других регионов;
  • создание у местного населения чувства гордости и ответст­венности за уникальное наследие;
  • разработка программы развития туризма на основе исполь­зования уникального наследия местности.

Туризм не только приносит доходы региону, но и дает мест­ному населению основание гордиться своим уникальным насле­дием, предоставляет возможность делиться им с туристами. Если общество будет это учитывать, то сможет создать систему рацио­нального использования уникальных возможностей для разви­тия туризма.


В России в последние годы начался процесс системного подхода к обеспечению безопасности туризма.

Постепенно приходит осознание и понимание того, что это не просто личная предосторожность и осмотрительность самого туриста - это комплексная и многогранная задача. Она охватывает все аспекты безопасности на транспорте, в местах развлечения, размещения и отдыха. А еще на водных объектах, в горах, при занятиях экстремальными видами туризма, при посещении объектов культуры, особо охраняемых природных территорий. Все это требует серьезной координации вовлеченных в этот процесс структур, законодательного и нормативного правового регулирования, использования современных и передовых практик, технологий, систем и приборов!

Читайте также: