Платность как один из принципов права природопользования определяется договорными отношениями

Обновлено: 04.07.2024

Право природопользования характеризуют особые принципы. Это:

• производность права пользования природными ресурсами от права собственности на них;

• экосистемный подход к регулированию природопользования;

• целевой характер пользования природными ресурсами;

• устойчивость права пользования природными ресурсами;

• платность специального природопользования.

О принципе производности прав пользования природными ресурсами от права собственности на них имеет смысл говорить в том случае, когда пользователь и собственник – разные лица. Наличие права собственности у государства и иных собственников на природные ресурсы предполагает такую организацию использования природных ресурсов, когда право пользования ими (ресурсами) предоставляется ими другим субъектам – юридическим и физическим лицам на определенных условиях. В числе таких условий – соблюдение требований по охране окружающей среды и рациональному природопользованию. При этом государство (в рамках осуществления экологической функции) преимущественно устанавливает правовые нормы, определяющие порядок и условия пользования природными объектами, предоставляет конкретные объекты в пользование и т.д. Кроме того, дополнительные условия пользования природными ресурсами могут быть определены собственником или от его имени в лицензии на природопользование и/или соответствующем договоре.

Это означает, что наряду с институтом права собственности и соответствующим субъективным правом собственника возникают и существуют институт и субъективное право природопользования, производные от права собственности, так как создаются по воле собственника. Содержание правового института и субъективных прав природопользования зависит от воли государства, которое вправе по основаниям, указанным в законе, предоставлять и изымать природные объекты из пользования для государственных или общественных нужд.

Принцип рационального природопользования, можно сказать, – традиционный принцип природоресурсного права России. Однако до недавнего времени он исследовался в науке и регулировался в праве в контексте потребительского отношения общества к природным богатствам. Рациональное природопользование рассматривалось лишь как экономическая категория. Наиболее ярко такое понимание было выражено в науке земельного права, где понятие рационального использования земли раскрывалось как достижение максимального эффекта в осуществлении целей землепользования с учетом полезного взаимодействия земли с другими природными факторами и при охране земли в процессе использования как специфического условия всякой деятельности и главного средства производства в сельском хозяйстве. При этом отмечалось, что оно направлено на обслуживание определенных экономических интересов.

Экологическая ущербность такого понимания рационального природопользования была отмечена позднее, и рациональное природопользование трактовалось уже как достижение необходимого экономического эффекта в осуществлении целей природопользования с одновременным соблюдением требований охраны как используемых природных объектов, так и окружающей природной среды в целом.

Обратим внимание на то, что и здесь рациональное природопользование связывается лишь с достижением необходимого экономического эффекта. Но ведь природа удовлетворяет не только наши экономические потребности, но и физиологические, рекреационные, эстетические и др. Разве соблюдение экологически обоснованных требований пребывания туристов в национальном парке не есть реализация принципа рационального природопользования?

Содержание рассматриваемого принципа в формируемом праве окружающей среды существенно меняется. По существу, оно определяется главным образом теми функциями, которые природа выполняет по отношению к человеку и обществу, – экологической, экономической, рекреационной и др. Рациональное природопользование называют иногда экологически обоснованным природопользованием, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например, экологически целесообразных технологий.

Требования рационального природопользования в основном специфичны применительно к тому или другому природному ресурсу. Соответственно решению задач рационального природопользования служат как общие, так и специальные нормы, содержащиеся преимущественно в природоресурсном законодательстве. Так, к общим нормам подобного рода в земельном законодательстве можно отнести категорирование земель с учетом их экологической и экономической ценности: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и др. В целях наиболее рационального использования лесных ресурсов Лесной кодекс РФ выделяет три группы лесов, а в первой группе лесов, кроме того, могут быть установлены категории защитности.

Правовыми критериями рационального использования соответствующего природного ресурса служит соблюдение требований по обеспечению его неистощимости и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития. Так, использование земли в сельском хозяйстве и лесное хозяйство должны основываться на научной оценке производительных возможностей земли, а годовое истощение пахотного слоя почвы, рыбных запасов или лесных ресурсов не должно превышать темпов восстановления. Возобновимые природные ресурсы, как, например, леса и рыбные запасы, не будут истощены, если коэффициент использования не превышает возможности их восстановления и естественного прироста.

Правовое закрепление и практическое осуществление принципа рационального использования природных ресурсов может служить средством поддержания благоприятного качественного состояния природы и обеспечения охраны природных богатств от истощения.

Практическая реализация принципа рационального природопользования в России далека от теоретических и нормативных положений. Так, минеральные ресурсы многих регионов страны, например Урала, характеризуются комплексным содержанием ценных компонентов. Но на протяжении многих лет из них извлекались только отдельные элементы, а остальные поступали в отвалы, превращаясь в источник загрязнения окружающей среды.

Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования теснейшим образом связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Объективно он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.

Применительно к праву природопользования этот принцип закрепляется в основном через регулирование обязанностей природопользователя. Так, водопользователь обязан не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам (ст. 92 Водного кодекса РФ). На лесопользователя возложена обязанность ведения работ способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов (ст. 83 Лесного кодекса РФ).

Общим для земельного, горного, водного и лесного права является принцип целевого использования природных ресурсов. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование, в лесорубочном или лесном билете. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (ст. 12 Земельного кодекса РСФСР), либо на длительный срок (ст. 31, 37 Лесного кодекса РФ – аренда или концессия участка лесного фонда на срок до 49 лет), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Так, в соответствии с Водным кодексом РФ (ст. 123) система платежей, связанных с использованием водных объектов, включает:

• плату за пользование водными объектами (водный налог);

• плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

Лесной кодекс РФ (ст. 103) устанавливает следующую систему платежей за пользование лесным фондом:

• лесные подати (плата за пользование лесным фондом);

• платежи за право пользования недрами;

• отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

• сбор за выдачу лицензий;

• платежи за пользование акваторией и участками морского дна.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

О.А. Глушко, Е.А. Гринь, Э.А. Гряда
Экологическое право
Конспект лекций. Краснодар: КубГАУ, 2016. – 153 с.

10.1. Понятие, принципы и виды природопользования в Российской Федерации

Природопользование служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу. Использование человеком природных ресурсов для своих нужд в значительной мере регламентируется правом. Поэтому, право природопользования – это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Данные нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве – земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

Объектами права природопользования являются природные ресурсы, под которыми понимаются компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Природные ресурсы на основе генезиса классифицируют на минеральные ресурсы (уголь, мрамор, гранит, нефть, минеральные воды, гелий, метан), климатические ресурсы (солнечная энергия, ветровая энергия), земельные ресурсы (включая почвенные), биологические ресурсы (растения, животные, микроорганизмы), водные ресурсы (океаны, озера, реки, моря, болота, подземные воды, ледники и снежники).

По критерию исчерпаемости природные ресурсы делятся на неисчерпаемые (например: солнечная энергия, энергия земных недр, энергия текучей воды, ветра); исчерпаемые, которые подразделяются на возобновимые (например: биологические, земельные, водные) и невозобновимые (минеральные).

Право природопользования характеризуют особые принципы:

Принцип производности права пользования вступает в действие, когда пользователь и собственник – разные лица. Наличие права собственности у государства и иных собственников на природные ресурсы предполагает такую организацию природного использования природных ресурсов, когда право пользования ими предоставляется собственником другим субъектам (пользователям) на определенных условиях. В числе таких условий – соблюдение требований по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

Принцип рационального природопользования – традиционный в природоресурсном праве России. До недавнего времени рациональное природопользование рассматривалось лишь как экономическая категория, где подразумевалось достижение экономического эффекта. Содержание данного принципа существенно меняется. В настоящее время под рациональным природопользованием понимают экологически обоснованное природопользование, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например, экологически целесообразных технологий. Правовое закрепление и практическое осуществление принципа рационального использования природных ресурсов может служить средством поддержания благоприятного качественного состояния природы и обеспечения охраны природных богатств от истощения.

Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования тесно связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде. Данный принцип в основном закрепляется через регулирование обязанностей природопользователя.

Принцип целевого использования природных ресурсов. Использование природных ресурсов всегда осуществляется строго по целевому назначению. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты, и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование, в лесорубочном или лесном билете. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.

Принцип устойчивости права природопользования заключается в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование, либо на длительный срок. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.

Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование является безвозмездным. Платежи идут на поддержание благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или на его восстановление. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды воздействия на природу. Законодатель прямо в законе определяет целевой характер платежей.

Принцип нормирования права природопользования. В целях сохранения природных объектов, обеспечения устойчивости экологических систем и предотвращения их деградации в природоресурсном законодательстве установлены нормативы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов. Для каждого природного ресурса исходя из целевого назначения и видов права природопользования могут устанавливаться различные правовые формы нормативов.

Классификация видов природопользования осуществляется по различным основаниям. Наиболее общей является классификация, критерием которой является объект природы.

Соответственно право природопользования подразделяется на следующие виды:

– право пользования атмосферным воздухом;

– право пользования животным миром.

Основной считается правовая классификация видов природопользования по целевому назначению. Виды природопользования по целевому назначению определяются природоресурсным законодательством с учетом специфики природного ресурса и удовлетворяемых им общественных потребностей. Так например, согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории:

– земли сельскохозяйственного назначения;

– земли населенных пунктов;

– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

– земли особо охраняемых территорий и объектов;

– земли лесного фонда;

– земли водного фонда;

Важное юридическое значение имеет классификация природопользования на общее и специальное. Ее критерием являются основания возникновения прав природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду как результат его рождения и существования (Например: ст. 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов; ст. 6 ВК РФ – каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд).

Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов (использование земельного участка для строительства). Специальное пользование землей, недрами, водами, лесами, животным миром и атмосферой связано, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на природу. Поэтому специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной системой и характеризуется тем, что требует выделения отдельных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Специальное природопользование реализуется в следующих формах: комплексного природопользования, специального пользования водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами. Разновидностью права специального водопользования является обособленное водопользование.

4. Принципы права природопользования

К основным принципам права природопользования относятся:
- рациональное природопользование,
- экосистемный подход к регулированию природопользования,
- целевой характер пользования природными ресурсами,
- устойчивость права пользования природными ресурсами,
- платность специального природопользования.
Принцип рационального природопользования, можно сказать, традиционный принцип природоресурсного права России. Рациональное природопользование называют иногда экологически обоснованным природопользованием, при котором одновременно учитываются экологические, экономические, социальные и иные интересы человека. Принцип рационального природопользования обеспечивается как с помощью правовых норм, так и иных средств, например экологически целесообразных технологий.
Требования рационального природопользования в основном специфичны применительно к тому или другому природному ресурсу. Соответственно решению задач рационального природопользования служат как общие, так и специальные нормы, содержащиеся преимущественно в природоресурсном законодательстве. Так, к общим нормам подобного рода в земельном законодательстве можно отнести категорирование земель с учетом их экологической и экономической ценности: земли сельскохозяйственного назначения; земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения и др. В целях наиболее рационального использования лесных ресурсов Лесной кодекс выделяет защитные леса и особо защитные участки лесов (ст. 102). Так, к защитным лесам относятся леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; леса, расположенные в водоохранных зонах; ценные леса.
К специальным нормам обеспечения рационального природопользования в горном праве относится, к примеру, требование о комплексном использовании недр, наиболее полном извлечении из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов.
Правовыми критериями рационального использования соответствующего природного ресурса должны служить требования об обеспечении его неистощимости и экологической обоснованности эксплуатации природных богатств при одновременном обеспечении устойчивого развития. Так, использование земли в сельском хозяйстве и лесное хозяйство должны основываться на научной оценке производительных возможностей земли, а годовое истощение пахотного слоя почвы, рыбных запасов или лесных ресурсов не должно превышать темпов восстановления. Возобновимые природные ресурсы, как, например, леса и рыбные запасы, не будут истощены, если коэффициент использования не превышает возможности их восстановления и естественного прироста.
Правовое закрепление и практическое осуществление принципа рационального использования природных ресурсов может служить средством поддержания благоприятного качественного состояния природы и обеспечения охраны природных богатств от истощения.
Практическая реализация принципа рационального природопользования в России далека от теоретических и нормативных положений. Так, минеральные ресурсы многих регионов страны, например Урала, характеризуются комплексным содержанием ценных компонентов. Но на протяжении многих лет из них извлекались только отдельные элементы, а остальные поступали в отвалы, превращаясь в источник загрязнения окружающей среды.
Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования теснейшим образом связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Объективно он предопределяется взаимосвязью и взаимообусловленностью процессов и явлений в природе. Другими словами, при использовании одного природного ресурса, например недр, может оказываться вредное воздействие на почвы, воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир. Принцип экосистемного подхода вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другим природным объектам и окружающей среде.
Применительно к праву природопользования этот принцип закрепляется в основном через регулирование обязанностей природопользователя. Так, водопользователь обязан не допускать причинение вреда окружающей среде.
Общим для земельного, горного, водного и других природоресурсных отраслей права является принцип целевого использования природных ресурсов. Цель, для которой предоставляются земельные участки, участки недр, водные объекты и участки лесов в пользование, всегда обязательно фиксируется в решении о предоставлении участка в пользование, лицензии на право пользования недрами, разрешении на специальное водопользование. Поэтому использование природного объекта не в соответствии с целевым назначением рассматривается законодательством как правонарушение и служит основанием для принятия решения о приостановлении или аннулировании лицензии.
Принцип устойчивости права природопользования заключается в основном в том, что природные объекты предоставляются обычно либо в бессрочное пользование (как, к примеру, земли), либо на длительный срок (воды, леса, недра), а право пользования ими может быть прекращено только по основаниям, указанным в законе. Это создает пользователю необходимые условия для осуществления его деятельности, гарантию его интересов, связанных с природопользованием.
Принцип платности природопользования заключается в обязанности субъекта специального природопользования оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса. Общее природопользование, связанное с реализацией естественного права каждого на благоприятную окружающую среду, является для его субъектов безвозмездным. Введением платы достигается решение как общих задач государства, так и задач, связанных с поддержанием благоприятного состояния эксплуатируемого природного ресурса или его восстановлением. Правовое регулирование и роль платы за природопользование рассматриваются в разделе XV "Экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды".

Большая часть средств, взимаемых в рамках системы платного природопользования - платежи за загрязнение окружающей природной среды и часть платы за природные ресурсы в соответствии с действующим законодательством направляется в государственные экологические фонды и фонды по сохранению и воспроизводству конкретных видов природных ресурсов.

В первом случае реализуется право собственника на получение определенной прибыли за предоставление в пользование субъектам хозяйственной деятельности природных ресурсов. При этом размер платы за право пользования природными ресурсами не должен зависеть от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Он устанавливается в рамках договорных отношений между собственником природных ресурсов и природопользователем с учетом потерь региона, связанных с эксплуатацией природных объектов. Доля прибыли, которая принадлежит собственнику природных ресурсов, устанавливается с учетом реально сложившегося спроса и предложения на этот ресурс, а также дифференциальной ренты, отражающей различия в продуктивности каждого конкретного природного объекта. Так, на различных по плодородию землях при равных затратах получают различные урожаи и, соответственно, прибыль.

Величина дифференциальной ренты должна учитываться при определении размеров платы за право пользования природными ресурсами.

Следовательно, дифференциальная рента — это избыточная прибыль, получаемая природопользователем при одинаковых по сравнению с другими субъектами хозяйствования затратами за счет более высокой продуктивности использования конкретного природного ресурса. Юридическое право собственника на дифференциальную ренту реализуется через систему платежей за право пользования природными ресурсами.

Плата за право пользования природными ресурсами взимается в составе налогов или платы за лицензию, дающую такое право, арендной платы или в иных формах. Для упрощения процедуры определения размеров платежей, нормативы платы за право пользования природными ресурсами, в основном, устанавливаются правовыми документами, утвержденными исполнительными органами субъектов РФ. В отдельных случаях размеры этой платы устанавливаются путем проведения аукционов, торгов и т.д. Средства, полученные в виде платы за право пользования природными ресурсами, поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.

Второй составляющей платы за природные ресурсы является плата за охрану и их воспроизводство. Этот вид платы должен компенсировать обществу затраты на восстановление и сохранение земель, лесов и воспроизводство минеральносырьевой базы. Нормативы платы на охрану и воспроизводство водных и биологических ресурсов, восстановление нарушенных земель до настоящего времени не выделены из общих нормативов платежей за пользование природными ресурсами. Сейчас нормативы платы за природные ресурсы с целью их воспроизводства определяются исходя из затрат, предусмотренных территориальными экологическими программами. Платежи на воспроизводство и охрану природных ресурсов должны отчисляться во внебюджетные ресурсные фонды, которые в соответствии с действующим законодательством создаются по решению Правительства РФ.

Налог взимается со всех землепользователей и направляется в местные бюджеты с последующим распределением в бюджеты субъектов Федерации и федеральный бюджет, оттуда средства земельного налога могут использоваться на охрану и восстановление нарушенных земель, однако доля средств, выделяемых на эти цели, в законодательном порядке не регулируется.

Плата за лесные ресурсы состоит из лесного дохода, платы на охрану и воспроизводство лесов и арендной платы. В составе лесного дохода (лесных податей) взимается плата за землю лесного фонда. В соответствии с лесным законодательством РФ принципы определения ставок лесных податей и арендной платы устанавливаются органами представительной власти субъектов Федерации по согласованию с органами представительной власти на местах. По действующему законодательству лесные подати и арендная плата поступают в местные бюджеты. Использование средств, полученных от лесных податей, не регламентируется. Плату за пользование лесными ресурсами для их последующего воспроизводства все пользователи производят в процентах от стоимости вырубленной древесины и отчисляют во внебюджетные фонды Федеральной лесной службы для последующего финансирования лесовосстановительных работ.

Плата за забор воды взимается только с промышленных предприятий по тарифам, установленным федеральными органами исполнительной власти. Собранные средства отчисляются в бюджеты субъектов Федерации. Размеры платы устанавливаются, исходя из затрат на подготовку и транспортировку воды до пользователя.

Плата за пользование животным миром поступает в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Федерации, а штрафы за сверхлимитное и нерациональное использование - только в бюджеты субъектов Федерации. Средства, поступившие в федеральный и региональный бюджеты от взимания платежей, направляются на охрану и воспроизводство животного мира. Помимо платы за пользование животным миром с пользователя взимается сбор за лицензию, в частности, на отстрел диких животных, который поступает на счет специально уполномоченного органа государственной власти по охране, контролю и регулированию среды обитания животного мира. Собранные средства идут на экспертизу заявок на пользование животным миром, организационные расходы, связанные с выдачей лицензий. Исходя из этих расходов, устанавливается размер лицензионного сбора.

  • платежей за право на поиски, разведку, добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, захоронение вредных отходов и сброса сточных вод;
  • отчислений пользователей недрами на воспроизводство минеральносырьевой базы;
  • акцизных сборов;
  • сборов за выдачу лицензий.

Ставки платежей за пользование недрами определяются как часть стоимости добытых полезных ископаемых и составляют от 2 до 12%. Средства от этих платежей распределяются по бюджетам федерального, региональных и местных уровней. В бюджетную систему поступают и акцизные сборы, которые также можно отнести к плате за пользование недрами. Порядок и условия взимания платежей за пользование недрами установлены Правительством РФ, размеры платежей - соответствующими федеральными министерствами и ведомствами, Плата за воспроизводство минерально-сырьевой базы взимается с предприятий, ведущих добычу полезных ископаемых. Собранные средства отчисляются в Фонд Комитета РФ по геологии и использованию недр для финансирования геологоразведочных работ и рекультивации земель.

Важным резервом укрепления финансовой базы для выполнения мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов является введение платежей за пользование рыбными, рекреационными ресурсами, ресурсами растительного и животного мира. Для этого, в первую очередь, требуется подготовка соответствующих подзаконных нормативных документов. Необходимые правовые основания в действующих федеральных законах имеются. Плата, фактически взимаемая за природные ресурсы, ниже реальных потребностей, в связи с чем платежи постоянно увеличиваются.

Плата за загрязнение окружающей природной среды представляет собой форму возмещения экологического ущерба от выбросов загрязняющих веществ в атмосферных воздух, сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные и подземные воды и от размещения отходов. Этот вид платы должен быть основным источником получения средств, необходимых для компенсации юридическим и физическим лицам ущерба от загрязнения окружающей природной среды и выполнения работ по ликвидации последствий загрязнений, он также должен обеспечить повышение экономической заинтересованности и ответственности приро- допользователей в выполнении нормативных экологических требований.

В соответствии с утвержденным Правительством РФ порядком определения нормативов платы за загрязнение окружающей природной среды на федеральном уровне устанавливаются базовые нормативы платежей за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещения твердых отходов в пределах допустимых нормативов, а также в пределах установленных лимитов, которые представляют собой менее жесткие, временно согласованные требования. В основу базовых нормативов положены затраты на выполнение мероприятий, обеспечивающих снижение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду до установленных пределов, а также на ликвидацию негативных последствий размещения твердых отходов.

  • в размерах, не превышающих нормативы предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ и размещения твердых отходов;
  • в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов);
  • за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды; при аварийном загрязнении окружающей природной среды, значительно превышающем негативные воздействия производства, работающего в штатном режиме, органы охраны природы и прокуратуры могут предъявлять иски субъектам хозяйствования, виновным в аварии.

Расчет платежей за загрязнение окружающей природной среды выполняется отдельно по каждому ингредиенту, и затем результаты суммируются. Если масса загрязняющих веществ не превышает нормативы предельно допустимых выбросов, размер платежей определяется как произведение массы выбросов на базовый норматив платы за допустимые выбросы с применением коэффициентов, учитывающих экологическую ситуацию в данном регионе. В случае превышения нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) размер платежей за загрязнение в пределах установленных лимитов определяется в два или в три этапа — за сверхлимитную массу загрязняющих веществ.

Размер платы за размещение отходов в пределах установленных природополь- зователю лимитов определяется как произведение базовых нормативов платы за размещение отходов на массу размещенных отходов и коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости почв в данном регионе. За сверхлимитное размещение отходов размер платы определяется в два этапа с применением коэффициента кратности.

Базовые нормативы платы за загрязнение окружающей природной среды в соответствии с Законодательством утверждаются Госкомэкологией, а коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости устанавливаются его территориальными органами. На основе утвержденных дифференциальных ставок и данных о фактической массе и составе загрязняющих веществ природополь- зователь определяет плановый годовой размер платежа для предприятия и в установленные сроки согласовывает его с территориальным природоохранным органом.

  • повышение экологичности выпускаемой продукции;
  • снижение концентрации токсичных выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

-сокращение объема потребления природных ресурсов, объемов выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещения твердых отходов.

В счет платежей за загрязнение могут быть зачтены затраты предприятий- природопользователей на выполнение мероприятий, реализующих основные положения международных соглашений по охране окружающей природной среды, а также мероприятий, выполняемых в рамках экологических программ.

Правительством РФ предоставлено право Госкомэкологии вносить изменения в базовые нормативы платы за загрязнения в связи с изменением уровня цен. С этой целью по единой методике устанавливаются коэффициенты индексации, которые определяются как средневзвешенная величина соотношений удорожаний по сравниваемым периодам. Правительством РФ также предоставлено право органам исполнительной власти субъектов федерации по согласованию с территориальными органами Госкомэкологии и Госкомсанэпидемнадзора России снижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации.

Следует отметить, что в сложившейся системе внебюджетных государственных фондов отсутствуют четкие вертикальные связи. Ни в экологическом законодательстве, ни в положениях о федеральном и региональном фондах не обусловлен порядок взаимоотношений, в том числе управления и контроля, между различными уровнями этой системы. Определены лишь доля отчисления средств в экологические фонды различных уровней: на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского и районного) значения - 60%, регионального значения (субъекты Федерации) - 30%, федерального - 10%.

Природопользование имеет свои принципы права, к которым относятся:

  • природопользование рациональное;
  • принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования;
  • принцип целевого характера пользования ресурсами природы;
  • принцип устойчивости права пользования;
  • принцип платности специального природопользования.

Среди всех принципов рациональное природопользование является традиционным принципом природоресурсного права. Это экологически обоснованное природопользование, учитывающее разнообразные интересы людей, среди которых экологические, экономические, социальные и др.

Очень тесно с принципом рационального использования ресурсов природы связан принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования.

Этот принцип является следствием требований законодательства об охране окружающей среды. Содержанием принципа являются правовые требования относительно недопущения причинения вреда во время эксплуатации природного ресурса другим природным объектам.

Закреплен принцип через регулирование обязанностей природопользователя. Например, водопользователь при пользовании водным объектом не имеет права причинять вред, как самому водному объекту, так и окружающей среде.

Что касается принципа целевого использования природных ресурсов, то он является общим для целого ряда природоресурсных отраслей права – земельного, горного, водного и др.

Если земельные участки, водные объекты, лесные участки, участки недр предоставляются в пользование, то цель их предоставления в обязательном порядке фиксируется в решении о предоставлении в пользование.

Если природный объект используется не по назначению, т.е. не соответствует заявленной цели, законодательство рассматривает это как правонарушение и является основанием вплоть до аннулирования лицензии.

Природные объекты предоставляются или в бессрочное пользование, или на длительный срок – в этом заключается принцип устойчивости права природопользования.

Основания, по которым прекращается право пользования природными объектами, указаны в законе. Таким образом, гарантируются интересы пользователя, связанные с природопользованием.

Готовые работы на аналогичную тему

Субъекты специального природопользования обязаны оплатить пользование соответствующим видом природного ресурса, в этом заключается принцип платности природопользования.

Плата, вводимая за пользование природного ресурса, помогает решать как общие задачи государства, так и те задачи, которые связаны с поддержанием эксплуатируемого природного ресурса в благоприятном состоянии и, если необходимо, его восстановлении.

Права и обязанности природопользования

Права и обязанности природопользователей, их объем, и состав связаны с видом природного объекта, находящегося в пользовании.

Зависят они также и от целей использования и статуса субъекта природопользования.

У всех природопользователей есть право - пользование природным объектом осуществлять в пределах установленных законов и право на получение информации о предоставленном в пользование природном объекте, его состоянии.

Кроме прав у природопользователей есть общие обязанности. К ним относятся:

  • рациональное использование природного объекта способами, не несущими вред здоровью человека и окружающей среде, а также использование в соответствии с целевым назначением объекта;
  • выполнять, предусмотренные законодательством и договором, природоохранные мероприятия;
  • своевременное внесение платежей и за пользование ресурсами и за загрязнение природной среды;
  • обязательное соблюдение экологических нормативов;
  • информирование государственных органов о состоянии природного объекта;
  • восстановление за свой счет природных объектов, нарушенных в процессе природопользования.

Право собственности на природные ресурсы может приобрести другое лицо на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки.

В ряде случаев природные ресурсы, находящиеся в частной собственности, могут быть обращены в государственную собственность - это в случаях обращения взыскания на имущество по обязательства, в случаях выкупа для нужд государства и при нарушениях требований законодательства происходит изъятие объекта. Рассматриваются и такие случаи, как переход наследства государству и в случаях реквизиции – это изъятие, которое происходит при авариях, эпидемиях, стихийных бедствиях.

Природный ресурс изымается у собственника в интересах общества по решению государственных органов, с выплатой стоимости имущества, В тех в случаях, когда имущество конфискуется в виде санкции за какое-либо преступление – это изъятие безвозмездное по решению суда.

В случаях национализации, когда собственность граждан или юридических лиц обращается в собственность государства. В частную или государственную собственность могут быть обращены природные ресурсы в соответствии с законом, являющиеся муниципальной собственностью.

Принудительное изъятие у собственника его имущества не допускается, кроме тех случаев, которые предусматривает закон.

Пути реализации принципов

Во многих странах мира сегодня существуют и реализуются политические программы и проекты, касающиеся рациональных методов использования природных ресурсов.

В них, прежде всего, отражаются:

  • политика государства по охране окружающего пространства;
  • принятые международные стандарты, законы, экологические нормы;
  • устойчивое использование экосистем;
  • недопущение разрушительного воздействия на среду обитания;
  • наличие и соблюдение принципов агроэкологии в ходе эксплуатации плодородных земель;
  • рациональные принципы размещения промышленных предприятий;
  • использование региональных и международных эффективных биосистем;
  • природоохранные мероприятия для каждого региона, для каждой страны и в целом для мирового пространства;
  • экологический мониторинг и прогнозирование последствий человеческой деятельности;
  • наличие достоверной базы данных о мировых экосистемах и их состоянии;
  • продуктивность и восстановление запасов в Мировом океане;
  • проблемы питьевой воды, отвечающей санитарным нормам;
  • оказание помощи развивающимся странам в вопросах экологического правового механизма.

На уровне отдельного государства должны проводиться работы по разработке и внедрению региональных планов и мероприятий в отношении окружающей среды, контроль за осуществлением которого возлагается на государственные и общественные организации.

Данные мероприятия дают возможность обеспечить экологически безопасной работой на производстве и сформировать здоровую среду для городского и сельского населения. Возможность снизить воздействие природных катаклизмов и катастроф и сохранить экосистему в районах с неблагополучной экологией. Такое мероприятие как внедрение новых технологий обеспечит экологические нормы и даст возможность регулирования актов природоохранного законодательства.

Если рассматривать проблему рационального природопользования, то она значительно шире и сложнее, потому что она представляет собой единый организм с тесно связанными компонентами.

Рационально пользоваться всеми ресурсами природы и её благами можно лишь, приумножая и сберегая их для будущих поколений.

Читайте также: