Плата за отопление летом законно ли это

Обновлено: 30.06.2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26 июня 2019 г. № 23464-ОГ/04 Об определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению


Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 26 июня 2019 г. № 23464-ОГ/04 Об определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению

Департамент развития жилищно-коммунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращение и в пределах своей компетенции сообщает следующее.

1. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).

Согласно пункту 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2(3) и 2(4) приложения N 2 к Правилам N 354 исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

2. Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 603) органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года).

До вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.

Таким образом, если органами государственной власти субъекта Российской Федерации было принято решение об изменении способа оплаты, то применяется установленный в таком решении способ оплаты. В случае, если указанное решение не было принято, то применяется способ оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемый при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу Постановления N 603.

3. В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно либо все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется на основании показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии по формулам 3(1), 3(3), 3(4) приложения N 2 к Правилам N 354.

Вместе с тем при способе оплаты за коммунальную услугу по отоплению в течение отопительного периода объем тепловой энергии в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, определяемый по формулам 3(1) и 3(3), может принимать отрицательное значение. Подобная ситуация возможна, когда величина (Vд - ) принимает отрицательное значение ввиду неодновременного снятия показаний индивидуальных приборов учета и коллективных (общедомовых) приборов тепловой энергии, при определении величин Vд и Vi в соответствии с положениями пунктов 59 и 59(1) Правил N 354 исходя из среднемесячных объемов потребления, при выявлении расхождений в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных приборов учета и (или) проверки их состояния и проведении перерасчета платы в соответствии с положениями пункта 61 Правил N 354.

Согласно статье 7 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). Учитывая, что изложенная выше ситуация прямо не урегулирована Правилами N 354 считаем возможным применить положения пункта 46 Правил N 354, в соответствии с которыми плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях.

Таким образом, в случае возникновения отрицательных величин объема потребленной тепловой энергии в i-жилом или нежилом помещении многоквартирного дома, определенных в соответствии с формулами 3(1), 3(3) приложения N 2 к Правилам N 354, плата за коммунальную услугу по отоплению в расчетном периоде в таком помещении многоквартирного дома не начисляется, при этом объем тепловой энергии, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, подлежит уменьшению на эту отрицательную величину.

В соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.

В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Директор Департамента развития
жилищно-коммунального хозяйства
С.В. Никонова

Обзор документа

Минстрой разъяснил особенности оплаты коммунальных улуг по отоплению. В частности, он указал, что в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, размер платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

В этом году холода пришли задолго до климатической зимы. И раньше начался отопительный сезон, но тепло он принес не всем. Судя по звонкам на "горячую линию" "РГ", многие мерзнут в своих квартирах. Нужно ли платить за тепло, если дома холодно? На этот и другие вопросы отвечали исполнительный директор НП "ЖКХ "Контроль" Светлана Разворотнева и начальник управления регулирования в сфере ЖКХ Федеральной антимонопольной службы Алексей Матюхин.

Если в квартире вам приходится ходить в шубах и греться от чашки чая, позовите соседей. И вместе составьте акт на пересчет платы за тепло. Фото: Reuters

Если в квартире вам приходится ходить в шубах и греться от чашки чая, позовите соседей. И вместе составьте акт на пересчет платы за тепло. Фото: Reuters

Холодно? Не спешите платить

Алексей Геннадьевич, когда люди остаются без тепла на сутки, они должны платить за это время?

Алексей Матюхин: У нас по правилам предоставления коммунальных услуг в таком случае происходит перерасчет. Если это авария, когда пострадал весь дом, он должен быть автоматическим.

Если касается части дома, к примеру, что-то произошло по отдельным стоякам, то граждане должны подать заявки в управляющую компанию или ресурсоснабжающую организацию. И потребовать пересчитать за это время плату за тепло. Если в платежке это не отразилось, то следует с жалобой обращаться в жилищную инспекцию.

Фото: istock

Наталья Болачева из Омского района: Температура в комнате не поднимается выше 11 градусов. Я должна платить в этом случае?

Светлана Разворотнева: Нормой считается температура в квартире не ниже 18 градусов. В угловых комнатах - 22 градуса. Если холоднее, требуйте перерасчета.

Для этого вы должны составить акт и обратиться в аварийно-диспетчерскую службу. Факт обращения - это начало периода некачественного предоставления услуг. Приходит представитель службы, вместе с вами замерит температуру.

Если не дождались визита, тогда замерили сами. Табуретку поставили на середину комнаты, положили на нее градусник и при двух свидетелях (это могут быть соседи) составили акт. Направили его в управляющую компанию. Ели управдом не реагирует, то - в жилинспекцию.

Калькулятор от ФАС

Сергей Александрович Белов из Вологды: За октябрь только за отопление нужно заплатить 4410 рублей. Одна тепловая гигакалория стоит 1900 рублей. Плата за отопление - 60% от всей платы за услуги ЖКХ. Это правильно?

Алексей Матюхин: Установленный тариф 1900 рублей за гигакалорию - усредненный для газовых котельных. Если судить по платежке, то в месяц было израсходовано чуть больше двух гигакалорий. Необходимо посмотреть, как они рассчитываются. Бывает так, что плата за отопление выставляется за октябрь, но туда частично входит и то, что дом потребил в сентябре. А то, что в платежке 60% составляет "тепло", это как раз среднероссийский показатель.

А самому можно проверить, правильные ли суммы в платежке?

Алексей Матюхин: На сайте ФАС для удобства граждан существует калькулятор коммунальных платежей. Мы создали его, чтобы люди могли понять, правильно ли выставляет управляющая компания тариф или норматив. Но это касается только коммунальных услуг - тепло, вода, электричество, газ. Нужно найти раздел "Калькулятор коммунальных платежей", выбрать регион, город, дом. И если у вас прибор учета, например, на воду, можно вбить его данные, нажать на кнопку "рассчитать", и он автоматически выдаст вам платежный документ. Его можно сверить с тем, что у вас на руках. Если есть разница в размере тарифа, например, вместо 30 рублей за воду стоит 35 рублей, надо обращаться в орган, который устанавливает тариф в регионе или в жилищную инспекцию.

Как остановить рост тарифов

Валентина Михайловна, Владимир: Наша управляющая компания с 1 октября подняла тариф за содержание жилого помещения на 37%. Жильцы говорят, что никто с ними это не обсуждал. Разве так можно?

Светлана Разворотнева: Тарифы на жилищные услуги государством не регулируются. Их утверждают собственники. Но если решение об установлении тарифа они не приняли, это берет на себя орган местного самоуправления.

Фото: Марина Волосевич

С вашей компанией нужно разобраться, чтобы понять, кем было принято решение. Если сделано в обход собственников, то это явное нарушение закона. Рекомендую с письменным запросом обратиться в администрацию - на основании какого решения изменен тариф. Заявление должно быть в двух экземплярах, чтобы вам отметку поставили - кто и когда принял. Если администрация, то вы можете провести общее собрание собственников и принять иное решение.

Не исключено, что была подделка протокола общего собрания. Вам нужно сходить в Госжилинспекцию, затребовать его. Если среди подписей есть и подписи ваших соседей, которые такого решения не принимали, обращайтесь в инспекцию с требованием признать это собрание неправомочным. И в полицию - с заявлением найти фальсификаторов и наказать их по закону.


А в ФАС можно жаловаться по этим вопросам?

Алексей Матюхин: В ФАС можно обращаться по тарифам на коммунальные услуги. Управление, содержание, ремонт общего имущества в многоквартирном доме наша служба не регламентирует.

Кстати, рост тарифов в регулируемых сферах деятельности ограничен ростом совокупного платежа граждан за коммунальные услуги в 2020 году на уровне 4%. Это то, что мы видим непосредственно в платежке. И взаимоувязано с тарифом и нормативом потребления, например, если это отопление или нет прибора учета на воду. Необходимо понимать, что тарифная политика часто обосновывается необходимостью инвестиций в ЖКХ. И это правильно.

На наш взгляд, объяснимо, когда тариф в некоторых случаях должен расти выше уровня инфляции, но только если наблюдаются видимые улучшения. Жильцы дома должны воочию видеть, как идет перекладка сетей, как меняется котельная, другие виды топлива используются.

110 тысяч в месяц? Однако!

В редакцию от жителя поселка Тесь Красноярского края пришла платежка за октябрь. Итоговая сумма за коммуналку - 110 тысяч рублей.

Платежки по 120-130 тысяч получили 170 семей. Просят разобраться.

Фото: iStock

Во время "горячей линии" платежку передали Светлане Разворотневой. И уже через 15 минут она озвучила комментарий инспектора "ЖКХ "Контроль" в Красноярске Романа Казакова:

- Мы разбирались в ситуации. Такие заоблачные платежки пришли жильцам сразу нескольких домов. В поселке пустили новую котельную, обещали, что тарифы за тепло будут снижены. Но новый владелец провел какие-то работы в подвалах и выставил с апреля по сентябрь перерасчет, который и составил 110 тысяч на одну квартиру. Люди сразу же обратились с жалобами.

Выяснилось, что в домах установили "новые" приборы учета, которые не соответствовали официальным классификаторам. Руководителя предприятия уже уволили. За ноябрь людям сделают перерасчет, поставят другие приборы учета. Этот пример еще раз доказывает, что даже при жесточайшей регуляции тарифов можно накрутить любые показатели.

Платежные квитанции за услуги ЖКХ

Зима 2019-2020 стала самой теплой за всю историю метеонаблюдений в России. Как рекордные температуры повлияют на стоимость отопления и почему платить за тепло приходится даже летом, читателям сайта "РИА Недвижимость" рассказывает директор по развитию российского представительства итальянского производителя радиаторов Global Роман Шидлаускас.

Для начала давайте поймем, как мы платит за отопление. Возьмем, к примеру, обычный дом, где нет никаких теплосчетчиков, ни домовых, ни индивидуальных, таких жилых зданий в нашей стране пока большинство. Если вы живете в таком доме и обратите внимание на платежку за услуги ЖКХ, то заметите, что плата за отопление начисляется каждый месяц, даже летом, когда батареи холодные. Это не ошибка или обман, а сделано специально.

Отопительный сезон у нас в стране в среднем длится 7 месяцев в зависимости от региона, и если общую стоимость за услуги обогрева делить не на весь год, а на 7 месяцев, ежемесячный платеж вырастет на 70%.

Допустим, в Москве в месяц начисляется около 1200 рублей. Но если не растягивать платежи на год, а пересчитать только на отопительный сезон, то ежемесячная плата увеличится до 2040 рублей.

А правда, что платить приходится не только за отопление своей квартиры, но и за отопление подъезда в том числе?

Да, в эту сумму входит оплата обогрева квартиры и общедомовых помещений (подъезда, подвала, камер хранения и тому подобное). Стоимость рассчитывается, исходя из нормативов потребления тепла на квадратный метр по тарифам от поставщика тепла. Проще говоря, есть усредненное значение количества тепла, которое считается достаточным для обогрева. Например, в Москве это 0,016 Гкал.

Квартиры равные по площади отапливаются одинаково. Если вы в отличие от ваших соседей любите прохладу, то все равно будете получать столько же тепла. Так что вам остается только открыть форточку или перекрыть батареи (при наличии байпаса).

Впрочем, есть жилые комплексы с домовыми приборами учета. В таком случае оплата начисляется не круглый год, а только в период отопительного сезона. Сумма рассчитывается так: общее количество тепла, потребленное всеми квартирами, делится на общий метраж и умножается на метраж конкретной квартиры.

И неважно, что, допустим, вас всю зиму не было дома и теплом никто не пользовался, платить все равно придется. В том числе за отопление общедомовой территории.

Кран в ванной комнате

А есть ли какие-то варианты, чтобы оплата начислялась только за фактическое потребление тепла? Скажем, если ты отключал батареи в квартире на месяц, то и платить за него не будешь.

Такой тип отопления пока реализован только в нескольких пилотных регионах: когда индивидуальные приборы учета устанавливаются в каждой квартире. Тому, кто живет в такой квартире, повезло, потому что они платят только в период отопительного сезона и ровно столько сколько потребили тепла. В квартире стоят теплосчетчики, которые определяют потребление автоматически, измеряя расход и температуру теплоносителя (воды в батареях) на входе и выходе из квартиры. Но важно, чтобы такие счетчики стояли у большинства жильцов дома, чтобы УК рассчитывала стоимость отопления по их показаниям.

Если все получилось, то оплата происходит за фактическое потребление тепла. К примеру, зимой вы на месяц уезжаете за город и можете перекрыть отопление в квартире. Тогда за этот период вам будет начислена плата только за обогрев общедомовой территории.

В Москве климатической нормой для зимы считается -21оС, но таких показателей в этом году и близко не зафиксировано. Однако, ежемесячные платежи, которые приходили жильцам домов без приборов учета не изменились. Они продолжают платить по нормативам. На данный момент, к сожалению, нет информации о том, что стандарты расчета будут пересмотрены.

Жильцам домов с домовыми приборами учета повезло чуть больше. Многие из них платят за отопление по среднегодовой схеме. Вот как это работает: управляющая компания рассчитывает тарифы, исходя из показателей прошлого года. В конце года сравнивается фактическое потребление тепла с января по декабрь и сумма, оплаченная жильцами. Если по факту потребили меньше тепла, например, из-за теплой зимы, то есть два варианта развития событий:

● в последний месяц года УК компенсирует переплату за отопление, снижая плату за декабрь;

● тариф на следующий год пересчитывается в меньшую сторону.

То есть, при наличии домовых приборов учета удастся сэкономить: либо за счет перерасчета и компенсации в конце года, либо за счет снижения платежа на следующий год.

Владельцам квартир с индивидуальными счетчиками повезло больше всех.

В этом случае все просто. Стоимость услуг отопления рассчитывается ежемесячно, исходя из фактического объема потребленных ресурсов. Еще в декабре, когда вместо ожидаемого снега и холодов в Москве наступил четвертый месяц осени, многие жители уменьшали интенсивность обогрева квартир или вообще перекрывали батареи. Благодаря мягкой погоде тепла потрачено немного, и по сравнению с прошлой зимой расходы стали ниже. В зависимости от теплолюбивости обитателей квартиры затраты могли стать меньше на 20-40%.


В конце июня 2021 года Правительством РФ были внесены отдельные изменения в порядок начисления коммунальной услуги по отоплению (Постановление № 1018 от 25.06.2021 г.). Уточнены механизмы расчета при наличии в доме теплосчетчиков (индивидуальных приборов учета), а также особенности оплаты содержания мест общего пользования в части отопления.

Общие моменты по оплате отопления

Принципы оплаты за отопление, которые существовали ранее, остаются неизменными:

— расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу, а плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания (п. 1 ст. 155 ЖК РФ);

— размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации (п. 36, 37 и 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354, далее – Правила № 354));

— в случае если коммунальная услуга по горячему водоснабжению и отоплению готовится внутри дома с помощью ИТП (или крышной котельной), то потребитель оплачивает весь объем потребленного коммунального ресурса в виде тепловой энергии и холодной воды – по факту потребленного ресурса (абз. 3 п. 40 и п. 54 Правил № 354);

— оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из 2 способов:в течение отопительного периода, либо равномерно в течение календарного года (конечное решение принимается в каждом субъекте отдельно (абз. 1 п. 42(1) и абз. 1 п. 42(2) Правил № 354).

Варианты оплаты отопления: старое и новое

Особенности оплаты отопления зависят от наличия или отсутствия приборов учета, позволяющих агрегировать объем потребленных услуг.

Все установленные в законе варианты оплаты отопления раскрываются в п. 42(1) Правил № 354.

1.Если в многоквартирном доме нет общедомового прибора учета тепловой энергии (ОДПУ), то размер платы за тепловую энергию и отопление определяется исходя из норматива, который устанавливает тарифный орган субъекта. В настоящее время все подобные нормативы имеют повышающие коэффициенты (абз. 2 п. 42(1) Правил № 354).

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но ни в одном жилом или нежилом помещении нет индивидуального теплосчетчика (ИПУ), то размер платы за коммунальную услугу по отоплению распределяется по площади каждого жилого или нежилого помещения, исходя из общего объема гигакалорий, которые потребил дом (абз. 3 п. 42(1) Правил № 354). В случае оплаты за отопление равномерно в течение календарного года, эти объемы корректируются исходя из прошлогоднего годового объема потребления.
  2. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ, но хотя бы одно жилое или нежилое помещение имеет ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— на основании показаний ИПУ данного помещения;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальнуюуслугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 4 п. 42(1) Правил № 354).

Таким образом, установка ИПУ не означает, что потребители перестают оплачивать общедомовое потребление.

Важно подчеркнуть, что установка теплосчетчиков не допускается в домах, имеющих вертикальную разводку. Это следует из п. 3 Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденных Приложением № 1 к приказу Минстроя России от 28.08.2020 г. N 485/пр.

  1. Если в многоквартирном доме есть ОДПУ и одновременно все жилые или нежилые помещения имеют ИПУ, то размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется:

— по показаниям ИПУ;

— к плате по показаниям ИПУ добавляется плата за коммунальную услугу на содержание общего имущества, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 5 п. 42(1) Правил № 354).

В Правилах № 354 введено условие, при котором можно не оплачивать отопление на содержание общего имущества:

— если все помещения общего пользования не оснащены отопительными приборами или иными теплопотребляющими элементами внутридомовой инженерной системы отопления;

— этот факт подтверждается технической документацией на многоквартирный дом.

В таком случае норматив потребления коммунальной услуги по отоплению принимается равным нулю (абз. 6 п. 42(1) Правил № 354).

Одновременно в Правила № 354 введены особенности оплаты за отопление при наличии в многоквартирном доме распределителей, устанавливаемых на радиаторах отопления. Для того, чтобы применять порядок оплаты с учетом распределителей, необходимо:

— чтобы многоквартирный дом был оборудован ОДПУ;

— чтобы общая площадь помещений, где установлены распределители, была не менее чем в 50% от общей площади всех жилых и нежилых помещений.

В таком случае размер платы за отопление будет рассчитываться по принципу, указанному в п. 2 и 3 подраздела данной статьи. А именно: к показаниям распределителя будет добавляться плата за содержание мест общего пользования, рассчитываемая по ОДПУ за вычетом потребления объема (количества) тепловой энергии, потребленного во всех жилых или нежилых помещения (абз. 10 п. 42(1) Правил № 354).

В дальнейшем размер платы за отопление корректируется один раз в год, если решением общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ не установлена иная периодичность для корректировки.

Слабые места регулирования платы за отопление

Регулирование платы за отопление все более усложняется: добавляются новые формулы и ситуации, которые направлены на устранение пробелов в законодательстве. Например, теплосчетчики нельзя устанавливать при вертикальной разводке инженерных коммуникаций по отоплению. Однако распределители можно (при условии, что эти действия осуществляет одновременно не менее 50% собственников от общей площади помещений в доме). Общая тенденция регулирования – постоянное оприборивание и надлежащий коммерческий учет, сочетаемый со штрафными санкциями за отсутствие приборов учета в доме или помещении.

Вместе с тем, в нашей практике продолжают встречаться ситуации, которые не охватываются существующим регулированием. Например, в одном из домов застройщик построил двухуровневые квартиры. При этом трубы отопления в этих квартирах были замурованы глубоко в стену, а для отопления и горячего водоснабжения застройщик установил в отдельной группе помещений индивидуальное газовое отопление. Изменения в проектную документацию были внесены, а вот в технический паспорт на помещение – нет. В таком случае управляющая организация выставляет потребителю плату за централизованное отопление и горячую воду, которой он не пользуется при наличии автономной газовой системы. То есть, услуга оплачивается дважды.

Кроме того, на уровне формул расчета не урегулированы ситуации, при которых потребитель может в принципе отказаться от оплаты за отопление. Например, в случае организации (путем надлежащего согласования переустройства) собственного индивидуального отопления (с помощью газа). Согласование переустройства и демонтаж радиаторов отопления в этом случае не является гарантией отсутствия начисления платы за отопление.

Наконец, в Правилах № 354 не прописан порядок расчета и оплаты потерь тепловой энергии за внешние сети теплоснабжения, в случае, если они являются общим имуществом. В случае закрытой системы отопления тепловые потери уйдут в тепловой компонент и будут выставлены потребителю по факту (п. 54 Правил № 354). А вот при централизованной системе теплоснабжения тепловые потери могут уйти только в общедомовое тепловое потребление с неустановленным порядком расчета, что создает дополнительные сложности и путаницу с учетом.

Плата за отопление при отключении собственника от центрального отопления

Надо ли начислять плату за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений в МКД, которые отключились от центрального отопления (помещения отапливаются с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии)?

Про плату за отопление.

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. У кого конкретно возникает данная обязанность, сказано в ч. 2. Это:

  • наниматель жилого помещения по договору социального найма (договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, государственного или муниципального жилищного фонда) – с момента заключения такого договора;
  • арендатор жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда – с момента заключения соответствующего договора аренды;
  • член ЖК – с момента предоставления жилого помещения таким кооперативом;
  • собственник помещения – с момента возникновения права собственности на такое помещение;
  • лицо, принявшее от застройщика (лицо, обеспечивающее строительство МКД) после выдачи ему разрешения на ввод дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, – с момента такой передачи;
  • застройщик (лицо, обеспечивающее строительство МКД) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам, – с момента выдачи ему разрешения на ввод дома в эксплуатацию.

Вне зависимости от того, кто должен вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, данная плата включает в себя плату за коммунальные услуги. В свою очередь, в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается:

  • исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета (при наличии таковых);
  • исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (при отсутствии приборов учета).

Среди видов коммунальных услуг, предоставляемых потребителю (собственнику помещения в МКД, жилом доме, а также лицу, пользующемуся на ином законном основании помещением в доме, потребляющему коммунальные услуги), числится отопление.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления МКД вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в МКД. Данная норма прописана в абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг.

Порядок определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению (п. 42(1) указанных правил) зависит от выбранного способа ее оплаты (в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года) и от того, есть ли в МКД приборы учета тепловой энергии.

Особенности определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению

В МКД отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета (ОПУ) тепловой энергии

Размер платы определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению и общей площади конкретного помещения (жилого или нежилого) в МКД

МКД оборудован ОПУ тепловой энергии, но не во всех жилых или нежилых помещениях в этом доме установлены индивидуальные и (или) общие (квартирные) приборы учета (распределители) тепловой энергии

Размер платы в помещении рассчитывается исходя из показаний ОПУ тепловой энергии, общей площади конкретного помещения (жилого или нежилого) в МКД и общей площади всех жилых и нежилых помещений в доме

МКД оборудован ОПУ тепловой энергии, и во всех жилых и нежилых помещениях в нем установлены индивидуальные и (или) общие (квартирные) приборы учета (распределители) тепловой энергии

Размер платы в помещении определяется исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний ОПУ тепловой энергии, общей площади конкретного помещения (жилого или нежилого) в МКД и общей площади всех жилых и нежилых помещений в доме

Про возможность отключения от центрального отопления.

  • наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;
  • наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, неисправности цепей защиты, погасании пламени горелки, падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;
  • температура теплоносителя – до 95 °С;
  • давление теплоносителя – до 1 МПа.

Таким образом, переход на законных основаниях на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (например, газового котла) в квартирах МКД все‑таки возможен, но при условии соблюдения вышеперечисленных требований, а также при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

Развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа. Разработка, утверждение и ежегодная актуализация схем теплоснабжения – это вотчина уполномоченных органов. Схемы теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения 500 000 человек и более, а также городов федерального значения утверждает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (п. 11 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 190‑ФЗ). В поселениях, городских округах с численностью населения менее 500 000 человек этим занимаются органы местного самоуправления (п. 6 ч. 1 ст. 6).

Один из примеров, когда судьи сочли законным переход на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, – дело № А74-4772/2016. Электрические отопительные приборы не включены в перечень запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в МКД при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения отопительных приборов. Возможность их установки в квартире соответствует представленной проектной документации, техническим условиям, не нарушает права и законные интересы граждан, не создает угрозу их жизни и здоровью (см. Постановление АС ВСО от 05.04.2017 № Ф02-1114/2017).

В деле № А55-26533/2015 судьи подчеркнули: невозможно абсолютное отключение жилой квартиры от централизованного отопления. Собственники жилых помещений должны обеспечить технически обоснованное решение вопросов об отоплении мест общего пользования и мест расположения (в том числе подвалов, подполов) общедомовых коммуникаций (коллекторов и стояков систем канализации, холодного водоснабжения), предусмотренных в соответствии с проектом МКД с учетом функционирования внутридомовой системы отопления, подключенной к централизованной системе теплоснабжения. В свою очередь, увеличение расхода природного газа влечет необходимость проведения технического расчета пропускной способности существующих газопроводов (наружных и внутренних) и определения стоимости работ по подготовке газовых сетей, а также получения разрешения на увеличение объема использования природного газа у газоснабжающей организации.

Как результат, переход на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных источников тепловой энергии возможен после выполнения следующих условий:

  • согласие всех собственников помещений в доме на отключение (отсоединение) дома от центральной системы отопления и монтаж индивидуальных (поквартирных) систем отопления;
  • корректировка схемы теплоснабжения городского округа;
  • получение технических условий на подключение нового газоиспользующего прибора (котла) от газоснабжающей организации;
  • разработка специализированной организацией проекта (проектов) реконструкции внутридомовой системы отопления с учетом отопления мест общего пользования;
  • выполнение работ по демонтажу общей внутридомовой системы отопления и монтажу индивидуальных (поквартирных) систем отопления всех помещений одновременно в межотопительный период.

Обратите внимание:

судьи рассуждают о возможности перевода на индивидуальное отопление МКД в целом, а не отдельных квартир (см. Постановление АС ПО от 16.02.2017 № Ф06-17561/2017 по делу № А55-26533/2015).

В свое время ВС РФ в Решении от 07.05.2015 № АКПИ15-198 указал, что запрет, установленный ч. 15 ст. 14 Федерального закона № 190‑ФЗ, введен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в МКД происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

А Минстрой в Письме от 15.10.2014 № 22588‑ОД/04 добавил: процедура перехода на отопление жилых помещений в МКД с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии достаточно сложная и дорогостоящая, целесообразнее осуществлять такой переход в отношении не отдельно взятого жилого помещения, а МКД в целом.

Про плату за отопление при отключении от центрального

отопления отдельных жилых помещений.

При расчете платы за коммунальную услугу по отоплению из общей отапливаемой площади, по которой начисляется плата за потребление коммунального ресурса, нельзя вычесть площадь квартир с индивидуальным (автономным) отоплением, так как это приведет к необоснованному увеличению размера платы для собственников иных помещений. С одной стороны, жилищное законодательство не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты тепловых потерь системы отопления МКД и расхода тепловой энергии на ОДН. С другой стороны, определить стоимость платы только на указанные цели не представляется возможным, если нет индивидуальных приборов учета во всех жилых и нежилых помещениях. Вывод: расчет производится в общем порядке.

Так, если в МКД нет ОПУ тепловой энергии, расчет платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется на основе норматива, который утверждает орган государственной власти субъекта РФ в порядке, установленном Правительством РФ. В свою очередь, поскольку действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в МКД с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления, законодательством не установлена и возможность определения раздельно норматива потребления в отношении отопления на ОДН и норматива потребления в жилом (нежилом) помещении.

Если же индивидуальные приборы учета тепловой энергии имеются во всех жилых и нежилых помещениях МКД, оборудованного ОПУ тепловой энергии, плата будет определена с учетом показаний счетчиков.

Изложенный подход подтверждают и другие судебные решения.

Постановление от 02.11.2017 № Ф07-12165/2017 по делу № А42-6533/2016

Постановление от 06.07.2017 № Ф06-20460/2017 по делу № А57-13845/2016

Постановление от 05.07.2017 № Ф06-21180/2017 по делу № А57-13843/2016

Постановление от 05.07.2017 № Ф06-20996/2017 по делу № А57-13844/2016

Постановление от 12.09.2017 № Ф06-24686/2017 по делу № А12-48753/2016, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 22.01.2018 № 306‑ЭС17-20725

Постановление от 10.02.2017 № Ф02-7582/2016, Ф02-7746/2016 по делу № А10-958/2014

В то же время следует отметить, что в ряде случаев судьи АС ВВО поддержали УК (ТСЖ), теплоснабжающие организации, которые не начисляли собственникам жилых помещений МКД, оборудованных индивидуальной (автономной) системой отопления, плату за услугу по отоплению. Обоснование таково.

Плата должна взиматься только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за энергию, не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена.

Жилищная инспекция не оспаривала правомерность переоборудования квартир под индивидуальное отопление, этот вопрос не был предметом проверки. Доказательств того, что отопительные приборы в спорных квартирах включены в перечень приборов, запрещенных к использованию для отопления жилых помещений в МКД, приведенный в п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, нет.

Постановление от 09.02.2017 № Ф01-6514/2016, Ф01-6515/2016 по делу № А79-8748/2015, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 26.05.2017 № 301‑КГ17-6395

Постановление от 05.02.2018 № Ф01-6562/2017 по делу № А17-3138/2017

Постановление от 28.02.2018 № Ф01-6319/2017 по делу № А11-1525/2017

Постановление от 27.02.2018 № Ф01-6308/2017 по делу № А11-977/2017

Многоквартирный жилой дом является сложным, многофункциональным и единым объектом. Использование всех его технических, инженерных и иных коммуникаций, а также инфраструктуры служит единой цели – обслуживанию и поддержанию всего объекта (то есть дома), в том числе обогреву домостроения по установленным правилам, качественным стандартам (например, поддержание определенного температурного режима). В связи с этим жилищное законодательство не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты тепловых потерь системы отопления МКД и расхода тепловой энергии на ОДН.

Читайте также: