Выборы как форма политического участия граждан

Обновлено: 02.07.2024

Политическое участие (или гражданское участие) – это право граждан принимать непосредственное участие в процессе принятия государственных решений, которые касаются непосредственно их жизни, а также совокупность действий и методов участия граждан в определении и решении собственных проблем.

В условиях демократии политическое участие чаще всего выражается в виде:

  • права голоса;
  • возможности объявить народную инициативу;
  • подать петицию в парламент с законопроектом или процедурой в отношении определённого закона.

В политической теории повышенная степень гражданского участия ведёт к развитию демократии участия.

Основой участия является признание законности демократически избранных властей и партнёрство властей с группами и организациями жителей. Политическое участие также основано на предположении, что участие граждан в управлении демократическим государством не должно ограничиваться только лишь участием в выборах.

Политическое участие включает в себя процедуры, подходы и попытки обеспечить реальную роль людей в принятии важных государственных решений, затрагивающих всё общество, его часть, или организацию, к которой принадлежат люди. Социально-экономический статус и пол являются важными факторами, влияющими на участие в политической жизни. Участие представляет собой как самый основной, так и наиболее полный инструмент демократии.

Существуют различные научные определения политического участия, которые различаются по характеристикам.

Так, Сэмюэль, Хантингтон и Нельсон под политическим участием понимали деятельность частных граждан, направленную на оказание влияния на принятие правительственных решений.

Верба и Норман под политическим участием понимали просто деятельность, которая имеет намерение или эффект влияния на действия правительства. Это влияние происходит либо напрямую, влияя на разработку или реализацию государственной политики, либо косвенно, влияя на выбор людей, которые делают эту политику.

Субъекты политического участия

Субъекты политического участия

Субъектами политического участия выступают:

  • индивиды;
  • социальные группы и слои;
  • культурно-профессиональные, этнонациональные, конфессиональные и политически сплочённые общности;
  • все взрослые граждане государственно-организованных обществ;
  • международные сообщества.

Они прямо или любым другим образом вовлечены в выработку и реализацию политического курса государств, политико-управленческих решений, к рекрутированию политико-должностных лиц и влияния на их деятельность.

Виды и формы политического участия

С тех пор этот термин значительно расширился.

Современный политический процесс характеризуется большим разнообразием видов и форм политического участия. Это явление политологи классифицируют по разным критериям.

По степени активности:

  • пассивное (участие в голосовании на выборах и референдумах, право быть избранным в общественные выборные органы);
  • активное.

По масштабам и уровням:

  • местное;
  • региональное;
  • государственное;
  • участие в международной политике.

По силе политического влияния:

  • прямое (непосредственное) и опосредованное;
  • общее и ограниченное.

По системе использованных политических средств:

  • мирное и насильственное;
  • добровольное и принудительное;
  • традиционное и инновационное;
  • легитимное и нелегитимное;
  • законное (легальное) и противоправное (нелегальное).

По формальному признаку:

  • письменные (или институционализированные);
  • неписаные (или неинституционализированные).

Данные типы участия можно совместить с другими параметрами:

  • допустимые и недопустимые формы политического участия;
  • участием в выборах и голосование;
  • партийная деятельность (членство и работа в партиях);
  • избирательная кампания и политическая деятельность (могут быть институционализированы, но ограничены во времени);
  • юридический протест (например, участие в утвержденных демонстрациях);
  • гражданский протест (гражданское неповиновение) и политическое насилие (включает в качестве наиболее крайней формы политического участия насилие против объектов и людей).

Активное политическое участие заключается в следующем:

  • формулировка правительственной политики;
  • контроль за её осуществлением;
  • участие в управлении государством;
  • контроль деятельности чиновников на разных уровнях управления;
  • участие в деятельности неправительственных организаций и ассоциаций, связанных с общественной и политической жизнью страны.

Письменные или институционализированные формы политического участия соответствуют юридически обоснованным институтам. Неписаные (или неинституционализированные) формы включают все легальные варианты политического участия, которые не соответствуют юридически обоснованным институтам. Примеры письменных форм политического участия включают участие в выборах, членство и работу в политических партиях или союзах.

В демократических обществах доминируют автономное, конвенционное и ортодоксальное участие, но отдельные элементы других видов здесь также присутствуют. Средства политического участия, их интенсивность и последствия проявляют процессуально-функциональные свойства политической системы данного общества, особенности его политической культуры.

Более широкие возможности участия в политической жизни также включают участие и деятельность по поддержке политического лидерства и ознакомление с политикой, целевое восприятие политической информации.

Существуют также существенные различия между различными определениями политического участия в следующих вопросах:

  • является ли намерение субъекта оказывать политическое влияние необходимой предпосылкой для политического участия;
  • является ли добровольная деятельность субъекта необходимым компонентом для политического участия;
  • является ли эта деятельность законной или незаконной;
  • какие действия должны подпадать под понятие политического участия.

Использование права голоса является юридической, косвенной и письменной формой политического участия и, следовательно, является одной из общепринятых форм политического участия.

Методы политического участия

Методы политического участия

Кроме видов и форм, политологи выделяют также и методы политического участия. К ним относят:

  • общественные консультации и встречи;
  • доступ к публичной информации;
  • референдумы;
  • законодательные инициативы граждан;
  • подача заявок, петиций;
  • деятельность промежуточных представительных органов.

Функции политического участия

Политическое участие выполняет определённые социальные функции:

В политической теории концепция политического участия очень важна. Во всех современных демократиях в большей или меньшей степени существуют некоторые формы политического участия граждан в процессе принятия решений в качестве дополнения к представительным институтам. Радикальные концепции участия, стремясь полностью подавить важность представительной демократии, переходят к идее самоуправления.

Вопросы политического участия

По словам Жан-Жака Руссо, целью демократии является участие граждан в деятельности правительства. Руссо и другие исследователи были против чистого представления о представительной демократии, когда граждане доверяют принятие решений выборным представителям. Вместо этого предлагается понятие демократии участия, которая может проявиться на референдумах, публичных дебатах и тому подобном. На этих мероприятиях есть ряд вопросов, которые подлежат публичному обсуждению и политическому участию:

  • пространственное развитие;
  • связь;
  • экология;
  • безопасность;
  • видение будущего;
  • социальные проблемы (бедность, безработица).

История становления процессов политического участия

История становления процессов политического участия

История человечества доказывает, что все достаточно заметные политические сдвиги сопровождаются и одновременно вызываются стремлением ранее угнетённых групп и слоёв получить доступ к политической власти, к участию в государственном управлении.

Становление и упадок многих политических образований, жизнеспособность одних политических феноменов, институтов и нежизнеспособность других, политическая стабильность и нестабильность, войны, революции и другие политические конфликты и т.п. получают глубинное объяснение благодаря именно политическому участию.

Этот сильный спрос на участие со стороны гражданского общества, и в частности со стороны общественных движений, может быть истолкован как необходимость говорить, высказываться, осуждать правителей, не всегда восприимчивых к требованиям народа, а также к определённым недостаткам современных обществ.

Причина появления этого явления в том, что представительная демократия не всегда в состоянии разрешить кризисы, от которых может пострадать общество. Более того, стихийные бедствия – будь то природные, экономические или политические – и дальше потрясали общества того времени.

Примером является нефтяной кризис 1973 года, который на самом деле был ближе к сложному мировому кризису. Однако каждый раз первыми страдали от последствий люди, то есть те, кто, по сути, не имеет права голоса в этих государственных событиях. Поэтому именно из этой кризисной ситуации рождается участие.

В 1970-х годах для властей была одна цель – вернуть контроль над растущим протестным движением. Этот сильный спрос на процессы участия в 1970-х годах соответствует реальному социальному спросу, который возникает в контексте ухудшения жизненной среды. Это послужило причиной для научных исследований политического участия как процесса.

История исследований политического участия

История исследований политического участия

Первоначально исследования политического участия развивались вместе с исследованиями выборов. Первые исследования поведения избирателей, проведённые в начале XX века, можно рассматривать как источник исследований в области политического участия.

Важным дальнейшим шагом в развитии исследований политического участия является систематическое изучение репрезентативных национальных и региональных групп населения в 1940-х годах, главным образом в США.

Считается, что работа Лестера и Милбрата о политическом участии 1960-х и 1970-х годов ознаменовала собой начало фактического исследования участия в политической науке. Ими была предпринята попытка обобщить результаты исследований по выборам и участию на международном уровне сравнительным и систематическим образом.

Их работа была сосредоточена на участии в выборах и партиях, то есть на формализованных формах политического участия, но в этом контексте они различались по типу и масштабу.

С. Верба, Х. Норман и Джэ-он Ким с 1978 г. уже выделяли такие формы политического участия, как:

  • участие в выборах и голосование;
  • агитация;
  • партийная деятельность;
  • общественные мероприятия;
  • индивидуальные контакты с конкретными целями;
  • политические протесты;
  • демонстрации;
  • сидячие забастовки;
  • бойкоты;
  • политическое насилие.

Дальнейшие шаги в направлении различий между различными формами политического участия были предприняты с 1980-х гг. и продолжаются сегодня.

Сегодня электронное участие также стало предметом исследования политического участия. Как и электронное участие, политическое потребление как относительно новая форма политического участия лишь недавно привлекло внимание исследователей.

Исследование политического участия касается, в частности, вопросов зависимости политического участия от социально-экономического статуса, пола, миграции и гражданства. В дополнение к исследованиям по участию в политической жизни в отдельных странах существуют сравнительные исследования по участию государств в различных политических системах.

Доход, уровень образования, политический интерес, чувство политической компетентности и пол считаются важными, эмпирически проверенными объяснительными переменными политического участия. Кроме того, политические ценности, приобретённые в политической социализации, такие как демократические убеждения или гражданское чувство долга, интеграция в социальных сетях, институциональные рамки и поведение политических элит, являются важными факторами для объяснения политического участия.

В эффективной демократии активные граждане сами определяют, какая для них самая большая проблема и как её лучше всего решить. Задача властей – помочь им в выполнении этой задачи.

Гражданское участие начинается тогда, когда власти консультируются о решении проблемы с гражданами, прежде чем принимать решение.

Проблема безразличного равнодушия к политике

Проблема безразличного равнодушия к политике

Тенденция членов социальных групп участвовать в гражданском участии зависит от класса происхождения (положение в социальной структуре).

Этому способствует ситуация, в которой предметные дебаты о политических решениях, предлагаемых партиями, борющимися за голоса избирателей, заменяются представлением о намерениях этих партий не решившимся избирателям (манипулирование их эмоциями).

Развитие участия граждан в формировании отношений в государстве обеспечивается теми СМИ, которые способны побуждать политиков, социологов, экономистов и других специалистов к открытым дебатам по важным вопросам (напоминающим, например, Оксфордские дебаты). Публикация хода таких дебатов позволяет гражданам сформировать мнение о компетенциях участников дискуссии (достоверность представленных аргументов) и прояснить свою собственную позицию в спорных вопросах.

Уровни участия граждан в государственных проектах

Шкала политического участия Арнштейна

Сегодня существует модель с основными принципами гражданского участия:

  • информация (власти говорят с гражданами);
  • оппозиция (граждане возражают);
  • ответы (власти разъясняют гражданам);
  • консультация (власти слышат граждан);
  • партнёрство (граждане вместе с властью);
  • самоуправление (граждане занимаются своим делом).

Инструментальное и нормативное понимание политического участия

По разным моделям демократии и политическим терминам проводится инструментальное и нормативное разграничение понимания политического участия.

Инструментальное понимание охватывает действия, предпринимаемые гражданами для влияния на политические решения в их пользу и в их интересах.

Согласно нормативному пониманию, участие в политической жизни воспринимается как самостоятельная ценность в смысле (прямой) демократической конституции, демократии участия и всестороннего социального и политического участия, выходящего за рамки средств для отстаивания интересов.

Вы здесь: Главная Аналитический раздел Настоящее Политическая аналитика Выборы как важнейший институт современного демократического государства

Выборы как важнейший институт современного демократического государства

Выборы как инструмент демократии и непременный атрибут любого цивилизованного государства имеют длинную историю, однако формат данной статьи не позволяет обратиться к её рассмотрению. Поэтому сразу начнем анализ самой сути выборов, основываясь на результатах исследований, представленных в работах некоторых авторов.

Итак, считается, что существование любого современного демократического государства без периодического проведения свободных выборов попросту невозможно, поскольку именно выборы являются неотъемлемым институтом такого государства. Выборы являются наиболее цивилизованным способом борьбы за власть и смены руководства страны. Именно посредством выборов обеспечивается легитимизация власти и политической деятельности государства в целом [Кинзерская, И.Л. Избирательная система как институт современного демократического государства [Текст] / И.Л. Кинзерская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - №8. С. 219].

В отношении мнения И.Л. Кинзерской стоит отметить, что далеко не только выборы являются инструментом, обеспечивающим легитимизацию власти. Так, во многих странах до сих легитимизация власти обеспечивается посредством передачи её по наследству, и если при этом соблюдены все законы этого государства, то такая власть несомненно считается легитимной. Конечно, это касается в основном стран Востока, но и в западном мире до сих пор существуют монархии, хотя властные полномочия самих монархов довольно сильно ограничены. Мало того, для Запада, гордящегося своими демократическими традициями, во многих государствах высшая власть до сих пор избирается не на основании прямого волеизъявления народа. Достаточно вспомнить избирательную систему США, где выбор президента осуществляет не американский народ напрямую, а специальные выборщики, назначаемые от каждого штата. Канцлером ФРГ и Австрии становится лидер партии, победившей на выборах в парламент. Такая система, кстати, очень распространена в Европе. И при этом никому не придет в голову оспаривать легитимность главы государства на том основании, что он был избран не на прямых выборах. Существует еще множество разных систем, при которых прямые выборы главы государства отнюдь не являются обязательным условием легитимности его власти.

В соответствии с положениями Конституции России, единственным носителем власти в стране является народ, который осуществляет власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Законодатель не конкретизировал всё многообразие форм прямого народовластия. Однако указал, что высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы [Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (ред. от 21.07.2014). Ч. 2 – 3 ст. 3].

Тем самым Конституция РФ допускает применение разных форм непосредственной демократии, из которых референдум очень редкое явление, имевшее место в современной России только однажды – собственно при принятии отечественной Конституции 1993 года. В то же время вторая форма непосредственной демократии - всеобщие выборы – получила в нашей стране повсеместное распространение. Так, сегодня посредством прямых свободных выборов избираются Президент Российской Федерации, являющийся главой государства, депутаты Государственной Думы РФ (нижней палаты Федерального Собрания) – это федеральный уровень, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, главы исполнительной власти данных субъектов федерации – это региональный уровень, главы муниципальных образований (не везде) и представительные органы местного самоуправления – это муниципальный уровень (уровень местного самоуправления).

Для уяснения самой сути выборов следует отметить, что они представляют собой избирательную кампанию, растянутую во времени и включающую совокупность этапов определенных избирательных действий и процедур, которые регламентированы нормативно-правовыми актами. При этом принципиальным отличием выборов от простого назначения высокопоставленных чиновников исполнительной власти заключается в том, что выборы должны проводиться открыто и публично, без какого-либо административного принуждения и давления на избирателей со стороны государства, т.е. выборы должны обязательно быть свободными. Только такие выборы могу считаться демократическими. И только на таких выборах могут быть полностью реализованы гарантии избирательных прав граждан, являющиеся разновидностью гарантий прав человека и гражданина. Как отмечает, А.П. Уханова, это сложный институт избирательного права Российской Федерации, имеющий нормативную структуру, которая включает в себя не только гарантии реализации избирательных прав, но и гарантии их защиты, основания и порядок привлечения нарушителей к конституционной ответственности [Уханова, А.П. Информационное обеспечение выборов как гарантия реализации избирательных прав граждан в Российской Федерации [Текст]. Дис. . канд. юрид. наук / А.П. Уханова. - Петрозаводск, 2015. С. 36].

Роль и место института выборов определяется теми функциями, которые они выполняют в политической системе общества, основными среди которых являются следующие:

1) Представительство общественных интересов. Так, в ходе выборов избиратели решают, какие политические силы способны адекватно отразить и воплотить в жизнь их важнейшие запросы, ожидания и чаяния;

2) Легитимизация власти, которая, будучи избрана народом в процессе осуществления демократически организованных выборов, становится легитимной. Доверие к такой власти больше, и подчинение ей осуществляется охотнее;

3) Функция социального барометра политической жизни. Так, итоги выборов проясняют вопрос о степени влияния различных политических сил, выявляют действительное отношение граждан к правящей элите и оппозиции, к правительственному курсу;

4) Рекрутирование политической элиты. Выборы – важнейший механизм обновления и формирования политической элиты. Они позволяют гражданам лично и непосредственно определять, кто именно достоин осуществлять властные полномочия;

5) Институализация политического участия граждан. Голосование на выборах является важнейшей институциональной формой политического участия граждан.

Однако выборы как институт демократического государства будут эффективными только в том случае, если соблюдены определенные условия. Назовем некоторые из них.

Итак, первым таким условием является существование уже сложившегося и достаточно сильного гражданского общества, развитую многопартийность как отражение многообразия социальных интересов, независимые от государства средства массовой информации, устоявшуюся законодательную базу и независимую и эффективную судебную систему.

В качестве второго условия эффективности выборов можно назвать наличие демократических принципов избирательного права. Так, соответствовать своему социальному назначению и быть эффективными выборы могут только в том случае, когда они основаны на определенных принципах, которые можно сгруппировать в две основные категории: во-первых, это принципы избирательного права, которые определяют статус и положение каждого гражданина на выборах, во-вторых, общие принципы организации выборов, которые определяют основополагающие организационные, в том числе и социальные, условия их демократичности.

Кроме того, важным условием эффективности выборов являются развитые отношения собственности, поскольку обладающему собственностью человеку есть, что терять и что защищать, а значит он будет очень ответственно относиться к своему выбору, касающемуся власти.

Таким образом, выборы являются важнейшим компонентом современной политики и представляют собой способ формирования органов управления и власти посредством выражения политической воли граждан (голосования), осуществленного по определенным правилам. Результатом выборов становится наделение избранных кандидатов властными полномочиями.

Каждый человек на протяжении всей своей жизни что-либо выбирает. Выборы – постоянный и неотъемлемый спутник политической жизни.

В странах либеральной демократии выборы проводятся на основе следующих принципов избирательного права, закрепленных юридически: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, которое предусматривает возможность избирателя иметь только один голос и, соответственно, голос каждого избирателя формально равен голосу другого избирателя, тайное голосование, равенство кандидатов, конкуренция платформ и программ, действие результатов выборов в установленные законом сроки.

Избирателю приходится участвовать в разнообразных видах выборов в зависимости от того, представительные органы какого уровня формируются в результате выборов, различают общенациональные, региональные, местные и др. выборы, по характеру проведения выборы могут быть прямыми (кандидат избирается непосредственно избирателями) и многоступенчатыми (если первоначально определяется состав коллегии выборщиков, которые затем путем голосования формируют выборный орган). Прямое голосование является, как правило, наиболее распространенным и демократичным. Но следует иметь в виду, что в условиях, нестабильных обществ, когда политическая культура населения низка, прямые выборы порой приводят к непредсказуемым результатам. Демократичность процедуры прямых выборов заключается в том, между избирателем и кандидатом нет никаких промежуточных инстанций, избиратель непосредственно голосует за кандидата на выборную должность. Многоступенчатые выборы менее распространены в политической практике, чаще всего используются при избрании верхних палат законодательных органов (Франция), система выборщиков применяется на президентских выборах в ряде стран: США, Финляндии, Бразилии и др.

Выборы как политический институт и как форма политического участия имеют длительную и интересную историю своего развития. На протяжении многих столетий шла борьба за всеобщее избирательное право, отражавшее стремление широких слоев общества участвовать в политической жизни. Сегодня в большинстве развитых стран всеобщее избирательное право провозглашено и закреплено в юридических актах.

Исторически сложилась и практика ограничения электорального корпуса в выборах с помощью избирательных цензов. Поначалу выборные кампании носили довольно жесткий цензовый характер, но с развитием демократических институтов в ряде стран многие избирательные цензы стали достоянием истории. Одним из старейших и длительное время довольно распространенным цензом был прямой имущественный ценз, который отстранял от голосования лиц, не обладавших определенным имуществом в форме недвижимости или денежном выражении (в ряде штатов США до 1964 года существовал избирательный налог).

Довольно долгое время избирательное право являлось привилегией мужского населения. Однако благодаря активной борьбе женщин за свои политические права сегодня практически во всех странах женщины являются активными и полноправными избирателями (в Великобритании женщины получили это право в 1918 году, в США – в 1920, во Франции – в 1944). В настоящее время права голоса женщины лишены только в странах мусульманского Востока. Одним из распространенных правовых средств, исключающих из политической жизни потенциальных избирателей, является ценз оседлости, включающий в себя требование для избирателей непрерывного проживания в одной местности в течение установленного законом срока (например, в Прибалтийских государствах не менее 10 лет.) Отошли в прошлое ряд цензов, связанных с этнической принадлежностью, уровнем грамотности, службой в вооруженных силах и др. В настоящее время во многих странах сохранился лишь возрастной ценз, причем он выше для кандидатов на выборную должность.

Избирательное право включает в себя понятия активного и пассивного избирательного права. Активное избирательное право представляет собой установленное законом право гражданина лично участвовать в выборах представительных органов или должностных лиц в качестве избирателя, быть полноправным участником референдумов. Пассивное избирательное право – это установленное законом субъективное право гражданина выступать на выборах в качестве кандидата в представительные органы, то есть право быть избранным. Активное и пассивное избирательное право обычно обусловлено рядом юридических требований: гражданство данной страны, определенный возрастной ценз и др.

В ряде стран для борьбы с абсентеизмом в законодательном порядке вводится обязательное голосование (Австралия, Австрия, Бельгия, латиноамериканские страны). Предполагаются определенные санкции против лиц, уклоняющихся от голосования: запрещение заключать деловые контракты, прием на службу в государственный аппарат, денежные штрафы и т.п.) Несомненно, эти меры способствуют повышению активности избирателей, но не всегда достигают нужного эффекта.

Население большинства прогрессивных стран имеет возможность влиять на принятие законов и выбор представителей органов власти. Способы участия граждан в политической жизни государства закреплены в Конституции РФ. От принятых решений зависит благополучие людей. По этой причине всякий человек должен не только знать свои права, но и активно их реализовывать.

Участие граждан в политической жизни

Характерные черты деятельности

Участие граждан в политической жизни страны — это осознанное влияние конкретного человека на принятие и реализацию важных общественных решений или формирование органов государственной власти. Такая деятельность всегда осуществляется на добровольной основе и является главным признаком демократической системы. Степень вовлечённости населения в политическую жизнь страны зависит от множества факторов, среди которых:

Вовлечённость населения в политическую жизнь страны

  • установленный политический режим;
  • наличие соответствующих традиций;
  • уровень развития общества;
  • текущая политическая обстановка в стране;
  • личные качества гражданина (темперамент, социальное положение, религия, возраст).

По степени политической вовлечённости всех граждан условно делят на активных, пассивных и отчуждённых. Кроме этого, в обществознании есть такое понятие, как абсентеизм. Это абсолютное уклонение индивида от участия в политической жизни страны. С точки зрения демократии это явление принято считать отрицательным.

Пассивное отношение граждан к выборам и обсуждению законопроектов тормозит развитие политической системы, лишая её гибкости.

Основные формы участия

В обществознании выделяют два вида воздействия населения на жизнь государства. Первый тип опосредованного влияния осуществляется через выбранных представителей. Второй тип называется непосредственным и включает в себя основные формы политического участия граждан. Какова бы ни была степень вовлечённости населения в общественную жизнь в государстве, эти способы участия обязаны использовать все демократические страны.

Выборы и референдумы

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни. Так называют процесс избрания депутатов, президента или иных должностных лиц на ограниченный период. Выборы обеспечивают сменяемость и обновление власти. В период предвыборной кампании кандидаты демонстрируют свои политические программы. Любой человек может изучить основные положения и осуществить выбор в соответствии с собственными интересами. Участие в выборах производится на основании принципов избирательного права:

Выборы — самая массовая форма участия в политической жизни

  1. Голосование осуществляется тайно.
  2. Право на голос имеют все лица, достигшие 18 лет.
  3. В рамках одного мероприятия гражданин может отдать только 1 голос.
  4. Осуществлять голосование можно только лично.

Принципы избирательного права не распространяются на недееспособных лиц и граждан, находящихся в тюремном заключении на основании приговора суда. Мероприятие может проводиться на федеральном, региональном или местном уровне.

Референдум — всенародное голосование, организованное для обсуждения проектов закона или других важных вопросов. К примеру, такое мероприятие проводилось в 1993 г. для принятия российской Конституции и в 2014 г. для присоединения Крыма.

Как и выборы, референдум проводится посредством тайного голосования. Но принятое решение имеет наивысшую юридическую силу, то есть не подлежит обжалованию. На референдуме нельзя обсуждать вопросы:

  • изменения статуса субъекта РФ;
  • досрочного прекращения полномочий президента, парламента;
  • продления сроков полномочий главы государства и правительства;
  • переноса сроков выборов;
  • принятия ЧС.

Отменить референдум можно только в случае объявления военного положения или ЧС. Голосовать по одному и тому же вопросу чаще одного раза в 2 года запрещается. При этом срок отсчитывается с момента опубликования решения, принятого на предыдущем референдуме.

Жалобы и публичные выступления

Гражданин участвует в политике, когда подаёт официальные обращения в органы власти в виде жалобы, заявления или предложения. Несмотря на отсутствие строгих правил оформления документов, сроки рассмотрения обращений и предоставления ответа регламентированы законом. За нарушение предусмотренных правил должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности. Обращения граждан отличаются по цели и содержанию:

Подача заявления

  1. Жалоба — требование о восстановлении нарушенного гражданского права и привлечения к ответственности должностного лица.
  2. Заявление — просьба о реализации какого-либо права в установленном законом порядке.
  3. Предложение — инициатива, в которой гражданин может кратко высказать идеи по совершенствованию деятельности органов власти или перечислить способы решения наиболее важных общественных проблем.

Ещё одно право граждан, закреплённое в 31-й статье Конституции, заключается в возможности принимать участие в публичных мероприятиях. К ним относятся митинги, шествия, демонстрации, пикеты, забастовки. Публичные собрания проводятся для привлечения внимания к злободневным темам.

В России принята уведомительная схема проведения публичных мероприятий. Это значит, что организаторы собраний обязаны предупредить местные органы власти о предстоящем митинге, шествии, демонстрации. Граждане могут собираться только в мирных целях и без оружия. Правопорядок обеспечивается полицией. В случае нарушения предусмотренного плана или массовых беспорядков правоохранители могут применять специальные средства защиты.

Государственная служба и политическая карьера

Государственная служба

Люди, занимающие должности в органах власти, имеют больше возможностей влиять на политическую деятельность в стране, поэтому все граждане в РФ имеют равный доступ к государственной службе. Чтобы стать должностным лицом, необходимо иметь соответствующие профессиональные навыки. Кроме того, кандидат должен пройти установленный законом порядок назначения на должность.

Отправление правосудия можно осуществлять в качестве присяжного заседателя. Граждане имеют право сами участвовать в общественных объединениях (союзах, ассоциациях и политических партиях). В этом случае появляется возможность создания собственной программы развития государства. Основные формы участия личности в политической жизни представлены в таблице.

Опосредованная форма (представительная) Непосредственная форма (прямая)
Официальные обращения граждан в виде жалоб, заявлений и предложений. Действие должностных лиц и политических лидеров Участие в выборах, референдуме, публичных мероприятиях. Организация ассоциаций, объединений, партий и участие в их деятельности

Для выражения мнения по поводу общественных вопросов человеку нужно владеть всей информацией, поэтому политика должна быть гласной. Это означает, что политические партии должны проводить презентацию своих проектов в СМИ, а органы государственной власти обязаны составлять доклады об осуществлённой деятельности. Ключевую роль в развитии демократических институтов играет свобода слова, мысли и массовой информации, запрет цензуры.

Материал может быть использован учениками старших классов для составления эссе и реферата, а также учителями для оформления конспекта и технологической карты урока.

Читайте также: