Пишут ли в свидетельстве о смерти национальность

Обновлено: 30.06.2024

Смерть — это конеч­ное состо­я­ние любо­го чело­ве­ка. Она, как и рож­де­ние, под­ле­жит госу­дар­ствен­ной реги­стра­ции. В 18 веке све­де­ния о рож­де­нии и смер­ти запи­сы­ва­лись в мет­ри­че­ских кни­гах (отсю­да и пошло ещё одно назва­ние доку­мен­та, кон­ста­ти­ру­ю­ще­го веч­ное успо­ко­е­ние — мет­ри­ка). Сего­дня запи­сью актов граж­дан­ско­го состо­я­ния зани­ма­ют­ся орга­ны ЗАГС. Зако­но­да­тель­ная база реги­стра­ции — поста­нов­ле­ние пра­ви­тель­ства РФ N 143 Об актах граж­дан­ско­го состо­я­ния от 15 нояб­ря 1997 г. Сви­де­тель­ство о смер­ти необ­хо­ди­мо не толь­ко для кон­ста­та­ции само­го фак­та пере­хо­да в мир иной. Это юри­ди­че­ский доку­мент, оформ­ля­е­мый на спе­ци­аль­ном блан­ке стан­дарт­ной фор­мы с гер­бо­вой печа­тью, необ­хо­ди­мый для оформ­ле­ния опе­кун­ства, наслед­ства и дру­гих граж­дан­ских прав. В этой ста­тье рассмотрим:

  • где род­ные умер­ше­го полу­ча­ют сви­де­тель­ство о смерти;
  • что дол­жен содер­жать дан­ный документ;
  • как полу­чить сви­де­тель­ство о смер­ти родственника.


Свидетельство о смерти: как оформить и где получить

Основания для регистрации смерти

Осно­ва­ни­ем для реги­стра­ции кон­чи­ны явля­ют­ся сле­ду­ю­щие доку­мен­ты (ст. 64 поста­нов­ле­ния N 143):

  • выдан­ные учре­жде­ни­ем или вра­чом, удо­сто­ве­рив­шим факт смерти;
  • если смерть или гибель чело­ве­ка про­изо­шли в экс­пе­ди­ции в Антарк­ти­де, допус­ка­ют­ся доку­мен­ты, выдан­ные упол­но­мо­чен­ны­ми лица­ми (ФЗ N 50 О регу­ли­ро­ва­нии дея­тель­но­сти в Антарктиде);
  • выдан­ные орга­на­ми, зани­ма­ю­щи­ми­ся дела­ми репрес­си­ро­ван­ных и их реабилитацией.

Под­твер­жда­ю­щие доку­мен­ты долж­ны быть состав­ле­ны по уста­нов­лен­ной фор­ме. При их отсут­ствии род­ствен­ни­ки умер­ше­го не смо­гут забрать покой­но­го из мор­га и офор­мить сви­де­тель­ство о смерти.

Где можно получить свидетельство о смерти

  • Полу­че­ние сви­де­тель­ства о смер­ти про­ис­хо­дит непо­сред­ствен­но на месте госре­ги­стра­ции это­го фак­та. Заре­ги­стри­ро­вать печаль­ное собы­тие можно:
    • в мест­ном отде­ле­нии ЗАГСа по послед­не­му месту про­жи­ва­ния умершего;
    • месту его смерти;
    • месту, где было обна­ру­же­но тело;
    • месту нахож­де­ния учре­жде­ния, выдав­ше­го справ­ку о кончине.


    Кто должен заявить о смерти

    Заяв­ле­ние о кон­чине (уст­ное или пись­мен­ное) про­из­во­дит­ся сле­ду­ю­щи­ми лица­ми (ст. 66):

    • бли­жай­ши­ми род­ствен­ни­ка­ми (супру­гом или супру­гой, детьми), дру­ги­ми род­ны­ми или любы­ми лица­ми, кото­рые при­сут­ство­ва­ли при смер­ти или были о ней про­ин­фор­ми­ро­ва­ны каким-то образом;
    • меди­цин­ским учре­жде­ни­ем, домом или интер­на­том для пре­ста­ре­лых и дру­ги­ми орга­ни­за­ци­я­ми соци­аль­ной защиты;
    • пени­тен­ци­ар­ным учре­жде­ни­ем, где насту­пи­ла гибель;
    • ОВД, кото­рый при­вёл в испол­не­ние смерт­ный приговор;
    • след­ствен­ны­ми орга­на­ми при обна­ру­же­нии тела, лич­ность кото­ро­го не установлена;
    • коман­ди­ром в/ч, если гибель воен­но­слу­жа­ще­го насту­пи­ла в армии.

    Заявить о смер­ти необ­хо­ди­мо не позд­нее трёх суток с момен­та её наступ­ле­ния или обна­ру­же­ния тела или остан­ков покойного.

    В 2011 г в ФЗ был добав­лен ещё один пункт (на осно­ва­нии 169 — ФЗ от 1 июля 2011 г), каса­ю­щий­ся заяв­ле­ния о смер­ти репрес­си­ро­ван­ных. При поступ­ле­нии тако­го заяв­ле­ния отдел ЗАГСа дол­жен сде­лать запрос у соот­вет­ству­ю­щих ком­пе­тент­ных орга­нов, зани­ма­ю­щих­ся реа­би­ли­та­ци­ей репрес­си­ро­ван­ных, в слу­чае если:

    • заяви­тель не пред­ста­вил сви­де­тель­ства о реги­стра­ции кончины;
    • смерть репрес­си­ро­ван­но­го рань­ше не регистрировалась.

    Что содержит запись акта о смерти

    В запи­си актов граж­дан­ско­го состо­я­ния после кон­чи­ны чело­ве­ка вно­сят­ся сле­ду­ю­щие дан­ные (ст. 67):

    • Подроб­ные све­де­ния об умер­шем: ФИО, дата и место рож­де­ния, пол, послед­нее место про­жи­ва­ния, наци­о­наль­ность (если она ука­за­на в пас­пор­те или ином доку­мен­те), дата и место успокоения.
    • При­чи­на смер­ти (на осно­ва­нии под­твер­жда­ю­ще­го доку­мен­та — таким может быть, напри­мер, меди­цин­ское сви­де­тель­ство, состав­лен­ное по фор­ме N106/y‑08).
    • Рек­ви­зи­ты доку­мен­та, под­твер­жда­ю­ще­го факт кончины.
    • ФИО и место житель­ства лица, заявив­ше­го о смер­ти или све­де­ния о юри­ди­че­ском лице (назва­ние и адрес), кото­рое сде­ла­ло заявление.
    • Номер и серия сви­де­тель­ства о кончине.
    • ФИО лица, кото­ро­му выда­ёт­ся дан­ное св-во.

    Если лицо при­зна­ёт­ся умер­шим по реше­нию суда, то датой смер­ти офи­ци­аль­но счи­та­ет­ся дата вступ­ле­ния в силу судеб­но­го поста­нов­ле­ния о при­зна­нии чело­ве­ка умер­шим. Она и вно­сит­ся в запись актов в ЗАГСе.

    Содержание свидетельства о смерти

    В сви­де­тель­ство долж­ны быть указаны:

    • ФИО, дата и место рож­де­ния умер­ше­го, све­де­ния о граж­дан­стве, дата и место кончины;
    • дата и номер состав­ле­ния акта о кончине;
    • наиме­но­ва­ние орга­на ЗАГСа, где была про­ве­де­на госре­ги­стра­ци­ия смерти;
    • дата выда­чи свидетельства.

    Какие документы нужны для выдачи свидетельства о смерти

    Что­бы полу­чить мет­ри­ку о кон­чине род­но­го чело­ве­ка, необ­хо­ди­мо в ЗАГС подать сле­ду­ю­щие документы:

    • пас­пор­та покой­но­го и обра­тив­ше­го­ся для полу­че­ния мет­ри­ки лица;
    • осно­ва­ние для реги­стра­ции кон­чи­ны (доку­мент о смер­ти стан­дарт­ной формы).

    Выда­ча сви­де­тель­ства о кон­чине про­ис­хо­дит бесплатно.

    Как получить свидетельство о смерти новорождённого

    Увы, дети ино­гда уми­ра­ют при родах или в пер­вые дни сво­ей жиз­ни. Зако­но­да­тель­ством, а точ­нее — ст. 20 ФЗ N 143, преду­смот­ре­ны и такие случаи.

    Кон­чи­на при родах назы­ва­ет­ся пери­на­таль­ный. Если ребё­нок рож­да­ет­ся мерт­вым, госу­дар­ство реги­стри­ру­ет этот факт на осно­ва­нии доку­мен­та стан­дарт­ной фор­мы о пери­на­таль­ной смер­ти в момент рож­де­ния. При этом сви­де­тель­ство о самом рож­де­нии не выдаётся.

    Госре­ги­стра­ция и рож­де­ния, и смер­ти про­из­во­дит­ся толь­ко в том слу­чае, если ново­рож­ден­ный умер в тече­ние пер­вых семи дней жиз­ни. Роди­те­ли в этом слу­чае могут обра­тить­ся в орга­ны ЗАГС на осно­ва­нии дей­ству­ю­ще­го зако­на и попра­вок, вне­сён­ных ФЗ N 241, с прось­бой выдать им сви­де­тель­ство о рож­де­нии ребён­ка по уста­нов­лен­но­му образцу.

    • Заявить о смер­ти в орга­ны, реги­стри­ру­ю­щие запи­си актов граж­дан­ско­го состо­я­ния, долж­но меди­цин­ское учре­жде­ние, где про­ис­хо­ди­ли роды или част­ный врач, если жен­щи­на рожа­ла не в роддоме.
    • С момен­та рож­де­ния мерт­во­го ребён­ка или его смер­ти в тече­ние пер­вой неде­ли жиз­ни до заяв­ле­ния об этих собы­ти­ях долж­но прой­ти не более трёх дней.

    А теперь рас­смот­рим неко­то­рые осо­бен­но­сти выда­чи сви­де­тель­ства о смерти.

    Частые вопросы, возникающие при кончине родных

    Метрика и медицинское свидетельство — это одно и то же?

    Нет, это два раз­ных документа.

    Мет­ри­ка о кон­чине выда­ёт­ся госу­дар­ствен­ны­ми орга­на­ми, и она име­ет юри­ди­че­скую силу. Этот доку­мент нужен для оформ­ле­ния риту­аль­ных услуг, заве­ща­ния, посо­бий и т.д. Сви­де­тель­ство печа­та­ет­ся на блан­ке опре­де­лен­но­го фор­ма­та (А4) с водя­ны­ми зна­ка­ми и гер­бо­вой печатью.

    На фото ниже мож­но уви­деть сви­де­тель­ство о смер­ти с печа­тью образ­ца 2017 — 2018 г.


    Меди­цин­ское сви­де­тель­ство — доку­мен­таль­ное под­твер­жде­ние смер­ти, выдан­ное мед­учре­жде­ни­ем, в кото­ром умер боль­ной, или част­ным вра­чом. Оно долж­но иметь круг­лую печать мед­учре­жде­ния и лич­ную печать врача.

    Для его выда­чи необ­хо­ди­мо предо­ста­вить допол­ни­тель­но меди­цин­скую кар­ту боль­но­го и стра­хо­вой полис.


    Если точ­ная при­чи­на смер­ти не уста­нов­ле­на, то может быть выда­но пред­ва­ри­тель­ное меди­цин­ское св — во, кото­рое через 45 дней заме­ня­ет­ся новым, по резуль­та­там про­ве­дён­но­го меди­цин­ско­го исследования.

    Как получить справку о смерти?

    Есть раз­ные справ­ки — по фор­ме 33 и 34.

    Справ­ка о смер­ти (фор­ма 33) бес­плат­но выда­ёт­ся род­ствен­ни­кам для полу­че­ния погре­баль­но­го пособия.


    Взять её мож­но в ЗАГСе по месту:

    • нахож­де­ния мед­учре­жде­ния, зафик­си­ро­вав­ше­го смерть;
    • послед­не­го проживания;
    • непо­сред­ствен­но смерти.

    Выда­ча справ­ки про­ис­хо­дит на основании:

    • пас­пор­тов заяви­те­ля и покойного;
    • меди­цин­ско­го св- ва о кончине.

    Справ­ка о смер­ти по фор­ме 34 берёт­ся из архива:

    • в ней не ука­за­на дата рож­де­ния и при­чи­на смерти;
    • архив­ная справ­ка сто­ит в пре­де­лах 100 руб.

    Дубликат метрики

    Если сви­де­тель­ство о смер­ти поте­ря­но, мож­но полу­чить дуб­ли­кат. Оформ­ле­ние и выда­ча дуб­ли­ка­та про­ис­хо­дит в том же отде­ле­нии ЗАГСа, где был выдан ори­ги­нал, в тече­ние 30 дней с момен­та обра­ще­ния лица. Выпла­чи­ва­ет­ся гос­по­шли­на в раз­ме­ре 200 руб.


    Копия св-ва о кон­чине име­ет такую же юри­ди­че­скую силу, как и оригинал.

    Как быть, если в метрике о смерти ошибки

    Доку­мент с ошиб­ка­ми ничто­жен, поэто­му в него при­дёт­ся вно­сить кор­рек­ти­вы. Надо будет напи­сать заяв­ле­ние в ЗАГС, выдав­ший св-во о кон­чине, и предо­ста­вить ори­ги­нал доку­мен­та, кото­рый над­ле­жит изме­нить, упла­тив при этом пошли­ну 400 руб. Изме­не­ния будут вне­се­ны в тече­ние 30 дней.

    Что­бы не тра­тить своё вре­мя и день­ги на исправ­ле­ние оши­бок, луч­ше сра­зу обра­тить внимание:

    • пра­виль­но ли оформ­ле­но сви­де­тель­ство о смерти;
    • нет ли оши­бок в напи­са­нии фами­лий и дат;
    • есть ли печа­ти и под­пи­си долж­ност­ных лиц.

    Итак, мы разо­бра­лись с тем, где выда­ют сви­де­тель­ство о смер­ти и как оно оформляется.

    Добрый день. Мне нужно сменить национальность. С Русского на Немца. Мои родители тоже Русские. А мой дед уже немец. Нужно ли сначала менять национальность моему родителю, чтобы в суде признали мое право смены национальности?

    Данный вопрос достаточно распррстранен в судебной практике. Он решается судом в порядке особого производства.

    Однако, перед обращением в суд желательно сначала обратиться в ЗАГС с заявлением о внесении изменений и получите их отказ, а затем обжалуйте его в суд. В этом случае ЗАГС и будет выступать заинтересованным лицом.

    Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" устанавливает:

    Статья 72. Порядок рассмотрения заявления о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния

    1. Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния должно быть рассмотрено органом записи актов гражданского состояния в месячный срок со дня поступления заявления.

    4. В случае, если заявителю отказано во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, руководитель органа записи актов гражданского состояния обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Документы, представленные при подаче заявления, подлежат возврату.

    5. Отказ руководителя органа записи актов гражданского состояния во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния может быть обжалован заявителем в суд.
    После получения ОТКАЗА ЗАГСа обращайтесь в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение.

    В соответствии со статьей 264 ГПКРФ

    1. Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

    2. Суд рассматривает дела об установлении:

    1) родственных отношений;

    2) факта нахождения на иждивении;

    3) факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти;

    4) факта признания отцовства;

    5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;

    6) факта владения и пользования недвижимым имуществом;

    7) факта несчастного случая;

    8) факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти;

    9) факта принятия наследства и места открытия наследства;

    10) других имеющих юридическое значение фактов.

    В качесьве примера привожу Вам решение районного суда обзей юрисдикции:

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    23 июня 2010 года с.Эссо Камчатского края

    Быстринский районный суд Камчатского края в составе:

    председательствующего судьи Жолондека В.С.,

    при секретаре Решетниковой Ю.А.,

    рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П. об установлении факта принадлежности к числу малочисленных коренных народов Севера,

    П. обратилась в суд с заявлением об установлении факта её (П.) принадлежности к числу малочисленных коренных народов Севера.

    В обоснование заявленных требований П. указала следующее.

    Она, П. (до первого брака – Г.) года рождения, является дочерью Г.Н.И. и внучкой Г.Т.М. Г.Т.М. решением …ского районного суда от признана принадлежащей (установлена принадлежность) к коренным малочисленным народам Севера.

    Как отмечает заявитель, семьи всех её предков всегда проживали на территории Камчатской области, вели традиционное хозяйство, соблюдали традиции коренных народов Севера и считали себя камчадалами.

    Как указано в заявлении П., отсутствие документов, подтверждающих её принадлежность к национальности камчадал, влечет и в дальнейшем может повлечь существенное ограничение её прав. А именно:

    2. Ежегодное обеспечение семей из числа КМНС на бесплатной основе замороженной или свежей рыбной продукцией для заготовки на зиму (традиционная еда).

    3. Кроме того, при подтверждении национальности указанное лицо может воспользоваться преимущественным правом на получение земельного участка для ведения традиционного хозяйствования (природопользования) -ст.8 ч.2 82-ФЗ, а также получить освобождение от уплаты земельного налога на указанный участок на основании ст. 395 Налогового Кодекса Российской Федерации.

    Установление данного факта национальной принадлежности, как пояснила П., необходимо для получения льгот, предусмотренных действующим законодательством, как для неё, так и для её несовершеннолетних детей, которых она также приобщает к культуре малочисленных коренных народов Севера.

    Заслушав объяснения П., изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленное требование является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

    Согласно ч. 1 ст. 26 Конституции РФ каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Из этого следует, что никто не может быть лишён возможности установить и указать свою национальную принадлежность.

    Национальность - явление, определяемое совокупностью ряда факторов, прежде всего языком, приверженностью к традициям и культуре определённого народа. Это самоидентификация человека, связанная с осознанием им принадлежности к тому или иному народу (этносу).

    В соответствии с положениями статей 264, 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, и делает это только при невозможности получения заинтересованным лицом в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты.

    Как следует из объяснений П. и материалов дела, получить П. надлежащие документы, подтверждающие её принадлежность к числу малочисленных коренных народов Севера, не представилось возможным.

    Кроме того, согласно справки за подписью председателя Ассоциации народов Севера (п.Козыревск) Турнаева С.М., выданной на имя Г. для предъявления в Ассоциацию народов Севера с.Эссо, её (Г.) предки более двухсот лет жили в долине реки Камчатка.

    2. Согласно ст.ст. 4-5 закона Камчатской области от 6 мая 2006 г. № 462 «Об установлении категорий граждан, которым предоставляется социальная поддержка в период обучения в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Камчатской области и муниципальных образовательных учреждений в Камчатской области, о пор

    Конечно , Вы вправе внести данные изменения в документы. Но в то же время не стоит забывать о том, что определять и указывать свою национальность — это Ваше право: только Вам решать, кем Вам быть, по национальности (ст. 26 Конституции РФ 12.12.1993) В свидетельство о рождении ребенка данные о национальности родителей вносятся по желанию самих родителей.

    Согласно ПРИКАЗа Минюста от 30 июня 2016 г. N 155 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ БЛАНКОВ ЗАПИСЕЙ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ И БЛАНКОВ СВИДЕТЕЛЬСТВ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

    27. Графа "Национальность" заполняется по желанию заявителя. При этом желание лица об указании своей национальности в записи акта должно быть оформлено в письменной форме, если данное лицо не является заявителем.

    Внесение исправлений и изменений в актовые записи

    32. При внесении исправлений или изменений в записи актов текст, подлежащий исправлению или изменению, зачеркивается прямой горизонтальной чертой таким образом, чтобы его можно было прочитать. Новые сведения располагаются рядом с этим текстом либо над ним в зависимости от наличия свободного места в строке.

    При этом в разделе "Место для отметок" указываются сведения о внесении исправлений или изменений (с указанием предыдущих и новых значений) и реквизиты документа, на основании которого они были внесены, а также реквизиты выданного нового свидетельства.

    Внесение исправлений или изменений может быть выполнено рукописным способом или путем проставления соответствующего штампа.

    Указанные сведения заверяются подписью руководителя органа ЗАГС и печатью соответствующего органа ЗАГС с указанием даты внесения исправления или изменения. Недопустимо наличие в записях актов необоснованных и незаверенных исправлений или изменений.

    Внесение исправлений или изменений в запись акта, составленную на бумажном носителе, выполняется чернилами (пастой), отличающимися по цвету от чернил (пасты, красителя), которыми заполнен бланк записи акта, а в случае неоднократного внесения исправлений или изменений - от чернил (пасты), которыми были выполнены предыдущие исправления или изменения. Недопустимо использование чернил (пасты) светлого цвета: желтого, розового, светло-зеленого.

    Согласно Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации , утвержденного ПРИКАЗОМ Минюста от 29 декабря 2017 года N 298

    84.24. Основанием для начала выполнения административной процедуры по формированию материалов о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, составлению заключения о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, подготовке извещения об отказе во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния является получение необходимых копий записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести изменения, а также копий записей актов гражданского состояния, подтверждающих наличие оснований для внесения исправления или изменения, и принятие решения о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния или отказе в предоставлении государственной услуги по внесению исправлений и изменений в записи актов.

    84.25. Специалист на основании записей актов гражданского состояния, составленных на бумажном носителе и хранящихся в органе, предоставляющем государственную услугу, составляет и оформляет копии записей актов гражданского состояния, в которые необходимо внести соответствующие изменения, а также копии записей, которые подтверждают наличие основания для внесения исправления и изменений. 84.28. Заключение о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния или заключение об отказе во внесении исправления или изменения в записи актов гражданского состояния подписывается руководителем органа, предоставляющего государственную услугу, или уполномоченным им работником органа, предоставляющего государственную услугу, и скрепляется оттиском печати органа, предоставляющего государственную услугу.

    84.30. Результатом административной процедуры являются формирование материалов о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния и составление заключения о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния, в случае отказа во внесении исправления или изменения в записи актов гражданского состояния — заключения об отказе во внесении исправления или изменения в записи актов гражданского состояния и извещения об отказе во внесении исправления или изменения в записи актов гражданского состояния.

    Статья 71. Заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния


    Уникальное издание, повествующее об истории документа в России, начиная с "Русской правды" и вплоть до начала XXI в. Книга расскажет о первых паспортах в Российской империи, о формулярных списках, брачных договорах, метрических книгах, дипломах первых отечественных вузов. Не обойденными вниманием окажутся и современные документы – трудовая книжка, завещание, договор, аттестат, свидетельства. Издание снабжено иллюстрациями подлинных архивных документов из личных фондов и региональных архивов. Читатель увидит документы известных исторических деятелей: Н.М. Карамзина, И.Н. Ульянова, С.Ю. Витте, А.Ф. Керенского, Великого князя А.А. Романова.

    Оглавление

    • Введение
    • Глава 1. Документы, удостоверяющие личность
    • Глава 2. Документы, удостоверяющие регистрацию рождения и смерти
    • Глава 3. Документы о брачных отношениях
    • Глава 4. Документы, связанные с наследованием

    Приведённый ознакомительный фрагмент книги История документа в России в лицах и судьбах предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

    Глава 2. Документы, удостоверяющие регистрацию рождения и смерти

    Факты рождения, заключения брака и смерти человека воспринимаются, прежде всего, как событие частного порядка. Официальная же регистрация этих фактов позволяет сохранять и передавать информацию о происхождении человека, устанавливать правовой статус ребёнка, юридически закреплять родственные связи, создаёт основу для оформления наследственных прав.

    Метрические книги — наверное, один из самых известных и распространённых видов документов. До настоящего времени они достаточно часто используются не просто как исторический, а именно как юридический документ, на основании которого составляются архивные справки [68] по запросам граждан, органов власти, организаций, общественных объединений. В свою очередь, архивные справки могут быть использованы для установления различных юридических фактов, например, факта родственных отношений, и для реализации субъективных прав в гражданских, наследственных, семейных отношениях.

    Регистрацию рождения и смерти, хранение метрических книг вплоть до советского периода выполняли церковные учреждения разных конфессий.

    За более чем 200-летнюю историю существования метрических книг правила их ведения и оформления менялись.



    Указом от 7 мая 1806 г. были утверждены новые печатные формы метрических книг [71] . Листы формуляров должны были изготавливаться типографским способом, но часто они чертились от руки.

    В Оренбургской, Казанской, Сибирской, Вятской, Нижегородской, Пензенской, Рязанской, Тамбовской, Саратовской губерниях в 1828 г. были введены метрические книги о записи рождения, смерти и браков, заключаемых между магометанами [72] . Ведение метрических книг для магометан, а также выдача засвидетельствованных выписок из них возлагались на приходских имамов или муллу. Имамы могли вести эти книги на татарском языке, если не знали русского.

    Метрические книги для записей рождений, браков, смертей раскольников, евреев, баптистов велись гражданскими властями.

    В форму метрики о рождении стали включаться такие дополнительные данные, как месяц и день не только крещения, но и рождения; звание и вероисповедание родителей. В утверждённых формах метрических книг приводились примеры записей.

    Формы метрических книг и выписей из них, установленные в 1838 г., просуществовали без особых изменений до начала ХХ в., хотя с течением времени правила их составления уточнялись и детализировались.






    Художник И. И. Бродский


    Выпись из метрической книги за № 1 приходской церкви с. Артюшкино Симбирского уезда Симбирской губернии о рождении 2 февраля 1887 г. Анны Николаевны Горячевой. 3 января 1906 г. [79]


    Некоторые наиболее богатые храмы, прежде всего, в городах, имели возможность изготавливать собственные типографские бланки выписей из метрических книг (по образцу утвержденных). Примером может служить выпись из метрической книги Богоявленской церкви г. Симбирска о рождении 13 мая 1885 г. Елены Фёдоровны Тарасовой. 16 августа 1894 г. [80]


    Метрическое свидетельство [81] за № 2472 Пелагеи Ивановны Никитиной, родившейся 3 октября 1867 г. в с. Твердилково Переславского уезда Владимирской губернии, выданное Владимирской духовной консисторией. 18 марта 1896 г. [82]


    Устанавливались формы книг для записи рождения, браков и смерти. Такие книги надлежало вести в двух экземплярах, и один экземпляр по окончании календарного года передавать в суд по месту нахождения отдела записи. С началом каждого нового года начиналась книга записей рождений и смерти за соответствующий год.


    Выпись [85] из метрической книги № 138 Александро-Невской церкви г. Симбирска о смерти Е. А. Чугуновой, крестьянки с. Сосновка Ставропольского уезда Самарской губернии. Исповедовал и причащал священник Петр Георгиевский, погребение совершили священник Петр Георгиевский и диакон Михаил Румянцев на городском кладбище 11 апреля 1906 г. Выпись выдана 9 августа 1906 г. [86]

    В книгу записи рождений вносились сведения: номер записи о рождении (отдельно для мужского и женского пола); время рождения (день и месяц); фамилия и имя ребёнка; имя, отчество, род занятий родителей; постоянное место жительства; особые примечания. Каждая запись заверялась подписями свидетелей и родителей (или лиц, заменяющих их), а также подписями руководителя и секретаря отдела записи и печатью отдела.

    Более детально порядок и особенности регистрации рождения и смерти регулировались Кодексом законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве (Кодекс 1918 г.) [87] . Кодексом предписывалось ведение нескольких реестров актов гражданского состояния: 1) книга записей рождений, 2) книга записей смертей, 3) книга записей отсутствующих, 4) книга записей браков, 5) книга записей разводов, 6) книга заявлений о происхождении зачатых детей, 7) книга для записей лиц, изменивших фамилии и прозвища (ст. 7 Кодекса 1918 г.).

    Каждая запись, вносившаяся в книгу, заверялась подписями должностного лица, занёсшего соответствующий акт в книгу, лицом, сообщившим о событии, и свидетелями (если их присутствие было предусмотрено законом).

    В 1926 г. принят новый Кодекс законов о браке и семье [88] . Он в целом сохранил прежнюю систему регистрации рождения и смерти. При этом срок подачи заявления для регистрации ребёнка продлевался до двух недель.




    Формы книги записей гражданского состояния, установленные Кодексом законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 г.


    Свидетельство за № 8 о рождении 9 февраля 1905 г. Полбина Ивана Семёновича в с. Ртищево-Каменка [90] Симбирского уезда Симбирской губернии, выданное отделом ЗАГС Майнской волости Ульяновского уезда Ульяновской губернии. Не ранее 1928 г. [91]


    Полбин Иван Семенович — дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации (1943). В Советской Армии с 1927 г. Служил в авиачастях на Дальнем Востоке, участвовал в боях на р. Халхин-Гол, в Великую Отечественную войну сражался с врагом на разных фронтах. За умелое командование полком, успешное выполнение боевых вылетов на Смоленском, Московском и Сталинградском направлениях ему было присвоено звание Героя Советского Союза. С декабря 1942 г. командовал 301-й бомбардировочной авиадивизией, а с апреля — авиакорпусом. За образцовое командование частями 2-го гвардейского бомбардировочного авиакорпуса в Корсунь-Шевченковской, Ясско-Кишиневской, Львовско-Сандомирской, Висло-Одерской операциях и 157 личных успешных боевых вылетов на разведку и бомбардировку опорных пунктов, аэродромов, скоплений войск и техники противника и проявленные при этом самоотверженность и героизм 6 апреля 1945 г. во второй раз был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза (посмертно). Награжден также двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 1-й ст., Суворова 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды и медалями. И. С. Полбин 11 февраля 1945 г. погиб смертью храбрых при выполнении боевой задачи в Польше. Именем Полбина названы Оренбургское высшее авиационное училище летчиков, в котором он учился, его родное село. Там же ему установлен бюст. Его именем названы улицы в Москве, Ульяновске, Вроцлаве.


    Свидетельство [92] за № 25571 о рождении 23 июня 1914 г. гражданки […] Клавдии Дмитриевны, выданное Тереньгульским районным бюро ЗАГС. Не ранее 1940 г. [93]


    Свидетельство о рождении [94] Кобзаря Михаила Петровича, родившегося 11 ноября 1920 г. Выдано Алтыновским ЗАГСом Сумской области Украины. Не ранее 1961 г. [95]


    Кобзарь М. П. — участник Великой Отечественной войны, окончил Академию бронетанковых войск им. Сталина в 1955 г. Службу проходил на Дальнем Востоке в должности заместителя командира дивизии. После увольнения в запас много лет работал на оборонном предприятии.

    В 1946 г. формы свидетельств о рождении, браке и смерти были обновлены [96] .


    Свидетельство за № 057707 о рождении Козуловой Лидии Фёдоровны 10 июня 1926 г. в с. Чертановка Игнатовского района Ульяновской области, выдано Игнатовским районным бюро ЗАГС повторно. 12 июля 1949 г. [97]

    В этот период при регистрации рождения ребёнка, помимо данных о дате, месте рождения, фамилий, имён, отчеств ребёнка и родителей, стали указываться и национальность родителей и новорождённого (см. ст. 14 Кодекса 1969 г.). Свидетельства о рождении изготавливались в форме книжечки небольшого формата из плотного картона и имели водяные знаки. Относительно регистрации смерти сохранялись установленные ранее правила и сроки подачи заявления.


    Свидетельство за № 27 о смерти 12 января 1930 г. Баратаева С. М., выданное Ульяновским городским отделом ЗАГС повторно.11 августа 1930 г. [99]


    Баратаев Сергей Михайлович (1861–1930), политический и общественный деятель, князь, в 1905–1906 гг. — депутат 1-й Государственной Думы. В 1901–1906 гг. возглавлял Симбирскую губернскую земскую управу, один из организаторов губернского отделения партии Народной свободы. Окончил Казанский университет, кандидат химических наук. После 1917 г. работал в финансовых организациях губернии.

    В советский период не раз изменялись и документы, связанные со смертью человека. Актовая запись об этом факте производилась по месту смерти. В книгу вносились следующие данные: номер записи о смерти (отдельно для мужского и женского пола); день смерти; имя, отчество, фамилия, род занятий умершего; от какой причины последовала смерть; где погребён; особые примечания. Запись удостоверялась подписью лица, сообщившего о смерти, подписями руководителя и секретаря отдела записи и печатью отдела. Родственникам умершего выдавалось свидетельство о смерти, которое необходимо для оформления иных юридических документов.


    Свидетельство за № 478905 о смерти Козуловой А. А., выданное Ульяновским городским отделом ЗАГС. 16 февраля 1987 г. [100]

    В новой России законодательство о регистрации актов гражданского состояния, в т. ч. рождения и смерти, порядок оформления и выдачи соответствующих свидетельств изменялись несколько раз [101] . В целом формы свидетельств схожи с теми, что существовали и в Российской Империи, и в СССР. В свидетельстве о рождении указываются фамилия, имя и отчество ребёнка, сведения о дате и месте рождении, о родителях, национальность родителей может указываться по их желанию; также в свидетельстве содержится информация о номере записи акта о рождении, об органах, оформивших свидетельство. В свидетельстве о смерти, помимо стандартного набора данных (ФИО, дата смерти, место смерти, номер записи о смерти), указывается точно в часах и минутах время смерти. Каждое свидетельство имеет серию и номер.

    Как и прежде, свидетельства выдаются на основе записей в книгах регистрации актов гражданского состояния. То есть первичными являются именно регистрационные записи. Это позволяет в необходимых случаях выдавать свидетельства на основе таких записей повторно.

    Марина Чумакова

    ПОИСК ПРЕДКОВ. ЭТАП 9 - ДЕЛАЕМ ЗАПРОС В ЗАГС.
    Я обещала переписать ШАГ 9 в ЭТАПАХ ПОИСКОВ ПРЕДКОВ.
    Заодно вспомним и закрепим основные моменты.

    Давайте разберем поподробнее, как правильно сделать запрос в ЗАГС. Тем более, что именно с этого многим из вас придется начинать свою поисковую деятельность, хотя бы для того, чтобы восстановить нужные для дальнейшего поиска документы.

    Отделе записи актов гражданского состояния можно получить документы ( а в нашем случае их копии) о рождении,о браке, и его расторжении, об усыновлении, установлении отцовства, изменении имени.
    В Отделе ЗАГС можно заказать:
    копию свидетельства о событии,
    справку о событии,
    справку с иными сведениями о событии
    Что заказывать лучше? ЭТо выбирать вам.
    Между Свидетельством и справкой нет никакой разницы с точки зрения генеалогии. Они оба подходят для подтверждения родства.
    Только Свидетельство красивенькое, а справка обычная.
    Госпошлина за свидетельство 350 рублей, за справку - 200 рублей.
    Особый интерес для генеалога представляет справка с иными сведениями. Из нее можно узнать дополнительные сведения. Но об этом можно почитать в постах на стене группы и в теме ЗАГСы

    ВАЖНЫЕ МОМЕНТ 1.
    1. В Отделе ЗАГС вы можете заказать копии документов или справку :
    - на себя ( предъявив паспорт);
    - на живущего родственника при наличии от него доверенности;
    - на умершего прямого родственника при подтверждении родства с ним и при предоставлении Свидетельства о смерти этого родственника.
    - вариант получить документы на не прямого родственника тоже есть, но идут такие варианты туже, с подтверждением родства проблем больше.
    - само собой, если вы запрашиваете Свидетельство о смерти, то факт смерти ЗАГСу известен, и подтверждать его не надо.

    ВАЖНЫЙ МОМЕНТ 2.
    Куда подавать запрос?
    С 01 января 2021 года заработал ЕГР ЗАГС, который содержит в электронном виде базы данных ЗАГСов всех субъектов Российской Федерации с 1926 года.
    Для того, чтобы получить документ из этой базы надо прийти в ближайший к вам ЗАГС, по месту вашего проживания или регистрации, с уплаченной госпошлиной, с паспортом и документами подтверждающими родство
    Копию документа вам выдадут в день обращения, если это свидетельство или справка.

    Получение справок с ИНЫМИ СВЕДЕНИЯМИ пока не очень отлажено, поэтому в каждом отдельном случае лучше уточнять условия в ЗАГСе.
    Теме получения справок с иными сведениями посвящены несколько постов ниже.

    С недавнего времени, получить документы из ЗАГСа можно через МФЦ, иногда это даже проще, чем в самом ЗАГСе.

    Раньше, можно было подать такой запрос, через гос.услуги. Сегодня пыталась это сделать, у меня не получилось. Там можно подать запрос только на себя или своего ребенка. То есть скажем, восстановить мое свидетельство о рождении. На другого человека у меня не получилось.
    Если вы хотите получить документ из ЗАГСа другого государства, то вам тоже надо пойти в свой ЗАГС со всеми документами. Они сделают запрос в другую страну, через Минюст. Госпошлина та же - 350 руб.
    Если вы живете в другом государстве и хотите сделать запрос в ЗАГС России, вот тут вы должны точно пойти в свой ЗАГС и они должны сделать международный запрос.

    ВАЖНЫЙ МОМЕНТ 3.
    Вы можете делать неограниченное количество запросов в ЗАГС , главное, платить госпошлину. Если вы оплатили госпошлину, а справку вам не выдали, госпошлину можно вернуть.

    ВАЖНО. Вы должны понимать, что отрицательный ответ из ЗАГСа это еще не конец истории. Если отрицательный ответ связан с неполным комплектом ваших документов, дособирите их.
    Причины того, что записи отсутствуют в ЕГР ЗАГС разобраны в статье ниже.

    Марина Чумакова

    Дальше.
    По прежнему, и это не изменно, для получения таких документов вы должны подтвердить родство, предоставив все документы в подлинниках и свой паспорт. Если каких то документов нет, их надо так же восстановить.
    По-прежнему, надо оплачивать гос.пошлину. За свидетельство надо оплатить 350 рублей, за справку 200.
    Справку, говорят, можно запросить с иными сведениями, но как это работает пока не знаю. Потому что сначала говорили, что справку с иными сведениями можно будет заказать по месту хранения актовой записи, как и прежде. А потом говорили, что справку с иными сведениями можно заказать в своем ЗАГСе, а они сами запросят ее в нужном ЗАГСе. Еще раз повторю, что пока не пробовала. Но скоро попробую обязательно и тогда напишу.
    Так вот про пошлину. Ее надо оплатить заранее. Цена указана за один документ. Каждый документ оплачивается отдельно. То есть на каждый у вас должна быть отдельная квитанция.

    Еще один момент связанный с документами ЗАГСа произошел в стране. В связи с созданием ЕГР ЗАГС, документы до 1926 года должны быть преданы в Архивы. И на самом деле во многих городах активно передаются. Тула например, сразу поставила такие документы на оцифровку и собирается выложить их в онлайн доступ. Лично я за последние три месяца сделала несколько запросов в Исторический архив Омской области о рождении моих непрямых родственников в 20-х годах 20 века и получаю оттуда интересные ответы. Подтверждения родства не требуется.
    Но вот звонок в один из Архивов Оренбургской области меня слегка озадачил. Я хотела найти свидетельство о рождении моего деда в 1923 году, и думала, что его уже передали в Архив, хотела уточнить в какой. Так в местном ЗАГСе мне сказали, что ни о чем таком знать не знают.

    Марина Чумакова

    (продолжение)
    Дела они передают по истечении 100 лет. То есть в 2021 году, передают дела за 1920. И записи актовой по моему деду они не нашли. По- прежнему все индивидуально. А в этот ЗАГС, я хочу сделать официальный письменный запрос, пусть официально мне подтвердят отсутствие актовой.
    Так вот. Не все архивы легко взаимодействуют с переданными делами и иногда их проще достать из ЗАГСа.
    Со мной вышла такая история. Мне очень нужно было свидетельство о рождении и смерти другого моего деда. Он 1921 года рождения, то есть попадает под передачу в архив. Я позвонила в Архив, в который переданы дела по Волгограду и там выяснилось, что да, дело передано в архив, но в 1938 году дед получал повторное свидетельство о рождении и это свидетельство есть в ЕГР ЗАГС. Я пошла со всеми документами в ближайший от себя ЗАГС и получила это свидетельство 1938 года. Точнее его дубликат.

    Кстати говоря, пойти в ближайший ЗАГС вы можете не только по месту регистрации, но и по месту нахождения. Например, находясь на отдыхе в Сочи, вы можете пойти и получить свидетельство из Твери. Проверено лично. Но некоторые ЗАГСы могут сопротивляться.

    Что делать, если вам надо получить документ о рождении, смерти, браке из другой страны. Тут в принципе ничего не изменилось, вы идете в ближайший ЗАГС с оплаченной пошлиной ( стоимость таже) и они сами направляют ваш запрос через Минюст. Ждать ответа приходится долго, но ответы приходят. И с Украины тоже.

    Александр Лавренов, житель подмосковной Коломны, решил изменить свою национальность в официальном документе — с русского на немца. В итоге ему пришлось идти в суд. И там получил отказ. Мы выяснили детали небанальной истории.

    Пятый пункт: смена национальности в документах обернулась для русского судом Первый длиннопост, Суд, Национальность, Длиннопост

    Графа о национальности исчезла из российских паспортов в начале 90-х. Но в некоторых документах — например в свидетельстве о рождении и о заключении брака — этот пункт по-прежнему присутствует. Заполняется он по желанию и со слов обладателя.

    Однако изменить национальность, если она уже проставлена в документах, довольно сложно. Именно это пытается сделать житель подмосковной Коломны Александр Лавренов.

    Некоторое время назад он узнал, что имеет немецкие корни — старшее поколение долго скрывало этот факт, спасаясь от репрессий.

    — Многие немцы в 30-е годы, если хорошо говорили по-русски, подделывали документы и выдавали себя за русских, потому что был геноцид, — рассказывает Александр. — В те времена НКВД вел на них охоту, были расстрелы, поэтому немцам приходилось прятаться под русскими фамилиями.

    Именно это произошло в семье Лавренова — прабабушка-немка в 30-е годы выправила новые документы, и вопрос национальности в семье больше не поднимался. Следующие поколения и не подозревали о принадлежности к немецкой нации. Меж тем Александр считает, что с детства чувствовал, что отличается от русских сверстников.

    - Я очень аккуратен, любое дело довожу до конца, что не характерно для лиц русской национальности, — говорит мужчина. — У меня менталитет и характер другие: пока не добьюсь своего, не остановлюсь.

    Когда он узнал о немецких корнях, многие из его особенностей стали объяснимы. К тому времени Александр был уже женат — он зарегистрировал брак в 2002 году. В свидетельстве было прописано, что его национальность — русский.

    Из ЗАГСа Лавренову пришел ответ, что для изменения этого пункта ему следует обратиться в суд. К слову, если бы мужчина попросил записать его немцем перед церемонией бракосочетания, то ему поверили бы на слово. Но тогда особые семейные обстоятельства были ему неизвестны.

    Александр решил судиться. Он требовал признать незаконным отказ ЗАГСа и обязать орган внести нужные ему исправления. Однако, по его словам, в Коломенском городском суде несколько месяцев отказывались принимать его заявление.

    — Мне говорили: а если все захотят стать немцами или кем-нибудь еще? — вспоминает истец. — Но ведь высший закон России — Конституция — дает мне такое право! В ней сказано: хочешь быть немцем — будь им.

    В итоге заявление от Лавренова приняли. В иске мужчина описал все, что ему удалось узнать о своем происхождении. Он обращался по месту работы и учебы прабабушки и прадедушки, писал в архивы, однако документального подтверждения о немецких корнях ему нигде предоставить не смогли.

    Это объяснимо в первую очередь тем, что сами предки сделали все, чтобы скрыть это ради сохранения семьи. Александр достал свидетельство о рождении дедушки — в него вписаны данные о его родителях, но их национальность не указана. Кроме того, он нашел фотографию прабабушки и прадедушки с сыном и представил ее суду.

    Также Александр рассказал, что регулярно вращается в немецком обществе, смотрит немецкие фильмы, отмечает немецкие праздники. Правда, языком не владеет.

    В суде его поддержал брат, который подтвердил сказанное, и жена Светлана. Супруга пояснила, что в быту ее муж совсем другой человек: если что-то делает, то делает все скрупулезно, аккуратно, и ее заставляет вести себя так же. Светлана подтвердила: если супруг чувствует себя немцем, она совершенно не против.

    Александр был возмущен.

    Лавренов обжаловал решение, но на апелляции у него тоже не получилось добиться своего. Областной суд оставил предыдущее решение в силе.

    — Заседание по моему делу длилось ровно 2 минуты. Мне приводят тот аргумент, что я не сразу после признания бабушки пошел менять документы. Но ведь сознание не переворачивается за пять минут — до этого меня 50 лет учили политике интернационала, я жил как русский. И вот я созрел для того, чтобы восстановить свои исторические корни, а меня везде посылают. Время идет, я старею и могу просто не дождаться, пока справедливость восторжествует.

    Читайте также: