Какую направленность следует придать современному воспитанию компетентный креативный ответственный

Обновлено: 28.06.2024

Статья посвящена педагогической системе воспитания как важнейшего условия развития российского общества. В нормативных документах федерального уровня отмечено, что современные приоритеты развития общества ориентированы на развитие нравственности, гуманистических идеалов, ценностного отношения к социальной и природной реальности, однако анализ школьной практики показал несоответствие между требованиями современного общества и образовательной практикой. Преодоление данного противоречия состоит в разработке педагогической системы воспитания подрастающего поколения как стратегического общенационального приоритета современного общества. В качестве теоретико-методологических оснований выделены подходы (гуманистический, аксиологический, деятельностный) и ряд принципов (опережения, двуединости, многомерности, антикризисности, гражданской направленности, всеохватности воспитания). Учитывая данные методологические основания, цель воспитания отражает общественные идеалы и личностное развитие индивида. Содержание воспитания включает базовые национальные ценности, среди которых приоритетными являются патриотизм, гражданственность и созидательные ценности экологической культуры. Педагогические технологии направлены на решение конкретных социально и личностно значимых проблем, исследовательскую и проектную деятельность. Данная педагогическая система реализована в системе регионального экологического образования.


1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

3. Бондаревская Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании // Педагогика. – 2012. – № 7. – С. 11–17.

5. Алиева Л.В. Перспективы взаимодействия теории и практики воспитания в системе образования // Воспитание в школе. – 2015. – № 2. – С. 3–8.

6. Нечаев В.Д. Цифровое поколение. Психолого-педагогическое исследование проблемы // Педагогика. – 2015. – № 1. – С. 36.

9. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011. – 24 с.

10. Стратегия воспитания в образовательной системе России. Подходы и проблемы / Под ред. И.П. Зимней. – М.: Издательский сервис, 2004. – 480 с.

13. Винокурова Н.Ф., Николина В.В., Ефимова О.Е. Методологические основы формирования экологической культуры школьников на основе идей экоразвития. / Образование и наука. – 2016. – № 5 (134). – С. 25–40.

14. Глуздов В.А., Винокурова Н.Ф., Николина В.В. Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода // География и экология в школе XXI века. – 2004. – № 4. – С. 42–47.

15. Николина В.В. Социокультурная практика как вектор развития современного образовательного пространства // Научный диалог. – 2017. – № 2. – С. 269–280.

В этом контексте в центре инноваций стоит человек способный не только создавать и реализовывать новые технологии, совершенствовать все сферы своей жизнедеятельности, но и принимать ответственность за настоящее и будущее России, ее безопасность, целостность, этнокультурное многообразие, устойчивое развитие страны. Сегодня востребована личность, способная к духовному, нравственному, культурному возрождению, творческой самореализации и инновационному преобразованию всех сторон собственной жизни и жизнедеятельности российского общества [3]. Очевидно, что реализация этих идей является весьма актуальной педагогической проблемой.

Проведенное нами исследование в образовательных учреждениях Нижегородской области свидетельствует о существующем разрыве между требованиями общества и государства и реальной образовательной практикой. Выявлено, что 68 % педагогов затруднились назвать и охарактеризовать принципы и подходы развития современного воспитания в контексте приоритетов современного общества. 62 % педагогов не смогли целостно раскрыть особенности цели, содержание, педагогических технологий современного воспитания. Анализ научно-педагогической литературы показал, что имеются исследования, отражающие различные аспекты воспитания ХХI в. [3–7], вместе с тем воспитание как стратегический общенациональный приоритет современного российского общества не в полной мере раскрыто с позиций целостности: подходов, принципов, цели, содержания, педагогических технологий. Данная статья посвящена рассмотрению этих вопросов.

Предметом исследования является методология гуманистического воспитания обучающихся как стратегического общенационального приоритета современного общества. Научная новизна представленных в статье материалов исследования состоит в выявлении и раскрытии подходов, принципов и специфических особенностей компонентов педагогической системы современного воспитания. Практическая значимость работы заключается в возможности использования методологических оснований для разработки различных направлений современного воспитания. Авторами статьи показана возможность использования рассмотренной методологии в экологическом воспитании.

В ходе исследования выявлены подходы и принципы, обеспечивающие развитие воспитания как стратегического общенационального приоритета современного общества. К ключевым подходам отнесены: гуманистический, аксиологический, деятельностный.

Гуманистический подход ориентирует исследование на реализацию идей гуманизма и субъектности в воспитании, в центре которых личность воспитанника, его потребности, ценности, субъектный опыт, направленный на созидание в обществе и саморазвитие.

Аксиологический подход рассматривает воспитание как процесс освоения и присвоения ценностей и норм взаимоотношений, ценностного отношения к миру. На основе осмысления ценностей формируется ценностное отношение – внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений, раскрывающая личностные ценности как источники смыслов. Следовательно, ценностное отношение выполняет функцию ориентира поведения и деятельности человека в современном обществе, но только в случае, если оно трансформировалось во внутреннюю норму поведения [8].

Развитие воспитания в системе образования предполагает деятельностный подход, реализующий идею личности как субъекта деятельности. Деятельностный характер воспитания направлен на содействие реализации и развития творческого и лидерского потенциала воспитанников, ученического самоуправления, укрепление их здоровья, привлечение к участию в социально значимых познавательных, творческих, краеведческих, культурных, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении, включающих участие в различных видах социокультурных практик.

Воспитание как стратегический общенациональный приоритет современного общества базируется на ряде принципов: опережения, двуединости, многомерности, антикризисности, гражданской направленности, всеохватности воспитания.

Принцип двуединости предполагает, что, с одной стороны, рассматривается воспитание конкретной личности, а с другой – воспитание как возможность влияния на развитие общества. То есть, с одной стороны, воспитание ориентировано на освоение духовно-нравственных ценностей, а с другой – воспитание ориентировано на целое, на сообщество, на построение связей и отношений между людьми и взрослыми, учащимися и педагогами, между воспитанниками [3]. Потребность в Другом, порождающая все многообразие форм социальности, генетически связана с витальной потребностью продолжения рода. Ее первичная форма – семейные, родоплеменные отношения, а затем сложные структуры социальных групп: этнос, народ, нация [7]. Именно в событийной общности осуществляется становление, развитие, социализация личности.

Принцип многомерности отражает важную особенность современного воспитания. Современное научное обоснование воспитания – в его многозначности, исторической, объективно-субъективной реальности (социальной, культурной, образовательной), динамичности, дифференциации основной и частных целей, специфического проявления в реальных пространствах социума [8].

В условиях нестабильности современного мира, наличия острых кризисных ситуаций в различных сферах жизнедеятельности актуализируется принцип антикризисной направленности воспитания, направленный на противодействие терроризму, экстремизму, социальным и экологическим, экономическим рискам.

Важным фактором становления воспитания как стратегического общенационального приоритета современного общества является выявление особенностей компонентов педагогической системы современного образования.

Цель воспитания должна, согласно принципу двуединости, отражать два взаимосвязанных вектора педагогического процесса, которые необходимо учитывать педагогам: ориентация на общество, ориентация на конкретного человека. В реальном педагогическом процессе нередко наблюдается односторонняя формулировка целей воспитания: либо только ориентация на интересы общества, либо на развитие индивидуальности и личностные качества воспитанника.

Содержание воспитания сопряжено с идеями, отраженными во ФГОС ООО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которые ориентируют на включение в его структуру базовых национальных ценностей, производных от национальной жизни России в историко-культурной полноте. К базовым национальным ценностям относят: патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, труд и творчество, науку, традиционные российские религии, искусства и литературу, природу, человечество [1, 9]. Формирование базовых ценностей должно ориентироваться на приумножение и созидание культуры обучающихся, накопление их личностного опыта. В современных экологических условиях приоритетом становятся созидательные ценности экологической культуры личности [11–14].

Считаем, что важным структурным компонентом содержания является личностный опыт ученика. Он обеспечивает возможность субъективного личностного познания, переживания, действия, а содержание воспитания создается в процессе воспитательной деятельности на основе собственных ощущений, которые накапливаются на протяжении жизненного опыта, осознания предметов, событий, процессов. В этой связи содержание воспитания осуществляется за счет жизнедеятельности самих учащихся и социокультурной жизни общества. В этой связи происходит отход от мероприятийного подхода к изучению и решению реальных личностно и социально значимых проблем, к исследовательской и проектной деятельности.

Таким образом, содержание воспитания определяется личностными и общественными проблемами в разных сферах жизни, реализуемых в социокультурных практиках, событийно-деятельностных технологиях в соответствии с возрастно-нормативной моделью [15]. Они обеспечат каждому обучающемуся субъектную позицию на всех этапах решения проблемы (осмысление, совместное практическое решение, оценка процесса решения и последствий).


Креативное образование, являясь образованием креативного типа, фундаментальным и перспективным, построено на видении будущего и понимании закономерного развития культурно-нравственного общества [3].

На основании положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений правомерно отметить, что взаимосвязь этических норм и креативного образования – это та объективная тенденция, которая учитывалась нами при проведении опытно-поисковой работы.

Доказано, что главной составляющей креативного образования является прагматический элемент, то есть изначальное понимание, что именно нужно создавать, зачем нужно что-то создавать, для кого нужно что-то создавать, как нужно что-то создавать. Поэтому творчество всегда первично, а в креативном продукте оно подчинено прагматической цели. В связи с этим потребовалась организация креативного образования в соответствии с этическими нормами, что позволило старшекласснику накапливать индивидуальный познавательный опыт, стать субъектом собственной образовательной деятельности и, следовательно, избежать кризиса креативности.

Теоретический анализ, результаты опытно-поисковой работы дают нам основания для проектирования этических норм в креативном образовании.

Не претендуя на исчерпывающее описание всей системы этических норм, считаем правомерным представить следующие этические нормы:

1) Способность к самостоятельной деятельности: самостоятельной работе, самоанализу и самоконтролю . Самостоятельность как черта характера и качество личности распространяется на множество жизненно важных умений различной природы. Одним из ключевых представляется умение разобраться в самом себе, например, проанализировать собственную личность в терминах интересов, способностей, потенциала с целью постановки индивидуальных образовательных целей, определения степени их реалистичности, идентификации путей и способов их достижения. Другой характеристикой самостоятельности служит умение контролировать собственные эмоции, разграничивать в самом себе и других личное и типичное, т.е. обусловленное национальной культурой, условиями жизни и общественными стандартами. В качестве неотъемлемой характеристики самостоятельности выступает и баланс независимости от доминирующих взглядов окружающих, умение определять и отстаивать собственную индивидуальную позицию наряду с умением уважать принятые в обществе нормы поведения и индивидуальные позиции других.

3) Способность быстро и эффективно приобретать необходимые знания и навыки в противовес их механическому накоплению. При стремительном возрастании потоков и объемов информации, при смене областей деятельности, включая образовательную, при необходимости постоянного решения задач, требующих сведений из разнообразных областей знаний, способность быстро найти необходимое, быстро приобрести новые умения, востребованные в данный момент, имеет критическое значение для личностного роста, творческого саморазвития.

Представленные выше этические нормы требуют более тщательного выявления, описания и доказательства их актуальности для российской системы креативного образования в современных условиях. В настоящий момент необходимо не только их научное обоснование, но и определение путей их представления общественности, чтобы формирование системы этических норм происходило целенаправленно, постоянно и повсеместно в российском обществе. Наряду с идентификацией данной системы этических норм, необходима система методов и приемов их формирования у старшеклассника в креативном образовании.

Результаты проведенного исследования дают основание считать, что взаимообусловленность этических норм и креативного образования в контексте творческого саморазвития старшеклассника выражается в развитии у старшеклассника умения обосновать выбор, применять теоретические знания об этических нормах в практической деятельности. Решение этических задач, дилемм позволило им приобрести опыт ведения дискуссии, уважения к позиции собеседника; знания этических, духовно-нравственных понятий.

Елизарова, Г.В. Новому образованию новую систему образовательных ценностей / Г.В. Елизарова // Вестн. Герценов. ун-та, 2010. – № 9 (83). – С. 14 – 17.

Коротков, Э.М. Инновационное образование для инновационной экономики / Э.М. Коротков // Вестник высшей школы. – 2010. – № 7. – С. 6 – 13.

Основные термины (генерируются автоматически): креативное образование, норма, собственная личность, Способность, творческое саморазвитие, умение, нравственный выбор, образовательная деятельность, опытно-поисковая работа, современный мир.

Стремительно меняющийся мир требует от нашей консервативной системы образования больших перемен. Все должно обновиться — и подходы, и методики, и книги, и учителя. О том, в каких обстоятельствах предстоит меняться педагогу, каковы актуальные цели образования и как их можно достичь, рассказывает главный эксперт института образования НИУ ВШЭ Мария Сергеевна Добрякова.

В каком мире мы учим?

С каждым годом окружающая нас действительность становится все более нестабильной и непрогнозируемой. Увеличивается объем информации, производимой и потребляемой людьми; технологии устаревают и обновляются; меняется экологическая обстановка и климат; стираются все возможные границы – между странами, территориями, культурами и научными дисциплинами.

При таком темпе изменений совершенно невозможно угадать, к чему готовить детей. Кем они смогут работать через десять лет? Какие их качества будут востребованы? Чему нужно учить, чтобы воспитать успешных людей будущего?

Уже сегодня в мире наблюдается кризис рутинных профессий: люди конкурируют с искусственным интеллектом. Вероятно, нашим сегодняшним ученикам потребуется осваивать в первую очередь те профессии, которые предполагают экспертный подход, создание новых форм и все, что нельзя алгоритмизировать. Идеальный человек будущего – это самостоятельный, адаптивный и обучаемый персонаж, умеющий работать в команде и делать свою работу, не опираясь на шаблон, превращать проблемы в задачи и решать их, преобразовывая реальность и неся ответственность за принимаемые решения.

Если актуальная задача школы сегодня – готовить детей к жизни в постоянно меняющемся мире, то что для этого можно сделать? Вместо конечных знаний предлагать проблемные ситуации со множеством вариантов решений. Вместо оценки как соответствия эталону и инструмента запугивания – предложить оценку-зеркало, которое позволит критически посмотреть на себя и скорректировать некоторые аспекты.

В современных реалиях идти по заданному шаблону не получится, придется обучаться в течение всей жизни, самостоятельно обновлять свои знания и осваивать новые технологии. Этого не сделать без сильной внутренней мотивации. Кроме того, нельзя быть отрешенным от профессионального сообщества. Ни один гениальный учитель не справится в одиночку со всеми вызовами, которые нам бросает время; требуется коллективный разум, доступ к банку опыта и удачных практик. Поэтому включенность в профессиональное сообщество, готовность учиться у других и транслировать свои успешные практики – базовое требование к педагогу.

Современные технологии преподавания химии. 8–11 классы. Методическое пособие

Методическое пособие предназначено для старшеклассников, а также учителей, методистов, преподавателей и студентов педагогических вузов. Оно позволяет освоить дидактическую многомерную технологию и использовать ее возможности для повышения эффективности образовательного процесса.

Ключевые компетенции как отражение основных целей обучения

В ближайшее время будет опубликован доклад института образования НИУ ВШЭ, посвященный опыту многих стран-лидеров в образовании. Тщательно проанализировав различные сценарии и решения, эксперты будут готовы сформулировать рекомендации по развитию системы российского образования.

Все государства, чей успешный опыт был проанализирован в рамках подготовки к докладу, провозглашают свой набор актуальных компетенций, которые должен приобрести каждый учащийся. Каждая комбинация компетенций формирует конкретную образовательную модель, успешно работающую в конкретном государстве.

Финляндия. Основной целью провозглашается воспитание гармоничного, всесторонне развитого человека. Набор компетенций включает: мышление, умение учиться, культурную компетентность, умение взаимодействовать и выражать себя, забота о себе и управление повседневной жизнью, ИКТ-грамотность, карьерное развитие, предпринимательство, участие в построении успешного будущего.

Китай. В основе китайского фрейма – погруженность в культуру своей страны, ответственное гражданство, инновационное практичное действование, здоровый образ жизни, обучение в течение жизни и забота о себе.

Проанализировав различные фреймы компетенций передовых стран мира, эксперты пришли к выводу: каждая рамка компетенции создана для решения конкретных задач, которые ставит государство перед национальным образованием. Если поставить перед собой задачу привести все многообразие актуальных компетенций к обобщенной формуле, то мы получим три компетентностных узла:

взаимодействие с другими людьми и освоение социальных ролей;

взаимодействие с самим собой, саморефлексия.

А как поднять успеваемость? 40 эффективных методик для учителя

Книга написана в соавторстве. Тодд Уайтекер – профессор образовательной подготовки в Университете штата Индиана, США. Автор ряда бестселлеров для учителей. Аннетт Бре – популярный американский автор, консультант и оратор. В своей книге эти известные эксперты в области образования предлагают уникальную программу повышения преподавательского мастерства: 40 эффективных методик, которые помогут радикально изменить картину успеваемости учеников в лучшую сторону!

Какая бывает грамотность?

Наши коллеги-эксперты из НИУ ВШЭ выделяют два ключевых типа грамотности:

2. Грамотность, связанная со знаниями и навыками повседневного поведения. Всесторонне грамотный школьник должен знать, что такое кредит, как оплатить штраф, зачем сортировать мусор, как пить таблетки, что есть и чего не пить, чтобы сохранить свое здоровье, и т.д.

Оставайтесь с нами! Зарегистрируйтесь, чтобы узнавать первыми о публикации свежих статей, новостных материалов и об анонсах интересных мероприятий.

Что мешает нам меняться?

Судя по результатам опроса, который был проведен среди российских учителей и родителей экспертами НИУ ВШЭ в феврале 2018 года, изменениям препятствует отсутствие согласия у учителей и родителей относительно основных задач школьного обучения – более того, педагоги не готовы признать за школой некоторые новые функции.

В целом, российские учителя согласны, что школа должна развивать критическое мышление, однако высказывают мнение, что креативность – это не то, что можно воспитать в процессе обучения: либо дано, либо нет, а школа тут бессильна. Правда, и родители высказывают опасения, что в школе уж точно креативности не научиться. Многие учителя видят возможность формирования определенных компетенций только в рамках конкретных предметов: читательская грамотность развивается на уроках литературы, экологическая – на уроках биологии и т.д. А между тем, во всем мире эксперты констатируют, что для успешного решения актуальных задач образования необходимо сквозное проникновение грамотностей в дисциплины.

Самое главное: в педагогическом сообществе укрепилось мнение, что целый ряд задач, которые мир ставит перед школами, должны решать не учителя, а семьи. Родители и педагоги едины во мнении, что школа должна научить ребенка излагать свои мысли, охотно учиться, отличать правду от вымысла, а относительно других актуальных задач единого мнения нет. Например, по мнению педагогов, навыки эффективной коммуникации, кооперации и совместной деятельности дети якобы должны приобретать в семье, а не на уроках. Мало кто из опрошенных учителей признает, что именно школа должна воспитывать в детях ответственность, умение планировать время, давать им необходимые бытовые знания, уважительно относиться к другим людям.

Фото: Shutterstock

С сентября 2021 года в школах России должны появиться учителя-методисты и учителя-наставники — эти изменения планируются в рамках новой системы аттестации преподавателей, разработанной министерством просвещения. Цель нововведений, по словам министра Сергея Кравцова, — повысить престиж профессии, создать условия для непрерывного профессионального развития педагогов и обеспечить высокое качество образовательных результатов.

Рост потребности в высококвалифицированных специалистах обострит конкуренцию как в сфере академического образования, так и в области EdTech-проектов, число которых за последние месяцы существенно выросло. Преимущество при трудоустройстве будут получать преподаватели, которые смогут быстрее адаптироваться к новым тенденциям.

Новые роли преподавателей

Новые запросы к системе образования, глубокое проникновение гаджетов и интернета в повседневную жизнь, растущая популярность концепции непрерывного обучения (lifelong learning), набирающий обороты формат blended learning — лишь некоторые из факторов, трансформирующих традиционную модель взаимодействия между педагогом и учеником. Расскажем о трех ключевых трендах, приводящих к появлению новых ролей преподавателей.

  • Обучение на цифровых платформах — учитель-координатор

По данным Global Market Insights, в 2019 году, еще до пандемии, объем мирового рынка онлайн-обучения достиг $200 млрд, а в ближайшие пять лет рост должен составить не менее 8% в год. Особенно быстро будет развиваться ниша массовых открытых онлайн-курсов (МООК): по оценкам консалтинговой фирмы Mordor Intelligence, на 29% ежегодно.

Цифровое образование отвечает потребностям современных учеников: как показал опрос McKinsey, представителям поколения Z — старшеклассникам и студентам начальных курсов вузов — комфортнее обучаться удаленно. Хотя классическое школьное образование невозможно сделать дистанционным на 100%, онлайн-формат, как утверждает ЮНЕСКО, помогает решить целый ряд проблем — как минимум, связанных с неравным доступом к образованию в некоторых регионах мира. Правда, и здесь есть свои нюансы.

Фото:Honey Yanibel Minaya Cruz / Unsplash, Rastislav Bado / Shutterstock

Онлайн-обучение дает студенту больше контроля над процессом: значительная часть материала отдается на самостоятельное освоение, что позволяет выбирать удобные график и темп работы, а также последовательность тем и их выбор. В результате преподаватель из фигуры, диктующей, что именно делать в данный момент, превращается в координатора, чья задача — сопровождать процесс, отслеживая успехи студента и корректируя курс в соответствии с ними. Иначе говоря, ответственность за усвоение материала отдается ученику, педагог же помогает идти в нужном направлении, останавливаясь на проблемных моментах.

Самостоятельность в онлайн-обучении стала важным фактором и в сфере корпоративного образования, где тенденция перехода на удаленный формат наметилась уже давно. В ходе опроса LinkedIn 60% сотрудников из разных сфер отметили, что возможность личного выбора является для них существенным критерием привлекательности онлайн-курсов.

  • Смешанное обучение — учитель-наставник

Смешанное обучение, или blending learning (сочетание онлайн и офлайн-форматов) — подход не новый. На Западе он практикуется уже достаточно давно, и даже сами учителя повышают свою квалификацию с помощью омниканальных методов — это подтвердили 62% опрошенных TeachUp.

В России blended learning уверенно отвоевывает свои позиции: уже в следующем учебном году планируется апробация формата в 14 регионах страны в рамках внедрения ЦОС — Цифровой образовательной среды.

Поскольку при смешанной модели ученики также самостоятельно отрабатывают материал, учителю нужно фокусироваться на более глубокой проработке темы, чтобы донести ее до всех студентов. На первый план здесь выходит индивидуальный подход, учитывающий особенности каждого обучающегося. Преподаватель выступает в роли компетентного наставника, чья главная задача — понять запросы и особенности ученика, чтобы предложить ему персональную траекторию освоения материала.

Фото:Shutterstock

Александр Альперн, основатель и CEO Webinar Group:

  • Фокус на практических навыках — учитель-практик

Если для школы проектное обучение, нацеленное на рынок — скорее вопрос отдаленного будущего, то в университетской среде некоторые вузы уже сейчас становятся трендсеттерами нового подхода. Так, выпускники ряда учебных заведений могут представлять на рассмотрение аттестационной комиссии не дипломную работу, а собственный стартап. Одним из первых такую практику внедрили РЭУ им. Плеханова, МФТИ, ТПУ, ИТМО и РАНХиГС, а в будущем году эту инициативу опробуют еще 40 российских вузов. Студенту нужно фактически создать реальный бизнес-проект, который позволит ему не только сформировать портфолио и получить доход, но и принять участие в федеральной программе, нацеленной на развитие предпринимательства в стране.

Этот тип преподавателей необходимо по возможности освободить от методической работы, от заполнения документов.

Какие еще роли преподавателя существуют?

Фото:Filip Bunkens / Unsplash

Научные исследования и публикации — мечта для преподавателя-ученого. Этой группе интересны углубленная работа с аспирантами, тишина лабораторий, архивов и библиотек. Зачастую это — выдающиеся специалисты в своей области. Они охотно возьмут на себя научное руководство. Таким преподавателям интересно открывать новое, писать научные статьи и книги.

По стандартам преподавателю необходимо отработать определенное количество аудиторных часов. Часто под них специально разрабатывают узкие спецкурсы, чтобы отрабатывались эти часы. Но иногда стоит снизить аудиторную нагрузку на преподавателей-ученых и дать им возможность заниматься тем, что им нравится — наукой.

Мнения по методической работе расходятся: кто-то считает, что ее нужно убрать совсем, чтобы преподаватель мог сконцентрироваться на учебном процессе, другие считают, что методическая работа необходима для профессионального развития, а некоторым педагогам разработка новых программ и методик даже нравится.

Методист обеспечивает учебными материалами и контентом тех, кто работает в другой функциональной роли. Ему нравится писать программы, учебники, подбирать литературу. Создание курсов, в том числе в онлайне, не вызывает у него сложности и паники. Методисту нравится готовить фонд оценочных средств, и он может помочь с проведением экзамена.

Такой преподаватель может брать на себя методическую работу преподавателя-практика, помогать в составлении курсов преподавателю-лектору и забирать часть работы у преподавателя-исследователя.

Общение со всеми инстанциями, министерствами, получение грантов, — за все это несет ответственность администратор. Он занимается урегулированием конфликтов и обеспечивает соответствие регулярной работы с Федеральными государственными образовательными стандартами.

У преподавателей должна быть возможность выбора траектории своего преподавательского развития. Администрации необходимо выстраивать систему уравновешивания ролей. Если для каждой роли будет продумана система бонусов и мотивации, огромное количество фейковых публикаций и практики бесполезной аудиторной работы сойдут на нет.

У разных функциональных групп также должны быть равные условия, иначе все будут уходить в исследования, потому что там больше надбавок и дают гранты.

Преподаватели разные, им нужны разные стандарты, наименования и функционал, чтобы они могли успешно развиваться и эффективно работать. Такое разделение будет полезно и для студентов, которые будут понимать, к кому можно обратиться, чтобы решить вопрос с документами, а к кому — с просьбой быть научным руководителем.

Требования к учителю будущего

Новые роли подразумевают и изменение пула навыков. Учителя и преподаватели будущего должны овладеть новыми компетенциями:

Практико-ориентированное, гибкое и смешанное обучение требуют постоянного обновления и контента, и методик, и технологий. Учителям и преподавателям придется больше самостоятельно анализировать информацию, выбирая самые релевантные данные, чем опираться на готовые методические пособия и учебники.

ООН включила реализацию принципа lifelong learning в число приоритетных задач наравне с другими глобальными вызовами современности (такими, как преодоление голода или загрязнения окружающей среды). Многие навыки в современном мире стремительно устаревают, и это в полной мере касается и самих специалистов сферы образования. Поэтому умение непрерывно (и зачастую самостоятельно) учиться станет одним из основных требований к преподавателям.

Фото:из личного архива

  • Организационные навыки и проектное мышление

Читайте также: