Нужна ли прописка гражданину рф если он живет за границей

Обновлено: 16.05.2024

Отныне российские граждане, имеющие второе гражданство или вид на жительство, обязаны лично уведомлять об этом Федеральную миграционную службу. Что для этого нужно? Сообщество Russians in the City (RIC), объединяющее финансистов и юристов из России, живущих в Лондоне, по просьбе Finparty подготовило разъяснения.

С 4 августа в России действует закон , который обязывает граждан сообщать уполномоченному органу о наличии у них второго гражданства, вида на жительство или другого документа, дающего право постоянного проживания за рубежом. Сообщать нужно в письменной форме — подачей документов при личном обращении или путем отправки их Почтой России. Тем, кто трудится за рубежом, придется совершить для этого поездку на родину.

Все последние недели многочисленные выходцы из России, живущие в британской столице, обсуждали последствия этого закона. Попытаемся ответить на самые распространенные вопросы. Итак, согласно закону гражданин РФ, имеющий на день его вступления в силу:

2) вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве,

обязан в течение 60 дней (то есть до 4 октября 2014-го года) подать в территориальный орган Федеральной миграционной службы (ФМС) по месту своего жительства или пребывания в России соответствующее письменное уведомление. От ФМС не поступило четких разъяснений, что именно считать видом на жительство и в каких случаях. Например, нужно ли рассматривать в качестве такового трехлетнее разрешение на работу в Великобритании, полученное по программе Tier 1.

Все последние недели многочисленные выходцы из России, живущие в британской столице, обсуждали последствия нового закона

Все последние недели многочисленные выходцы из России, живущие в британской столице, обсуждали последствия нового закона

Известно, что видом на жительство не признаются студенческие визы. Что же касается рабочих виз, здесь в общем случае нужно руководствоваться законодательством выдавшей их страны. При этом ФМС уточнила, что вид на жительство сроком более одного года попадает под действие закона, вид на жительство на основании политического убежища — тоже. Если россиянин получит иное гражданство или вид на жительство после вступления закона в силу, то об этом также необходимо будет уведомить службу в течение 60 дней.

Неисполнение указанной обязанности может повлечь за собой уголовную ответственность. Статья 330.2 Уголовного кодекса РФ предполагает за это штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательные работы на срок до 400 часов. За несвоевременное или недостоверное уведомление ФМС устанавливается административный штраф — от 500 до 1 000 рублей.

С 5-го августа вступил в силу приказ ФМС №450 от 28 июля 2014 г. о порядке подачи уведомлений о наличии второго гражданства и вида на жительство. Соответственно, утверждена и форма такого уведомления. По нашему мнению, отдельные положения закона и подзаконных актов содержат неточные формулировки, поэтому практика их применения будет нарабатываться по мере набивания шишек первопроходцами. Есть понимание, что в будущем ФМС может внести в приказ изменения.

Уведомление следует подавать лично на территории РФ. В нем необходимо указать все имеющиеся виды на жительство и гражданства. Следует помнить, что истечение срока действия паспорта не означает автоматического прекращения гражданства: для этого, как правило, надо пройти специальную процедуру. При этом между Россией и некоторыми странами предусмотрен обмен информацией по вопросам гражданства и вида на жительство (соглашения об обмене информацией подписаны с Белоруссией и Арменией, о двойном гражданстве — с Туркменистаном и Таджикистаном). Список таких стран будет расширяться, поэтому шансы на то, что в будущем необходимая информация будет поступать в ФМС автоматически, без участия граждан, сохраняются.

Нет необходимости перегружать уведомление избыточными данными. Достаточно перечислить гражданства, указать, когда примерно они получены, а также что служило основанием для их выдачи. Если основание позабыто, можно так и написать. Это не так критично, как умолчать о самом наличии иного гражданства или вида на жительство.

ФМС считает, что доказательством постоянного проживания гражданина РФ за границей является его снятие с регистрации в России. А наличие регистрации будет расцениваться как свидетельство временного (не постоянного) пребывания вне страны. Таким образом, всем гражданам, сохранившим регистрацию/прописку в РФ, необходимо подавать уведомление. При этом не забудьте уведомить службу, если ваши дети имеют иное гражданство или вид на жительство. Ответственность за несовершеннолетних несут их родители, а потенциальный штраф за нарушение закона может равняться вашему годовому доходу, помноженному на количество детей.

Поскольку предусматривается личная подача заявления, граждане, проживающие за рубежом, должны приехать в Россию и подать его по месту регистрации/прописки.

Хотя срок для отправки уведомлений истекает 4 октября, по информации ФМС сделать это можно будет и позже. При этом, чтобы не попасть под штраф, нужно будет приложить к документам подтверждение того, что в период с 5 августа по 4 октября и до первого въезда в РФ вы не находились на территории России. Таким подтверждением может быть копия паспорта со штампом о въезде в РФ.

Соответственно, проживающие за рубежом граждане должны решить все вопросы, связанные с уведомлением, во время ближайшего приезда в РФ. Если этого не сделать, то высоки будут шансы попасть под штрафы и разбирательства с соответствующими органами о несвоевременном уведомлении, причем объясняться с ними будет сложно. Имеет смысл запланировать два-три дополнительных дня для решения этих проблем.


Постановка на миграционный учет иностранных граждан претерпела определенные корректировки в 2021 году. В чем заключается новый регламент? Какой нормативный акт его устанавливает? Рассмотрим алгоритм учета иностранцев в нашем обзоре.

Какие граждане подлежат миграционному учету в РФ

Правовое регулирование учета граждан зарубежных стран основывается на нескольких нормативных актах. В них же установлены правила осуществления миграционного учета иностранных граждан.



ВАЖНО! Временно пребывающий — прибыл по визе и получил миграционную карту. Временно проживающий — иностранец, получивший разрешение на временное проживание в РФ. Постоянно проживающий — иностранец, получивший вид на жительство в РФ.

О пенсионных взносах временно пребывающих в России мы писали здесь. А о ДМС временно пребывающих в России читайте в статье.

Как видим, различают два вида миграционного учета иностранных граждан в РФ в 2021 году:


Причины для постановки на миграционный учет:

  • въезд жителя иного государства в РФ;
  • оформление рождения в России иностранца, если гражданство не предоставлено автоматически;
  • утрата гражданства РФ человеком, находящимся в Российской Федерации.

Далее рассмотрим оба вида постановки на миграционный учет иностранных граждан в 2021 году подробнее.

Оформление по месту проживания

Постоянно или временно проживающие в России лица иных государств, которые обладают правом на пользование жилым помещением, обязаны оформиться по месту жительства. Сделать это можно:

На схеме ниже представлено, какие документы нужны для миграционного учета по месту жительства:


За подачу заявления необходимо уплатить пошлину (до его подачи либо после, если заявление подано в электронном виде).


Сроки постановки на миграционный учет по месту жительства — 7 рабочих дней.


Как оформиться по месту пребывания

Временно пребывающие иностранцы или временно проживающие иностранцы, которые находятся в месте пребывания, отличном от места жительства, должны оформиться по месту пребывания.


Для регистрации необходимо подать уведомление в территориальный орган МВД в течение 7 дней с момента приезда (или истечения допустимого срока пребывания без регистрации).

Уведомление заполняют на определенном бланке по форме, которую можно скачать в начале статьи.

Обязанность по подаче уведомления лежит на принимающей стороне. В исключительных случаях подать его может сам иностранный гражданин.

Принимающая сторона — это гражданин РФ, постоянно проживающий в РФ иностранец, юридическое лицо, государственный орган либо международная организация, предоставившие иностранцу для фактического проживания жилое или иное помещение.

Как оформить иностранца на работу? Ответ — здесь.

Когда сам иностранец может подать уведомление:


Посмотрите, какие бумаги следует предоставить для регистрации по месту пребывания помимо уведомления:


Регистрационные сведения вносят в базу миграционного учета в течение трех дней.

Итоги

Граждане иных стран, приехавшие в Россию, подлежат миграционному учету. Есть два вида учета: по месту пребывания или по месту жительства. Закон дает на регистрацию 7 дней. Заявление подает или сам иностранец (при оформлении по месту жительства), или тот, кто принимает иностранца на своей территории (при оформлении по месту пребывания).

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Информация для российских граждан, имеющих иное гражданство или право постоянного проживания в иностранном государстве

В соответствии с внесенными в законодательство Российской Федерации изменениями до 2 октября 2014 года (включительно) граждане Российской Федерации, имеющие по состоянию на 4 августа 2014 года гражданство или право постоянного проживания в другой стране, должны уведомить об этом российские власти.

Граждане России обязаны уведомлять Федеральную Миграционную Службу России (ФМС) о наличии у них:

  • иностранного гражданства,
  • вида на жительство или
  • иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина России в иностранном государстве.

Уведомлять ФМС о наличии визы (рабочей, студенческой, инвесторской, предпринимательской, супружеской, детской и т.п.) и выдаваемого на ее основе разрешения на временное пребывание в иностранном государстве не требуется.

От вышеуказанной обязанности освобождаются граждане России, которые постоянно проживают за рубежом. Под постоянно проживающим за рубежом понимаются граждане, снятые с регистрационного учета в РФ и имеющие соответствующую отметку в паспорте и адресный листок убытия. При этом даже в случае круглогодичного проживания за границей граждане РФ, не снятые с регистрационного учета в РФ, не освобождаются от обязательств по направлению уведомления.

В отношении детей в возрасте до 18 лет, имеющих российское гражданство, уведомление подается их родителями. Такое уведомление должно быть направлено, даже если сами родители являются гражданами только одного государства и прав постоянно проживать в иностранном государстве не имеют.

Граждане России, которые по состоянию на 4 августа 2014 года имеют гражданство или право постоянного проживания в другой стране, но будут находиться за рубежом до истечения срока подачи уведомлений, могут подать уведомление в кратчайший срок после прибытия в Россию.

В случае приобретения гражданства или права постоянного проживания в другой стране после вступления закона в силу 4 августа 2014 года, уведомление подается гражданином РФ в 60-дневный срок со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Получение второго гражданства закон не ограничивает.

Таким образом, российские граждане, не состоящие на регистрационном учете по месту жительства в РФ, освобождаются от обязанности подать уведомление о наличии у них гражданства иностранного государства или права проживания в другой стране.

Граждане, состоящие на регистрационном учете по месту жительства в России,имеющие иное гражданство или право постоянного проживания в иностранном государстве, обязаны уведомить об этом Российские власти, либо сняться с регистрационного учета по месту жительства в России. В случае, если у гражданина возникло намерение сняться с регистрационного учета, он вправе подать заявление в произвольной форме в органы регистрационного учета, указав государство, в которое он выезжает. Гражданина снимают с регистрационного учета, а в его паспорт проставляется соответствующая отметка, и ему выдается адресный листок убытия.

Сняться с учета гражданин РФ может и находясь за рубежом, составив заявление, засвидетельствовав подлинность подписи на заявлении у нотариуса, проставив апостиль и оформив нотариальный перевод. Засвидетельствовать подлинность подписи на заявлении можно также и в консульском отделе. Снятие с регистрационного учета подтверждается штампом в паспорте. Если гражданин, снимаемый с учета в РФ, находится за рубежом, его представитель по доверенности может представить паспорт гражданина РФ, снимаемого с учета, в уполномоченный орган. В паспорт будет проставлен штамп и его возвратят представителю.

Порядок подачи уведомления

Приказом ФМС России от 28.07.2014 № 450 утверждены форма и порядок подачи уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве. Указанный акт и формы уведомлений размещены на сайте ФМС в интернете. Форма уведомления доступна здесь.

Уведомление подается в двух экземплярах лично или законным представителем, представитель по доверенности подать уведомление не может.

К уведомлению прилагаются простые копии:

  • российского паспорта или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации (дипломатического паспорта, служебного паспорта, удостоверения личности (военного билета) военнослужащего, свидетельства о рождении);
  • иностранного паспорта либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства или право постоянного проживания в иностранном государстве.

Нотариально заверенные копии и перевод указанных документов прилагать не требуется.

Сотрудник органа ФМС или почтового отделения при приеме уведомления подтверждает прием уведомления своей подписью и возвращает отрывную часть бланка уведомления гражданину.

Ответственность за неподачу уведомления

Обращаем Ваше внимание, что за неисполнение обязанности уведомить о приобретении иностранного гражданства вводится уголовная ответственность. Не исполнившим обязанность грозит штраф в размере до 200 тысяч рублей, либо в размере дохода осужденного за период до года, либо обязательные работы на срок до 400 часов.

Кроме того, за несоблюдение срока подачи, неточности заполнения (неполную или неверную информацию) гражданину будет грозить административный штраф в размере от 500 до 1000 рублей.

Владислав Забродин, Управляющий партнер Capital Legal Services, в прямом эфире Radio Sputnik (Хельсинки, Финляндия), ответил на вопросы слушателей, касающиеся уведомления о втором гражданстве или виде на жительство российских граждан, постоянно проживающих за пределами РФ. Прослушать интервью>>


США: отчитываться не обязаны

В Америке любой гражданин может поселиться где угодно, найти работу и жить, ни перед кем не отчитываясь. Главное – придерживаться правил проживания и устройства на работу того места, где он решил обосноваться, и тогда ни местным чиновникам, ни правохранительным органам до него не будет никакого дела.

Между тем учет и контроль в стране налажен очень эффективно, и для этого, как показывает практика, ни прописки, ни внутреннего паспорта, попросту не нужно. Все, что делает американец в этой жизни, четко и надежно зафиксировано в электронном виде в целом ряде агентств и ведомств. Причем сам гражданин очень даже заинтересован в своевременной подаче верных данных и о себе, и о собственном месте пребывания.

Основной источник информации о любом гражданине США с момента его рождения – Управление социального страхования, которое структурно подчиняется министерству здравоохранения. Девятизначный номер соцстрахования есть у каждого гражданина Штатов (кроме того, его может получить иностранец, имеющий вид на жительство в стране, и даже человек, лишь временно работающий в Америке). Наличие этого номера позволяет получать различные социальные пособия, помощь, медицинское страхование и многое другое. Так что гражданин кровно заинтересован в том, чтобы сообщить правительственному агентству свой правильный почтовый адрес и в дальнейшем оповещать чиновников о любых его изменениях.

Далее – Управление автомобильного транспорта (УАТ), которое выдает в Америке водительсткие права, являющиеся зачастую главным официальным документом, удостоверяющим личность американского гражданина. Именно на правах указывается домашний адрес, смена которого требует оповещения УАТ водителем. Для этого, кстати, никуда не надо ходить – на сайте УАТ заполняется соответствующая форма, и через 3-5 дней по указанному тобой почтовому адресу тебе присылают новые права, предварительно аннулировав старые. Кстати, в этой же службе при желании можно зарегистрировать и свою партийную принадлежность. Разумеется, есть в стране и те, у кого нет машины, и те, кто вообще не ходит на выборы – и, соответственно, информации об этих людях вы никогда не найдете в базе данных УАТ. Выходит, что если такой человек переезжает, скажем, из Вашингтона в Лос-Анджелес, он может вообще никого не ставить в известность о своем переезде.

Словом, свобода – она и есть свобода, и если есть у тебя голова на плечах, соответствующие средства, желание поселиться в любой точке Америки – так и живи себе, работай и ни перед кем не отчитывайся. Ни перед соседями по лестничной площадке, ни перед коллегами, ни уж тем более перед родным государством.

Текст: Юрий Сигов

Канада: без паспорта

В Канаде даже бездомные стараются обзавести адресом, по которому власти могут связаться с ними. И это не связано с какими бы то ни было законами. Как сказал однажды легендарный премьер-министр Канады Пьер Трюдо, государству нет места в спальнях и частной жизни граждан. Просто часто почтовое общение с официальными органами намного комфортнее личного.

Вот и большинство канадских граждан сообщают государству свой почтовый адрес только для того, чтобы либо получать по почте банковские чеки с налоговым возвратом либо какие-то документы. Есть, правда, еще один нюанс: граждане, владеющие двумя и более объектами недвижимости, в налоговой декларации обязаны указать адрес своего фактического проживания. Дело тут в том, что жилище, которое используется только для личных нужд, облагается налогами по другой схеме, нежели недвижимость коммерческая или та, что сдается внаем.

Остается добавить, что в Канаде никто не обязан носить с собой не то что паспорт, но и вообще какое-либо удостоверение (разумеется, это касается только пешеходов — у человека, управляющего автомобилем, права, конечно же, должны быть при себе). Если у полиции возникает необходимость установить личность задержанного, то она легко обходится без всяких id. На то она и полиция.

Текст: Игорь Малахов

Мексика: бюрократическая казуистика

Несмотря на то что бюрократический аппарат в Мексике весьма крепок, до прописки здесь пока не додумались. При необходимости привязать граждан к какому-то месту обычно используется место фактического проживания. Для этого запрашивается квитанция квартплаты, на которой указан адрес. При этом счет может быть оформлен на хозяина жилья, то есть в нем может быть указана другая фамилия. В самых строгих бюрократических организациях могут в этом случае запросить контракт на съем жилья. Но этим дело и закончится.

Если потребуется подтвердить собственность или платежеспособность, могут потребовать бумаги по оплате налога на землю. Поскольку пользование землей в Мексике облагается налогом (так же как и наличие у человека дома, квартиры или машины), важной государственной привязкой к месту является оплачиваемая собственность в конкретном регионе.

Текст: Екатерина Кульганек

Великобритания: несостоявшаяся антиутопия

Если вы переехали и при этом водите машину, по закону нужно обязательно сообщить Агентству по лицензированию водителей и транспортных средств – государственному отделу, который выдает водительские права. Оно обновит данные у себя в базе и пришлет вам новые права с правильным адресом. Кроме того, если вы индивидуальный предприниматель и сами платите налоги — налоговые органы также просят им сообщать о смене места жительства.

В 2006 году в Британии в рамках неустанной борьбы с терроризмом и нелегальной иммиграцией был принят закон о поэтапном введении удостоверений личности для граждан и резидентов. Речь шла о пластиковых картах с чипом, содержащим в цифровом виде отпечатки пальцев, радужную оболочку глаза, биометрическую информацию, а также данные о всех прошлых и нынешних местах жительства человека. Власти начали создавать национальную базу данных и к 2013 году планировали одарить такой картой каждого жителя страны. Однако, как показали соцопросы, гражданам идея базы данных пришлась не по нраву — это же ущемление гражданских свобод, говорили они, и вообще антиутопия какая-то. Кроме того, всем известно, насколько вольно чиновники обращаются с конфиденциальной информацией: где только не забывают рабочие ноутбуки — и в такси, и в пабах, и в электричках. В общем, дорогостоящий проект удостоверений личности был полностью отменен в 2010 году, и британцы как обходились водительскими правами и письмами из банка, так и обходятся. Паспорта им нужны только для того, чтобы ездить за границу.

Что касается иностранных граждан, то некоторым из них по приезде нужно регистрироваться в местном отделении полиции. Речь идет о лицах старше 16 лет из 42 стран (в число которых, увы, входит и Россия), приехавших в Британию по рабочей или студенческой визе дольше чем на шесть месяцев. В Лондоне, к примеру, подобной регистрацией эксклюзивно занимается полицейский участок недалеко от станции метро Borough. В сентябре и октябре из-за наплыва студентов там бывает особенно людно и мультикультурно. Ну а тем, кто приезжает в страну по гостевой или туристической визе — регистрация, как правило, не нужна вне зависимости от того, на какой срок выдана эта виза.

И, наконец, о санкциях. Если гражданин не оповестит Агентство по лицензированию водителей и транспортных средств о смене адреса, ему может грозить штраф до 1000 фунтов — такой же, как если не поменять вовремя (раз в 10 лет) фото и сами права… Но, честно говоря, очень многие забывают это делать. По результатам опроса автомобильной страховой компании LV Сar Insurance, каждый пятый британский водитель не знает, когда у него истекает срок действия прав.

Текст: Анна Дородейко

Германия и Нидерланды: история Ивонны

Чтобы было понятно, как решается вопрос с пропиской в Нидерландах и Германии, рассмотрим следующую ситуацию. Ивонна Потсма (24 года) закончила медицинский факультет Амстердамского университета и нашла работу в городе Утрехт. Условием получения новой работы было проживание в радиусе шести километров от больницы.

Вернемся к Ивонне. Проработав в больнице около года, она решила пойти в ординатуру по радиологии. В Нидерландах свободных мест не оказалось, зато она без труда прошла конкурс в Дюссельдорфе (Германия). Предъявив выписку о месте жительства в Нидерландах и новый трудовой договор, она сняла квартиру в Дюссельдорфе, после чего отказалась от старой и проинформировала об этом мэрию Утрехта, что требуется сделать не менее чем за пять дней до фактического переезда, если вы собираетесь проводить за границей более восьми месяцев в году. Для этого можно снова воспользоваться специальной электронной формой, и мэрия перешлет ваш новый заграничный адрес в налоговою инспекцию и прочие инстанции. Если при переезде в пределах страны для человека мало что меняется, отъезд за границу означает, что он может потерять право на медицинскую страховку и часть пенсии. Кроме этого, он получает новый налоговый статус. Нашей знакомой Ивонне пришлось оформить медицинскую страховку в Германии, зато и налоги в Голландии платить она перестала. Если бы она только жила в Германии, а работала в Нидерландах, то была бы обязана иметь голландскую медицинскую страховку и платить налоги по месту работы. Для подобных ситуаций между многими европейскими странами заключены двухсторонние соглашения, позволяющие избегать двойного налогообложения и прочих проблем.

В Дюссельдорфе Ивонна отправилась в местную мэрию с контрактом о съеме жилья и прописалась по новому адресу. Как и в Голландии, о ее регистрации были автоматически проинформированы все инстанции, в первую очередь налоговая инспекция. Документ о прописке у нее почти никто не требовал, например, счет в Deutsche Bank ей открыли просто по предъявлении голландского паспорта. Через несколько недель она получила письмо от отдела по работе с иностранцами с просьбой принести свой паспорт, фотографию и полис о медицинском страховании. Когда ее документы были проверены, ей прислали домой вид на жительство в Германии. Если Ивонна захочет вернуться в Нидерланды на срок более четырех месяцев, ей надо будет снова там прописаться.

Практика показывает, что ни в Германии, ни в Нидерландах без регистрации не обойтись. Но если человек добросовестно платит налоги и не получает никаких социальных пособий, вероятность того, что кто-то будет проверять, проживает ли он по адресу прописки, ничтожно мала. Все упирается в финансовые вопросы: хотите что-то получить от государства или, наоборот, недоплатить ему – готовьтесь стать объектом контроля.

Текст: Анна Прийдак

Франция: записка в свободной форме

У французской жизни есть свои нюансы: граждане обязаны до конца жизни хранить целую кипу документов — например, все справки о выплате зарплаты, иначе им могут неправильно насчитать пенсию. Но вот жесткую привязку человека к конкретному адресу проживания во Франции представить очень трудно. Даже несмотря на то, что французские власти в последнее время смотрят на оформление бумаг строже, чем раньше, несовпадение реального адреса с адресом, указанным в паспорте или даже в налоговой декларации, — сколько угодно. В мой французский паспорт, действующий 10 лет, адрес впечатан раз и навсегда, но, сколько бы я за это время ни переезжала, получать всякий раз новый документ мне не придется.

Текст: Маша Белкова

Италия: соседи не настучат

Текст: Ирина Будзивула

Испания: плюсов больше

Текст: Юлия БЕНЦАЛЬ

Япония: дзюминхё для маскота

Чтобы получить представление о том, где и сколько человек живет, власти Японии в 1914 году издали закон о временном пребывании. Закон этот требовал заявлять госорганам о человеке, более 90 дней живущем по адресу, отличному от регистрации в подворном реестре. Заявить должен был тот, кто предоставляет жилье — будь то родственник или домовладелец. Однако власти были недовольны фактическим исполнением закона, поэтому в 1952 году его заменил новый, действующий до сих пор и сводящийся к добровольному заявлению самих граждан о месте своего фактического проживания.

Здравствуйте.
Живу в другой стране, родные хотят продать дом, где я прописана, при этом, соответсвенно, выписав меня и не прописав никуда в дальнейшем. Скажите, после потерянной прописки на территории России, какие сложности мне предстоят по возвращению на родину? Сможет ли мой ребенок получить в дальнейшем гражданство? Смогу ли я без проблем вернуться на родину? Надо будет платить какой-то штраф? Не потеряю ли я гражданство без прописки?
с уважением.

Здравствуйте.
Живу в другой стране, родные хотят продать дом, где я прописана, при этом, соответсвенно, выписав меня и не прописав никуда в дальнейшем. Скажите, после потерянной прописки на территории России, какие сложности мне предстоят по возвращению на родину? Сможет ли мой ребенок получить в дальнейшем гражданство? Смогу ли я без проблем вернуться на родину? Надо будет платить какой-то штраф? Не потеряю ли я гражданство без прописки?
с уважением.

C 1993 года в законе не существует понятия "прописка". Сейчас существует именно регистрация по месту жительства или по месту пребывания.

Как было указано в п. 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 года № 2-П:
Конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания), тем более что государство не связано обязанностью во всех случаях обеспечивать граждан жилыми помещениями.

Если внимательно почитать законы, то оказывается, что есть возможность проживать в садовом домике без регистрации там. Либо даже без регистрации вообще, если больше негде жить.

C 1993 года в законе не существует понятия "прописка". Сейчас существует именно регистрация по месту жительства или по месту пребывания.

Как было указано в п. 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 года № 2-П:
Конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания), тем более что государство не связано обязанностью во всех случаях обеспечивать граждан жилыми помещениями.

Если внимательно почитать законы, то оказывается, что есть возможность проживать в садовом домике без регистрации там. Либо даже без регистрации вообще, если больше негде жить.

Здравствуйте, Sandra Alzanaty.

Поддержу и дополню предыдущего автора.

"Скажите, после потерянной прописки на территории России, какие сложности мне предстоят по возвращению на родину?"

1. При возвращении на родину важно, чтобы :
- загран паспорт был не просрочен
- паспорт гражданина РФ был действителен

"Сможет ли мой ребенок получить в дальнейшем гражданство?

2. Чтобы ваш ребенок мог получить гражданство РФ важно чтоб его родители (или один из них) был гражданином РФ и имели действующие паспорта РФ. В некоторых ситуациях возможно требование доказательств постоянного проживания на 06.02.92 года в РФ дедушек и бабушек, т.е. Ваших и (или) Вашего супруга родителей.

"Смогу ли я без проблем вернуться на родину?"

3. Сможете, читайте п.1.

"Надо будет платить какой-то штраф?"

4. Штраф, конечно, предусмотрен законом (если вернетесь на родину и не оформите временную или постоянную регистрацию в течение 3-х месяцев), но в компетенции сотрудников аэропорта и таможни нет такой функции. Поэтому в аэропорту с действительными паспортами проблем не возникнет.

"Не потеряю ли я гражданство без прописки?"

5. Гражданство РФ Вы не потеряете, ведь оно было дано Вам законным путем (по праву рождения, например), не так ли? Вы можете сами отказаться от гражданства РФ , но только если получите гражданство другой страны.

более подробно можно ознакомится в след.источниках:
- Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 376-ФЗ

Здравствуйте, Sandra Alzanaty.

Поддержу и дополню предыдущего автора.

"Скажите, после потерянной прописки на территории России, какие сложности мне предстоят по возвращению на родину?"

1. При возвращении на родину важно, чтобы :
- загран паспорт был не просрочен
- паспорт гражданина РФ был действителен

"Сможет ли мой ребенок получить в дальнейшем гражданство?

2. Чтобы ваш ребенок мог получить гражданство РФ важно чтоб его родители (или один из них) был гражданином РФ и имели действующие паспорта РФ. В некоторых ситуациях возможно требование доказательств постоянного проживания на 06.02.92 года в РФ дедушек и бабушек, т.е. Ваших и (или) Вашего супруга родителей.

"Смогу ли я без проблем вернуться на родину?"

3. Сможете, читайте п.1.

"Надо будет платить какой-то штраф?"

4. Штраф, конечно, предусмотрен законом (если вернетесь на родину и не оформите временную или постоянную регистрацию в течение 3-х месяцев), но в компетенции сотрудников аэропорта и таможни нет такой функции. Поэтому в аэропорту с действительными паспортами проблем не возникнет.

"Не потеряю ли я гражданство без прописки?"

5. Гражданство РФ Вы не потеряете, ведь оно было дано Вам законным путем (по праву рождения, например), не так ли? Вы можете сами отказаться от гражданства РФ , но только если получите гражданство другой страны.

более подробно можно ознакомится в след.источниках:
- Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"
- Федеральный закон от 21 декабря 2013 года № 376-ФЗ

Читайте также: