Персиваль был первым кто начал признавать обязательство врача

Обновлено: 17.05.2024

Тема 2: История врачебной этики в зарубежных
странах
Этика Гиппократа
Заповеди благодеяния
Врачебная этика эпохи средневековья
Медицинская этика в Возрождение и Новое время
Корпоративно-сословная этика Т.Персиваля

Гиппократ в отличие от своих современников видел причины
болезней и недугов не во влиянии злых духов, а в
комплексном влиянии факторов: питании, окружающей
среде, образе жизни, климате и др.
Основные
положения
В его трудах помимо прочего содержатся описания
профилактических мер, описания болезней и способов их
лечения, а также описание более 200 растений и их
целительных свойств и способов применения
Является автором широко известного учения о 4 жидкостях,
составляющих тело человека, кровь, слизь, черная и желтая
желчь

Модель Гиппократа рассматривает проблему взаимоотношения
врача и пациента под углом зрения социальных гарантий и
профессиональных обязательств медицинского сообщества :
Обязательства перед учителями, коллегами и учениками
Оказания помощи и непричинения вреда пациентам
Выводы
Уважение пациентов
Отказ от интимной связи
Запрет на аборт и эвтаназию
Обязательство врачебной тайны
Профессиональный облик врача
Вопрос оплаты (связан с переходом от жреческой медицины к
светской)

Салернская медицинская школа. Занималась разработкой
этических учений в медицине. 9 век – на Юге Италии.
Противопоставляла себя схоластике. Носила светский характер.
Гиппократова
община
За особые заслуги школы император Фридрих 2 разрешил
профессорам вскрывать один труп раз в пять лет. На
представителей и профессоров школы не распространялся также
целибат, введенный для остальных врачевателей в Европе. Также
разрешалось учиться и преподавать женщинам.
Салернский кодекс здоровья переиздавался 300 раз - в нем
отражались те же принципы, что и у Гиппократа. Расхождения
были по вопросам оплаты – кодекс предлагал позаботиться об
оплате трудов врача, пока еще больной был в состоянии это
сделать. Указывалось, что выздоровевший также может и не
заплатить.
Также вводилась законодательная ответственность врача.
Профессия врача не считалась престижной. Хирурги
приравнивались к цирюльникам. Падение нравственности врачей
в Европе.

Медицина
Арабского
халифата 9 –
10 веков
Регионом расцвета культуры в Средние века явился Арабский
халифат, особенно в период IX—X вв. Это было замечательное
время для развития медицины, несмотря на определенные
идеологические ограничения (запрет на анатомические
исследования, а также изучение природы психических
заболеваний, возможность для правоверного мусульманина
видеть обнаженное женское тело)

Медицинская этика в
Арабском халифате
Выдающиеся врачи:
Абу Бакр Рази (865—925)
Ибн-Аббас (619—686)
Ибн-Рушд (1126—1198)
не только развивали научные знания, но и
поддерживали высокий уровень профессиональной
этики в лучших традициях Гиппократа и Галена,
которых считали своими учителями. Они призывали
коллег бороться за жизнь и здоровье больного,
невзирая на астрологические прогнозы; выбирать
наиболее щадящие для его организма средства
лечения; быть терпеливым и ласковым с пациентами,
нести каждому луч надежды, строго соблюдать
врачебную тайну

Медицинская этика в
эпоху Возрождения
Теоцентризм сменяется
антропоцентризмом
Болезнь перестала быть благом для души
Статус врача и медицины возрос

Медицинская этика
Новое время
Продолжение идей возрождения
Переход медицины на научную основу в
связи с успехами естествознания
Статус врача и медицины продолжал расти

Френсис
Бэкон –
философ
медицины
Сравнивал деятельность врача со вторым солнцем. И чтобы
солнце светило ярче призывал медиков к экспериментам и
научным открытиям
Расширил функции медицины от лечения болезней до
профилактики и укрепления здоровья человека и продления
его жизни – в то время это был принципиально новый подход
Необходимость врачебного ухода за неизлечимо больным
(Цельс – медицины не протягивает руку умирающему). Вводит
понятие эвтаназии – легкая, благая смерть.

Эдвард Дженнер – оспопрививание
Использование наркоза для болезненных процедур и
операций
Общие
тенденции
времени
Эксперименты врачей на себе: Джон Гунтер, Гемфри Дэви
(ингаляционный наркоз закисью азота)
Филипп Пинель (1745 – 1826) – гуманистический прорыв в
области психиатрии. Были отменены принятые формы
насилия (оковы, пытки, побои, воздействия холодом и
голодом) и введены лечебные процедуры, трудотерапия.
Нивелируется неравенство врачей: акушерки и хирурги
становятся приняты медицинским сообществом на равных
правах. Парацельс: я являюсь доктором обеих медицин
(терапии и хирургии).
Развитие социальной медицины

Домашнее
задание
Выбрать модель этики из описанных и решить с помощью этой
модели этическую дилемму: абортирование плода на 3,5
месяце с маркерами высокой степени вероятности синдрома
Вильямса.

3. Новое время. Корпоративно-сословная медицинская этика XVIII в.

4. Этические учения XIX – XX вв. и медицина
Темы докладов:

3. Философия человека эпохи Возрождения и медицина

Гиппократа называют “отцом медицины”. Эта характеристика не случайна. Она фиксирует рождение профессиональной врачебной этики.

В древних культурах — вавилонской, египетской, иудейской, персидской, индийской, греческой — способность врачевать свидетельствовала о “божественной” избранности человека и определяла его элитное, как правило, жреческое положение в обществе. Например, первые вавилонские врачи были жрецами, и основными средствами лечения были обряды и магия. Первый египетский целитель Имхотеп — жрец, который в последствии был обожествлен (около 2850 г. до н.э.) и храм в его честь в Мемфисе был одновременно и госпиталем и медицинской школой. Медицинская практика была исключительным правом магов Персии и брахманов Древней Индии. Исследователи предполагают, что отец Гиппократа был одним из жрецов Асклепия — бога врачевания у древних греков.

Становление греческой светской медицины было связано не только с влиянием рационального знания и накоплением опыта врачевания, но и с принципами демократической жизни городов-государств Древней Греции. Освященные и необсуждаемые права врачующих жрецов постепенно, но неизбежно сменялись моральными профессиональными гарантиями и обязательствами лекарей перед пациентами. Так, в Клятве Гиппократа были впервые сформулированы и выписаны именно обязанности врача перед больными и своими коллегами по ремеслу.

Нормы и принципы поведения врача, определенные Гиппократом, являются не просто отражением специфических отношений в конкретно-исторической эпохе. Они наполнены содержанием, обусловленным целями и задачами врачевания, независимо от места и времени их реализации. В силу этого, несколько изменяясь, они соблюдаются и сегодня, приобретая в том или ином этическом документе, будь то “Декларация”, “Присяга” и т.п. свой стиль, особую форму выражения.


  1. Средние века и Возрождение. Модель Парацельса.

Члены этого общества оказывали не только помощь по уходу за больными, но и старались научить больных лучше жить и достойно умирать, поэтому они совмещали свои посещения с религиозными беседами, чтением и наставлениями. С 1633 г. общество возглавила высокообразованная Луиза де Мариллак. В своей деятельности она убедилась, что уход за больными требует основательной теоретической полготовки и организовала в 1641 г. специальную школу по обучению сестер милосердия.

Сострадание и милосердие к ближнему как нормы христианской морали и медицинской этики находят новые формы выражения в деятельном участии и помощи больным, инвалидам, немощным. Сестры милосердия оказывают помощь не только в мирное, но и в военное время. Наполеон I во время своих военных походов обратился к служителям церкви с просьбой о помощи по уходу за ранеными. В период сражений сестры милосердия оказывали помощь раненым. Особую известность получила сестра Марта, которую наполеоновские солдаты считали святой.


  1. Новое время. Корпоративно-сословная медицинская этика XVIII в.

В XVIII-XIX веках появляется ряд этических и этико-философских концепций, оказавших значительное влияние на развитие медицинской этики, особенно в ее новых формах – биомедицинской этике и биоэтике.

И. Бентам определял мораль как искусство регулировать человеческие поступки таким образом, чтобы они приносили как можно больше счастья. По словам И. Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей.

Опыт оказания медицинской помощи английскими и российскими сестрами милосердия лег в основу организации Международного комитета Красного Креста. Он был создан в 1863 г. по инициативе Анри Дюнана (1828 – 1910), которому в 1901г. была присуждена Нобелевская премия.

В своей концепции А. Швейцер провозгласил жизнь высшей, абсолютной ценностью. Он понимал мораль как благоговение перед жизнью во всех ее формах.

Этика Швейцера не содержит системы норм, она предлагает и предписывает единственное правило - благоговейное отношение к жизни всюду и всегда, когда индивид встречается с другими проявлениями воли к жизни.

Швейцер считал, что проявлением благоговения перед жизнью должно быть деятельное милосердие и сострадание. По его мнению, служение людям имеет деятельный характер и выражается в совершенно очевидных, однозначных в своей гуманности действиях. Он считал, что оказание медицинской помощи больному, спасение ему жизни – это однозначное, лишенное двусмысленности добро.

Идеи А. Швейцера приобретают все большее значение в биоэтике при попытках выработать наиболее гуманные решения биоэтических проблем.

В начале ХХ века развитие медико-биологических наук, появление новых медицинских технологий, включающих методы анестезии, использование антибиотиков вакцинацию и другие методы борьбы с инфекционными и заразными заболеваниями, открыло большие перспективы для активного вмешательства и преобразования жизни человека. Это время, когда провозглашается и претворяется в жизнь идея о возможности целенаправленного вмешательства не только в патологические процессы, но и коррекции нормальной жизнедеятельности человека, причем на всех уровнях – биологическом, социальном, психическом. Все большее внимание уделяется идее совершенствования человеческого рода по различным параметрам и при помощи самых разных биомедицинских, психофизиологических, социально-медицинских и других технологий.

ХХ век стал временем в истории медицинской этики, как никакое другое наполненным идеями конструирования, видоизменения, модификации человека. Это время предельного обострения проблемы причинения вреда человеку, риска негативных последствий от применения биомедицинских технологий не только на уровне одного человека, но и на уровне больших человеческих общностей, человечества в целом. Примерами таких негативных последствий стала практика эвтаназии в нацистской Германии, исследования на людях с нарушением норм медицинской этики и ряд других.

К концу ХХ – началу XXI веков, в связи с бурными социальными потрясениями, появлением возможности самоуничтожения человечества на первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания. В 70-х годах 20 в. начинает формироваться новая форма медицинской этики – биоэтика (биомедицинская этика).

В эпоху Возрождения в центре внимания оказывается вопрос о том, какими моральными качествами должен обладать врач. Достигаются ли качества, необходимые хорошему врачу, в процессе обучения, либо даются путем озарения, через опыт, приходят от Бога.

Парацельс (1493-1541). Знаменитый практический врач-целитель, реформатор господствующих подходов к лечению, основоположник ятрохимии. Высказывания: "Умение излечивать делает врача, и дела создают мастера "; "Чтение никогда еще не создало ни одного врача, врачей создает только практика";

В следующем столетии идея опытного изучения природы станет самым авторитетным философским руководством всей европейской науки Нового времени. Яркий представитель - Ф.Бэкон. Затрагивает этические проблемы, являющиеся приоритетными в современной биоэтике. Четко и ясно говорит о необходимости и допустимости экспериментов на живых животных. Обсуждает этические вопросы отношения к неизлечимым, умирающим больным.

Эпоха Просвещения. Происходит переосмысление миссии медицины в обществе - целью медицины теперь становится не только индивидуальное, но и общественное здоровье. Врачебная этика оформляется как система развернутых конкретных моральных обязанностей врача, регулирующих его профессиональную деятельность. Представитель - Т. Персиваль. Выдвинуты моральные стандарты поведения врача, которые резко контрастировали с атмосферой взаимных нападок, ссор, характерной для взаимоотношений врачей того времени. Уделял особое внимание требованиям этикета во взаимоотношениях между врачами. Этический кодекс Т. Персиваля был обращен не только к собственно врачам, но и к фармацевтам, больничному персоналу. Персиваль был первым, кто начал признавать обязательства врача по отношению не только к пациентам, но и к обществу.

5. История медицинской этики в России

М.Я. Мудров – Московская школа, декан медфака МГУ. Врачебная этика - изложение "обязанностей" врачей и "прочных правил, служащих основанием деятельному врачебному искусству", подчеркивает элементы филантропии в деятельности врача, о врачебной тайны.

Ф.П.Гааза охранять особые права заключенных на защиту, охрану их здоровья и медицинскую помощь;

Н.И.Пирогов(1811-1881). Рассматривал проблемы профессиональной этики врача - проблема врачебных ошибок. Врачи должны извлекать максимум поучительного из своих профессиональных ошибок, обогащая как свой собственный опыт, так и совокупный опыт медицины. Считал, что такая моральная позиция может возместить "зло врачебных шибок". Этическое содержание принципов "сортировки" раненых(Крымская войны).

С.П.Боткин(1832-1889), зав. кафедрой терапевтической клиники в Военно-хирургической академии, а с 1878 г. руководитель Общества русских врачей им. Н.И. Пирогова. В "Клинических лекциях" затрагивает вопросы врачебной этики: проблема информирования безнадежных больных - в духе ортодоксального врачебного патернализма (лучше внушить надежду, чем правду о возможном неблагоприятном исходе)

Г.А.Захарьин(1827-1897), факультетская терапевтическая клиника Московского университета. Клинический метод, в котором исключительное внимание уделялось индивидуальному подходу к больному. Об отношении к тяжелым больным говорил: "Для успеха лечения врач должен ободрить больного, обнадежить выздоровлением или по крайней мере, . , поправлением здоровья. "

В.А.Манассеин(1841-1901). Считал, что врачи должны быть противниками смертной казни и телесных наказаний, обращался к проблеме рекламы в медицине – это бесстыдство и обман; критиковал проявления неколлегиальных отношений врачей друг к другу;отношение к врачебной тайне - за абсолютное сохранение врачебной тайны при всех обстоятельствах; критиковал теневых сторон частной врачебной практики.

В.В.Вересаев(1867-1945) "Записки врача" книга отражает опыт человека, выбравшего врачевание своей профессией и только-только входящего в мир медицины, моральные проблемы медицины в книге рассматривались на всю глубину их содержания, поднимает вопрос о клинических экспериментах.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Тема № 1. ЭТИКА. МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ.

Этика как научная дисциплина отвечает на вопрос о том, на какие нормы и цели или ценности люди должны ориентировать свою деятельность.

Мора́ль ( лат. moralitas , термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции , негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле , а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом.

Нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действия человека в обществе с помощью норм.

Нравственность -система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь.

Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности . По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести , добра и зла , сочувствия , дружбы , смысла жизни , самопожертвования . Выработанные этикой понятия — милосердие , справедливость , дружба , солидарность и др., направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.

В науке под этикой понимают область знания, а под моралью или нравственностью — то, что она изучает. В живом языке это разграничение пока отсутствует.

Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.

Основные проблемы этики

Проблема критериев добра и зла, добродетели и пороков

Проблема должного, его совмещение с естественным желанием счастья

Классификация этических ценностей

Всё разнообразие нравственных ценностей подразделяется на основные и частные. К первым, которые лежат в основе всех остальных, относятся благо и примыкающие к нему ценности благородства, полноты и чистоты. Частные ценности, или ценности-добродетели, подразделены на три группы:

ценности античной морали — справедливость, мудрость, храбрость, самообладание; сюда же включаются аристотелевы ценности, основанные на принципе середины;

прочие ценности: любовь к дальнему, дарящая добродетель, личная любовь.

Основной целью нравственного поведения Аристотель называл счастье — деятельность души в полноте добродетели , то есть самореализацию . Самореализация человека — это разумные поступки, которые избегают крайностей и держатся золотой середины . Поэтому основная добродетель — это умеренность и благоразумие.

Согласно ученику Платона Аристотелю , цель этики — не знания, а поступки. Вопрос о том, что есть благо, в этике связан с вопросом о том, как его достичь.

Аристотель отмечает, что действия человека целесообразны, что у каждой деятельности — своя цель, что цели образуют иерархию. По Аристотелю, следует допустить высшую, конечную цель, которая должна быть желанна ради неё самой, а не являться средством для какой-то иной цели. Именно она как благо в собственном смысле слова, или высшее благо, будет определять меру совершенства человека и социальных институтов.

Высшее благо принято называть счастьем. Для счастья нужны внешние блага и удача, но главным образом оно зависит от совершенной деятельности души — от деятельности, сообразной с добродетелью. Свойство души действовать сообразно добродетелям и составляет, согласно Аристотелю, предмет этики.

Функции этики:

В этике можно выделить две области — нормативную этику, направленную на жизнеучение и теоретическую этику, познающую мораль. Это разделение на разные, хотя и взаимосвязанные дисциплины оформилось во 2-й половине XX века.

Теоретическая этика — это научная дисциплина, которая рассматривает мораль как особое социальное явление, выясняет, что это такое, чем мораль отличается от остальных социальных явлений. Теоретическая этика изучает происхождение, историческое развитие, закономерности функционирования, социальную роль и другие аспекты морали и нравственности. Её методологической основой являются знания, концепции и идеи, касающиеся научного познания морали.

Нормативная этика осуществляет поиск принципа (или принципов), регулирующих поведение человека, направляющих его поступки, устанавливающих критерии оценки нравственного добра, а также правила, которое может выступать в качестве общего принципа для всех случаев

2. Медицинская этика.

Медицинская этика - это раздел философской дисциплины этики, объектом исследования которого являются морально-нравственные аспекты медицины.

Медицинская этика - это совокупность норм поведения и морали медицинских работников.

Медицинская этика возникла тысячелетия назад, одновременно с началом врачевания. Во многих древнейших письменных источниках по медицине наряду с советами по сохранению здоровья и лечению болезней излагаются правила поведения врача.

Этапы развития медицинской этики:

Принципы медицинской этики: справедливость, благодеяние, непричинение зла

Первый этап формирования морального кодекса людей, избравший врачевание видом профессиональной деятельности, начался с “формирующийся медицины” и завершился появлением трудов греческих философов.

Особый вклад в развитие медицинской этики на первом этапе внесли:

Основной принцип Сократа тождество добродетели со знанием. Добродетель есть знание или мудрость.

- Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.) автор “Никомаховой этики”, “Большой этики”.

Специфика этики, по мнению Аристотеля, состоит в том, что она вооружает человека методами и средствами воздействия на окружающий мир и людей, живущим в нем. Делает она это путем формирования идей о должном, о добре и зле, об идеалах.

Одним из самых древних медико- этических документов является “Клятва Гиппократа”.

Эту клятву давали выпускники знаменитой школы асклепиадов, родоначальником которой считался бог медицины Асклепий. Самым известным ее выпускником был знаменитый Гиппократ Великий Косский.

Клятва представляет собой документ, освящающий нам врачебный быт медицинских школ времен Гиппократа. В то время уже появились врачебные школы, объедения (корпорации) врачей. Вступая во врачебную корпорацию врач должен вести себя соответствующим образом: воздерживаться от всяких предосудительных действий и не ронять своего достоинства . Появление клятвы Гиппократа было вызвано необходимостью отмежеваться от врачей одиночек, разных шарлатанов и обеспечить доверие общества врачам определенной школы.

2. II этап развития Медицинской этики – это становление монотеистических религий (буддизм, христианство, ислам).

3. III этап развития Медицинской этики – это создание медицинских факультетов при университетах и объединение врачей в корпорации.

В 10 в. начала формироваться медицинская школа в Салерно , достигшая расцвета в 12 в., занимавшаяся переводами медицинских книг с арабского на латынь. Это была светская школа не церковная. Ее главная заслуга – создание новой медицинской литературы. Курс обучения был 3-года философии, 5-лет медицины, 1-год практики, экзамен, после получалась лицензия. Это был первый факультет на Востоке. Вслед за ним стали открываться университеты и в Европе.

Первый в России Московский университет был открыт в 1755г. Медицинский факультет начал работу 1758г . Выпускники медицинских факультетов давали так называемые факультетское обещание, текст которого обычно являлся вариантом клятвы Гиппократа.

В начале 19 в. английский врач из Манчестера Т. Персиваль в книге “Медицинская этика” изложил “свод установленных правил и наставлений применительно к поведению врачей и хирургов в госпиталях и частной практики, в отношению к аптекарям, в случае которые требуют знания законов”(1803).

4. IV этап развития Медицинской этики- Деонтологический этап

Деонтология (от греч. deontos должное и logos -учение) – раздел этики , в котором рассматриваются проблемы долга и моральных требований.

Иеремия Бентам - британский юрист и мыслитель (первая треть 19 века) является виднейшим представителем утилитаризма В основе его этической теории лежит принцип полезности.

Добро, нравственный смысл в наших поступках определяются их результатом – насколько они доставляют нам удовольствие (насколько выгодны) и насколько помогают избегать страданий. Так как с точки зрения морали все люди равны, они всегда должны помнить об общественном интересе, который есть совокупность личных интересов.

Бентам составил своего рода шкалу – “лестницу удовольствий” и “лестницу страданий”, с учетом их интенсивности, продолжительности и т.д. С целью популяризации этой теории он сочинил стихотворение: “ И удовольствие, и боль мы можем “сосчитать”. Какими могут быть они, нам нужно четко знать. Они бывают интенсивны, бывают длительны, быстры, результативны и чисты.

5. С 70х годов XX столетия начался новый V этап развития медицинской этики - биоэтика.

Биоэтика возникла из соединения философии и медицины, но превратилась в практическую философию, дающую возможность мудрому врачу подняться до божественных высот при решении вопросов жизни и смерти.

Принципы биоэтики – соблюдение:

- свободы воли и выбора,

Исторические модели моральной медицины:

Модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.). В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в христианстве распространяется и на Бога. Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.

Круговой поруке, царившей тогда в медицинском мире, он противопоставил другие принципы:

Современная медицина, биология, генетика и соответствующие биомедицинские технологии вплотную подошли проблеме прогнозирования и управления наследственностью, проблеме жизни и смерти организма, контроля функций человеческого организма на тканевом, клеточном и субклеточном уровне. Как никогда остро стоит вопрос соблюдения прав и свобод пациента как личности, соблюдение прав пациента (право выбора, право на информацию и др.) возложено на этические комитеты, которые фактически сделали биоэтику общественным институтом .

В 19-20 вв. огромный вклад в развитие медицинской этики внес Анатолий Федорович Кони (выдающийся судебный деятель России конца XIX начала XX века, ученый-юрист). А. Ф. Кони обладал энциклопедическими знаниями в области русского и зарубежного права, истории, философии, медицины, психологии. Один из аспектов его деятельности являлась разработка нравственно-этических принципов врачебной деятельности, в частности вопрос врачебной тайны.

По современным представлениям, медицинская этика включает в себя следующие аспекты:

1. Научный раздел медицинской науки, изучающий этические и нравственные аспекты деятельности медицинских работников

2. Практическая область медицинской практики, задачами которой являются формирование и применение этических норм и правил в профессиональной медицинской деятельности

Основные аспекты медицинской этики:

• медицинский работник и общество;

• нравственные качества и внешний вид медицинского работника;

• медицинский работник и пациент;

• медицинский работник и родственники пациента;

• взаимоотношения представителей медицинских профессий;

Нравственно-этические аспекты играли основополагающую роль в деятельности сестры милосердия во все времена. Собственно, сама профессия выросла из желания женщины помочь больному или раненому человеку. Женщины, монахини или мирянки, посвящали всю свою жизнь этому высокому служению. Священное Писание повествует о том, что еще в начальный период христианства появились люди, движимые любовью и состраданием, добровольно посвятившие себя уходу за больными и ранеными.

И поэтому когда в середине XIX в. практически одновременно в Англии и в России появились профессиональные сестры милосердия (то есть женщины, имеющие не только желание служить ближнему, но и обладавшие определенными медицинскими познаниями и навыками), в основу их профессии легли те же этические принципы.

Содержание

Введение 3
1.Клятва Гиппократа об основных ценностях и моральных нормах взаимоотношения врача и пациента 4
2.Развитие идей Гиппократа в европейской медицине 16-18 вв. 7
2.1.Модель врачебной этики Парацельса 7
2.2.Особенности врачебной этики Персиваля 8
3.Роль этических идей Гиппократа в современной медицине 10
Заключение 13
Список литературы 15

Работа состоит из 1 файл

Этика Гиппократа реф.doc

Введение

Цель настоящего исследования состоит в изучении основных идей, лежащих в основе этики Гиппократа – исторически первой европейской формы врачебной этики.

В связи с этим представляется необходимым рассмотреть следующие вопросы:

- рассмотреть клятву Гиппократа и проанализировать ее положения об основных ценностях имморальных нормах взаимоотношения врача и пациента;

- показать каким образом получили развитие идеи Гиппократа в Европе в трудах Парацельса и Персиваля;

- показать роль идей Гиппократа в современной медицине.

1.Клятва Гиппократа об основных ценностях и моральных нормах взаимоотношения врача и пациента

Приблизительно в 400 году до н. э. Гиппократ, древнегреческий врач, которого называют отцом медицины, составил текст врачебной клятвы, выражающей основополагающие морально-этические принципы поведения врача.

Гиппократ считал, что врачебная клятва имеет особое значение. Будучи одним из основателей медицины, Гиппократ просил врачей присягнуть:

«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям его учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимому у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошёл, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Упоминаемый здесь бог Аполлон – покровитель врачей в Древней Греции и Риме (и бог музыки, поэзии, прорицаний и основания городов). Асклепий, сын Аполлона, считался особым богом – покровителем врачей. Гигиея (Гигиена) – богиня здоровья, Панакея (Панацея) – богиня-целительница всех болезней – дочери Асклепия.

Философия, отраженная в этом документе, скорее соответствует идеям пифагорейцев IV века до н. э., которые проповедовали святость жизни и слыли противниками хирургического вмешательства 2 .

Медицинская этика требует от специалиста не только непричинения зла, но и свершения благодеяний. "В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного", - говорится в Клятве Гиппократа.

Любопытным моментом клятвы является запрет интимных связей врача и больного.

Известнейшей заповедью этики Гиппократа является его запрет разглашать врачебную тайну. Медицинское сообщество, таким образом, предстает перед нами как весьма замкнутая социальная организация, которую можно было бы обозначить как орден или клан.

Отклонение в нравственном поведении врача от повседневной практики человеческих отношений Гиппократ видел прежде всего в том, что оно не должно быть ориентировано на личное индивидуальное благо врача и поиск путей достижения этого блага (будь то благо материальное, чувственное и т.п.).

2.Развитие идей Гиппократа в европейской медицине 16-18 вв.

2.1.Модель врачебной этики Парацельса

Модель Парацельса - это такая форма врачебной этики, в рамках которой нравственное отношение к пациенту понимается как одна из важнейших составляющих стратегии терапевтического поведения врача. Если в гиппократовской модели медицинской этики, прежде всего, завоевывается социальное доверие личности пациента, то в модели Парацельса делается акцент на учете эмоционально-психических особенностей личности, на признании важности душевного контакта с врачом и включенности такого контакта в лечебный процесс.

2.2.Особенности врачебной этики Персиваля

В 1803 г. английский врач Т. Персиваль издал книгу "Медицинская этика, или свод установленных правил применительно к профессиональному поведению врачей и хирургов" (хирурги в те времена к врачам не относились) 6 . Если познакомиться с этими правилами, то можно убедиться, что их вполне можно использовать для служебных инструкций врачам и медсестрам XX века:

"Больничные врачи и хирурги должны так оказывать помощь больным, чтобы у них создалось, впечатление важности их службы; что покой, здоровье и жизнь тех, кто вверен их заботам, зависят от их умения, внимания и преданности. Они должны усвоить также, что в их манере держаться следует соединить нежность с твердостью, снисходительность с авторитетом, чтобы пробудить в умах своих пациентов чувства благодарности, уважения и доверия. Чувства и эмоции больных в критических обстоятельствах следует знать и принимать во внимание не в меньшей степени, чем симптомы их болезни. Поскольку неправильная оценка может усилить реальное зло (болезнь) или создать воображаемое, никакие обсуждения по поводу существа заболевания не допустимы в присутствии больных ни с врачом (хирургом), ни с учениками больницы или другим медиком, приглашенным в больницу. В больших палатах больницы с пациентами следует говорить об их жалобах таким тоном голоса, чтобы не было слышно окружающим. Тайна, когда того требуют особые обстоятельства, должна быть строго соблюдена. А к женщинам следует относиться с самой скрупулезной деликатностью. Пренебрегать или смеяться над их чувствами жестоко. Никакие предосторожности при приеме больных, страдающих неизлечимыми болезнями, или заразными по своей природе, или имеющих тенденцию усугубляться в нечистой атмосфере, - не могут устранить то зло, которое приносят тесные палаты и ложная экономия. Разграничение болезней, с которыми принимают в больницу, состояние воздуха, питание, чистота, лекарства - все это следует подвергать внимательной проверке в определенные периоды времени" 7 .

Если в этике Гиппократа врач должен ставить нужды пациента выше своих личных интересов, служить пациенту денно и нощно всем сердцем и всей душой; не позволять себе преступлений, пьянства и прелюбодеяний; хранить втайне профессиональные секреты. То в этике Персиваля мы видим несколько иное отношение к пациентам. Врач у Персиваля выступает как филантроп, несущий им благо и получающий от них соответствующую признательность. По его мнению, врач должен вести себя с пациентами "деликатно, уравновешенно, снисходительно и авторитетно".

Персиваль был первым, кто начал признавать обязательства врача по отношению не только к пациентам, но и к обществу.

3.Роль этических идей Гиппократа в современной медицине

Принципы современной медицинской этики большей частью остаются адекватными этике Гиппократа: непричинение вреда, милосердие, справедливость, но с признанием автономии пациента.

Основным моральным принципом современной медицины становится принцип уважения прав и достоинства человека. Под влиянием этого принципа меняется решение основного вопроса медицинской этики - вопроса об отношении врача и пациента. Сегодня остро стоит вопрос об участии больного в принятии врачебного решения. Это - далеко не вторичное - участие оформляется в ряд новых моделей взаимоотношения врача и пациента. Среди них - информационная, совещательная, интерпретационная. Каждая из них является своеобразной формой защиты прав и достоинства человека.

Читайте также: