Что представляет собой регламент представительного органа муниципального образования

Обновлено: 30.06.2024

Муниципальные правовые акты и другие документы, создаваемые представительными органами местного самоуправления, имеют большое значение для каждого муниципального образования и его жителей, так как именно представительные органы играют ведущую роль среди иных органов и должностных лиц местного самоуправления современной России. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются наименования, характерные для представительных органов различных типов муниципальных образований, создаваемых в субъектах Российской Федерации, такие как: Совет депутатов, Муниципальный совет, Собрание депутатов, Городская дума, Муниципальное собрание, Совет народных депутатов и т. п.

Председатель представительного органа издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа, подписывает решения представительного органа муниципального образования1.

Уже на муниципальном уровне важнейшим муниципальным правовым актом является устав муниципального образования, в котором обязательно определяются структура, порядок формирования, наименования и полномочия представительных органов, срок полномочий депутатов, а также основания и порядок прекращения их полномочий, виды ответственности представительных органов местного самоуправления и депутатов, основания наступления этой ответственности, порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления и досрочного прекращения полномочий представительных органов местного самоуправления5. В уставе муниципального образования отражается срок полномочий и численный состав представительного органа, а также иерархия муниципальных правовых актов, среди которых на третьем месте после самого устава и правовых актов, принятых на местном референдуме, названы нормативные и иные правовые акты представительного органа местного самоуправления.

Важнейшим организационным документом, непосредственно регулирующим деятельность представительного органа местного самоуправления, является регламент, который утверждается решением представительного органа. В тексте такого регламента обычно рассматриваются следующие вопросы: полномочия представительного органа, полномочия, порядок избрания и ответственность председателя, заместителя председателя представительного органа и депутатов, общий порядок работы представительного органа, порядок подготовки и проведения заседаний, организация деятельности депутатов, порядок прекращения полномочий депутатов. Особенно важным является то, что многие регламенты представительных органов местного самоуправления содержат статьи, посвященные порядку документирования их деятельности, в частности, подробно регулируются сроки подготовки и порядок оформления решений, проектов решений, протоколов заседаний, депутатских запросов. Некоторые регламенты раскрывают вопросы делопроизводства представительных органов еще более подробно и содержат образцы оформления названных выше видов документов.

Однако типовая структура текста регламента представительного органа местного самоуправления не установлена ни на федеральном уровне, ни на уровне субъектов Российской Федерации, поэтому в каждом муниципальном образовании такой регламент разрабатывается самостоятельно, с ориентацией на устав муниципального образования, что, безусловно, не способствует унификации данного вида документа.

Для организации работы представительного органа депутаты могут объединяться в постоянно действующие комиссии и рабочие группы, которые формируются по различным направлениям деятельности представительного органа (например, по бюджету, налогам и финансам; по социальным вопросам; по экономике и предпринимательству; по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и экологии; по нормотворческой деятельности и т. п.). Для организации деятельности таких комиссий и рабочих групп разрабатываются положения, которые утверждаются решениями представительного органа. Текст положений обычно содержит следующие разделы: общие положения, структура комиссии, цели, задачи, функции и права комиссии, порядок работы комиссии, функции, права и обязанности председателя и членов комиссии. Решения, принятые на заседаниях постоянно действующей комиссии, оформляются протоколами, которые подписывает председательствующий на заседании.

Для представительных органов местного самоуправления достаточно распространенной является практика разработки правил, положений или кодексов депутатской этики. Положение о депутатской этике определяет правила поведения депутата во взаимоотношениях с избирателями и во время проведения заседаний представительного органа, а также ответственность депутата за несоблюдение этических правил. Структура текста такого положения традиционна для организационного документа данного вида и включает тематические разделы, начиная с общих положений, определяющих сферу и порядок применения данного документа.

В начале календарного года решением представительного органа утверждается план работы представительного органа на весь календарный год или на каждое полугодие. Текст плана составляется в табличной форме, где указываются следующие сведения: содержание мероприятия, срок исполнения, исполнители.

Для документирования деятельности представительных органов местного самоуправления применяются бланки, изготавливаемые в виде шаблонов в системе электронного документооборота или текстовом редакторе. Как правило, создаются следующие виды бланков: бланк решения представительного органа; бланк председателя представительного органа, на котором оформляются постановления и распоряжения; бланк письма представительного органа; бланк депутата представительного органа, на котором оформляются депутатские обращения и депутатские запросы, а также ответы на обращения граждан к депутату.

Примеры оформления решений представительного органа6

К протоколу заседания обычно прилагаются копии проектов принятых правовых актов, листы регистрации депутатов и приглашенных на заседание представительного органа лиц. Протокол заседания подписывается председательствующим. Существует практика визирования каждого листа протокола секретарем заседания. При рассылке копии протоколов заверяются печатью представительного органа, а принятые решения доводятся до исполнителей в виде выписок из протоколов. В форме выписки из протокола могут оформляться также решения по процедурным вопросам проведения заседания (утверждение или изменение повестки дня, избрание секретариата заседания; прекращение вопросов, прений; продление времени для выступлений; изменение очередности выступлений и т. п.).

Председатель представительного органа местного самоуправления имеет право издавать распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа. Распоряжение оформляется традиционным образом на бланке председателя представительного органа местного самоуправления и содержит те же реквизиты, что и обычный приказ по основной деятельности. Текст вводной части отделяется от распорядительной двоеточием.

Пример оформления распоряжения Председателя представительного органа местного самоуправления

Примеры оформления депутатских запросов

Само письменное обращение депутата или группы депутатов обычно содержит следующие сведения: фамилию, инициалы и должность лица, которому адресовано письменное обращение; содержательную часть с указанием вопросов и фактов, в связи с которыми направляется депутатский запрос; предложения депутата о мерах, необходимых для решения вопроса; подпись депутата или группы депутатов с расшифровкой фамилий и указанием номера избирательного округа; номер и дату решения представительного органа о признании письменного обращения депутата депутатским запросом.

Пример оформления решения о признании обращения депутата депутатским запросом7

ДУМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЛАПАЕВСКОЕ

ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА

РЕШЕНИЕ № 57

29 декабря 2016 г. г. Алапаевск

О признании депутатским запросом депутатского обращения

С.А. Князева к Главе муниципального образования Алапаевское

В связи с обращением депутата Думы муниципального образования Алапаевское от избирательного округа № 3, Князева Сергея Александровича к Главе муниципального образования Алапаевское, руководствуясь ст. 23 Устава муниципального образования Алапаевское, Дума муниципального образования

РЕШИЛА:

1. Признать обращение депутата Думы муниципального образования Алапаевское от избирательного округа № 3 Князева Сергея Александровича к Главе муниципального образования Алапаевское по вопросу соблюдения температурного режима в многоквартирных домах и объектах социальной сферы на территории р. п. В. Синячиха (прилагается), депутатским запросом.

4. Настоящее Решение вступает в силу со дня его принятия.

5. Контроль за исполнением настоящего Решения оставляю за собой.

муниципального образования И.А. Мельников

Рассмотрение вопросов документирования деятельности представительных органов местного самоуправления Российской Федерации позволило сделать следующие выводы:

для регламентации работы представительных органов местного самоуправления обязательно формируется традиционный комплекс организационных документов, учитывающих специфику работы органов местного самоуправления (регламент, положения, планы, правила или кодексы депутатской этики), несмотря на то что целый ряд процедурных вопросов их работы достаточно подробно определен в федеральных законодательных актах и законодательных актов субъектов Российской Федерации.

не унифицированы на федеральном уровне форма и структура текста таких важных видов документов, как: решение представительного органа местного самоуправления, протокол заседания представительного органа, постановление председателя представительного органа и постановление главы муниципального образования, регламент представительного органа, депутатский запрос. В связи с этим в разных муниципальных образованиях и субъектах Российской Федерации перечисленные виды документов оформляются по-разному, однако можно отметить, что все же соблюдается установленный для нормативного правового акта и распорядительного документа состав реквизитов.

на федеральном уровне не хватает типовой инструкции по делопроизводству для органов местного самоуправления или типовой методики ее разработки, что представляется весьма важным и актуальным в условиях активного использования систем электронного документооборота в деятельности органов местного самоуправления и подключения органов местного самоуправления к системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)9 с целью их участия в процессе оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

1 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Ст. 43 п. 5.

2 Об информации, информационных технологиях и защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 № 276-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. I ). Ст. 3448.

4 Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. Приказом Росархива от 23.12.2009 № 76).

5 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 29.07.2017 № 279-ФЗ) // СЗ РФ от 6 октября 2003 г. № 40. Ст. 3822. Ст. 44.

Читайте также: