Назначение на должность и освобождение от должности председателя счетной палаты рф кто осуществляет

Обновлено: 02.07.2024

Счетная палата РФ является контрольным органом Федерального собрания РФ, но не приходится его структурным подразделением и формально не входит ни в одну из ветвей власти, а также обладает организационной и функциональной независимостью в пределах своей компетенции.

В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется основными принципами:

1. законности, то есть строгое соблюдение законодательства сотрудниками органа при реализации возложенных на них полномочий;

2. независимости, то есть для эффективного выполнения поставленных задач орган финансового контроля должен обладать независимостью в принятии решений и свободой от любого политического воздействия;

3. объективность предполагает отсутствие каких-либо особых мотивов (корысть, месть, жадность и т.д.), недопущение предвзятости при осуществлении финансово-контрольной деятельности;

4. гласность предусматривает открытость в осуществлении деятельности финансового органа, информирование общества по важным вопросам, предоставление необходимой информации Федеральному Собранию РФ, а также органам, предусмотренным законодательством о Счетной палате РФ.

Актуальность данной темы заключается в том, что Счетная палата является постоянно действующем органом в системе государственной власти, но сравнительно молодым и поэтому неизученным, связи с этим научных исследований по правовому статусу Счетной палаты очень мало, отсюда понимание важности данного органа в обществе крайне узко и примитивно.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты РФ назнaчается на должность Госудaрственной Думой РФ сроком на шесть лет по представлению Президентa Российской Федерации. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Аудиторы Счетной палаты РФ – двенадцать должностных лиц, половина которых формируется Государственной Думой РФ, а другая половина Советом Федерации РФ и возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, объединенных общим назначением. Та или иная область деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, назначается Коллегией Счетной палаты РФ. Свободная должность аудитора должна быть замещена в течение двух недель.

Требования к кандидатуре аудитора предъявляются аналогичные как Председателю и Заместителю председателя Счетной палаты. Аудиторы наделены правом присутствовать на заседаниях палат Федерального собрания РФ, их комитетов и комиссий, а также иных государственных органов.

Коллегия принимает Регламент Счетной палаты, принятый Председателем и Заместителем Председателя, утверждает содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты.

Структура Аппарат Счетной палаты РФ представляет инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Стоит отметить, что должностные лица Счетной палаты (Председатель, Заместитель Председателя, и аудиторы) обладают личной неприкосновенностью, то есть они не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности иначе как с согласия той палаты Федерального Собрания, которая их назначила на должность Счетной палаты. Уголовное дело против них может быть возбуждено только Председателем Следственного Комитета РФ.

Инспекторы Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии Счетной палаты. Финансируется Счетная палата РФ за счет средств федерального бюджета.

Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты обладают гарантиями профессиональной независимости. Палаты Федерального Собрания досрочно могут освободить от должности только в нескольких случаях:

1. нарушения ими законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

2. личного заявления об отставке;

3. признания их недееспособными вступившим в законную силу решением суда;

4. достижения ими возраста 65 лет.

Основные вопросы функционирования, организации, ведения дел и осуществления финансового контроля определены в Регламенте Счетной палаты, утвержденным ее Коллегией, а именно: 1)внутренние вопросы деятельности Счётной Палаты Российской Федерации; 2)распределение обязанностей между аудиторами Счётной Палаты и содержание возглавляемых ими направлений деятельности Счётной Палаты РФ; 3)функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной Палаты; 4)порядок ведения дел;5 )порядок подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной или иной деятельности .

Регламент определяет должностные обязанности Заместителя Председателя и содержание контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической, информационной деятельностей и многие другие вопросы.

Контрольно-ревизионная деятельность представляет собой совокупность полномочий по контролю за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов, за состоянием внутреннего и внешнего долгов России, контроль за банковской системой в предусмотренной сфере, контроль за кредитными ресурсами, а также определение эффективности использования государственной собственности, оценка обоснованности законопроектов, представленных исполнительной властью.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и на все виды юридических лиц в РФ, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею.

В полномочия служебных обязанностей инспекторов Счетной палаты входят такие права как беспрепятственное посещение органов государственной власти, предприятии, учреждения, независимо от форм собственности, воинские части, опечатывать кассы, проводить ревизию и проверку и по их итогам составлять отчет. При обнаружении нарушений инспекторы вправе изъять необходимые документы.

Руководители проверяемых объектов обязаны содействовать инспекторам Счетной палаты по выполнению работ по делопроизводству, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, обеспечивать техническое обслуживание инспекторов. Все требования согласно Закону о Счетной палате обязательные и неукоснительно должны исполняться всеми проверяемыми объектам независимо от форм собственности и подотчетности.

Важно отметить, что правам инспекторов Счетной палаты корреспондируют их обязанности хранить Государственную или иную охраняемую законом тайну, а также нести ответственность за достоверность информации проводимых проверок и ревизий, предоставляемых государственным органам или передаваемых гласности.

Если же проверка выявила нарушения, наносящие ущерб государству, то Счетная палата выдает предписание администрации органа, учреждения и т.п. Предписание является обязательным и подписывается Председателем счетной палаты или его Заместителем. Если оно исполняет ненадлежащим образом, то Счетная палата вправе с согласованием Государственной Думой приостановить все банковские операции организации. Если же нарушения влекут уголовную ответственность, то соответствующие материалы Счетной палатой передаются в правоохранительные органы.

О результатах проведенных проверок Счетная палата информирует обе палаты Федерального Собрания РФ.

Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты включает экспертизу законопроектов, международных договоров и проектов бюджетов соответственно государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов (Бюджетный кодекс РФ //ФЗ № 145 от 31.07.1998 г// п. 12 ст. 145.), а также подготовку аналитических материалов по вопросам финансового контроля.

Также Счетная палата исследует нарушения и ошибки в бюджетной политике и на это основе составляются предложения по совершенствованию законодательства, которые отправляются в Государственную Думу РФ.

Информационная деятельность предполагает реализацию принципа гласности, открытости в осуществлении деятельности Счетной палаты, информирование СМИ о текущих мероприятиях.

Итак, в своей работе я достиг поставленной цели - рассмотрел принципы формирования и порядок деятельности Счетной палаты РФ, а также пришел к следующему выводу: что от эффективного финансового контроля зависит экономическая независимость Российской Федерации, рациональное использование исполнитель-ными органами власти федеральных денежных средств и имущества, законности и эффективности всей финансовой системы.

ж) назначение на должность по представлению Президента Российской Федерации Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации;

з) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты по представлению Президента Российской Федерации;

к) проведение консультаций по предложенным Президентом Российской Федерации кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

л) прекращение по представлению Президента Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий;

м) заслушивание ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа сенаторов Российской Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 102 Конституции Российской Федерации

Комментируемая статья содержит перечень полномочий Совета Федерации. Данный перечень не является исчерпывающим. К компетенции Совета Федерации относится также одобрение федеральных законов (статья 105 КРФ).

Решения по вопросам, отнесенным к компетенции Совета Федерации, принимаются в форме постановлений простым большинством членов палаты, если иное не предусмотрено Конституцией.

Предусмотренное п. "а" части 1 ст. 102 полномочие Совета Федерации корреспондирует норме ч. 3 ст. 67 Конституции, согласно которой границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

Необходимость утверждения Советом Федерации таких изменений обусловлена тем, что они могут затронуть интересы и самой Федерации, и других ее субъектов, требуется согласование этих интересов.

Статья 102 Конституции РФ в п. "б" части 1, устанавливая предметы ведения Совета Федерации, относит к ним утверждение указа Президента РФ о введении военного положения. Таким образом, данное полномочие относится к исключительному ведению Совета Федерации.

Президент в случае агрессии против РФ, непосредственной угрозы агрессии вводит военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях.

Согласно п. "в" части 1 ст. 102 введение чрезвычайного положения - временная мера, применяемая исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ.

Пункт "г" устанавливает возможность использования Вооруженных Сил РФ за пределами страны в операциях по поддержанию мира и в других случаях, предусмотренных Советом Безопасности ООН в соответствии с Уставом ООН, региональными органами либо в рамках региональных органов или соглашений РФ, либо на основании двусторонних или многосторонних международных договоров.

Счетная палата РФ является контрольным органом Федерального собрания РФ, но не приходится его структурным подразделением и формально не входит ни в одну из ветвей власти, а также обладает организационной и функциональной независимостью в пределах своей компетенции.

В своей деятельности Счетная палата РФ руководствуется основными принципами:

1. законности, то есть строгое соблюдение законодательства сотрудниками органа при реализации возложенных на них полномочий;

2. независимости, то есть для эффективного выполнения поставленных задач орган финансового контроля должен обладать независимостью в принятии решений и свободой от любого политического воздействия;

3. объективность предполагает отсутствие каких-либо особых мотивов (корысть, месть, жадность и т.д.), недопущение предвзятости при осуществлении финансово-контрольной деятельности;

4. гласность предусматривает открытость в осуществлении деятельности финансового органа, информирование общества по важным вопросам, предоставление необходимой информации Федеральному Собранию РФ, а также органам, предусмотренным законодательством о Счетной палате РФ.

Актуальность данной темы заключается в том, что Счетная палата является постоянно действующем органом в системе государственной власти, но сравнительно молодым и поэтому неизученным, связи с этим научных исследований по правовому статусу Счетной палаты очень мало, отсюда понимание важности данного органа в обществе крайне узко и примитивно.

Структуру и штатное расписание аппарата Счетной палаты утверждает Коллегия Счетной палаты по представлению Председателя Счетной палаты в пределах средств на содержание Счетной палаты.

Председатель Счетной палаты РФ назнaчается на должность Госудaрственной Думой РФ сроком на шесть лет по представлению Президентa Российской Федерации. Постановление о назначении Председателя Счетной палаты принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Председателем Счетной палаты может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного управления, государственного контроля, экономики, финансов.

Аудиторы Счетной палаты РФ – двенадцать должностных лиц, половина которых формируется Государственной Думой РФ, а другая половина Советом Федерации РФ и возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, объединенных общим назначением. Та или иная область деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, назначается Коллегией Счетной палаты РФ. Свободная должность аудитора должна быть замещена в течение двух недель.

Требования к кандидатуре аудитора предъявляются аналогичные как Председателю и Заместителю председателя Счетной палаты. Аудиторы наделены правом присутствовать на заседаниях палат Федерального собрания РФ, их комитетов и комиссий, а также иных государственных органов.

Коллегия принимает Регламент Счетной палаты, принятый Председателем и Заместителем Председателя, утверждает содержание направлений деятельности, возглавляемых аудиторами Счетной палаты.

Структура Аппарат Счетной палаты РФ представляет инспекторов Счетной палаты и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов Счетной палаты входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции Счетной палаты.

Стоит отметить, что должностные лица Счетной палаты (Председатель, Заместитель Председателя, и аудиторы) обладают личной неприкосновенностью, то есть они не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности иначе как с согласия той палаты Федерального Собрания, которая их назначила на должность Счетной палаты. Уголовное дело против них может быть возбуждено только Председателем Следственного Комитета РФ.

Инспекторы Счетной палаты при выполнении им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии Счетной палаты. Финансируется Счетная палата РФ за счет средств федерального бюджета.

Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты обладают гарантиями профессиональной независимости. Палаты Федерального Собрания досрочно могут освободить от должности только в нескольких случаях:

1. нарушения ими законодательства Российской Федерации или совершения злоупотреблений по службе, если за такое решение проголосует большинство от общего числа соответственно членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы;

2. личного заявления об отставке;

3. признания их недееспособными вступившим в законную силу решением суда;

4. достижения ими возраста 65 лет.

Основные вопросы функционирования, организации, ведения дел и осуществления финансового контроля определены в Регламенте Счетной палаты, утвержденным ее Коллегией, а именно: 1)внутренние вопросы деятельности Счётной Палаты Российской Федерации; 2)распределение обязанностей между аудиторами Счётной Палаты и содержание возглавляемых ими направлений деятельности Счётной Палаты РФ; 3)функции и взаимодействие структурных подразделений аппарата Счётной Палаты; 4)порядок ведения дел;5 )порядок подготовки и проведения мероприятий всех видов и форм контрольной или иной деятельности .

Регламент определяет должностные обязанности Заместителя Председателя и содержание контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической, информационной деятельностей и многие другие вопросы.

Контрольно-ревизионная деятельность представляет собой совокупность полномочий по контролю за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов, за состоянием внутреннего и внешнего долгов России, контроль за банковской системой в предусмотренной сфере, контроль за кредитными ресурсами, а также определение эффективности использования государственной собственности, оценка обоснованности законопроектов, представленных исполнительной властью.

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и на все виды юридических лиц в РФ, а также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею.

В полномочия служебных обязанностей инспекторов Счетной палаты входят такие права как беспрепятственное посещение органов государственной власти, предприятии, учреждения, независимо от форм собственности, воинские части, опечатывать кассы, проводить ревизию и проверку и по их итогам составлять отчет. При обнаружении нарушений инспекторы вправе изъять необходимые документы.

Руководители проверяемых объектов обязаны содействовать инспекторам Счетной палаты по выполнению работ по делопроизводству, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, обеспечивать техническое обслуживание инспекторов. Все требования согласно Закону о Счетной палате обязательные и неукоснительно должны исполняться всеми проверяемыми объектам независимо от форм собственности и подотчетности.

Важно отметить, что правам инспекторов Счетной палаты корреспондируют их обязанности хранить Государственную или иную охраняемую законом тайну, а также нести ответственность за достоверность информации проводимых проверок и ревизий, предоставляемых государственным органам или передаваемых гласности.

Если же проверка выявила нарушения, наносящие ущерб государству, то Счетная палата выдает предписание администрации органа, учреждения и т.п. Предписание является обязательным и подписывается Председателем счетной палаты или его Заместителем. Если оно исполняет ненадлежащим образом, то Счетная палата вправе с согласованием Государственной Думой приостановить все банковские операции организации. Если же нарушения влекут уголовную ответственность, то соответствующие материалы Счетной палатой передаются в правоохранительные органы.

О результатах проведенных проверок Счетная палата информирует обе палаты Федерального Собрания РФ.

Экспертно-аналитическая деятельность Счетной палаты включает экспертизу законопроектов, международных договоров и проектов бюджетов соответственно государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов (Бюджетный кодекс РФ //ФЗ № 145 от 31.07.1998 г// п. 12 ст. 145.), а также подготовку аналитических материалов по вопросам финансового контроля.

Также Счетная палата исследует нарушения и ошибки в бюджетной политике и на это основе составляются предложения по совершенствованию законодательства, которые отправляются в Государственную Думу РФ.

Информационная деятельность предполагает реализацию принципа гласности, открытости в осуществлении деятельности Счетной палаты, информирование СМИ о текущих мероприятиях.

Итак, в своей работе я достиг поставленной цели - рассмотрел принципы формирования и порядок деятельности Счетной палаты РФ, а также пришел к следующему выводу: что от эффективного финансового контроля зависит экономическая независимость Российской Федерации, рациональное использование исполнитель-ными органами власти федеральных денежных средств и имущества, законности и эффективности всей финансовой системы.

Основы статуса контрольно-счетных органов

Общие положения статуса контрольно-счетных органов определены ст. 3 Закона № 6-ФЗ. В частности, указанной статьей установлено, кем является и как образуется контрольно-счетный орган субъекта РФ, муниципального образования, кому подотчетны названные органы. О том, что контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно, их деятельность не может быть приостановлена, в том числе в связи с досрочным прекращением полномочий законодательного (представительного) органа, также сказано в этой статье.

Интерес представляют изменения, внесенные в п. 8 ст. 3 Закона № 6-ФЗ, отражающие наделение контрольно-счетного органа муниципального образования правами юридического лица. В редакции Федерального закона № 255-ФЗ данным пунктом установлено, что правами юридического лица обладает контрольно-счетный орган муниципального образования, наделенного статусом муниципального района, муниципального округа, городского округа или городского округа с внутригородским делением. Контрольно-счетный орган муниципального образования, наделенного иным статусом, может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования. Ранее данным пунктом было предусмотрено, что контрольно-счетный орган муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования может обладать правами юридического лица.

Кроме того, данная статья дополнена новым пунктом, устанавливающим, что контрольно-счетные органы могут учреждать ведомственные награды и знаки отличия, утверждать положения об этих наградах и знаках, их описания и рисунки, порядок награждения (п. 13 ст. 3 Закона № 6-ФЗ в редакции Федерального закона № 255-ФЗ).

Принципы деятельности контрольно-счетных органов

Принципы деятельности контрольно-счетных органов закреплены ст. 4 Закона № 6-ФЗ. В редакции Федерального закона № 255-ФЗ деятельность контрольно-счетных органов основывается теперь не только на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности, но еще и на принципе открытости.

Штат контрольно-счетных органов

Штатная численность контрольно-счетного органа субъекта РФ, муниципального образования определяется теперь только по представлению председателя контрольно-счетного органа (п. 7, 8 ст. 5 Закона № 6-ФЗ в редакции Федерального закона № 255-ФЗ).

Должности председателя, его заместителей, а также аудиторов всегда относятся к госдолжностям субъекта РФ или муниципальным должностям. Для того чтобы занять такую должность, кандидат должен отвечать следующим квалификационным требованиям (ст. 7 Закона № 6-ФЗ в редакции Федерального закона № 255-ФЗ):

1) наличие высшего образования;

2) опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции не менее пяти лет;

3) знание Конституции РФ, федерального законодательства, в том числе бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства РФ о противодействии коррупции, конституции (устава), законов соответствующего субъекта РФ и иных нормативных правовых актов применительно к исполнению должностных обязанностей, а также общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального аудита (контроля) для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований, утвержденных Счетной палатой.

Ранее было установлено, что на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта РФ назначаются граждане РФ, имеющие высшее образование и опыт работы в области государственного, муниципального управления, государственного, муниципального контроля (аудита), экономики, финансов, юриспруденции.

Порядок проведения проверки соответствия кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта РФ указанным выше квалификационным требованиям устанавливается Счетной палатой.

Должности государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальной службы, содержащиеся соответственно в реестре должностей государственной гражданской службы субъекта РФ и реестре должностей муниципальной службы в субъекте РФ, которые относятся к инспекторам контрольно-счетных органов, могут быть установлены законом субъекта РФ или муниципальным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы организации и деятельности контрольно-счетного органа (п. 6.1 ст. 5 Закона № 6-ФЗ в редакции Федерального закона № 255-ФЗ).

Порядок назначения на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетных органов

Федеральным законом № 255-ФЗ ст. 6 Закона № 6-ФЗ дополнена п. 5.1 и 11, устанавливающими следующее:

законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ обращается в Счетную палату за заключением о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа субъекта РФ квалификационным требованиям, установленным Законом № 6-ФЗ;

представительный орган муниципального образования вправе обратиться в контрольно-счетный орган субъекта РФ за заключением о соответствии кандидатур на должность председателя контрольно-счетного органа муниципального образования квалификационным требованиям, установленным Законом № 6-ФЗ.

Полномочия контрольно-счетных органов

Полномочия контрольно-счетных органов субъекта РФ, муниципальных образований установлены ст. 9 Закона № 6-ФЗ. Федеральным законом № 255-ФЗ положения данной статьи изложены в новой редакции. Ниже в форме таблицы представим отдельные полномочия, которыми наделены контрольно-счетные органы положениями данной статьи в новой редакции:

Наименование полномочий контрольно-счетного органа

субъекта РФ

муниципальных образований

Организация и проведение контроля за законностью и эффективностью использования средств

бюджета субъекта РФ, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством РФ

местного бюджета, а также иных средств в случаях, предусмотренных законодательством РФ

Экспертиза проектов законов

о бюджетах субъекта РФ, о бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда, проверка и анализ обоснованности их показателей

местного бюджета, проверка и анализ обоснованности его показателей

Внешняя проверка годового отчета

об исполнении бюджета субъекта РФ, об исполнении местного бюджета в пределах компетенции, установленной БК РФ, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда

об исполнении местного бюджета

Оценка эффективности формирования

государственной собственности субъекта РФ, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности)

муниципальной собственности, управления и распоряжения такой собственностью и контроль за соблюдением установленного порядка формирования такой собственности, управления и распоряжения такой собственностью (включая исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности)

Контроль за состоянием

государственного внутреннего и внешнего долга субъекта РФ

муниципального внутреннего и внешнего долга

Оценка реализуемости, рисков и результатов достижения целей социально-экономического развития

субъекта РФ, предусмотренных документами стратегического планирования субъекта РФ, в пределах компетенции контрольно-счетного органа субъекта РФ

муниципального образования, предусмотренных документами стратегического планирования муниципального образования, в пределах компетенции контрольно-счетного органа муниципального образования

Кроме того, контрольно-счетный орган муниципального района или городского округа с внутригородским делением наряду с полномочиями, предусмотренными п. 2 ст. 9 Закона № 6-ФЗ (частично полномочия названного пункта отображены в таблице выше), осуществляет контроль за законностью и эффективностью использования средств бюджета муниципального района, бюджета городского округа с внутригородским делением, поступивших соответственно в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района, бюджеты внутригородских районов, входящих в состав данного городского округа с внутригородским делением.

Обязанности проверяемых при проведении проверки

Представление информации по запросам контрольно-счетных органов

В установленные законами субъектов РФ сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, теперь не только должностные лица органов (органы государственной власти, государственные органы субъектов РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации), в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, но и должностные лица органов, которые обладают информацией, необходимой для осуществления внешнего государственного и муниципального финансового контроля.

При осуществлении внешнего государственного и муниципального финансового контроля контрольно-счетным органам предоставляется необходимый для реализации их полномочий постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством РФ о государственной и иной охраняемой законом тайне (новый п. 5 ст. 15 Закона 6-ФЗ в редакции Федерального закона № 255-ФЗ).

Представления и предписания контрольно-счетных органов

Контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту РФ, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда.

О принятых по результатам выполнения представления решениях и мерах органы государственной власти и государственные органы субъекта РФ, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения (п. 3 ст. 16 Закона № 6-ФЗ в редакции Федерального закона № 255-ФЗ). В прежней редакции данного пункта срок предоставления информации о выполнении представления контрольного органа составлял 1 месяц со дня получения представления.

По новым правилам срок выполнения представления может быть продлен по решению контрольно-счетного органа, но не более одного раза (п. 3.1 ст. 16 Закона № 6-ФЗ в редакции Федерального закона № 255-ФЗ).

В случае выявления нарушений, требующих безотлагательных мер по их пресечению и предупреждению, невыполнения представлений контрольно-счетных органов, а также воспрепятствования проведению должностными лицами контрольно-счетных органов контрольных мероприятий контрольно-счетные органы направляют в органы государственной власти и государственные органы субъекта РФ, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам предписание. Предписание контрольно-счетного органа должно быть исполнено в установленные в нем сроки. Срок выполнения предписания может быть также продлен по решению контрольно-счетного органа, но не более одного раза (п. 6 ст. 16 Закона № 6-ФЗ в редакции Федерального закона № 255-ФЗ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания контрольно-счетного органа влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.

Взаимодействие контрольно-счетных органов

Правила взаимодействия контрольно-счетных органов между собой, с контрольно-счетными органами других субъектов РФ и муниципальных образований, а также со Счетной палатой, с территориальными управлениями ЦБ РФ, налоговыми органами, органами прокуратуры, иными правоохранительными, надзорными и контрольными органами РФ, субъектов РФ и муниципальных образований установлены ст. 18 Закона № 6-ФЗ.

Положения данной статьи Федеральном законом № 255-ФЗ были дополнены п. 1.1, устанавливающим, что контрольно-счетные органы вправе на основе заключенных соглашений о сотрудничестве и взаимодействии привлекать к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий:

контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей;

на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков.

Контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований или законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе обратиться в Счетную палату за заключением о соответствии деятельности контрольно-счетных органов законодательству о внешнем государственном (муниципальном) финансовом контроле и рекомендациями по повышению ее эффективности.

Гарантии должностных лиц контрольно-счетных органов

Федеральным законом № 255-ФЗ положения Закона № 6-ФЗ дополнены новой ст. 20.1, устанавливающей материальное и социальное обеспечение должностных лиц контрольно-счетных органов. Должностным лицам контрольно-счетных органов гарантируются:

денежное содержание (вознаграждение);

ежегодные оплачиваемые отпуска (основной и дополнительные);

профессиональное развитие, в том числе получение дополнительного профессионального образования;

другие меры материального и социального обеспечения, установленные для лиц, замещающих государственные должности и должности государственной гражданской службы субъекта РФ, муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования (в том числе по медицинскому и санаторно-курортному обеспечению, бытовому, транспортному и иным видам обслуживания).

В завершение отметим, что положениями Федерального закона № 255-ФЗ:

а) скорректированы полномочия контрольно-счетного органа субъекта РФ и муниципального образования;

б) обозначены органы и лица, в отношении которых осуществляется внешний государственный и муниципальный финансовый контроль;

г) установлено, что контрольно-счетные органы вправе на основе заключенных соглашений о сотрудничестве и взаимодействии привлекать к участию в проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий контрольные, правоохранительные и иные органы и их представителей, а также на договорной основе аудиторские, научно-исследовательские, экспертные и иные учреждения и организации, отдельных специалистов, экспертов, переводчиков;

Читайте также: