Передается ли интеллект по наследству

Обновлено: 02.07.2024

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

Посетить бесплатное занятие

Нажимая кнопку "Записаться", вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Посетить онлайн занятие

Нажимая кнопку "Записаться", вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Запрос на получение франшизы

Ваша заявка принята.
Наш менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Интеллект: передается ли по наследству?

Интеллект: передаётся ли по наследству?

Интеллект – довольно широкое понятие. Под ним подразумевается комплекс разных навыков и способностей: обучаемость, память, логика, находчивость, умение решать задачи, планировать, ориентироваться в информации.

Это сложное сочетание психологических, физиологических и когнитивных (мыслительных) процессов.

Проявление интеллекта отличается у различных групп людей: ребёнок решил математическую задачку; профессиональный шахматист одержал победу в партии; учёный сделал новое открытие. Всё это работа интеллекта.

Как измеряется интеллект

Все мы сталкивались с таким параметром, как IQ. Intelligence quotient (интеллектуальный коэффициент) – это оценка интеллектуальных возможностей каждого отдельного человека. Представляет собой тест с заданиями самого разного рода.

Результат IQ-тестов считается показателем интеллектуальных способностей человека.

Но каждый из нас уникален, и поэтому нет единого абсолютно точного мерила для всех: кто-то мыслит творчески, кто-то конкретно; один при прохождении теста чувствует себя неважно или от волнения допустил ошибку. Человек не машина, и поэтому нельзя говорить об универсальных показателях и нормативах.

Одни из самых распространённых тестов IQ – это тест Дэвида Векслера, а также тест Айзенка.

Эмоциональный интеллект

Интеллект и наследственность

Над вопросом о том, передаются ли интеллектуальные способности по наследству, работают генетики разных стран. На данный момент установлено, что интеллект человека зависит как от генной составляющей, так и от среды, в которой он растёт и формируется.

Не существует одного гена, который кодирует интеллект и передаётся от родителей детям. Однако наследственность во многом связана с умственными способностями человека.

Показательные исследования были проведены в области зоологии.

Некоторые виды рыб способны запоминать путь сплавления. Для опыта были отобраны особи, которые справлялись с этой задачей. В другую группу были объединены особи, которые с этой задачей не справились. В обеих группах было выведено потомство.

Аналогичные эксперименты проводились с приматами. Итоги подтвердили, что интеллект передаётся генетически.

Исследования на людях представляют большую сложность, поскольку нет возможности провести чистый эксперимент – существует огромное влияние субъективных факторов.

Учёные исследовали десятки тысяч людей и выявили, что гены интеллекта расположены на хромосоме Х. На умственные возможности влияют сотни и тысячи генов, однако подробно каждый из них ещё предстоит изучить.

Вероятность того, что у ребёнка, например, в 10 лет будет тот же IQ, что и у его родителей в 10 лет, составляет примерно 25-40%

Однако даже если ребёнок унаследовал высокий уровень IQ, без развития и тренировки интеллект станет бездейственным.

Интеллект и среда

Вопрос влияния среды обитания на интеллектуальные способности человека исследовался разными способами.

Производились наблюдения над близнецами, которые по стечению обстоятельств были разлучены.

Генотип близнецов одинаковый, а социальная и культурная среда развития была разная. По прошествии времени были проведены измерительные тесты, которые показали, что ребёнок, который воспитывался в культурном окружении, посещал развивающие курсы, занимался творчеством, продемонстрировал лучшие показатели умственных способностей, нежели его брат-близнец, который был предоставлен самому себе.

Другие исследования проводились над детьми, чьи родители были социально неблагополучными и демонстрировали низкий уровень IQ. Такие дети, чью генетическую наследственность нельзя было назвать хорошей, попадали в приёмные семьи. Новые родители давали им лучшее образование, занимались их развитием. В результате показатель IQ этих детей соответствовали среднестатистическим показателям.

В других испытаниях приняли дети 6-ти лет, находящиеся в сравнительно одинаковых социальных и культурных условиях. Первую группу перевели в первый класс, вторая группа осталась в садике ещё на один год. Через 10 месяцев тесты показали, что все малыши из первой группы показали более высокие

Эти и многие другие исследования говорят том, что не только наследственность является определяющим фактором интеллектуальности человека.

Мы не в состоянии изменить генетическую структуру своих детей и нас самих, однако можем создать все внешние условия для прогрессивного интеллектуального развития.


Психогенетика пола: мальчик, которого растили как девочку

Теория доктора Мани оказалась опровергнута. Дэвиду выплатили значительную компенсацию за перенесенные страдания, однако его психологические проблемы так и не были до конца решены. Во взрослом возрасте Реймер женился и усыновил троих детей, однако вскоре после смерти брата, который погиб от передозировки антидепрессантов, все же покончил с собой. На тот момент ему было 38 лет.


Фенилкетонурия: атака на нейроны

Влияние генетических механизмов на работу психики может проявляться не только в фундаментальных вопросах вроде гендера. Еще один пример — фенилкетонурия, наследственное нарушение метаболизма аминокислот, в первую очередь фенилаланина. Это вещество присутствует в белках всех известных живых организмов. В норме ферменты печени должны превращать его в тирозин, который в числе прочего необходим для синтеза нейротрансмиттеров. Но при фенилкетонурии необходимых ферментов нет или не хватает, так что фенилаланин становится фенилпировиноградной кислотой, токсичной для нейронов. Это приводит к тяжелому поражению ЦНС и слабоумию.

Фенилаланин содержится в мясе, птице, морепродуктах, яйцах, в растительной пище (в меньших количествах), а также в газированных напитках, жевательной резинке и других продуктах, так что для нормального умственного развития пациентам с фенилкетонурией в детстве нужно соблюдать диету и пить лекарства, содержащие тирозин.

Фенилкетонурия — яркий пример того, как генетический сбой, на первый взгляд не связанный с функциями мозга, сказывается на его работе критическим образом. При этом в конечном итоге судьба таких пациентов в детстве зависит от внешних факторов: при правильном лечении в интеллектуальном плане они развиваются наравне со сверстниками. Если же ребенок с нарушением обмена фенилаланина не получает лекарств и не соблюдает диету, его ожидает олигофрения, а это уже необратимый диагноз.


Конструктор патологии: как наследуется шизофрения

Сегодня ученые считают, что шизофрения, как и аутизм, передается по наследству. По данным исследований, вероятность заболеть ей составляет:

— 1%, если в семье диагноз раньше не наблюдался;

— 6%, если один из родителей страдает шизофренией;

— 9%, если она наблюдается у брата или сестры;

— 48%, если речь идет об одном из однояйцевых близнецов.

Пока ученым не удалось найти аномалии, присутствие которых приводит к шизофрении. Тем не менее несколько проблемных зон в геноме человека им все же удалось обнаружить. Самым знаменитым среди них считается 16-я хромосома: отсутствие ее участка 16p11.2 может быть одним из факторов, лежащих в основе аутизма и умственной отсталости. Удвоение 16p11.2 также, видимо, приводит к аутизму, умственной отсталости, эпилепсии и шизофрении. Есть и другие хромосомные участки (15q13.3 и 1q21.1), мутации в которых могут быть связаны с психическими заболеваниями.

Вероятность унаследовать шизофрению для ребенка падает по мере увеличения возраста его матери. А вот в случае с отцом все наоборот: чем старше папа, тем выше такая вероятность. Причина заключается в том, что с возрастом у мужчин возникает все больше мутаций половых клеток, что ведет к появлению мутаций de novo у детей, тогда как для женщин это не характерно.

Специалистам еще предстоит решить ребус, который представляет собой генетическая архитектура шизофрении. Ведь де-факто эта болезнь передается по наследству много чаще, чем показывают генетические исследования, — даже если родственники оказываются разлучены и ведут совершенно разный образ жизни. Такая же картина, впрочем, наблюдается в случае наследственного ожирения, аномально высокого или аномально низкого роста и других генетически обусловленных параметров, которые отклоняются от нормы.


Ум от бабушки: наследственный IQ

Сегодня мы знаем, что многие параметры мозга передаются по наследству, а не становятся результатом воздействия внешней среды. Например, объем коры больших полушарий наследуется на 83%, а соотношение серой и белой материи у однояйцевых близнецов почти идентично. Уровень IQ, конечно, от величины мозга не зависит, но и он отчасти признается наследственным параметром на 50%.

К сожалению, о механизмах наследования высокого уровня IQ мы сегодня знаем не больше, чем о шизофрении. Сравнительно недавно 200 специалистов изучили фрагменты генома более чем 126 500 участников, но в результате обнаружили лишь то, что связанные с IQ кодирующие элементы находятся в 1-й, 2-й и 6-й хромосоме. Ученые уверены, что картина прояснится, когда в экспериментах будет принимать участие больше людей. Кроме того, в случае с IQ, похоже, нужна новая система вычленения нужных участков генома: искать нужно в . Исследователи давно отмечают, что мальчики страдают умственной отсталостью (IQ генетик, специалист лаборатории спортивной фармакологии и питания Республиканского научно-практического центра спорта (Минск)

«Существует ряд наследственных заболеваний, одним из симптомов которых является умственная отсталость: как правило, это нарушения числа или структуры хромосом. Классический пример — синдром Дауна; менее известные — например, синдром Вильямса (синдром „лица эльфа“), синдром Ангельмана и так далее. Но бывают и мутации отдельных генов. Всего генов, в которых мутации могут приводить к умственной отсталости той или иной степени, по последним данным, более тысячи.

Кроме этого, есть ряд нарушений, которые имеют полигенную природу, — их еще называют мультифакториальными. Их появление и развитие обусловлено не только наследственностью, но и влиянием окружающей среды, причем если мы говорим о наследственных факторах, то это всегда результат действия не одного, а множества генов. Сегодня считается, что к таким заболеваниям относятся шизофрения, расстройства аутического спектра, расстройства депрессивного спектра (клиническая депрессия, послеродовая депрессия), биполярное аффективное расстройство (то, что раньше было известно как психоз), маниакальный синдром и др.

Если не говорить об очевидных хромосомных заболеваниях (скажем, синдром Дауна — трисомия 21-й хромосомы, синдром Вильямса — микроделеция участка хромосомы 7q11.23, и так далее), то существует, например, синдром ломкой Х-хромосомы, при котором происходит мутация конкретного гена в , что вызывает помимо всего прочего умственную отсталость. Вообще, с мутациями в связано довольно значительное количество таких патологий, и они неплохо изучены.


Психогенетика занимается исследованием того, как наследственные факторы влияют на психические качества живого существа. Например, доказано влияние индивидуальных генетических особенностей на темперамент, агрессивность, показатели интроверсии-экстраверсии, поиск новизны, избегание вреда (ущерба), зависимость от вознаграждения (поощрения), IQ, память, внимание, скорость реакции, быстроту дизъюнктивного реагирования (реагирования на ситуации со взаимоисключающим выбором) и другие качества. Но в целом, в отличие от большинства морфологических и биохимических признаков, психические характеристики меньше зависят от генетики. Чем сложнее поведенческая деятельность человека, тем больше роль окружающей среды и меньше — генома. То есть для простых двигательных навыков наследуемость выше, чем для сложных; для показателей интеллекта — выше, чем для свойств личности, и тому подобное. В среднем (разброс данных, к сожалению, довольно большой: это связано с различиями методик, объемов выборок, недостаточным учетом популяционных особенностей) наследуемость психических характеристик редко превышает 50–70%. Для сравнения: вклад генетики в тип конституции достигает 98%.

Почему так? В частности, потому что в формировании этих признаков (сложных и комплексных) участвует огромное количество генов, а чем больше генов вовлечено в процесс, тем ниже вклад каждого в отдельности. Например, если у нас есть десять разновидностей рецепторов, восприимчивых к одному нейромедиатору, и каждый кодируется отдельным геном, то снижение экспрессии или даже нокаут по одному из генов не выключат всю систему в целом.

1827016_maxresccdefault (700x393, 88Kb)

1. Интеллект не передается от отца к сыну. То есть, если вы гений, то ваш сын 100% не унаследует ваших генов.

2. Идиотизм не передается от отца к сыну. Если вы законченный кретин, то ваш сын не будет таким же идиотом как вы (с чем вас и поздравляем).

3. Интеллект от отца может передаваться только дочери. И только наполовину.

4. Унаследовать интеллект мужчина может только от своей матери, который она, в свою очередь, унаследовала от своего отца.

5. Дочери гениев будут ровно наполовину умны, как их отцы, но их сыновья будут гениями. Если их отец тупица, то дочери будут ровно наполовину тупицами, чем их отцы.

6. Поэтому гениальных женщин почти не существует, как и не существует стопроцентных идиоток-женщин. Зато мужчин-гениев и мужчин-тупиц очень много. Отсюда и поколение неудачников-алкашей, матерей-одиночек, а также нобелевские лауреаты (почти все мужчины).

Выводы для мужчин:

1. Чтобы спрогнозировать умственные способности своего сына, гляди на отца своей жены (если он академик, то твой сын тоже будет умным).

2. Твоя дочь получит половину твоего ума. Но и половину твоей дебильности. По интеллекту она будет ближе к тебе. Ее сын получит все твои умственные способности. Хочешь умное поколение — мечтай о дочери.

3. Твои умственные способности от мамы, а вернее от дедушки.

Выводы для женщин:

1. Твой сын по уму — копия твоего отца, и ругать его “ты такой же тупой, как твой отец” — не совсем верно.

2. Твоя дочь по воспитанию будет как ты, но по уму как ее отец. Её же сыновья будут умственными копиями ваших мужей.

Считается, что главный результат роста продолжительности жизни — то, что пожилые люди теперь дольше живут. Но это не так. Главным, огромным, стратегическим, меняющим на наших глазах все человечество следствием скачка продолжительности жизни является вовсе не то, что старость теперь дольше продолжается, а то, что она намного позже начинается.

Что мы знаем о нем?

1. Он продолжается почти 30 лет — с 50 до примерно 75.

2. В отличие от прежних представлений, физические и интеллектуальные возможности человека в этот период при правильном подходе не снижаются и остаются, по крайней мере, не хуже, а в некоторых случаях и лучше, чем в молодости.

4. Те, кому сегодня 55-65 лет, проживают этот период первыми в истории человечества. Раньше его просто не было, поскольку люди намного раньше старели.

5. В ближайшие несколько десятилетий люди возраста 50-75 станут самой массовой возрастной группой на планете.

Чем отличается жизнь после 50 от всей предыдущей жизни?

Да тем, что тому, как жить после 50, нас никто никогда не учил! В младенчестве нас готовят к детству, в детстве — к юности, в юности — к молодости, а в молодости мы проводим десятки часов, готовя себя к предстоящим испытаниям зрелости. И только границу в 50 лет мы пересекаем, не имея ни малейшего представления о том, как, чем и ради чего жить дальше. Здесь нет ничего удивительного. Откуда таким знаниям взяться, если еще для поколения наших родителей в 50 лет официально начиналась старость, и жить дальше вообще не полагалось, а полагалось начинать понемногу умирать.

Мы редко осознаем, что та жизненная программа, которой мы неукоснительно следуем, путешествуя по жизни, на самом деле заложена в нас предыдущими поколениями. Именно предыдущими поколениями созданы те книги, фильмы, система образования, которые в детстве и в молодости формируют наше сознание. Но у предыдущих поколений не было никаких представлений о жизни после 50 по той простой причине, что после 50 лет жизни не было в принципе. Потому нет их и в программе жизни, которая досталась нам от них в наследство. По всей и всяческой статистике для тех, кому сегодня 50-55 или около того, старость начнется не раньше 80 лет. Это очень, очень приятно, конечно. Нам просто взяли и подарили аж 25 лет (!) дополнительной активной и насыщенной жизни.

Проблема в том, что как пользоваться этим подарком, не научили. И в результате, переходя границу в 50 и соглашаясь по незнанию на преждевременную старость, мы рискуем потерять добрых 25-30 лет, которые — без преувеличения — могли бы быть лучшими в нашей жизни. После 50 лет в жизни наступает замечательный момент, когда есть время, здоровье, силы, свобода от социальных обязательств, опыт, и до начала старости, по современным меркам, еще четверть века!

Не теряйте этого времени зря. Потом будете очень жалеть!
Если вам за 50, то для вас сегодня возможно абсолютно все: новые увлечения, новые радости и впечатления, новая карьера, новая любовь, новые путешествия. Причем качество этих жизненных впечатлений намного превышает все, что было доступно в зеленой, неумелой юности или обремененной обязательствами зрелости. Ура! Жить да жить!

Понятие интеллекта включает в себя множество аспектов, которые принято оценивать при помощи IQ-теста. В результате получается число — так называемый коэффициент интеллекта или intelligence quotient. Положили начало такой системе оценки психологи Альфред Бине и Теодор Симон. В 1905 году они по заказу Министерства народного образования Франции разработали тест для определения способностей школьников к учебе. Тест Симона-Бине был модифицирован Льюисом Терменом с 1916 году, именно он ввел понятие IQ, которым мы пользуемся по сей день.

Видео

Видео

IQ меняется на протяжении жизни

Но следует сказать, что IQ не остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Показатель интеллекта варьируется в зависимости от среды, в которой он живет, воспитания, образования. Благодаря этим эффектам, человеческий IQ может колебаться как в плюсовом, так и в минусовом направлении. Однако эти колебания изменяют значения IQ в порядке единиц, а не десяток. Т.е. речь не идет о существенных изменениях.

Если ребенок рождается с более низким IQ, мыслительные свойства можно частично приобрести путем хорошего воспитания, образования.

Пол ребенка

Пол будущего ребенка полностью зависит от отца. Ребенок получает Х-хромосому от своей матери и Х-хромосому от отца (девочка) и Y-хромосому (мальчик). Кроме того, если в семье мужчины больше братьев, то, скорее всего, у него родится сын, а если сестер – дочь. У некоторых мужчин в сперматозоидах одинаковое содержание хромосом, поэтому у него может родиться как сын, так и дочь.

В Y-хромосоме меньше генов, чем в Х-хромосоме, поэ

В Y-хромосоме меньше генов, чем в Х-хромосоме, поэтому мальчик больше получит черты внешности и характера своей матери, а в отношении девочки предугадать невозможно.

Не переоценивается ли наследственность интеллекта?

Как это возможно? Представьте себе красивую розу в саду. Являются ли красивые цветы результатом генетики или окружающей среды? Если оба фактора действуют отдельно, это можно легко протестировать. Посадите рядом с розами кактус, который весной сгниет, максимум, доживет до осени и замерзнет. Одинаковая среда с другим результатом предполагает влияние генетического фактора, подумаете вы.

Но это не так. Повторив эксперимент не в своем саду, а в субтропическом климате, вы получите совершенно противоположный результат: красивый цветущий кактус и засохшие розы. Следовательно, гены и окружающая среда (воспитание) влияют не по отдельности, а в сочетании.

Хорошая забота о растении способна лишь частично у

Хорошая забота о растении способна лишь частично улучшить ситуацию в неприемлемой среде. Точно так же бесконечные курсы IQ не сделают из глупца гения без определения причины препятствия, торможения. В контексте нашей цивилизации этот фактор заключается не в нехватке воды, питательных веществ, тепла, но в разрушительных внутренних процессах – в теле, мозгу, стиле мышления каждого человека.

Один из наиболее важных факторов – стресс и связанная с ним физическая активация, подходящая для борьбы или побега, но непригодная для интеллектуального действия. Стресс вызывает ряд физиологических процессов, которые, среди прочего, уменьшают кровоток в мозге, стимулируют активацию нервных центров, предназначенных для мгновенных реакций; преобладают рефлексивные реакции, импульсивность, эмоции. В то же время, префронтальные части коры головного мозга, необходимые для типичных человеческих способностей, приглушаются.

Роль стресса в повседневной жизни хорошо иллюстрируется поливагальной теорией Поржеса – теорией 3-х разных реакций на стресс, связанных с деятельностью блуждающего нерва (nervus vagus). В спокойном состоянии блуждающий нерв посылает сигналы в мозг, что все в порядке; человек хорошо воспринимает свое окружение, чувствует себя комфортно, все в его теле работает надлежащим образом.

Обнаружение того, что ни борьба, ни побег не помог

Обнаружение того, что ни борьба, ни побег не помогут, человек падает на исторически самую старую стадию, обездвиживается. При отсутствии возможности убежать или победить, последнее, что остается – сдаться, надеяться, что угроза пройдет. В этом или предыдущем состоянии разум не находится на высоте, интеллектуальные и социальные возможности ограничены.

Какие генетические черты дети унаследуют от мамы, а какие — от папы

Природа распорядилась так, что ребенок наследует г

Природа распорядилась так, что ребенок наследует гены и матери, и отца, но определенные доминирующие качества он перенимает только от своего папы — как хорошие, так и не слишком. Какие же именно интеллектуальные и внешние данные наследуют от родителей дочери и сыновья?

Все мы в свое время на уроках биологии в школе познакомились с генетикой. И помним кое-что из основ этой интересной и нужной науки. Сегодня поговорим о тайнах наследственности. Можно ли сделать более или менее достоверный прогноз, какими будут интеллект и внешность вашего малыша? Какие качества он унаследует от именно матери, а какие – от отца? Оказывается, многое зависит конкретно от пола будущего ребенка.

Секреты генетики

В наследство от папы

При этом существуют некоторые генетические особенн

При этом существуют некоторые генетические особенности, которые наше потомство получает непосредственное от пап.

Во-первых, это пол ребенка. Также преимущественно от мужчин зависит рост ребенка и его цвет глаз.

Наследуют дети от своего папы и некоторые неприятные вещи, если они присутствуют в его генах. В данном случае речь идет о сердечных заболеваниях, психических расстройствах, кривых зубах.

Также отцы могут на уровне генов передать своим дочерям и сыновьям проблемы с бесплодием.

Читайте также: