Как указать авторские права на сайте

Обновлено: 28.06.2024

Авторское право и копирайт

Зачем – и от кого – защищать свою собственность? Бывают случаи, когда пользователи берут чье-нибудь творение сугубо для личных нужд – однако в цифровом мире воровство часто происходит для наживы: люди продают чужой контент или косвенно используют его для получения прибыли. Поэтому как раньше художники ставили на картины свои подписи, так и сейчас авторы пишут на своих иллюстрациях или фотографиях свои отличительные имена.

В этой статье я хочу рассказать конкретно о визуальном контенте, а именно об изображениях и способах их защиты.

Итак, зачем ставить на изображении свой копирайт? Во-первых, это может отпугнуть тех, кто привык брать изображения без спроса. Во-вторых, копирайт укажет на ваше авторство – и если кто-то увидит это изображение, он сразу узнает, кому оно принадлежит. Это поможет найти автора и в том случае, если кто-то захочет использовать его изображение на своем ресурсе.

Копирайт

Начну с копирайта. Как правило, это слово или фраза, которая указывает на авторство. В качестве копирайта может быть:

  • ФИО;
  • никнейм;
  • адрес сайта;
  • email;
  • ссылка на страницу в соц. сети;
  • логотип.

Если вы хотите, чтобы копирайт выглядел более официально (и правильно с юридической точки зрения), тогда выбирайте следующий формат: © Иванов И. И., 2016 или © 2016 Иванов Иван | вашсайт.ру.

Примеры возможных копирайтов:

Примеры возможных копирайтов

Возвращаясь к теме воровства в интернете: естественно, поставленный копирайт может не уберечь вашу фотографию от кражи, но он укажет на авторство произведения, а фотографии в РФ – это охраняемые авторским правом объекты (статья 1259 Гражданского кодекса РФ). И это значит, что другие интернет-пользователи могут использовать ваши изображения только с вашего разрешения.

Поэтому если вы увидели, что ваши изображения были отредактированы и использовались на стороннем ресурсе с целью коммерческой выгоды, то вы можете обратиться в суд и потребовать компенсацию.

Как должен выглядеть копирайт?

Как поставить копирайт на изображение

1. Любой графический редактор. Если у вас под рукой нет Adobe Photoshop, не беда! Воспользуйтесь самым простым вариантом – стандартным Paint’ом. Более продвинутые редакторы дают возможность сделать более оригинальный и красивый копирайт (слегка прозрачные буквы; текст на выделенном другим цветом полупрозрачном прямоугольнике …).

2. Если у вас сайт на CMS, то можно использовать специальные плагины. Например, для WordPress подойдут:

Оба плагина являются бесплатными и позволяют добавить на изображение копирайт (либо водяной знак). При помощи плагинов копирайты будут автоматически добавляться на изображения, при этом вы сможете выбрать положение надписей и степень их прозрачности. Плагин Easy Watermark переведен на русский язык и позволяет добавлять копирайт в виде картинки в формате jpg, png или gif. А Image Watermark позволяет выбрать типы записей, на изображения в которых будет нанесен копирайт.

3. Онлайн-сервисы:

    : русскоязычный сервис подойдет и для водяных знаков (есть возможность менять степень прозрачности); можно загружать до 10 фотографий, каждая не должна весить более 1Мбайт; - большое количество функций даже в бесплатной версии (можно поставить копирайт на видео!), нужно лишь зарегистрироваться или войти через одну из соц. сетей.

Водяные знаки

Водяные знаки – это полупрозрачные надписи или рисунки (логотипы), которые помещаются на фото (чаще всего прямо посередине), чтобы помешать незаконному скачиванию и использованию этих фотографий.

Пример водяного знака

В большинстве случаев водяные знаки используются на сайтах с платными стоковыми фотографиями (по понятным причинам) и иногда на репортажных фотографиях (когда ваше изображение может оказаться на нескольких десятках сайтов). В остальных случаях смысла использовать водяные знаки нет, потому что они достаточно сильно уродуют изображения.

Однако этот метод защиты авторского права можно назвать надежным – удалить водяной знак достаточно сложно, особенно с ярких и контрастных изображений с большим количеством деталей.

Как поставить водяной знак на изображение

2. Помимо тех плагинов для WordPress, о которых было рассказано выше, я могу еще отметить Smart Content Protector и Premium Watermark for WordPress. Оба плагина являются платными, но при этом и функционал у них богаче. Smart Content Protector защищает не только изображения, но и текст (плагин запрещает копирование); а уникальной функцией Premium Watermark for WordPress является возможность добавлять копирайт на изображение для посетителей с определенных ip-адресов.

Заключение

Копирайт на изображениях – это уже сложившаяся практика для обозначения авторского права. Благодаря множеству различных инструментов поставить копирайт или водяной знак теперь не сложнее, чем выложить саму фотографию в сеть. Небольшой совет напоследок: постарайтесь соблюдать один дизайн в подписи (цвет, размер, шрифт, положение на изображение и т.д.), чтобы пользователям было проще идентифицировать ваши работы в сети.

Ролики на ютубе, мобильные приложения, статьи, рисунки и фотографии — это объекты авторских прав, которые закон охраняет. Их можно использовать только с согласия автора. Читайте, как защитить собственный контент →


Сеть наполнена всевозможным контентом: фотографиями, текстами, стихами, комиксами, музыкой. И этот контент весьма коварен. Кажется, раз он находится в свободном доступе, значит можно его брать и использовать по своему усмотрению. Например, поставить эффектное фото тортика на аватарку группы своей кофейни в контакте. Однако у любой фотографии есть автор, который может доказать авторство через суд и отсудить у предпринимателя компенсацию в сотни тысяч.

Сегодня расскажем, как пользоваться чужим контентом на законных основаниях и как защитить собственные творения, если вы стали автором чего-либо.

Почему нужно быть осторожным с интернет-контентом

Любой объект, который создан творческим трудом человека, является объектом авторских прав и находится под защитой закона. К таким объектам относятся:

  1. произведения науки и литературы;
  2. музыка;
  3. фото и рисунки;
  4. дизайн;
  5. программное обеспечение;
  6. фильмы и видеоролики.

Полный перечень объектов авторских прав содержит 1259 статья Гражданского кодекса. В статье перечислены не все результаты интеллектуальной деятельности — их намного больше. Например, мем или подкаст не названы, но и они являются объектом авторских прав.

Автор творения считается его правообладателем. Только он по закону имеет право свободно распоряжаться объектом. Все прочие лица такого права не имеют, за крайне редким исключением. Взять чужую фотографию и разместить её в блоге от своего имени — это тоже самое, как в гостях вытащить из шкатулки хозяйки золотые серьги и забрать их без спроса. Одним словом, это воровство.

Как накажут за нарушение авторских прав

  1. прекратить пользоваться контентом — удалить с сайта или из блога чужие фотографии, тексты, видеоролики;
  2. возместить убытки или выплатить компенсацию.
  1. От 10 тысяч руб. до 5 млн. руб.
  2. Двукратный размер стоимости контрафакта.
  3. Двукратный размер стоимости права использования — в зависимости от цены лицензии на произведение.

Автор вправе заявить в качестве компенсации любую сумму, но суд учтет обстоятельства дела: сколько именно объектов было украдено, как повёл себя нарушитель. На основе этих данных судья вынесет решение. Обычно компенсации по делам о нарушении авторских прав солидные.

За кражу чужого контента предусмотрена не только гражданская ответственность, но и уголовная. Она наступает, если плагиат причинил автору или другому правообладателю крупный ущерб. Как разъяснил Пленум Верховного суда, в каждом конкретном деле судья сам решает, признавать ущерб крупным или нет, — в зависимости от реальных потерь и упущенной выгоды. Наказанием для нарушителя может послужить штраф, обязательные или исправительные работы и даже лишение свободы. Случаи условного лишения свободы не редкость. Так, петербуржец скачал из интернета две пиратские программы и получил 2,5 года условно.

Как защитить свои авторские права

Объект авторских прав попадает под защиту закона автоматически. Написал статью, разработал приложение, сделал фото, записал обучающий видео-курс — авторское право заработало. Поэтому необязательно принимать дополнительные меры. Но если дойдёт до суда, автору придётся доказать своё авторство на произведение. Вот здесь то и пригодятся способы, о которых мы расскажем далее.

Регистрировать ПО в Роспатенте

  1. Подготовить заявление и депонируемые материалы, включая реферат.
  2. Подтвердить согласие на обработку персональных данных.
  3. Оплатить госпошлину.
  4. Подать документы через сайт Федерального института промышленной собственности или через Госуслуги.

Вот реквизиты для оплаты госпошлины, для организаций стоимость составляет 4 500 руб., для физлиц 3 000 руб.

Роспатент рассмотрит заявку, внесёт разработку в реестр и выдаст свидетельство о госрегистрации. На всё отводится не больше 62 дней.

Депонировать произведения

Депонирование — это хранение образца авторского творения. До 2018 года услугу оказывало Российское авторское общество, в настоящее время — специализированные компании.

Депонирование может пригодиться авторам, сценаристам, фотографам, художникам, блогерам — всем, кто создает уникальный авторский контент.

Произведения будут храниться в реестре в электронном виде. В случае судебного разбирательства хранитель реестра сообщит, когда произведение было депонировано. Ранний экземпляр считается подлинником.

Сохранять черновики и наработки

Необработанные фото, пробные видеоролики, рукописи книг помогают подтвердить авторство. К примеру, иллюстраторам и дизайнерам можно сохранять изображения в формате PSD — основном формате фотошопа.

Андрей Макаров, юрист по авторским правам Один очень показательный случай с фото может послужить хорошим лайфхаком для фотографов. Если коротко, то есть решение суда, которое подтверждает, что доказать авторство фото можно, если у тебя на руках есть исходник с большим захватом кадра. Поэтому я теперь советую всем своим клиентам-фотографам перед выпуском в свет слегка подрезать фото по углам.

Ставить значок копирайта

Знак копирайта и надписи с запретом на копирование материалов выполняют информирующую функцию. Когда на фото, сайте или дизайне есть значок копирайта, проще установить факт нарушения. А если конкурент взял и замазал его, можно смело требовать компенсацию, согласно ст. 1300 ГК.

Правильнее всего ставить знак копирайта, а рядом указывать фамилию, имя и год. Например, © Алексей Алексеев, 2021.

Как не нарушить чужие авторские права

Главное правило, которое нужно соблюдать: используйте контент только с разрешения автора, либо контент с открытой лицензией.

Получать разрешение правообладателей

Это единственный 100% надёжный способ законно использовать фото, тексты, ролики, музыку в коммерческих целях без риска заработать штраф.

  1. Исключительная — когда автор передаёт право использовать контент одному человеку или фирме.
  2. Неисключительная — когда автор передаёт право множеству людей или компаний. По такому принципу работают стоки с фото.

Важно. Всегда проверяйте, какой тип лицензии в договоре. Иначе автор может продать контент нескольким конкурирующим фирмам одновременно.

  1. предмет договора очень подробно;
  2. пределы использования, к примеру, можно копировать, но нельзя перерабатывать;
  3. срок договора (если срок не указан, считается, что договор действует пять лет);
  4. территорию использования;
  5. другие обязательства пользователя.

Если автор согласен, можно заключить с ним договор об отчуждении исключительного права. В этом случае объект перейдёт в вашу собственность без оговорок. Сможете размещать его где угодно и даже перепродавать другим компаниям. Единственное, имя автора нужно указывать.

Использовать контент с открытой лицензией

Многие авторы выкладывают в сеть свои творения в рамках лицензии Creative commons. Она позволяет решить две задачи одновременно: авторам — защитить свои права, пользователям — использовать контент в рамках конкретной лицензии бесплатно.

Разновидностей лицензии CC несколько. Каждая разрешает пользоваться произведениями определенным образом. К примеру, CC BY позволяет копировать, распространять, изменять материал с единственным условием: указывать автора.


Не все лицензии CC открыты для коммерческого использования. Бизнес может использовать контент с лицензией CC BY, CC BY SA, CC BY ND.

Картинки с открытой лицензией ищите на Flickr, музыку на Netlabels и FMA, ролики на ютуб.

Авторские права не вечны. По закону они действуют всю жизнь автора и 70 лет после его смерти. После этого произведение переходит в общественное достояние. Тогда им можно пользоваться без чьего-либо согласия и без выплаты вознаграждения.

Важно. Право автора на имя всё равно сохраняется. Нельзя взять контент, автор которого умер давным давно, и назвать его своим.

Мы уже писали про уникальность и защиту оригинального контента. Сегодня более подробно рассмотрим, как защитить свой контент с юридической точки зрения.

Воровство контента (и авторских прав на него) в интернете встречается сплошь и рядом. Этого не избежать. Хотя нет, один способ все-таки есть — совсем ничего не публиковать. =)

К сожалению, контент копировали, копируют и будут копировать.

И если предотвратить воровство нельзя, то можно подготовиться к тому, чтобы защищать нарушенные права. Итак, по порядку.

Немного занудства: пробежимся по статьям Гражданского кодекса

Авторскому праву посвящена целая глава в Гражданском кодексе Российской Федерации. Под авторским правом понимаются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства (ст. 1255 ГК РФ).

Объектом авторского права являются, соответственно, произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ).

Немного поясню: сайт (целиком), контент с сайта, фотографии, картинки, видеоролики — всё это относится к объектам авторского права.

А возникает авторское право на произведение автоматически в момент его создания. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей (п. 4 ст. 1259 ГК РФ).

Теперь разберемся, какие именно права есть у автора. Традиционно права делятся на личные и имущественные. К личным правам относятся: право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения (п. 2 ст. 1255 ГК РФ). К имущественным правам относится: исключительное право на произведение (ст. 1270 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ, правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности. Также правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. При этом отсутствие запрета не считается согласием/разрешением.

Примечание: автор и правообладатель — это не всегда одно и то же лицо. Автором является человек, чьим творческим трудом создано произведение. А вот правообладателем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Поскольку законодательство не запрещает отчуждение права в пользу других лиц, то правообладателю принадлежит исключительное право на произведение.

И все-таки, как защитить своё?

Совет № 1. Ставьте некое предупреждение об авторских правах

Например, у нас выглядит так:

защита от воровства контента

Совет № 2. Ставьте знак охраны авторского права

Совет № 3. Ставьте водяные знаки на фотографиях

И лучше, чтобы на водяном знаке было указано ваше имя. Можно, конечно, указывать сайт, почту или псевдоним, но в случае, если ваше авторское право будет нарушено, доказать принадлежность сайта/почты/псевдонима именно вам будет сложнее.

Примечание: если водяной знак на фотографии обрезали/заретушировали, то это уже нарушение по отдельной статье ГК РФ — ст. 1266 — право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений .

Совет № 4. Не передавайте никому исходные фотографии

А также черновики/наброски ваших работ и т.п. Ведь всё это является доказательством ВАШЕГО авторства.

Совет № 5. Фиксируйте авторство текса

Этому мы даже посвятили статью, ознакомиться можно здесь. Яндекс.Вебмастер дает возможность поисковику узнать, что этот текст ваш. Что, соответственно, уменьшит вероятность плагиата.

Совет № 6. Рассказывайте пользователям о выходе нового материала

Например, освещайте новые статьи из блога с помощью социальных сетей/рассылок. Другими словами — анонсируйте выход вашего контента, как это делаем мы =)) В этом есть и другие плюсы, например, привлечение трафика.

Совет № 7. Можно распечатать статью/страницу сайта/картинку и заверить у нотариуса

Разумеется, это будет стоить денег. Но доказательством будет неоспоримым.

Есть еще варианты использования скриптов для запрета копирования/выделения текста, добавление ссылки на источник при копировании. Но это варианты, которые легко обойти (подробности в этой статье).

Если все-таки случилось…

Тут два варианта развития событий: досудебное урегулирование конфликта и судебное разбирательство, если первый вариант не сработал.

Досудебное урегулирование конфликта

Для начала напишите нарушителю вашего права письмо-претензию. Контакты можно найти на сайте, где вы увидели свой контент. Если контент разместили не на сайте, а, например, в социальной сети, то обратитесь сразу и к администрации ресурса.

Заявление должно содержать:

1) сведения о правообладателе или лице, уполномоченном правообладателем (если заявление направляется таким лицом) (далее — заявитель):

а) для физического лица — фамилию, имя, отчество, паспортные данные (серия и номер, кем выдан, дата выдачи), контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты);

б) для юридического лица — наименование, место нахождения и адрес, контактную информацию (номера телефона и (или) факса, адрес электронной почты);

2) информацию об объекте авторских и (или) смежных прав, размещенном на сайте в сети Интернет без разрешения правообладателя или иного законного основания;

3) указание на доменное имя и (или) сетевой адрес сайта в сети Интернет, на котором без разрешения правообладателя или иного законного основания размещена информация, содержащая объект авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для его получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет;

4) указание на наличие у правообладателя прав на объект авторских и (или) смежных прав, размещенный на сайте в сети Интернет без разрешения правообладателя или иного законного основания;

5) указание на отсутствие разрешения правообладателя на размещение на сайте в сети Интернет информации, содержащей объект авторских и (или) смежных прав, или информации, необходимой для его получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет;

6) согласие заявителя на обработку его персональных данных (для заявителя — физического лица).

В адрес хостинг-провайдера направляем письмо-претензию/заявление, но только без угрожающей подписи об обращении в суд (требования к заявлению можно будет найти на сайте хостинговой компании).

Статья 1253.1 ГК РФ предусматривает ответственность информационного посредника (каковым является хостинг-провайдер) за нарушение интеллектуальных прав. Есть и исключения, когда информационный посредник не будет нести ответственности. Перечислю: п. 2 ст. 1253.1: Информационный посредник, осуществляющий передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате этой передачи, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) он не является инициатором этой передачи и не определяет получателя указанного материала;

2) он не изменяет указанный материал при оказании услуг связи, за исключением изменений, осуществляемых для обеспечения технологического процесса передачи материала;

3) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицом, инициировавшим передачу материала, содержащего соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, является неправомерным.

Пункт. 3 ст. 1253.1: Информационный посредник, предоставляющий возможность размещения материала в информационно-телекоммуникационной сети, не несет ответственность за нарушение интеллектуальных прав, произошедшее в результате размещения в информационно-телекоммуникационной сети материала третьим лицом или по его указанию, при одновременном соблюдении информационным посредником следующих условий:

1) он не знал и не должен был знать о том, что использование соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, содержащихся в таком материале, является неправомерным;

Но, несмотря на эти исключения, информационному посреднику может быть предъявлено требование о защите интеллектуальных прав (п. 4 ст. 1253.1 ГК РФ).

Судебное разбирательство

Если первый вариант не дал результатов, то тогда обращаемся в суд. И вот тут уже начинаются сложности. Давайте разбираться.

1. Если нарушитель (ответчик) и автор (истец) являются физическими лицами, то обращаться нужно будет в суд общей юрисдикции либо по месту жительства/нахождения ответчика, либо (если место жительства/нахождения ответчика неизвестно) по месту жительства истца.

2. Если одной из сторон конфликта является юридическое лицо, то иск будет подаваться в арбитражный суд по месту нахождения нарушителя (ответчика).

3. Далее составляем исковое заявление. Требования к исковому заявлению перечислены в ст. 131 Гражданского процессуального кодекса .

4. Прикладываем к исковому заявлению следующие документы (согласно п. 4 ст. 144.1 ГПК РФ):

а) подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, объектов исключительных прав;

б) права заявителя на данные объекты.

5. Если вы все сделали правильно (написали исковое заявление, приложили необходимые документы), то суд выносит определение о предварительном обеспечении защиты авторских прав (п. 5-7 ст. 144.1). В этом определении устанавливается срок (не более пятнадцати суток со дня вынесения определения) для подачи искового заявления по требованию в связи с которым судом приняты меры по обеспечению имущественных интересов заявителя.

Примечание: если в пятнадцатидневный срок иск не подается, то меры по предварительному обеспечению подлежат отмене. И да, не злоупотребляйте своим правом подачи в суд заявления о предварительных обеспечительных мерах без дальнейшей подачи искового заявления. Это наказуемо, п. 9 ст. 144.1 ГПК предусматривает за это ответственность. Ответчик может потребовать от вас возмещение убытков.

Немного практики

Приведу вам пару примеров споров по защите интеллектуальной собственности.

С Алёнкой все сладко да гладко

И снова о вкусняшках

В итоге судебных разбирательств все четыре инстанции арбитражной системы подтвердили исключительное право Ferrero на бренд Raffaello.

Ваша песенка спета

А вот весьма занятная история о том, как работает защита интеллектуальных прав не у нас в России:

Еще больше похожих историй вы найдете в следующих источниках:

    по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015 г. по некоторым вопросам применения судами норм авторского права

Здесь приведены различные спорные ситуации и решения по ним.

Подытожим

Описанные процессы предотвращения и защиты авторских прав весьма трудоемки и трудозатратны. Поэтому не ленитесь и на самом первом этапе творческого процесса заботьтесь о защите своего детища. =)

Ну а если Муза вас давно не посещала, а уникального контента на сайте хочется, то обращайтесь к нашим копирайтерам.

Текст, фотографии, рисунки, онлайн-курсы, книги — этим цифровым контентом вправе распоряжаться только его автор и те, кому он дал на это согласие. Но на деле так получается не всегда. К тому же иногда автор не может быть уверен в том, что материал не будет опубликован без его ведома, — к примеру, при направлении работодателю тестового задания.

О том, какой контент можно использовать свободно, что делать в случае кражи контента, что грозит нарушителям авторских прав и как оформить соответствующее заявление, рассказывает Ольга Бахарева — юрист с 10-летним опытом работы как с компаниями, так и с частными лицами. Вместо сухого текста законов — практические советы с примерами из судебной практики.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Ольга Бахарева

Юрист по защите цифровых прав, автор

В материале

Законодательная база и терминология по авторскому праву

Ключевые документы по защите авторских прав в России

Не существует специального законодательства, которое регулирует отношения по авторским правам в интернете. Нет никаких различий и отступлений в цифровом мире, но особенности защиты такого контента можно проследить в актах высших судов, профильных ведомств и в международных договорах.

Рассмотрим несколько юридических (и не только) терминов. Они помогут не запутаться в нашем материале, не самом лёгком для восприятия уже по сути своей ?

Основные правовые термины

Автор — гражданин, творческим трудом которого созданы произведения науки, литературы или искусства. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное, — презумпция авторства как главнейший принцип.

Авторские права — это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства, которые включают в себя: исключительное право на произведение, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения.

Объекты авторских прав — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения и способа выражения произведения. Перечень таких объектов можно посмотреть в статье 1259 ГК РФ.

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности принадлежит автору и может быть передано автором другому лицу с согласия, по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям — например, в порядке наследования или после перехода произведения в общественное достояние в силу истечения срока охраны.

Копирайт (Copyright ©) — специальный знак, который подтверждает, что информационный продукт защищён авторскими правами. Знак копирайта имеет информационное значение и свидетельствует о том, что какое-то лицо считает себя обладателем исключительных прав на произведение. Использование этого знака не даёт автору никаких преимуществ и не является доказательством его авторства.

Плагиат (от фр. plagiat — подражание) — воровство результатов интеллектуальной деятельности с присвоением себе звания автора. Термин используется в статье 146 Уголовного кодекса РФ.

Термины вне правового поля, но которые часто встречаются в цифровой среде

Пиратство — нарушение авторства с причинением крупного ущерба, как правило.

Копипаст (от англ. copy & paste — копировать и вставлять) — сленговый термин, означающий полное копирование контента.

Дальше по тексту к авторам мы будем относить копирайтеров, редакторов, фотографов, дизайнеров, иллюстраторов, авторов электронных книг и программ онлайн-обучения. А к объектам авторских прав — соответственно их тексты, фотографии, рисунки, изображения, сайты, дизайн и курсы. При этом перечень не является исчерпывающим.

Итак, разберём распространённые вопросы и ситуации.

Какой цифровой контент считается общедоступным

Практически весь цифровой контент подпадает под защиту авторского законодательства.

Рассмотрим, что можно использовать без лицензии, договоров, оплаты и цитирования.

  • Общественная организация Creative Commons разработала лицензии, на основании которых правообладатели разрешают использовать свои изображения бесплатно всем желающим. По такой лицензии работают сервисы наподобие Pixabay, Free images.

В статье 1282 ГК РФ описан порядок перехода произведения в общественное достояние — такое произведение может свободно использоваться третьими лицами без согласия правообладателя и выплаты авторского вознаграждения.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Чтобы не ошибиться в расчёте сроков выхода произведения из под охраны объектов интеллектуальной собственности и не нарушить права наследников, можно использовать проверенные интернет-ресурсы с пометкой Public Domain (общественное достояние). Например, ресурс New Old Stock предоставляет коллекцию винтажных фото, не защищённых копирайтом.

В других случаях нужно спросить согласие правообладателя на использование объекта или оплатить такое право.

В каких случаях допускается свободное использование чужого контента

Заимствование контента других возможно при условии правомерного цитирования. Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 1274 ГК РФ, любые произведения науки, литературы и искусства, охраняемые авторскими правами, в том числе фотографические произведения, могут быть свободно использованы без согласия автора и выплаты вознаграждения, если:

  • произведение берётся для информационных, научных, учебных или культурных целей;
  • указывается автор, источник заимствования, а объём оправдан целью цитирования.

Что касается объёма цитирования, законодатель пока не пришёл к однозначному толкованию этой нормы. Каждый случай рассматривается индивидуально.

Свободно использовать произведения и отрывки из них также можно и при других условиях — например, если они:

  • служат иллюстрациями в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера;
  • воспроизводятся в периодическом печатном издании с последующим распространением экземпляров этого издания;
  • публично представляются в живом исполнении без цели извлечения прибыли в образовательных, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы — сотрудниками этих организаций и теми, кто обслуживается или содержится в этих учреждениях;
  • используются для создания литературной, музыкальной пародии или карикатуры на оригинальное произведение;
  • упоминаются в авторефератах и диссертациях;
  • участвуют в создании произведений для слепых и слабовидящих.

Полный перечень условий содержится в статье 1274 ГК РФ.

Нужно ли регистрировать авторские права для цифрового контента

Этого делать не нужно, так как действует презумпция авторства — пункт 4 статьи 1259 ГК РФ — и не требуется регистрация объекта авторских прав или соблюдение каких-либо иных формальностей.

В момент создания произведения автор уже является носителем прав на любой вид произведения — право авторства, право на имя и право распоряжаться объектом авторских прав.

При желании в соответствии со статьёй 1271 ГК РФ для информирования о принадлежащем ему исключительном праве на произведение правообладатель вправе использовать знак охраны авторских прав — копирайт, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из знака ©, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования произведения. Например:

© Бахарева О.В., 2020 год

Если речь идёт о веб-контенте, то знак копирайта ставится либо под каждой статьёй, либо один общий в подвале сайта с указанием диапазона дат, начиная с года создания объекта авторских прав по текущий. Подвал, или футер — это информационный блок в самой нижней части сайта.

Как защитить авторские права на цифровой контент

Проставление знака © — право, а не обязанность автора. Его отсутствие не означает, что контент не находится под охраной, но и его наличие ни от чего не убережёт.

Депонирование — простой и эффективный способ фиксации авторства

Давайте посмотрим на примере сервиса n’RIS, как это работает и сколько стоит:

Как защитить авторские права на цифровой контент

Неизменность данных на сайте n’RIS гарантируется технологией блокчейн. Объекту интеллектуальной собственности присваивается уникальный идентификатор


зачем нужно авторское право

При создании web-ресурса предстоит позаботиться не только о качестве текстового контента, но и о его безопасности. Ведь незаконное копирование чужих текстов с целью последующего размещения на сторонних площадках, к сожалению, не редкость. Поэтому владельцам проектов в сети необходимо иметь полное представление о защите авторских прав в интернете, распространающихся как на макет сайта, так и на все размещенные материалы.

Объект интеллектуальной собственности

Содержимое совокупности мировых интернет-ресурсов представлено в виде продуктов умственного труда пользователей. По своим параметрам web-сайты полностью соответствуют критериям:

  1. Нематериальность. Так и есть, сетевые платформы не принадлежат к числу объектов, представляющих материальную ценность.
  2. Натуральная выраженность. Абсолютно все ресурсы выражены в форме набора страниц с информацией в ПК, телефонах, планшетах и других устройствах, а не присутствуют исключительно в мыслях создателей.
  3. Новизна. Любая площадка обладает собственной уникальностью.
  4. Искусственность создания. Сайты действительно представляют собой результат умственного труда человека. Их создают веб-дизайнеры, программисты, контент-менеджеры.
  5. Абсолютность. Неимущественными правами наделен конкретный владелец.

Больше видео на нашем канале - изучайте интернет-маркетинг с SEMANTICA


Веб-платформа должна быть наполнена уникальным содержимым. Плагиаторов, которые воруют дизайнерские разработки и текстовое наполнение во внимание не берем. Будучи нарушителями, они не могут претендовать на охрану. А созданные по всем правилам web-ресурсы причисляются к объектам интеллектуального права.

По закону такая собственность подразделяется на четыре вида:

  • авторская;
  • смежная;
  • патентная;
  • промышленная.

Владелец обязан зарегистрировать собственный сайт, хотя юридическая охрана не имеет к этому отношения. Продукты умственного труда охраняются законодательством с момента их воплощения.

Авторское право в сети интернет и его возникновение

Привилегия интеллектуальной собственности автора появляется автоматически при создании сетевой площадки. Под его действие подпадают как цельные объекты, так и части, признанные обособленными. То же самое касается контентного содержимого ресурса.

Поэтому авторство в сетевой сфере подразделяется на два типа:

  1. Полноценные. Этот вид включает уникальные дизайнерские разработки, размещение материалов, шаблон-заготовку.
  2. Только на контентную информацию на портале. В основном именно его воруют и выкладывают у себя на страницах плагиаторы. Ведь далеко не каждый владелец интернет-платформы готов пожертвовать временем и средствами ради уникальности контента. Многие предпочитают копировать тексты, наработки, интерфейс с действующих популярных web-площадок.

защита авторских прав в сети интернет

Как оформить права на сайт и контент

Оформление предполагает поэтапное осуществление ряда действий.

  1. В первую очередь автору необходимо купить разрешение на задействование структурных элементов ресурса, выполненных сторонними разработчиками. Если этого не сделать, использовать веб-площадку по правилам нельзя. Обычно дизайнерские разработки производятся отдельными юзерами, с которыми надлежит заключить соглашение на заказ или отчуждения прав. В договорном документе должны быть прописаны все условия сотрудничества.
  2. Если отдельные детали структуры создают исполнители юридического лица, нужно позаботиться, чтобы изготовленные элементы подпадали под режим служебных произведений.
  3. Несмотря на автоматическое возникновение авторских прав на сайт в интернете, владельцу следует обезопасить себя на случай появления спорных ситуаций.

Чтобы обеспечить неприкосновенность своего интеллектуального имущества, надлежит:

  • провести нотариальный осмотр веб-платформы;
  • депонирование контента перед выкладкой;
  • зарегистрировать скрипты и базу данных.

Нередко нарушители копируют дорогие высококачественные дизайнерские разработки и/или контент. Чтобы сохранить право собственности, надлежит их задепонировать.

Возможность распространяется не только на авторский продукт, но и на все, что размещается на портале (изображения, тексты, детали).

Официальные нормы оформления копирайта на сайте

Оформлять его предстоит руководствуясь ГОСТом Р 7.0.1 — 2003. Согласно установленным стандартным требованиям охранный знак обязан содержать:

Защита авторских прав в сети интернет распространяется не только на цельные продукты умственной деятельности, но и на их обособленные части. Так, если под правовую принадлежность подпадает не сам текст, а только изображения к нему, следует это указать.

Верное выглядит так:

защита авторских прав в интернете

Неправильное оформление

Для сравнения необходимо посмотреть, как делать не нужно:

авторское право в сети интернет

Как разместить копирайт на сайте

Размещение знака не доставит особых проблем. Он имеет десятичный код 169 в Unicode и шестнадцатеричный — 00A9.

Процесс вставки в тело веб-документа предполагает задействование:

Есть ли необходимость обновлять дату копирайта ежегодно

Годы, указанные рядом с охранным символом, оповещают о моменте публикации уникального произведения на платформе. К периоду деятельности самого web-ресурса они никакого отношения не имеют.

Материалы, выкладываемые в одно время, отмечаются так:

Когда выкладка осуществляется в разные промежутки, задействуется диапазон (2017—2019). Как вариант, выводится отдельная дата под каждой публикацией.

В ежегодной замене есть смысл только при добавлении нового веб-материала на портал.

авторские права на сайт

Автоматическая смена года в копирайте

Чтобы избавить себя от необходимости вносить коррективы самостоятельно, стоит взять на вооружение доступным всем пользователям скриптом PHP-. Разместить его лучше в самом низу страницы.

Спасает ли значок копирайта от воровства контента

Установка знака обеспечивает косвенную защиту, она подтверждает, что поставивший его юзер заявляет, что является хозяином материала.

Дополнительными возможностями размещающего его человека © не наделяет, как и не лишает охраны авторства.

Элементы контента

Чаще всего нарушение авторских прав в интернете затрагивает контентное содержимое площадки. Представлено оно может быть в виде нескольких составляющих:

  1. Шаблон web-ресурса, который создается веб-мастерами и компьютерными программами.
  2. Дизайн платформы, разрабатываемый опытными web-специалистами. Благодаря его привлекательности, на страницу неоднократно возвращаются посетители.
  3. Текстовая часть. Именно она выступает отражением качества портала в целом и определяет полезность.
  4. Аудиофайлы. Музыкальные треки, озвучка, вставка к оформлению в виде мелодии эффектно дополняют информативные блоки с текстом.
  5. Видеоматериалы. К ним относятся любые видеоролики.
  6. Графические изображения. Уникальные картинки, фотографии, технические схемы, имеющие большое значение в полноценной подаче материала.
  7. Скрипты и плагины. Эти элементы отвечают за работоспособность содержимого интернет-платформы и его выведение на страницы.

Методы и способы защиты авторских прав на сайт и его наполнение

Хороший высококачественный контент — лакомый кусок для плагиаторов. При создании тематических статей, подборе подходящего визуального дополнения, не следует забывать, что ваши труды могут стать добычей нарушителей. К подобным последствиям лучше подготовиться.

как защитить авторские права в интернете

Способы борьбы с кражей контента

Встретить одну и ту же статью или однотипный дизайн на разных сайтах можно гораздо чаще, чем хотелось бы. Происходит это повсеместно. Часть серьезных веб-порталов усердно работают над выкладываемыми текстами, занимаются надлежащим оформлением, а ушлые лентяи просто копируют информацию и публикуют у себя.

Незаконное присвоение авторства доставляет немало проблем площадкам-оригиналам. Посетителям абсолютно не важно, кто украл, а кто создал самостоятельно. Они получают необходимые сведения там, куда заглянули в первую очередь.

Кроме того, из-за действий нарушителей может серьезно пострадать репутация исходника. Поэтому при обнаружении кражи контента владельцу ресурса следует срочно принять меры.

Связь с сайтом-нарушителем

Для начала нужно попытаться разрешить ситуацию мирным способом. Обратитесь к плагиаторам и попросите их убрать ворованные данные. К отправленному письму необходимо добавить подтверждение собственности и напоминание об охране авторских прав в сети интернет. Разъяснить, что за копирование чужой информации предусмотрено наказание.

Особо лояльные владельцы просят хотя бы указать на источник в конце статьи.

Обращение к хостинг-провайдеру

Подача в суд

Самый радикальный метод, как защитить авторские права в интернете — судебное разбирательство. Собираясь добиться справедливости таким способом, следует помнить, что это непростой, затяжной и затратный процесс. Кроме достоверных доказательств авторства и факта кражи, потребуется потратить большое количество времени и сил. Прежде чем пуститься во все тяжкие в погоне за правдой, подумайте, целесообразно ли принимать подобные меры.

нарушение авторских прав в интернете

Защита контента от плагиата

Обезопасить содержимое портала можно путем использования скриптов:

  • Внедрить запрет на копирование. Запретить также можно выделение всего текстового блока или его области.
  • Поставить блокировку на действие правой кнопки мыши. С этим и предыдущим методами следует соблюдать осторожность. Невозможность скопировать важные сведения способна оттолкнуть и добропорядочных юзеров.
  • Произвести зашифровку информации, воспользовавшись помощью профессиональных программистов.
  • Разместить в текстовых блоках скрытые ссылки.
  • Уникальные картинки (авторские фотографии, технические схемы, рисунки) следует защитить от недоброжелателей водяными надписями. Скрипты не позволят сделать копию медиафайлов, подменяя их пустыми изображениями.

Подведем итоги

Подтвердить авторство контента и добиться его удаления со стороннего ресурса непросто. Поэтому целесообразнее будет позаботиться о безопасности данных заблаговременно, изучив способы защиты авторских прав в сети интернет.

Читайте также: