Передается ли эмоциональность по наследству

Обновлено: 07.07.2024

В конце августа журнал Nature Neuroscience опубликовал крупнейшее исследование о связи генетики и поведения человека, в том числе о природе антисоциальных поступков, употребления алкоголя и опиоидов. 26 ученым из США и Нидерландов удалось проанализировать и сравнить данные 1,5 млн человек и выявить 579 участков в геноме, которые предположительно связаны с различными проявлениями характера. Среди них: психические расстройства, зависимости, саморегуляция, возбудимость, проблемное поведение в детстве и прочее [1].

Что заложено в генах

Важную роль в поведении играют способность рисковать, уровень самоконтроля и импульсивность, которые могут варьироваться в зависимости от набора генов. Отсутствие саморегуляции влияет как на психическое здоровье (например, в случае с диагностированным синдромом дефицита внимания и другими поведенческими расстройствами), так и на физическое (например, человек не может воздержаться от постоянного переедания, что приводит к ожирению).

Тем не менее наличие определенного набора генов это не приговор. Например, если состав генов человека формирует в нем предрасположенность рисковать, это не значит, что он будет вести себя асоциально, — такой же набор встречался у летчиков-испытателей, предпринимателей и топ-менеджеров. В какую сторону — конструктивную или деструктивную — качнется маятник, зависит от среды, в которой растет ребенок.

По словам авторов исследования, характеристика генетического вклада в саморегуляцию может быть полезна по многим параметрам. Во-первых, она поможет лучше понимать изменения характера. Во-вторых, позволит разработать новые лекарства и медицинские программы для раннего вмешательства и профилактики поведения, которое может навредить как самому человеку, так и окружающей среде.

Может ли травматический опыт передаваться по наследству

Геном — это совокупность наследственного материала, который находится в клетке. В человеческом организме насчитывается 75 триллионов клеток, которые могут хранить 150 зеттабайт (это 10 в 21-й степени) информации. Если ее расшифровать и распечатать, получится 262 тыс. страниц [3].

Там записаны внешние данные, поведенческие и физиологические предрасположенности, которые достались каждому из нас от предыдущих поколений.

Уже сейчас ведутся исследования на тему того, может ли передаваться травматический опыт на генном уровне. Так, ученые из университета Атланты провели эксперимент над мышами. Грызунам давали понюхать аромат цветущей вишни и одновременно били их током. В результате у животных выработалась бурная негативная реакция на этот запах. Второе и третье поколение мышей уже не испытывало такого ужаса от этих цветов, однако грызуны напрягались и начинали вести себя осторожно. Различий между реакциями особей, которые были зачаты естественным путем и в пробирке, ученые не нашли, из чего они сделали вывод, что негативный опыт им передался посредством мутации генов [4].

Исследования на людях тоже велись. В частности ученые выявили, что у детей узников Холокоста наблюдались наследственные изменения в гене, который был связан с их уровнем кортизола — гормона, участвующего в реакции на стресс. Статья была встречена критически из-за недостаточного числа участников (около 30 представителей старшего поколения и 22 — младшего) [5], [6]. Планируются новые исследования среди большего числа респондентов.

Какой бы ни была генетика, важнейшую роль в формировании человека влияет окружающая среда, прежде всего взаимоотношения с родителями и другими значимыми взрослыми. Повлиять на мозг и построение нейронных связей могут не только гены, но и поведение мамы в самом раннем детстве, затем отца, а также общение со сверстниками.


Андрей Юдин, гештальт-терапевт

Характер человека формируется и развивается в процессе постоянного взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов на протяжении всей жизни. Можно провести условную параллель между процессом формирования характера и процессом роста дерева. Ранний этап развития в очень значительной степени влияет на то, какой будет общая конституция дерева, как будут выглядеть его ствол и несколько основных веток, какая сложится конфигурация корневой системы. В последующие годы развивается и усложняется уже сложившаяся структура, возникают новые побеги, листья и корни. Но и основа дерева также продолжает зависеть от внешних факторов: например, если на пятом году жизни наступит засуха или по стволу ударят топором, это может сильно изменить судьбу всего дерева.

Самые эффективные методы для предотвращения развития разрушительных черт характера и антисоциального поведения — это методы абсолютно прикладные и общеизвестные, в первую очередь:

  • запрещение и предотвращение физического насилия над детьми;
  • повышение материальной обеспеченности семей с маленькими детьми;
  • распространение культуры грудного вскармливания и естественного ухода за ребенком;
  • приведение институтов усыновления/удочерения и органов опеки в соответствие с современной практикой.

Общий принцип прост: на первом месте — современные, работающие институты охраны детства, на втором — культура экологичного воспитания и ухода за детьми, на третьем — все остальное. Иными словами, если в днище корабля есть дыры, через которые в трюм хлещет вода, вначале мы затыкаем дыры и лишь потом устраняем последствия.

Стресс, как и все другие аспекты жизни, участвует в процессе формирования характера. Это нормально: любое развитие человека подразумевает наличие некоторого выносимого уровня стресса. Одна из ключевых компетенций родителей, педагогов и тренеров — дозировать этот стресс таким образом, чтобы создавать для ребенка экологичную и достаточно безопасную развивающую среду. Травмирующим стресс становится тогда, когда он слишком интенсивный (затапливающий, превышающий способности мозга) и/или слишком длительный.

Негативные эффекты затапливающего и хронического стресса часто недооцениваются. С одной стороны, очевидно, что преодоление трудностей и испытаний закаляет характер человека, делает его сильнее, способствует развитию. С другой стороны, люди часто не отличают полезный, выносимый стресс от травмирующего, оправдывают закалкой характера физическое и эмоциональное насилие, а порой и откровенный садизм. Это связано прежде всего с тем, что психология — молодая наука, и в глобальном масштабе человечество только начинает в достаточной мере осознавать механизмы формирования и развития психики, в частности разрушительные эффекты травматического стресса.

Человек получает темперамент по наследству?

Объясняет завкафедрой психогенетики факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, доктор психологических наук, член-корреспондент РАО Марина Егорова.

Наследство потомкам

Когда-то в старой, классической, психологии выделяли четыре основных типа темперамента: сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Под каждым типом подразумевали ряд определенных психологических свойств. Например, сангвиники – это люди жизнерадостные, отличаются быстрой реакцией. А флегматики на все реагируют медленно, зато упорны и трудолюбивы.

Но современная наука не считает, что по наследству может передаваться вся группа психологических особенностей, которая объединяется общим понятием – тип темперамента. Было бы наивно считать, что у сангвиников рождаются сангвиники, а у флегматиков – флегматики. Наследуются только отдельные черты темперамента, они передаются не через один какой-то определенный ген, а через группу генов. И пока что ученые установили только три отдельные черты, которые переходят от предков к потомкам:

Вообще-то всем маленьким детям свойственна настороженность к чужим, но необщительных людей в младенчестве просто обуревает страх перед незнакомцами. Первые его проявления можно заметить у таких детей уже в 4 месяца, когда остальные младенцы еще доброжелательно встречают всех, склонившихся над их колясками.

А в 6-8 месяцев этот страх уже хорошо заметен. Малыш прижимается к матери, когда видит чужих людей, отворачивается, плачет, долго не может привыкнуть к новым взрослым, которые входят в его жизнь. Он может не узнать члена семьи, с которым общался постоянно, например папу, если расстался с ним на 3-4 недели. Такие дети боятся новых игрушек и новых вещей, они устают от громких звуков и яркого света, от поездок в транспорте. Им очень тяжело в детском саду, они не играют с другими детьми, в школе у них мало друзей, и они трагически переносят любые изменения в своей жизни: не только переход из одной школы в другую, но даже смену соседа по парте. И, повзрослев, они все так же будут держаться в тени.

Их антиподы – дети очень общительные. Маленькие – они всем надоедают своей болтливостью, всюду встревают, на уроках тянут руку вверх, не потому что знают, как ответить, а потому что устали слушать и хотят говорить сами. В подростковом возрасте и во взрослой жизни они легко становятся лидерами или душой компании. Но суперобщительные и радостные могут получиться уж больно простоватыми, им может не хватать чуткости и тонкости восприятия.

Дети, родившиеся с негативным эмоциональным фоном, в младенчестве начинают день с плача, они сразу просыпаются в дурном настроении. Их трудно развеселить и отвлечь от печали. В школе они отличаются большой тревожностью, вечно беспокоятся. В подростковом возрасте их бросает из крайности в крайность, эмоции их очень неустойчивы, хорошее настроение легко сменяется плохим. Это они, зная предмет, на экзамене так мандражируют, что могут ничего не ответить.

Их антиподы – дети вялые, как бы спящие на ходу – обычно не настораживают взрослых: как бы ребенок ни был заторможен, он все-таки всегда живее взрослого. У вялых все эмоции проявляются слабо: в младенчестве они не плачут, а попискивают, обычно плохо едят, засыпают во время кормления.

Как сгладить крайности

Многочисленные исследования, самое представительное из которых – Нью-Йоркское лонгетюдное исследование темпераментов, начавшееся в 1962 году и продолжающееся до сих пор, доказали, что генетические особенности темперамента поддаются коррекции, психика человека пластична. Врожденные психологические особенности можно сгладить, и легче всего это сделать в детстве.

Его ни в коем случае нельзя бросать в компанию детей, как щенка в воду: замкнется еще больше! В школе защищайте его от нападок учителей и других взрослых – он должен чувствовать, что у него есть крепкие тылы.



События

Анонс

У нас в гостях

Aктуальная тема






Рубрики

ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ

Раздражительность передается по наследству

Научный коллектив из университета города Бонн в Германии пришел к выводу, что гнев и раздражительность вызваны не столько особенностями характера человека, сколько его генами и поэтому передаются по наследству.

Отчет об их работе публикует британская газета Daily Mail.

Как оказалось, чувство гнева возникает у человека всякий раз, когда в головном мозгу увеличивается концентрация особого химического вещества - допамина. На его выработку влияет ген, имеющий научное название DARPP-32.

Однако немецкие ученые установили, что существует три версии данного гена. Две из них имеют более высокую степень активности, что ведет сначала к увеличению уровня поступающего в мозг допамина, а затем и к приступам неконтролируемого гнева.

"В результате особого генетического и химического механизма люди просто не могут сдержать в себе раздражительность и гнев", - заявил руководитель работ профессор Мартин Ройтер.

Он также сообщил, что наибольшую концентрацию "генов гнева" обнаружили у европейских народов. По мнению Ройтера, это помогало человеку выжить в трудной и высоко конкурентной среде.

При этом следует помнить, что приступы гнева и раздражительности опасны для здоровья. Люди, часто испытывающие эти стрессовые чувства, в два раза чаще страдают от сердечно-сосудистых заболеваний, нежели люди со спокойным характером или те, кто старается контролировать свои эмоции.

Очень часто родители, когда поведение своего ребёнка их не устраивает, говорят: "Вот ничего не поделаешь, во всем виноваты гены, весь в отца или мать пошёл". Однако исследования ученых показывают, что хоть и влияние наследственности велико, но обвинять во всем "дурную наследственность" неправильно. Согласно мнению психоаналитиков, влияние генов на формирование характера ребенка нельзя отрицать, однако многие способности могут быть развиты или утрачены во время воспитания и развития детей.

Ни у кого не вызывает сомнений, что у красивых родителей в большинстве случаев рождается красавица дочка и красавец сын. Но как видно из биографии многих гениальных личностей, на их детях природа отдыхает. По данным исследований ученых оказалось, что такие болезни, как шизофрения, маниакальный синдром, умственная отсталость и слабоумие чаще всего передаются по наследственности. Причем не только от родителей, но и предыдущие поколения могут подарить предрасположенность к данным заболеваниям. По наследству передаются также интеллектуальные способности ребенка. У высокоодаренных родителей чаще рождаются талантливые дети, но задатки интеллекта в большей степени определяются материнскими генами, а не отцовскими.

Дети, унаследовав от талантливых родителей гены, не могут сами по себе вырасти гениями. Для этого необходимо создать условия, чтобы они могли реализовать заложенный в них потенциал. В семьях, где родитель признанный гений и талант, одаренный ребенок часто остается в тени. У гениальных родителей постоянно увлеченных работой на ребенка не остается времени, в результате они вырастают людьми, не похожими на своих родителей.

По мнению ученых, утверждение, что на детях гениев природа отдыхает, связана с ошибками в воспитании. А вот родители самих гениев в основном не имели ни титула, ни денег при жизни, зато упорно занимались детьми. Они хоть и были талантливыми от рождения, но были непризнанны народом. Поэтому, они с упорством вкладывали силы в воспитание своих детей, чтобы в них реализовался их талант.

характер ребенка

Сегодня научно доказано, гены оказывают фатальное влияние на то, каким вырастет человек и думать, что новорожденный ребенок является чистой доской, на которой родители могут написать все, путем воспитания является ошибочной. Однако роль среды в воспитании ребенка нельзя полностью исключать. Способности, которые достаются детям по наследству от родителей являются только начальным капиталом, если их грамотно не развивать и не увеличивать, то нельзя рассчитывать на успех в воспитании гармонично развитой личности.

Среда общения и культура являются немаловажным фактором для развития ребенка. Даже ребёнок академиков, унаследовавший от родителей огромный интеллект и умственные способности, угодив в "плохую компанию" за считанные дни может превратиться в наркомана или алкоголика. Так же и усыновленный ребёнок, при правильном воспитании в кругу любящих и добрых приемных родителей, может вырасти прекрасным человеком, несмотря на то, что его биологический отец не отличался хорошими качествами характера.

Многие учёные в последнее время утверждают, что существенное влияние на характер ребёнка оказывает период его развития в утробе матери. Если мама до рождения ребенка окружает его хорошим настроением, разговаривает с ним или поет ему, то и малыш рождается с музыкальным слухом, с соответствующим тоном голоса и настроения.

Данная статья должна заставить родителей задуматься: насколько оправданы их требования к своему ребенку? Любить ребенка необходимо таким, какой он есть. Нельзя из тихони сделать общительного лидера или заставить учиться ребенка на "отлично", если у него нет наследственных способностей. Прибегая к строгим методам воспитания, можно сломать внутренний мир ребенка. Для полноценного развития личности ребенка родители должны учитывать индивидуальные способности ребенка в процессе воспитания.

- Вернуться в оглавление раздела "Детская психология"

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Наследники по прямой: насколько гены влияют на характер ребёнка

Родственные связи

Ряд учёных твёрдо уверены, что формирование детской личности во многом определяется именно наследственностью.

Так, учёные Томас Бошард и Давид Ликкен после исследований о влиянии генов на формирование личности человека и его индивидуальные способности пришли к выводу, что 70% отличий в интеллекте обусловлено именно наследственностью.

В 1983 году они со своей командой начали искать пары разлучённых близнецов. В итоге было изучено 56 пар таких близнецов из восьми стран. Каждая пара потратила примерно неделю на сдачу психологических и физиологических тестов и измерений. Их сравнивали с теми близнецами, которые росли в одной семье.

В итоге учёные пришли к выводу, что 70% различий интеллектуальных способностей заложены генетически, а на оставшиеся 30% могут влиять окружающая среда, воспитание, образование, семья и т.д.

Определённый набор психологических качеств – открытость или недоверие к внешнему миру, нервозность, добросовестность и т.д., по их мнению, на 65% определяются генетикой.

А вот особая одарённость, по мнению ряда учёных, генетикой никак не определяется.

В 80-х годах исследователи даже создали специальный банк спермы лауреатами Нобелевской премии. Более 200 американок самых разных социальных слоёв и даже рас согласились стать мамами детей, рождённых от гениев.

Гены делятся на доминантные (сильные) и рецессивные (слабые). Например, ген кареглазости является доминантным, а светлоглазости – рецессивным. У кареглазых родителей с большей вероятностью родится такой же темноглазый ребенок. Хотя не исключено, что чадо родится и светлоглазым, поскольку кто-то из родителей может обладать геном светлоглазости. Ведь за каждый признак со стороны родителя отвечает не один ген, а целая группа, и комбинации здесь многовариантны. К сильным, чаще всего наследуемым генам, также относятся тёмные и курчавые волосы, крупные черты лица, массивный подбородок, нос с горбинкой

Однако измерение IQ, которое проводилось этим повзрослевшим детям в 25 лет, исследователей разочаровало. Только один из 200 участников эксперимента продемонстрировал высокий уровень IQ – 180. У остальных обнаружились вполне обычные способности.

Возможно, этот эксперимент отчасти объясняет, почему на детях большинства гениев природа отдыхает.

Хотя человечество знает и немало примеров, когда геном гениальности обладали близкие родственники.

Так, например, четыре сына Чарльза Дарвина пополнили список выдающихся учёных. Астроном Джордж Говард Дарвин сформулировал теорию происхождения Луны как осколка доисторической Земли. Фрэнсис Дарвин стал известным ботаником.

Гораций Дарвин – инженером-строителем. Все они были посвящены в рыцари. Исключение составлял майор Леонард Дарвин, он не был рыцарем и членом Лондонского королевского общества. Он считал себя менее одарённым, но это не помешало ему стать главой Британского евгенического общества и наставником известного эволюционного биолога и статистика Рональда Фишера.

В то же время гений может родиться и в семье, далёкой от каких-либо талантов. Взять, например, английского математика и физика Исаака Ньютона. Среди его предков никто не отличался ни математическими, ни какими-либо другими высокоинтеллектуальными способностями.

Прославленный скульптор, живописец и архитектор Микеланджело тоже не мог похвастаться уникальной родословной. А Леонардо да Винчи и вовсе был сыном нотариуса и крестьянки.

Словом, как ни крути, а списывать всё на генетику не стоит. И бывает, что родители пытаются объяснить не устраивающее их поведение ребёнка дурной наследственностью. В то время как она здесь совсем ни при чём, а причина как раз в воспитании и ошибках самих родителей.

Когда гены ни при чём

Сходство с папой или мамой

Понятное дело, что когда сын или дочь как две капли воды похожи на маму или папу, никому и в голову не придёт спорить о влиянии наследственности. Речь же идёт о проявлениях у ребёнка черт характера того или иного родителя, манере поведения. Причём чаще всего тех черт, наличие которых у одного супруга жутко раздражает другого. И чем больше ребёнок повторяет эти ненавистные черты, тем сильнее родитель утверждается в его неисправимости.

Хотя на самом деле ребёнок может повторять поведение, например, папы вовсе не из-за тяжкой наследственности, а просто потому, что видит его пример перед глазами. Ребёнок впитывает в себя тот стиль поведения, общения и взаимодействия с миром, который принят в его семье.

Плохое поведение

Часто родители сначала сами пускают воспитание ребёнка на самотёк. А когда выясняется, что чадо не умеет себя вести – грубит, врёт, не думает о других и т.д., всё тут же списывается на тяжкую наследственность.

А между тем, если бы с самого начала родители чётко определяли для него границы дозволенного и доходчиво объясняли, что брать чужое, хамить, обижать слабых и т. д. нельзя, глядишь, подобных проблем не было бы.

Кроме того, плохое поведение ребёнка может быть вызвано и недостатком внимания и тепла со стороны родителей. И, как мы уже говорили, ребёнок таким образом пытается эту нехватку восполнить.

В любом случае поведение ребёнка в большей степени зависит от тех качеств, которые родители проявляют сейчас, нежели передают по наследству.

Нежелание ребёнка заниматься чем-либо

А на самом деле проблема скорее всего не в том, что ребёнок не способен чем-либо заниматься. А в том, что это занятие навязано родителями и потому попросту не привлекает.

Например, мама мечтает, чтобы ребёнок занимался музыкой. А ему при виде пианино ну просто повеситься хочется. Причём независимо от того, были в его роду любители музыки или нет. Отсюда и неусидчивость, и нежелание заниматься, и всё то, что родители с такой готовностью объясняют влиянием генов.

Не стоит игнорировать желания и интересы самого ребёнка, и тогда, скорее всего, не придётся жаловаться на дурную наследственность.

Читайте также: