Перед кем ответственен человек в философии в рамках вопроса моральной ответственности

Обновлено: 30.06.2024

Свобода является двигателем морали. Мораль посредством свободы выбора становится источником исторической активности человека и общества. Моральные ценности становятся стимулом деятельности человека и реализуются в его практической деятельности. Свобода подразумевает необходимость ответственности человека за pезультат его деятельности. Ответственность - это осознание соответствия (или несоответствия) моральным нормам действий человека результатов, последствий его поступков. Человек должен предвидеть последствия своих действий, стараться предотвратить негативные результаты поступка.

Ответственность можно рассматривать на уровне:

личности: выполнение человеком норм, установленных обществом;

общества: соответствие требованиям морали действий социальных групп. Степень ответственности человека (или группы) необходимо рассматривать с учетом возможностей и конкретных условий.

Моральная ответственность человека зависит от:

• способности к пониманию и верному истолкованию требований;

• влияния внешних обстоятельств на результат действий.

Личная ответственность человека прямо пропорциональна уровню его возможностей в моральном выборе и мере свободы.

Проблема личной ответственности связана с проблемой вины человека за негативные последствия его поступков.

Моральная ответственность также означает ответственное поведение по отношению к другим людям: уважение к личности другого человека, помощь людям и т. д.

Чувство ответственности существует в двух формах.

• позитивной - чувство значимости, влияния на происходящее;

• негативной - неуверенность в возможности достичь положительных результатов.

Безответственное поведение - действия, совершаемые без учета их последствий. Оно связано с неадекватной самооценкой, равнодушием и пр.

Выражение "нести ответственность" означает добровольное принятие ответственности на себя.

2. Важные условия моральной ответственности:

• свобода совершаемого действия (поступок, совершенный не по соб­ственной воле человека, не подразумевает ответственности за него);

• преднамеренность поступка (непреднамеренность поступка только смяг­чает ответственность, но не снимает ее полностью);

• вменяемость человека, осознание происходящего, возможность по сво­ей воле пресечь действие, которое будет иметь негативные последствия. Невменяемыми признаются психически больные. С юридической точки зрения искусственно вызванное помешательство (алкогольное, нарко­тическое) усугубляет вину.

В ходе исторического развития человеческого сообщества повышается уровень личной свободы человека, его моральной ответственности за себя и свою семью.

Философ Э. Фромм утверждал, что многие люди тяготятся этой ответ­ственностью и пытаются уклониться от нее (иногда безотчетно). Фромм выделил механизмы, позволяющие на социальном уровне сложить чело­веку с себя свободу и ответственность:

• тоталитарный режим, возглавляемый "сильной личностью", вождем, взявшим на себя всю ответственность за жизнь общества и его членов;

• "автоматизирующий конформизм" - некритичное принятие чужих мне­ний (СМИ и пр.), превращение мнения общества в свое собственное.

3. Существуют разные точки зрения на то, перед кем ответствен человек. Человек несет ответственность перед другими людьми потому, что на­ходится в зависимости от них:

• свобода человека в обществе не абсолютна, она ограничена свободой других людей;

• человек находится в естественной зависимости от других людей (ком­муникативной, социокультурной, психологической);

человек находит нравственные ориентиры в обществе.

Религиозная точка зрения:

• Бог является высшим судьей, моральным законодателем;

• человек несет ответственность, прежде всего перед Богом и во вторую очередь - перед людьми, обществом.

Индивидуалистические концепции содержат утверждение, что человек ответствен в первую очередь перед самим собой. Он уникален, отчужден от других членов общества, свободен от влияния извне.

Учения, соединяющие принципы индивидуализма и ориентации на других

людей (Э. Фромм и др.):

* человек не подчинен диктату извне, ответствен перед своей совестью;

* совесть человека ориентирована на благо свое и других людей;

защита интересов других людей является естественным стремлением человека, проявлением высшего начала в его душе. Мысли и чувства человека определяют его поведение. Человек несет ответственность за единство духовной и поведенческой сторон своей личности.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

В этой работе проведено исследование понятия ответственность. В ней рассматриваются различные виды ответственности и их характеристики, в том числе с точки зрения нового знания - ииссиидиологии. Также подробно описана другая сторона ответственности – безответственность, каким образом она проявляется в нашей жизни и как влияет на нашу судьбу.

администрация сайта: данная статья отражает личное мнение автора и может не совпадать с мнением и представлениями автора Ииссиидиологии

Возьмите на себя ответственность за свою жизнь
и начинайте решать стоящие перед вами проблемы.
Они существуют для того, чтобы помочь вам вырасти,
а не для того, чтобы вас сокрушить.

Введение. Что такое ответственность?

Ответственные люди весьма востребованы в наше время, впрочем, как и всегда. Они приветствуются везде: на работе, в быту, в семейных, дружеских и духовных взаимоотношениях. Ведь на таких людей можно положиться в любом деле.

Этот термин довольно-таки распространён у человечества. Что интересно, во всех случаях он связан не только с умением отвечать за что-либо, но и реагировать на что-либо соответствующим образом. Устойчивое взаимодействие людей в рамках общества связано с выполнением ими определённых требований, обеспечивающих нормальное функционирование общества. Эти требования включают обязанности, выраженные в правилах, нормах, традициях, нарушение которых трактуется как безответственность и может повлечь за собой наказание.

Под социальной ответственностью понимается отношение к поступкам личности с точки зрения общепринятых правил. Это отношение может представлять собой негативную реакцию на несоблюдение установленных стандартов, но не всегда. Хотя с точки зрения психических переживаний самой личности желательно нести ответственность за каждый миг своей жизни, за каждое решение, за каждый поступок и даже за каждую тайную мысль, потому что в природе всё взаимосвязано. [1]

Об этом и говорит нам ииссиидиология, которая ставит своей целью коренное изменение коллективных представлений социума о мироустройстве с консервативных и эгоистичных на альтруистично направленные и более объективные, предсказывая тенденции эволюции человечества в более гармоничные и благоприятные сценарии его будущего. Она призывает следовать лишь в одном из множества возможных направлений, которое предполагает быстрый скачок интеллектуально-альтруистичного развития цивилизации, при котором и понятие ответственности трансформируется в более масштабное.

Различные виды ответственности и их характеристики

Индивидуальная и коллективная ответственность

Индивидуальная ответственность заключается, на мой взгляд, в том, что мы должны быть ответственны перед другими, открытыми, искренними, чувствовать боль и радость другого человека, быть готовыми прийти на помощь в ситуации, когда не помочь нельзя. Но при этом не нужно пытаться взваливать на себя груз ответственности за жизни других людей.

Индивидуальная ответственность, по-моему, это не то состояние, когда от нас что-то требуют или заставляют что-то делать или в чём-то принимать участие. Это активная жизненная позиция, основанная на действии и его результатах. Совершая или делая что-то, мы не можем отнестись к этому без наивысшей степени прилежания, старательности, внимательности, компетентности, - тогда возникает чувство внутреннего удовлетворения от выполненной деятельности. Ответственность помогает идти дальше, добиваться поставленных целей.

Коллективная ответственность - форма ответственности, когда за деяния, совершаемые одним или несколькими членами группы (семьи, рода, хозяйственной организации, трудового коллектива, воинского подразделения, класса или группы в учебном заведении, жителей одного населённого пункта, страны и так далее) несёт ответственность вся эта группа целиком.

Юридическая и материальная ответственность

Юридическая ответственность есть разновидность обязанности, наступающей при наличии определённых деяний или их результатов, отрицательно оцениваемых законодателем. Такая обязанность выступает как мера определённых для субъекта лишений, ограничений и имущественного характера в том числе. Задачей юридической ответственности является не только наказание правонарушителей, но также удержание их от свершения новых правонарушений и стимулирование правомерного поведения людей. Это обязанность, но принудительно исполняемая. Общая обязанность всех и каждого удерживаться от причинения вреда другому лицу и не совершать правонарушения. В случае нарушения этой обязанности субъект обязан возместить ущерб потерпевшему, восстановить, привести имущественное положение в такое состояние, в каком оно находилось до нарушения права. [2]

Материальная ответственность – правовой термин, обозначающий обязанность лица возместить ущерб, причинённый другому лицу. Материальная ответственность в трудовом праве – это не только обязанность работника возместить ущерб, причинённый работодателю (предприятию, учреждению, организации и т.д.), но и также обязанность работодателя возместить ущерб, причинённый работнику (в случае незаконного лишения возможности трудиться, задержки заработной платы, причинения ущерба его здоровью, имуществу и т.д.).

Политическая и моральная ответственность

Политическая ответственность представляет собой возникающую с участием субъекта в политических отношениях обязанность принимать решения и осуществлять действия в целях должной реализации своих политических полномочий и претерпевать соответствующие последствия в случае неисполнения или ненадлежащего их исполнения. Моральная ответственность означает ответственное поведение по отношению к другим людям, способность правильно понять нужды, как других людей, так и свои собственные, уважение к личности, помощь, поддержку.

Ответственность в этике и истории философии

В этике ответственность - это определённость, надёжность, честность в отношении себя и других; это осознание и готовность признать, что результат (реакции), который ты получаешь в ходе твоих поступков и действий, и есть результат твоих поступков (действий). Этика ответственности в особенности актуальна в рамках политической или хозяйственной деятельности.

В истории философии идея ответственности развивается с темами свободы (свободы воли, принятия решения, свободы действия), вменения и вины. В классической философии она затрагивалась только в этом контексте и далеко не всегда была терминологически оформлена. Ответственность - одно из проявлений свободы, в частности, как автономии: человек вправе принимать решения и совершать действия согласно своим мнениям и предпочтениям, но он должен отвечать за их последствия и не может перекладывать вину за негативные результаты своих решений и действий на других. На это указывал ещё Аристотель, что произвольное (т.е. свободное) действие, но совершённое в неведении, свидетельствует о порочности действия, а то и испорченности самого деятеля. [3]

Ответственность – это составляющая совести. Создавая определённые ограничения, требуя контроля за собой, а также необходимости отвечать за свои поступки, она даёт свободу, уважение, придаёт уверенности и открывает новые возможности.

Чувство вины и жалость к себе как проявления безответственности

Но есть другая сторона крайности, - принимание на себя гиперответственности за негативные или дискомфортные состояния других людей, которые испытывают их не в силу нашей ответственности (например, если мы принципиально не пошли на какие-то уступки или противоправные, аморальные действия), а в силу своей собственной безответственности в отношении чего-нибудь или кого-нибудь.

Находясь в постоянном психическом напряжении от тревожности и страха, мы боимся допустить оплошность, совершить неправильный выбор, сделать кому-то плохо. В результате, это чувство вины может вылиться для того, кто его испытывает, в неконтролируемый гнев и раздражение на самого себя, в отчаяние, жалость к себе из-за проявляемой в этот период собственной неаккуратности, равнодушного отношения ко всему вокруг, а также несообразительности и всяческого несовершенства, как ему кажется. Это, как правило, чревато депрессией, психическими внутренними конфликтами, а затем может перейти в серьёзные болезни или даже закончиться суицидом.

Ещё одна сторона безответственности - это жалость к себе (её скрытая форма). Проблема жалости к себе заключается в том, что мы не всегда видим и признаём за собой это чувство. Что это за чувство и как распознать жалость к себе? По сути, это перекладывание личной ответственности за свои негативные или иные деструктивные состояния на других людей (детей, родителей, партнёра, соседа, чиновника, государство, человечество), на обстоятельства, взваливание на них всей вины за свой дискомфорт, просчёты, ошибки, недочёты, недоработки, лень, инфантильность и т.д.

В таких случаях используются все, на кого можно выместить всю свою злобу, раздражение, негодование, обвинить их в этом и выставить себя жертвой их безответственности. Такие состояния стали нормальными для всего человеческого сообщества, одним из признаков которого являются честолюбие и безответственность. Такие деструктивные отношения не смогут привести ни к чувственной гармонии, ни к интеллекту.

Более того, при устойчивом пребывании в непозитивных состояниях возникают болезни, полосы неудач, и если человек и дальше не признаёт своих ошибок, это значит, что снова последуют ещё более тяжёлые болезни и ещё более безвыходные ситуации, которые ожидают в неблагоприятных сценариях ближайшего будущего, - до тех пор, пока глубоко не осознается истинная причина всех бед и несчастий.

Как же распознать скрытую форму жалости к себе? Критерии таковы:

Что значит безответственность?

Безответственность (отсутствие ответственного отношения к жизни) – это личностная позиция, которая предполагает отсутствие задач и обязательств, неделание и неумение отвечать за последствия собственных действий. Безответственность проявляется в нежелании участвовать в важных процессах и принимать решения в сложных ситуациях. Такая позиция удобна для самого человека, избавляет его от лишних проблем и хлопот. Безответственный человек – это вечный ребёнок, убеждённый, что всё происходит само собой.

Бывает наоборот, когда наше состояние ответственности выше, чем у того, кто поручает нам работу, - тогда именно мы должны предупредить его о возможных и нежелательных вариантах последствий, которые можно не допустить тем или иным образом. Это делается не для того, чтобы снять с себя ответственность за возможные последствия, - это естественное состояние личной ответственности за что-то или кого-то, это уже созревшая и устойчиво активизировавшаяся в самосознании, альтруистичная способность именно так себя осознавать.

Это привычка делать всё по совести, что в любом виде деятельности поможет предусмотреть нежелательные и непредвиденные ситуации и каждый раз, глубоко осознав собственные ошибки, в будущем делать уже выборы взвешенно и ответственно. Тогда постепенно появится интуиция - способность предусматривать то, что станет менее вредным и более надёжным.

Ответственность с точки зрения ииссиидиологии

В ииссиидиологии про ответственность в отношениях говорится, что это способность позитивно и с глубоким пониманием отвечать на нужды, просьбы и ожидания тех, с кем мы общаемся, кого любим. Если мы находимся в состоянии безусловной любви, то мы добровольно возлагаем на себя ответственность за психоментальные состояния, качественность представлений и условия существования других форм окружающей нас действительности, к кому в данный момент направлены наши мысли, чувства, слова и действия.

Бывает, что наше неосознанное слово или даже мысль может повлиять на психоментальные состояния других людей, вызывая соответствующие реакции и последствия для них и для нас. Часто это является причинами чьей-то гибели или распадов семей, гражданских и мировых войн и т.д. Состояние ответственности основано на глубоком уважении и понимании каждой формы самосознания (животные, растения, насекомые, вода, планета и т. д) и проявлении её собственной индивидуальности, а не на страхе или благоговении перед кем-то.

Такое уважение не позволяет людям использовать другого в своих эгоистичных целях и меркантильных интересах. Высокочеловеческие отношения устанавливаются только при наличии обоюдной свободы, а любые признаки господства не могут породить ни взаимную любовь, ни уважение.

С ииссиидиологической точки зрения становится ясным, что в нашем вечном существовании всегда имеются разные сценарии развития событий и их бесчисленно много. Сценарии развития идут параллельно и одновременно переходят друг в друга. Каждую секунду мы в своём самосознании имеем большое количество сценариев, в котором собран весь опыт наших других личностных интерпретаций.

То есть всегда одновременно существует огромное количество сценариев, где мы совершаем разные выборы. В одних сценариях они менее качественные, потому что основываются на меньшем количестве опыта, недостающего для проявления более высоких степеней понимания и ответственности, в других более качественные, где опыта значительно больше.

Повышая степень качественности состояния собственной ответственности, то есть активизируя в самосознании устремлённость к самообучению и саморазвитию, мы усиливаем и углубляем позитивную самооценку, что гармонизирует наши отношения с окружающим миром, а также утверждает нас в психическом и физическом здоровье. И, кроме того, это помогает нам в большей степени проявляться в тех из возможных сценариев, где и остальные люди по отношению к нам прилагают такую же высокую степень ответственности, какую мы проявляем к каждому из них.

Это тип персональной ответственности, которая свободна от любых признаков насилия над личностным самосознанием и результат взаимодействия состояния высокоинтеллектуального Альтруизма и высокочувственного Интеллекта. Эти два качества (состояния) относятся к ллууввумическому (человеческому) направлению развития. [5] Именно это направление развития имеет широкий диапазон и является наиболее гармоничным и ведущим к дальнейшей эволюции человека. Определяется оно наличием в выборах и реакциях человека двух вышеназванных признаков, в зависимости от активности которых будут становиться благоприятными обстоятельства его жизни, например, семейные отношения и взаимоотношения с другими людьми.

Заключительная часть

В данной работе проведено краткое исследование ответственности с позиции психологии, социологии, этики и истории философии. Все они в принципе говорят об одном, что это качество присуще человеку в той или иной степени. Знание ииссиидиология предлагает рассматривать ответственность в её наивысшем проявлении, то есть когда человек отвечает не только за себя, но и за других. Такая ответственность присуща уже более развитому человеку. Такой человек имеет глубокие знания о себе и об окружающей действительности, что позволяет ему понимать единство со всем. Именно поэтому он старается контролировать свои мысли и чувства так, чтобы они были только позитивными и не вносили в мир дисгармонию. К собственным выборам он также относится с большой ответственностью. Подобная ответственность в ииссиидиологии называется иммунитантной.

Степень и специфика реализации нравственной свободы прямо связаны с моральной ответственностью, выражающей способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Именно морально-ответственное поведение дает человеку право на обладание свободой. Роль нравственной ответственности человека значительна во все времена, но особый смысл приобретает это явление в условиях кризиса социальных структур, существенных трансформаций общества.
Этика ответственности – это этика практической, ориентированной на объективные результаты деятельности. Этика ответственности актуальна во всех областях деятельности: политической, культурной, хозяйственной. В настоящее время ее актуальность усиливается в теории корпоративной этики.
Ответственность – это осознание соответствия (или несоответствия) моральным нормам действий человека и результатов, последствий его поступков.

Содержание работы

1.Моральная ответственность: содержание и специфика.
2.Честь, достоинство, как этические категории. Понятие, история, этимология.
3.Достоинство и честь-высшие духовные ценности.
4. Свобода, как этически-правовая проблема, как фундамент нравственности.
5. Ответсвенность, достоинство-афоризмы

Файлы: 1 файл

Этика.docx

1.Моральная ответственность: содержание и специфика.

2.Честь, достоинство, как этические категории. Понятие, история, этимология.

3.Достоинство и честь-высшие духовные ценности.

4. Свобода, как этически-правовая проблема, как фундамент нравственности.

5. Ответсвенность, достоинство-афоризмы

Степень и специфика реализации нравственной свободы прямо связаны с моральной ответственностью, выражающей способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Именно морально-ответственное поведение дает человеку право на обладание свободой. Роль нравственной ответственности человека значительна во все времена, но особый смысл приобретает это явление в условиях кризиса социальных структур, существенных трансформаций общества.

Этика ответственности – это этика практической, ориентированной на объективные результаты деятельности. Этика ответственности актуальна во всех областях деятельности: политической, культурной, хозяйственной. В настоящее время ее актуальность усиливается в теории корпоративной этики.

Ответственность – это осознание соответствия (или несоответствия) моральным нормам действий человека и результатов, последствий его поступков.

Ответственность может быть двоякой:

– накладываемой групповыми, корпоративными, служебными или какими-то иными локальными обязанностями, и это скорее всего подотчетность, потому что рассматривается как соответствие требованиям морали действиям социальных групп;

– самостоятельно принимаемой личностью ответственностью в качестве личного и универсализуемого долга или выполнением человеком норм, установленных обществом.

В первом случае под моральной ответственностью понимаются те последствия, которые получает поступок, противоречащий требованиям общественной (корпоративной) морали, путем его оценки и моральных санкций со стороны общественного мнения. В этом плане моральная ответственность означает ответную реакцию общества, социальных групп, коллектива вследствие нарушения одним из членов целостности системы нравственных отношений, внесения в нее элемента дезорганизации. Основу аморального действия составляет свобода выбора, т. е. способность индивида сознательно осуществлять выбор своего поступка как адекватного, так и противоречащего нравственным ценностям и нормам его социальной среды. Существенной стороной ответственности является здесь наличие не только аморального действия, но и соответствующего умысла, вины, что непременно должно предполагать сознание аморальности мотива самим действующим субъектом. Индивид, прямо или косвенно выбирающий аморальное действие, несет ответственность перед общественным (корпоративным) мнением, которое посредством оценки и санкций ориентирует его на образ жизни, желательный для общества. Таким образом, общественное (корпоративное) мнение поддерживает устойчивость системы нравственных отношений на уровне ценностей, норм и критериев морали. Это означает, что оно ограничивает свободу выбора между добром и злом в пользу добра.

Личная ответственность человека прямо пропорциональна уровню его возможностей в моральном выборе и мере свободы. Проблема личной ответственности связана с проблемой вины человека за негативные последствия его поступков. Таким образом, можно сказать, что личная ответственность зависит от дееспособности человека, способности к пониманию (вменяемость), верного истолкования требований.

Моральная ответственность означает ответственное поведение по отношению к другим людям, способность правильно понять нужды как других людей, так и свои собственные, уважение к личности, помощь, поддержку. Что касается отношения к самому себе, то это означает заботу и ответственность о своем сохранении и развитии, руководство собственным поведением, желаниями, потребностями.

Противоположность моральной ответственности – безответственное поведение – действия, совершаемые без учета их последствий; оно связано с неадекватной самооценкой, равнодушием, легкомыслием или избыточной самоуверенностью. При безответственном поведении человек не испытывает чувства тревоги, напряжения. И вот здесь возникает еще одно понимание ответственности как расплаты. Нести ответственность – значит принять на себя все последствия совершаемых поступков, в полном смысле слова расплатиться за них.

Итак, первым важнейшим условием ответственности является сама свобода совершаемого действия.

Второе условие полноты моральной ответственности человека – преднамеренность его поступков.

Третье условие, определяющее ответственность, – вменяемость, т. е. осознание происходящего, которое предполагает возможность волевым путем остановить негативное действие или поддержать позитивное.

Для этики важно понимание проблемы ответственности с позиции того, перед кем ответствен человек и за что он несет ответственность: за поступки, мысли, чувства или за все вместе.

В философии (прежде всего индивидуалистические концепции) полагают, что человек ответствен перед самим собой. Учения, стремящиеся соединить принцип индивидуализма и ориентации на общество (Э. Фромм, В. Франкл), рассматривают ответственность как естественное проявление высшего начала души человека, как его совесть, которая ориентирована не только на собственное благо, но и на благо других людей.

В религии рассматривается ответственность человека перед Богом, так как именно Бог является высшим судьей, моральным законодателем.
С религиозной точки зрения человек несет ответственность прежде всего за состояние своей души, за мысли. Поэтому ответственность выражается в покаянии, исповеди, в осознании греха и своего несовершенства.

В этике вопрос об ответственности рассматривается исходя из понимания свободы индивида:

– во-первых, свобода индивида не абсолютна, она ограничена свободой других людей;

– во-вторых, человек находится в естественной зависимости от других людей – коммуникативной, социокультурной, психологической и пр;

– в-третьих, человек как член общества именно там находит нравственные ориентиры. Следовательно, человек ответствен перед самим собой; человек ответствен перед другими людьми в той мере, в какой он признает их частью своей суверенности и в какой признает других как продолжение себя самого; человек ответствен перед обществом, так как находится в зависимости от него. Ответственность распространяется прежде всего на поступки человека, потому что именно они отражают реальное видение и проявление всех мыслей и чувств.


Категории "честь" и "достоинство" отражают моральную ценность личности, они представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств и поступков человека. Исполнение долга, следование велениям совести придают личности тот• моральный статус, который и отражен в понятиях "достоинство" и "честь". Близкие по значению, они, между тем, имеют важные смысловые различия.

Честь как моральный феномен есть, в первую очередь, внешнее общественное nрuзнанuе поступков человека, его заслуг, nроявляющееся в почитании, авторитете, славе. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство же - это, прежде всего, внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. И только потом, во-вторых, достоинство человека должно получить общественное признание. Таким образом, механизм чести состоит в движении от внешнего признания к внутреннему желанию этого признания. Механизм функционирования достоинства основан на движении изнутри духовного мира к общественному признанию.

Общественное одобрение приходит к человеку со стороны его социального окружения, поэтому честь воздается ему локально, оценке здесь подлежат качества человека как представителя той или иной социальной группы (класса, нации, сословия, коллектива). Поэтому обычно речь ведется о воинской, женской, профессиональной и т.п. чести, то есть о каких-то специализированных нравственных качествах, присущих представителям данной среды. Понятие достоинства более универсально. Оно подчеркивает значимость личности как представителя рода человеческого. Ведь независимо от социальной принадлежности человек обладает достоинством морального субъекта, которое должно поддерживаться им самим и присутствовать в общественной оценке его личности. Итак, честь - это оценка с -позиции социальной группы, конкретного исторического сообщества; достоинство - это оценка с точки зрения человечества, его общего предназначения. Неудивительно, что чувство чести вызывает желание возвыситься и первенствовать в той социальной группе, от которой добиваешься почестей. Чувство же собственного достоинства основано на признании принципиального морального равенства с другими людьми. Каждый индивид обладает достоинством уже потому, что он человек. Поэтому достойный член общества признает достоинство других людей и не покушается на него. Соотношение чести и достоинства трактуется в теории морали весьма неоднозначно. В одних концепциях честь представляется неотъемлемым свойством заведомо благородной социальной группы (рыцарская честь, честь семьи). В этом случае задача личности "не уронить", "не замарать" эту полученную в наследство ценность. Достоинство же личности в такой нравственной системе приобретается ее собственными усилиями по исполнению норм, предписанных честью. В других концепциях достоинство трактуется как естественное право человека на уважение своей самости и присуще ему от рождения, а честь, напротив добывается в ходе жизни путем совершения проступков, вызывающих одобрение социума.

Комплементарность чести и достоинства

Понятия чести и достоинства развивались в единстве и параллельно друг другу, между ними определенно существуют различия, которые, возможно, и представляют наибольший интерес для этического анализа. Действительно, честь и достоинство - категории комплементарные (так же, как долг и совесть, свобода и ответственность, страдание и сострадание), то есть они взаимопредполагают и взаимодополняют друг друга. Именно поэтому они одновременно и едины, и отличаются друг от друга. Так, если честь, как уже отмечалось, - это внешнее признание ценности человека и внутреннее стремление к нему, то достоинство - объективная ценность личности, которая может быть и не связана с ее признанием или осознанием. Иными словами, честь - это то, что человек должен завоевывать, то, чего он должен добиваться; достоинство же принадлежит ему по праву рождения, потому что он человек (человеческое достоинство). Таким образом, понятие чести связано с социальным статусом личности, ее соответствием требованиям и ожиданиям, предъявляемым группе, к которой человек принадлежит, в то время как понятие достоинства безразлична к ним.

Определяя конкретное содержание долга, нужно рассмотреть его соотношение еще с двумя категориями: честью и достоинством. Моральная ценность личности, выражаемая в понятии "честь", связана с конкретным общественным положением человека, с родом его деятельности и выполняемыми им социальными ролями. Содержание понятия "честь" раскрывается в требованиях к поведению, образу жизни и поступкам человека, которые предъявляет общественная мораль к человеку как члену определенной группы, как носителю общественных функций. Отсюда совокупность конкретных требований к поведению мужчины, женщины, врача - мужская честь, женская, профессиональная.

Согласно А. Шопенгауэру, честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. Честь - это общественное мнение о нашей ценности, наша боязнь перед этим мнением. Так, например понятие служебной или профессиональной чести непосредственно связано с мнением о том, что человек, занимающий какую-либо должность, действительно обладает для этого всеми необходимыми данными и всегда точно выполняет свои служебные обязанности.

Исторически понятие чести возникло в моральном сознании общества в виде представлений о родовой и сословной чести, в виде совокупных требований, предписывающих определенный образ жизни, образ действий. Нарушение, отступление от предписываемого общественной моралью образа жизни оценивалось резко отрицательно, вызывало чувство стыда и позора и поэтому осмысливалось как недостойное поведение, особенно ярко сознание чести проявилось в морали феодального общества, которое отличалось жесткой сословной структурой и подробнейшей регламентацией образа жизни каждой социальной группы. Достоинство человека в этой морали, в том числе и чувство собственного достоинства, определялось тем, насколько строго человек соблюдал эти сословные нормы морали.

Исторически ответственность была конкретна и означала лишение человека чего-либо — когда-то руки, когда-то головы. Поэтому словоблудие про моральную ответственность было излишне.


Когда появилось сообщество относительно разумных людей, так сразу же возникли общепринятые правила, традиции, представления о хорошем и плохом, добром и злом. Цицерон назвал это моралью (от латинского слова moralitas). В России, кроме морали, ещё прижился термин нравственность — по сути, эти два термина употребляются как синонимы.

Если поступки (и мысли) не соответствовали общепринятым правилам и традициям, то человека осуждали, укоряли, преследовали. Не особо надеясь на личностные переживания факта нарушения правил и традиций, всё больше старались в качестве ответственности применять сжигание на костре, утопление, отрубание головы и десятки других способов дать понять человеку, как он неправ. Ну, и чтобы другим неповадно было.

Моральная ответственность не очевидна, не проверяема, субъективна, а когда голова лежит отдельно от тела, толпе становится понятно: человек ответил за содеянное.

Тёмное прошлое ушло, человечество стало гуманнее (хочется верить), а что с моральной ответственностью? Та же неопределённость.

Нести ответственность — значит отвечать кому-то, держать ответ перед кем-то. Можно и перед собой, но согласитесь, если грабитель сообщает, что сам перед собой ответит, попереживает, раскается, а потерпевший и государство могут быть свободны, это как-то странно будет выглядеть.

Даже если человек испытывает угрызения совести, действительно переживает, волнуется, что часто приписывают к моральным страданиям, то он ответ ни перед кем не держит, то есть не несёт ответственность. Так, тихо сам с собою…

Моральные страдания и переживания — это субъективное отношение человека к своим поступкам (мыслям, желаниям). Измерить их невозможно, подтвердить истинность и правдивость нельзя, можно верить в их наличие. Только жертве насильника, наверное, будет трудно поверить в моральные страдания насильника от своего поступка, да и ничего это вера в реальности не меняет.

Любая ответственность наступает (должна наступать) только при наличии вины. Обычно вину доказывает суд. Подсудимый может не признавать свою вину, но если в судебном заседании вина будет доказана, то последует наказание. То есть переживания человека по поводу содеянного не важны, виноват — сядешь, или наступит ответственность, не связанная с лишением свободы. Да, раскаяние смягчает вину, но не отменяет срок.

В межличностных отношениях сложнее. Не чувствуешь себя виноватым, никаких моральных переживаний нет, и отвечать не перед кем, даже перед собой не надо.

Избил жену — так она сама виновата, какая моральная ответственность? Вы можете долго спорить, доказывать неправоту бытового насильника, но он сам для себя решает, что правильно, а что нет.

• Действительно, нравственность проповедовать легко, обосновать сложно. Вам скажут, что у всех своя правда, и не надо со своим уставом в чужой монастырь. На этом занимательная дискуссия зайдёт в тупик.

Конечно, люди сами устанавливают себе нормы морали, понимают их по-своему, исходя из личных верований и убеждений, могут себя осудить, пострадать. Но что происходит, когда к моральной ответственности призывает кто-то другой?

Поэкспериментируйте, по мелочи. На остановках примерно 80−90% курящих людей, когда подъезжает автобус, бросают окурки под ноги на асфальт. Во-первых, на остановках сейчас курить нельзя, во-вторых, мусорить аморально, это принято рассказывать с детского сада. Вот и спросите у курильщика, не стыдно ли ему нарушать закон и мусорить? После чего наслаждайтесь результатами попытки призвать к моральной ответственности, а лучше бегите, или даже не начинайте приставать к людям с глупыми вопросами.

• Призвать к моральной ответственности проблематично, а иногда — опасно.

Если вы не специальное лицо, которому положено стыдить других людей (воспитатель, педагог, священник), то в мягком варианте получите ответ: а ты кто такой?! В жёстком варианте просто получите.

Ответственность — это скорее действие, поступок, который можно увидеть. Например, оскорбил — попросил прощения.

Моральные переживания могут и не сопровождаться никакими поступками, в этом случае человек никак не отвечает. С другой стороны, переживания толкают совершить поступок, то есть могут быть побудительной причиной ответственности, но это не обязательно.

Иногда никаких моральных страданий человек не испытывает, а ответственность несёт. Сказал глупость, не подумав, сразу без всяких переживаний извинился. Не из-за того, что начал морально страдать, а по усвоенной с детства привычке отвечать за свои слова.

Моральная свобода – это характеристика действия, совершаемого:

– не по принуждению, а по собственному желанию;

– со знанием и пониманием объективных ограничений;

– на основании правильного (должного) выбора добра и отклонения от зла.

Свобода человека обнаруживает себя, начиная со свободы выбора. Проблема свободы выбора была поставлена Аристотелем. Он различал действия на непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действия – это те, которые совершаются по неведению, принуждению.

Аристотель считал, что произвольные действия бывают двух типов: преднамеренные и непреднамеренные. Преднамеренные действия совершаются по выбору, сознательно. Сознательными действиямиявляются только те, которые исходят из желания, но осуществляются при этом с учётом направленности на высшие моральные ценности и адекватные им методы и средства.Только такого родадействия связаны с реализацией моральной свободы. Непреднамеренные действия, хотя и основываются на желании человека, но совершаются по незнанию того, какие результаты принесёт действие, какие средства потребуются (с моральной точки зрения) для его свершения.

Свобода человека предполагает (наряду со свободой воли) также ограничение собственного своеволия, признания прав других людей, соблюдения справедливости по отношению к ним, содействия их благу. Другими словами, в морали свобода одного человека всегда ограничена свободой другого.

Свобода человека как правильная, должная несёт в себе действительную нравственную ценность, определяющую, какие решения принимаются и какие действия совершаются. Моральная свобода – свобода позитивная, не позволяющая предаваться искушениям, не грешить (в христианском понимании), утверждающая возможность развития личности, способность делать выбор на основе различения добра и зла.

Свобода предполагает наличие ответственности человека. Вести себя ответственно – это значит быть способным активно действовать со своего места, поступать согласно логике событий. Ответственность – это отношение зависимости человека от чего-либо (кого-либо) в принятии решений, в выборе средств деятельности. Ответственность сопровождается чувством ответственности. Важными условиями формирования моральной ответственности являются:

– наличие ответственность за те действия, которые совершаются по его свободной воле;

– наличие вменяемости человека, осознания происходящего (невменяемыми признаются психически больные люди);

– влияние внешних обстоятельств на результат действия (при тоталитарном режиме возможности для моральной ответственности личности становятся минимальными, так как государство берёт на себя ответственность за жизнь общества и его членов).

Перед кем ответственен человек?

1. Перед другими людьми. Мы живём среди людей, и потому держим перед ними ответ: перед родственниками и друзьями, коллегами и соотечественниками, перед человеческим родом.

2. Перед Богом, собственной совестью. В христианстве образом Иисуса Христа был задан универсальный масштаб ответственности: ответственный образ жизни – это и упование на божественное милосердие.

Другой важный вопрос: за что ответственен человек?

1. Религиозная мысль придерживается идеи, что люди должны отвечать за состояние своей души, то есть за мысли и чувства.

2. Юридическая ответственность предполагает отвечать за поступки.

3.Моральная ответственность шире, чем юридическая. Она исходит из целостности личности, единства его душевной и поведенческой сторон. Отвечает ли человек за последствия своих действий? Этот вопрос в настоящее время занимает одно из самых значимых мест в профессиональной этике. Ответственны ли, в частности, наука и учёные за негативные социальные и человеческие последствия научно-технического прогресса? Если ответственны, то в какой мере? Начиная с Нюрнбергского процесса (1947г.), вопрос о моральной ответственности учёных регламентируется жёсткими ограничениями по проведению медицинских экспериментов на человеке, по поддержанию и укреплению доверия к науке.

Контрольные вопросы

1. В социальном взаимодействии другой человек может вкладывать в ваши слова и поступки другой смысл, чем вы полагаете. Несёт ли человек за это личную ответственность?

2. Верны ли следующие утверждения?

никто не отвечает за всё, достаточно отвечать за то, на что ты можешь повлиять.

3. Э. Фромм утверждал, что многие люди пытаются уклониться от ответственности. Согласны ли вы с этим утверждением?

4. Можно ли согласиться с тем, что человек ответственен, в первую очередь, перед самим собой?

Правда и ложь

Правда является одной из высших нравственных ценностей. Под правдой понимают:

– соответствие наших представлений объективному положению дел. В этом значении правда и истина совпадают. Тот, кто следует правде – не лжёт и не обманывает, а является правдивым человеком. Только честное, правдивое отношение к другим людям укрепляет межличностное общение. В общении между людьми правда выражается в открытости, честности, доверии, способствует взаимопомощи, отзывчивости;

– выражение достоинства человека. Тот, кто уважает самого себя, не бывает низким лжецом. Вот почему обвинение во лжи воспринимается как посягательство на честь.

Правде противостоит ложь (обман). Она используется для достижения неморальными средствами:

Читайте также: