Паспорт здоровья ученика как элемент здоровьесберегающей деятельности

Обновлено: 24.05.2024

Здоровье человека – одна из актуальнейших на сегодняшний день тем для разговора. Особенно это касается подрастающего поколения. По разным данным около семидесяти пяти процентов заболеваний закладывается уже в детском возрасте.

В последние годы в России наблюдается значительное ухудшение здоровья школьников. По результатам исследований, лишь 10% выпускников могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Заметно возросла заболеваемость: по результатам профилактических осмотров различные заболевания регистрируются у 94 % подростков.

Цель данной работы – исследование здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Объект исследования - здоровьесберегающие технологии

Предмет исследования – особенности организации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

  1. определить понятие здоровьесберегающих технологий;
  2. описать значение здоровьесберегающих технологий в начальной школ;
  3. представить условия здоровьесбережения младших школьников;
  4. провести мониторинг состояния здоровья учащихся;
  5. предложить практику реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школах.

Методы исследования – изучение научно-теоретической литературы по проблеме исследования, анализ, синтез результатов исследования.

Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

1. Теоретические исследования здоровьесберегающих технологий

1.1 Понятие здоровьесберегающих технологий

Современное представление о здоровье имеет системный характер: Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе за-писала, что "… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов". Состояние благополучия (в современном представлении – качество жизни) определяется реализацией базовых потребностей человека. Ученый, врач, хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук и педагог - новатор, руководитель Московской областной лаборатории физиолого–здравоохранительных проблем образования. В.Ф. Базарный говорит, что «…здоровье – это категория резерва жизни, жизнеспособности человека как целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик. Эта жизнеспособность формируется в процессе воспитания. Следовательно, здоровье – это категория педагогическая [1]

Русский и советский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России, академик Бехтерев много сил отдал в борьбе за оздоровление общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание он уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Проблемы физического и психического здоровья человека рассматривались Бехтеревым в контексте осуществляемой им антиалкогольной компании. [3]

Проблема здоровья также интересовала многих педагогов.

И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров [4]

Согласно Федеральным образовательным стандартам в качестве ведущих выделились задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьесберегающих технологий обучения и формирования ценности здоровья и здорового образа жизни. Есть уверенность, что проходящая реформа образования, в числе основных целей которой впервые выделено сохранение и укрепление здоровья детей, сможет решить эти задачи, обозначенные в России более 100 лет назад.

1.2 Значение здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тре-вогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников уменьшается по сравнению с их сверстниками два-дцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

По данным всероссийской диспансеризации 2002г., к 7-10 годам доля детей с 3-й группой здоровья увеличивается в 1,7 раза и составляет 14,9%, а в возрасте 15-17 лет – 22%, т.е. увеличивается в 2,5 раза по отношению к детям в возрасте до 1 года. В подростковом возрасте каждый пятый ребенок имеет хроническое заболевание.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормаль-ный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образования, т.к. с пребыванием в учреждениях образования связаны более 70% времени его бодрствования. В то же время в этот период происходит наиболее интенсив-ный рост и развитие, формирование здоровья на все оставшуюся жизнь, ор-ганизм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 20-40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способ-ствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.

Наиболее распространённая проблема – нарушения зрения. Статистика показывает, что количество детей, имеющих близорукость, возрастает от первоклассников до выпускников с 3,9% до 12,3%. Такая тенденция просто обязывает учителя к применению здоровьесберегающих технологий в начальной школе, направленных на предупреждение нарушений зрения и сохранения имеющихся показателей. Дети всё больше времени проводят у экранов компьютеров – всё это приводит к нарушениям работы глаз. Задача учителя и родителей – научить их заботиться о своём зрении. [5]

Второй проблемой, отмечаемой в данных диспансеризации детей, названы нарушения осанки. Их число увеличивается к концу обучения в школе с 1,9% до 16,8%. Современные школьники мало двигаются, от этого не развивается мышечный аппарат, мышцы становятся дряблыми и с трудом держат позвоночник, осанка искривляется. Длительное сидение за партой усугубляет положение.

Ещё одним тревожным показателем является рост нервно-психических расстройств. Они отмечаются у 5,6% первоклассников и возрастают до 16,4% у выпускников.

Поэтому важной составляющей работы учителя является гигиеническая обоснованность урока, Кроме того, неблагополучное состояние здоровья учащихся в современной школе требует от педагога профилактической направленности урока: систематического включения в урок специальных профилактических приемов увеличения двигательной активности, снижения уровня эмоционального напряжения школьников и т.п.

Педагогам важно организовать обучение таким образом, чтобы сохранить физическое и психическое здоровье детей. Эту важнейшую задачу поможет решить применение здоровьесберегающих технологий. Использование технологий в начальной школе позволяет вести урок таким образом, чтобы снизить утомляемость и статическую нагрузку. В начальной школе это особенно важно, так как у детей идёт активное развитие всех систем организм.

1.3 Условия здоровьесбережения младших школьников

По ФГОС осознание здоровья как ценности и привитие навыков бережного к нему отношения является одной из ведущих установок.

Принять знаниями и усвоить новый материал способен только здоровый человек. Любое болезненное состояние снижает эффективность обучения. Для всех участников образовательного процесса сохранение физического и психического здоровья должно стать важнейшим условием для получения новых знаний. Учителю необходимо научить ребёнка сохранять и укреплять своё здоровье, привить навыки безопасного поведения, предотвратить излишние психологические и физические нагрузки на организм. [7]

Образовательный процесс должен проходить в комфортных условиях, предупреждающих стресс, строиться на основе адекватных требований, соответствующих возрастным особенностям приёмов и методов обучения и воспитания. Обучение необходимо организовать с учётом возраста и пола обучающихся, в соответствии с гигиеническими требованиями. Учитель должен иметь возможность учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Для предотвращения утомления все виды учебной и физической нагрузки должны соотноситься с возрастными возможностями ребенка. Школа должна предоставить ребёнку возможность для движения. Чередование статичного напряжения от сидения за партой и рационально организованной подвижной деятельности. Реализация здоровьесберегающих технологий в начальной школе имеет одну основную цель – с охранение здоровья детей.

Используя здоровьесберегающие технологии в начальной школе, учитель закладывает основы здорового образа жизни. По ФГОС сформированность у младших школьников навыков здорового и безопасного образа жизни является одним из важнейших требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Если учитель в своей работе учитывает все моменты, касающиеся сохранения здоровья, то отмечается, что у детей сохраняется высокий уровень мотивации обучения и наблюдается хорошая результативность в освоении программы. Традиционно считается, что здоровьем должен заниматься врач. Однако если учитель может организовать обучение таким образом, чтобы сохранить и укрепить состояние ребёнка, то врач ему не потребуется.

Существует несколько условий, которые позволяют применять здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе:

  • учебный материал должен соответствовать возрастным особенностям познавательной деятельности.
  • обучение должно строится на оптимальном уровне сложности; использование разнообразных методов и форм обучения.
  • чередование двигательных и статических нагрузок.
  • индивидуальный и дифференцированный подход, возможность для детей работать самостоятельно и в малых группах.
  • использование наглядности.
  • использование разных форм подачи информации
  • создание комфортной, благоприятной атмосферы в классе
  • формирование положительной мотивации к обучению.
  • формирование у детей навыков, умений и основ знаний по вопросам сохранения здоровья.

При этом должны соблюдаться следующие принципы, выделенные Н. К. Смирновым:

Непрерывность и преемственность — этот показатель говорит о том, что здоровьесберегающие образовательные технологии в начальной школе применяются в работе постоянно, ежедневно и на каждом уроке.

Ребёнок – субъект применяемых технологий и их участник. Учёт возрастных особенностей при подборе содержания обучения. Все материалы и их объём должны быть посильны и доступны для ребёнка.

Создание ситуации успеха очень важно для развития психологического здоровья ребёнка. Любой результат, полученный ребёнком, оценивается сначала положительно, после чего отмечаются ошибки.

Чередование активных видов деятельности предупреждает утомление. Формирование ответственности за свое здоровье у каждого ребенка - важнейшая задача учителя.

2. Исследование здоровьесберегающих технологий в начальной школе

2.1 Мониторинг состояния здоровья учащихся

Мониторинг здоровья учащихся был организован на базе МОУ СОШ №104.

Для контроля здоровьесберегающих основ были выявлены следующие основные показатели:

- динамика когнитивного развития учащегося;

- рост достижений ребенка по учебным дисциплинам;

- особенности личностного развития учащегося;

- психологическое здоровье учащегося.

Рост достижений ребенка по учебным дисциплинам отражается на уровне обученности, который включает количественные показатели – результат успеваемости (оценки четвертям, за год обучения) и качественные: результаты написания срезовых работ, анализ типичных ошибок.

Динамика когнитивного развития рассматривается через анализ уровня умственного развития и уровня обучаемости ребенка.

В данной работе будем придерживаться следующих свойств: обобщенность, осознанность, гибкость, устойчивость, самостоятельность мыслительной деятельности. Степень развития и характер сочетания указанных свойств, особенно мыслительной деятельности, определяет собой индивидуальные различия в обучаемости, являются ее качественными показателями, на основе чего делается прогноз возможных достижений в процессе обучения каждого учащегося.

Для диагностики используется апробированный и валидный инструментарий. Для реализации этого принципа, используются методики, в которых уже заложено соответствие этому требованию.

Выделены 4 уровня:

Нулевой и первый уровни – низкая обучаемость, второй – средняя, третий – высокая.

После сбора информации о потенциальных возможностях учащихся проводится психолого-педагогический совет. С участием всех учителей, работающих в данных классах. В процессе обсуждения совместно с педагогами особенностей учащихся мы выделяем детей, у которых есть расхождение между уровнем обучаемости и обученности, причины расхождения, область затруднения ребенка, проблемы класса в целом. Определяем основные направления работы с классом и отдельными учащимися по развитию познавательных процессов, особенно мышления. Эти направления работы реализуются учителями в процессе преподавания своего предмета и психологами в работе специальных коррекционных групп.

Также особенности личностного развития учащегося, сохранения и укрепления их здоровья, проявляются и в уровне воспитанности.

Выделяем, как и в процессе анализа уровня обученности четыре уровня воспитанности:

  • достаточный,
  • средний,
  • низкий
  • неудовлетворительный.

Диагностика уровней воспитанности и обученности взаимосвязаны между собой, взаимно дополняют друг друга. А в процессе взаимосвязи влияют на качество обученности. Без мотивации, даже при высокой обучаемости, ученик может показать низкие результаты обученности. Процесс обучения определяется главным образом творческой, внутренне мотивированной деятельностью учащихся, что и составляет суть воспитания.

Создание благоприятного психологического климата в образовательном процессе, применение личностно-значимых способов учебной деятельности, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбора видов учебной деятельности ―это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Такие методы снижают тревожность и психическое напряжение учащихся в учебном процессе, что способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья учащихся.

Задачей диагностической деятельности в школе является своевременное изучение актуального психического состояния учащихся.

Используемая система диагностической деятельности включает три основных схемы:

1 – диагностический минимум по изучению уровня обучаемости и воспитанности учащихся;

2 – углубленное психодиагностическое обследование;

3– первичная дифференциация нормы и отклонений в развитии учащихся.

Каждая схема направлена на решение своих задач сопровождения опытно-экспериментальной работы. Схемы взаимосвязаны между собой и применяются в определенной последовательности (таблица 1,2).

Таблица 1.

Психолого-педагогическое исследование учащихся школы

исполнители

проблема

сроки

класс

Изучение познавательной и мотивационно-волевой сферы учащихся:

а) диагностика уровня обучаемости (умственное развитие, внимание, память, работоспособность);

б) диагностика уровня воспитанности (мотивация учения, личностно-волевые качества);

в) межличностные отношения в классе, статусное положение учащегося.

Углубленная психологическая диагностика познавательной и эмоционально-волевой сферы;

Беседа с учителями;

Изучение медицинских карт.

При необходимости проведение ПМПК

Диагностика результатов работ, анализ оценок;

Диагностика личностных затруднений учеников (анкетный метод)

Уровень сфолрмированности компонентов учебной деятельности (учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, действия контроля, действие оценки).

Изучение причин связанных с пробелами в знаниях учащихся.

Таблица 2

Определение причин затруднений у учащихся выявленных групп

Проведение психолого-медико-педагогического совета

Заполнение информационных карт

Разработка программы психолого-педагогического сопровождения данных групп учащихся

Реализация программы психолого-педагогических мер

Групповые и индивидуальные занятия с учащимися

Выбор образовательной технологии (разработка поуровневых, дифференцированных заданий).

Работа с семьей, внешкольными организациями.

Для решения вопроса о здоровьесбережении обучающихся и воспитанников поставлена задача раз­работки и применения на практике здоровьесберегающих тех­нологий, своевременное выявление отклонений в состоянии здоровья для наиболее эффективной организации оздорови­тельных и профилактических мероприятий.

Для этого проводятся обязательные ежегодные медицинские осмотры школьников и воспитанников. На первом этапе обследования используются некоторые элементы программы доврачебного медицинского обследования, в том числе:

- индивидуальная оценка физического развития детей и подростков;

- измерение артериального давления для выявления гипертонических и гипо­тонических состояний;

- оценка уровня физической подготовленности;

- скрининг-диагностика остроты зрения.

Во время диспансерного осмотра выявлен уровень заболеваемости глаз у детей. Для этого на каждом уроке педагоги проводят пятиминутную гимнастику для глаз.

Читайте также: