Памятка как научиться быть ответственным

Обновлено: 30.06.2024

Тема : Как научиться быть ответственным за свои поступки .

Уроки этики поведения для детей и взрослых.

Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.

Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребёнка, его взглядов, для успешности учебной деятельности в девятом классе.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения :

1 .Что значит быть культурным человеком? Критерии культуры личности.

2 . Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей в 9 классе.

Подготовительная работа к собранию .

1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

2. Подбор ситуаций для дискуссии.

4. Подготовка памятки для родителей.

Анкетирование учащихся №1.

перебивать в разговоре другого человека;

списывать из чужой тетради во время контрольной работы;

задавать неуместные вопросы;

навязываться в друзья;

не обращать внимания, если над кем-то издеваются;

молчать, если кто-то совершил подлость или преступление;

приставать к людям с расспросами, проявлять неуместное любопытство;

жаловаться на кого бы то ни было;

быть равнодушными к чужой беде.

Анкетирование учащихся № 2.

Добрый человек – это тот, который______________________________

Злой человек – это тот, который _________________________________

Честный человек – это тот, который ______________________________

Правдивый человек – это тот, который ____________________________

Жестокий человек – это тот, который ______________________________

Грубый человек – это тот, который ________________________________

Подлый человек – это тот, который ________________________________

Преступник – это тот, который ____________________________________

Вежливый человек – это тот, который ______________________________

Эгоист – это тот, который ________________________________________

Анкетирование учащихся №3.

Из приведённых ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа, эгоист, подлиза, подхалим, вымогатель, нахал, притвора, жестокий, безразличный ко всему происходящему, мстительный.

Из приведённых ниже слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребёнка.

Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный, агрессивный, эгоистичный, безответственный.

Ситуации для дискуссии

Всем классом учащиеся выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свои запасы. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали есть вдвоём. На приглашение учителя и ребят принять участие в общей трапезе ответили отказом…

На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Сын начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоём ругать своего сына…

Ребёнок проводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребёнок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы…

Ребёнок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвиняют в адрес своего ребёнка. Когда удаётся доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребёнка…

Это необходимо, так как класс готовится в конце года сдавать свои первые экзамены.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.

1. Не демонстрируйте своему ребёнку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнёт вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.

2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребёнка.

3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребёнку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребёнка.

5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребёнка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.

6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребёнка. Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Учитель сообщает повестку дня, и знакомит с результатами анкетирования учащихся.

Выступает классный руководитель. Проводит анкетирование с родителями

Родители в группах обсуждают памятки по воспитанию культуры поведения детей.

Принимается решение родительского собрания.

Результаты оказались следующими : 15% протестированных учащихся показали результаты……, 62% опрошенных учащихся …, 20% проанкетированных учащихся …. 3% учащихся ….

Вступительное слово классного руководителя.

В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.

Кого мы считаем воспитанным? Можно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным? Образованность сама по себе не предопределяет воспитанность, хотя и создаёт для неё благоприятные условия.

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нём закладывает его семья.

Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы ни старались школа и педагоги – помочь такому ребёнку жить по законам добра трудно.

Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.

Ребёнок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д.

Этим вопросам были посвящены классные часы и часы общения в нашем классе.

Ребята показывают страницы устного журнала родителям по годам.

Но к проблемам культуры человека нам всё время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь.

Какие качества характера присущи культурному человеку? Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях ещё не раскрыли?

Давайте обратимся к анализу анкет детей и родителей.

Дискуссия по ситуациям, приведённым классным руководителем.

Работка с памяткой для родителей и обсуждение.

- Наше собрание подошло к концу и необходимо принять решение и предлагаю принять за основу следующие пункты

1. Сделать все возможное для создания благоприятной обстанов

2. Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и питания

3. Следовать рекомендациям, изложенным в памятках

4. Верить в силы детей и самим не поддаваться волнениям и паники

Похожие документы:

. приоритеты учащихся и родителей в выборе профессии. Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей . по отдельным предметам: какие темы курса повторить ученику дома; какие задачи и диктанты стоит .

Формирование у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах

. у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах . авторитет среди сверстников, научился какому-либо делу, где . идея, тем лучше; • количество предлагаемых идей должно быть как можно .

6 класс Формирование у подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных местах Форма проведения: беседа; мозговой штурм

. подростка правосознания, культуры поведения, ответственности за свои поступки в школе, семье, общественных . непререкаемый авторитет среди сверстников, научился какому – либо делу, . идея, тем лучше; количество предлагаемых идей должно быть как можно .

Собрание Вступление в 5 класс Люди вместе могут совершить то, чего не в си­лах сделать в одиночку: единение умов и рук, со­средоточение сил может стать почти всемогущим. Д. Уэбстер Лучше зажечь свечу, чем всю жизнь прокли­нать темноту

. следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам . приоритеты учащихся и родителей в выборе профессии. Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей .

Психолог, специалист по работе с подростками.

Что такое ответственность

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

Не сравнивайте ни с кем подростка

4. Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

5. Подкрепляйте права обязанностями

6. Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

7. Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

8. Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.

9. Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

10. Будьте примером

Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


Узнайте, как перейти на домашнее обучение в 5–11-м классах. Рассказываем, как подтолкнуть ребёнка к самостоятельности, найти баланс между учёбой и хобби, а главное — меньше переживать.

У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Выбранный для просмотра документ Родительское собрание Ход.docx

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.

2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельности в девятом классе.

Единственный любимый сын

В недоумение родным

Принёс в дом краденый арбуз…

Не стала любящая мать

Сынка родимого ругать.

Мол, мал ещё, лишь подрастёт —

Со временем всё сам поймёт!

Потом вели его на казнь,

Спустя ещё десяток лет…

Коль не пресечь порок вначале,

Не избежать потом печали!

Воспитывать человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе, отвечать за свои поступки, мы начинаем еще с самого раннего детства.
Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья. Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги — помочь такому ребенку жить по законам добра трудно. А если дома в семье царит любящая атмосфера, отношения добрые, всегда взаимовыручка, то и ребенок вырастает добрым, отзывчивым человеком.
Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания. Ребенок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д. Конечно же мы научили своих детей в детстве всему. А сейчас я попрошу на минуточку всех закрыть глаза и вспомнить своего ребенка в детстве. Какие картинки пробежали перед глазами? А сейчас? Мы уже много раз говорили о подростковом возрасте. Давайте еще раз вспомним.
Если наши дети взрослея:

Стремятся к независимости

Не слушаются взрослых

Начинаются проблемы с учёбой

Внезапно меняется настроение: от безоблачно-весёлого до грустного и даже агрессивного

Дети чувствуют усталость, появляется потребность в дневном сне

Предпочитают Вашему обществу общение с друзьями

Спорят, отвергают Ваши советы

Появляются секреты, тайны от родителей

Экспериментируют с внешностью (тату, пирсинг, экстравагантность в одежде и причёске)

Значит Ваш ребёнок – подросток.

Когда малыш появляется на свет- рождается человек.

Когда малыш вырастает – рождается личность.

И в чем же успешность взросления? Давайте подумаем вот о чем:

Рождается в семье младенец – вся семья рядом: счастливые мать и отец, бабушки и дедушки, родственники и друзья.

И всё внимание – ЕМУ, дорогому, любимому существу.

А когда рождается личность?

Часто рядом не бывает НИКОГО…

У нас, взрослых, свои проблемы, заботы, трудности… Нам некогда, спешим, работаем, устаём…

И внезапно понимаем, что потеряли взаимопонимание с собственным ребенком.

А наша родительская поддержка, понимание, доверие и признание –

лучшая помощь в преодолении трудностей отрочества.

Вы согласны с этим утверждением?

Как подросток решает свои проблемы?

Конструктивные способы:

- Достижение цели собственными силами,

- обращение за помощью к другим,

Деструктивные способы:

- Психологическая защита: уход от проблемы, уход в себя, эмоциональные срывы, агрессия, бродяжничество, противоправное поведение.

В чем могут быть причины противоправного поведения:

- Авторитарный или попустительский стиль семейного воспитания.

- Физическая или психологическая жестокость в семье, культ силы, жестокие компьютерные игры

- Недостаточное положительное влияние отца.

- Конфликты между родителями.

- Острая психологическая травма (смерть, насилие, развод, болезнь близких).

- Противоречивые требования к ребёнку, несогласованность требований со стороны родителей (лебедь, щука и рак).

- Потворствование ребёнку в исполнении желаний, избалованность.

- Алкоголизм, наркомания, криминальная семья.

Все это приводит к деформации личности подростка:

- Неразвитость высших чувств (ответственность, совесть, привязанность, чувство долга)

Статистика не утешительна. В России сотни детей становятся правонарушителями.

Давайте вспомним родительские права и обязанности:

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч.2 ст.38 Конституции РФ).

- Родитель имеет право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

- Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объёме девяти классов общеобразовательной школы.

- На родителей возлагается также защита прав и интересов детей.

- Родители свободны в выборе средств и методов воспитания, однако пределы и цели их родительских прав ограничены целью воспитания.

Права и обязанности детей в семье:

право жить и воспитываться в семье; знать своих родителей (насколько это возможно);

право на заботу и на воспитание своими родителями (а при их отсутствии – другими ответственными за это лицами);

право на обеспечение своих интересов, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;

право на общение со своими родителями (независимо от того, проживают они совместно или нет) и другими родственниками;

право на защиту своих прав и интересов;

право на получение содержания;

право собственности на принадлежащее ему имущество.

Хотелось бы обратить ваше внимание на другую ответственность. Человеческая ответственность – это осознанное и активное отношение и поведение, осознанная готовность взять на себя обязательства по соблюдению договоренностей, по изменению ситуации, по поддержанию безопасности и т.д.

Человек всегда несет ответственность за свои поступки, за свои желания. Но значит ли это, что мы несем ответственность только за то, что делаем сами. Мы каждый день выбираем, что сделать, как повести себя в той или иной ситуации. И в зависимости от выбора совершаем те или иные поступки.

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку - в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?

Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Ответственность, как один из важнейших социальных навыков, можно развивать, а при его отсутствии - воспитать.

Ответственность чаще берет на себя тот, у кого есть представление об ответственности, представление о том, что от меня в ситуации конкретно требуется, что от меня ждут. Кроме этого, важна способность это сделать (наличие необходимого опыта, умений и навыков), наличие привычки это делать или наличие той или иной мотивации. Воспитание ответственности - привитие вначале способности, а потом желания и привычки брать на себя трудные моменты жизни. Как любой навык, навык ответственности нуждается во внешней поддержке и в умении (готовности) человека учиться - как на своих, так и на чужих ошибках.

Быть ответственным, означает способность человека отвечать за последствия ВСЕХ своих решений, своих действий, слов и реакций. Но мы ответственны не только за свои поступки, но еще и за желания. Рассказ У. Джекобса " Обезьянья лапка " красиво иллюстрирует этот факт. Попросите дома ребят рассказать, о чем этот рассказ, на классном часе мы его читали.

Мы с вами хорошо изучили вопрос об ответственности, а сейчас я бы хотела вернуться к словам, что ребенок хорошо усваивает модели поведения в семье. Какой же он человек воспитанный? Какова его культура поведения? Нам все время приходится возвращаться к этим вопросам, ибо на них строится сама жизнь. Какие качества характера присущи культурному человеку? Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли? Давайте обратимся к анализу анкет детей.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.
2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.
3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.
4, Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.
5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.
6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение - это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Вопросы для обсуждения:

Дополнительные занятия по математике и русскому языку для подготовки к экзаменам.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Тема собрания: Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых.

Этика — это безгранично расширенная

ответственность по отношению ко всему живущему.

Резкость, грубость, неотесанность — это пороки,

от которых иной раз не свободны даже умные люди.

Вежливость порождает и вызывает вежливость.

1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.

2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельности в девятом классе.

Форма проведения собрания: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения:

1 . Что значит быть культурным человеком? Критерии культуры личности.

2. Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей с 5-го по 9-й класс.

Подготовительная работа к собранию

1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

2. Подбор ситуаций для дискуссии.

4. Подготовка памятки для родителей.

Анкетирование учащихся №1

s громко кричать;

s перебивать в разговоре другого человека;

s списывать из чужой тетради во время контрольной;

s задавать неуместные вопросы;

s навязываться в друзья;

s проявлять подлость;

s заниматься вымогательством;

s не обращать внимания, если над кем-то издеваются;

s молчать, если кто-то совершил подлость или преступление;

s приставать к людям с расспросами, проявлять неуместное любопытство;

S завидовать кому-то;

s жаловаться на кого бы то ни было;

s быть равнодушным к чужой беде.

Анкетирование учащихся №2

1. Добрый человек — это тот, который____________________

2. Злой человек — это тот, который_______________________

3. Честный человек — это тот, который____________________

4. Правдивый человек — это тот, который__________________

5. Жестокий человек — это тот, который___________________

6. Грубый человек — это тот, который_____________________

7. Подлый человек — это тот, который____________________

8. Преступник — это тот, который________________________

9. Вежливый человек — это тот, который__________________

10. Эгоист — это тот, который____________________________

Анкетирование учащихся №3

Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа, эгоист, подлиза, подхалим, вымогатель, нахал, притвора, жестокий, безразличный ко всему происходящему, мстительный.

Из приведенных ниже слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка.

Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный, агрессивный, эгоистичный, безответственный.

Ситуации для дискуссии

Всем классом учащиеся выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свои запасы. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали есть вдвоем. На приглашение учителя и ребят принять участие в общей трапезе ответили отказом.

На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал через плечо в тетрадь своего соседа. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика.

На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Сын начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына.

Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы.

Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей

1. Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам.

2. Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

3. Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

4. Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это хороший урок добра и человечности для вашего ребенка.

5. Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете его уважение.

6. Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите благородству своего ребенка. Помните, что поведение — это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Вступительное слово классного руководителя

В толковом словаре под редакцией С. И. Ожегова сказано, что воспитанный человек — это человек, который умеет хорошо вести себя.

Кого мы считаем воспитанным? Можно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным? Образованность сама по себе не предопределяет воспитанность, хотя и создает для нее благоприятные условия.

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.

Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старались школа и педагоги — помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.

Ребенок должен знать, когда можно и нужно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т. д.

Этим вопросам были посвящены классные часы и часы общения в нашем классе. Сейчас мы вам напомним об этом, начиная с пятого класса.

Ребята показывают страницы устного журнала родителям по годам.

Но к проблемам культуры человека нам все время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь.

Какие качества характера присущи культурному человеку?

Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли?

Давайте обратимся к анализу анкет детей и родителей.

Классный руководитель обсуждает с родителями причины нравственных проступков учащихся, дает рекомендации, как построить взаимоотношения с подростком, которому предстоят первые экзаменационные испытания.

Ø создание условий, способствующих развитию взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

ü построение системы непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

ü организация эффективного сотрудничества с родителями (законными представителями);

ü повышение мотивации родителей учиться родительству,

ü содействие развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

ü повышение социально-педагогической, психологической, правовой культуры родителей;

ü пропаганда позитивных образов семьи, отца, матери, родного дома,

ü содействие воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи.

Почистить зубы без помощи родителя — самостоятельность. Вспомнить об этом без напоминаний и честно почистить (а не имитировать чистку) — ответственность. Важно понимать, что

одно с другим не приходит одновременно. Не зря иногда можно услышать про ребёнка: может, но не хочет.

Самостоятельность развивается раньше, а ответственность формируется на её основе. Уже дошкольник может проявлять самостоятельность: сам одеваться, убирать игрушки. Формирование ответственности — одно из центральных приобретений подросткового возраста.

Также важно помнить, что самостоятельность развивать проще, чем ответственность. Она опирается на набор навыков, которые приобретает и развивает ребёнок. Ответственность — более сложная материя. Готовность и способность принимать решения, выполнять обещания, прогнозировать последствия, анализировать опыт и не повторять ошибок — сложные задачи, с которыми далеко не каждый взрослый справляется успешно.

Почему важно разделять самостоятельность и ответственность и не путать их

То, что ребёнок умеет делать уборку, знает, как ухаживать за животным, может приготовить себе еду, сделать уроки, дойти до школы, работать на компьютере, ещё не значит, что он сделает уроки вовремя, будет убираться каждое воскресенье, гулять с животным, приготовит себе завтрак сам. Может — не значит должен.

Без шишек не обойтись. Прежде чем возмущаться по поводу очередной неуспешной попытки ребёнка сделать что-то самостоятельно, вспомните себя, вспомните, сколько раз вы сами ошибались, становясь самостоятельными. Не придуман до сих пор такой волшебный способ научиться чему-то без непосредственной практики. А где практика, там и первые ошибки — опыт, который служит фундаментом для будущих умений.

Если вы решили сделать ребёнка чуточку самостоятельнее, будьте готовы выделить некоторое время на наработку этого. Хотя это может привнести дискомфорт — уроки не сделаны, в школу опоздал, комната не убрана.

Правила для воспитания ответственности

1. Ответственность должна быть по силам ребёнка

2. Поддержка, а не критика

берут, несут, принимают, ребёнок тоже это ощущает. Радости это ему доставляет мало, а порция критики ему вряд ли поможет.

3. Личный пример

Чтобы научить ребёнка выполнять договоренности, держать слово, отвечать за свои поступки, любому взрослому нужно соответствовать требованиям, предъявляемым сыну или дочери. В противном случае дети видят двойные стандарты, когда мама регулярно опаздывает к окончанию занятий, но ребёнка за задержку строго отчитывает.

Одна из самых непростых задач, которая неизбежно ложится на плечи родителей, — способность меняться вместе с ребёнком. Он растёт, говорит и думает по-другому каждый год, он меняется. И родитель тоже. И в этой постоянной динамике важно успеть уловить тот момент, когда ребёнок хочет и может начать что-то делать сам, способен принять на себя ответственность.

4. Дайте свободу выбора

5.Разрешите ребенку делать ошибки

6.Доверяйте делать покупки

У подростков может быть свое видение некоторых вещей или отношение к событиям. Поощряйте его высказывать свои мысли, даже если они расходятся с вашими. Что ты думаешь о наших новых соседях? Тебе нравится новая прическа Кати? Ты слышал про тот случай? Как думаешь, что там случилось на самом деле? Поощряйте ребенка высказывать свое мнение, а если с ним не согласны, то дискутируйте, как со взрослым человеком, без насмешек.

Не факт, что на начальном этапе новых взаимоотношений ваш ребенок тут же начнет проявлять самостоятельность и

инициативу. Но если вы не будет отступать от намеченных действий ежедневно, и при этом будете доброжелательны (в конце концов, это вы его таким воспитали), то такое отношение постепенно войдет в привычку. Со временем подросток научится сам принимать решения и станет более ответственным.

Читайте также: