Ознакомление со словом в контексте начинает действовать в каком возрасте

Обновлено: 17.05.2024

Автор: Федькова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №92
Населённый пункт: город Стерлитамак, республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие словаря детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром"

Текстовая часть публикации

миром в методике дошкольного воспитания

Заключение
Природа содержит в себе огромную педагогическую ценность, является эффективным средством развития словаря дошкольников. Огромна её роль в умственном и речевом развитии дошкольников. Природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. Но все это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений. Реализация комплекса мероприятий показала, что для развития словаря целесообразно использовать: -наблюдение природных явлений, -беседы, чтение художественных произведений о природе, -дидактические игры и лексические упражнения природоведческой тематики; -игры и упражнения, направленные на выделение свойств знакомых предметов, объектов, явлений природы; -развитие умения абстрагировать и обобщать признаки однородных предметов; -классификацию и сравнение предметов; закрепление обобщающих наименований; понимание и подбор антонимов и синонимов к словам разных частей речи. Все названные приёмы способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать природное окружение.
Список литературы

1.Комплекс мероприятий по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой с

целью развития словаря ,его апробация.
Формирующий эксперимент охватывал учебную и внеучебную формы организации развития словаря детей в процессе ознакомления с природой. Основная цель данного этапа экспериментальной работы: разработать задачи, содержание и методику развития словаря детей в процессе ознакомления с природой. Задачи формирующего эксперимента: 1.Выбор наиболее эффективных методов и приёмов, способствующих развитию у детей активной ориентировочной деятельности в окружающей природе и обогащению словаря детей экспериментальной группы. 2. Побуждение детей к расширению сферы использования словаря природоведческой тематики в различных формах речи (диалоге и монологе). Содержание работы строилось на основе данных, полученных в результате констатирующего эксперимента об уровне усвоения дошкольниками лексики природоведческого содержания. В работе применялись известные, неоднократно апробированные в методических исследованиях и практике методы и приемы, адаптированные к конкретному содержанию. Нами был разработан комплекс мероприятий. 1 блок – работа с детьми.
Мероприятия Цели и задачи Автор Методы и приемы
1.«Животные и их

Дидактические игры :

Цель:
упражнять детей в группировке животных по способам питания (травоядные, хищные, всеядные, паразиты).
Материал:
набор карточек с иллюстрациями животных разных видов, четыре разноцветных поля для размещения карточек; зеленое — для травоядных, красное — для хищников, зелено-красное — для всеядных, черное — для животных-паразитов.
Методика проведения:

Цель:
закрепить знания детей об основных стадиях роста и развития живых организмов (растений, животных, человека).

второй младшей группе на тему: «Путешествие

Воспитатель.
Положили на окошко, Чтобы он остыл немножко, Положили, чтоб остыл, А Колобка и след простыл. Катится Колобок по лесу и песенку поет.
Колобок.
Я Колобок, Колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешан Да в масле пряжон, На окошке стужен. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, От тебя, зайца, подавно уйду! И покатился по дороге — только Заяц его и видел! Катится Колобок, навстречу ему Волк: — Колобок, Колобок, я тебя съем! — Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою: Я Колобок, Колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, От тебя, волк, подавно уйду! И покатился по дороге — только Волк его и видел! Катится Колобок, навстречу ему Медведь: — Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Где тебе, косолапому, съесть меня! Я Колобок, Колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, От тебя, медведь, подавно уйду! И опять покатился — только Медведь его и видел! Катится Колобок, навстречу ему Лиса: — Колобок, Колобок, куда катишься? — Качусь по дорожке. — Колобок, Колобок, спой мне песенку! Колобок и запел: Я Колобок, Колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, От медведя ушел, От тебя, лисы, нехитро уйти! А Лиса говорит: — Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.
Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку. А Лиса опять ему: — Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок. Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела.
Воспитатель.
Дети, а почему с Колобком случилась такая беда? Наверно потому что он ушел из дома один. А Бабка с Дедкой очень расстроились, что у них больше нет Колобка. Давайте для них нарисуем много-много Колобков. На столах лежат цветной картон с нарисованными кружками, дети посыпают их различной крупой (рис, гречка, овсяная, пшено).
Воспитатель.
Да, немало у нас колобков получилось! Мы с вами к Бабе с Дедом пойдем И Колобка им принесем. Дети идут к дому Бабки и Деда.
Бабка, Дед
(вместе). Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель.
Мы в гости пришли не с пустыми руками: Колобка принесли. И нарисовали для вас много маленьких колобков!
Бабка.
Вот спасибо! Очень красиво!
Дед.
Ну что ж, Бабуля, угощай гостей!
Бабка.
Ая вам угощение приготовила! Угощайтесь, гости дорогие! Бабка и Дед угощают детей .
Воспитатель.
Вот мы и в сказке побывали, Как смогли, ее вам показали! Артисты и зрители были хороши! Похлопаем, друг другу от всей души!

Рекомендации педагогам (в работе с родителями) по

обогащению словаря детей в процессе ознакомления с

При открытом рте пощелкать кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык.
Барабанщики
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами со звуком
д-д-

д
сначала медленно, потом все быстрее. Следить, чтобы рот был все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна. Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет. Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам. Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой. Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк. Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные с первых лет жизни, никогда не исчезнут из памяти.

Картотека игр по развитию речи с природоведческой

Читайте также: