Ознакомление с развитием растений как метод формирования гуманного отношения к природе

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Сахань Оксана Владимировна

Населенный пункт: Красноярский край, г. Норильск

В современных исследованиях, связанных с проблемами повышения эффективности образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности. Педагогические условия – это результат целенаправленного отбора и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей [4; с. 70].

Главнейшее педагогическое условие успешного формирования экологических представлений у детей – естественнонаучная осведомленность педагогов и родителей, развитие их собственного экологического сознания и готовность к содержательному увлеченному общению с детьми в природе, в процессе их знакомства с природными объектами и явлениями [9; с. 118].

Согласно ФГОС ДО, педагогические условия реализации экологического образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сфере экологии на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к природному окружению.

Недостаточная устойчивость экологических представлений у дошкольников связана с незначительным опытом общения с ней детей, особенно в условиях города, и с отсутствием разработанной системы воспитания: недостаток знаний, несформированность трудовых навыков, недостаточная наблюдательность, отсутствие познавательного интереса к природе.

Одним из основных условий является формирование у детей элементарной системы экологических знаний, которое происходит в результате целенаправленного педагогического воздействия, когда у ребенка закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой [6; с.28].

В процессе ознакомления детей с природой в детском саду используются разнообразные методы: наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрации кинофильмов), практические (игровой метод, труд, элементарные опыты), словесные (рассказ, чтение художественных произведений, беседы).

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

С.Н. Николаева, Т.Н. Дружинина доказывают, что экологические представления дошкольников наиболее успешно формируются в процессе систематических наблюдений. А это означает, что в ДОУ должны быть созданы условия для выращивания растений, животных и наблюдения за данными процессами.

Следующим условием является организация систематического труда в природе, обучение навыкам ухода за растениями и животными. Труд становится подлинным средством формирования экологических представлений при условии его самостоятельности: дети должны сами определять и понимать его необходимость, отбирать необходимые средства и т. д. Одним из мотивов бережного и заботливого отношения к природе является ее естественная красота. Поэтому формирование у детей эстетического восприятия природы является и одним из педагогических условий воспитания любви и бережного отношения к ней [7; с. 189].

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путём установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Экологические игры формируют целостное видение мира, подводят воспитанников к осознанию своего места и роли в нем, учат самостоятельно разбираться в проблемах окружающего мира. Наиболее популярными стали эколого-природоведческие игры, подвижные с элементами имитации, сюжетно-ролевые и ролевые игры. Исследуя эффективность использования технологий воспитания экологической культуры, установлено, что она прямо зависит от ориентации на психовозрастные особенности детей, специфику мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающей средой.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщении их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе.

Значение беседы в воспитательно-образовательной работе с детьми раскрыли в своих работах Е.И.И Тихеева, Е.А. Флёрина, Э.П. Короткова. По их мнению, беседа учит детей логически мыслить, помогает детям постепенно перейти от конкретного способа мышления к простейшему абстрагированию. В ходе беседы дошкольники учатся производить умственные операции, анализ, синтез, сравнение, обобщение; выражать свои мысли, слушать и понимать собеседника, давать понятные для окружающих ответы на поставленные вопросы. В беседе развивается связность речи [7; с. 104].

У детей старшего дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и социальной средой существуют на бессознательной основе. Дети не выделяют себя из объектов и субъектов окружающего мира, они ощущают себя естественной частью природы, органичное единство с ней. Между ребёнком и субъектом среды образуются непосредственные объект-объектные, меж объектные отношения.

Ребёнок старшего дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот возраст наиболее благоприятен для экологического воздействия.

Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние семьи на развитие начал экологической культуры ребёнка определяется отношением её членов к окружающей природе, общей культурой. Роль детского сада в этой связи определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, условиями воспитания.

Использование в процессе формирования экологических представлений у дошкольников художественного слова, рассматривание живописных произведений помогает детям в восприятии красоты природы. Старшие дошкольники с удовольствием слушают и обсуждают произведения разных жанров о природе, растениях и животных; появляется интерес к приключенческой и научно-познавательной литературе.

Необходимо соблюдать еще одно, очень важное условие – непрерывное общение детей с объектами живой природы, близость к ним. Непрерывность такого общения реализуется, прежде всего, в правильно организованном центре природы, который необходимо использовать как место постоянного и систематического труда и наблюдений. Следует также систематически совершать целевые прогулки в ближайшие скверы, парки, посещать, привлекая родителей, выставки, зоопарк [3; с. 53].

Эта идея представлена в трудах многих педагогов, и отчетливо просматривается в педагогических воззрениях К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, В.А. Сухомлинского и др. Сотрудничество, благодаря которому развивающиеся взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего могут проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

Задачи взаимодействия педагог–родитель можно сформулировать следующим образом: формирование экологической культуры у детей, при условии ее сформированности у родителей. Так как, без наличия знаний и гуманного отношения к ней родителей, последние не смогут полноценно принять участие в формировании экологической культуры детей [1; с. 105].

Следовательно, одной из задач эколого-педагогической деятельности воспитателя будет просвещение родителей в вопросах экологического образования детей дошкольного возраста.

Таким образом, следует создавать условия для активности самих родителей:

1) контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

2) понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

3) наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

4) возникновение и проявление процесса деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.

Поэтому работу следует проводить в двух направлениях:

1) педагог - родитель;

2) педагог - ребенок - родитель.

В таком случае, важно проводить работу объединив родителей в подгруппы при этом необходимо учитывать образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат.

Еще одна работа с родителями педагогические ширмы, в которых родителям надо давать четкие, конкретные, практические советы по узкой теме. При этом можно организовать переписку, анонимную, с родителями, где родители оставляют свои вопросы в специальном ящике, а ответы получают через информацию, помещенную на ширме. Также можно проводить консультации для родителей по различным вопросам формирования экологической культуры у старших дошкольников. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Следовательно, выполнение взаимодействия в системе воспитатель - родители - дети является важным условием формирования экологической культуры [7; с. 53].

Целесообразное и планомерное взаимодействие педагог - ребенок родитель приводит к решению основной цели экологического образования, то есть формирование у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры - осознанно - правильного отношения к природе.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сказать следующее:

– роль среды как фактора формирования развивающейся личности подчеркивалась рядом выдающихся педагогов и психологов;

– развивающая среда обеспечивает разные виды активности ребенка, становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования ребенка;

– организация развивающей экологической среды в ДОУ создает условия для рационального использования различных методов при организации процесса взаимодействия ребенка с окружающей его природой, а также дает возможность для получения информации об объекте природы всеми органами чувств, что накладывает положительный отпечаток в сознании ребенка об наблюдаемом и изучаемом объекте;

– взаимодействие ребенка с природой организует и руководит им воспитатель, решая тем самым ряд задач, содействующих формированию осознанно - правильного отношения к природе;

– воспитатели в своей практике должны применять разнообразные формы и методы ознакомления с природой потому, что у ребенка откладывается в сознании только то, что оставило яркий след;

– воспитатель организует и работу с родителями, так как они являются участниками экологического образования детей дошкольного возраста, так как отношение взрослого к природе, которое видит ребенок, откладывает свой отпечаток в сознании ребенка, служит для него примером;

– формирование экологической культуры личности и ее проявление всегда связано с деятельность трудовой, игровой, конструктивной, деятельностью в процессе наблюдения;

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону, 2006 – 436 с.

2. Зверев, И.Д. Экологическое образование школьников / И.Д. Зверев. – Москва, 1983 – 160 с.

3. Крулехт М.В. Проблема целостного развития ребенка дошкольника как субъекта трудовой деятельности. Учеб. пособие к спец. курсу./ Под ред. Т.К. Ахаян. - СПб.: Акцидент, 1995 – 80 с.

5. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс, 2010 – 96 с.

6. Каменева Л.А. Методика экологического воспитания дошкольников / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева. – СПб.: Детство-пресс, 2005 – 319 с.

7. Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты. – М.,2003 – 130 с.

8. Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2007 – 121 с.

9. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр "Академия", 2002 – 336 с.


Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. Экологическое воспитание образование поставлено в ряд первостепенных государственных проблем. Это отражено в государственных документах: актах, указах, законах, которые подразумевают создание в регионах страны непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в дошкольном возрасте формируется человек и его отношение к окружающему миру.

Дети XXI века. Какими они будут? Во многом это зависит от педагогов и от тех основ, которые они закладывают в сознание сегодняшних малышей. Именно этим будет определяться духовное и материальное благосостояние государства и общества.

Многочисленные экономические, социальные, экологические и другие проблемы, стоящие не только перед нашей страной, но и перед всем миром, по сути, имеют один общий корень и могут быть сведены к одной общей проблеме – проблеме человека. Сейчас становится ясно, что многие проблемы в нашей жизни, связаны с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно, разрушительной деятельностью человека. Этому способствует: формирование этических и нравственных основ личности; расширение сознания и кругозора; раскрытие и развитие восприятия Красоты; развитие индивидуально-творческого потенциала ребенка.

Анализируя развитие отечественного экологического образования, можно отметить, что новое звучание экологическое образование получает с начала 90-годов. Экологические знания необходимо распространять всеми возможными способами в целях бережного отношения к природе, рационального использования её богатств.

Б.Т.Лихачев определяет экологическое воспитание как целенаправленную систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие экологической образованности и воспитанности детей; накопление экологических знаний , формирование умений и навыков деятельности в природе, пробуждение высоких нравственно-эстетических чувств, приобретение высоконравственных личностных качеств и твердой воли в осуществлении природоохранительной работы.

Проблеме экологического воспитания уделяли внимание многие видные экологи, академики Н.Н.Моисеев, А.Л.Яншин, Г.Н.Ягодин, Н.Н.Тарасова, Г.Н.Розенберг. [3]

За последние годы проведен ряд исследований, направленных на усиление экологического образования и воспитания (И.А. Габев, А.Н.Захлебный, И.С.Матрусов, И.Т.Суровегина и др.), внимание обращается на формирование мотивов бережного отношения дошкольников к природе (Н.А.Рыков, А.П. Сидельковский), на природоохранительную работу в условиях изучения природы родного края (П.В.Иванов).

Исследователи выделяют следующие особенности процесса экологического воспитания:

-формирование экологических представлений,

-развитие экологического сознания и чувств,

-формирование убеждений в необходимости экологической деятельности,

-выработка навыков и привычек поведения в природе;

Огромное значение имеет психологический аспект, который включает в себя: развитие эстетического сознания, формирование соответствующих (природосообразных) потребностей, мотивов и установок личности.

Дошкольный период - чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств ребенка. Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по – детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие эмоционально воздействует на детей, вызывает у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.

С дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды. Гуманистическая сущность ответственности дошкольников предполагает единство познавательной и практической деятельности по улучшению природы родного края, созидание а не потребление. Понимание многосторонней ценности природы, как источника материальных и духовных сил общества, каждого человека, развитие потребности общения с природой, восприятие её облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно - эстетическими переживаниями - всё это, в конечном итоге определяет будущее отношение с окружающей средой.

В первые семь лет закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать её как общую ценность, для всех людей.

Многие выдающиеся педагоги, мыслители психологи прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А.Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике в статьях методических разработках (О.Иогансон, А.А.Быстров, Р.М.Басс, А.М.Степанова, Э.И.Залкинд и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков были методические пособия М.В.Лучич, М.М.Марковской, рекомендации З.Д.Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С.А.Веретенниковой. Практически все современные комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников. В настоящее время разрабатываются авторские экологические программы.

Дошкольное экологическое образование заключается в воспитании начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. [5]

Природа нас кормит, одевает, создаёт уют, лечит, в ней люди находят утешение и радость, ведь человек – часть природы, плод её творения. Наши дети всегда должны помнить об этом и делать все от себя зависящее, чтобы сохранить и приумножить богатства. Но чтобы стать настоящим защитником природных богатств, нужно многому научиться, многое знать, прежде всего то, от чего зависит развитие природы, какова роль человека в её судьбе и каким должно быть его поведение, чтобы природное равновесие не нарушилось. А начать процесс познания следует с того, что находится вокруг нас, с изучения природной среды, той местности, в которой мы живём. Человек на протяжении всей своей истории был в тесном контакте с окружающей его природой. Он не только познавал её тайны, делал великие открытия, но и активно использовал её богатства, удовлетворяя свои потребности в пищи, воде, тепле. Развитие науки и техники расширило возможности человека в использовании природы. Начали активно строиться заводы, фабрики, атомные электростанции, железнодорожные и автомобильные магистрали. Радуясь своим успехом, человек не учел печальных последствий, которые спустя небольшое время остро заявили о себе. Оказалось, что в природе всё взаимосвязано. Она живёт и развивается по своим очень строгим законам, не зависящим от человека. Человек нарушил эти законы, сломал сложившуюся тысячелетиями гармонию природы. В результате природа планеты серьезно заболела. Оказались поражёнными все её жизненно важные органы. Но еще не поздно, еще есть возможность оказать необходимую помощь, если главной задачей всех людей станет стремление. Сохранить планету от всех видов загрязнений! Сохранить всё живое на планете! Жить в согласии с законом природы!

В деле сохранения природы не может быть сторонних наблюдателей. Мы спасем нашу планету и свой родной край лишь при условии, что каждый задумается о том, что лично им сделано и делается для охраны и приумножения природных богатств.

Все сказанное диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. Она должна стать для каждого человека родной, знакомой и понятной. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном учреждении соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируется первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Бережное отношение к природе, сознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать у детей с ранних лет. [6]

Опыт практической работы в должности воспитателя показывает, что современные технологии и программы экологического воспитания ориентированы на обогащение знаний детей об окружающем мире природы, но недостаточно актуализируется проблема формирования гуманного отношения и социальной активности ребенка, проявляющаяся в самостоятельных делах и поступках ребенка по отношению к живым объектам природы (доброжелательность, эмоциональная отзывчивость и др.).

Цель: формирование элементарных экологических знаний, гуманного отношения к природе, здорового образа жизни, мышления и поведения.

Результаты экспериментальной работы показали что:

- современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у детей, повышения их экологической грамотности и культуры. Из пассивных созерцателей дети должны стать активными созидателями, умеющими сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, самостоятельно мыслить, логически рассуждать, устанавливать взаимосвязи, эмоционально сопереживать;

- в дошкольном возрасте закладывается фундамент осознанно- правильного отношения к природным явлениям и объектам. В основе ознакомления детей с природой должен лежать экологический подход, т. е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии;

- экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей и психологических закономерностей развития;

- в жизни дошкольника природа занимает сильные позиции и при условии корректного отношения с ней способна стать универсальным средством обеспечивающим широкий комплекс влияний на процессы развития, воспитания и обучения детей, эффективно содействовать развитию познавательной сферы и личности каждого ребенка;

- экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии. Экологическое воспитание необходимо проводить в процессе интеграции знаний, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтение литературы, просмотр видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей;

- творческая созидательная деятельность, гармонизация человека с природой, обществом и самим собой дает ребенку психологическую устойчивость, силу преодоления препятствий, веру в добро, справедливость, красоту, истину, любовь. Природа которая восхищает нас своей красотой, постоянно дарит радость открытий. Только тот живет интересно, кто каждый день узнает что-то новое, удивительное. А в природе все удивительно. Поэтому очень важно приобщать детей к миру природы.

Дерябо С.Д., Ясвин В.А.Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М, 1995г.

Плохий З.П. Воспитание экологической культуры дошкольников//Дошкольной воспитание- 2002-№ 4-5-17с, 95-126с.

Рыжова Н. А. Наш дом - природа. (Программа по экологическому воспитанию дошкольников) М, 1998г.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, экологическое воспитание, окружающая среда, ребенок, экологическая культура, гуманное отношение, дошкольный возраст, родной край, экологическое воспитание дошкольников, экологическое образование.

Похожие статьи

Экологическое воспитание как одно из современных.

природа, экологическое воспитание, окружающая среда, ребенок, экологическая культура, экологическое образование, родной край, дошкольный возраст, гуманное отношение. Проблема экологического воспитания дошкольников.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного.

природа, экологическое воспитание, окружающая среда, ребенок, экологическая культура, экологическое образование, родной край, дошкольный возраст, гуманное отношение.

Формирование у детей основ экологической культуры

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, экологическое воспитание, ребенок, мир природы, окружающая среда, окружающий мир, проблема.

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры.

Особенности формирования экологической культуры.

ребенок, экологическая культура, экологическое образование дошкольников, экологическое образование, экологическое воспитание, дошкольный возраст, группа методов, принцип научности, окружающая среда.

Важность экологического воспитания дошкольника

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается гуманное отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать природу.

Воспитание экологической культуры в ДОУ | Статья в журнале.

природа, экологическое воспитание, экологическое воспитание дошкольников, окружающий мир, дошкольный возраст, экологическая

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного. Природа — мощный источник познания, которое через общение.

Воспитание основ экологической культуры старших.

дошкольный возраст, ребенок, экологическое образование, природа, экологическая культура, экологическое воспитание, окружающий мир, повседневная жизнь, знание, экологическое воспитание детей.

Сегодня особенно остро стоит вопрос о нравственном, гуманном отношении человека к миру природы. Это связано с потребительским и часто агрессивным отношением к природе, девальвацией нравственных ценностей. Эти и другие негативные тенденции деструктивно влияют на развивающуюся личность ребенка, в результате чего у него воспитывается прагматичное, антигуманное, а порой и жестокое отношение ко всему живому. Из сказанного следует, что формирование нравственной, гуманной личности необходимо начинать как можно раньше, уже в дошкольном возрасте.

Психологи и педагоги отмечают, что дошкольный возраст является наиболее благоприятным для развития у детей нравственно-ориентированной деятельности в природе (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова,

А.В. Запорожец, С.А. Козлова, В.Г. Нечаева и др.). У дошкольников появляется бескорыстная нравственная мотивация: они начинают испытывать потребность в проявлении добра, заботы о ком-либо, осознавать обязанности как перед другими людьми, так и перед объектами живой и неживой природы. Кроме того, они становятся способными понимать и оценивать значимость своих нравственных качеств, совершаемых поступков.

Природа представляет собой богатый материал для воспитания у дошкольников гуманизма. Общение с ней побуждает детей к размышлению о ценности всего живого, об ответственности каждого человека за все, что происходит с ним. Иногда ребенку не просто выразить и проявить гуманное отношение ко взрослому, сверстнику, значительно легче это сделать во взаимодействии с природой, когда дошкольник чувствует себя более уверенным, сильным, умеющим и знающим.

В дошкольном учреждении педагог имеет возможность целенаправленно формировать у ребенка гуманные качества, отслеживать динамику произошедших изменений в его нравственной сфере. Следует исподволь подводить дошкольников к тому, что необходимо не только сочувствовать объектам природы, но и оказывать им посильную, действенную помощь; важно сформировать у них понимание того, что животные и растения нуждаются в бережном и заботливом отношении к ним.

Экологически целесообразное поведение представляет собой совокупность знаний и активных проявлений ребенка: интерес к явлениям природы, понимание специфики живого организма, его потребностей, умение создавать для него необходимые условия; желание эмоционально откликаться на состояние животных и растений, их красоту. Отсюда следует, что воспитание у детей дошкольного возраста данного поведения возможно, но оно должно осуществляться системно, через единство формирования положительных чувств, знаний и навыков нравственно-ориентированной деятельности в природе.

Эта деятельность будет эффективной, если опираться на присущую дошкольнику эмоциональность, на положительные чувства к природным объектам, которые в свою очередь будут мотивировать детей на приобретение природоведческих знаний и на осознанное, гуманное поведение в окружающем мире. С этих позиций особенного внимания заслуживает развитие у детей таких чувств, как эмпатия, сопереживание, сочувствие, так как они основаны не на рациональном (прагматическом) взаимодействии с природой, а на желании эмоционально откликнуться на ее нужды, оказать помощь, заботу.

Следует учитывать, что взаимодействие с природой вызывает у ребенка яркие эмоциональные переживания, стремление испытывать эти чувства снова и снова. У дошкольника появляется желание быть рядом с объектами природы, оказывать им посильную помощь.

В.Н. Мясищев, С.Г. Якобсон и др.). У дошкольников можно формировать достаточно стойкий и глубокий познавательный интерес к природному окружению, если опираться на эмоции ребенка, вызывать у него чувства радости, грусти, удовольствия, развивать стремление к познанию и др. (Н.Ф. Виноградова).

Доказано, что общение ребенка с объектами природы происходит благодаря непосредственной деятельности, в которой дошкольник активно познает окружающий мир, усваивает нормы и правила поведения и взаимоотношений с животными и растениями.

Гуманное, осознанно-правильное отношение к явлениям и объектам живой природы воспитывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, которые составляют его непосредственное окружение.

Особенность воспитательно-образовательного процесса заключается в том, что формирование гуманного отношения к живым объектам должно осуществляться во всех видах детской деятельности: бытовой, трудовой, игровой, учебной, художественной, что позволяет обеспечить дошкольникам систематическое, непосредственное, эмоционально-насыщенное взаимодействие с животными и растениями.

Эффективность сформированности нравственно-ориентированного поведения в природе определяется его прочностью и гибкостью, то есть способностью проявить его не только в привычных условиях взаимодействия со знакомыми объектами, но осуществлять перенос на другие объекты, требующие заботы.

Совместная согласованная деятельность всех участников педагогического процесса способствует созданию благоприятных условий для развития у дошкольников заботливого отношения к миру окружающей природы.

Воспитание привычки заботиться об окружающей природе осуществляется при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с семьей. В семье через близких людей ребенок получает первый опыт заботливых, гуманных отношений. При этом большое значение имеет настроенность родителей на формирование экологической культуры детей. Поэтому главное в нашей работе с родителями заключалось в том, чтобы вызвать у них интерес и желание воспитывать в детях заботливое отношение ко всему живому; дать им представление о необходимых условиях, способствующих воспитанию этого нравственного качества; убедить в необходимости тесного взаимодействия с дошкольным учреждением; оказать методическую помощь.

Основные формы работы с родителями: родительские собрания, тематические родительские собрания, групповые консультации, индивидуальные беседы, совместная с детьми деятельность по озеленению детского сада и групповых комнат, праздники и коллективные творческие вечера, субботники по благоустройству территории детского сада (осень, зима, весна).

Беседуя с родителями, мы убеждали их в том, что взаимодействие с природой является показателем общего нравственного развития ребенка, раскрывали возможности семьи и каждого ее члена в формировании у дошкольников гуманного, заботливого отношения не только к природному окружению, но и к родственникам, и к другим людям, объясняли, какое большое значение для ребенка имеет пример их собственного поведения.

Большое значение имеет организация совместной деятельности детей и родителей в детском саду. Главным образом, это субботники по благоустройству территории детского сада (осенью, зимой, весной). Этот вид трудовой деятельности очень важен с точки зрения проявления заботливого отношения в природе. Дошкольников нужно приобщать к совместной трудовой деятельности со взрослыми, детям можно поручить доступные их возрасту задания: зимой — убирать снег, чистить дорожки, развешивать кормушки для зимующих птиц, весной — подметать территорию участка, помогать убирать ветки, оставшиеся после обрезки деревьев. В коллективном труде у ребят воспитывается бескорыстность, понимание зависимости всего живого от человека.

Как показывает изучение опыта дошкольных учреждений, повышение профессиональной компетенции в области экологического образования требуется и педагогам. Для этого прежде всего необходимо сформировать у них установку на развитие у детей гуманного отношения к природе, раскрыть технологию его становления, обеспечить тесное взаимодействие воспитателей с другими специалистами дошкольного учреждения (психологом, экологом, музыкальным работником, руководителем изодеятельности). Особую значимость приобретает умение педагога организовать в дошкольном учреждении эколого-развивающую среду, обеспечивающую разностороннее знакомство детей с природой ближайшего окружения, и включить все элементы среды в воспитательно-образовательный процесс.

Наибольшую результативность показали разные формы работы с педагогами, среди них семинар-практикум, на котором отрабатывается содержание и технология воспитания у детей заботливого отношения к природе. Для активизации и осмысления собственной деятельности педагогов целесообразно проводить тренинги. Они способствуют повышению профессиональной компетентности педагогов, дают им возможность не только получать полезную информацию, но и овладевать способами эффективного общения и взаимодействия с ребенком, учат лучше понимать себя и дошкольников. Для повышения экологической грамотности воспитателей большое значение имеют консультации (индивидуальные, групповые). Содержание их определяется результатами тематического контроля и наблюдений за работой педагогов дошкольного учреждения. По итогам проведенной методической работы с педагогическим коллективом целесообразно провести педсовет в форме соревнования. Использование такой формы способствовало повышению интереса воспитателей, требовало от них умения показывать все имеющиеся знания, демонстрировать опыт, воображение, творчество.

Работа с дошкольниками была направлена на развитие мотивационной сферы ребенка; обогащение и активизацию эмоционально-положительных переживаний в процессе взаимодействия с животными и растениями; усвоение детьми природоведческих и нравственных представлений; овладение нормами и правилами экологически целесообразного поведения; формирование умений и навыков гуманного отношения к природному окружению.

Педагогический процесс выстраивался в соответствии с принципами чувственного познания, эмоциогенности, систематичности и последовательности, индивидуализации при организации детской деятельности.

Особенность воспитательно-образовательного процесса заключалась в том, что формирование заботливого отношения к живым объектам осуществлялось во всех видах деятельности детей — бытовой, трудовой, игровой, учебной, художественной, это позволило обеспечить дошкольникам систематическое, непосредственное, эмоционально-насыщенное взаимодействие с животными и растениями ближайшего природного окружения.

Важной задачей воспитательно-образовательного процесса являлось накопление детьми эмоционально-положительного опыта взаимодействия с живой природой, поддержание интереса и развитие мотивации. Для этого в живой уголок, зимний сад вносились новые животные и растения (попугай, канарейка, кролик, морская свинка, водяная и сухопутная черепахи; герань, фикус, циперус, монстера), за которыми дети вели наблюдения по собственной инициативе и по заданию воспитателя. В процессе такой работы ребята учились определять состояние живого объекта, обнаруживать причину неблагополучия и устранять ее.

Помимо непосредственного контакта детей с объектами живой природы использовались специальные игры, игровые упражнения, природоведческая литература, живопись, киноматериалы. Эти средства вызывали у детей яркие эмоциональные переживания, побуждали их к проявлению заботы (действовать так же, как герой произведения).

На развитие эмоциональной отзывчивости положительно влияли игровые ситуации, приемы идентификации, антропоморфизации, эмпатийные переживания, которые способствовали переносу ребенком опыта собственных переживаний на живой объект. Эмпатийные переживания способствовали проявлению положительных эмоций.

Гуманное отношение ребенка к природе невозможно, если у ребенка нет представлений о взаимосвязях между строением и образом жизни живого организма, о необходимости удовлетворения его жизненно важных потребностей, о роли взрослого человека и ребенка в поддержании жизни животных и растений, о способах проявления заботы о них. Дошкольникам необходимы также знания о нравственных качествах, от которых зависит заботливое отношение (терпение, настойчивость, сочувствие, сострадание, отзывчивость, трудолюбие, альтруизм).

Вовлечение детей в исследовательскую деятельность, участие в экспериментировании давали им возможность включаться в поиск условий, необходимых для комфортного состояния живого организма.

Для приобретения опыта заботливого отношения к природным объектам детям предлагали ситуацию, когда появлялась возможность проявить гуманное отношение к живым объектам. Такой методический прием способствовал актуализации навыков и привычек экологически целесообразного поведения, стимулировал различные проявления непрагматической мотивации при взаимодействии с животными и растениями. У детей развивались рефлексивные действия, совершенствовались оценочные суждения по отношению к себе и к поведению сверстников, формировалось умение замечать неблагополучие в состоянии живых объектов и исправлять его самостоятельно или с помощью взрослого.

Технология воспитательно-образовательного процесса работы в этом направлении ориентирована на организацию совместной деятельности ребенка со взрослым. Взрослые являются инициаторами и партнерами по ее осуществлению (участие в совместном труде, решение реальных проблемных ситуаций).

В работе применялись методы и приемы, которые воспитывали у детей самостоятельность, инициативность. Это поручения и дежурства, сюжетные игры, реальные и специально созданные проблемные ситуации, задания для самостоятельных наблюдений, упражнения. Приобщение дошкольников к практической деятельности в природе осуществлялось на основе дифференцированного подхода: использование различных по сложности заданий, воздействие на детей через лидеров.

В результате проведенного исследования дети начали понимать, что такое заботливость, по отношению к кому они могут ее проявить и как это следует сделать. Существенным стало то, что дети стали испытывать чувство удовлетворения от того, что они могут оказать кому-то помощь, позаботиться о другом.

Виноградова Н.Ф. Воспитание нравственного отношения к природе у шестилетних дошкольников / Н.Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 1993. - 80 с.

Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка / Л.С. Выготский // Психология личности (тексты) / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Просвещение, 1992. - С. 161-165.

Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей /

С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 1993. - 27 с.

Нисканен Л.Г. Теория и методика экологического образования детей: учебно-методическое пособие для студентов вузов заочной формы обучения / Л.Г. Нисканен. - М.: МГПУ, 2011. - С. 51-63.

Прокопова А.В. Формирование у старших дошкольников готовности к нравственно-ориентированной деятельности в природе: дис. . канд. пед. наук / А.В. Прокопова. - М., 2011. - 207 с.

Особенности формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста

Реалии современной жизни показывают, что проблема воспитания бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста приобрела особенную актуальность. На фоне экологический кризис, решение экологических проблем, к сожалению, воспринимается обществом как второстепенный вопрос.

Анализ научных психолого-педагогических исследований показал изучения различных аспектов по проблеме экологического образования и экологического воспитания в работах зарубежных и отечественных ученых (Б. Г. Ананьева, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. С. Волковой, В. В. Давыдова, К. Р. Дерябо, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, А. Н. Захлебного, Н. О. Кот, Е. М. Кудрявцевой, Н. В. Лысенко, С. М. Плохий, С. Л. Рубинштейна, И. А. Хайдурова, В. А. Ясвин, и др.)

В своих работах Н. В. Глухова, Н. М. Горопаха, Н. В. Лысенко, С. Николаева, С. М. Плохий и др., отмечают, что в период дошкольного детства закладываются основы миропонимания, экологической компетентности и практического взаимодействия с природой. Исследователи подчеркивают значимость дошкольного возраста для решения вопросов экологического воспитания, поскольку именно в этот период ребенок приобретает первый опыт взаимодействия с миром природы, в ней формируются основы ценностных ориентаций.

По глубокому убеждению, Т. И. Пониманська экологическое воспитание имеет целью формирование основ экологической культуры ребенка, навыков природоохранной деятельности [7]. В свою очередь, Н. М. Горопаха подчеркивает, что главным в содержании экологической работы является формирование внутреннего мира ребенка, его ценностных ориентаций, в основе которых – осознание своего единства с природой, взаимозависимости с ней [3].

Значительный интерес представляет в этом направлении исследования Н. О. Кот, который отмечает, центром экологического воспитания должны быть положения: человек – часть природы; мера вещей – уникальность жизни; согласования потребностей с экологическими требованиями; уважение ко всем формам жизни [5].

Сделанный нами теоретический анализ научных разработок показал, что формирование экологического сознания личности направляется через:

- формирование отношения к природе, что определяет мотивы, характер направлений взаимодействия с природой, стимулирует эколого-целесообразное поведение;

- формирование системы умений и навыков взаимодействия с природой.

Как отмечает в своих трудах Н. В. Лысенко, экологическое воспитание реализуется в единстве с обучением, а в совокупности они выливаются в единый процесс воспитания личности. Знания детей о природе, по ее мнению, является дидактической основой экологического воспитания. Основные этапы процесса экологического воспитания: усвоение детьми экологических знаний, превращение их в элементы убеждений как основное ядро сознания [6].

Итак, на основании указанного сформулируем следующее, экологическое воспитание на современном этапе имеет четкую направленность, цель которого научить радоваться общению с природой, развивать познавательный интерес, восхищение красотой и разнообразием окружающего мира, воспитания бережного отношения к природе у дошкольников. Собственно, отношение можно назвать основным результатом и показателем сформированности полученных знаний, которые в свою очередь, является обязательным компонентом процесса формирования экологической воспитанности.

В этом контексте экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, с этической стороны, потому что в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сохранить природу и т. д.

Бережное отношение – это получение удовольствия от общения с природой, эмоциональное восприятие природных объектов и явлений, своеобразная проекция ценностных нравственных представлений, которые формируются в дошкольном возрасте и на следующих этапах культурного развития.

Процесс воспитания бережного отношения к природе сложен и связан с формированием таких структурных компонентов личности как:

- потребностей, обусловленных функциями природной среды;

- эмоциональной готовности к осознанию ценностей природы;

- мотивов взаимодействия с природой на основе осознания ценностей природы; личного опыта эмоционально-ценностного отношения к природе. В формировании бережного отношения к природе имеют значение как положительные, так и отрицательные эмоции [2].

Задача воспитателя – научить ребенка жить по законам природы. Дошкольное учреждение открывает для этого чрезвычайные возможности, именно здесь у детей закладываются основы интеллекта, структура мышления, а естественная любознательность детей и искренний интерес к окружающей среде создают чрезвычайно благоприятные условия для воспитания бережного (гуманного, нравственного) отношение к природе и формирования экологической компетентности.

Кроме использованных методов воспитания бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста заслуживают внимания и современные методы:

- метод экологических ассоциаций (направленный на пробуждение ассоциативных связей между различными природными объектами, лес – многоэтажный дом для животных);

- метод экологической рефлексии (анализ поведения человека с точки зрения природных объектов, что чувствует сломанное деревце, можно сказать о человеке, который ее сломал?).

Только использование всех выше указанных форм и методов экологического воспитания помогут, как педагогам, так и родителям получить желаемый результат в воспитании бережного отношения к природе, к себе как части природы, что и является основной целью экологического воспитания.

Итак, из выше сказанного можем сделать такой вывод, что воспитание бережного отношения к природе – это важная составляющая всестороннего воспитания ребенка, направленная на формирование экологического мировоззрения. Как свидетельствуют результаты исследования, сегодня проблема воспитания бережного отношения к природе должна рассматриваться в широком смысле: не только как проблема окружающей среды и защиту его от загрязнения, но и как экология личности, экология души, экология культуры.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Беленький, Г. В. Дошкольникам о мире природы: старший дошкольный возраст: учеб. метод. пособие / Г. В. Беленький, Т. С. Науменко, А. А. Половина. – Москва : Генезис, 2013. - 106 с.

2. Бенедь, А. Л. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде в процессе экологического воспитания / А. Л. Бенець // Вестник Института развития ребенка: сб. наук. пр. - Серия: Философия, педагогика, психология. – Москва : Издательство НПУ им. М. П. Драгоманова, 2011. - Вып. 13. - С. 44 - 49.

3. Горопаха, Н. М. Воспитание экологической культуры детей / Н. М. Горопаха. – Ровно: Волынские обереги, 2001. - 212 с.

4. Конвенции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Приказ № 322 от 17.07.2015 г.

5. Кот, Н. О. новых аспектах содержания экологического воспитания дошкольников / Н. О. Кот // Сборник научных трудов Бердянского государственного педагогического университета. - Серия: Педагогические науки. - Бердянск: БГПУ, 2005. - Вып. 2. - С. 54 - 59.

6. Лысенко, Н. В. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста: учеб. пособие. для пед. Вузов / Н. В. Лысенко. - Львов: Мир, 1994. - 144 с.

7. Пониманська, Т. И. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / Т. И. Пониманська. – Москва : Академвидав, 2004. - 435 с.

Читайте также: