Ознакомление с окружающим миром что предмет расскажет о себе старшая группа

Обновлено: 02.07.2024

Программное содержание

Цель: Формировать представления детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Образовательные задачи: Систематизировать представления детей о здоровье, способах его сохранения и здоровом образе жизни. Закрепить знания детей о предметах личной гигиены. Закрепить представления о значении физкультуры и спорта в укреплении здоровья человека, знания о видах спорта. Закрепить знания о полезных привычках, которые помогают сохранять здоровье. Упражнять в отгадывании загадок о предметах, сохраняющих наше здоровье. Уточнить знания детей о витаминах, пословицах и поговорках о здоровье.

Коррекционно-развивающие задачи: Развивать коммуникативные умения и навыки. Развивать зрительное восприятие, тактильные ощущения, мышление, память и внимание. Развитие общей и мелкой моторики. Самомассаж лица и частей тела. Коррекция и профилактика заболеваний органов зрения.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей навыки и потребности здорового образа жизни.

Словарная работа:

  • Пассивный словарь: Распорядок дня, личная гигиена, полезные продукты, здоровый образ жизни.
  • Активный словарь: Витамины, мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста, зубная щетка, щетка, щетка для одежды, спорт, футбол, хоккей, теннис, баскетбол, волейбол, плавание, фигурное катание, спортсмен.

Индивидуальная работа: Оказание помощи в выполнении некоторых движений физкультминутки (Маше, Саше).

Оборудование: Кукла Маша, чудесный мешочек с предметами личной гигиены, разрезные картинки с изображением вида спорта, картинки с изображением комара, жука и ручья; ларец с предметами (лук, чеснок, молоко, сок, витамины), компьютер, экран.

Предварительная работа педагога: Подбор дидактического материала, художественного слова, подбор и изготовление оборудования.

Методические приемы:

Ход занятия

I. Организационный момент.

Учитель-дефектолог: Сегодня праздник – День Здоровья.

Учитель-дефектолог: Все у нас здоровы? Проверим все наши части тела. Повторяйте за мной и показывайте то, о чём будем говорить.

(гладят голову),
(гладят лоб),
(гладят кончик носа),
(мнут пальчиками щёки),
(вытягивают губки в трубочку),
(стучат зубками),
(гладят подбородок),
(раскрывают шире глазки),
(трут ушки),
(вытягивают шею),
(хлопают по плечикам),
(обнимают себя),
(шевелят пальчиками),
(вытягивают грудь, гладят),
(выставляют живот вперёд, гладят),
(вытягивают спинку),
(хлопают по коленкам),
(топают ножками).

Учитель-дефектолог: Поможем, ребята, Машеньке. Догадайтесь на ощупь, что за предмет попал к вам в руки, назовите его и расскажите о нем.

Дети на ощупь угадывают предметы личной гигиены (мыло, расческа, носовой платок, полотенце, зеркало, зубная паста, зубная щетка, щетка, щетка для одежды) и рассказывают, для чего они предназначены, и как ими пользоваться.

Маша: Миша сказал мне, что бороться с микробами и болезнями помогают и звуки, и мне дал картинки. Но как они помогают?

Учитель-дефектолог: Хотите узнать, как?

Если у вас болит горло, надо превратится в комарика и спеть его песню (руку приложить к горлу -з -з -з -з);

Когда начинаем кашлять, становимся большими жуками (ладонь к грудной клетке -ж -ж -ж -ж);

А когда очень устали и болит голова, слушаем шум волн (закрываем глаза -с -с -с).

А теперь я буду показывать вам картинки, а вы будете произносить звуки здоровья. (Педагог показывает – жука, комара и ручей.)

Дети собирают разрезные картинки. Каждый ребенок называет, какой вид спорта изображен на его картинке.

Учитель-дефектолог: Маша, наши ребята могут рассказать тебе о спортсменах и на пальчиках. Посмотри.

Чтоб болезней не бояться (Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны)
Надо спортом заниматься. (Сжимаем и разжимаем кулаки)
Играет в теннис теннисист, (Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца)
Он спортсмен, а не артист.
В футбол играет футболист,
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист.

Рано утром просыпайся, (Ходьба)
Себе, людям улыбайся, (Взмахи руками к себе – от себя)
Ты зарядкой занимайся (Повороты)
Обливайся, вытирайся, (Показ движений)
Всегда правильно питайся, (Ходьба)
Аккуратно одевайся,
В садик смело отправляйся!

Учитель-дефектолог: Машенька, а ты знаешь, что полезно для здоровья? Я буду называть разные действия, если оно полезно для здоровья, то хлопайте в ладоши, если во вред здоровью, то топайте.

  • Чистить зубы по утрам и вечерам.
  • Кушать чипсы и пить газировку.
  • Мыть руки перед едой, после прогулки и посещения туалета.
  • Гулять на свежем воздухе.
  • Гулять без шапки под дождем.
  • Объедаться конфетами, пирожными и мороженым.
  • Делать по утрам зарядку.
  • Закаляться.
  • Поздно ложиться спать.
  • Кушать овощи и фрукты.

7. Загадки

Маша: У меня есть ларец с загадками. Что там лежит, догадайтесь, слушая подсказку:

  • это овощи с резким запахом, полезны при простуде (лук, чеснок)
  • жидкое, а не вода, белое, а не снег (молоко)
  • продукт из фруктов, полезно пить до еды (сок)
  • вещества, которые есть в овощах и фруктах (витамины)

8. Презентация о витаминах

Маша: Что такое витамины и зачем они нужны?

Учитель-дефектолог: Витаминов много – всех не перечесть, но самые главные среди них есть. (Показ презентации на компьютере)

  1. Витамин А – он содержится в моркови, рыбе, сладком перце, яйцах, петрушке. Он очень важен для зрения. Повышает внимание, укрепляет иммунитет.
  2. Витамин группы В – в мясе, молоке, орехах, хлебе, курице. Он необходим человеку при физической работе, сохраняют здоровыми кожу, ногти, волосы, улучшают аппетит.
  3. Витамин С – есть в цитрусовых, капусте, луке, редисе, смородине. Укрепляет иммунитет, защищает организм от простуды и гриппа.
  4. Витамин Д – это солнце, рыбий жир. Важен для роста и развития костей и здоровья зубов.

Витамины – это такие вещества, которые помогают нам расти, защищают от болезней и делают нас сильными и ловкими.

Без витаминов не может организм существовать,
Учиться, работать, играть, отдыхать.

Учитель-дефектолог: После просмотра для глаз полезна тренировка:

Раз –налево, два – направо, (Посмотреть влево. Посмотреть вправо.)
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим, (Круговые движения глазами.)
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше, (Быстро поморгать.)
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз! (Улыбнуться.)

Маша: Знаете ли пословицы о здоровье?

Учитель-дефектолог: Я начну пословицу, а вы ее закончите.

– Здоровье в порядке – … (спасибо зарядке)

– Если хочешь быть здоров – … (закаляйся)

– В здоровом теле – … (здоровый дух)

– Здоровье всему … (голова)

– Здоровье дороже … (денег)

Маша: Миша передал для вас угощение. Ешьте яблочки, будьте здоровы. До свидания.

Что должен знать дошкольник об окружающем мире?

В дошкольном возрасте малыши активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать крохе возможность реализовать ее в полной мере. В этой статье мы расскажем Вам, какими способами дошкольники познают окружающую действительность, что именно должен знать ребенок и что ему интересно, а также какие игры помогут сформировать знания о мире.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Дошкольное детство - это период, во время которого у малыша возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте. В целом, методы формирования знаний о мире можно разделить на три большие группы:

  1. Наглядные методы (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание картин);
  2. Словесные методы (беседы, чтение книг);
  3. Практические методы (игры, эксперименты, опыты).

Познание дошкольниками мира произходит, в основном, эмоционально-практическим путем. Дети обращают внимание на все необычное, яркое, то, с чем они непосредственно сталкиваются.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?

Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции, взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства, преобразования предметов). Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Также примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях. Приблизительные темы по изучению окружающего мира по возрастам Вы можете видеть в таблице.

Возраст

Содержание знаний о мире

Одежда, обувь, головные уборы;

Названия транспортных средств (машина, корабль, поезд, трактор);

Названия домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова и т.д.);

Названия диких животных (волк, заяц, лиса и т.д.);

Некоторые названия растений (деревьев, цветов);

Части суток (утро, день, вечер, ночь);

Явления природы (дождь, снег, солнце, ветер).

Времена года и их признаки;

Животные и их детеныши;

Кто, чем питается;

Названия некоторых птиц, рыб, насекомых;

Овощи, фрукты, ягоды, грибы;

Название (и порядок) дней недели и месяцев;

Виды транспорта (наземный, воздушный, водный);

Живая и неживая природа;

Перелетные и зимующие птицы;

Животные разных континентов, особенности их среды обитания;

При выборе темы для изучения, ориентируйтесь на интересы ребенка. Включайте малыша в реальную деятельность по уходу за животными, заботе о растениях, поощряйте его наблюдательность и творческих подход.

Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?

Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире

Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире

Ребенку дошкольного возраста для того, чтобы понять способы ориентировки в мире, научиться выделять существенные свойства предметов и явлений, выявлять причинно-следственные связи, необходимы многократные повторения пройденного материала.

Помимо игр, для изучения окружающего мира можно и нужно проводить с малышом различные эксперименты. Пример простого и познавательного опыта Вы можете увидеть в этом ролике:

Выводы

Дошкольники – прирожденные исследователи. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у крохи целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты. Чем больше усилий для получения нового знания приложит сам ребенок, тем лучше.

Выводы

Заключение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием (зубная щетка, мыло, ручка, карандаш, ножницы, игла).
Продолжать учить детей отгадывать загадки.
Развивать мышление, любознательность.
Воспитывать бережное отношение к вещам.

Ход занятия:

Сегодня мы поговорим о вещах, которые нас окружают, которые мы встречаем каждый день.

Загадка про зубную щетку

С мятной пастой дружит,

Нам усердно служит.

Было это давным-давно. Однажды утром в пещере проснулся человек с неприятным вкусом во рту. Он взял прутик, пожевал его конец и начал чистить зубы. Такой была самая первая зубная щетка. Потом щетки были в виде палочек из мягкого дерева. Зубной пасты раньше не было, и люди чистили зубы золой и углем от костра, а потом полоскали рот водой. Зубная щетка, которой мы сейчас чистим зубы, появилась совсем недавно. Но люди придумывают все новые и новые зубные щетки. А вы знаете, что существует музыкальная зубная щетка? Ее придумали специально для детей. Вы такую щетку видели? У этой щетки мелодия раздается тогда, когда вы зубы чистите правильно, а если зубы чистите не правильно, то музыка не играет. Хитрая зубная щетка! А еще есть электрическая зубная щетка. А как вы думаете, чем еще можно почистить зубы, кроме зубной щетки? Оказывается, почистить зубы без щетки можно яблоком, только не сладким. Когда мы жуем яблоко, зубы очищаются. Я вам еще расскажу об одной вещи, которая тоже находится в ванной.

Загадка про мыло

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я,

Дело ясное вполне:

Пусть помоет руки мне.

Много-много лет тому назад жил король. Утро короля начиналось с одевания и умывания. Одевание продолжалось очень долго, а вот умывание - нет. Королю подносили большую чашу с водой, он смачивал кончики пальцев, слегка дотрагивался ими до век, и на этом все – умывание окончено. А из вас кто-нибудь так умывается? Раньше мыла не было, и люди мылись мукой, глиной. А потом стали делать мыло из козьего, бараньего и бычьего жира и добавляли золу. Мыло было твердое, мягкое и жидкое. Сейчас мыло делают из таких веществ, как жир, масло, ароматические вещества, чтобы мыло вкусно пахло. Говорят, что в океане есть остров. Его земля состоит из вещества, которое помогает людям этого острова бороться с грязью. Люди берут землю и стирают белье, моются. А когда идет дождь, остров весь покрывается мыльной пеной. Раньше мыло стоило очень дорого, поэтому его могли купить только богатые люди. Бедные люди стирали и мылись щелоком. Что такое щелок? Брали древесную золу, заливали ее кипятком и ставили в печку. Потом доставали и мылись, так же стирали белье. Туалетное мыло называют еще умывальным мылом. Какого мыла сейчас только нет. Есть мыло белое, желтое, зеленое, голубое. Мыло может пахнуть земляникой, яблоком. Встречается мыло круглое, брусочками различными фигурками. А сейчас я вам расскажу еще об одной вещи, которую мы с вами встречаем каждый день.

Загадка про ручку

Отгадай, что за вещица –

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она Сеет-сеет семена.

Не на поле, не на грядке –

На листах в твоей тетрадке.

Давным-давно люди писали настоящими перьями. Брали перья гусeй, воронов, павлинов. Кончик пера сначала очищали, затем обрезали под углом и затачивали, чтобы оно было тоненькое-тоненькое. Когда перо становилось тупым, его опять обрезали под углом и опять затачивали. А потом писали. Один человек, которому приходилось много писать, придумал перо из стали. И все стали писать стальными перьями, делали их даже из серебра и золота. Они стоили дорого. Потом придумали авторучку - её не надо было макать в чернильницу. Брали трубочку с заостренным концом. Внутрь трубочки вставляли соломинку и наливали жидкость. Жидкость понемногу стекала к заостренному концу, и тогда трубочкой водили по бумаге. А еще позже изобрели шариковую ручку с густой пастой, которой мы сейчас с вами и пишем. Ручек придумано очень много. Есть с календарем, электронными часами и даже с калькулятором. А теперь поговорим о друге ручки.

Загадка про карандаш Черный Ивашка – Деревянная рубашка, Где носом поведет, Там заметку кладет. Если ты его отточишь, Нарисуешь все, что хочешь: Солнце, море, горы, пляж… Что же это. (Карандаш)

Физминутка Чем же люди рисовали раньше, когда у них не было простого карандаша? Они рисовали древесными углем. Брали обгоревший прутик из костра и рисовали. Из чего же состоит карандаш? Из деревянной рубашки и грифеля. Грифель – это сердечко карандаша. Из чего же делают это сердечко? Берут черный камень графит, мелко-мелко его дробят, пока он не станет таким как мука. Потом добавляют глину. Все перемешивают и кладут в специальную форму и сушат. Сердечко для карандаша готово. А лотом для него делают рубашку из древесины. Карандаши бывают твердые и мягкие. Твердый пишет бледно, мягкий - ярко. Каких только карандашей нет. Есть карандаши круглые, шестигранные, восьмигранные, плоские, трехгранные. Бывают карандаши с кисточками, карандаши-резинки. Имеется карандаш с увеличительным стеклом на конце, карандаши с бубенчиками. Бубенчик позванивает, и писать становится интереснее. Бывают карандаши с календарями, с азбукой, с дорожными знаками. Выпускают также ароматические карандаши, которые вкусно пахнут, когда ими пишешь. Карандаши верно и надежно служат людям много лет. Их берут с собой аквалангисты. Космонавты тоже пользуются карандашом для записей. На Севере, где всегда стоят сильные морозы, паста в ручках может замерзнуть, а карандаш нет.

Загадка про ножницы

Смотрите, мы раскрыли пасть,

В нее бумагу можно класть

Бумага в нашей пасти

Разделится на части. (Ножницы)

Загадка про иглу

Всех на свете обшивает,

Что сошьет - не надевает. (Игла)

Что такое игла - это заостренный стержень для шитья с ушком на конце. Раньше иглой была рыбья кость, в тупом конце которой была сделана дырка. Спустя некоторое время после изобретения костяной иглы, люди стали придумывать новую иглу, потому что костяная игла была очень хрупкой и быстро ломалась. Сегодня иголка сделана из металла, но она также напоминает рыбью кость. Прошло очень много времени, а внешний вид иголки нисколько не изменился. Изготовить обычную иглу совсем не просто. Сначала берут специальную игольную проволоку, отрезают, сколько нужно (для большой иглы много, для маленькой - поменьше). Потом точат - заостряют конец иглы. Специальная машина пробивает ушко. Вот и получилась игла, но она еще мягкая, ее надолго не хватит. Ее сильно нагревают и сразу резко остужают, закаливают, чтобы придать ей прочность. Потом её тщательно шлифуют и полируют опилками от деревьев лиственных пород. Это очень длительная и кропотливая работа. И лишь в 7 государствах мира изготавливают иглы. Поэтому и ценятся они очень высоко. Несколько кг иголок стоят дороже самой лучшей легковой машины. Как хранить иголки? Положи на дно коробочки, где лежат иголки, магнит, и они никогда не будут рассыпаться. А чтобы иголки не ржавели, их можно хранить воткнутыми в сухое мыло. Итог занятия: Что интересного мы сегодня узнали? Что вам понравилось? Что запомнилось?

Знакомство с окружающим миром

Практически каждое занятие в детском саду, будь то развитие речи, чтение художественной литературы, конструирование, рисование или математика, содержит в себе элементы ознакомления с окружающим миром. Любая информация о планетах и космосе, мире природы и особенностях человеческого организма, правилах безопасного поведения и жизни в обществе вызывает искренний и живой интерес у детей. Занятие по ознакомлению с окружающим миром стимулирует исследовательскую активность, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия.

Теоретические аспекты проведения занятий по окружающему миру в старшей группе ДОУ

Шестилетние дети — это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему приходит зима и уходит лето? Почему птицы улетают на юг? Почему светит солнце? Почему идёт дождь и распускаются цветы? Что такое настоящая дружба? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и интересно находить ответы. Познавательные беседы, увлекательные экскурсии и прогулки, занимательные игры и необычные эксперименты помогут в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных и общественных процессов и явлений, научить ценить дар жизни.

Человек не может воздействовать на природу, не может завладеть никакой из её сил, если не знает законов природы, не умеет измерять и вычислять их. Знание и изучение суть радость и право человечества; они суть части народного богатства и нередко замена благ, слишком скудно распределённых природой.

Александр Гумбольдт

Целью познавательных занятий в детском саду является создание необходимых условий, стимулирующих активное познание и открытие новых знаний о природном, предметном и социальном окружении детей, а также приобретение ими полезного практического опыта эффективной и безопасной жизнедеятельности.

Дети лопатками копают снег вокруг дерева

Эксперименты во время прогулки помогают детям практически познакомиться со свойствами снега и сезонными изменениями в природе

Задачи

Ознакомление с окружающим развивает сенсорный опыт ребёнка, учит наблюдать и анализировать.

Дети рассматривают пожарную машину

Увлекательная экскурсия в пожарную часть познакомит детей с профессией пожарного

Формы, приёмы и методы работы

Ознакомление с окружающим миром в старшей группе ДОУ может проводиться в форме:

  • комбинированных и узконаправленных занятий как в помещении учреждения, так и во время прогулок, экскурсий;
  • индивидуальной работы педагога в паре с ребёнком или с подгруппой детей (1 раз в неделю не более 40 минут):
    • подготовка выставок, викторин, праздников;
    • работа с одарёнными или отстающими детьми;
    • педагоги;
    • дети;
    • родители.

    Работа в уголке природы или на земельном участке не только знакомит детей с особенностями окружающего мира, но и прививает любовь к труду.

    Основными методами и приёмами работы, направленными на прямое восприятие старшими дошкольниками окружающего мира, являются:

    Дети сгребают листья на участке

    Старшие дошкольники могут самостоятельно очистить игровую площадку от сухих листьев

    Ребята, сидя за партами, держат в руках самостоятельно изготовленные домики из бумаги

    С помощью конструирования дети изучают разнообразные виды строений, а также знакомятся со свойствами бумаги

    Подготовка и проведение занятия по окружающему миру в старшей группе детского сада

    В старшей группе занятие по ознакомлению с окружающим миром проводится дважды в месяц в игровой форме, позволяющей адаптировать сложный материал к детскому уровню восприятия, создать творческую атмосферу, пробуждающую любознательность и познавательную активность дошкольников.

    Таблица: картотека тем

    • Познакомить со свойствами и состоянием воды.
    • Сформировать представление о воде как о явлении природы.
    • Познакомить с разнообразными видами насекомых, их питанием и условиями жизнедеятельности.
    • Дать знания о пользе и вреде насекомых для человека.
    • Сформировать понимание того, что здоровье — это важнейшая ценность человеческой жизни.
    • Развивать знания о необходимости соблюдения правил личной гигиены и практические навыки использования гигиенических средств.
    • Расширять представления о свойствах камня, познакомить с природными видами камней.
    • Познакомить со способами практического использования камней.
    • Познакомить с кинематографическими профессиями.
    • Создать условия для получения детьми опыта в озвучивании фильма и развития творческих способностей.
    • театральные маски,
    • детские музыкальные инструменты для озвучивания сказочных персонажей.
    • Расширять знания детей о стекле, металле, дереве и их свойствах.
    • Познакомить с историей происхождения колоколов в разных странах мира.
    • Расширять знания о различных видах посуды и её назначении (чайная, столовая, кухонная).
    • Совершенствовать образную связную речь, развивать воображение.
    • Познакомить детей с пауком, сформировать представление о том, что в природе все животные важны и нужны.
    • Воспитывать бережное отношение к животному миру.
    • Познакомить с дикими животными, проживающими на юге и севере планеты (северный олень, верблюд, белый медведь, жираф и т. д.).
    • Познакомить с любопытными фактами из жизни животного мира.
    • Учить детей описывать животных по алгоритму.
    • Формировать элементарные правила вежливого поведения.
    • Развивать представления о правилах поведения в обществе.
    • Воспитывать заинтересованность в здоровом образе жизни.
    • Дать представление о работе желудка, учить понимать свой организм, правильно определять степень полезности или вредности определённых продуктов питания для организма.
    • Формировать гендерную культуру поведения.
    • Развивать навыки решения конфликтных ситуаций (уступать, стараться понять мнение собеседника и находить общий язык).
    • Закрепить представления детей об улице, дороге, светофоре, правилах перехода.
    • Воспитывать культуру поведения на дорогах.
    • Познакомить с историей появления и развития телефонной связи.
    • Закрепить знание номеров телефонов служб помощи и спасения.
    • Учить детей называть полное имя членов своей семьи.
    • Формировать представление о семье, в которой царит любовь и понимание, воспитывать гордость за свою семью.
    • Закрепить представления об отличительных признаках осени и явлениях природы в эту пору года.
    • Познакомить с приметами осени, используя крылатые выражения и словесные образы.
    • Систематизировать и обобщить знания детей об электричестве.
    • Сформировать правила безопасного поведения с бытовыми электроприборами.
    • Расширять знания детей о родном городе, посёлке, познакомить с символикой родного города.
    • Развивать интерес к истории родного края, воспитывать чувство гордости за свою страну, любовь к родным местам.
    • Расширять знания о том, как лесные звери проводят зиму, закрепить названия перелётных птиц.
    • Воспитывать сопереживание всему живому.

    Временной план занятия

    Занятие в детском саду традиционно имеет свою логическую структуру:

    1. Вводная часть, мотивация (до 5 минут) — обычно включает приёмы, способствующие развитию чувства единения, созданию благоприятного психологического настроя, например, взяться за руки, посмотреть друг другу в глаза, улыбнуться.
    2. Основная часть (20 минут) — непосредственная работа с песком и другими материалами, игры, символическое путешествие, задания и упражнения с целью интеллектуального и творческого развития ребёнка.
    3. Рефлексия, выводы (2–3 минуты) — проводя анализ занятия, педагог благодарит детей за участие, интересуется мнением ребят по поводу проведённых игр. Ориентировочные вопросы для рефлексии:
    4. Расскажите, где мы сегодня побывали?
    5. Что научились делать?
    6. Что понравилось и было интересным?
    7. Какое у вас настроение после путешествия?
    8. Что нового вы узнали?

    Дети и воспитатель смотрят на изображение Земли на стене

    Увлекательная вводная часть занятия обеспечит дальнейшее поддержание внимания детей

    Мотивационное начало занятия

    Вводную часть занятия важно провести интересно, увлекательно и творчески. Необычный дебют занятия создаст позитивный эмоциональный настрой, пробудит познавательный интерес, активизирует любознательность, стимулирует поисковую деятельность и желание экспериментировать. Эффективными мотивационными приёмами могут стать:

    • сюрпризный момент, в основе которого находится оригинальная сюжетная легенда, связанная с появлением игрушечного персонажа или обыгрыванием виртуального обращения сказочного героя, который расскажет о своей проблеме, обратится с просьбой о помощи, вовлечёт в диалог или познавательную игру, пригласит детей в весёлое путешествие;
    • чтение фрагмента произведения художественной литературы, стихотворений и загадок;
    • разнообразные игры;
    • беседа с детьми;
    • музыка, демонстрация иллюстраций и познавательных презентаций, видеоматериалов или мультипликационных фильмов.

    Поскольку ведущая деятельность дошкольников — игра, ребята с удовольствием откликаются на сюрпризные моменты, сказочные путешествия и приключения.

    Загадки о животных помогают поддерживать интерес детей к занятию Загадки можно использовать и в ходе викторин Дошкольники с удовольствием отгадывают загадки Фотографии улыбающихся животных поднимают настроение Загадки в стихотворной форме отгадывать легче Слоны — одни из самых крупных животных на земле Зебра похожа на лошадь, но отличается по своему окрасу Гепард — самое быстрое животное из всех наземных млекопитающих Льва называют царём зверей за его грозный вид

    Таблица: развивающие игры для занятий на разнообразные темы

    Дети самостоятельно формулируют ответы на вопросы, например:

    • Врач перевязывает рану бинтом.
    • Врач делает уколы шприцем.
    • Пинцетом достаёт занозу.
    • Сергей — Сергеевич — Сергеевна;
    • Игорь — Игоревич — Игоревна;
    • Юрий — Юрьевич — Юрьевна.

    В финальной части игры детям предстоит назвать своё полное имя и отчество и фамилию.

    • низкий полёт ласточек — к дождю;
    • иней появляется на ветках деревьев — к теплу;
    • много дождевых червей на поверхности появляется — к дождю;
    • воробьи принимают песочную ванну — к дождю;
    • дерево рябины усеяно красными ягодками — к суровой зиме.
    • Лето: ливень, радуга, гроза, град…
    • Осень: падающие листья, мелкий осенний дождик…
    • Зима: снегопад, лёд, сосулька…
    • Весна: ручейки, ледоход…
    • Ситуация первая. Девочка радушно открывает дверь незнакомому человеку с ярко выраженной недоброжелательной внешностью и угрожающими намерениями.
    • Ситуация вторая. Девочка моет пол. Услышав звук свистка закипающего чайника, одной рукой выключает электроприбор, а в другой продолжает держать мокрую тряпку.
    • Ситуация третья. Школьник помогает перейти через дорогу плохо видящей бабушке. Движение он начинает на жёлтый сигнал светофора, при этом машина резко тормозит, а школьник смотрит в противоположную сторону и что-то увлечённо рассказывает бабушке.

    Таблица: примерные сценарные варианты для разных тем занятий

    Врач лечит детей от болезней Профессия лётчика является привлекательной для дошкольников Шофёры перевозят людей и грузы Почтальон приносит нам письма и телеграммы Пожарный — профессия для смелых и самоотверженных Парикмахер помогает нам следить за собой и выглядеть опрятно Повар готовит самые вкусные блюда Швея создаёт красивую одежду Если сломались часы, потребуется обратиться к мастеру Обувной мастер поможет починить обувь Учитель даёт нам новые знания

    Таблица: пример конспекта занятия по окружающему миру

    Вот откуда берётся чистая вода. Родник образует ручеёк, потом ручейки стекаются в озёра и реки, оттуда человек направляет её в трубы.
    Мойдодыр предлагает детям поиграть, загадывает им загадки, а они хором отгадывают.

    • Еду, еду, следов нету,
      Оглянусь — смерти боюсь. (Вода).
    • Течёт, течёт — не вытечет,
      Бежит, бежит — не выбежит. (Река).
    • Бегу я, как по камушкам,
      По камушкам звеня,
      Издалека по песенке
      Узнаете меня. (Ручеёк).

    В.: А теперь, Мойдодыр, мы с ребятами покажем, для чего нам нужна вода в детском саду.
    Дети с воспитателем подходят к природному уголку (поливают цветы, рыхлят почву в цветочных горшках, протирают крупные листья тряпочкой, а мелкие спрыскивают). Воспитатель предлагает дошкольникам назвать растения в природном уголке.
    В.: Дети, для чего нужно рыхлить почву? (Ответы детей). А для чего нужно поливать растения? (Ответы детей). А какой водой нужно поливать? Чем вы рыхлите землю? А почему палочками? Что ещё нужно делать для того, чтобы растения чувствовали себя хорошо и красиво? (Ответы детей). Вот для чего нам нужна вода в природном уголке, Мойдодыр.
    Дети с воспитателем подходят к игровому уголку.
    Мойдодыр спрашивает: А для чего вам здесь нужна вода, ребята? (Ответы детей — мыть игрушки). А для чего нужно мыть игрушки? (Ответы детей). Для чего ещё вам нужна вода, дети? (Ответы детей — мыть руки). Ребята, покажите мне, как правильно нужно мыть руки.
    Один из детей показывает процесс умывания: намочить руки, взять мыло, слегка намылить руки, положить мыло на место, размылить до обильной пены, смыть тёплой водой, вытереть насухо полотенцем.
    Мойдодыр: Спасибо, ребята, вы мне ещё раз объяснили, как правильно нужно мыть руки.
    Воспитатель читает поговорку: От простой воды и мыла и микробов тает сила.
    Мойдодыр читает стихотворение:

    • Я прошу вас, мойте чаще
      Ваши руки и лицо,
      Всё равно, какой водою,
      Кипячёной, ключевой
      Из реки, или колодца
      Или просто дождевой!
      Нужно мыться непременно
      Утром, вечером и днём —
      Перед каждою едою,
      После сна и перед сном!

    Работа в центре природы

    Уголок природы в детском саду

    В уголке природы ребята знакомятся со свойствами растений и жвотных и проводят опыты

    В ходе работы в центре природы у дошкольников развиваются познавательные процессы: внимание, восприятие, память, мышление.

    Для оформления уголка природы в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:

    • Комнатные растения.
    • Дневник и график наблюдений за ростом растений или экспериментами.
    • Природные материалы:
      • песок,
      • камушки,
      • ракушки,
      • листья,
      • веточки,
      • каштаны,
      • шишки и т. д.
      • крупы,
      • мука,
      • соль,
      • сахар,
      • семена растений,
      • пищевые красители.
      • контейнеры для хранения,
      • пробирки,
      • лупы,
      • магниты,
      • пластиковые и деревянные палочки,
      • ложечки,
      • лейки,
      • стаканчики,
      • зеркало,
      • песочные часы,
      • резиновые груши,
      • весы.

      Девочки проводят опыты с мыльными пузырями

      Весёлые опыты в уголке природы с мыльными пузырями полезны и интересны

      Таблица: примеры опытов для исследовательской работы в центре природы

      1. Установить воронку на горлышко сосуда.
      2. Положить в воронку листик тонкой бумаги.
      3. На бумагу ложечкой насыпать измельчённый активированный уголь.
      4. Налить загрязнённую воду.
      5. Зафиксировать результаты эксперимента (вода стала чище), зарисовать итоги наблюдения.

      Таблица: примеры заданий для викторины по окружающему миру для старших дошкольников

      • 1 группа — земноводные, в неё входят рыбы.
      • 2 группа — насекомые, в неё входят бабочка и пчела.
      • 3 группа — животные, в неё входят лев и осёл.
      • 4 группа — птицы, в неё входят попугай и сова.
      • Что такое вода? (Жидкость).
      • Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие).
      • Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние).
      • Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей — кто это? (Насекомые).
      • Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы).
      • У какого дерева белый ствол? (У берёзы).
      • Как называется дом муравьёв? (Муравейник).
      • Как назвать детёныша коровы? (Телёнок).
      • Сколько ног у жука? (Шесть).
      • Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнёзда? (Кукушка).
      • Кто носит свой дом на спине? (Улитка).
      • У какого зверя есть иголки? (У ежа).
      • Кто в лесу всю зиму спит? (Ёж, медведь, барсук).
      • Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое).
      • Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца).
      • Как назвать детёныша лошади? (Жеребёнок).
      • Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью).
      • Сколько ног у паука? (Восемь).
      • Раскалённая стрела
        Дуб свалила у села. (Молния).
      • После дождя бывает,
        Полнеба закрывает.
        Дуга красивая, цветная
        Появится, затем растает. (Радуга).

      Видеоматериалы по теме

      Занятия по ознакомлению с окружающим миром в ДОУ можно организовать интересно и творчески, в этом помогут представленные далее видеоролики.

      Читайте также: