Ознакомление с окружающим из чего сделаны игрушки

Обновлено: 25.06.2024

Главная Детские Стихи

(для детей старшего дошкольного возраста)

Подготовила старший воспитатель Чиданова И.В. г. Надым

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  • закрепить: представление детей о разнообразии предметного мира; умение правильно называть предметы рукотворного мира; представление о том, что каждый предмет имеет свое назначение и функцию
  • учить описывать предмет, вычленяя его особенности с помощью алгоритма описания
  • расширять познания детей о предметах-изобретениях, облегчающих труд человека в быту, делающих жизнь удобной и комфортной; обратить внимание на то, что они служат человеку, и он должен беречь их
  • учить устанавливать причинно- следственные связи между явлениями окружающей жизни и предметом, который помогает человеку легче переносить неудобства, связанные с этим явлением
  • развивать любознательность, находчивость, смекалку.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

- Посадочным талоном будет слово, которое относится к рукотворному миру.

(дети называют слово и проходят на стульчики)

- А Незнайке мы дадим ручку и блокнот, пусть записывает все самое важное.

Приготовиться к полету!
Пристегнуть ремни!
Внимание!
5,4, 3, 2, 1!

Вжик – вжик – вжик!

(дети по показу взрослого выполняют пальчиковую разминку)

- Движется воздушный корабль от направления и силы ветра.

(дети выполняют дыхательную гимнастику, звучит музыка)

- Какие вы видите дома? Покажите и назовите их правильно (одноэтажные, многоэтажные).

- Из чего построены дома? (из кирпича – кирпичные, из дерева – деревянные и т.д.) Покажите.

- Без чего нельзя представить дома? (без крыши, стен, окон, дверей)

- Кто строит здания? Для кого? (назначение – жилой дом, школа, детский сад, цирк, дворец спорта и т.д.) Зачем?

- Где мы можем увидеть такие дома? (в деревне, городе)

- Итак, к какому миру принадлежат дома? Почему?

- Посмотрите, какой поток машин движется по улицам города. Посчитаем, сколько машин едет направо, налево (ориентировка в пространстве)

- Каждая машина выполняет свою работу. Одни отвечают за перевозку людей. Это такси, автобусы, троллейбусы, трамваи (дети называют и показывают) Другие перевозят грузы.

- Назовите одним словом машину, которая:

Возит молоко — …, мешает бетон -…, возит воду — …, дробит камни — …, возит хлеб — …

- Ребята, скажите, а есть машины, которым все уступают дорогу? Назовите их правильно. Спецмашины – скорая помощь, милицейская, пожарная машина.

- Давайте узнаем, что Незнайка записал в блокнот.

Дом подъехал к машине.

Бензин кончился, потому что остановилась машина.

Машина ехать по городской улица.

Пассажир брать билет у кондуктор в автобус.

- Кто придумал и сделал все эти машины? Для чего? К какому миру относится техника?

- Спасибо, Незнайка за веселую разминку! Мы и не заметили, как оказались у витрины магазина. Посмотрите внимательно и скажите, как он называется (одежда – обувь).

- Скажите, что мы называем одеждой? Обувью?

Спинка, рукава, полочки, манжеты, воротничок, карманы, пуговицы – рубашка

Штанины, карманы, пуговица, замок, ремень – брюки

Рукава, карманы, молния, меховая подстежка, воротник – пальто, шуба

- Как можно рассказать про обувь?

- Давайте вспомним материалы из которых шьют одежду, обувь (ситец, трикотаж, драп, хлопок; кожа, шерсть, мех).

- Назовите одежду, которую вяжут, шьют.

- Кто шьет одежду. Для чего? Одежда и обувь предметы какого мира?

- Что за странный рисунок перед нами? Посмотрите внимательно, может, догадаетесь.

- Мастер Самоделкин привел нас к аллее инструментов и материалов (картинка)

- Ребята, кто из вас знает, зачем людям нужны эти и многие другие инструменты? (чтобы совершать трудовые действия и сделать много нужных и полезных предметов).

Копаем землю – лопатой
Рубим дрова – топором
Забиваем гвозди – молотком
Откручиваем или закручиваем болт – отверткой

Пилим доски – пилой
Режем бумагу – ножницами
Прокалываем отверстие – шилом
Пишем в тетради – ручкой

Чертим таблицу – линейкой
Красим забор – кистью
Шьем платье — иголкой

- Если предмет сделан из резины – он резиновый (приводят пример), из пластмассы – пластмассовый, из бумаги – бумажный, из металла – металлический, из дерева – деревянный, из полиэтилена – полиэтиленовый, из стекла – стеклянный.

- Мы и не заметили, как оказались на Площади Изобретений.

- Есть предметы, с помощью которых человек трудится, а еще есть предметы, облегчающие труд человека. Отгадайте их вместе с Незнайкой.

Дом на ножках, посреди окошко.
Засветится окно – появится кино (телевизор)

Ходит, бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошел – там пыли нет.
Пыль и сор его обед.
Он охотно пыль вдыхает,
Не болеет, не чихает (пылесос)

В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То взад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать (утюг)

Стучат, стучат –
Не велят скучать,
Идут, идут –
А все тут да тут (часы)

Полюбуйся, посмотри –
Полюс Северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет,
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина (холодильник

- Назовите, какие вы еще знаете изобретения человека. Для чего они (посудомоечная машинка, стиральная машина, микроволновая печь, фен, миксер, кухонный комбайн, обогреватель и др.)?

- Мы возвращаемся к дирижаблю по Улице Сравнений

Конь – велосипед
Дерево – стул
Самолет – птица
Часы – петух

- Путешествие по стране Рукотворный мир подходит к концу. Нам пора возвращаться. Как вы думаете, сейчас Незнайка понял, что такое рукотворный мир? Как вы сами это понимаете? (ответы детей) Верно, то, что человек сделал своими руками или с помощью инструментов, то, что улучшает, облегчает или делает его жизнь комфортной называется рукотворный мир.

Итог занятия. Оценка деятельности детей.

На память о путешествии ребята получают раскраски с предметами рукотворного мира.


На уроке дети узнают из чего сделаны окружающие их предметы. В материале присутствуют краеведческие данные по Приднестровью.

Описание разработки

Задачи урока:

1 формировать умение планировать свою деятельность, выделять главное, существенное в информации, взаимодействовать в коллективе, работать в группе;

2. познакомить учащихся с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; воспитывать бережное отношение к вещам и уважение к людям разных профессий;

3. развивать интерес к новой информации, побуждать к изучению нового.

Ход урока:

Организационный момент.

Прозвенел уже звонок.

Мы сегодня не одни,

Гости на урок пришли.

- Ребята! Повторяйте за мной.

Я – умею думать и понимать, Я – умею слушать и отвечать,

Я – могу ошибаться,

Я – умею учиться,

Я – хочу учиться.

Пусть девизом нашего урока будут слова:

II. Повторение пройденного материала.

- На прошлом уроке мы с вами начали изучение нового раздела и говорили мы об экономике.

Индивидуальные задания по карточкам.

(3 уч - ся получают задания)

- Подчеркни красным карандашом, что относится к продукции промышленности, а зелёным, что - к продукции сельского хозяйства.

Помидор, книга, морковь, телефон, настольная лампа, картофель, трактор, редис, лук, стул, утюг, тапочки, овёс, портфель, кукуруза.

Арбуз, вишня, стул, майка, виноград, ботинки, пальто, ракета, слива, парта, тыква, капуста, самолёт, чеснок, огурец.

Лук, капуста, блузка, самокат, шерсть, гречка, просо, будильник, тетрадь, мясо, пальто, редис, утюг, стул.

Фронтальная работа с классом:

- Что такое экономика?

- Вспомните, из каких частей состоит экономика нашей страны?

- Связаны ли друг с другом разные части экономики? Приведите примеры.

- Зачем нужны деньги? Как раньше люди обходились без них?

- В какой отрасли экономики работают ваши родители? (дети называют профессии своих родителей и к какой отрасли экономики она относится)

Учитель: Скажите ребята, а какая профессия самая главная?

( все профессии необходимы по - своему и каждая важна для общего дела)

Замечательно, а теперь двигаемся дальше к новым знаниям.

Работа в парах. Задание: Откройте конверты на партах. Разделить все предметы на группы, объяснить свой выбор.

- из глины (чайник, кирпич, тарелка),

- из шерсти (свитер, варежки, шапка),

из металла (ложка, сковорода, чайник),

- из древесины (линейка, деревянная ложка, книга, кружка).

(Дети объясняют свой вариант деления предметов на группы по определённому признаку. )

- Все эти предметы вам хорошо знакомы. Что общего у всех этих предметов? (Они сделаны руками человека. )

- С древних времен людям приходилось приспосабливаться к условиям жизни в различных условиях. Созданные людьми орудия труда, жилища и предметы быта, одежда, украшения были из тех материалов, которые были в той местности.

- Самыми древними являются каменные орудия труда. Древние люди вначале использовали осколки камней, ветви и сучья деревьев. Ученые считают, что самым первым орудием, сделанным древним человеком, было ручное рубило, высеченное из камня.

- В наше время человек с самого рождения человек попадает в мир вещей. К этому мы уже так привыкли, что не задумываемся о том, как и из чего сделаны окружающие нас предметы.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как и из чего что сделано.

Запишите в тетрадь дату и тему нашего урока.

Отгадайте загадку:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги,

А сделать миску или вазу -

Она понадобится сразу.

- Посмотрите на эти предметы: сухая глина и глиняная чашка. Как получают такую прочную посуду? (ответы детей)

- _Ф. И. ученика_ провёл исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают предметы из глины.

Глина добывается в карьере экскаваторами. В сыром виде она пластична. Она смешивается с водой до состояния густой пасты и затем из нее лепят посуду или игрушки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре 450°С. После обжига глина становится прочной и никогда не станет мягкой. Глиняное изделие может разбиться, но никогда не гниёт и не ржавеет. Искусство делать такие вещи называется керамикой.

Людей, которые делают глиняную посуду, называют гончарами. Чтобы гончару изготовить изделия ему нужен: гончарный круг, печь для обжига изделий.

В давние времена, когда не было холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды. Замечательными гончарами были китайцы. Из специальной белой глины изготавливают фарфоровые изделия. При обжиге такая глина приобретает белый цвет. Из глины делают ещё кирпичи, игрушки, черепицу.

На территории Приднестровья находятся большие месторождения глины, поэтому с давних времён народ строил дома из самана (кирпича из глины и соломы. ) В таких домах летом прохладно, а зимой тепло.

Запишите в тетрадь последовательность изготовления посуды из глины.

Карьер - гончарный круг - печь - чашка.

Дерево.

Еще древние люди делали из дерева оружие и орудия труда. Что только ни делали люди из дерева! От дома для себя и до игрушек для детей. А сейчас народное творчество просто немыслимо без изделий из дерева. Проще, наверное, спросить - а что нельзя сделать из дерева?

- Понятно, что линейка, ложка сделаны из дерева. А вот книга как оказалась в этой группе? (ответы детей)

- _Ф. И. ученика_ провёл исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают книги.

В типографии печатают книги. С помощью умных машин (линотип) набирают текст, другие машины делают рисунки. В машины закладывается бумага, заливается краска и печатаются листы к книге. Затем делается обложка и переплет и книга готова. Над изготовлением одной книги трудятся сотни людей, и мы должны беречь их труд, сохраняя книги в порядке.

- Чтобы сохранить лес, природное богатство, человек для изготовления бумаги использует старые вещи и макулатуру.

- В нашем городе существуют пункты приёма вторсырья, на которых принимают макулатуру. Не выбрасывайте бумагу, собирайте и отвозите её на такие пункты и вы спасёте деревья от вырубки.

Заполните схему в тетради. - Как из дерева получается книга?

Дерево - целлюлоза - бумага - книга.

- Какие ещё материалы люди получают из расте ний? Что делают из этих материалов? (Информация об изготовлении вещей из хлопка и льна. )

Ткани природного растительного происхождения: хлопок и лен.

Хлопком называют волокна, покрывающие поверхность семян однолетнего растения хлопчатника, который произрастает в Средней Азии, Закавказье, Казахстане. Лен - долгунец – это однолетнее травянистое растение, произрастающее в средних нечерноземных областях европейской части стран СНГ. В хлопке и льне комфортно абсолютно всем и всегда, не нарушено кожное дыхание, легко впитывается пот и испаряется влага.

Металл.

- В следующей группе у нас предметы, сделанные из металла.

- _Ф. И. ученика_ провёл исследование и сейчас вам расскажет, как изготавливают предметы из металла.

Оно сотворено самой природой. Железная руда – это полезное ископаемое, его человек добывает либо с поверхности земли – экскаватором, либо глубоко под землей в шахте.

Снимается слой земли. Горняки бурят отверстия, закладывают в них взрывчатку, взрывают, затем огромные экскаваторы грузят руду в вагоны.

Затем руда попадает на завод, и превратить ее в железо помогает жаркий огонь. В огромных печах – домнах, день и ночь бушует пламя. В домны поступает железная руда. Она плавится и становится жидкой. Так получают чугун. Чугун отправляют к сталеварам и в мартеновских печах варят сталь. Затем сталь выливают в формы – стаканы и, когда металл остывает, вытаскивают слиток. В прокатном цехе этот слиток раскатывают в тонкие и толстые листы стали. А из них уже делают разные предметы.

Читайте также: