Ответственность за религиозный экстремизм как не стать жертвой деструктивных сект

Обновлено: 30.06.2024

организованной Саратовской Епархией Русской Православной Церкви и Саратовским государственным университетом им. Н.Г.Чернышевского по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II при поддержке Администрации Саратовской области и города Саратова

Мы, религиоведы, теологи, философы, служители традиционных конфессий, эксперты по проблеме сектантства, психологи, медики, журналисты, представители общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, – участники Международной научно-практической конференции "Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма", заявляем об опасности, исходящей от деструктивных сект, исповедующих неопятидесятническое учение. Их деятельность представляет собой агрессивную экспансию, наносит вред физическому и духовному здоровью людей, провоцирует религиозно-политический экстремизм, создает угрозу семье, обществу и государству.

Неопятидесятнические общины имеют самые разнообразные названия, как то: "Слово жизни", "Новое поколение", "Благословенное Посольство Божье для всех народов", "Церковь Завета", "Роса", "Живая вера", "Жизнь Победы", "Церковь Божия", "Свет Правды", "Скала", "Церковь Христа Спасителя", "Жатва мира", "Виноградник", "Церковь Бога Живого", "Союз Христиан", "Жизнь и Свет", "Благая Весть", "Благодать", "Церковь на камне", "Часовня на Голгофе", "Церковь прославления", "Краеугольный камень", "Сыны Громовы", "Дерево Жизни", представляются всякого рода миссиями, ассоциациями и так далее. Часто они говорят о себе как о "Движении веры", церквах "Полного Евангелия", носителях "исполненного силы" евангелизма (power evangelism). Значительная их часть входит в "Российский объединенный Союз христиан веры евангельской" (РОСХВЕ) под руководством т. н. "епископа" Сергея Ряховского, другая - в "Российскую церковь христиан веры евангельской" (бывший "Союз христиан веры евангельской-пятидесятников", (СХВЕП)), фактически также контролируемый Ряховским, иные и вовсе представляются независимыми. Как входящие в РОСХВЕ, так и независимые организации неопятидесятников являются наиболее многочисленными и быстро растущими сектантскими образованиями на территории России, Украины, Белоруссии, Казахстана и других бывших республик Советского Союза.

Они обозначают себя либо "протестантами", либо "христианами веры евангельской", либо "пятидесятниками", либо лукаво, - "просто христианами", а свои религизные вербовочные мероприятия преподносят, как социальные проекты, вроде создания центров по реабилитации наркозависимых или акции "Ощути силу перемен". Однако настоящие протестанты – лютеране и кальвинисты – подобные организации протестантскими, и даже христианскими, не признают.

На самом деле, неопятидесятническое "Движение веры" зародилось на американской почве в 70-80-х годах и имеет в своей основе, в первую очередь, неоязыческое оккультное "позитивное мышление", оккультную практику визуализации и нездоровую тягу к различным сверхъестественным переживаниям, магическое учение о власти верующего и откровенно материалистическую "теологию процветания". Многие религиозные доктрины неопятидесятников (такие как учение о Святом Духе и Его плодах или учение "Иисус умер духовно") противоречат Священному Писанию и не только не являются христианскими, но и откровенно кощунственны.

Лидеры неопятидесятников – Кеннет Хейгин, Ульф Экман, Карл-Густав Северин, Кеннет и Глория Коупленд, Бенни Хинн, Алексей Ледяев, Сергей Ряховский и другие учат, что присутствие Бога может проявляться только в аномально-эмоциональных состояниях. Все так называемые "отношения с Господом" для них сводятся к психофизическим ощущениям, взвинченности и экстатическим переживаниям, когда человек не контролирует себя и зачастую даже не помнит, что с ним происходило. Эти состояния становятся для неопятидесятников своеобразным психологическим наркотиком и при их отсутствии сектанты испытывают "синдром отмены", который они переживают как чувство покинутости Богом.

Лидеры неопятидесятнических общин используют на своих собраниях оккультно-магические приемы воздействия на личность, прибегают к методикам массового внушения и другим средствам контролирования сознания, что вызывает у присутствующих массовую истерию. Такие широко распространенные и зачастую обязательные для неопятидесятников практики, как "говорение на языках", "святой смех", "поверженность в духе", "молитва мук рождения", "уничтожение родового греха" и др., дестабилизируют психику и не являются христианскими.

Большую опасность несет и так называемое "учение о теократии" – безраздельной власти пастора, который может манипулировать своими прихожанами, полностью контролируя их личную жизнь.

Кроме того, в неопятидесятнических сектах верующие часто облагаются не только "десятиной", но и многочисленными поборами, - людей зачастую принуждают жертвовать всем, что имеют, обещая, что только таким образом "умножатся их вклады в небесный банк". Таким образом, в организациях, обещающих прихожанам материальное процветание, на самом деле процветают лишь собирающие "небесную дань" руководители. Наконец, для неопятидесятнических сект характерны и тяжкие преступления против личности – истязания и убийства, в том числе, детей, нередко совершающиеся по приказу руководителей общины и всегда вследствие специфических представлений неопятидесятников об одержимости злыми духами и стремлении изгнать их посредством грубого физического воздействия на мнимых одержимых.

Исходя из наблюдений последних лет, мы можем заявить также, что неопятидесятнические секты социально опасны. Многие их члены страдают депрессиями, психическими отклонениями, тягой к суициду. Это подтверждается объективными данными международной статистики.

Особо обращаем внимание на недопустимость начавшегося последнее время распространения неопятидесятнических центров по реабилитации наркоманов, алкоголиков, лиц без определенного места жительства и граждан, освободившихся из мест лишения свободы. На самом деле, такие центры являются пунктами по вербовке в секты новых членов, где у пациентов вырабатывается устойчивая психологическая зависимость от псевдодуховных практик. При этом данные учреждения не имеют необходимых медицинских лицензий, официально проверенных и утвержденных методик реабилитации, а их работа не соответствует утвержденному Министерством здравоохранения РФ положению о деятельности реабилитационных центров.

Полагаем, что интеграция представителей неопятидесятников во власть осуществляется целенаправленно. Так, весной 2002 года на Генеральной Конференции "Российского Объединенного Союза христиан веры евангельской" С. Ряховский во всеуслышание провозгласил, что меняется стратегия этой организации, которая переходит от обороны к "влиянию и проникновению". Как раз это проникновение мы сегодня и наблюдаем. Кроме того, отмечаются неоднократные попытки внедрения неопятидесятников в Вооруженные Силы, структуры МВД и систему исполнения наказаний. При этом для прикрытия используется вводящая в заблуждение православная символика и терминология – например, свои региональные объединения неопятидесятники стали называть "епархиями".

Нужно помнить о том, что лидеры неопятидесятнических сект стремятся подавить всякую критику, звучащую в их адрес. Для этого они инициируют заказные материалы в СМИ порочащие исследователей сект, судебные процессы против журналистов, православных священнослужителей и рядовых граждан.

Мы, участники конференции "Неопятидесятнические секты в России: угроза религиозного экстремизма", свидетельствуем о крайней опасности неопятидесятнических деструктивных сект, использующих в своей деятельности методы, противоречащие принципам свободы личности. Контроль сознания членов секты, введение молящихся в состояние транса, зачастую заканчивающееся массовой истерией и психическими расстройствами, использование обмана, в частности, конфессиональной анонимности и псевдонимности, эксплуатация рядовых последователей, и даже страшные уголовные преступления - вот только некоторые аспекты деятельности неопятидесятников, которые ставят их организации в один ряд с наиболее опасными деструктивными сектами.

Мы призываем представителей государственной власти, силовых структур и органов местного самоуправления не только не оказывать никакой (в том числе моральной) поддержки деструктивным неопятидесятническим сектам, но и помнить об обязанности государства защищать своих граждан от любых посягательств кого бы то ни было на их личность, здоровье, собственность и свободу. Мы считаем, что в тех случаях, когда представители сектантского неопятидесятнического движения пытаются использовать авторитет Президентского совета, они тем самым компрометируют государственную власть Российской Федерации в глазах общественности, возмущенной деятельностью деструктивных сект.

Принято 323 участниками конференции из России, Германии и Швеции, представителями семи епархии Русской Православной Церкви

3.1.3. Социальная опасность деструктивных культов

Понятие религиозной (тоталитарной) секты и деструктивного культа. Классификация деструктивных религиозных культов.

Общие методы вовлечения в деструктивный культ. Признаки

посягательств членов деструктивного культа на интересы

личности и общества. Методы противодействия вовлечению

молодежи в деструктивный культ.

Понятие религиозной (тоталитарной) секты и деструктивного культа

В настоящее время в нашей стране усилилось влияние различных религиозных движений на общественную жизнь. Религиозные организации все активнее развивают просветительскую, благотворительную, политическую деятельность. По оценкам специалистов в различных деструктивных культах задействовано более 300 тыс. человек. Однако наряду с положительными результатами деятельности религиозных организаций наблюдаются иные явления: нарушение прав человека, противоправные действия, религиозный экстремизм. На некоторые религи­озные группы возлагается ответственность за действия своих адептов, направленные против общества и личности.

Неподготовленность молодежи к хитроумным обманным ходам мошенников, незнание отработанных типовых приемов и отсутствие навыков распознавания обманов ведут к идеологическому порабощению. Безобидное на первый взгляд событие – визит в секту из любопытства – чаще всего быстро превращает жизнь в чрезвычайную ситуацию. Прекрасно отработанная методика управления человеком приводит его к потере воли и полной смене интересов. Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.

Деструктивный культэто группа (религиозная, политическая, психотерапевтическая, образовательная или коммерческая) использующая методы контроля сознания, которые наносят вред физическому или психическому здоровью человека, негативно сказываются на его общественной, семейной и личной жизни.

Указанный закон определяет основания для ликвидации религиозной организации, запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке, а именно:

– нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

– действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

– создание вооруженных формирований;

– пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

– принуждение к разрушению семьи;

– посягательство на личность, права и свободы граждан;

– нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

– склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

– воспрепятствование получению обязательного образования;

– принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

– воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

– побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

Общие методы вовлечения в деструктивный культ

Для вербовки активные члены культа стремятся получить доступ к начальной образовательной школе и другим учебным заведениям. Их эмиссары налаживают контакты с руководством образовательных учреждений, предлагая услуги по оборудованию классов, организации учебного процесса или пуская в ход уговоры, подкуп, подарки.

Деятельность проповедников активно осуществляется также возле общежитий, где у студентов больше свободного времени, и где живут в основном приезжие, испытывающие определенную неуверенность в незнакомом городе, больше других студентов, нуждающиеся в поддержке.

Существует, наконец, категория людей, являющихся находкой

для любого деструктивного культа – это легко внушаемые люди. Практически каждый психолог или психотерапевт, занимающийся врачебной практикой, назовет нескольких пациентов, которые в процессе лечения впадают в полную духовную и психологическую зависимость от врача даже вопреки желанию последнего. Врач становится, можно сказать, богом для такого человека. Естественно, подобные люди – легкая добыча для любого деструктивного культа или религиозной конфессии, и в дальнейшем наиболее искренние, истовые представители паствы.

Поиск легковерных жертв, безропотно поддающихся уговорам, обману, гипнозу – важнейшая задача и обязанность каждого члена деструктивного культа.

Признаки посягательств членов деструктивного культа на интересы личности и общества

По отношению к отдельному человеку (его семье) культ может нанести следующий ущерб:

– изменение образа жизни, идеалов, поведения, интересов, привычек, облика, склонностей, речи;

– утрата интереса к привычному кругу общения, семье, друзьям, профессии, форме отдыха;

– увлечение религиозной тематикой;

– выражение неуважения к патриотизму, родной культуре, традициям, памяти предков, авторитету старших;

– настойчивые повторения явно чужих и необычных мыслей, цитат, апелляция к неким авторитетам;

– частое и необъяснимое отсутствие дома;

– путешествие по стране и за границу;

– чрезмерное количество телефонных звонков и писем;

– резкое изменение состава домашней библиотеки;

– изменение режима питания;

– замкнутость в себе;

– значительные денежные потребности: займы в банках, поборы у родственников и друзей, долги;

– проявление интереса к праву на собственность в части недвижимости, драгоценностей и иного имущества.

Методы противодействия вовлечению молодежи в деструктивный культ

Активной сферой противодействия деструктивным культам должно быть образование и просвещение, все остальные институциональные формы социализации, а также система коммуникации и информирования, т.е. СМК – средства массовой коммуникации (телевидение, радио, Интернет, печать).

Вопрос борьбы с культом заключается не столько в том, как избежать контакта с проповедниками, сколько в том, как безболезненно им противостоять. Думать над этим вопросом следует заранее и изначально воспитывать ребенка невосприимчивым к довольно однообразным методикам обработки.

Если ребенок все же попал под влияние членов культа, важно не упустить время. Советы специалистов в этом случае следующие:

Вступать в дискуссию с адептами деструктивного культа бесполезно. Они фактически не способны слышать, тем более вникать в то, что им говорит оппонент. Они зациклены на своих убеждениях и будут вновь и вновь почти автоматически повторять заученные догмы. В этом – одно из наглядных проявлений зомбированности людей, прошедших обработку в деструктивном культе.

В ходе своей практики мне доводилось несколько раз работать с тем, что я вытаскивал людей из различных деструктивных культов. Это довольно скользкая тема (а местами – еще и опасная), но все же не осветить ее я не могу. Да и вам, я думаю, будет полезно знать основные признаки того, во что не стоит соваться ни под каким предлогом. Даже просто "ради интереса" узнать "че там как".

ПРИЗНАКИ СЕКТЫ

2. Иерархия. Обычно инициаторы секты маскируют свое учение под общепризнанные ценности. Всей правды об истинных идеалах сектантов новичкам никогда не рассказывают. Зачастую, чтобы стать "посвященным" в дела общины, нужно занимать высокое место в иерархии. Иерархичность – одно из главных свойств построения религиозной секты. Такое устройство позволяет держать всю организацию под строгим контролем, а также стимулировать участников проявлять активность, чтобы добраться до следующей ступени.

3. Взносы и пожертвования. Большинство сект существует на средства ее приверженцев. На каком-то определенном этапе от участника секты начинают требовать взносы, пожертвования и вклады в общее дело. Иногда секты с самого начала информируют о платности своих семинаров и тренингов, а иногда и открыто – обрядов и богослужений (взимая при этом "пожертвования"). Но зачастую о том, что придётся платить, новичок узнаёт уже после "посвящения" в свои ряды. Для того чтобы распоряжаться средствами и имуществом своих приверженцев, сектанты могут использовать различные методы подавления сознания, гипноза и психологического давления, вплоть до угроз жизни и здоровью. Но последнее сейчас встречается не так часто, поэтому слишком частые упоминания о необходимости пожертвований – уже серьезный "звоночек".

4. Непогрешимый лидер. Сектантские учения обычно претендуют на уникальность и неоспоримость. Более того, у течения есть лидер, из биографии которого известны лишь те отдельные факты, которые подтверждают его "священность". Все знания, пришедшие к "верховному учителю", обычно получены сверхъестественным путём – через общение с Богом, духами, природой или инопланетным разумом. Его уровень "просветления" недостижим для последователей, а приказы не обсуждаются. Это своеобразный "диктатор", а подчинение ему по иерархическим ступеням носит тоталитарный характер. Даже если на начальных этапах новичкам кажется, что участие носит добровольный и демократичный характер, на самом деле в структуре всё строго регламентировано. При этом статус лидера получен исключительно через некое "откровение свыше", но никак не за счет личных заслуг, знаний или авторитета. А руководители "среднего звена" формируются из его приближенных и наиболее отличившихся.

6. Книги и собрания. Чтобы новичок проникся духом религиозного общества, его снабжают всевозможными информационными материалами, будь то книги, диски, фильмы, буклеты или прочее. Его приглашают на собрания сектантов, в ходе которых происходят "чудеса", доказывающие праведность их верований. Собрания и встречи участников секты – обязательная процедура для новеньких. В зависимости от характера секты, эти встречи могут быть как "камерными" (когда участников мало, или даже тет-а-тет), а могут быть и массовыми, чтобы адепт понял, как много людей осознали "правильность" данного учения.

7. Противопоставление миру. Участникам секты постоянно внушается некая "элитарность" их положения среди остальных людей. Как правило, они "будут спасены" или смогут достичь "невероятных высот сознания", или даже "спасти заблудшее человечество, когда придёт время". Главный подтекст – адепты секты являются "избранными" среди всех остальных. Окружающих, по мнению сектантов, необходимо жалеть и всячески способствовать тому, чтобы они, так же как и члены секты, "обрели смысл жизни". Адептам предписывается противопоставлять себя всем остальным, "совершенствоваться" и отказаться от внешних ценностей в угоду внутренних. Под внутренними могут пониматься духовное развитие, телесное самосовершенствование или же внутриобщинные идеалы, которым нужно следовать.

8. Активность. Человек, пришедший в секту, не может появляться там время от времени. Свободное посещение означает непостоянный контроль, поэтому всё свободное время адептов должно быть занято. Человека должны вырвать из привычного круга общения, изменить его поведение и подстроить его под жизненный уклад секты. Его побуждают активно действовать на благо секты, искать новых участников или проходить какие-то курсы, ездить в "паломнические" поездки, заниматься с "учителями" или помогать другим "новичкам". Жертвуя своей старой жизнью, временем, средствами и здоровьем, адепты прочно привязываются к самой секте и не мыслят себя вне её.

Кришнаиты - одни из самых приблажных на мой взгляд. Хотя я когда-то давно у одного такого прикупил "Бхагавадгиту" аж за 30 рублей.

Кришнаиты - одни из самых приблажных на мой взгляд. Хотя я когда-то давно у одного такого прикупил "Бхагавадгиту" аж за 30 рублей.

9. Общая цель и обособление от внешнего мира. Не все, но многие, особенно радикальные, сектантские учения имеют конкретную конечную цель своего существования. Это может быть Апокалипсис и соответственно спасение своей души, может быть "точка просветления", завоевание власти или материальных ценностей или даже месть. В документах секты часто можно встретить чуть ли не поэтапный план достижения поставленной цели. Большинство проблем, существующих в мире, согласно учению, можно решить именно после достижения конечной цели т.н. братства или общины. Общая цель объединяет членов секты и отделяет её как структуру от остального внешнего мира.

10. Опознавательные символы, униформа, знаки отличия. Членам секты важно отличить "своих" и "чужих". Для этого придумываются специальные символы, которые могут наноситься в качестве татуировок в незаметных местах тела или в качестве амулетов прятаться под одеждой. Может использоваться специальный "язык", понятный лишь "посвящённым", невербальные знаки. Участники могут носить какую-то специфическую деталь одежды, особую причёску, украшение. Всё это направлено на то, чтобы человек, даже находясь вне стен секты, чувствовал свою связь с ней.

Топ-менеджер секты "Аум Сенрике" – Секо Асахара, он же Тидзуо Мацумото. Отправился к вышестоящему начальству по приговору суда.

Топ-менеджер секты "Аум Сенрике" – Секо Асахара, он же Тидзуо Мацумото. Отправился к вышестоящему начальству по приговору суда.

ПРИЗНАКИ, ЧТО ЧЕЛОВЕК УЖЕ В СЕКТЕ

У вас есть опасения, что ваш близкий человек в секте? К сожалению, узнать об этом нельзя в какой-то специальной базе. В органах правопорядка существуют негласные списки экстремистов и опасных фанатиков, куда попадать никому не советуем. Рядовому гражданину такую информацию все равно не раскроют. Пусть даже дело касается вашего родственника.

Но есть несколько характерных признаков, по которым вы сами сможете определить, что человек в секте. При этом вы должны вести себя максимально осторожно, все ваши сомнения пусть останутся внутри вас. В противном случае вы можете отпугнуть от себя близкого или даже вызвать агрессию. Фанатики бывают весьма опасны, когда речь заходит о его внутренних убеждениях. Об это я уже писал в своей статье "О фанатиках и фанатизме".

1. Отрешенность. Первый признак того, что человек, возможно, состоит в секте – перемены в его образе жизни. Например, родственник, которого вы хорошо знали, стал другим. Мало разговаривает или ведет беседы на религиозные темы, чего раньше за ним не замечали. Изменилась манера одеваться. Гардероб стал более сдержанным, скромным, появились необычные атрибуты. В квартире появилась странная литература. Манера питаться также часто меняется под влиянием секты. Человек начинает меньше есть или вовсе подолгу голодает. Питается определенными видами продуктов, которые хранит отдельно от другой еды в холодильнике. При этом не стоит путать это с попыткой соблюдать диету. Круг знакомых его вдруг перестал быть вам понятен. Старые друзья отпали, а о новых вам ничего не говорят. Очень часто, когда человек в секте, он перестает отмечать традиционные праздники – день рождения, Новый год, Восьмое марта. Поначалу человек может ограничиваться ответом, что такого рода увеселительные мероприятия его больше не интересуют. На начальном этапе риторика сектанта еще не такая яркая, он как бы набирается сил и необходимых знаний.

2. Отрицание. Ваш прямой вопрос человеку: "Состоишь ли ты в какой-либо секте?" может остаться без ответа. Скорее всего последует встречный вопрос в духе "По твоему все, кто познал истину, сектант?" или "А что вы подразумеваете под словом "секта", веру в бога?" Обычно так отвечают хорошо "прокачанные" представители деструктивных культов, которые нахватались на своих сборищах нужных словечек. Не стоит забывать, что прямой вопрос может испортить отношения с близким. Сектантам и без того вбивают в головы, что все вокруг враги, и только здесь желают им добра и процветания. Не спешите попадать в категорию непримиримых врагов. Пока у вас нет доказательства того, что человек в секте, а также четкого плана действий, ведите себя как разведчик.

3. Демагогия. Человек, состоящий в секте, может сам начать рассуждать о боге, но вся его речь при этом будет лишена логики. Основой красноречия сектанта является фанатичный бред, который ему внушили. При этом упоминание других способов познания мира в разговоре будет вызывать у сектанта злость и раздражение. Загнанный в угол вашими логическими вопросами, сектант начнет всячески изворачиваться, уходить от ответа. Если о достаточно хорошо "зомбирован", он может применять различные психологические трюки. Например, проявить к вам "сострадание", как к "заблудшему" в этом мире, или назовет вас несчастным, указывая на свою высокую миссию – спасать таких, как вы (только не понятно, от чего).

4. Скудоумие. Когда человек в секте, он часто теряет способность рассуждать здраво. В ожесточенных спорах с близкими, которые пытаются помочь, сектант сыплет какими-то терминами, ссылается на различные псевдоученая. Если начать детально разбираться, окажется, что все ссылки делались на работы полусумасшедших фанатиков, которые закончили свой путь в лучшем случае в сумасшедших домах. Редкий, но самый забавный пример: вас на полном серьезе могут начать убеждать в том, что Земля на самом деле плоская. В качестве очередной уловки сектант уже может использовать для доказательства труды и писания с мировым именем, где на самом деле и речи нет о таком. Вас будут по-детски наивно обманывать, пытаясь внушить абсурдную мысль. Главное ни в коем случае не соглашаться играть по этим правилам в эту безумную игру, чтобы самому в какой-то момент не стать частью этого культа.

Рассматривая секты под разными углами, не стоит также забывать, что некоторые ныне признанные и популярные культы в свое время тоже считались сектами, образованными небольшими группами людей. Ну это уже так, информация к размышлению.

PS: Честно говоря, я вообще не e6y не в курсе, что из перечисленного нынче присутствует в реестре запрещенных в РФ организаций, а что пока не особо. Но т.к. всех обязывают писать сноски, то считайте, что все перечисленные движения – нехорошие.

А вот и обещанное видео вчерашнего эфира:

В наше время терроризм представляет непосредственную угрозу жизни и благополучию граждан любой страны мира. Особую же опасность несет религиозный экстремизм, истоки которого — в фундаментализме, завладевшем умами миллионов верующих.

Как выяснилось, общественные, государственные и научные институты были не готовы к такому мощному всплеску терроризма на основе духовных противоречий.


Что такое религиозный экстремизм

Это понятие подразумевает разновидность радикализма, развившегося на основе враждебного восприятия той или иной конфессиональной идеологии.

Происхождение термина

Значение понятия

В частности, радикализм на духовной почве находит выражение в нетерпимости к людям, исповедующим иные религии.

Экстремизм и терроризм

Если первое понятие трактуется как мировоззрение, то второе — деятельность на основе этого мировоззрения. Исламский фундаменталист не обязательно является террористом, если в своем радикализме он не выходит за рамки общепринятых норм поведения, то есть не совершает каких-либо насильственных действий по отношению к представителям иных религий.

Тем не менее, религиозный экстремизм и терроризм составляют единое целое.

религиозный экстремизм и терроризм

История явления

Терроризм с религиозными корнями зародился много тысяч лет назад, когда в Древнем Египте фараон Эхнатон объявил о смене культа бога Ра почитанием Атона, безжалостно подавив сопротивление приверженцев старой веры.

Значительно позже языческий Рим практиковал террор против христиан. Так, в 259 году прямо во время литургии римляне убили епископа Сикста II и сослуживших ему священников.

В Средние века во многих странах мира в среде различных культов возникли тайные секты, такие как сикарии, фидаи и ассасины. Считается, что именно они стали родоначальниками современных религиозно-террористических организаций.

Причины появления

Что же касается общих причин современного радикализма вообще и религиозного в частности, то среди них главная — неспособность государственных и общественных институтов решить возникшие в стране национальные, религиозные, экономические проблемы.

Иногда государство не в состоянии урегулировать мирным путем территориальные претензии, вызванные несовпадением этнических и религиозных границ, погасить в зародыше сепаратистские тенденции, обеспечить сохранение национальной, культурной или религиозной идентичности, уравнять в правах и материальном благополучии все этносы державы. Вполне вероятно, что в таком государстве рано или поздно возникнут протестные группы, избравшие методом достижения своих целей насилие.

Нидерланды включат в списки террористов детей от 9 лет // НТВ.Ru

Развитие и распространение

Бурное развитие и широкое распространение религиозного радикализма вызвано желанием определенных общественных формаций применить межрелигиозные разногласия для достижения власти, что неразрывно связано с финансовыми интересами.

Если не считать уже в значительной степени утратившую актуальность проблему противостояния католиков и англикан в Ольстере, то в мировой системе экстремистских структур, в число которых входит около 150 больших и малых группировок, основную роль играют исламистские террористические организации.

религиозный экстремизм и терроризм

Дальнейшая судьба

Перспективы будущего развития религиозного радикализма исследователями оцениваются по-разному. Некоторые утверждают, что уже вскоре, благодаря действиям сил мирового сообщества, он сойдет на нет. Большинство же склоняется к выводу, что терроризм, этот мощный инструмент, который используется не только против власти, но и зачастую самой властью, может временно закапсулироваться, чтобы в определенный его вождями момент нанести решительный удар.

Дело в том, что международный терроризм – это не только военная структура, но и генератор идеологических диверсий, а, как известно, подобному методу борьбы противостоять весьма трудно. Опыт контртеррористической борьбы свидетельствует, что любые попытки договориться с фундаменталистами обречены на провал, как и попытки остаться в стороне от проблемы.

На данный момент ни одна из предпосылок развития радикализма не устранена. Поэтому специалисты прогнозируют долгосрочный характер, более того, активизацию всех видов терроризма, в том числе и религиозного.

Современное положение

Если в середине прошлого века об угрозе человечеству со стороны ортодоксальных верующих никто не задумывался, то уже в его конце обусловленность террористических актов противостоянием различных конфессий начала нарастать лавинообразно. Уже в 1995 году четверть международных терактов и больше половины погибших было записано на счет религиозно ориентированных групп.

С наступлением XXI века радикализм такого рода едва ли не вытеснил все остальные его виды, подтверждение чему мы видим ежедневно в новостных лентах информационных агентств.

религиозный экстремизм

Экстремистская деятельность

Под этим термином понимаются практические шаги, направленные на реализацию идейных установок экстремистов.

Суть и признаки

Внутренняя суть явления религиозного радикализма — нетерпимость к верующим иных вероисповеданий или насильственное изменение существующего положения внутри одной конфессии. Крайние проявления духовного противостояния сопровождаются изоляционизмом, отвержением чуждых культур и насильственным навязыванием собственных стандартов этики, морали и религиозной практики.

Признаки религиозного радикализма включают, в первую очередь, фанатизм, с которым носитель одной религии заставляет следовать своим принципам представителей иных конфессий, невзирая их на интересы.

Человек, склонный к радикализму, зачастую утрирует элементы религиозной практики и церковных предписаний, заставляя окружающих так же чрезмерно демонстрировать свою приверженность вероучению.

В общении с людьми такие люди проявляют грубость и категоричность, а крайности в их поведении относятся не только к религиозной, но и к иным сферам жизни.

Экстремисты — люди весьма деятельные, причем деятельность их носит деструктивный характер, выражающийся в причинении в ходе своих протестных акций вреда как основам правопорядка, так и межличностным отношениям.

Террористы совершили нападение в Иране

Цель и идеология экстремистов

Главная цель духовного радикализма — возвышение собственной религии за счет подавления других. При этом зачастую ставится задача построения особого государства, как в случае с ИГИЛ, основанного на принципах принуждения всех его граждан к следованию принципам своего культа, замене гражданских правовых норм религиозными.

В основе идеологии таких движений лежит фанатизм, который, при отсутствии сдерживающих факторов, превращается в экстремизм и терроризм. Воссоздать общество в том виде, в котором оно существовало во времена зарождения религии – одна из идеологических основ фанатиков-фундаменталистов, которые для подтверждения своих принципов обычно апеллируют к авторитетным религиозным учениям. Претендуя на единственно верное их толкование, они в то же время отрицают все то, что не укладывается в канву их мировоззрения.

В процессе пропаганды своей идеологии экстремисты используют эмоциональное воздействие на людей, взывая к их чувствам, а не разуму. В этой связи важно отметить тенденции к наделению лидера движения харизмой и непогрешимостью, в то время, как сама их религиозность находится под большим вопросом.

Проявления экстремизма

Среди конкретных проявлений духовного радикализма есть как насильственные, то есть террор, так и ненасильственные, носящие пропагандистский характер. В числе последних — распространение соответствующих печатных и электронных материалов, показная благотворительность людей и структур, зарекомендовавших себя как экстремисты, организация обучения специалистов, нужных той или иной организации.

Практикуется также создание различных учреждений, центров, в которых попавших туда людей вовлекают в занятия экзотерическими дисциплинами, вследствие чего многие теряют волю и становятся членами тех или иных экстремистских структур.

Что же касается террористических актов, которые спровоцировало радикальное отношение к религии, то их примеры ужасают.

В 2017 году только с участием смертников были совершены 348 терактов в 23 странах мира. В них были задействованы 623 террориста, в том числе 137 женщин. В результате терактов за один год погибли 4 310 человек и около семи тысяч получили ранения.

Ответственность за эти трагедии приняли на себя различные группировки исламистов.

существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом

Возможные последствия

Последствия преступлений, совершенных духовными террористами, могут наступать как сразу после теракта, так и быть рассчитаны экстремистами на долгосрочные перспективы.

Среди них наиболее реальны:

Формы экстремизма

Социологи и политологи считают, что существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом, и выделяют несколько форм, в которых они проявляется.

Социальная

Социальный , или, как его называют, бытовой терроризм воплощается в постоянном запугивании, которое происходит в повседневности. Его признаки — уличный криминал, нестабильность социальной и экономической жизни, неустроенность быта, обилие в обществе маргиналов.

Этническая

Этническим радикализмом считают крайнюю форму борьбы с действительным или мнимым попранием интересов определенных этнических групп. В его основе заложен национализм, проявляющийся в различных формах — от бытовой этнофобии до шовинизма.

О профилактике экстремизма в молодежной среде — Кубанский молодежный .

Политическая

Политический терроризм подразумевает действия с целью нажима на политических лидеров или властные структуры, направленные на изменение проводимой ими политики либо принятие тех или иных решений, выгодных радикалам. Российский мартиролог политического терроризма включает убийства журналистов Дмитрия Холодова, Анны Политковской, генерала Льва Рохлина, лидера Чечни Ахмата Кадырова, общественных деятелей Галины Старовойтовой и Бориса Немцова.

Убийства же в современной России мусульманских лидеров, таких как Умар Идрисов и Магомед Долкаев из Чечни, Абубекир Курджиев из Карачаево-Черкессии, Курбанмагомед Рамазанов из Дагестана, Анас-хаджи Пшихачев из Кабардино-Балкарии, Илдус Файзов из Татарстана и многих других, имеют, в первую очередь, религиозно-политический подтекст.

Религиозная

Радикализм на почве веры ставит задачей перестройку мира в соответствии с религиозными убеждениями. Духовные радикалы отрицают сложившуюся в обществе систему религиозных ценностей, желая распространить свои верования на весь социум.

Несмотря на то, что терроризм ныне связывают, в основном, с исламом, религиозные радикалы встречаются не только в среде мусульман. В Германии зафиксированы случаи насилия в отношении эмигрантов со стороны немцев, позиционирующих себя как христиане, да и в России есть множество латентных экстремистов, под маркой православия пропагандирующих русский шовинизм.

Сектанты, также считающиеся христианами, призывают своих единоверцев игнорировать светский характер государства, отказываться от паспортов с ИНН. Неоязычники устраивают сходки в глухих местах, во время которых молят древних богов о ниспослании напастей на христиан. Сатанисты во многих городах России и других стран усиленно завлекают к себе молодежь, соблазненную практикой вседозволенности.

В Мьянме буддисты заставили сотни тысяч мусульман-рохинджа покинуть страну; индуисты уже много лет конфликтуют с мусульманами из Пакистана, претендующего на часть индийской территории.

В общем, духовный терроризм — это любое проявление агрессии со стороны верующих-радикалов, имеющихся сегодня едва ли не во всех культах планеты и желающих завоевать для своей веры статус если не единственной, то доминирующей.

существует взаимосвязь между религиозным и нерелигиозным экстремизмом

Как бороться с экстремизмом и терроризмом

Противодействие экстремистской деятельности — трудная, но решаемая задача. Это длительная, кропотливая работа, сопряженная с риском. Нельзя забывать, что вера — это едва ли не самое мощное оружие в условиях нашей планеты, и фанатизм весьма серьезно противостоит борцам с терроризмом.

Методы борьбы

Исходя из многолетнего опыта, борьба с такого рода радикализмом исключительно методами репрессий решительного успеха не приносит. Если с бандитами надо сражаться, имея в руках боевое оружие, то выстрелить в идеологию невозможно. Поэтому ей нужно противопоставить силу убеждения, основанную на интеллекте и просвещении.

В последние годы мы видели не один пример, когда вполне благополучные молодые люди оставляли все и отправлялись сражаться за идеалы исламизма. Достаточно вспомнить дело студентки МГУ Варвары Карауловой. Чтобы избежать столь прискорбных случаев, нужно с детства прививать людям уважение к иным нациям, религиям, просто к ближним. Давать зачатки правовой грамотности, просвещать и убеждать в изначальном равенстве всех перед лицом Закона Божьего и человеческого.

Необходимо целенаправленно и систематически рассказывать на страницах прессы, в Интернете и телепередачах как о подлинных целях экстремистов, так и о деятельности не впавших в радикализм религиозных конфессий, информировать о добре, которое несут людям священнослужители, отвергнувшие фанатизм как смертный грех.

Большая роль в борьбе против разного рода радикалов отводится мониторингу СМИ, а также работе правоохранительных органов по отслеживанию и искоренению деятельности деструктивных групп, маскирующихся под вывеской религиозных организаций.

Огромная роль в этой работе отводится духовным лидерам всех конфессий Российской Федерации. Ведь именно они могут убедить своих прихожан в том, что любой радикализм не несет ничего, кроме зла.

религиозный экстремизм и терроризм

Методы профилактики

В долговременной перспективе на первый план выходит профилактика терроризма на межконфессиональной почве. В этом ключе социально-политическую обстановку, особенно в неблагополучных регионах, можно оздоровить, используя средства психологического контроля над потенциальными носителями радикальных идей.

Для этого в СМИ, в учебных заведениях, начиная с младших классов, нужно изобличать бесчеловечную природу духовного фанатизма, разъяснять всю утопичность надежды на завоевание мирового господства, на конкретных примерах показывать ущербность деструктивных организаций и, наоборот, всемерно пропагандировать идеологию гуманизма.

Видео

На этом видео — кадры самого масштабного за всю историю террористического акта, произошедшего 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

Тоталитарные секты как форма осуществления религиозного экстремизма

Те же положения закреплены в ст. 41 Приложения к Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Применительно к России речь должна идти о сотрудничестве традиционных конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм) с исправительными учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Используя несовершенство нормативно-правового законодательства, регламентирующего правоотношения, возникающие между религиозными объединениями и учреждениями исполнения наказаний, на территорию ИУ стремятся проникнуть представители тоталитарных сект экстремистской направленности, позиционирующие себя в качестве религиозных, политико-религиозных, психологических, целительных, образовательных, культурологических и иных объединений.

Тоталитарные секты имеют следующие признаки:

  • авторитарно управляются лидерами, чьи полномочия основаны на приписывании им мистической власти и могущества и чьими действительными целями являются власть над своими последователями и их эксплуатация;
  • полное контролирование членов секты путем манипуляции их сознанием и регламентации всех аспектов их жизни, в той или иной мере нарушающих их права, равно как и права людей, входящих с такими группами в соприкосновение;
  • противопоставление своей организации, своей идеологии и субкультуры всем другим видам сообществ и человечеству в целом, всем разновидностям мировоззрений и культур.

По мнению религиоведов, теологов, священнослужителей, экспертов по проблемам сект и культов, психологов и юристов, опасность тоталитарных сект заключается в их экстремистской направленности. Их структуры и экстремистские методы бросают вызов общепризнанным демократическим ценностям. Претензии лидеров подобных сект на абсолютную правоту в сочетании с требованием от адептов безоговорочного подчинения организации и (или) ее лидеру позволяют порабощать людей, которые ищут для себя опоры в сложной жизненной ситуации, стремятся обрести более адекватное мировоззрение.

Отрицательными последствиями членства в этих сектах осужденных могут стать серьезные изменения их личностей, утрата восприятия ими действительности, что может привести к конфликтам с окружающими их людьми. Кроме того, в результате слишком резких мировоззренческих и ценностных изменений, а также в связи с использованием тоталитарными сектами деструктивных методов воздействия на психику человека часто возникают социально-психологические проблемы, среди которых следует упомянуть отчуждение членов религиозной секты от внешнего мира, вынужденный переход на менее квалифицированную работу, прекращение работы и (или) образования, замкнутость, агрессивность в фанатичном отстаивании своей идеологии, а также отказ от критического и рационального мышления.

Заложенные в личности некоторых заключенных склонность к зависимости, несамостоятельность и замкнутость в подобных религиозных группировках за счет их тоталитарного характера часто еще более усиливаются. Причем в местах лишения свободы отбывают наказание лица разных национальностей и вероисповеданий, объединенные, как правило, в этнические землячества и осужденные за совершение преступлений против общественной безопасности и государственной власти, таких как терроризм, захват заложников, организация незаконного вооруженного формирования и экстремистского сообщества, вандализм, хулиганство и других, нередко имеющих религиозную мотивацию исполнения, что создает благодатную почву для проникновения подобных сект в сферу деятельности исправительных учреждений. Введение в заблуждение осужденных путем скрытых методов манипулирования их сознанием и психологического насилия показывает опасность такого рода организаций.

В частности, по оперативным данным, в местах лишения свободы в разное время отбывают наказание порядка 3000 этнических граждан России только за совершение преступлений, квалифицируемых ст. ст. 205, ст. 205-1, ст. 206, ст. 208, ст. 209 УК РФ, а также порядка 70 иностранных граждан, отбывающих наказание за преступления, связанные с убийством, участием в незаконных вооруженных формированиях на территории России, и другие преступления.

Применение психологического насилия, трудовая, финансовая, эмоциональная, подчас сексуальная эксплуатация заключенных - членов религиозных сект, их социальная изоляция и серьезные ограничения личной свободы посредством использования методов манипулирования и контроля их сознания, нанесения вреда психике и здоровью приводят к неопровержимому выводу, что тоталитарные религиозные секты в своей деятельности систематически нарушают Всеобщую декларацию прав человека, в частности:

Использование религиозного экстремизма для решения межнациональных или межконфессиональных проблем в условиях исполнения наказаний лицами, осужденными за совершение преступлений, в социально-психологическом плане находит свое обоснование в том, что на протяжении последних 15 лет в России межрелигиозные конфликты привели к ряду вооруженных конфликтов. Причем их появление было спровоцировано во многом неправильными действиями государственных чиновников как на федеральном, так и региональном уровнях. Граждане России, участвовавшие в религиозных конфликтах и совершавшие противоправные действия, были осуждены. Однако осознание, что их религиозно-этнические чувства остались неудовлетворенными, может в качестве протеста подтолкнуть к вступлению в религиозные секты экстремистской направленности.

Учитывая этническое разнообразие среди осужденных, тоталитарные деструктивные секты нещадно эксплуатируют религиозный фактор, целью чего является провоцирование массовых беспорядков, неповиновение администрации, стремление выдать себя за борцов с несправедливостью и ущемлением прав осужденных. Подобную мобилизацию следует понимать как превращение этничности из психологического, культурного и социального фактора в собственно политическую силу.

Деятельность многих религиозных объединений, в том числе прошедших соответствующую регистрацию, направлена на подрыв конституционного строя, нравственности, ущемление прав и законных интересов человека и гражданина, причинение вреда здоровью, их влияние на подавление сознания лиц, содержащихся в УИС, что может привести к осложнению обстановки во всей уголовно-исполнительной системе.

К сожалению, традиционные культурообразующие конфессии, несущие огромный груз социального служения и вклад в стабильность государственно-конфессиональных отношений, не могут самостоятельно противодействовать деятельности деструктивных культов, являющихся источником агрессии для всех граждан России. Поэтому к этой проблеме должны быть привлечены государственные структуры как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В частности, необходимо совершенствовать российское законодательство и принять правовые меры по примеру европейских демократических стран (Франции, Польши, Бельгии, Германии) по ограничению деструктивной деятельности тоталитарных сект.

Назрела также необходимость проведения всесторонней научной экспертизы (с учетом правовых, медицинских, психологических, социальных и религиоведческих аспектов) при регистрации и перерегистрации религиозных организаций и групп, а также в отношении тех религиозных и квазирелигиозных объединений, которые регистрируют свои структуры как общественные, благотворительные и (или) образовательные. Кроме того, в процессе предварительного расследования преступлений, совершенных на почве религиозного экстремизма, необходимо устанавливать связь между совершившими их лицами и религиозными организациями (группами), членами или последователями которых они являлись, что значительно повысит применение судами ст. 239 УК РФ.

Читайте также: