Отрицание права на воспитание как асимметричный процесс

Обновлено: 04.07.2024

В структуре процесса воспитания можно выделить внутреннюю и внешнюю составляющие. Первая носит название самовоспитания, вторая – внешнего воспитательного влияния (действия). Важны обе. Одни достигают большего результата благодаря самовоспитанию (их называют людьми, которые создали себя сами), другие нуждаются в интенсивном влиянии извне, так как помочь себе сами не способны.

Согласно одной из концепций процесс школьного воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания – это саморазвивающаяся система: развиваются не только воспитанники, но и воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается, как система, целостный объект, который есть нечто большее, чем совокупность ее компонентов.

Выявлены и охарактеризованы такие свойства воспитательного процесса, как статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость, целевая, содержательная и процессуальная стороны. Их единство становится очевидным только при достаточно высокой степени абстрагирования, позволяющей выйти за пределы конкретных обстоятельств, в которых осуществляется воспитание. Представления о воспитательной деятельности преподавателя учебного предмета, классного руководителя, коллектива – это еще не процесс воспитания в целом. Необходимо абстрагирование, чтобы увидеть за ними нечто целостное. Допустимая степень его – важнейшая методологическая проблема теории воспитания: на низкой стадии абстрагирования процесс воспитания не прослеживается, при чрезмерной – возникает опасность отрыва от действительности.

Процесс воспитания имеет ряд особенностей по сравнению с обучением, развитием, формированием личности. Сущность его, место и роль легче всего обнаружить, рассматривая воспитание в структуре целостного процесса (рис. 1). В той части, где формирование личности имеет контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание.

Иван Подласый - Педагогика. Книга 3: Теория и технологии воспитания: Учебник.

Рис. 1. Структура целостного воспитательного процесса

Воспитание – процесс целенаправленного формирования, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания – это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом. Уязвимость данного определения легко обнаружить, сопоставляя значения понятий "взаимодействие" и "руководство". Первое отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, второе – представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания – это эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. В этом отличие специально организованного процесса от постоянно текущего неуправляемого воспитания. В целенаправленном воспитании есть гарантия, пусть не всегда полная, что воспитание достигнет намеченной цели и сделает человека таким, каким он нужен себе и обществу. Стихийное, неуправляемое воспитание может завести человека куда угодно. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания – процесс многофакторный; многочисленные объективные и субъективные факторы обусловливают своим совокупным действием сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее формирование личности. Особенность воспитательного процесса проявляется и в том, что деятельность воспитателя, управляющего этим процессом, обусловлена не только объективными закономерностями. Это еще в значительной мере и искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальность, характер, отношение к воспитанникам.

Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как в обучении. Между педагогическими влияниями, проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Личность подвергается одновременному воздействию множества разнохарактерных влияний, накапливая не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Сложность воспитательного процесса обусловлена также тем, что он динамичен, подвижен, изменчив, отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь.

К. Гельвеций в этой связи писал: "Я продолжаю еще учиться; мое воспитание еще не закончено. Когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему: после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно длинное воспитание" [1] .

Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Но даже при очень хорошей организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя: для него характерна отдаленность результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия.

Одна из особенностей воспитательного процесса – его непрерывность, ведь это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что какое-нибудь одно яркое "мероприятие" способно изменить поведение ученика. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Если процесс воспитания идет от случая к случаю, воспитателю приходится заново прокладывать "след" в сознании ученика, вместо того чтобы, углубляя его, вырабатывать устойчивые привычки.

Процесс воспитания – процесс комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов, подчиненное идее целостности формирования личности. Однако это не исключает того, что в какой-то момент приходится уделять больше внимания тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.

Воспитательному процессу присущи значительная вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться, что обусловлено действиями субъективных факторов: индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер: от воспитателя – к воспитаннику (прямая связь), от воспитанника – к воспитателю (обратная). Управление здесь строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

I. Из перечисленных утверждений выберите те, которые выражают особенности воспитательного процесса. Просуммируйте номера.

Теория воспитания как научная дисциплина и составная часть общей педагогики открывает и формулирует закономерности воспитания — объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами воспитательного процесса.Выделяются внешние и внутренние закономерности воспитательного процесса.

Внешние закономерности характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности.

К внутренним закономерностям относятся связи между компонентами воспитательного процесса (целями, содержанием, методами, средствами и формами), между характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников; между отношением воспитанника к воспитательному процессу и эффективностью его результатов. Среди закономерностей воспитательного процесса можно выделить следующие: I — воспитание всегда связано с обучением;

— цели, содержание, методы, формы и средства воспитания закономерно связаны между собой, поэтому изменения одного компонента с необходимостью ведут к изменениям других структурных компонентов воспитательного процесса;

— эффективность воспитательного процесса закономерно опосредуется оптимальностью выбора методов, форм и средств воспитания;

— чем активнее личность в воспитательном процессе, тем успешнее осуществляется данный процесс;

— прочность формирования нравственных понятий закономерно связана с уровнем их практического закрепления и в ходе воспитательного процесса;

— воспитательный процесс осуществляется эффективно, если в ходе его осуществления в целостном единстве формируются нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности.

Объективный характер закономерностей как категории воспитания выражается в том, что они всегда присутствуют в воспитательном процессе, не зависимо от того, знает или не знает о них педагог, ориентируется или не ориентируется на них в ходе своей деятельности. Практические указания, направленные на разъяснения того, как должен работать педагог, чтобы эффективно реализовывать закономерности воспитания в ходе своей профессиональной деятельности, излагаются в принципах воспитания — положениях, в которых выражены основные требования к содержанию и методам организации воспитательного процесса.Принципы (правила) воспитания отвечают ряду требований:

обязательность, означающую, что если педагог не будет соблюдать принципы воспитания в своей профессиональной деятельности, воспитательный процесс не будет эффективным;

комплексность, выражающуюся в том, что принципы воспитания надо использовать не поочередно и изолированно друг от друга, а все сразу;

равнозначность, означающую, что среди принципов нет деления на главные и второстепенные.

В современной педагогической теории нет единства взглядов на выделение принципов воспитания, однако, чаще других называют следующие принципы:персонификация, природосообразностъ, кулътуросообразностъ, гуманизация, дифференциация.

Персонификация (от лат. persona — личность, лицо + facere — делать) — принцип воспитания, основанный на отношении к воспитаннику как к личности как субъекту собственного развития и активному участнику воспитательного взаимодействия. Истоки данного принципа восходят к философско-педагогическим воззрениям мыслителей Древнего Востока, Древней Греции и Рима (Аристотель, Демокрит, Квинтилиан, Сократ, Эпикур и др.), философским и педагогическим учениям эпохи Возрож­дения (Т. Мор, Ф. Рабле, Э. Роттердамский, В. да Фельтре и др.). Дальнейшее развитие принципа персонификации связано с идеями позитивного самоизменения и самосовершенствования человеческой сущности (Ф. Бекон), активности личности в процессе жизнедеятельности (Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо), развития человеческой индивидуальности в учебно-воспитательной среде (Д. Дидро), ценности человеческой личности и ее стремления к саморазвитию (И.Г. Песталоцци), обеспечения субъектной позиции учащегося в процессе обучения (А. Дистервег) и др.

отечественной педагогике принцип культуросообразности (принцип народности) разработали К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, которые положили в основу воспитания единство религии, быта, традиций и нравственности народа. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнических и региональных культур. Реализовать принцип природосообразности в воспитании — значит помочь личности освоить общечеловеческую, национальную и массовую культуру на индивидуально-личностном уровне.

На современном этапе принцип гуманизации основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей; на утверждении блага человека как меры оценки взаимоотношений в обществе. Реализация принципа гуманизации требует от педагога:

— уважения прав и свобод воспитанника;

— предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;

— уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять
предъявляемые требования;

— уважения права воспитанника быть самим собой;

— доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

— ненасильственного формирования требуемых качеств;

— отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

— признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

Формирование разносторонне развитой личности в воспитании – это процесс количественных и качественных преобразований, движущей силой которых является разрешение противоречий между многообразными факторами воздействия на ученика и целостным становлением его как личности.

Противоречия воспитательного процесса

Система педагогических противоречий выделяет внешние и внутренние противоречия. Они проявляются на каждом этапе развития личности и противопоставляют обычно новые образующиеся потребности человека имеющимся у него способностям для их удовлетворения. Это расхождение вдохновляет человека активно пополнять свои знания, расширять кругозор, получать определенные навыки, изучать нормы и правила поведения в общественном мире.

Внешние противоречия могут быть объективными и субъективными.

Объективные противоречия порождают масштабные политические, финансовые, экологические а также информационные процессы, происходящие во всем мире. Также зачастую появляются противоречия по некоторым вопросам между представителями различных поколений из-за отличающегося опыта у каждого из них.

Субъективные противоречия, как правило, связаны с бурным подъемом знаний и ограниченными возможностями воспитателей и учебных учреждений в их передаче.

Внутренние противоречия возникают между имеющимся у личности уровнем развития и регулярно поступающими новыми, более высокими, требованиями к нему. Также эти противоречия могут возникать между целями, которые ставит перед собой личность и теми средствами, которые она использует для их достижения; между активно-деятельной природой ученика и социально-педагогическими условиями его жизнедеятельности.

Противоречия воспитательного процесса

Любое противоречие может стать движущей силой воспитания при следующих обстоятельствах:

  • Преодоление противоречия должно быть по силу для участника воспитательного процесса;
  • Противоречие должно пониматься как что-то актуальное, а его преодоление – как жизненная надобность;
  • Противоречия должны убираться со временем, шаг за шагом, с учетом предшествующего опыта.

Чтобы достичь положительных результатов в воспитательной работе, человек должен осознать внешние и внутренние противоречия в своем сознании. По этой причине педагог должен заниматься всесторонним исследованием личности воспитанника, мастерски проектировать разнообразные возможности формирования учащегося и переделывать их в конкретные воспитательные задачи.

Понятие закономерностей воспитания

Результативность педагогического процесса зависит от степени владения воспитателем закономерностями и принципами воспитания.

Закономерности воспитания – это устойчивые, повторяющиеся и существенные связи воспитательного процесса, осуществление которых дает возможность добиваться положительных результатов в развитии личностей, трудовых коллективов и оказывать воспитывающее воздействие на всю трудовую деятельность. Закономерности существуют во всей системе процесса воспитания.

Поскольку человек в силу своей природы подчиняется системе естественных законов, выполняющихся в конкретных условиях среды, можно воссоздать такие условия, при которых воспитание будет протекать именно по этим законам, а не вопреки им, что позволяет не допускать своеобразных ошибок в воспитании. Эффективную модель воспитания реально создать и пользоваться ею только лишь на основании знания основных закономерностей. Все это обусловливает высокую значимость закономерностей и движущих сил процесса воспитания в педагогике.

Закономерности воспитания обычно выступают в качестве недостаточно познанных законов, упорядоченности познанных явлений, появляющихся в воспитательном процессе связей, зависимостей и факторов, оказывающих влияние на воспитательный процесс.

Итак, закономерности воспитания – это зависимости результативности воспитания от некоторых факторов и условий.

В большинстве случаев эффективность воспитания зависит от:

  • Соответствия цели и действий для ее выполнения;
  • Проявления самих участников педагогического взаимодействия;
  • Результативности сопутствующих воспитанию процессов (развития и обучения);
  • Соответствия социальной практики и характера воспитательного влияния на учеников;
  • Интенсивности воспитания и самовоспитания;
  • Количества и качества воспитательного воздействия;
  • Сложившихся воспитательных связей между педагогом и воспитанником;
  • Интенсивности и качества связей между самими учениками.

Основные закономерности воспитания

В воспитательном процессе среди целого ряда закономерностей выделяют несколько основных:

  1. Обусловленность результатов воспитания воспитательной работе, а также настоящим условиям, в которых данная работа выполняется. В соответствии данной закономерностью педагог воспитательного процесса должен обеспечить надлежащие условия жизни в деятельности воспитанников.
  2. Процесс формирования личности приобретает большее значение, когда студент выступает в качестве субъекта педагогического процесса. Только при условиях полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможен гармоничный рост личности. При этом наставник не воспитывает, а актуализирует, поощряет желание студента к саморазвитию, что собственно и обеспечивает условия для его личного взросления.
  3. Зависимость целей и задач воспитательной работы от конституционных, мировоззренческих, нравственно-этических, правовых норм и ориентиров. Основные направления воспитательной работы непременно исходят от муниципальных и государственных учреждений.

Закономерности воспитательной работы определяются на основе принципов. Главное для педагога, уметь правильно сочетать традиционные основы воспитания с инновационными методами и технологиями с учетом имеющихся закономерностей.


Статья посвящена методам правового воспитания, которые играют важную роль в формировании правосознания личности. Целью использования исследуемых методов является создание в сознании и поведении человека позитивных представлений и взглядов о праве. Раскрывается система образовательных и просветительских мер, формирующих установки на уважение и соблюдение права, цивилизованных способов решения споров и профилактики правонарушений. Рассматриваются современные методы правового воспитания.

Ключевые слова: правовое воспитание, методы правового воспитания, правовое обучение

Правовоевоспитание представляет собой достаточно важную и сложнуючасть общегражданскоговоспитания,содержащегов себебольшое числокомпонентов. Воспитаниеличности может осуществляться в различных сферах, так, выделяют наряду с правовым:общественно-политическое, идеологическое,трудовое,высоконравственное,цивилизованное, патриотическое,семейное, школьное воспитание и др. Все виды воспитания личности непосредственно взаимосвязаны между собой, так как формируют общий ход социализации человека в обществе. В свою очередь, важной частью общей социализации является правовая социализация, то есть процесс приобщения человека к социально-правовой сфере, где особая роль принадлежит правовому воспитанию [1, с. 100].

Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность государства, а также общественных структур, средств массовой информации, трудовых коллективов по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан [5, с. 350]. Правовое воспитание направлено на получение и развитие познаний о праве, правовых явлениях, основных областей знаний юридических наук и отраслей права, усваивание ценностей права, моделей правомерного поведения.

Осуществляться правовое воспитание должно в специальных формах, специальными средствами и конкретными методами. Средства правового воспитания — это источники, используемые для достижения целей воспитательной работы. Они могут быть: материальными (нормативные правовые акты, акты применения права, средства массовой информации — литература, газеты, радио, телевидение и т. п.) и устными (лекции, беседы, семинары, консультации и др.) [7, с. 206].

Правовое воспитание должно быть направлено как на лиц с конфликтным, противоправным поведением, так и с нормальным, правомерным поведением. Поэтому по объекту (воспитуемым) правовоспитательный процесс может быть различных видов:

– общеправовое воспитание (через обучение в школах, лицеях, вузах);

– юридическое профессиональное образование (обучение и специальная подготовка в средних и высших учебных заведениях юридического профиля);

– массовое правовое воспитание (тематические семинары по правовым вопросам, лекции и т. д.);

– правовое воспитание с девиантным поведением (детские приюты и т. п.);

– правовое воспитание правонарушителей правоохранительными органами, в местах лишения свободы [7, с.207].

Правовое воспитание личности осуществляется с помощью определенных методов. Методы правового воспитания — это система приемов, благодаря которым субъект побуждает объекта развивать правовое сознание.

– информационный метод (передача знаний о праве и правовой информации воспитуемым);

– ориентационно-деятельностный метод (развитие правовой активности);

– методы, направленные на развитие оценочной деятельности (они могут быть выражены в различных способах и видах организации учебной и воспитательной деятельности).

В основе этих методов лежит убеждение, но в системе правового воспитания не исключается и принуждение. В реальной деятельности имеет место сочетание убеждения и принуждения в разнообразных формах [4, с. 139–140].

Так, методы правового воспитания представляют собой приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка [5, с. 351].

Также к методам правового воспитания относят:

  1. Метод убеждения, который является ключевым в правовоспитательном процессе. На нем основываются все без исключения другие методы. Основная роль убеждения заключается в том, что посредством данного метода формируется наиболее существенное свойство личности — его правопонимание. С помощью убеждения можно решить гораздо больше общевоспитательных проблем, нежели используя иные методы. Применяя какой-либо метод в совокупности с убеждением достигается максимальный педагогический результат в познании правовых явлений и формировании правосознания. Имеются две разновидности данного приема: убеждение словом и убеждение делом. Более известные формы убеждения словом: доклад, выступление, политинформация, разговор и т. д. При этом применяются в основном такие средства убеждения, как пояснение, высказывание, подтверждение, отрицание. Их результативность находится в зависимости от содержания фактически использованного материала, его объективности, достоверности, актуальности. Убеждение действием — это наилучший метод воспитать уважительное отношение к правовым явлениям [6, с.72].
  2. Метод принуждения — это также широко используемый прием воздействия. Метод принуждения согласно собственной сущности схож с методом убеждения. Так как в двух методах основная цель коммуникатора — чтобы собеседник принял его позицию. Равно как при методе убеждения, так и при принуждении человек берется аргументировать свою собственную точку зрения с поддержкой разных подтверждений, аргументов. По этой причине метод убеждения и метод принуждения являются главными методами в правовоспитательном процессе [3, с.114].
  3. Наказание предполагает применение каких-либо правовых мер в отношении лица в ответ на нарушение закона. Наказание может быть применено в форме осуждения, замечания, лишения определенного права, ограничения в правах, выговора и др. Наказание необходимо применять с особенной осторожностью, оно не должно осуществляться в оскорбительной для воспитуемого форме, озлоблять. Чрезмерная либеральность и отсутствие наказаний имеют все шансы послужить причиной к неповиновению, неорганизованности воспитуемых. Два требование, которые необходимо соблюдать при назначении наказания: справедливость и обдуманность. Однако не следует поспешно использовать наказание, так как оно не всегда может оказывать положительное влияние на поведение воспитуемого.

Способами и приемами воздействия на сознание и поведение субъектов являются: потенциальная угроза применения санкций, профилактика, предупреждение и другие. Использование тех или иных методов зависит от конкретных обстоятельств [3, с. 57].

В процессе правового воспитания важно сформировать у каждого гражданина:

– верное понимание значения права в жизни общества, его ценность, необходимость;

– развить чувство уверенности в силе права, юридических способов защиты.

В настоящее время применяются различные интерактивные методы правового воспитания и обучения, которые наиболее эффективно и быстро способствуют достижению целей правового воспитания. Главные интерактивные способы, помогающие достигнуть цели правового воспитания, представлены следующими: круглый стол (обсуждение вопроса, дискуссия), умственный атака (мозговая штурм), деловые и ролевые игры, мастер-класс [2, с 42].

Основная задача деловой игры состоит в том, чтобы обучить воспитуемого использовать правовые знания при постановке значимых актуальных проблем и вопросов. При этом разрабатываются необычные выходы из сформировавшихся противоречий, появляются новые способы решения той или иной ситуации.

В области правового обучения используются следующие разновидности интерактивных методов с целью формирования разных компетенций, в первую очередь, умений понимать о интерпретировать юридические тексты. К ним причисляют:

1) понятийный анализ;

3) сравнительный анализ;

4) анализ сложной ситуации.

Понятийный анализ необходим для грамотного установления цели правового воспитания и обучения, выбора способов воспитания. Метод содержит: структуризацию определений, содержащихся в документах, разделение их согласно блокам, в которых применялись данные определения. Интерпретация применяется при разъяснении текстов, направлена на понимание их смыслового содержания, переход на более доступный язык. При сравнительном анализе сопоставляется сущность многих различных правовых явлений, позиций с целью систематизации и типологии. Анализ сложной ситуации — это способность к анализу сложных правовых ситуаций, умение находить закономерности, обобщать, вырабатывает навыки планирования [2, с.43].

Правовое воспитание непосредственно сопряжено с общественно-политическим и моральным воспитанием. Невозможно создать у лица уважение к закону, если нет уважения и доверия к органам государственной власти, а также к иным членам общества, как к носителям индивидуальных прав и свобод. Таким образом, формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим явлением, с помощью которого субъекты правового воспитания влияют на общественное и индивидуальное правопонимание, способствуют восприятию принципы права и юридических норм.

Итак, методы правового воспитания — это способы правовоговлияниянавоспитуемых. Все без исключения методынеобходимыдля того,чтобыгражданин имел возможностьсоздатьточноепредставление о праве, о егороли в жизниобщества.

  1. Брыжинская Г. В. Факторы правовой социализации / Г. В. Брыжинская // Перспективы науки. — 2015. — № 11 (74). — С. 100–102.
  2. Гунибский М. Ш. Инновационные и интерактивные методы в процессе правового воспитания // Юридический мир. — 2014. — № 4 (208). — С. 40–44.
  3. Григорьева И. В. Теория государства и права. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. — 304 с.
  4. Каландаришвили З. Н. Деформация правового сознания молодежи и юридические способы ее преодоления: дис. … канд. юрид. наук. — Санкт-Петербург, 2004. — с. 202.
  5. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права Курс лекций /
  6. Н. И. Матузов, А. В. Малько. — М.: Юристъ, 2001. — 776 с.
  7. Певцова Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию / Е. А. Певцова // Журнал российского права. — 2004. — № 3. — С. 70–81.
  8. Худойкина Т. В. Правовое воспитание как основной фактор предупреждения юридических конфликтов / Т. В. Худойкина // Глобальный научный потенциал. — 2015.–№ 11 (56). — С. 206–208.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое воспитание, метод принуждения, метод убеждения, круглый стол, массовая информация, понятийный анализ, правовое обучение, правомерное поведение, сложная ситуация, сравнительный анализ.

Читайте также: