Отражают ли правовые системы историческое развитие и современное состояние страны традиции народа

Обновлено: 07.07.2024

Национальные традиции в правовой системе государства

Традиции — это передача стандартизированных образцов поведения, ценностей и идей из поколения в поколение. Это особые предписания, которые предыдущие поколения оставляют своим потомкам. В этом качестве традиция определяет легитимность действий членов сообщества в определенных ситуациях.

Фактором развития любого социума является традиция, которая способствует укреплению общественных отношений. Вместе с обществом эволюционируют и правовые традиции, они являются обязательным компонентом жизни народа, одной из его главных ценностей. Традиции — это основа стабильного и преемственного развития общества и государства, культурно-правовой феномен.

К пониманию национальной культуры в целом можно прийти через постижение ее правовой составляющей и традиционных ценностей.

Правовая традиция — это социально организованный опыт, включающий правовые и духовно-нравственные ценности, который в пространственно-временных рамках передается от поколения к поколению и приобретает устойчивые формы внешнего выражения в государственно-правовом пространстве.

Право на жизнь включает систему правовых установлений и нравственных проблем. Высший смысл жизни, ее достоинство, определяются человеком и социокультурными обстоятельствами его жизни. Полнота жизни зависит от меры юридической защищенности человеческого достоинства, меры свободы.

Для развития правовой культуры мировоззренческими ориентирами служат человеческое достоинство и свобода человека. Материальная обеспеченность без свободы не может предоставить человеку возможность стать личностью. Свобода как ценность является условием и предпосылкой человеческого достоинства, его высокого социально-правового статуса. Традиционной паттерной русской культуры является воля (свобода) человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Предпосылки развития национальных традиций и права

В XIX веке в России традиции характеризовались при помощи таких понятий, как православие, патриархальность, общинность, самодержавие. Сам нард выступал носителем традиционных начал правовой культуры. Традиционная община являлась общностью, осознающей духовное единство, не отделяющей личную судьбу от судьбы мира.

В постсоветский период предпринимались попытки изменения в сторону либерально-гуманистического мировоззрения, ценностные традиции которого выступают ориентиром для развития прогрессивных форм права с двумя специфическими чертами:

  • устремленность к предельному осуществлению не одной духовной ценности (справедливость, гуманизм, рациональность и свобода), а их реализация в системной взаимосвязи, где системообразующим элементом являются принципы гуманизма;
  • признание необходимости интеграции на основе общечеловеческих духовных ценностей разных обществ, имеющих свои специфические правовые и социальные идеалы.

В настоящее время постепенно реализуются ценности персоноцентризма и гуманизма, которые становятся основными в духовной жизни социума. Одной из главных традиций современного общества, которая должна выступать основным духовным ориентиром для общественных форм правовой культуры, выступает право человека на жизнь.

Проблемы соотношения национальных традиций и права

Роль традиции в современном обществе обусловлена изменением социокультурной ситуации в целом. Появлению особого нравственно-психологического состояния общественного и индивидуального сознания, характеризующегося разложением традиционной системы моральных ценностей, формированием вакуума правовых идеалов способствуют определенные факторы.

Снижение роли традиции в регулировании жизнедеятельности социума связано с:

  • вестернизацией международного права;
  • активизацией мирового глобализационного процесса;
  • системным кризисом государственных правовых институтов;
  • неразвитостью системы правовых норм.

В общественном сознании одним из центральных стал конфликт, возникший между традиционно моральными и новаторскими рациональными идеалами. Возросло недоверие общества к неэффективным правовым реформам, не совпадающим с правовым идеалом граждан.

На протяжении столетий в структуре правового и политического сознания российских граждан играли основную роль такие традиционные черты, как:

  • вера в исключительное историческое предназначение;
  • имперская модель интеграции этносов;
  • идеократический тип государственности.

Последствия социокультурного кризиса, вызванного конфликтом между новаторским и традиционным, проявляются в отчуждении личности, дестабилизации в разных сферах жизни, забвении исконных традиций и утрате гармонии человеческой личности.

Под системой обычного (традиционного) права понимается существующая в странах экваториальной, южной Африки и в Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.
Многочисленные народности Африки имеют свои обычаи, призванные обеспечить единство, сплоченность социальной группы (трибы, рода, деревни), уважение памяти предков, связь с окружающей природой, духами, другими сверхъестественными силами. Мифический характер обычаев, их плюрализм (множественность), неформализованность и разрозненность не позволяют эффективно использовать их для создания национальных правовых систем по типу европейских.
Период колонизации Африки создал предпосылки для заимствования современного законодательства, судебной системы, но принципиально не изменил образ правового сознания большинства сельского населения, которое продолжает ориентироваться на прежнюю систему ценностей. В настоящее время лидеры независимых африканских государств осуществляют систематизацию действующих обычаев, включают их в отраслевые кодексы, иные нормативные акты, но при этом нередко игнорируют обычаи других проживающих в данных странах народностей, социальных групп.
Такие же трудности возникают при создании судебных органов власти и формировании судебного процесса. Суд, призванный (с точки зрения европейской правовой традиции) решать споры между равными и независимыми участниками, оказывается чужеродным для трибы, клана, где каждый житель является частью единой социальной группы, связан с другими ее представителями и где внутренние конфликты решаются не путем признания права того или другого лица, а путем их примирения. Таким образом, современное состояние правового развития Африки можно охарактеризовать как сложный переходный период определения путей и способов взаимодействия двух правовых культур: законодательно-прецедентной европейской и обычно-правовой африканской.

77. Механизм правового регулирования: понятие, структура, стадии. Соотношение правовогорегулирования и правового воздействия
Правовое регулирование – это одна из форм воздействия права на общественные отношения с помощью специфических правовых средств — норм права, правоотношения, актов реализации права.
Правовое регулирование также определяется как главное, решающее выражение правовой действительности, результативное нормативно-организованное воздействие на общественные отношения при помощи правовых средств.
В узком смысле этот механизм включает только то, без чего невозможно регулирование общественных отношений, а именно — императивное, властное их нормирование государством.
В широком смысле — вся совокупность правовых явлений, действующих в обществе и оказывающих влияние на сознание и поведение субъектов, т.е. механизм юридической надстройки.
Следовательно, под механизмом правового регулирования в узком смысле понимается собственно механизм правового регулирования, а в широком смысле — механизм правового воздействия.
Механизм правового регулирования (МПР) – система юридических средств, организованных последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.

Основные структурные элементы МПР:
1. Нормы права – общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, закрепленное в определенной форме, регулирующее общественные отношения и обеспеченное к выполнению мерами государственного принуждения. Нормы права устанавливают общие и юридически обязательные правила поведения участников общественных отношений, которые находятся в сфере правового регулирования.




Излагаются в различных по силе нормативных правовых актах.

Основополагающее регулирующее воздействие нормы права на общественные отношения:
- определяет круг субъектов, на которые распространяется ее действие;
- формулирует условия, при которых субъекты руководствуются ее предписаниями;
- раскрывает содержание правила поведения;
- устанавливает меры юридической ответственности за нарушение указанных правил.

Норма права - начальный элемент механизма правового регулирования (определяет его основу – направления правового поведения).

2. Акты реализации юридических прав и обязанностей - фактическое поведение субъектов правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей. Через них достигаются цели правового регулирования, удовлетворяются законные интересы управомоченных и обязанных лиц.

Четкость и эффективность механизма правового регулирования общественных отношений зависит от правильного толкования норм права и уровня правосознания субъектов правового регулирования.

Главная цель правового регулирования - установление такого порядка в общественной жизни, который максимально соответствует предписаниям правовых норм, заложенным в них принципам социальной справедливости.

К особенностям механизма правового регулирования обычно относят то, что этот механизм:
- по своему характеру является государственным, поскольку осуществляется при помощи общеобязательных норм, исходящих от государства;
- опирается на возможность применения принудительной силы государства;
- имеет пределы воздействия на общественные отношения;
- обладает определенным содержанием и направленностью, которые выражаются в том, что механизм правового регулирования направлен на: упорядочение и закрепление сложившихся общественных отношений;
- содействие развитию и утверждению новых общественных отношений, в которых заинтересованы общество и государство;
- осуществляется при помощи системы правовых средств, способов и методов правового регулирования, в том числе таких, как дозволения, запреты, обязывания, императивные и диспозитивные методы регулирования и т. д.;
- характеризуется стадийностью действия;
- обладает эффективностью, которая зависит как от объективных, так и субъективных условий и факторов.

Структура и стадии механизма правового регулирования

Некоторые ученые, рассматривая структуру механизма правового регулирования, выделяют два ее полярных элемента:
• нормативную основу или нормы права, выражающие главные способы воздействия права — дозволения, запреты, обязывания;
• способы реализации, которые проявляются в фактическом поведении людей, совершении действий или в воздержании от действий (бездействии), т.е. результативную сторону механизма.

Между этими двумя элементами существуют промежуточные звенья — юридические факты, правоотношения. К элементам механизма правового регулирования чаще всего принято относить (С.С. Алексеев):
• юридические нормы;
• правоотношения;
• акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей;
• индивидуальные предписания, акты применения права (факультативный элемент).

1 стадия — формирование нормативной основы включает процесс создания и общее действие юридических норм. Но нормативная основа включает не только нормы права, но и индивидуальные предписания, договоры, средства и приемы юридической техники, иные инструменты правового регулирования.
2 стадия - включает правоотношения, возникающие на основе юридических фактов (или фактического состава) и в рамках которых стороны приобретают конкретные права и обязанности как меру индивидуального поведения субъектов. Этой стадии нередко предшествует факультативная стадия — применение права, без которой не могут возникнуть правоотношения.

В рамках правоотношений устанавливается конкретная юридическая связь между субъектами, при этом субъекты вполне определенно разделяются на управомоченных и обязанных. Именно здесь выявляется, какая из сторон правоотношения имеет интерес и соответствующие субъективные права, а какая обязана не препятствовать удовлетворению этого интереса либо осуществлять конкретные активные действия в интересах управомоченного.

Правоотношения, как известно, возникают на основе норм права и при наличии определенных юридических фактов. В рамках правоотношения абстрактная программа действия, заложенная в нормах права, преобразуется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов.

3 стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей. На этой стадии достигаются цели правового регулирования. При этом реализация осуществляется в формах актов: соблюдения (запретов),исполнения (обязанностей), использования (прав) и применения права.

Акты реализации представляют собой основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении тех или иных субъектов. Если на этой стадии не создается препятствий для реализации прав и обязанностей, то не возникает необходимости в четвертой (факультативной) стадии — контроля за использованием прав и исполнением обязанностей или защиты прав субъектов правоотношений.

Способы регулирования — это приемы регулирования общественных отношений, которые зависят от специфики правовых норм. Выделяют следующие способы правового регулирования:
а) запрещение;
б) дозволение;
в) обязывание;
г) рекомендации;
д) поощрения и др.

78. Действие НПА.

Нормативно-правовой акт действует во времени, по территории, предметам действия и по кругу лиц, на которых распространяются нормы данного акта.

Правовая система является совокупностью следующих элементов: непосредственно системы права, традиций правового регулирования, правовых учений, доктрин.

1. Англосаксонская правовая система.

Английское право развивалось автономным путем, связи с континентальной Европой оказали на него незначительное влияние. Исторической датой в становлении этой системы права был 1066 год, когда нормандцы завоевали Англию. После этого в основная роль в осуществлении правосудия была возложена на королевские суды, находившиеся в Лондоне.Частные лица, как правило, не могли обращаться непосредственно в королевский суд. В ходе деятельности королевский судов постепенно сложилась сумма решений, которыми ируководствовались в последующем эти суды. Сложилось правило прецедента.Однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным и для всех других судей.К концу XIII века возрастает роль и значение статутного права. В связи с этим правотворческая роль судей некоторым образом сдерживается принципом, согласно которому изменения в праве не должны происходить без согласия короля и парламента.В XIV-XV вв. в связи с большими социальными изменениями в феодальном обществе Англии рядом с общим правом сложилось “право справедливости”. Оно как и общее является прецедентным правом, но прецеденты здесь созданы иным путем и охватывают иные отношения, чем общее право.До 1873 года в Англии на этой почве существовал дуализм судопроизводства:помимо судов, применяющих нормы общего права, существовал суд лорда-канцлера.Затем эти системы слились.Во второй половине XIX века были устранены формальные различия между судами общего права и канцлерскими судами справедливости.

Таким образом, главным источником права в странах данной правовой системы, а ими являются Англия, США, Канада, Австралия, новая Зеландия и другие, является судебный прецедент. В результате своего развития данная система позволила судьям по своему усмотрению принимать решения по делам, основываясь не только на нормах общего права, но и на собственном понимании справедливости. То есть при рассмотрении дел судьи используют в качестве образца примеры рассмотрения подобных дел другими судьями.

2. Романо—германская (континентальная) правовая система.

Романо-германское право возникло в XII-XIII вв. в результате рецепции римского права странами континентальной Европы. Основанием для рецепции в экономической сфере стали развитие торговли, ремесел, рост городов. Феодальные нормы, базирующиеся на идеях вассалитета и патримониальной юрисдикции, укоренившейся в деревне, не соответствовали принципам самоуправления свободных, "вольных" городов. Им потребовалась другая система нормативно-правового регулирования, строящаяся на идеях формального равенства и независимости участников рыночных отношений. Такой системой, наиболее отвечающей названным идеям, оказалось римское право.

Важной предпосылкой рецепции римского права явилось также благословение христианской церкви. В течение многих веков церковь негативно относилась к римскому праву, и потребовался авторитет Фомы Аквинского, чтобы преодолеть такое предубеждение.

С XIII в. романо-германское право активно развивается, преодолевая государственные границы, и становится достоянием всей Европы, исключая островную Англию. В XVI-XVIII вв. процесс правового развития Европы приобретает новые формы.

Данный процесс завершился разработкой национального законодательства, национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.

Важное место среди текущих законов занимают кодифицированные акты (кодексы). Кодексы обычно носят отраслевой характер (гражданско-правовые, уголовные, торговые, семейные и т.д.) и выступают своего рода "центрами притяжения" для других норм данных отраслей.

В настоящее время демократические традиции романо-германского права дополнились идеями создания "европейского дома", евросоюза, что ведет к правовой интеграции стран, преодолению национально-государственных границ, а вместе с ними и правового национализма.

Таким образом, в качестве основы этой системы явилось римское право. Странами, где действует указанная правовая система, являются континентальная Европа, Северная Африка, Южная Америка, Япония, Россия. Отличительная особенность состоит в том, что в отличие от англосаксонской правовой семьи, где источником права являлся прецедент, здесь эту роль выполняют нормативно—правовые акты, сформированные в единую систему.

3. Система мусульманского (религиозного) права.

Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, воз никла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII-Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.

После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы "вторую жизнь" (подобно римскому праву в средневековой Европе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, Оттоманская империя и т.д.).

Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман - Коран и Сунна.

Шариат с самого начала сложился и развивался (по крайней мере в первые два века) как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божественного порядка и закона, которым управляется мир. Такая слитность (синкретизм, нерасчлененность) шариата нашла свое специфическое выражение в том, что его нормы (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные ("человеческие") отношения, а с другой - определяли отношения мусульман с Аллахом (ибадат).

Более того, возникнув первоначально на Аравийском полуострове, мусульманское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые территории.

Таким образом, мусульманская правовая система существует в странах, где традиционно действует ислам (Иран, Саудовская Аравия, Ирак и других). В подавляющем большинстве стран данной системы источником права являются только религиозные принципы. Особенностью данной системы является также следующее. Право даровано богом, а, значит, обязательно к применению. Нормативно—правовые акты вторичны, роль судебной практики незначительна. При этом большим авторитетом пользуется религиозные произведения.

4. Система традиционного (обычного) права

Наиболее архаичная система, существующая в ряде государств Африки, племен Южной Америки, на островах Океании. Основой, источником права является обычай. Право некодифицировано, основу обычаев составляют мифология, моральные нормы. Правосудие осуществляется жрецами, вождями и т. д. Допускается возможность мести при совершении тяжкого преступления. Необходимо отметить, что со стороны государственных органов некоторых стран (например, Индонезии) признано право за племенами вершить правосудие, опираясь на обычаи, а не на нормативно—правовые акты страны.


Традицио́нная правова́я семья́ (также семья́ традицио́нного пра́ва либо систе́ма обы́чного пра́ва) — правовая система, которая распространена в некоторых странах Африки, Азии, Австралии и Океании, где правовой обычай занимает доминирующее место среди источников права и выполняет важную роль регулятора общественных отношений.

Традиционное право базируется на неписанной и давней традиции либо сложившемся в течение длительного времени обычае, которые в силу стечения обстоятельств повторяются с определённой периодичностью и, в отношении которых по сложившимся устоям принято то или иное отношение и поведение (например, принести жертву, в том числе человеческую, для обильного урожая; прохождение специального обряда для лиц мужского пола, чтобы стать совершеннолетним, а значит воином; проведение определённых ритуальных мероприятий, празднеств по случаю того или иного события и др.).

Впервые о существовании самостоятельной семьи традиционного права стал говорить основатель науки юридическая география мира Джон Вигмор [1] , несколькими десятилетиями позднее Рене Давид более детально рассмотрел и охарактеризовал данную правовую систему [2] .

Содержание

Распространение

В чистом виде семья традиционного права не существует ни в одном государстве мира, в своём первозданном виде она существовала в первобытном обществе. Так или иначе традиционное (обычное) право занимает в каждом конкретном государстве свою нишу, а именно регион действия и круг лиц на которых распространяется. На сегодняшний день наличие черт традиционного права смешанного с иными правовыми системами существует среди социальных групп и племён, живущих в некоторых странах Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, которые сохранили патриархальный и доисторический жизненный уклад.

В зависимости от географического критерия семья традиционного права бывает:

  • Континетальная (Африка, Азия);
  • Островная (Австралия, Океания: обычное право народов Полинезии, Меланезии и Микронезии).

Таким образом, островной регион Тихого океана является единственным водным регионом, где действует обычное право. На островах ни в акватории Атлантического океана, ни в акватории Индийского океана обычное право не действует (за исключением Мадагаскара).

Особенности

В данной правовой системе отсутствует понятие и понимание права в представлении цивилизованных обществ. Не существует чётко выраженной власти, отсутствует как таковая юридическая профессия, так и само понятие юридической науки (как и науки вообще). Не существует и письменности, способной фиксировать нормы поведения (нормы права). Экономика в части данных социумов основана на собирательстве и натуральном обмене, денежный эквивалент отсутствует либо его заменяют какие-либо предметы материального мира (например, ракушки, украшения, определённые животные и т. п.). Правосудие вершат, как правило, старейшины.



Обычаи и традиции, которые служат для данных социумов правом, основаны на практике поклонения явлениям природы, а также на одушевлении неживого мира и поклонении всевозможным идолам. Такие обычаи и традиции переходят из поколения в поколение посредством устной формы и исполняются в силу привычки.

Особенностью является то, что обычное право осуществляет регулирование как государственной, так и общественной жизни людей, главным образом за пределами городов. Моральные нормы либо бытовые правила и традиции, сложившиеся внутри родово-племенной общины, приобрели там характер правовых норм и обеспечиваются авторитетом лидеров, а также повиновением в силу уважения предков и верой в сверхъестественное. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов.

Обычное право влияет на формирование местной власти, регулирует брачно-семейные отношения, вопросы землевладения, собственности и наследования, определяет порядок и организацию правосудия внутри общины. Государственные органы, как правило, признают и принимают во внимание решения племенных общин, основанных на обычном праве. Например, в ЮАР государственный суд при рассмотрения дела учитывает ранее вынесенное решение племенного суда [3] .

Система обычного права подразделяется на две большие группы:

  • Традиционная правовая система, состоящая исключительно из обычного права. Распространена среди племён, живущих в труднодоступных местностях экваториальной Африки, на Папуа-Новой Гвинее и ряде небольших тихоокеанских островов.
  • Традиционная правовая система, в которой обычное право смешано с религиозными догмами либо философскими учениями, привнесёнными извне. Является смешанной правовой системой, которая в определённой степени эволюционирует к цивилизованному образу жизни. Распространена среди большей части племён в странах Африки, Азии (Индия, Бангладеш), Австралии и Океании.

Существует также ряд государств с так называемым сложно-смешанным правовым режимом, например, Индия, где мусульманское право одновременно действует и в качестве религиозного права, и в качестве обычного права.

Читайте также: