Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как социально педагогическая проблема

Обновлено: 07.07.2024

Характерной чертой российской социальной действительности последних десятилетий стало увеличение масштабов и форм разнообразных девиаций на всех уровнях: социально-институциональном, социально-психологическом, личностно-психологическом. Социальная фактография, подтверждающая этот тезис огромна. И количественный и качественный рост уровня душевого употребления алкоголя (является одним из самых высоких в мире), в том числе кратное увеличение масштабов подросткового и женского алкоголизма. И угрожающие масштабы наркопотребления. И один из самых высоких в мире уровень самоубийств среди подростков.

Фактически мы наблюдаем глубокий кризис институтов социального контроля и социальных регуляторов вообще. Соответственно, сегодня в обществе в целом и в системе социального контроля в особенности существует явно артикулируемый запрос на создание и внедрение эффективных механизмов социальной регуляции: антикоррупционных и правоохранительных, профилактических и коррекционных, финансовых и правовых, и т.д. [1].

Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть не только психофизические отклонения, которыми занимаются врачи (здоровье), но и неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся.

К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.

Девиант - индивид, отличающийся по своим характеристикам от основной массы ему подобных.

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от наиболее распространенных, общепринятых, а также устоявшихся норм и стандартов. Как уже было сказано, проблема девиантного поведения является центральной проблемой прикованного внимания со времен возникновения социологии.

Социология не выступает оценочной в суждениях относительно девиации. Поскольку под девиацией в социологии понимается отклонение от общепринятых общественных стандартов, и она не квалифицируется, как систематическая болезнь. Существуют различные определения для девиантного поведения.

Девиантное поведение подростков может проявляться как в незначительных отклонениях от норм и ценностей, так и серьезных правонарушениях и асоциальных действиях. Важно подчеркнуть, что выделенные формы могут встречаться как в отдельности друг от друга, так и во взаимодействии, когда один вид девиации провоцирует возникновение других, что сильнее затрудняет работу по реабилитации подростка и возвращение его в привычную социальную среду [4].

Социология под девиантным поведением понимает реальную угрозу для физического, а также социального выживания человека в определенной социальной среде, коллективе или ближайшем окружении. Девиации отмечаются нарушениями социально-нравственных норм, культурных ценностей, процессом усвоения, а также воспроизводства ценностей и норм. Это может быть единичное действие индивида, которое не соответствует нормам. Как пример это криминализация общества, развод, коррупция чиновников. Понятие о
норме и отклонение определяется социально [3].

Профилактика отклоняющегося поведения – это система общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом [5].

Начиная с 1992 года в России начали уделять определенное внимание проблеме отклоняющегося поведения. Издан ряд законов и нормативных актов.

В работе по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения значительную роль могут и должны сыграть социальные институты общества как исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной жизнедеятельности людей.

Среди этих институтов особую роль начинают играть социальные службы в центре и на местах. Выросло их количество.

Ими накоплен уже немалый опыт решения социальных проблем, в том числе предотвращения и смягчения девиантного поведения различных групп населения, особенно детей [7].

Профилактика девиантного поведения предполагает реализацию следующих принципов:

  • комплексность;
  • адресность;
  • массовость;
  • позитивность информации;
  • минимизация негативных последствий;
  • личная заинтересованность и ответственность участников;
  • максимальная активность личности;
  • устремленность в будущее [5].

Выделяется первичная, вторичная и третичная профилактика [6].

Первичная профилактика – это комплекс превентивных мероприятий, проводимых чаще среди детей и подростков с целью предотвращения отклоняющегося поведения.

Первичная профилактика направлена на:

  • устранение неблагоприятных факторов, вызывающих
  • девиацию;
  • повышение устойчивости личности к влиянию этих
  • факторов.

Вторичная профилактика предполагает:

Третичная профилактика направлена на лиц, у которых уже сформировалось девиантное поведение.

  • лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения;
  • предупреждение рецидивов.

Психолого-педагогические мероприятия могут входить в структуру всех трех уровней, но больший эффект они дают при первичной и вторичной профилактике.

В целом несомненна необходимость и результативность психолого-педагогической профилактики девиантного поведения. Но она обязательно должна быть экологичной, учитывать интересы участников, активизировать личностные ресурсы, быть систематической и последовательной. Профилактическая работа может осуществляться в групповой и индивидуальной форме, использоваться при работе с различными возрастными категориями и социальными группами. Для ее реализации часто используются активные методы социально-психологического обучения: дискуссии, тренинги, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. В зависимости от используемых методов работа может осуществляться в форме массовых акций, тренингов, образовательных программ, психологического консультирования, кризисной помощи и психотерапии [5].

Необходимо срочное введение (по примеру других стран) общественно-государственной цензуры, защищающей всех людей, особенно подрастающее поколение от пропаганды насилия, жестокости, порнографии, нецензурных выражений в средствах массовой информации [7].

Проблема профилактики девиантного поведения подростков - многофакторная проблема, для решения которой требуется кропотливая совместная работа властных, правоохранительных, общественных, учебно-воспитательных и других структур.


ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из серьезных проблем в настоящее время являются различные формы девиантного поведения подростков. Оно может выражаться в самых разных поступках, начиная с того, что подросток убегает из дома, и кончая разбойными нападениями или убийствами. Психология подросткового возраста - один из самых сложных и наименее разработанных разделов возрастной психологии. Период подростничества - это время завершения детства и начало длительного периода перехода к взрослости. Он характеризуется «интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка. Происходящие с ним перемены осознаются и переживаются подростком, у него формируется новое представление о себе, укрепляется самооценка. Возрастные особенности отражают устойчивые свойства и качества личности, характерные для детей того или иного периода развития.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме отклоняющегося поведения подростков. Раскрытие сути отклоняющегося поведения предполагает поиск его источников. Необходимо понимать причины возникновения девиаций и психологические особенности несовершеннолетних, а также особенности их окружения. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии.

В любом обществе всегда существуют социальные нормы - правила, по которым это общество живет. Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Поведение, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некоторых случаях и правовых норм называют девиантным.

Девиантные формы поведения в подростковой среде обнаруживают за последние десятилетия тенденцию стремительного увеличения, проявляющиеся в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных действиях таких как: драки, воровство, алкоголизация, наркомания, сквернословие, хулиганство, нарушение общественного порядка, отсутствии интереса к учебе.

Е.В. Змановская определяет девиантное поведение как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

По определению Я.И. Гилинского, девиантное поведение - это социальное явление, выражающееся в относительно массовых, статистически устойчивых формах (видах) человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям

С.А. Беличева отмечает, что отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах.

Исходя из описанных точек зрения, мы будем определять девиантное поведение подростков как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания подростков.

Для предупреждения и преодоления отклоняющегося поведения, необходимо знать, что его порождает и питает.

Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения ребенка.

Девиантное поведение подростков имеет следующие клинические формы: агрессия; суицидальное поведение; злоупотребление веществами, вызывающими состояние измененной психической деятельности (алкоголизация, наркотизация, табакокурение); нарушение пищевого поведения (переедание, голодание); коммуникативные девиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм.); безнравственное и аморальное поведение.

В зависимости от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и от типа нарушаемых норм, можно различать следующие основные виды девиантного поведения:

1. Деструктивное поведение - причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам (накопительство, конформизм, мазохизм);

2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве;

3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.

Таким образом, подростковый возраст - это возраст серьезного кризиса, затрагивающего физиологическое и психическое здоровье ребенка. Данный кризис напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период происходит не только коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость. В подростковом возрасте могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности. В период становления характера, его типологические особенности выявляются очень ярко, что обуславливает появление акцентуаций характера. Зачастую данные преобразования выражаются в повышенной конфликтности, агрессивности и неуравновешенности подростков.

Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с подростковой агрессией. Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления асоциальности в этом возрасте.

Список литературы

2. Войтова Л.М. Девиантное поведение: трансформация понятий нормы и отклонения в современном российском обществе: автореф. дис. канд. 166 социол. наук: 22.00.04 / Войтова, Людмила Михайловна. – М., 2002. – 22 с.

В современном российском обществе, где постоянно меняются требования к обществу со стороны государства и правила поведения, проблемы девиации становятся все более актуальными. Трудности приспособления к требованиям современной действительности в экономической, политической и духовной жизни испытывают в первую очередь подростки. В подростковом возрасте уровень психологического развития человека повышается. Меняется не только внутреннее содержание личности, но и формы дружеских, любовных и враждебных связей. На подростка огромное влияние оказывает окружающая его среда. Девиантное поведение является объектом изучения многих наук: биологией, социологией и психологией. При этом используются различные подходы, которые не приносят должного результата. В истории педагогики есть пример успешной социализации подростков. Более 80 лет назад появились теории воспитания в коллективе и семье, которые успешно реализовывались на практике. Теория воспитания личности в коллективе успешно применялась в работе с девиантными подростками.


1. Королев Р.И. Педагогика коллективного воспитания / Р.И. Королев, Д.Н. Русанов // Человек: преступление и наказание. – 2013. – № 1. – С. 225–227.

3. Лихачев Б.Т. Педагогика: учеб.пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 309 с.

9. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество / С.В. Голикова, О.М. Горева, И.В. Гурьянова, К.Л. Кабахидзе, Н.С. Козлова, И.В. Купряшкин, Д.В. Лепешев, Л.Б. Осипова, О.С. Пустошинская, И.М. Пушкина, Н.А. Царева, О.И. Шестак, Н.Н. Шилова. – Новосибирск, 2014. Книга 22.

Каждый из нас сталкивается с разнообразными проявлениями социально нежелательного поведения – агрессией, вредными привычками, противозаконными действиями. Специалисты, занимающиеся подобными проблемами, многие годы ищут ответы на ряд вопросов. Каковы причины такого поведения? Что заставляет человека вновь и вновь причинять вред себе и окружающим? Как избежать этого? [4].

Поведение, которое не укладывается в нормы, которые приняты в определенном обществе в научной литературе принято называть отклоняющимся или девиантным. Данное поведение всегда вызывало интерес у философов, социологов, психологов и педагогов. Отклоняющиеся поведение это не проблема современного общества, проведя анализ литературы можно с уверенностью говорить о том, что девиантное поведение зародилось если не вместе с обществом, то в начале его становлении.

Девиантное поведение, изученное многими исследователями, остается актуальной педагогической проблемой современного общества. Методические разработки позволяющие работать с девиантными подростками не дают больших положительных результатов. Все больше видны проявления девиантного поведения подростков к друг другу и по отношению к старшему поколению. На наш взгляд успешно решал проблему социальной адаптации подростков с отклоняющимся поведением А.С. Макаренко признанный Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры одним из четырех педагогов определивших способ педагогического мышления XX века. Опыт работ Макаренко в воспитании трудных подростков нашли отклик у педагогов разных стран и в настоящее время не перестают быть актуальными.

Педагогическая работа Макаренко практически всегда была связана с детьми и подростками с девиантным поведением, с которой он успешно справлялся. Макаренко говорил что, если ребенок плохо воспитан, то в этом – виноваты в первую очередь, только родители, или воспитатели, если ребенок живет и воспитывается не дома в семье, a например, в детском доме. Тем более возмутительно, если люди, которым было доверено воспитание детей оказались сами невоспитанными и непорядочными людьми, a главное, совершенно равнодушными к детям – как такие люди могут правильно воспитывать и учить детей чему-то доброму, если они каждый день – сами подают дурной пример своим воспитанникам, своим высокомерием, грубостью, несправедливостью и безразличием, как к детям, так и к своей работе [11]. Разработанные Макаренские методики и принципы воспитания в коллективе и труде на наш взгляд было бы эффективно использовать в учреждениях закрытого типа, таких как детские дома и колонии для несовершеннолетних.

Проведя анализ факторов отклоняющегося поведения, можно сделать вывод о том, что в основе девиантного поведения лежат причины педагогического характера [12]. К ним относится низкий уровень культуры семейных взаимоотношений. Ошибки семейного воспитания дополняются пробелами учебно-воспитательного процесса и недостаток внимания со стороны педагогов, безразличие к интересам ребенка со стороны школы. Социальная девиация подрастающего поколения объективно препятствует общественной стабилизации, повышению уровня жизни, создает реальные возможности закрепления у подростков в будущем отклоняющихся форм поведения, что грозит обществу пополнением групп риска, криминальных структур. Таким образом, дивиантное поведение подростков это проблема современного российского общества, которую можно разрешать, используя опыт и наработки великого педагога А.С. Макаренко.


В современной школе с каждым годом количество учащихся с отклоняющимся или девиантным поведением только растёт. С ростом данной категории детей связано увеличение числа провоцирующих факторов, которые способствуют формированию девиантного поведения.

Рассматривая причины формирования отклоняющегося поведения среди подростков можно выделить следующие: большое число беспризорных и безнадзорных детей, частые скачки уровня социально — экономической жизни, упадок ценностных ориентаций, снижение уровня жизни большей части населения и другое. Также особое влияние на подростков оказывают социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма.

Проблема отклоняющегося или девиантного поведения — это проблема общества в целом и ее решение способствует успешному духовному и нравственному развитию общества и государства.

Работа педагога с подростками отклоняющегося поведения должна строиться не только на предупреждении проблем, но и на правильном корректировании их, в том числе, основываясь на развивающих методиках.

Отклоняющееся поведение подростков требует к себе интегрального подхода с учетом психологических, социальных и персональных факторов.

Ежедневно школа сталкивается с самыми различными формами девиантного поведения. Они видоизменяются, в основном неся в себе негативные последствия для окружающих, как учащихся, так и учителей.

В настоящее время отклоняющееся поведение вызывает огромный интерес у психологов, педагогов, социальных работников и социальных педагогов, правоохранительных органов, социологов, философов, работников медицины и многих других специалистов, так как данная тема носит междисциплинарный характер [3].

К проблемам в поведении у подростков может привести педагогическая и социальная запущенность.

В своей работе Г. М. Коджаспирова даёт следующие определения: «Педагогически запущенные дети — это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети, т. е. дети с отклонениями, обусловленными педагогическими причинами. Следствием этого нарушения являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведение, общении. Они отчуждаются от школы, но референтность (значимость семьи) педагогически запущенными детьми не утрачивается.

Психолог и педагог В. Н. Мясищев, определяя характерные, наиболее типичные черты трудных подростков с отклоняющимся поведением, перечисляет их более десятка: отвращение к школе, вражда к учителю, отсутствие всякого интереса к школьной работе, влечение к неорганизованному досугу, интерес к ярким впечатлениям улицы, склонность к азарту, зрелищам и удовлетворение их любыми средствами, неумение и нежелание подчиняться школьному режиму и общим правилам с демонстративным нарушением их, дезорганизацией общей работы, грубыми, дерзкими и циничными выходками [6].

Произвольное, т. е. осмысленное, целенаправленное, инициативное поведение ребёнка формируется в деятельности. Различные недостатки в поведении школьников сдерживают становление произвольности — важного качества личности, нарушают учебную деятельность, затрудняют её освоение, отрицательно сказываются на отношениях ребёнка со взрослыми и сверстниками. В большей мере это свойственно детям группы риска. Поэтому исправление недостатков в поведении детей является одной из основных задач в процессе обучения и воспитания детей [2].

Очень часто плохое поведение может возникнуть не потому, что подросток умышленно хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от что ему просто скучно, от недостаточного разнообразия деятельности в учебной и воспитательной среде. Нарушения в поведении также возможны из-за незнания правил поведения.

Предупреждение и исправление такого поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребёнка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила в соответствии с условиями данной школы, класса, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению этих правил. Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива [1].

Основная задача образования — дать каждому ребёнку, с учётом его возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти своё место в жизни, развить свои потенциальные способности. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с отклоняющимся поведением, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения [7].

Совет профилактики составляет и утверждает план работы на учебный год. В котором отмечают всю деятельность работы совета.

Совместно с советом работает социальный педагог, который так же в начале года составляет план своей работы. В школе воспитательная работа с детьми отклоняющегося поведения ведётся по средствам индивидуальных бесед, вовлечение детей данной категории в различную деятельность.

Но работа по воспитанию детей с отклоняющимся поведением будет не так результативна, если к ней не привлекать родителей таких детей. Так в Новотаволжанской школе воспитательная работа ведётся не только с детьми, но и с их родителями.

В школе классные руководители, работая по плану воспитательной работы, проводят тематические родительские собрание. Совет профилактики совместно с социальным педагогом и классными руководителями проводят общешкольные родительские собрания. На которых приглашают представителя ПДН ОМВД.

С целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних классными руководителями ведется ежедневный учет посещаемости учащимися занятий, выясняются причины пропусков занятий, осуществляется тесная связь с родителями. Вся проводимая работа фиксируется в журналах учета индивидуальной работы с учащимися и их родителями и в дневниках классных руководителей. В школе разработаны и реализуются мероприятия по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им помощи в обучении и воспитании детей.

Составляются графики посещения неблагополучных семей, проживающих на территории Новотаволжанского сельского поселения.

Вся работа в школе, направленная на коррекцию девиантного поведения, не будет эффективной без положительного отношения подростка к необходимости самоопределения, без понимания, как это сделать. Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании можно добиться положительных результатов в работе.

Основные термины (генерируются автоматически): отклоняющееся поведение, девиантное поведение, воспитательная работа, ребенок, воспитание детей, поведение, работа, сельское поселение, совет профилактики, социальный педагог.


Под девиантным (лат. deviatio — уклонение) поведением понимаются:

  • поступок, действие человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);
  • социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

Причины девиантного поведения

Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др.

Среди них важнейшее значение имеют:

биологические факторы— это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.);

психологические факторы — это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка;

социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе — игнорирование взрослыми половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации.

Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся, а именно:

Признаки девиантного поведения

Первый признак — отклонение от социальных стандартов. К таким девиациям относят любые действия, которые не соответствуют действующим правилам, законам и установкам социума.

Второй признак — обязательное порицание со стороны общественности. Личность, проявляющая такое поведенческое отклонение, всегда вызывает негативные оценки от других людей, а также выраженную стигматизацию.

Однако, для быстрой диагностики и правильной коррекции любых поведенческих отклонений таких двух характеристик не достаточно. Есть ещё несколько специальных признаков отклоняющегося поведения.

Деструктивность. Выражается в возможности наносить ощутимый урон личности либо окружающим людям. Отклоняющееся поведение всегда очень разрушающе действует — в зависимости от его формы — деструктивно или аутодеструктивно.

Регулярно повторяющиеся действия (многократные). К примеру, осознанное регулярное воровство денег ребёнком из кармана родителей является формой девиаций — делинквентным поведением. А вот однократная попытка суицида не считается девиацией. Девиация всегда формируется постепенно, в течение определённого времени, постепенно переходя от не сильно деструктивных действий к всё более разрушительным.

Медицинская норма. Девиации всегда рассматриваются в пределах клинической нормы. В случае расстройства психики говорится не о девиантных, а о патологических поведенческих реакциях человека. Однако, иногда отклоняющееся поведение переходит в патологию (например, бытовое пьянство обычно перерастает в алкоголизм).

Социальная дезадаптация. Любое поведение человека, отклоняющееся от нормы, всегда вызывает либо усиливает состояние дезадаптации в социуме. А также наоборот.

Выраженное возрастное и половое разнообразие. Один вид девиаций по-разному проявляет себя у людей разного пола, возраста.

Девиантное поведение подростков


В настоящее время возросла численность детей, которые целью жизни считают достижение материального благополучия, при этом они стремятся к этому любой ценой. Учеба, труд утратили общественную значимость и ценность, стали иметь прагматический характер. Подростки стремятся как можно больше получать привилегий, благ, меньше учиться, а также работать. Такая позиция молодежи набирает со временем воинствующие и открытые формы, рождая новое потребительство, что зачастую провоцирует поведенческие девиации.

Девиации зачастую детьми не осознаются, и возможность устоять против негативного влияния окружения возникает после 18 лет и позже. Девиантное поведение подростков представляет сложное явление, а изучение этой проблемы несет разноплановый и междисциплинарный характер. Зачастую, некоторые дети обращают внимание нарушениями норм и нормативных требований школы, семьи, а также общества.

Девиантное поведение подростков включает антисоциальные, антидисциплинарные, делинквентные противоправные, а также аутоагрессивные (самоповреждающие и суицидальные) поступки. Поступки обуславливаются разнообразными отклонениями в развитии личности. Зачастую эти девиации включают реакции детей на сложные обстоятельства жизни. Такое состояние находится часто на пограничном состоянии (грани болезни и нормы). Поэтому, оно должно обязательно оцениваться педагогом, психологом и врачом.

Профилактика и терапия девиантного поведения в подростковой среде

Поскольку поведенческие девиации относятся к группе самых стойких феноменов, профилактика девиантного поведения актуальна всегда. Это целая система всевозможных мероприятий.


Различают несколько видов профилактики девиантности.

Первичная — устранение негативных факторов, повышение устойчивости человека к влиянию таких факторов. Первоначальная профилактика ориентируется на детский возраст и подростков.

Вторичная — выявление и последующая коррекция негативных условий и факторов, вызывающих девиантное поведение. Это особая работа с разными группами подростков и детей, живущих в социально сложных условиях.

Поздняя — направлена на решение узкоспециальных задач, на предупреждение рецидивов, а также вредных последствий уже сформированного девиантного поведения. Это эффективное и активное воздействие на тесный круг лиц, имеющих поведенческие устойчивые девиации.

План профилактических мероприятий

  • Работа психолога и специалиста по социальной работе в больницах и поликлиниках.
  • Психологическая профилактика в школах.
  • Работа специалистов с неблагополучными семьями.
  • Организация общественных групп молодёжи (волонтерские движения).
  • Профилактика СМИ.
  • Работа специалистов с беспризорными детьми на улице.
  • Подготовка квалифицированных специалистов по профилактике.

Психопрофилактическая работа эффективна на начальных этапах возникновения девиаций. Более всего, она должна быть направлена на подростков и молодёжь, поскольку это периоды интенсивной социализации.

Терапия и коррекция запущенных форм девиантного поведения (например, клептомания, игровая зависимость, алкоголизм) осуществляется амбулаторно и стационарно врачами-психиатрами, а также психотерапевтами. В школах, а также других учебных заведениях посильную помощь могут оказывать психологи.

Читайте также: