Как юридический позитивизм соотносил право с законом

Обновлено: 01.07.2024

направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права.

Возникновение П.ю. относится к первой трети XIX в. и было связано с процессами утверждения промышленного капитализма в странах Западной Европы. Решающую роль при этом сыграли процессы формирования в наиболее развитых странах национального рынка, потребовавшие ликвидации пережитков средневекового партикуляризма, расширения сферы законодательного регулирования общественных связей и установления единого для всей страны правопорядка. На этой почве сложились ранние концепции П.ю., для которых были характерны идеи верховенства закона как источника права, отождествление правовых норм с предписаниями государственной власти. П.ю. пришел на смену доктринам естественного права, господствовавшим в правовой мысли Западной Европы XVII - XVIII вв..

Начало теоретическому обоснованию П.ю. положил английский юрист Джон Остин (1790-1859), последователь утилитаризма И. Бентама. В 1832 г. он опубликовал книгу "Определение предмета юриспруденции" - первую часть своих лекций, прочитанных в Лондонском университете. Полностью его "Лекции по юриспруденции, или философии позитивного права" были изданы посмертно, в 1863 г. Под влиянием работ Остина в правовой науке Англии и США сформировалась школа, получившая название аналитической юриспруденции. К ней принадлежали Э.Ч. Кларк, Т. Холланд, В. Маркой, Дж. Сальмонд, М. Амос и др.

Предметом юриспруденции, поОсти-ну, является позитивное право. Остин не отрицал естественное право и оценочный подход к законам, действующим в государстве, но вывел эти проблемы за рамки юридической науки. Согласно его взглядам, существует несколько видов законов: а) божественные законы (данный термин представлялся ему более точным, чем естественное право); б) законы позитивной морали, основанные на мнениях (например, законы чести);

в) позитивные законы, установленные политической властью. Эти законы, соответственно, изучают такие науки, как этика или деонтология (к ее ведению относятся вопросы критики позитивных законов с точки зрения божественного права), наука морали и юриспруденция. Задачу юридической науки Остин видел в том, чтобы построить систему взаимосвязанных правовых понятий - источника права, юридической обязанности, правонарушения, санкции и т.д. - путем анализа их содержания и логического объема.

Остин стремился отделить правоведение от смежных областей знания, исключить из юридической науки проблемы этико-философского порядка. Юриспруденция, писал он, "имеет дело с позитивными законами, или законами в строгом смысле слова, без рассмотрения того, хороши они или плохи". Впоследствии эти идеи широко использовались сторонниками П.ю., выступавшими за разграничение теории права и науки политики права как самостоятельных юридических дисциплин.

По учению Остина, позитивное право состоит из императивных велений или приказов суверенной государственной власти. Право есть "совокупность норм, установленных политическими верхами". Его источник - воля суверена (в Англии суверенитет принадлежит королю, пэрам и электорату палаты общин). Как подчеркивал Остин, суверен не связан принятыми законами, так как в любой момент может их изменить - в противном случае он не суверен. Ограничениями государственной власти в действительности служат божественное право и мораль. В концепции Остина были разработаны основы императивной теории права, согласно которой законы государства обращены исключительно к подвластным и не способны ограничить волю суверена. Международное право, по этой теории, содержит лишь нормы морали, поскольку в нем нет императивных предписаний.

В первой половине XIX в. идеи П.ю. получили распространение во Франции, где была проведена наиболее полная для того времени кодификация права. Господствующее положение во французском правоведении занимали тогда концепции экзегезов - комментаторов Ко-декса Наполеона (А. Дюрантон, III. Тулье, Ф. Лоран, Ш. Демоломб и др.). Отождествив право с законом, экзегезы свели задачи юридической науки к формально-догматическому описанию и комментированию действующего законодательства. Результатом их творчества явились многотомные постатейные комментарии к Гражданскому кодексу (А. Дюрантон написал "Курс французского права в последовательности статей

Ш. Демоломб - "Курс Кодекса Наполеона" - 31 том). Экзегезы уделяли много внимания анализу правовых норм, приемам и способам толкования законов, но крайне редко обращались к общетеоретическим и методологическим проблемам правовой науки.

П.го. претерпел в этот период ряд изменений. Во-первых, позитивисты конца XIX - начала XX в. стремились расширить философско-методологичес-кое обоснование своих концепций,в том числе за счет положений, воспринятых из позитивистской философии и социологии (например, Г.Ф. Шершеневич социологические методы исследования ставил в один ряд с догмой права). Это обстоятельство породило непрекращающуюся до сих пор дискуссию о соотношении П.ю. с философским позитивизмом О. Конта, Г. Спенсера и др. (ранний П.ю. не имел связей с позитивистской философией - ее влияние на догматическую юриспруденцию прослеживается лишь с конца XIX в.). Во-вторых, на рубеже XIX-XX вв. последователи П.ю. отказались от многих положений императивной теории права и разработали концепцию правового самоограничения государства. Согласно последней, нормы позитивного права обращены к самому государству. П.ю. приобрел тем самым более последовательный характер. В нем появляются доктрины, полностью отрицающие естественное право (К. Бергбом), выделяются идеи создания "чистой теории права" (Э. Рогэн, Бельгия). В связи с этим наметилась тенденция к сближению П.ю. с концепциями правового государства и господства права. В-третьих, принципы П.ю. с конца XIX в. получают распространение в науке международного права, что приводит к отказу от прежних учений, отождествлявших право с законами государства. Со временем в П.ю. утверждаются идеи так называемого монистического подхода к праву, т.е. трактовка международного права и национальных правовых систем как структурных элементов единого правопорядка.

Юридический позитивизм является одной из самых распространенных научных категорий общей теории пра­ва, выражающей собой доминирующий тип правопонн- мапия современной юридической доктрины.

Исходя из данного посыла, представляется целесоо­бразным обратиться к этимологии самого понятия «пози-

В отношении содержательной стороны юридического позитивизма В. В. Сорокин говорит о том, что данное уче­ние во всех своих проявлениях способно оправдать любые юридические установления, исходящие от государства. Эта традиция восходит к древним легистским воззрени­ям. придающим нраву сугубо этати чески ii характер [136] .

как такового порождает проблемы, связанные с определе­нием основ его зарождения и времени появления первых упоминаний о нем.

Как отмечает В. В. Лапаева. «формирование легистско- го позитивизма в Европе берет свое начало в первые сто­летия в торого тысячелетия христианства, в период зарож­дения западных правовых систем нового времени — систе­мы канонического права и соперничавших с нею правовых систем, создаваемых европейскими королевствами и дру­гими государственными образованиями. Большой вклад в формирование и развитие легизма внесла школа глос­саторов, которая на основе толкования источников рим­ского права разработала методологию анализа и синтеза положительного права, позволявшую объяснять смысл отдельных законов, логически связно излагать учения о праве и систематизировать полученные знания, не выходя за рамки законных источников права. При этом пробле­му соотношения права и закона, справедливости и пози­тивного права при наличии противоречий между ними глоссаторы решали в пользу официального законодатель­ства. н в этом смысле они были законниками, стоящими у истоков средневекового легизма.

пряжен с волей государства, которое при помощи им же создаваемой нормативной системы выражает и защищает интересы лиц, находящихся у власти. В этом прослежива­ется крайний нормотворческий волюнтаризм государства, основанный на принципе целесообразности, понимаемой исключительно через интересы правящей элиты.

В распространении легалистских представлений о нраве значительную роль сыграл английский моралист Й. Бет ам — виднейший представитель философии ути­литаризма’.

Б. А. Воротилин пишет: «В теории Й. Бентама право рассматривается как совокупность законов, установлен­ных суверенной государстве иной властью. С этих позиций он подверг основательной критике учения о естественном праве и договорном происхождении государства.

Доктри­нам естественного права Й. Бснтам противопоставил идею проведения законодательных реформ на основе принципа максимизации общественной пользы. Осуществить по-

Правовая теория Й. Бентама в соответствии с класси­фикационными основаниями относится к эгатическим теориям, индивидуалистическим, реформаторским, ана­литическим, эмпирико-сенсуалистическим [139] .

По мнению А. В. Пищулина, усилиями Д. Остина в конце первой половины XIX в. в Англии было положено

начало так называемой аналитической юриспруденции, которая имела значительное влияние иа дальнейшее раз­витие правовой мысли [142] .

Согласно учению Д. Остина, право — это выраженный в виде определенных правил приказ суверена [143] .

Таким образом. Д. Остии допускает, что правовая си­стема содержит высшие нормативные принципы, содер­жанием которых являются нравственные истины. Эти принципы позволяют удерживать иерархически)! порядок- норм, и в случае коллизии принципов с нормами победу одерживают первые. Поэтому, как указывают И. И. Царь­ков и Г. А. Кабардина, «стремление отделить право от морали не означало, что сторонники юридического по­зитивизма отрицали факт влияния морали на развитие права. Современный позитивист Харт констатирует, что Й. Бснтам никогда нс отрицал тот исторически)! факт, что

Сфера распространения юридического позитивизма значительно расширилась во второй половине XIX в., ког­да позитивистские доктрины утвердились в правоведении европейских стран. К этому же времени относится форми­рование позитивизма в России.

По мнению В. А. Воротнлниа юридический пози­тивизм претерпел в данный период ряд существенных изменений.

«Во-первых, позитивисты второй половины XIX в. стремились расширить философско-методологическое обоснование своих концепций, в том числе за счет по­ложений, воспринятых из позитивистской философии О. Конта. Г. Спенсера и др. догматическое изучение права в таких концепциях дополнялось принципами социологи­ческого подхода к исследованию политических и право­вых институтов.

Во-вторых, последователи юридического позитивизма к концу XIX в. отказались от многих положений имие-

ративной теории права и разрабатывали идеи правового самоограничения государства. Согласно этому учению нормы позитивного права обращены нс только к под­властным. но и к самому государству. В связи с этим на­метилась тенденция к сближению юридического позити­визма с концепциями правового государства и господства права.

право — вторичное. Такова теория первенства государ­ства, на которой строится определение права по призна­ку принудительности. Однако по мерс общекультурного прогресса, в ходе которого чувство законности, считал он. будет все глубже проникать в психологию человека, а подчинение закону станет неотъемлемой чертой обще­ства. характер государственной власти трансформирует­ся под влиянием права.

Помимо работ Г. Ф. Шершеневича, заметный вклад в развитие легистского позитивизма в российской юри­спруденции внесли также работы С. В. Нахмана. А. X. Голь* мстсна, Д. И. Азаревича и других ученых.

В постсоветской юридической литературе по теории государства и права проблема генезиса юридического по­зитивизма рассматривается М. И. Байтиным, который определяет право как выраженную в законе государ­ственную волю общества. Повое в такой трактовке нор­мативного понимания государственной воли, отмечает М. И. Байтин, «проистекает из признания необходимости познания права нс только с классовых, но и с общечелове­ческих позиций, раскрытия его понятия с учетом сочета­ния в нем одновременно и общесоциальных, и классовых

При всех подчеркиваемых М. И. Байтиным отличиях от лсгистского правопонимания советского образца пред­лагаемое им понимание права, но мнению В. В. Лапаевой. сохраняет главные черты лсгистского подхода — отсут­ствие сущностного признака нрава как особого социально­го явления и признание в качестве основания для отличия правовых норм от иных социальных норм их обеспечен­ности законодательно оформленными мерами государ­ственного принуждения. Тезис о том. что право — это воля общества, получившая государственное выражение, оста­ется в предложенной автором концепции содержательно нс раскрытым [153] .

вместе с тем юридический позитивизм в значительной мере ограничен анализом юридического порядка: под по­зитивным правом имеются в виду тс юридические нормы, которые установлены властью государства [155] .

Р. Г. Мннннахметов полагает, что право и закон не должны противопоставляться, а только соединяться как форма с содержанием. «Нужно не противопоставлять за­кон и право, а видеть их неразрывное единство, — пишет он. Законы не следует объявлять неправовыми (непра­

Закон не должен противоречить праву. Закон, имею­щий правовое содержание — это и есть право, а право, имеющее только легистское содержание без правового. - это неправо, которое противоречит естественной природе человека.

Правовой закон — это как сосуд с чистой водой, из ко­торого приятно и безопасно пить. И человек, для которого он предназначен, может быть уверен, что не отравится, что государство в него не подмешало ничего вредного, угро­жающего его жизни или здоровью.

В современном юридическом позитивизме необходим баланс между законом и правом, они должны уравновеши­вать друг друга своим разноаспектным содержанием. За­кон должен избавлять право от излишней абстрактности, исконкрстности, а право должно нс допускать злоупотре­бления властью в законе, что было бы равноценно потере нравственных ориентиров в деятельности государства.

Грань между позитивизмом и естественным правом находится в плоскости нравственности — этических со­ображений власти по вопросу ограничения естественного права позитивным. Здесь главное — это не злоупотребить властью и не нанести непоправимого ущерба естествен­ным нравам и свободам человека.

Профессор Г. В. Мальцев условно разделяет юридиче­ский позитивизм на три большие группы учений, теорий, доктрин, существующих в разных странах и возникших в разное время: государственно-институциональный (эта­тическнй), социологический н антропологический (пси­хологический и биологический).

Как пишут Т. II. Радько и II. Т. Медведева, в науке при­нято различать два основных направлення позитивизма: юридический и социологический. Выделяют также исто­рический, антропологический, психологический, биоло­гический, натуралистический позитивизм и др.

ем.: Радько Т Я.. Медведева И. Т. Указ. соч. С. 5-12.

чить как социологическое и антропологическое (эти типы правопонимания не следует смешивать с одноименными подходами к изучению права, представляющими собой соответствующие направления междисциплинарных ис­следований правовых явлений)

Самым ранним и наиболее развитым направлением позитивистского типа правопонимания является легизм. рассматривающий право как предписанное публичной властью общеобязательное правило поведения, обеспе­ченное политико-властным принуждением, является наи­более разработанным в теоретическом и практическом отношениях направлением позитивистской юриспруден­ции. Суть этого подхода заключается в том. что он трак­тует право как произвольный продукт государства, как приказ суверенной власти, обращенный к подданным, ис­ключая из проблематики юридической науки сущностные и ценностные аспекты права, проблемы природы права, его связи с обществом, специфику права как особого со­циального явления и т.и., поскольку всю теорию права легизм ограничивает догмой позитивного права (т.е. опи­санием. обобщением, классификацией и систематизаци­ей законодательства), то такой подход иногда называют формально-догматическим 1 [163] .

иной концепции иравононимания признание норматив­ного характера нрава, потому что право — это, конечно же, система норм. Па уровне социального поведения эти нормы, реализованные в отношениях между людьми, предстают как система правоотношений, а на уровне об­щественного сознания выступают как элемент правосо­знания. Только в этом смысле можно говорить о том, что право — это одновременно и нормы, и правоотношения, и правосознание [165] .

Таким образом, сутью лсгистского типа правопони­мания является отождествление права и закона, отри­цание сущностной специфики права как особого соци­ального явления, обладающего самостоятельной соци­альной ценностью, отсутствие критериев отличия права от произвола, признание в качестве главного признака права его производного от государства принудительно­го характера, трактовка права как инструмента в руках государства.

В. В. Лапаева, резюмируя анализ позитивистского тина правопонимания, указывает на то. что данный подход (ни в легистском, ни в социологическом, ни в антропологи­ческом вариантах) не способен формулировать критерии разграничения правового и неправового начал в обще­ственной жизни. Методологически порок позитивистской теории нрава, исключающий из сферы ее интересов по­знание сущностных характеристик права, обусловливает ограниченность познавательных возможностей данного типа правопонимания [166] .

Как указывает В. В. Сорокин, несомненным минусом позитивизма является то, что апологетика позитивно­го законодательства превращает право в человеческое

изобретение, механическую конструкцию, которую об­щество создает для своей пользы, для решения задач, определяемых им самим. Следовательно, любые измене­ния права законны. По тогда писаное законодательство лишается подлинно правовой основы, что и случилось во многих странах. Для позитивистского типа правопо­нимания законна любая революция, силой отвергающая традиции, законно и отрицание нравственной нормы, если таковое одобряется обществом или государством. Так, если современное общество не считает аборт убий­ством. он нс является таковым и юридически. Аполо­геты позитивного права полагают, что общество может нарушать вечные истины, законы природы, а любой за­кон государства признают легитимным уже в силу его существования.

Юридический позитивизм обусловливает рассмот­рение права как замкнутой самодостаточной системы, препятствует изучению феномена права в координатах смысла, сущности, действительной ценности человече­ской жизни. Тем самым юридико-позитивистский подход делает невозможным формирование целостного (синтети­ческого) мировоззрения, объективно отражающего бытие нрава [167] .

Т. II. Радько и И. Т. Медведева справедливо указы­вают, что «с учетом критики, которой в последние де­сятилетия был подвергнут легистскнй подход к право- пониманию в отечественной юриспруденции, а главное, под влиянием перемен, происходящих в стране в пост­советский период, он заметно сдал свои прежние пози­ции в юридической науке. По в настоящее время отно­шение юристов к позитивной теории права существенно меняется, и она не воспринимается больше только как правовая доктрина прошлого, имеющая исключительно

В этой связи обращает на себя особое внимание че- ловекоцентристскнй подход В. М. Шафирова. Ученый указывает, что «. рассмотрение нрава с позиции челове­ческого измерения позволяет объединить конкурирую­щие между собой теории правопонимания (в особенно­сти естественного права и юридического позитивизма), увидеть как логику исторического развития нрава в виде трех ступеней естественное право, позитивное право, естественно-позитивное право, так и его перспективы, приближение к идеальной картине, для которой характер­

Думается, что с принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г., с утверждением в практике государственного строительства демократических ценно­стей развитие нрава вплотную приблизилось, используя терминологию В. М. Шафнрова. к своей третьей ступе­ни — естественно-позитивному нраву, нраву эффективно­му, действенному, обращенному к благу его единственной ценности — человеку.

В. В. Лазарев выделяет положительные и отрица­тельные черты нормативного подхода к праву. «Вначале о положительном: 1) нормативный подход больше, чем какой-либо другой, подчеркивает определяющее свой­ство права — его нормативность. Иметь в виде руковод­ства общее правило — это благо, особенно если оно все­общее и устойчивое: 2) нормативность в данном подхо-

По мнению С. С. Алексеева, положительными сторо­нами нормативного подхода является определенность по

Схожие по своему содержанию рациональные и уяз­вимые позиции юридического позитивизма называет Л. А. Морозова. Так. анализируя позитивистский под­ход, Л. А. Морозова указывает, что его достоинства ви­дятся в следующем: «. фиксирует посредством норм

С. II. Кожевников считает, что «нормативное понима­ние нрава не потеряло своей значимости, нс исчерпало своих возможностей и в современных российских услови­ях. Эта концепция и в настоящее время занимает важное место в процессе правопонимания, используется в науч­ных исследованиях, представлена в учебниках и учеб­ных пособиях по правоведению. При этом в понятие пра­ва включаются лишь главные, существенные признаки. И нужно заметить: акцепт делается именно иа таких свой­ствах нрава, как общеобязательность, формальная опреде­ленность, нормативность, обеспеченность государствен­ным принуждением. Соответственно такому так называе­мому узконормативному подходу право рассматривается как система общеобязательных формально определенных юридических норм (правил поведения), установленных

11а мой взгляд, нормативное понимание права способно служить обществу, защищать безопасность личности, что является, бесспорно, его сильной стороной, ио нс имея до­статочно четких внутренних ограничителей для произво­ла воли государства, такое право не создает долгосрочной безопасной нормативной системы и ввергает общество в состояние постоянного беспокойства в связи с возмож­ными социально-политическими изменениями.

Нормативное понимание права, которое предлагает юридический позитивизм, прежде всего, создает тот не­обходимый нормативный каркас, на котором выстраи­вается всё юридическое право. Без него просто невоз­можна правовая регламентация общественных отноше­ний. А вот каким станет наполнение этого юридического права, зависит от конкретного исторического момента, от соотношения политических сил в обществе и других объективных її субъективных детерминирующих обсто­ятельств. К сожалению, на мой взгляд, необходимо кон­статировать. что уязвимым местом юридического по­зитивизма является то обстоятельство, что данный тин иравононимания характеризуется достаточно нейтраль­ным своим содержанием, допускающим возможность быть и орудием политической расправы, и действен­ной системой защиты нрав и свобод человека и граж­данина. В таком широком диапазоне таится угроза для

стабильности общественного развития и безопасности человека.

11а мой взгляд, право нс может быть абсолютно свобод­ным при определении нормативов поведения для членов социума. В противном случае оно мало чем отличается от произвола и самоуправства. Право, в особенности циви­лизованное право, всегда должно иметь ориентиры и си­стему внутренних ограничений, основанных на осозна­нии непреходящих общечеловеческих ценностей. Только таким образом ограниченное право создаст необходимый иммунитет для нормотворческого своеволия и правотвор­ческого произвола государственной власти. Именно в та­ком нраве человек и общество смогут отыскать ту надеж­ную защиту, которая сможет обеспечить их безопасность, стабильность и предсказуемое развитие.

направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права.

Возникновение П.ю. относится к первой трети XIX в. и было связано с процессами утверждения промышленного капитализма в странах Западной Европы. Решающую роль при этом сыграли процессы формирования в наиболее развитых странах национального рынка, потребовавшие ликвидации пережитков средневекового партикуляризма, расширения сферы законодательного регулирования общественных связей и установления единого для всей страны правопорядка. На этой почве сложились ранние концепции П.ю., для которых были характерны идеи верховенства закона как источника права, отождествление правовых норм с предписаниями государственной власти. П.ю. пришел на смену доктринам естественного права, господствовавшим в правовой мысли Западной Европы XVII - XVIII вв..

Начало теоретическому обоснованию П.ю. положил английский юрист Джон Остин (1790-1859), последователь утилитаризма И. Бентама. В 1832 г. он опубликовал книгу "Определение предмета юриспруденции" - первую часть своих лекций, прочитанных в Лондонском университете. Полностью его "Лекции по юриспруденции, или философии позитивного права" были изданы посмертно, в 1863 г. Под влиянием работ Остина в правовой науке Англии и США сформировалась школа, получившая название аналитической юриспруденции. К ней принадлежали Э.Ч. Кларк, Т. Холланд, В. Маркой, Дж. Сальмонд, М. Амос и др.

Предметом юриспруденции, поОсти-ну, является позитивное право. Остин не отрицал естественное право и оценочный подход к законам, действующим в государстве, но вывел эти проблемы за рамки юридической науки. Согласно его взглядам, существует несколько видов законов: а) божественные законы (данный термин представлялся ему более точным, чем естественное право); б) законы позитивной морали, основанные на мнениях (например, законы чести);

в) позитивные законы, установленные политической властью. Эти законы, соответственно, изучают такие науки, как этика или деонтология (к ее ведению относятся вопросы критики позитивных законов с точки зрения божественного права), наука морали и юриспруденция. Задачу юридической науки Остин видел в том, чтобы построить систему взаимосвязанных правовых понятий - источника права, юридической обязанности, правонарушения, санкции и т.д. - путем анализа их содержания и логического объема.

Остин стремился отделить правоведение от смежных областей знания, исключить из юридической науки проблемы этико-философского порядка. Юриспруденция, писал он, "имеет дело с позитивными законами, или законами в строгом смысле слова, без рассмотрения того, хороши они или плохи". Впоследствии эти идеи широко использовались сторонниками П.ю., выступавшими за разграничение теории права и науки политики права как самостоятельных юридических дисциплин.

По учению Остина, позитивное право состоит из императивных велений или приказов суверенной государственной власти. Право есть "совокупность норм, установленных политическими верхами". Его источник - воля суверена (в Англии суверенитет принадлежит королю, пэрам и электорату палаты общин). Как подчеркивал Остин, суверен не связан принятыми законами, так как в любой момент может их изменить - в противном случае он не суверен. Ограничениями государственной власти в действительности служат божественное право и мораль. В концепции Остина были разработаны основы императивной теории права, согласно которой законы государства обращены исключительно к подвластным и не способны ограничить волю суверена. Международное право, по этой теории, содержит лишь нормы морали, поскольку в нем нет императивных предписаний.

В первой половине XIX в. идеи П.ю. получили распространение во Франции, где была проведена наиболее полная для того времени кодификация права. Господствующее положение во французском правоведении занимали тогда концепции экзегезов - комментаторов Ко-декса Наполеона (А. Дюрантон, III. Тулье, Ф. Лоран, Ш. Демоломб и др.). Отождествив право с законом, экзегезы свели задачи юридической науки к формально-догматическому описанию и комментированию действующего законодательства. Результатом их творчества явились многотомные постатейные комментарии к Гражданскому кодексу (А. Дюрантон написал "Курс французского права в последовательности статей

Ш. Демоломб - "Курс Кодекса Наполеона" - 31 том). Экзегезы уделяли много внимания анализу правовых норм, приемам и способам толкования законов, но крайне редко обращались к общетеоретическим и методологическим проблемам правовой науки.

П.го. претерпел в этот период ряд изменений. Во-первых, позитивисты конца XIX - начала XX в. стремились расширить философско-методологичес-кое обоснование своих концепций,в том числе за счет положений, воспринятых из позитивистской философии и социологии (например, Г.Ф. Шершеневич социологические методы исследования ставил в один ряд с догмой права). Это обстоятельство породило непрекращающуюся до сих пор дискуссию о соотношении П.ю. с философским позитивизмом О. Конта, Г. Спенсера и др. (ранний П.ю. не имел связей с позитивистской философией - ее влияние на догматическую юриспруденцию прослеживается лишь с конца XIX в.). Во-вторых, на рубеже XIX-XX вв. последователи П.ю. отказались от многих положений императивной теории права и разработали концепцию правового самоограничения государства. Согласно последней, нормы позитивного права обращены к самому государству. П.ю. приобрел тем самым более последовательный характер. В нем появляются доктрины, полностью отрицающие естественное право (К. Бергбом), выделяются идеи создания "чистой теории права" (Э. Рогэн, Бельгия). В связи с этим наметилась тенденция к сближению П.ю. с концепциями правового государства и господства права. В-третьих, принципы П.ю. с конца XIX в. получают распространение в науке международного права, что приводит к отказу от прежних учений, отождествлявших право с законами государства. Со временем в П.ю. утверждаются идеи так называемого монистического подхода к праву, т.е. трактовка международного права и национальных правовых систем как структурных элементов единого правопорядка.

Как и в естественной теории права, в позитивном праве так же много размышлений на тему права и морали. На пример, Ганс Кельзен в своей работе отозвался о соотношении права и морали так: ”Мораль и право не различаются существенным образом также и с точки зрения создания и применения норм. Подобно нормам права, нормы морали создаются посредством обычая или сознательного установления (предпринятого каким-нибудь пророком или основателем религии, например Иисусом). В этом смысле мораль, как и право, позитивна: и научная этика изучает только позитивную мораль, точно так же как правоведение изучает только позитивное право. Верно, однако, и то, что моральный порядок не предусматривает функционирующего в соответствии с принципом разделения труда (т.е. централизованного) органа по применению моральных норм. Это применение заключается в моральной оценке того поведения других, которое регулирует этот порядок. Но первобытный правопорядок тоже совершенно децентрализован и в этом отношении не отличается от морального порядка. Весьма характерно, что совершенно децентрализованное общее международное право иногда считают всего лишь международной моралью [9, с. 46].




Различие между правом и моралью нужно искать не в том, что эти социальные порядки предписывают или запрещают, но лишь в том, как они предписывают или запрещают определенное поведение. Принципиальное различие между правом и моралью можно выявить, лишь если видеть в праве (как было показано выше) порядок принуждения, т.е. нормативный порядок, который стремится вызвать определенное человеческое поведение, связывая с противоположным поведением социально организованный акт принуждения, а мораль при этом понимать как социальный порядок, который не предусматривает такого рода санкций. Санкции морали как социального порядка состоят лишь в одобрении соответствующего норме поведения и в осуждении противоречащего ей поведения, а о применении физической силы здесь вообще нет речи” [9, с. 46].

Данная теория права является действующей, то есть она действует в приделах границ государства и закреплена в законодательстве, и выражена в законодательстве.

Позитивная теория права проста в понимании в отличие от естественной теории, в которой есть множество элементов метафизики. Эта теория, гласит о том, что единственным источником права является само государство и его законодательные институты, а средствами его фиксации являются нормативные правовые акты и нормы.

Данная концепция правопонимания прямо противоречит концепции естественного права, поскольку утверждает, что единственное право, которое может существовать это признанное государством право. Стоит заметить, что естественная концепция права признает существование юридического позитивизма и не пытается отрицать важную роль позитивизма в правовой сфере.

Таким образом, концепция юридического позитивизма играет важную роль в современном мире, поскольку является доминирующей, позитивное право обеспечивает порядок, создает единый закон и правопорядок, стоящий над гражданами, над властью, над государством.

Интегративная концепция

Такой подход к пониманию права сейчас принято называть интегративным, по сути дела производным, поскольку он допускает сочетание в различных соотношениях разнородных принципов, лежащих в основе всех трактовок права.

При интегративном подходе в одном понятии объединяются существенно различные элементы механизма правового регулирования, исполняющие в нем самостоятельные роли – от собственно регулятивных до исполнительных и даже идеологических. Ведь при таком подходе в определение права включаются и нормативные акты, и акты применения правовых норм, и правовые отношения, и даже правосознание, т. е. представления о том, какими должны быть правовые нормы, как они должны реализовываться. Следовательно, при всей соблазнительности интегративной трактовки права она весьма уязвима с научной и прежде всего логической точки зрения. И, что, пожалуй, самое главное, она едва ли осуществима на практике, поскольку правореализующие субъекты ставятся в весьма трудное положение: чем же на самом деле руководствоваться, четко сформулированной правовой нормой или же субъективным представлением о ней, идеей, не получившей, по их представлениям, должного нормативного выражения?

В рамках данного подхода правоведы пытаются объединить лучшие, с их точки, признаки и идеи обоих концепций для достижения большой точности и полезности, таки образом пытаясь создать идеальное право которое бы включала под своим началом иных концепции, и при этом хорошо согласовалось с ним.

Таким образом, право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом [13, с. 97-98].

Интегративная теория представляет собой платформу для сближения естественно-правовой, нормативной, социологической и психологической концепции права. Данная теория позволяет учесть все плюсы и минусы, механизмы работы и разновидности источников всех теорий, не пытается разделить теории, а наоборот объединить под общим началом, общей основе и базе.

Данная теория пытается согласовать концепции права, так, что бы при этом данные теории сохранили свою главную идею и суть. Однако, интегративная теория трудна по своему составлению, поскольку довольно трудно совместить друг с другом противоречивые теории, при этом, что бы они ни теряли свою уникальность.

Таким образом, основными концепциями правопонимания являются концепции естественного права, юридического позитивизма и интегративная концепция, поскольку их можно взять за основу для составления иных концепций. Эти теории правопонимания являются основными, поскольку в данное время они являются доминирующими по отношению к другим концепциям, а доминирующие они по тому, что они включают в себя те постулаты, которые отражают современные правовые реалии. Данные концепции включают основополагающие принципы, на основе которых строятся иные теории правопонимания.

Читайте также: