Отказ в назначении государственной социальной помощи можно обжаловать

Обновлено: 02.07.2024

Пенсионный фонд РФ производит выплаты ЕДВ и предоставляет НСУ тем категориям граждан, которым необходима социальная поддержка от государства. В данной статье рассмотрим, возможен ли отказ в назначении ЕДВ и НСУ, какие для этого существуют основания и как оспорить данное решение.

Понятие ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и набора социальных услуг (НСУ)

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) назначается определенным гражданам, таким как ветераны, инвалиды с подтвержденной группой инвалидности актом МСЭ (в том числе и дети‑инвалиды), бывшие несовершеннолетние заключенные концлагерей, лицам, пострадавших в результате воздействия радиации. При условии, когда гражданин может претендовать на ЕДВ по нескольким причинам в рамках действия одного закона, ЕДВ присваивается по одному из оснований, согласно которого рассчитывается наиболее высокий размер выплаты.

Определение НСУ

Набор социальных услуг (НСУ) представляет собой список услуг, который гражданин может получить как в натуральной форме, так и в виде финансового обеспечения. В общий размер ЕДВ включена стоимость всего НСУ, согласно которого каждой льготе присваивается стоимость. НСУ также подлежит ежегодной индексации.

В НСУ входит обеспечение лекарственными препаратами и специальными лечебными продуктами питания для детей-инвалидов при наличии рецепта врача, путевка на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд в обе стороны к месту прохождения лечения вместе с сопровождающим его лицом. Для оформления льготы гражданин обязан встать на учет по месту проживания в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Также можно оформить отказ от НСУ в пользу денежного обеспечения. Для этого необходимо подать заявление и будет начисляться денежное возмещение в размере стоимости данной услуги. Бланк заявления можно скачать здесь ⇒ Заявление об отказе от получения НСУ

Решение Пенсионного фонда РФ о назначении ЕДВ и НСУ

Основанием для назначения ЕДВ и НСУ является обращения гражданина в территориальный орган ПФР по месту регистрации со следующими документами:

  • заявление (бланк можно скачать здесь ⇒ Заявление о назначении ЕДВ);
  • удостоверение личности заявителя;
  • документы, подтверждающие право на льготы (для инвалидов — выписка из акта МСЭ, подтверждающая присвоение группы инвалидности, для ветеранов ВОВ, боевых действий — соответствующее удостоверение, т.п.);
  • заявление о выборе способа доставки выплаты (бланк можно скачать здесь ⇒ Заявление о доставке социальных выплат)

На основании обращения, лицу может быть вынесено решение о назначение ЕДВ либо НСУ и включение информации о нем в Федеральный реестр лиц, которые имеют право на получение социальной помощи, либо вынесение решения об отказе в начислении ЕДВ такому лицу.

Отказ в назначении ЕДВ и НСУ

Уполномоченный сотрудник Пенсионного фонда РФ при утверждении решения об отказе в назначении ЕДВ и НСУ руководствуется всесторонним, полным и объективным изучением всех поданных к рассмотрению документов.

Шаг 1 — При вынесении решения об отказе в ЕДВ и НСУ дает оценку данным, указанных в бумагах, подтверждающих право в назначении ЕДВ данному лицу, а также оценку корректности оформления указанных документов и принимает решение об отказе в назначении ЕДВ на основе этих бумаг;

Шаг 2 — Выносит решение об отказе не позже десяти рабочих дней со дня приема соответствующего заявления и прочих бумаг, подтверждающих право на получение ЕДВ;

Шаг 3 — При вынесении решения об отказе в назначении ЕДВ не позднее, чем пять рабочих дней от такого решения сообщает гражданину либо его законному представителю с указанием причин отказа и порядка действия для оспаривания вынесенного решения, возвращает ему все документы заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Как оспорить отказ в назначении ЕДВ и НСУ

Для оспаривания вынесенного решения Пенсионным фондом РФ заявитель имеет все основания подать жалобу на такое решение, действие либо бездействие органов Пенсионного фонда РФ, их должностных лиц ПФ при предоставлении социальной услуги. Рассмотрим в таблице случаи, когда гражданин вправе составить жалобу.

Все жалобы направляются в Пенсионный фонд РФ, который предоставляет начисление выплаты и НСУ. Жалобы на решения, принятые руководителем территориального органа Пенсионного фонда, направляются в вышестоящий орган.

Рассмотрим пример. Гражданка Селиванова Е.Ю. является инвалидом 1 группы, получившей инвалидность в результате воздействия радиации вследствие аварии на ЧАЭС. Инвалидность подтверждена актом МСЭ и не подлежит ежегодному подтверждению. Она обратилась с заявлением на получение путевки на санаторно-курортное лечение в профилакторий по медицинским показаниям и обеспечение ее железнодорожными билетами в обе стороны для прохождения лечения. Почтой ей был вынесен отказ в выделении данной путевки. Селиванова Е.Ю. подала жалобу в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о незаконности вынесенного решения. Жалоба была принята и пересмотрены основания в отказе гражданке выделить путевку.

Действия Пенсионного фонда РФ при приеме жалоб

  • Места для приема жалоб;
  • Предоставление консультаций гражданам о порядке обжалования решений территориальных органов Пенсионных фондов, их должностных лиц, в телефонном режиме, по электронной почте либо при личном приеме;
  • Предоставление полной информации гражданам о порядке обжалования таких решений через размещение информации в местах предоставления государственных услуг, на сайтах и Едином портале Пенсионного фонда РФ;
  • Заключение договоров о взаимодействии между уполномоченными органами в приеме и рассмотрении жалоб от граждан, вынесение результатов их рассмотрения;
  • Формирование отчетности один раз в квартал о полученных и рассмотренных жалобах в вышестоящий орган.

Порядок подачи жалобы

Чтобы оспорить вынесенное решение про отказ в льготе, существует несколько способов действий заявителя, такие как направление письменной жалобы по почте заказным письмом, при личном приеме гражданина, а также через Единый портал Пенсионного фонда РФ,

При личном обращении гражданин обязан представить документ, удостоверяющий его личность. Если же заявитель не может лично обратиться с жалобой в уполномоченный орган, за него это делает доверенное лицо. При этом полномочия представителя должны быть подтверждены нотариально оформленной доверенностью.

Сведения, которые указываются в жалобе

Для того, чтобы удалось доказать незаконность вынесенного решения об отказе в предоставлении льгот нужно грамотно составить жалобу. При этом, она должна содержать такие сведения:

Ответ Пенсионного фонда

В результате проведенной проверки заявителю направляется ответ в срок не позже одного дня, следующего за днем принятия решения об принятии либо отказе поданной жалобы в письменной форме либо по электронной почте. В случае выявления признаков административного правонарушения по проведенным действиям все материалы передаются в прокуратуру. При принятии жалобы Пенсионный фонд должен устранить выявленные нарушения не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Если лицо, имеющее все законные основание на получение от государства ЕДВ и НСУ, получило отказ от уполномоченного органа, которое начисляет такие льготы, ему необходимо оспаривать данное решение путем подачи жалобы на такой орган и действия его сотрудников.

Пенсионный фонд РФ производит выплаты ЕДВ и предоставляет НСУ тем категориям граждан, которым необходима социальная поддержка от государства. В данной статье рассмотрим, возможен ли отказ в назначении ЕДВ и НСУ, какие для этого существуют основания и как оспорить данное решение.

Понятие ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и набора социальных услуг (НСУ)

Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) назначается определенным гражданам, таким как ветераны, инвалиды с подтвержденной группой инвалидности актом МСЭ (в том числе и дети‑инвалиды), бывшие несовершеннолетние заключенные концлагерей, лицам, пострадавших в результате воздействия радиации. При условии, когда гражданин может претендовать на ЕДВ по нескольким причинам в рамках действия одного закона, ЕДВ присваивается по одному из оснований, согласно которого рассчитывается наиболее высокий размер выплаты.

Определение НСУ

Набор социальных услуг (НСУ) представляет собой список услуг, который гражданин может получить как в натуральной форме, так и в виде финансового обеспечения. В общий размер ЕДВ включена стоимость всего НСУ, согласно которого каждой льготе присваивается стоимость. НСУ также подлежит ежегодной индексации.

В НСУ входит обеспечение лекарственными препаратами и специальными лечебными продуктами питания для детей-инвалидов при наличии рецепта врача, путевка на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд в обе стороны к месту прохождения лечения вместе с сопровождающим его лицом. Для оформления льготы гражданин обязан встать на учет по месту проживания в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Также можно оформить отказ от НСУ в пользу денежного обеспечения. Для этого необходимо подать заявление и будет начисляться денежное возмещение в размере стоимости данной услуги. Бланк заявления можно скачать здесь ⇒ Заявление об отказе от получения НСУ

Решение Пенсионного фонда РФ о назначении ЕДВ и НСУ

Основанием для назначения ЕДВ и НСУ является обращения гражданина в территориальный орган ПФР по месту регистрации со следующими документами:

  • заявление (бланк можно скачать здесь ⇒ Заявление о назначении ЕДВ);
  • удостоверение личности заявителя;
  • документы, подтверждающие право на льготы (для инвалидов — выписка из акта МСЭ, подтверждающая присвоение группы инвалидности, для ветеранов ВОВ, боевых действий — соответствующее удостоверение, т.п.);
  • заявление о выборе способа доставки выплаты (бланк можно скачать здесь ⇒ Заявление о доставке социальных выплат)

На основании обращения, лицу может быть вынесено решение о назначение ЕДВ либо НСУ и включение информации о нем в Федеральный реестр лиц, которые имеют право на получение социальной помощи, либо вынесение решения об отказе в начислении ЕДВ такому лицу.

Отказ в назначении ЕДВ и НСУ

Уполномоченный сотрудник Пенсионного фонда РФ при утверждении решения об отказе в назначении ЕДВ и НСУ руководствуется всесторонним, полным и объективным изучением всех поданных к рассмотрению документов.

Шаг 1 — При вынесении решения об отказе в ЕДВ и НСУ дает оценку данным, указанных в бумагах, подтверждающих право в назначении ЕДВ данному лицу, а также оценку корректности оформления указанных документов и принимает решение об отказе в назначении ЕДВ на основе этих бумаг;

Шаг 2 — Выносит решение об отказе не позже десяти рабочих дней со дня приема соответствующего заявления и прочих бумаг, подтверждающих право на получение ЕДВ;

Шаг 3 — При вынесении решения об отказе в назначении ЕДВ не позднее, чем пять рабочих дней от такого решения сообщает гражданину либо его законному представителю с указанием причин отказа и порядка действия для оспаривания вынесенного решения, возвращает ему все документы заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Как оспорить отказ в назначении ЕДВ и НСУ

Для оспаривания вынесенного решения Пенсионным фондом РФ заявитель имеет все основания подать жалобу на такое решение, действие либо бездействие органов Пенсионного фонда РФ, их должностных лиц ПФ при предоставлении социальной услуги. Рассмотрим в таблице случаи, когда гражданин вправе составить жалобу.

Все жалобы направляются в Пенсионный фонд РФ, который предоставляет начисление выплаты и НСУ. Жалобы на решения, принятые руководителем территориального органа Пенсионного фонда, направляются в вышестоящий орган.

Рассмотрим пример. Гражданка Селиванова Е.Ю. является инвалидом 1 группы, получившей инвалидность в результате воздействия радиации вследствие аварии на ЧАЭС. Инвалидность подтверждена актом МСЭ и не подлежит ежегодному подтверждению. Она обратилась с заявлением на получение путевки на санаторно-курортное лечение в профилакторий по медицинским показаниям и обеспечение ее железнодорожными билетами в обе стороны для прохождения лечения. Почтой ей был вынесен отказ в выделении данной путевки. Селиванова Е.Ю. подала жалобу в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о незаконности вынесенного решения. Жалоба была принята и пересмотрены основания в отказе гражданке выделить путевку.

Действия Пенсионного фонда РФ при приеме жалоб

  • Места для приема жалоб;
  • Предоставление консультаций гражданам о порядке обжалования решений территориальных органов Пенсионных фондов, их должностных лиц, в телефонном режиме, по электронной почте либо при личном приеме;
  • Предоставление полной информации гражданам о порядке обжалования таких решений через размещение информации в местах предоставления государственных услуг, на сайтах и Едином портале Пенсионного фонда РФ;
  • Заключение договоров о взаимодействии между уполномоченными органами в приеме и рассмотрении жалоб от граждан, вынесение результатов их рассмотрения;
  • Формирование отчетности один раз в квартал о полученных и рассмотренных жалобах в вышестоящий орган.

Порядок подачи жалобы

Чтобы оспорить вынесенное решение про отказ в льготе, существует несколько способов действий заявителя, такие как направление письменной жалобы по почте заказным письмом, при личном приеме гражданина, а также через Единый портал Пенсионного фонда РФ,

При личном обращении гражданин обязан представить документ, удостоверяющий его личность. Если же заявитель не может лично обратиться с жалобой в уполномоченный орган, за него это делает доверенное лицо. При этом полномочия представителя должны быть подтверждены нотариально оформленной доверенностью.

Сведения, которые указываются в жалобе

Для того, чтобы удалось доказать незаконность вынесенного решения об отказе в предоставлении льгот нужно грамотно составить жалобу. При этом, она должна содержать такие сведения:

Ответ Пенсионного фонда

В результате проведенной проверки заявителю направляется ответ в срок не позже одного дня, следующего за днем принятия решения об принятии либо отказе поданной жалобы в письменной форме либо по электронной почте. В случае выявления признаков административного правонарушения по проведенным действиям все материалы передаются в прокуратуру. При принятии жалобы Пенсионный фонд должен устранить выявленные нарушения не позднее 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Если лицо, имеющее все законные основание на получение от государства ЕДВ и НСУ, получило отказ от уполномоченного органа, которое начисляет такие льготы, ему необходимо оспаривать данное решение путем подачи жалобы на такой орган и действия его сотрудников.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., объяснения Колесова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя департамента социальной защиты Воронежской области Тюниной ЮГ., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

В настоящее время нормативный правовой акт действует в редакции приказа департамента социальной защиты Воронежской области от 25 мая 2015г.№1071/ОД.

Колесов А.А. обратился в суд с заявлением о признании вышеуказанных положений подпункта 2.6.1 пункта 2.6 Административного регламента противоречащим федеральному законодательству в той части, в которой он исключает возможность подачи заявления о предоставлении государственной услуги малоимущими семьями, в которых имеются трудоспособные члены, у которых отсутствует доход, связанный с осуществлением ими трудовой деятельности, и которые не признаны безработными или инвалидами.

Между тем, абзац пятый подпункта 2.6.1 пункта 2.6 Административного регламента, по его мнению, создает препятствия для назначения указанным малоимущим семьям государственной социальной помощи, поскольку в качестве обязательного требования для оказания государственной услуги предусматривает необходимость представления справок о доходах всех членов семьи за три предшествующих подаче заявления месяца.

Приведенные противоречия, по мнению административного истца, повлекли нарушение его прав, поскольку департаментом социальной защиты Воронежской области было принято решение об отказе в предоставлении семье Колесова А.А. государственной социальной помощи по тем основаниям, что один из членов семьи не осуществляет трудовую деятельность, не признан в установленном порядке безработным или инвалидом.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Колесов А.А. просил признать оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части не действующим.

Решением Воронежского областного суда от 14 сентября 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной жалобе Колесов А.А. просит отменить решение суда первой инстанции, как постановленное при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального права.

По его мнению, судом не было учтено, что не у каждого члена малоимущей семьи имеется доход в силу различного рода обстоятельств (малолетний возраст, невозможность трудоустройства), в связи с чем, представление справки о доходах такого члена семьи является невозможным, что, в свою очередь, является препятствием в доступе к государственной услуге.

Колесов А.А. также указывает, что ни федеральное законодательство, ни законодательство Воронежской области не определяет критерии, по которым малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин могут быть признаны имеющими по независящим от них причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. Между тем, оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части ставит возможность получения малоимущими семьями государственной социальной помощи в зависимость от наличия у каждого из членов такой семьи дохода, подтверждаемого соответствующей справкой, и создает возможность для отказа в приеме заявления или отказа в назначении государственной социальной помощи.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель департамента социальной защиты Воронежской области и участвующий в деле прокурор считают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения.

Колесов А.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель департамента социальной защиты Воронежской области Тюнина ЮГ. против доводов апелляционной жалобы возражала. Просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пунктам 5 и 6 части 2 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правого акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правого акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правого акта или отдельных его положений.

Аналогичные нормы содержались и в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации, которыми руководствовался суд первой инстанции при рассмотрении данного дела по существу.

Из приведенных положений закона следует вывод о том, что с административным иском о признании нормативного правового акта не действующим вправе обратиться только лица, в отношении которых данный акт применяется, либо они являются субъектами регулируемых отношений, при условии, что оспариваемым актом нарушены или нарушаются их права.

При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правого акта законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.

Судом установлено, что причиной обращения Колесова А.А. в суд стало решение департамента социальной защиты Воронежской области об отказе в назначении семье Колесова А.А. государственной социальной помощи по тем основаниям, что данная семья не имеет права на ее назначение.

Поскольку из приложенного Колесовым А.А. к заявлению в суд письма департамента социальной защиты Воронежской области от 27 июля 2015 г.

№ 82-11/8033 не следует, что отказ в назначении семье Колесова А.А. государственной социальной помощи обусловлен несоблюдением заявителем требований абзаца пятого подпункта 2.6.1 пункта 2.6 Административного регламента, то есть непредставлением заявителем справок о доходах всех членов своей семьи, то суд пришел к выводу о том, что заявление Колесова А.А. об оказании государственной социальной помощи его семье было рассмотрено и по нему принято решение, а факт отсутствия у заявителя справки о доходах одного из членов семьи, как формальное основание, не стало препятствием для его доступа к государственной услуге.

В связи с чем суд сделал правильный вывод о том, что не имеется оснований полагать, что оспариваемой нормой нарушены права, свободы и законные интересы Колесова А.А. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции также правильно указал на то, что оспариваемый Административный регламент в указанной части законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г.

Таким образом, в силу изложенных выше положений действующего федерального законодательства субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по вопросу оказания государственной социальной помощи в части определения размера, условий и порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи, в то время как определение круга лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, отнесено федеральным законодателем к полномочиям федеральных органов государственной власти.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 обжалуемого Административного регламента предметом его регулирования являются правоотношения, связанные с назначением гражданам государственной социальной помощи в денежном выражении и (или) в натуральной форме.

Суд первой инстанции, проверив полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, процедуру его принятия, введение в действие и опубликования, каких-либо существенных нарушений не установил.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.

С учетом изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Воронежского областного суда от 14 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Колесова А А - без удовлетворения.

Главная страница В помощь населению Советы юриста Малообеспеченным Малообеспеченным

Кто может быть признан малоимущим

Статус малообеспеченной семьи дает право на предоставление определенного перечня льгот и субсидий.

Помощь при приобретении жилья, льготная очередь в детские сады, бесплатные путевки в лагерь и просто единовременные денежные пособия – полный список зависит от региона проживания.

Малоимущей (малоимущим) считается семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. (ч.1 ст. 6 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации).

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем (Федеральный закон от 05.04.2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи").

Учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, и принадлежащем имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.

Расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.

Виды доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода

При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, за исключением:

- государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи;

- единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы (п. 2 Перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 20.08.2003 N 512).

Порядок обращения за социальной помощью

Для назначения государственной социальной помощи следует подать заявление в электронной либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр. В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг.

Порядок и размер государственной социальной помощи на территории субъекта РФ устанавливается органами государственной власти данного субъекта РФ и финансируется из средств бюджета субъекта РФ. Однако если в данном субъекте РФ размер государственной социальной помощи не установлен, то помощь оказывается в размере, установленном федеральным законом РФ.

Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.

Сведения и документы, необходимые для получения социальной помощи

Для получения социальной помощи нужно подать в орган социальной защиты по месту жительства заявление, указав в нем:

- состав семьи (подтверждается свидетельством о рождении ребенка, свидетельством о браке);

- доходы (подтверждаются справками о зарплате, стипендии, пособиях, пенсиях и т.д.);

- имущество, которое находится в собственности у семьи (подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество;

- сведения о получении госпомощи в виде предоставления социальных услуг. Право на это имеет ограниченный круг лиц, например, инвалиды, дети-сироты, участники Великой Отечественной войны и другие лица, перечисленные в ст. 6.1 Закона о социальной помощи.

Отметим, что право на некоторые виды государственной поддержки малоимущим семьям следует оформлять в других уполномоченных органах, где могут потребоваться дополнительные документы. Например, для получения субсидии на оплату жилья нужно обращаться в орган исполнительной власти субъекта РФ и представить в числе прочего документы, подтверждающие отсутствие задолженности по квартплате. Для получения бесплатной юридической помощи, а также льгот, предусмотренных законодательством об образовании и Налоговым кодексом РФ, следует обратиться в соответствующие организации или органы государственной власти, представив документы, подтверждающие статус малоимущей семьи.

Отказ в предоставлении социальной помощи

Законодательством установлены основания, при которых малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину будет отказано в назначении государственной социальной помощи . Такими основаниями являются предоставление заявителем неполных или неточных сведений о составе семьи, о доходах семьи и об имеющемся в собственности имуществе.

Отказ в назначении государственной социальной помощи заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд. Кроме того, заявитель вновь может обратиться в орган социальной защиты населения с заявлением о предоставлении ему государственной социальной помощи. Количество таких обращений не ограничено.

Прекращение оказания социальной помощи

Получатель государственной социальной помощи обязан сообщать в орган социальной защиты населения об изменениях сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе на праве собственности в течение 2 недель со дня наступления указанных изменений. Например, получателю государственной социальной помощи был увеличен оклад, в связи с чем среднедушевой доход семьи стал превышать величину прожиточного минимума. В течение 2 недель с момента получения повышенного оклада, гражданин обязан представить в орган социальной защиты населения новую справку о заработной плате.

Иначе говоря, когда материальное положение семьи или одиноко проживающего гражданина меняется, и их среднедушевой доход находится на уровне величины прожиточного минимума или превышает прожиточный минимум, то данная семья или одиноко проживающий гражданин теряет статус малоимущих, и основания для оказания государственной социальной помощи отпадают.

В том случае, если гражданином-получателем государственной социальной помощи представлены документы, свидетельствующие о прекращении статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, то оказание социальной помощи прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили изменения материального положения гражданина.

Виды государственной социальной помощи

Социальная помощь может выражаться:

- в денежных выплатах (социальные пособия, субсидии и др.),

- в натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Обеспечение жильем

Некоторые федеральные нормативные акты предоставляют малоимущим гражданам и семьям ряд льгот на федеральном уровне.

Так, например, Жилищным кодексом РФ определено право малоимущих граждан и семей на обеспечение в порядке очередности жильем по договорам социального найма в случае признания нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом граждане, признанные в установленном порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы за наем). Малоимущим предоставляется льгота по оплате коммунальных услуг (жилищная субсидия).

Налоговые льготы

На основании Налогового кодекса РФ малоимущим семьям предоставляется налоговая льгота в отношении тех сумм, которые они получают от государства. В частности, освобождаются от обложения НДФЛ единовременные выплаты (в том числе материальная помощь), которые малоимущие граждане получают в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов. Следует подчеркнуть, что эта льгота распространяется только на помощь, получаемую в соответствии с программами, которые ежегодно утверждаются соответствующими государственными органами.

Также малоимущие освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество за исключением государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.

Бесплатная юридическая помощь

В России действует Закон о бесплатной юридической помощи, который предоставляет малоимущим гражданам и семьям право получать бесплатную помощь профессиональных юристов. Такие граждане и семьи могут не только получить устную или письменную консультацию, но и рассчитывать на представление их интересов в судебных или других государственных органах, учреждениях.

Чаще всего о месте, где оказывается бесплатная юридическая помощь можно узнать в органах местного самоуправления.

Льготы в сфере образования

Однако при этом учитываются несколько дополнительных условий:

- в семье есть только один родитель, и он является инвалидом I группы;

- лицо, поступающее в образовательное учреждение, не достигло 20 лет.

Лекарственное обеспечение

Из федерального бюджета регионам выделяются средства для организации обеспечения малоимущих граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Региональные меры социальной помощи разнообразны и различаются в зависимости от субъекта РФ, в котором проживает семья.

Так, например, в Ставропольском крае социальная помощь малоимущим гражданам и семьям оказывается на основании Закона Ставропольского края от 19 ноября 2007 г. N 56-кз "О государственной социальной помощи населению в Ставропольском крае". В соответствии с данным законом государственная социальная помощь оказывается в виде денежной выплаты или натуральной помощи один раз в календарном году. Размер, условия и порядок назначения и предоставления государственной социальной помощи в виде денежной выплаты, а также порядок предоставления натуральной помощи устанавливаются Правительством Ставропольского края. Минимальный размер государственной социальной помощи, оказываемой на общих основаниях, не может быть менее 600 рублей, а ее максимальный размер не может превышать 6 000 рублей.

Что делать если получили отказ на признание вашей семьи малоимущей ?!

В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации некоторым категориям граждан полагаются определенные социальные льготы. Например, можно получать материальную помощь, получив статус малоимущей семьи. Малоимущими называются те семьи, доход которых меньше установленного нормами закона прожиточного минимума.

Каким образом учитывается доход семьи для признания ее малоимущей ?!

  • Расчет организовывается за три крайних календарных месяца. Начинается отсчет с того момента, когда семья обращается за соответствующей помощью в органы социальной защиты;
  • Все доходы семьи берутся во внимание до момента вычета сборов и налогов;
  • Ведется учет не совокупного, а отдельного дохода каждого члена семьи. И это не только официальная заработная плата, но и, например, социальные выплаты, доход с ИП, самозанятости, ежемесячные пособия на детей, пенсионные выплаты.

Социальная помощь полагается далеко не всем малоимущим гражданам. На нее рассчитывать могут те, кто живет ниже прожиточного уровня и не может обеспечить оптимальный доход семье. А еще семья должна обладать причинами, из-за которых этот самый пресловутый доход ниже.

Это может быть многодетность, когда детей три и более, наличие ребенка в семье в возрасте до полутора лет, есть инвалидность, статус безработного лица у одного из лиц, проживающих в семье.

Размер денежных выплат неимущем разнится в России. В Москве и Санкт-Петербурге он существенно выше, чем в регионах. Например, в Москве можно получать материальную помощь в размере до 10 тысяч рублей. Еще малоимущие семьи имеют право на получение не только денежной, но и так называемой натуральной помощи. Выражаться натуральная помощь может в вещах в виде одежды, медицинских препаратах, обуви. Правда обычно натуральная помощь – это всего лишь пара тысяч рублей в год, на которые приобретаются определенные вещи для малоимущих граждан.

Куда и как обращаться за получением материальной помощи малообеспеченным семьям ?!

Процедура получения статуса оформляется в несколько этапов. Для получения статуса надо проделать следующие действия:

  • Рассчитать предварительный доход семьи;
  • Подготовить необходимые документы для обращения;
  • Подать заявление на предоставление статуса малообеспеченной семьи вместе с пакетом документов в органы социальный защиты лично, через портал Государственных услуг либо МФЦ.

Обращение можно осуществить лично, через представителя по нотариальной доверенности или же заказным письмом с уведомлением. Проще всего сделать обращение через Госуслуги и потом, при вынесении положительного решения просто прийти в социальную защиту за документами.

Вместе с заявлением подается следующий пакет документов:

  • Копии паспортов заявителей;
  • Свидетельство о заключении брака;
  • Свидетельство о рождении детей;
  • Справка о составе семьи;
  • Справка о доходах;
  • Сведения об инвалидности;
  • Справка с Центра занятости;
  • Сведения о пенсионных выплатах, социальных льготах.

Получение статуса малообеспеченной семьи возможно после рассмотрения документов и заявления, представленными гражданами. Документ о получении статуса малообеспеченных граждан предоставляется заявителям в течение десяти календарных дней.

Как обжаловать отказ в предоставлении статуса малообеспеченной семьи ?!

Опираться при подаче жалобы можно на следующие факторы:

  • Нарушение сроков регистрации запроса;
  • Нарушение законодательных норм в предоставлении статуса;
  • Немотивированный отказ;
  • Нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • Допущенные должностным лицом описки, опечатки, помарки, исправления.

Жалоба подготавливается в письменной или электронной форме и подается в отделение социальной защиты при администрации муниципального образования. Это важно, так как таким образом соблюдается порядок допретензионного рассмотрения гражданского спора.

На рассмотрение жалобы дается по закону срок пятнадцать дней. После этого жалоба удовлетворяется или же выносится мотивированный отказ в ее удовлетворении. Не позже дня, который следует за днем принятия решения после рассмотрения жалобы гражданам в письменной либо же электронной почте направляется ответ о результатах. Жалоба состоит из нескольких взаимосвязанных частей.

Прописывается в тексте документа наименование МФЦ или органа социальной защиты, куда обращались граждане за получением статуса малоимущей семьи.

Также указывается ФИО заявителей, адрес их проживания, описывается суть проблемы, требования граждан, опирающиеся на установленные законодательными нормы. В самом тексте жалобы необходимо заявителям указать все имеющиеся сведения об обжалуемых решениях и действиях, а также следует привести подтвержденные нормативными актами и ФЗ доводы, на основании которых он не выражают согласия с решением и действием должностного лица.

Если в результате рассмотрения жалобы от граждан были обнаружены признаки административного правонарушения, то тогда все материалы направляются в органы прокуратуры для рассмотрения.

Отказ в удовлетворении жалобы можно оспорить. Делается это посредством обращения в судебные органы с исковым заявлением. Подается иск в районный суд общей юрисдикции. Вынесенное решение в пользу граждан необходимо принести в органы социальной защиты. Представители государственного органа уже не смогут вынести отказ и предоставят на основании документа данный статус заявителям.

Читайте также: