Отчуждение личности как психологическая предпосылка преступного поведения

Обновлено: 28.06.2024

Наука о личности преступника и преступном поведении

Значение криминальной психологии

Решение проблем борьбы с преступностью и ее профилактики невозможно без комплексного использования сил, средств и методов различных отраслей знаний. Идея комплексности, а она высказывалась в криминологических исследованиях еще XX столетия, но выражению академика В.Н. Кудрявцева, стала одним из основных принципов криминологии, которую в настоящее время во многом подпитывают исследования в области психологии.

И если криминология — это наука о природе, причинах преступности и мерах ее предупреждения, то криминальная психология раздел юридической психологии, изучающий закономерности и механизмы подготовки и совершения преступлений отдельными лицами и преступными группами, психологические аспекты вины и роль потерпевших в преступном деянии, разрабатывающий психологически обоснованные теории и типологии личности преступников, рекомендации по совершенствованию борьбы с преступностью.

Таким образом, предметом пристального внимания со стороны криминальных психологов выступают, с одной стороны, истоки асоциальности преступников, степень их антиобщественных взглядов и установок, криминальных привычек и навыков, а с другой — роль криминогенной ситуации, самого асоциального субъекта и потерпевшего в развитии преступного деяния.

Согласно исследованиям криминологов и психологов биологические и социальные составляющие являются детерминантами криминального поведения, интегрируясь в психологических качествах преступника. При этом непременным условием правильного решения вопроса о соотношении социальною и биологического в преступном поведении является уровневый подход к исследуемым явлениям.

Вот что говорил об этом А.Ф. Кони в судебной речи по делу Ольги Палем: «В каждом человеке, несмотря на духовное развитие его, сидит зверь, стремящийся при раздражении или возбуждении растерзать, истребить, удовлетворить свою похоть и т.д. Когда человек

Таким образом, человек, его психика являются, образно говоря, ареной, на которой происходит взаимодействие социальных и биологических факторов. Вне психики их соотношение понять невозможно. Интенсивность проявления социальных и биологических обстоятельств зависит от того, какова сама личность, т.е. субъект и объект общественных отношений, социальное качество человека. Даже наличие психической аномалии у конкретного лица (психопатии, олигофрении в степени дебильности, органического поражения центральной нервной системы и т.д.) не всегда свидетельствует о том, что она сыграла криминогенную роль в его противоправном поведении. Не сама аномалия психики предопределяет совершение преступления, а то воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которые породили его криминогенные черты. Такие аномалии могут способствовать их возникновению и развитию, как и самому противоправному поведению, но лишь в качестве условия, не определяющею это поведение в целом. Констатация какой-то психической аномалии не объясняет, почему этот человек совершил преступление, так же как и внутренние причины (мотивация) преступного поведения не представлены в диагнозе, который лишь определяет наличие того или иного расстройства, его степень и тяжесть. А потому понять субъективные причины преступления, представленные в мотиве, можно лишь путем психологического исследования личности. Дефекты же психики, если они имеются, вовсе не представляют мотивов преступного поведения, хотя и могут влиять на них. Установлено, что психопатии, например, могут быть одним из факторов, способствующих совершению насильственных преступлений. В то же время широко известно, что психопаты успешно работают и выполняют иные обязанности. Поэтому основное значение имеет не аномалия как таковая, а социальный облик лица, сформированный семьей, школой, обществом.

Психологические теории причин преступности и личности преступника

В XX столетии зарубежными учеными были предложены разноплановые подходы для объяснения причин преступности и личности преступника. При этом их психологические теории в отличие от криминолого-социологических концепций, в которых значительная роль отводится социокультурным детерминантам преступности, были сориентированы на анализ личностных детерминант, влияние малых групп (семьи, референтных общностей и т.д.). С учетом научных традиций в современных зарубежных публикациях (R. Masters, С. Roberson, 1990; F. Losel, 1994 и др.) упоминается десять психологических теорий причин преступности и личности преступника:

  1. биопсихологические теории (Ломброзо, 1874; Кречмер, 1921; Шлап, Смит, 1928; Ланге, 1929; Штумпф, 1935; Хутен, 1939; Шелдон, 1949; Глюк, 1956; Роубак, Атлас, 1969; Фалек, Граддик, Коллам, 1970 и др.);
  2. психоаналитические теории (Александер, Штауб, Карпмен, Бромберг и др.);
  3. теории черт личности (Олпорт, Гилфорд, Айзенк, 1973 и др.);
  4. теории эмоциональных проблем (Курцберг, 1978; Бартол, 1980; Монахем, 1987);
  5. теории социально-когнитивного научения (Сатерленд, 1939; Глейзер, 1956; Бандура, 1972; Баргес, Эйкерс. 1966);
  6. теории умственной отсталости и душевных расстройств (Годдарт, 1915; Пульман, 1926; Зелани, 1933; Сатерленд, Гризи, 1974; Купер, Френсис, Сакс, 1986; Мелзбранд, Гьюз, 1986; Кенделл, 1986; Реттерстол, 19 86 и др.);
  7. теории социопатической личности (Клеклей, 1941; Гоу. 1948; Шнайдер, 1958; Смит, 1978; Рид, 1986 и др.);
  8. теории социального контроля (Сайкс, Матза, 1957; Хирши, 1969 и др.);
  9. теории мыслительных моделей (Йохельсон, Саменов, 1976 и др.);
  10. теории Я-концепции и Я-психологии (Роджерс, 1948; Кохут, 1988 и др.).

Интеракционистский подход (Э. Сатерленд, Ф. Таннебаум, 1932) называет в качестве причины преступности взаимодействие личности и общества, опосредованное условиями преступности. Данное взаимодействие является двунаправленным, а его результатом является переход всей системы (личности, общества и условий среды) в новое состояние: общество криминализуется, а человек приобретает преступный опыт, его личность приобретает качества, характерные для личности преступника.

Исследования, проведенные под руководством Ю.М. Антоняна (1996), показали, что в качестве психологических предпосылок преступного поведения выступают, как правило, феномены отчуждения и тревожности. При этом социально-психологическое отчуждение в большинстве случаев — это результат эмоционального отвергания родителями, их безразличия, а также усвоенной социально-психологической дистанции между индивидом и средой, изолированность от ценностей общества и невключенность в эмоциональные контакты, отчужденность от общества в целом, его социальных институтов и малых групп (семья, коллектив и др.). Конечно, фатальная изолированность не может рассматриваться в качестве причины преступного поведения, но она формирует общую нежелательную направленность личности, которая может предопределять уголовно наказуемые формы реагирования на конкретные конфликты.

По данным эмпирических исследований, наиболее отчужденными являются бродяги, а среди них алкоголики. Среди преступников наибольшая отчужденность наблюдается у лиц, отбывающих длительные сроки наказания в виде лишения свободы.

Значительной криминогенностью обладает феномен личностной тревожности, обусловленный наличием у определенного типа людей значительного беспредметного страха. Как личностное свойство тревожность может возникнуть из-за постоянного ощущения неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, преувеличения их могущества и угрожающего характера. В случае когда человек, обладающий чрезмерным уровнем тревожности, начинает оценивать субъективную угрозу безопасности, он может предпринять попытки насильственных действий против людей или явлений, которые воспринимаются им как угрожающе-деструктивные. В этом случае субъект может совершить преступление ради того, чтобы не разрушить представление о самом себе, своем месте в мире, чтобы не прекратилось его биологическое и социальное существование.

При этом антисоциальное поведение может быть обусловлено не только рассудочным отношением к действительности, но и неосознаваемыми компонентами психики. В первом случае налицо так называемые умышленные преступления, которые в зависимости от регуляционных особенностей можно подразделить на три вида:

Во втором случае преступное поведение обусловливается таким механизмом, как антисоциальные поведенческие стереотипы (привычки, навыки, установки). С позиций криминальной психологии, последние часто ведут к ситуативно-импульсивному поведению, особенно при наличии у человека низкого уровня психической регуляции. В этой связи даже в отношении устойчивых преступников следует говорить о ситуативной обусловленности поведения, но уже вызываемой характерологическими особенностями их личности, сформированными асоциальными операциональными установками (повторение определенного способа поведения в определенной ситуации). Последнее ставит под сомнение расхожее мнение некоторых ученых о наличии так называемых криминогенных ситуаций, где обстоятельства якобы сами по себе провоцируют преступление, когда, образно говоря, не палец давит на курок, а курок на палец.

Многие как отечественные, так и зарубежные специалисты, напротив, отстаивают позицию, что преступления совершаются не напрямую из-за ситуативных обстоятельств, а благодаря определенным устойчивым личностным характеристикам человека, так как у каждого индивида существует определенный уровень актуализации характерного способа поведения.

В целом в современной криминальной психологии большое значение придается программному изучению личности преступника , где выделяют следующие группы признаков:

  1. социально-демографические (пол, возраст, образование, социальное положение, специальность, шкала ролей ит.п.);
  2. социально-психологические (интеллектуальные, волевые, нравственные качества, черты характера ит.п.);
  3. психофизиологические (темперамент (сила, подвижность и уравновешенность нервной деятельности), а также сведения о патологических отклонениях личности).

Полное и глубокое изучение личности преступника способствует решению ряда актуальных для практики задач, среди которых:

  1. правильная квалификация совершенного преступления;
  2. выбор тактических приемов, применяемых при производстве следственных действий;
  3. воспитательное воздействие на личность правонарушителя, которое должно начинаться на первом допросе и опираться на достаточно глубокие знания следователем и судьей индивидуальных особенностей и динамики развития данной личности;
  4. выявление причин и условий преступления. Эта работа проводится более глубоко и всесторонне, если следователь или судья изучил психологические особенности личности обвиняемого.

Типология личности преступника

Личность преступника как явление типологического порядка есть носитель наиболее общих, устойчивых, существенных социально-психологических черт и свойств. Специфика личности как типа заключается в том, что она содержит особенности, которые выступают в качестве внутренних психологических причин преступного поведения. Ведь любое преступление, в какой бы форме оно ни совершалось, не есть случайное но отношению к личности. В своей основе оно подготовлено развитием его социальных, нравственных, социально-психологических свойств. В качестве таковых выступают жизненный опыт человека, наполненный антиобщественным смыслом, а также черты духовного мира, предопределяющие в конфликтных ситуациях выбор общественно опасного варианта поведения.

Личность преступника является закономерной социальной фигурой для конкретного общества настолько, насколько закономерно существование преступности на данном этапе развитии этого общества. Поэтому можно говорить о личности преступника как временном социальном типе только в связи с преступностью, представляющей собой преходящее социальное явление.

Этот временный тип, как и преступность в целом, обладает, однако, устойчивыми чертами и свойствами, позволяющими выделить его в качестве самостоятельного.

Существует несколько типологических схем личности преступника.

По характеру антиобщественной направленности и ценностных ориентаций в юридической психологии выделяют группы, которым свойственны:

  1. негативно-пренебрежительное отношение к личности и ее важнейшим благам: жизни, здоровью, телесной неприкосновенности, чести, спокойствию, достоинству и др. Подобное отношение лежит в основе умышленных агрессивно-насильственных преступлений (убийств, телесных повреждений, изнасилований, оскорблений и пр.), а также большинства случаев хулиганства;
  2. корыстно-частнособственнические тенденции, связанные с игнорированием права на все виды собственности. Это характерно для совершения хищений, краж, мошенничества, взяточничества и иных корыстных преступлений;
  3. индивидуалистическое отношение к различным социальным установлениям и предписаниям, к своим общегражданским, служебным, семейным и прочим обязанностям. Подобные антисоциальные черты определяют совершение ряда хозяйственных преступлений, преступлений против порядка управления, правосудия, совершение воинских преступлений и пр.;
  4. легкомысленно-безответственное отношение к установленным социальным ценностям и своим обязанностям по отношению к ним, проявляющееся в различных неосторожных преступлениях.

По степени общественной опасности, криминогенной зараженности, выраженности и активности личности выделяют следующие типы преступников:

По мотивационным критериям можно выделить следующие типы преступников:

  1. корыстный;
  2. престижный;
  3. насильственный;
  4. сексуальный.

Выделение корыстного типа приемлемо лишь со следующей оговоркой. Этот тип объединяет всех лиц, совершивших любые преступления по мотивам личного обогащения. Чаще всего — это кражи, грабежи, разбои, хищения, мошенничество, ряд должностных преступлений.

Среди виновных в корыстных (прежде всего в хищениях государственной собственности) и должностных преступлениях заметно выделяется группа, совершающая такие действия из престижных побуждений, т.е. для того, чтобы занять в жизни более высокое социальное, в первую очередь должностное, положение, завоевать авторитет среди окружающих, быть все время на виду и т.д. это часто сопровождается неправильным пониманием производственных и иных нужд своего предприятия шли учреждения. Корысть, понимаемая в смысле личного обогащения, если она здесь имеет место, выступает в качестве дополнительного мотива. Следовательно, названных преступников можно объединить в престижный тип.

Однако по престижным мот ивам совершаются не только хищения и должностные преступления. Давно установлено, что иногда кражи, грабежи, разбои, хулиганство и некоторые другие преступления совершаются для того, чтобы завоевать авторитет в группе, закрепиться в ней, если членство в группе представляется ценным. Подобные мотивы весьма характерны для преступников молодежного возраста, причем и здесь мотивы личного обогащения не всегда являются ведущими. И такого рода преступников целесообразно относить к престижному типу.

Сложнее определить тип личности преступников, совершающих так называемые корыстно-насильственные преступления, например разбои и грабежи. Для решения этого вопроса необходимо исходить из того, какие мотивы преступления были главными. Так, если разбой совершался с целью обогащения, то субъекта следует отнести к корыстному типу. Но практика показывает, что некоторые разбойные нападения, например, организуются лидерами соответствующих преступных групп не для обогащения этих лидеров, а для того, чтобы сплотить их участников, еще больше подчинить своему влиянию. И такие преступления могут совершаться из некорыстных побуждений.

Мотивы насильственных преступлений (убийств, телесных повреждений, изнасилований ) и хулиганства достаточно разнообразны. Вообще, назвать насилие мотивом ошибочно, потому что совершать насильственные действия ради них самих могут лишь психически больные, невменяемые люди. Понятие насилия во многом отражает внешний характер действия, а не только его внутреннее содержание. Преступления против личности могут совершаться по мотивам личного обогащения, поэтому виновных следует относить к корыстному типу.

Некоторые убийства и телесные повреждения совершаются из хулиганских побуждений, по мотивам ревности и мести. Лица, действия которых направляются указанными стимулами, могут быть отнесены к насильственному типу, а виновные в изнасиловании и других половых преступлениях на почве сексуальных побуждений — к сексуальному.

Разумеется, по мотивационному критерию могут быть выделены и другие типы. Вместе с тем легко заметить в приведенной типологии, что вид преступлений не всегда совпадает с типом личности преступника. Так, виновный в убийстве (являющемся насильственным преступлением по мотивам личного обогащения) должен быть отнесен к корыстному типу.

В зависимости от соотношения самосознания и нравственности различаются два типа личности преступника:

  1. антисоциальный. К данному типу относятся лица, совершавшие преступления неоднократно, имеющие отрицательную жизненную позицию: лица, совершающие тайное хищение имущества (воры), злоупотребляющие доверием потерпевшего (мошенники); совершающие преступления против личности (убийцы ит.п.);
  2. асоциальный. Это лица, которые совершили преступление впервые в результате случайного стечения обстоятельств: в результате преступного бездействия или халатности; по самонадеянности; в состоянии аффекта и т.п.

Разумеется, любая типология носит условный характер, т.е. не каждый преступник может быть без колебаний отнесен к какому-нибудь определенному типу: Всегда можно встретить и смешанные, промежуточные типы.

В криминальной психологии существуют несколько подходов к объяснению причин преступного поведения, т.е. к пониманию и объяснению того, почему люди преступают закон и что является факторами, позволяющими им так поступать.

Можно выделить три основные группы теорий:

1 . Теории контроля – все люди от природы девиантны (способны на преступления), но социальные нормы ограничивают их поведение и носят репрессивный характер. Эти теории основаны на негативной оценке личности.

2. Социально-психологические теории – все люди законопослушны, но в силу некоторых внешних обстоятельств могут нарушать социальные нормы.

3. Психологические теории – связаны с различием в индивидуально-психологических свойствах и качествах личности, которые являются ведущими в формировании преступного поведения.

Например, теория Ю.М. Антоняна, которая в качестве психологических предпосылок преступного поведения называет феномены социально-психологического отчуждения и тревожности.

Теория связана с анализом процесса социализации.

Если в период детства были моменты эмоционального отторжения (отвергания) родителями ребенка и существовала неблагоприятная микросреда общения со сверстниками, то формируется личность, которая видит угрозу для себя, своего Я, для своего внутреннего развития во внешнем мире. По мере возрастания угрозы (это конечно субъективно воспринимаемый фактор, но тем не менее), внешний мир становится фактором опасности и человек желая освободиться от этого фактора совершает преступление (в силу тревожного модуса формирования личности).

  1. Психологические предпосылки преступного поведения

В качестве психологических предпосылок преступного пове­дения могут выступать феномены отчуждения и тревожности.

В конце 80-нач.90-х гг. были проведены масштабные психолого-криминалистические исследования личности преступника, психологические особенности людей совершивших различные виды преступлений, мотивация преступного поведения (Антонян, Еникеев, Эминов, Кудрявцев).

Было установлено, что значительная часть преступников находится на определенной социально-психологической дистанции от общества, его ценностей норм. Этот феномен был назван – социально-психологическое отчуждение.

Роль потерпевшего в возникновении криминогенной ситуации. Жертвы .

Социально-психологическое отчуждение — это раз­вивающаяся чаще всего в результате эмоционального отвергания родителями (психологической депривации), из безразличия, а так­же усвоенной социально-психологической дистанцией между ин­дивидом и средой, изолированность от ценностей общества и невключенность в эмоциональные контакты, отчужденность от общества в целом, его социальных институтов и малых групп (се­мья, коллектив и др.).

В психологическом плане отчуждение представляет собой как бы уход человека из межличностного взаимодействия, который имеет существенные психологические и социальные последствия, в том числе и криминогенного характера.

Сами по себе эти факторы фатально не ведут к совершению преступлений. Однако они формируют общую нежелательную направленность личности, ее бессознательные установки, предопределяющие уголовно наказуемые формы реагирования на определенные ситуации (конкретные конфликты).

Рассмотрим как данный феномен оказывает влияние на формирование преступного поведения.

Исследователи выделяют следующие аспекты отчуждения личности, значимые для понимания социально-психологических причин преступного поведения.

2) Одна из причин отчуждения личности — это эмоциональное отвергание родителями своего ребенка (психологическая депривация).

Тема 4. «Личность как объект психологического познания в сфере .

. описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития (Психологический толковый словарь). На проблему . характер) (в большей степени отечественная психология, социально и культурно ориентированные западные психологи). Характер, как . основой характера является мировоззрение человека, направленность его личности, которое зависит от социального окружения). Последователи: .

С целью самоутверждения в референтной группе такой ребенок и совершает преступления.

Отвергание родителями ребенка может быть явное и скрытое. В первом случае это, как правило, маргинальные семьи, где родители пьянствуют, употребляют наркотические средства, совершают аморальные, антиобщественные поступки (криминальные, аморальные).

Ребенок им не нужен, с ним явно обращаются жестоко, не кормят, заставляют заниматься попрошайничеством, кражами для обеспечения своего существования, о нем не заботятся. Такой ребенок из-за отсутствия нормального общения с родителями в раннем возрасте в дальнейшем не сможет общаться с микросредой. Он будет ждать со стороны ее угрозы для себя.

Несколько по другой схеме развивается личность при скрытой депривации родителями ребенка. Это внешне благополучные семьи с материальным достатком. Однако ребенок для них является традиционным атрибутом, который принято иметь в семье. Хотя фактически ребенка не любят, сами того не осознавая, эмоциональной связи с ним нет.

В обоих случаях образуется дистанция между личностью и социумом.

В раннем детском возрасте вследствие дефектов правовой социализации, невыполнения семьей своей основной функции — включения ребенка в структуру общества посредством интернализации им нравственно-правовых норм по механизму подражания родителям — может заложить основы асоциальной личности, изолированной от социально-позитивной микросреды — семьи, учебных и трудовых коллективов, других малых групп. При отсутствии компенсирующего воспитания это может привести к дезадаптивному противоправному поведению, во многом провоцируя рецидив преступлений.

Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье. Поведение собственных родителей является образцом для детей. Естественно, для общества будет важным, чтобы эти образцы были нравственными, социально полезными.

Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, называются неблагополучными.

Выделяют следующие виды неблагополучных семей: 1) криминогенная семья; 2) аморальная семья; 3) проблемная семья; 4) неполная семья; 5) псевдоблагополучная семья.

3) Отчуждение личности может приводить к формированию у нее устойчивой антисоциальной (антиобщественная) установки, проявляемой в негативном или даже враждебном отношении к среде, что по механизму проекции способно провоцировать у таких лиц агрессивное поведение.

4) Отчуждение человека, изоляция от социально-позитивной микросреды побуждает его к поиску микросреды, где он мог бы найти признание и поддержку. Такой микросредой являются группы антиобщественной направленности, состоящие из таких же отчужденных и дезадаптированных личностей. Длительное нахождение в таких группах приводит к криминализации личности с последующей ее деградацией.

Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи

. с ними неречевые процессы. Субъект обследования – человек (ребенок), страдающий нарушени- ем речи. На современном этапе развития педагогики . период в жизни ребенка и его социальное окружение (го­родской ребенок, сельский ребенок, ребенок из неблагополучной семьи, сирота, отдаленные поселения . выражена тревожность, а иногда и агрессия у под­ростков. Поэтому установление контакта с этими детьми очень .

5) Разрыв связей человека с нормальной микросредой приводит к нарушению социального контроля, несоблюдению установленных норм поведения. Застревание в антисоциальной группе, являющейся для человека референтной, формирует чрезмерную привязанность его к данной группе, идентификацию с ней, готовность совершить любое групповое преступление.

6) Изоляция, обособление от других, уход в себя оборачивается нравственным оскудением, отсутствием эмпатии, т. е. способности чувствовать, переживать эмоциональные состояния другого человека, сопереживать ему, что содействует совершению особенно тяжких насильственных преступлений.

Тревожность — это состояние эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности, т.е. это беспредметный страх. Беспредметность тревожности отличает ее от страха, как реакции на конкретную угрозу. Чаще всего в основе тревожности лежат какие-то неосознаваемые личностью источники угрозы, связанные с неудовлетворением потребности в безопасности.

Тревожность может быть ситуативной, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной, являющейся стабильным свойством личности.

Как личностное свойство оно формируется вследствие эмоционального отвергания ребенка родителями и его последующего отвержения и проявляется в постоянном ощущении неуверенности в себе и своем месте в жизни, бессилия перед внешними факторами, в преувеличении их могущества и угрожающего характера, т.е. состояние тревожности выражается в субъективно серьезных опасениях за свое биологическое или (и) социальное существование.

Это свойство порождает подозрительность, мнительность, сверхосторожность, стремление защитить себя, и чем острее ощущение угрозы, тем меньше принимаются во внимание нравственные запреты и тем вероятнее совершение преступных действий. В своей массе преступников от не преступников отличает именно наличие этого свойства личности, а не временное состояние тревожности, которое может появиться у любого человека.

Проблемы пожилых людей в социальной среде и методы их выявления

Криминогенность тревожности состоит не только в том, что она включает в себя беспокойство, ощущение незащищенности, уязвимости, но и в том, что она определяет специфическое восприятие окружающей среды как чуждой и враждебной. По механизму эмоционального переноса такая личность рассматривает как чуждые нормы и запреты этой среды, в результате чего выходит из-под действия социального контроля. Развиваются дезадаптивное поведение и соответствующее отношение к миру. Бессознательно проецируя свои враждебные, агрессивные устремления, побуждения на внешний мир, личность воспринимает и среду таковой. Появляется желание действовать в ущерб другим людям, обществу.

Иными словами, человек совершает преступление, чтобы не разрушились его представления о самом себе, своем месте в мире, его самоощущение, самоценность, не исчезло его биологическое и социальное бытие

По данным эм­пирических исследований, тревожность как причина преступного поведения присуща преступникам женского пола, а также несо­вершеннолетним, имеющим проблемы с самоутверждением.

Примеры похожих учебных работ

Особенности развития личности одаренного ребенка и его проблемы социализации

. личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. К.Тэкэкс обращает внимание на то, что роль родителей в обретении ребенком . интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, .

Компульсивное поведение личности

. поведения личности 1.1.Феномен компульсивного повторения Расстройства личности обсессивно - компульсивного типа характеризуются эмоциональной . Поведение личности в ситуации детерминировано особенностями темперамента человека (тревожность, . в социально - .

Социальные нормы поведения и отклонения от них в процессе социализации

. социализации Социализация - это процесс формирования личности человека в определенных социальных условиях, в ходе которого человек избирательно вводит в свою систему поведения . детей избиваются родителями, . социально контролируемая социализация .

Аддиктивное поведение личности подростков

. др. 1.2. Аддиктивное поведение личности в подростковом возрасте. Когда . характер отчуждения; – криминальную, образующуюся вследствие преступной деятельности . (Склонность к отклоняющемуся поведению), Опросник «Поведение родителей и отношение подростков .

Взаимоотношения детей и родителей в семье

. нашей школы и их родители. Каждый ребенок имеет родителей, которые несут определенную . человека; - основной фактор в социализации; - социальный институт, регулирующий . направлено на развитие всех сторон личности ребенка. Принципы воспитания таковы: - .

Работа педагога-организатора с педагогически запущенными детьми как условие их социализации

. социально педагогической запущенности. 1.10.Особенности личности социально и педагогически запущенного ребенка. 1.11 Значение социализации в жизни ребёнка. . от нормы в поведении личности, обусловленное недостатками .

Любое преступное событие как поведение личности имеет две стороны: внешнюю (предметно-физическую) и внутреннюю (психологическую). Иначе говоря, любое правонарушение включает в себя две группы обстоятельств: объективные, которые почти всегда поддаются непосредственному восприятию и наблюдению, и психологические (субъективные), которые не могут быть непосредственно восприняты и увидены человеком.

Содержание

ВЕДЕНИЕ
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ___________________4
1.1 ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ _________________________________4
1.2 ТРЕВОЖНОСТЬ____________________________________________6
2. МОТИВАЦИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ______________________7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

юрид..К ПЕЧАТИ.doc

Студентки 5 курса гуманитарного факультета

Учебная дисциплина: ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

25 апреля 2010г. Оценка

1. ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ_________ __________4

1.1 ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ______________________________ ___4

1.2 ТРЕВОЖНОСТЬ___________________ _________________________6

2. МОТИВАЦИЯ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ_________ _____________7

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Любое преступное событие как поведение личности имеет две стороны: внешнюю (предметно-физическую) и внутреннюю (психологическую). Иначе говоря, любое правонарушение включает в себя две группы обстоятельств: объективные, которые почти всегда поддаются непосредственному восприятию и наблюдению, и психологические (субъективные), которые не могут быть непосредственно восприняты и увидены человеком.

Отметим, что к объективным обстоятельствам любого преступного деяния относятся место, время, способ, предмет посягательства, орудия совершения преступления, сами действия лица, а также наступивший преступный результат. К психологическим обстоятельствам дела относятся мотивы и цели совершения преступления, психическое отношение лица к преступному действию и наступившему результату в форме умысла или неосторожности, иные психологические факты поведения.

l ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕСТУПНОГО ПОВЕДЕНИЯ

1.1 ОТЧУЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Одной из распространенных психологических предпосылок преступного поведения является отчуждение личности. Психолого-криминологические исследования свидетельствуют о том, что значительная часть преступников находится на определенной социально-психологической дистанции от общества и его нравственно-правовых ценностей. Они отчуждены и от общества в целом, и от малых групп (семья, трудовой коллектив, друзья и т. д.) или существенно ослабили связи с ними. В психологическом плане отчуждение представляет собой как бы уход человека из межличностного взаимодействия, который имеет существенные психологические и социальные последствия, в том числе и криминогенного характера.

Исследователи выделяют следующие аспекты отчуждения личности, значимые для понимания социально-психологических причин преступного поведения.

1) Отчуждение затрудняет усвоение человеком социальных норм, регулирующих поведение. Поскольку эти нормы не усвоены личностью, не стали составной частью ее внутреннего мира, они являются для нее "чужими", не обязательными для исполнения. Не случайно многие преступники не понимают, за что, собственно, их наказали, хотя знают, какой закон нарушили. Отсюда их несогласие с наказанием, что резко снижает его воспитательное воздействие.

2) Отчуждение личности в раннем детском возрасте вследствие невыполнения семьей своей основной функции -- включения ребенка в структуру общества по механизму подражания родителям -- может заложить основы асоциальной личности, изолированной от социально-позитивной микросреды -- семьи, учебных и трудовых коллективов, других малых групп. При отсутствии компенсирующего воспитания это может привести к дезадаптивному противоправному поведению, во многом провоцируя рецидив преступлений.

3) Отчуждение личности может приводить к формированию у нее устойчивой антисоциальной установки, проявляемой в негативном или даже враждебном отношении к среде, что по механизму проекции способно провоцировать у таких лиц агрессивное поведение.

4) Отчуждение человека, изоляция от социально-позитивной микросреды побуждает его к поиску микросреды, где он мог бы найти признание и поддержку. Такой микросредой являются группы антиобщественной направленности, состоящие из таких же отчужденных и дезадаптированных личностей. Длительное нахождение в таких группах приводит к криминализации личности с последующей ее деградацией.

5) Разрыв связей человека с нормальной микросредой приводит к нарушению социального контроля, несоблюдению установленных норм поведения. Длительное пребывание в антисоциальной группе, являющейся для человека референтной, формирует чрезмерную привязанность его к данной группе, идентификацию с ней, готовность совершить любое групповое преступление.

6) Изоляция, обособление от других, уход в себя оборачивается нравственным оскудением, отсутствием эмпатии, т. е. способности чувствовать, переживать эмоциональные состояния другого человека, сопереживать ему, что содействует совершению особенно тяжких насильственных преступлений. Как показывают исследования, наиболее отчужденными являются бродяги, а среди них - алкоголики. Другая категория отчужденных - осужденные к длительным срокам лишения свободы. (Многие из них раньше были достаточно хорошо адаптированы к обществу, но за время пребывания в местах лишения свободы способность к адаптации значительно утрачивается).

Практические работники исправительных коллективов давно обратили внимание на такое, парадоксальное, на первый взгляд, явление: отдельные неоднократно судимые рецидивисты, не имеющие устойчивых семейных и иных эмоциональных связей, после освобождения вновь стремятся вернуться в "зону".

Итак, как видно из вышесказанного, отчуждение может рассматриваться в качестве причины преступного поведения. Хотя оно не обязательно ведет к совершению преступлений, но формирует общую нежелательную направленность личности, ее бессознательные установку, предопределяющие уголовно наказуемые формы реагирования на конкретные конфликты.

Еще одной психологической предпосылкой преступного поведения является тревожность. Она, наряду с отчужденностью личности обладает не меньшей, а, пожалуй, еще большей криминогенностью, которая представляет собой беспредметный страх, страх вообще. Чаще всего в основе тревожности лежат какие-то неосознаваемые личностью источники угрозы, связанные с депривацией потребности в безопасности. Как личностное свойство она проявляется в постоянном ощущении неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами, в преувеличении их могущества и угрожающего характера. Такое постоянное состояние может приводить к дезорганизации поведения, изменению его направленности. В ряде случаев тревожность способна активно стимулировать преступное поведение в том случае, когда человек начинает ощущать необходимость защиты от людей или явлений, которые он субъективно воспринимает как угрожающие или деструктивные.

Крайней формой выражения тревожности является страх смерти, который, как и тревожность, развивается в случае неприятия ребенка родителями. Отверженность как крайняя форма неприятия ведет к отсутствию чувства безопасности, к развитию невротической личности, для которой характерен страх смерти.

Выделяют следующие фазы в развитии психологической отчужденности:

- возникновение реакции тревоги;

- накопление негативных бессознательных переживаний, которые могут носить и скрытый характер;

- состояние, истощения, проявляющееся в насильственных действиях в отношении социальной среды, субъективно воспринимаемой как враждебной.

ll Мотивация преступного поведения

В основе преступного поведения лежат те или иные мотивы. Юристы считают, что преступления совершаются главным образом из корысти, мести, ревности, хулиганских, сексуальных побужде-ний. Какие же глубинные психологические факторы отражают эти мотивы, в чем их субъективный смысл?

В мотивах конкретизируются потребности, которые и определяют направленность мотивов. У одного человека не может быть бесчисленного количества потребностей, но богатство мотивационной сферы проявляется в их разнообразии и взаимодополняемости. Взаимодействуя между собой, они усиливают или ослабляют друг друга, вступают во взаимные противоречия, результатом чего может явиться аморальное и даже преступное поведение. Отдельные поступки, а тем более поведение человека в целом, том числе и преступное, в основном направляется не одним, а несколькими мотивами, находящимися друг с другом в сложных иерархических отношениях. Среди них имеются ведущие, которые стимулируют поведение, придают ему личностный смысл. Так, в большинстве случаев в основе хищений лежат не только корыстные мотивы, но и мотивы самоутверждения личности в глазах престижной (референтной) группы.

Кроме того, как установлено исследованиями, именно ведущие мотивы носят неосознаваемый характер. По этой причине преступники во многих случаях не могут вразумительно объяснить, почему они совершили данное преступление.

Обобщая результаты исследований последних лет, можно выделить следующие мотивы антисоциальной деятельности: мотивы самоутверждения (статусные), защитные, замещающие, игровые мотивы, мотивы самооправдания.

Потребность в самоутверждении - важнейшая потребность, стимулирующая широчайший спектр человеческого поведения. Она проявляется в стремлении человека утвердить себя на социальном, социально-психологическом и индивидуальном уровнях.

Утверждение личности на социальном уровне означает стремление к завоеванию социального статуса, т. е. к достижению определенного социально-ролевого положения, связанного с признанием личности в сфере профессиональной или общественной деятельности. Утверждение на социальном уровне обычно связано с завоеванием престижа и авторитета, успешной карьерой, обеспечением материальных благ.

Утверждение на социально-психологическом уровне, связано со стремлением завоевать ,личный статус, т. е. добиться признания со стороны личностно значимого ближайшего окружения на групповом уровне -- семьи, референтной группы (друзей, приятелей, сверстников, коллег по работе и т. д.). Но это может быть и группа, с которой человек не контактирует, но в которую стремится попасть, стать ее членом. В таких случаях преступление выступает в качестве способа его проникновения в подобную группу, достижения признания. Наиболее характерно это для подростков, молодых людей.

Утверждение личности на индивидуальном уровне (самоутверждение) связано с желанием достичь высокой оценки и самооценки, повысить самоуважение и уровень собственного достоинства. Достигается это путем совершения таких поступков, которые, по мнению человека, способствуют преодолению каких-либо психологических изъянов, слабостей и в то же время демонстрируют сильные стороны личности.

Чаще всего подобное самоутверждение происходит бессознательно. Оно характерно, например, для расхитителей так называемого престижного типа, которые стремятся достичь определенного социального статуса или же сохранить его любым путем, в том числе и преступным. Не достижение его, а тем более его утрата означает для них жизненную катастрофу.

Нередко совершение корыстного преступления обеспечивает лицу решение каких-либо внутренних проблем, помимо статусных. Обладание материальными благами придает человеку уверенность, снижает беспокойство по поводу своей социальной определенности, устраняет, чаще временно, чувство зависти, собственной неполноценности.

Самоутверждение - распространенный ведущий мотив при совершении изнасилований. Изнасилование -- не только удовлетворение сексуальной потребности, не только проявление частнособственнической психологии и примитивного отношения к женщине, не только неуважение к ней, к ее чести и достоинству, но, прежде всего утверждение своей личности таким уродливым и общественно опасным способом.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Возможно, на первое место среди таких предпосылок потенциальных правонарушителей можно поставить такое качество личности, как отсутствие по разным причинам сочувствия к другим людям, неумение войти в их положение. Внешне такие дети весьма благополучны, в поведении корректны и достаточно уважительны, однако в толпе проявляют жестокость и насилие.

Следующее по значимости качество – склонность разрешать конфликты противоправными способами. Так часто встречается факт, когда у насильственного преступника наблюдается чрезмерная самооценка. Он стремится утвердить свое достоинство путем насильственных действий.

Существенное значение имеет и субъективно понимаемое состояние неблагополучия. Многие потенциальные правонарушители считают, что они мало зарабатывают, к ним несправедливо относятся, что судьба их обошла, что им не везет.

Следует отметить, что от трети до половины всех правонарушителей не осознают последствий своих поступков.

По тому, как человек управляет своими действиями, как контролирует их, можно выделить следующие действия:
• инстинктивные;
• рефлекторные, или действия-реакции;
• импульсивные;
• волевые.

Многие правонарушения и преступления совершаются лицами импульсивно, т. е. в результате каких-то подсознательных побуждений и общей личностной направленности. В таких правонарушениях мотив совпадает с целью.

Импульсивность поведения характерна для психопатических личностей, которые склонны к мгновенным реакциям. Импульсивность характерна для правонарушений, совершенных в состоянии аффекта, так как осознанные цели и мотивы при таком состоянии отсутствуют, привычное поведение человека резко изменяется.

Психологическая сущность преступного поведения состоит в активном стремлении лица добиться осуществления поставленной цели. Оно находит свое выражение в сознательно мотивированных действиях, направленных на достижение определенной цели, независимо от того совпадает она или не совпадает с наступившими общественно опасными последствиями.

Таким образом, психика всегда включена в преступную деятельность. Как правило, она выступает как центральное связующее звено отдельных действий этого конкретного лица, через нее достигается единство в регуляции этих действий и поведения в целом.

В принципе можно утверждать, что потенциальный правонарушитель, как впрочем, и другой человек, действует в пространстве трех координат: в своеобразном правовом пространстве, в пространстве своего воображения и в пространстве своей личности. В силу кризиса современной культуры и некоторых особенностей развития новоевропейской личности для многих людей нашего времени правовое пространство и его законы воспринимаются достаточно условно.

Все перечисленные качества личности не ведут к преступному поведению, миллионы людей, имеющих подобные качества, все же не становятся преступниками.

Своеобразие индивидуального преступного поведения состоит в том, что наряду с факторами внешней среды, а именно причин и условий, его обуславливают и внутренние факторы, в частности форма вины, мотивы и цели. Факторы внешней среды становятся побуждающими силами поведения, только преломившись в сознании личности. Для более четкого установления и понимания психологического содержания необходимо вскрыть внутренние пружины, которые привели в действие конкретную личность.

Вина, мотив и цель всегда входят в структуру преступного действия лица. Под структурой преступного поведения понимается психологическое строение этих форм преступного поведения и взаимосвязь их составных частей. Это положение необходимо особенно подчеркнуть, так как вина, мотив и цель нередко рассматриваются сами по себе, в качестве самостоятельных явлений, вне структуры преступного поведения, элементами которого они являются.

Важно заметить, что все указанные звенья причинной цепочки содержат большие возможности профилактического характера. В первую очередь это относится к надлежащему нравственному формированию личности, выработке у нее социально оправданных потребностей и интересов, оказанию позитивного воздействия на конкретное лицо с тем, чтобы сформировать у него умение регулировать свои действия в социально полезном направлении и согласовывать свои личные интересы с общественными. В решении этой задачи важная роль принадлежит правоохранительным органам.

Как вывод можно указать, что в обществе необходимо создать условия для общества по реализации потребностей законным способом. Осуществляется это, в основном, культурными и экономическими способами. Повышение духовности и культуры в обществе приведет к более объективным потребностям членов общества, а экономически независимое от других стран производство в государстве сможет помочь в реализации этих потребностей.

Читайте также: