Отчуждение как механизм психологической защиты

Обновлено: 01.06.2024

Основные механизмы психологической защиты личности были описаны еще Зигмундом Фрейдом, который и ввел этот термин в психологию. После смерти великого психоаналитика, работу над этой темой продолжила его дочь – Анна Фрейд.

Психологическая защита – это комплекс мер и приемов (часто бессознательных), направленных на снижение негативных переживаний, стресса, конфликтов. Защитные механизмы помогают человеку быстрее адаптироваться к тяжелым жизненным обстоятельствам, пережить травмирующие ситуации, смириться с неудачей.

При этом некоторые формы психологической защиты крайне негативно отражаются на дальнейшей жизни клиента, поскольку не происходит проработка жизненных обстоятельств и извлечения положительного опыта.

Виды психологической защиты

Одной устоявшейся классификации защитных механизмов не существует. Различные направления психологии предлагают разные термины для описания бессознательной адаптации человека к внешним и внутренним конфликтам. Нередко мозг защищается целым комплексом инструментов, которые образуют механизм, не подпадающий под какой-либо пункт классификации. Тем не менее, в психологии принято говорить о следующих типах психологической защиты.

Вытеснение

Вытеснение – это одна из самых распространенных форм психологической адаптации к психотравмирующей ситуации. Психологи называют этот метод еще подавлением или репрессией. При этом, столкнувшись с травмирующими обстоятельствами, человек неосознанно вытесняет эту информацию из области сознательного, в сферу бессознательного. Стремясь снизить уровень негативных эмоций и неприятных переживаний, человек как будто забывает об их причинах.

Эта модель психологической защиты может использоваться не только в случае психотравмирующих ситуаций, но и в отношении запретных желаний, которые не могут быть реализованы в силу общественных норм. Вытесняя психотравмы, негативные воспоминания и запретные желания человек рискует столкнуться с навязчивыми мыслями, апатией, депрессией, потерей самоидентификации. Некоторые специалисты считают вытеснение одной из причин развития тяжелых болезней, в том числе онкологической природы.

Примеры:

Классическим примером вытеснения можно считать тяжелые детские переживания подростков, связанные с сексуальными домогательствами или насилием со стороны близких родственников. В этом случае довольно часто девочки-подростки вытесняют травмирующую ситуацию из своей памяти. Однако вытеснение из памяти не означает полное удаление травмирующей ситуации из жизни. Во взрослом возрасте такие женщины испытывают серьезные проблемы в построении отношений с мужчинами.

Особенно остро переживается любая сексуальная близость. Это проявляется закрепощенностью, гипертрофированным чувством стыда, отсутствием сексуального влечения и удовольствия от полового акта. В самых тяжелых случаях интимная близость даже сопровождается физической болью без каких-либо физиологических причин.

Обращаясь к психологу, такие женщины никогда не рассказывают о травмирующем опыте из детства. Это делается неумышленно – женщина действительно не помнит о пережитом сексуальном насилии. Кроме того, репрессия переживаний часто приводит к немотивированным поступкам. Не зная первопричину, психолог не может определить, почему пациентка ведет себя именно таким образом. Проработка ситуации с психологом позволяет принять и пережить тяжелые воспоминания. Это открывает перед пациенткой перспективы новой жизни и отношений.

Отрицание

Эта форма защиты сопровождается полным неприятием негативной, неприятной, травмирующей информации. Человек отрицает факты, очевидные всем окружающим. Таким образом, формируется искаженное восприятие действительности. Это очень опасно для клиента, поскольку человек склонен принимать заведомо ошибочные решения.

Впервые психологическое отрицание проявляется еще в детском возрасте, когда дети совершенно искренне не признаются в своих проступках. Например, если ребенок врет о том, что не разбивал вазу, чаще всего это не обман. Дети часто искренне верят в то, что не совершали поступков, за которые обязательно последует наказание. Это чистое отрицание, которое иногда впоследствии переносится во взрослую жизнь в качестве способа психологической защиты от травмирующих ситуаций. Именно поэтому, дети до 18 лет не проходят исследования на полиграфе.

Примеры:

Интроекция

Интроекция считается одной из основополагающих стратегией психологической защиты. Связано это с тем, что все системы воспитания детей и образования построены на этом принципе. Взрослые и более опытные наставники вкладывают в голову молодых людей определенные истины, которые молодое поколение принимает без осмысления.

Примеры:

Главный пример интроекции в жизни – маркетинг и рекламный бизнес. Снимая рекламные ролики, режиссеры стремятся подобрать максимально харизматичных героев, которые вызовут у зрителя желание неосознанно подражать им. Например, реклама средств для бритья всегда демонстрирует сильного, привлекательного мужчину, который пользуется успехом у женщин. На подсознательном уровне, зритель стремится быть похожим на этого персонажа, а приобретение рекламируемых средств для бритья становится одним из инструментов интроекции.

Проекция

Примеры:

Самый яркий и жизненный пример проекции, как механизма психологической защиты, - необоснованная (патологическая) ревность. Часто ревнивец сам испытывает подсознательное желание изменить своему партнеру и проецирует это запретное желание на свою вторую половинку. Еще один наглядный пример – люди, склонные к осуждению окружающих. Очень часто таким личностям кажется, что все вокруг их обсуждают и негативно оценивают. Эти состояния могут доходить до параноидальных навязчивых идей.

Изоляция

Личности, склонные к изоляции, могут кардинально меняться за короткий промежуток времени. Например, некоторые строгие, деловые, эмансипированные женщины, попадая в сложную ситуацию, могут за несколько минут превратиться в капризную, неуправляемую, истеричную особу. В этом случае наблюдается изоляция нежелательных качеств (капризность, неуверенность, страх) и формирование второй личности, которая появляется только в ответ на стресс. Это позволяет выплеснуть эмоции и чувства, которые длительное время неосознанно подавляются, в стремлении к навязанному образу.

Примеры:

Фрустрация

Некоторые психологи считают фрустрацию еще одним деструктивным механизмом психологической защиты. Фрустрация проявляется апатией и замедлением мышления в ответ на сильное разочарование. Фрустрация развивается, когда человек поставил определенную цель, предпринял попытку ее достижения и потерпел неудачу. Цель эта может лежать как в области карьерных достижений, так и в сфере личной жизни.

Проявляется фрустрация следующими признаками:

  • острое отчаяние;
  • чувство пустоты и одиночества;
  • апатия;
  • ощущение тревоги;
  • повышенная раздражительность;
  • обида и гнев;
  • хроническая усталость.

Далеко не всегда клиенты могут сами найти выход из этого патологического, с точки зрения психологии, состояния. Выделяют несколько форм фрустрации, которые различаются объектом обвинения:

  • Интрапунитивная фрустрация клиент обвиняет в своей неудаче только себя. При этом человек склонен к самобичеванию, страдает его самооценка, формируется устойчивое чувство вины. У человека отмечается тревожность, угнетенность, растерянность.
  • Экстрапунитивная фрустрация при такой форме человек винит в своих проблемах тех, кто его окружает. Вместо подавленности и отчаяния в нем формируется раздражительность, гнев, озлобленность на всех вокруг.
  • Импунитивная фрустрация форма, при которой человек не обвиняет никого. Поражение в этом случае воспринимается как неизбежное, нормальное, заслуженное.

Особенность фрустрации в том, что большинство недосягаемых целей на самом деле являются навязанными (искусственными). Их людям прививает общество, семья, друзья. Обращение к психологу в этом случае поможет отличить реальные цели от навязанных, пережить неудачу с наименьшими потерями и поставить новые, собственные цели.

Регрессия

Регрессия – это защитный механизм, основанный на бессознательном возвращении к детской модели поведения. В этом случае в травмирующей ситуации человек начинает капризничать, эмоционально реагировать, слезно умолять окружающих выполнить его просьбу. Дело в том, что на уровне подсознания этот детский механизм работает безотказно – окружающие обращают на человека внимание, предлагают помощь, не знают, как правильно реагировать на происходящее.

Опасность регрессии заключается в полном уходе от ответственности. Во взрослом возрасте это чревато провалами в карьере и личной жизни. Выстроить крепкие отношения с человеком, склонным к регрессии сложно. Некоторые специалисты считают, что длительная регрессия – это путь к шизофрении.

Сублимация

Сублимация – это самая позитивная и продуктивная форма психологической защиты. Пережив травму, боль, потерю, человек направляет все свои силы, энергию, внутренние ресурсы на определенную деятельность. Чаще всего это творческая активность, создание собственного бизнеса, спорт, увлечение. Многие психологи считают, что именно сублимация боли и личных переживаний подарила миру большую часть шедевров мирового искусства, литературы, архитектуры.

Сублимация направлена на замену негативных эмоций продуктивной активностью. Этот психологический механизм идет на пользу, как клиенту, так и окружающим его людям.

Обесценивание

Это самый жестокий механизм защиты, который развивается в ответ на чувство собственной неполноценности, неуверенности в себе, ощущение ничтожности. Обесценивание проявляется через неуважение, принижение, ироническое презрение чужих достижений. Обесценивая положительные качества, успехи и возможности других людей, человек чувствует себя более значительным и реализованным.

Работа с психологическими защитами позволяет избавиться от негативного влияния психотравм на жизнь и состояние человека. Психолог поможет проработать психологические травмы, осознанно подойти к любой проблеме и выйти из стрессовой ситуации с наименьшими потерями.

Остались вопросы?
Звоните и записывайтесь на консультацию в Москве 8 (999) 333-37-77 (с 10.00 до 22.00) ежедневно.
Стоимость консультации - Услуги и цены. Адрес проведения консультации в разделе Контакты.
Возможна также Skype-консультация.
Также вы можете задать вопрос онлайн или проконсультироваться бесплатно.

Реальность так часто бывает травмирующей и невыносимой, что в ходе эволюции мы освоили разные виды психологических защит — они оберегают нашу психику наподобие того, как иммунитет охраняет наше тело. Психозащиты действуют эффективно и без участия сознания, но разобраться в механизмах их работы всё же стоит: это мощный инструмент, но у него есть свои минусы, и их необходимо учитывать. Отрицание, обесценивание, идеализация — рассказываем о наиболее распространенных видах нашей психической самообороны.

Человек — существо высокоадаптивное, но, в отличие от барсуков, крыс и сахарных поссумов, которых эволюция тоже научила хорошо и быстро приспосабливаться к цветущему многообразию мира, homo sapiens может управлять уровнем своего адаптационного скилла.

Адаптация на уровне физиологии — способность организма поддерживать состояние, нужное для выживания и развития. Иммунная система защищает нас от воздействия вредных веществ и микроорганизмов, гомеостаз сохраняет тело в норме при различных воздействиях внешней среды.


Стройной классификации психологических защит нет, но можно говорить о наиболее типичных и распространенных.

1. Отрицание

Отказ признавать травмирующий опыт, негативные эмоции, шокирующую информацию; нежелание признавать свое бедственное положение или тяжелый диагноз.

Разбивший чашку ребенок может, глядя в глаза, утверждать, что он этого не делал, сам веря в это — ситуация настолько травматична, что психика не примиряется с фактом уничтожения ценного предмета. И отрицает этот факт.

Госпитализированный с острым инфарктом пациент лежит под капельницей, опутанный проводами аппаратуры. С ним в палате — другие такие же госпитализированные. Он слышит, как врачи обсуждают его диагноз. Казалось бы, понятно, что с ним произошло.

Диагноз становится настолько шокирующим откровением, что по возвращении в палату у больного случается повторный удар.

Психологическую защиту сняли слишком неделикатно…

Отрицание может быть перцептивным (искажающим восприятие) и когнитивным (искажающим сознание). Преподаватель, который не может установить в лектории дисциплину, смиряется с шумом в аудитории одним из таких способов:

2. Вытеснение

Механизм вытеснения срабатывает благодаря особенностям восприятия: если на органы чувств воздействует стимул, не сочетающийся с остальными психическими явлениями, он остается за пределами сознания. Так, например, привыкают к заводскому шуму или бою часов.

3. Рационализация


Есть несколько типов рационализации:

4. Обесценивание

Лишение человека/вещи/чувства/ситуации ценности. Защитный механизм включается либо при самооправдании, либо при невозможности пережить чужой успех, либо чтобы побороть страх перед кем-либо.

Обесценить можно самого себя:

Часто обесценивание является оборотной стороной другого механизма защиты — идеализации.

5. Примитивная идеализация

Она выражается в бессознательном представлении о ком-либо как о всемогущем защитнике. Инфантильная установка, корнями уходящая в уверенность из раннего детства: родители способны на все.

На определенном этапе такая установка может помочь ребенку обрести почву под ногами, необходимую для дальнейшего нормального развития.


Склонные к идеализации люди постоянно находятся в поиске нового обладателя всемогущества, рано или поздно находят его и неминуемо разочаровываются, запуская в ход предыдущий механизм защиты — обесценивание.

Еще один механизм психозащиты, идущий из детства, — примитивная изоляция. Это уход от эмоционального напряжения в фантазию, сон или измененное сознание. Детство закончилось, а привычка засыпать, чтобы избавиться от тягостного эмоционального фона или переизбытка эмоций, может остаться.

6. Интеллектуализация

Зависимость поведения от эмоций таким образом снижается — и это положительный эффект такой защиты. Формируется взвешенное, спокойное, предсказуемое поведение, которое воспринимается окружающими как зрелое.

Минус интеллектуализации — искаженное восприятие действительности (это относится к любой психозащите). Снижается уровень эмпатии, а это не способствует общению и особенно близким отношениям.

Перечисленными вариантами перечень психологических защит не ограничивается. Но можно выделить так называемые протективные (они не допускают травматический опыт в сознание — проекция, отрицание, вытеснение, идеализация) и дефензивные (они допускают травмирующую информацию — рационализация, интеллектуализация).

Не исключено, что в XXI веке появятся новые виды психологических защит. Не исключено, что узнаем мы о них только тогда, когда уже вовсю будем ими пользоваться.

Защитные механизмы психики

В одной из прошлых статей мы познакомили вас с психоэволюционной теорией эмоций Роберта Плутчика. В ней американский психолог объясняет развитие эмоций у людей и животных как регулирующих механизмов психики, помогающих наиболее эффективному ответу на внешние события, и тем самым показывает, что они являются эволюционными проявлениями. Базовых или первичных эмоций выделяется восемь (гнев – страх, печаль – радость, отвращение – удивление, предвкушение (ожидание) – доверие), которые исследователь объединил в пары противоположных друг другу состояний. При этом каждая из эмоций может иметь разную степень интенсивности или силы проживания, и более того, разные эмоции могут соединяться и комбинироваться бесчисленными путями в различные существующие эмоциональные чувства и состояния.

В данной статье мы рассмотрим эту методику и модель защитных механизмов, разработанную Плутчиком-Келлерманом-Конте, и то, как она взаимосвязана с психоэволюционной моделью эмоций. В работах Роберта Плутчика и Генри Келлермана данная теоретическая модель рассмaтривается детально и глубоко, но в данной статье мы осветим основные психозащитные механизмы лишь вкратце.

Что такое психологические защитные механизмы

Защитных механизмов психики существует большое количество, и мы о них писали раньше. Например, на нашем блоге есть хорошие материалы о сублимации, аутоагрессии и других поведенческих механизмах защиты. Их все объединяет то, что с их помощью эго отводит от себя опасные желания и импульсы, которые могут привести к болезненным чувствам тревоги, депрессии или стыда. Спусковыми крючками для психозащит могут быть как внутренние, так и внешние раздражители, то есть, интернализированные внутренние запреты либо же события внешнего мира. У человека часто есть один или два-три основных психологических защитных механизма, но он может пользоваться и другими, причем абсолютно неосознанно. К счастью, психологические защиты динамичны и обратимы.

Определив понятие психозащит, давайте рассмотрим их модель в рамках Индекса жизненного стиля (ИЖС) и системы Плутчика-Келлермана-Конте, а также саму эту методику психической диагностики.

Индекс жизненного стиля и модель механизмов психологических защит Плутчика-Келлермана-Конте

В модели Плутчика, Келлермана и Конте считается, что защитные механизмы психики формируются для того, чтобы помочь индивиду справляться с внутренними и внешними напряжениями, и они тесно связаны с первичными эмоциями и острыми переживаниями. Именно для совладания с одной из восьми основных эмоций развивается свой механизм защиты. Таким образом, насчитывается 8 психозащит. Им свойственны сходства и полярности, и подобно бинарным парам эмоций, можно выделить противоположные пары защитных реакций психики. Человек может использовать любую комбинацию защит, но часто бывает, что есть одна или две главные, и, определив их, возможно определить тип личности или диспозицию.

Выявленным механизмам присваиваются количественные значения в зависимости от проявленности, интенсивности защитной реакции эго. Так, определяется напряженность защиты – чем с большим количеством утверждений по данной психозащите согласился человек, тем выше этот показатель. При общей напряженности всех защит выше 50% (человеку свойственна половина всех высказываний опросника), можно говорить о том, что у человека имеются неразрешенные внутренние и внешние конфликты. Наиболее адаптированные и зрелые люди используют наименьшее количество защитных механизмов, а людям дезадаптированным к жизни и инфантильным, внутренне незрелым, свойственно пользоваться защитными механизмами в гораздо большей степени.

От каких эмоций оберегает каждая из психологических защит

Повторим суть защитного механизма: при возникновении опасного стимула, грозящего разрушить душевное равновесие, понятие о себе и мире, самоуважение или последовательность взглядов, психика обороняется от него. Эмоции, вызываемые импульсом, и сопутствующий этому сильный конфликт между собственными частями либо же с внешним миром выталкивается и перенаправляется. Защитная реакция эго и служит гашению нежелательной эмоции и сохранению целостности своего восприятия. В процессе этого информация значительно искажается и человек подстраивается под ситуацию через переопределение происходящего и удобные для психики интерпретации. А естественный импульс не находит своего выхода, переплавляясь в нехарактерное защитное поведение.

Вкратце защитные психические механизмы для ведущих реакций выглядят подобным образом:

Отрицание

При этом механизме нежелательные и фрустрирующие обстоятельства, эмоции, факты отрицаются и не признаются. Та часть информации, которая нарушает внутренний покой и баланс или вызывает тревогу и боль, не пропускается и не воспринимается человеком. Происходит разрыв с реальностью и четкое искажение каких-то ее аспектов.

Вытеснение

Похожий на отрицание защитный механизм, при котором неприемлемые внутренние импульсы, желания, чувства, мысли вытесняются в подсознание и становятся полностью неосознаваемыми и бессознательными. Однако, несмотря на это, внутренний конфликт остается, и ему сопутствуют психоэмоциональное напряжение, неприятные переживания и телесные реакции. Нежелательные и непозволительные эмоции, мысли и качества абсолютно не осознаются индивидом, но внешне проявляются в виде эмоциональных, невротических и соматических симптомов.

Так, человек может вытеснять из сознания какие-то свои порывы или качества характера, которые считает плохими, недопустимыми, нежелательными, однако его психоэмоциональная структура и физическое тело переживают этот конфликт и выдают заметную окружающим реакцию.

Регрессия

К примеру, столкнувшись с серьезной проблемой на работе или конфликтом с важным человеком, человек не разбирается с этой ситуацией и не ищет решения, а перенаправляет свою энергию на шопинг, быструю езду или получение поддержки и позитивных эмоций через переписку и чаты.

Компенсация

Другой вариант компенсации случается, когда человек восполняет какие-то свои слабые стороны или фрустрации в чем-то одном достижениями, компетенцией или лидирующей позицией в другом. Примерами могут быть ситуации, когда слабый и болезненный подросток чрезмерно развивает свой интеллект или острый язык, или же случаи, когда, не будучи в состоянии устроить карьеру, человек бросается головой в семейную жизнь, духовные поиски или сотворение своего идеального тела.

Проекция

Замещение

Интеллектуализация

Разрешение неприятной фрустрирующей ситуации ведется на умственном, абстрактном уровне и уводит от испытываемых чувств, фрустраций и боли. При таком механизме защиты человек может логически обосновывать себе, что, к примеру, работа у него не такая и плохая, другим приходится ещё хуже, и надо быть благодарным, уходя от внутреннего конфликта и истинных чувств – неудовлетворения и разочарования в своей работе.

Реактивное образование

Тип психологической защиты, где неприятный и неприемлемый импульс, качество, мысль или чувство обращаются в противоположность и переразвиваются. Так, агрессивность и безразличие могут породить подчеркнутую вежливость и учтивость. Излишняя общительность иногда может являться реактивным образованием по отношению к естественной замкнутости.

Таковы 8 защитных механизмов в модели ИЖС. Все они, хоть и представляют способ приспособления к ситуации и раздражителям, показывают степень дезадаптации и инфантильности личности. Чем больше человек полагается на свои психологические защиты и чем ограниченнее его способы реагировать на фрустрирующие и стрессовые обстоятельства, тем выше степень его дезадаптации в жизни и личностной незрелости.

Эмоции и свойственные им защитные механизмы

Взаимосвязь эмоций и защитных механизмов образует систему:

Подводя итог

Несмотря на всю свою сложность и запутанность, модель защитных механизмов Плутчика, Келлермана и Конте может быть хорошим практическим инструментом для большей осознанности и эффективности по жизни. Предлагаем вам еще раз пройтись по списку возможных психологических защит и ответить на вопросы:

Человек постоянно сталкивается с конфликтом своего внутреннего мира и окружающей действительности. Человеческая психика устроена так, что она сама себя защищает от негативных последствий этого столкновения. Благодаря неким механизмам ослабляется тревожность, уменьшается фрустрация, напряжение и беспокойство.

Психологическая защита автоматически срабатывает при воздействии негативных факторов, выравнивая психоэмоциональный фон. Она регулирует реакции человека, помогает приспособиться к ситуации, нормализует состояние личности. Ученые считают, что защитные механизмы , приводящие психику в стабильное состояние, могут быть задействованы не только на бессознательном уровне.

Способы психологической защиты не применяются по одному, а действуют в совокупности. Борьба с внутренними и внешними конфликтами происходит за счет работы воображения, памяти, эмоций, мышления, восприятия и внимания. Для уменьшения эмоционального напряжения могут использоваться нижеописанные методики.

Проекция

Проявляется в том, что человек проецирует собственные негативные черты на окружающих людей. Например, собственную агрессию индивид может объяснять справедливой реакцией на агрессивное поведение других. Что-то по типу: как ты со мной, так и я с тобой.

Чаще всего проекция выступает защитной реакцией от осознания собственных проблем. Она покрывает негативные черты характера. Встречается и другой тип психологической защиты.

В некоторых случаях человек переносит позитивные эмоции и достижения на других, тем самым подсознательно самоутверждаясь за чужой счет. Например, когда ученик достигает успеха в каком-либо деле, где никогда не блистал его учитель, последний втайне гордится собственной заслугой. Ведь это именно он смог привить воспитаннику необходимые навыки.

Рационализация

Данная психологическая защита построена на псевдорациональном подходе. Человек использует логичные и понятные умозаключения, чтобы объяснить себе собственную неудачу. Та часть ситуации, которая негативно котируется во внутренней системе ценностей, неосознанно удаляется из сознания. Человек не воспринимает связь между причиной и следствием, заменяет ее ложным суждением.

Примером рационализации служит басня про лисицу и виноград. Животному никак не удавалось полакомиться ягодой. Лиса уверила себя, что не может попробовать виноград, потому что он не поспел, а не оттого, что растет на недосягаемой высоте.

Реактивное образование

Базируется на подмене чувств и эмоций на прямо противоположные. Например, страх проявить симпатию формирует сильную антипатию, а ненависть к родителям — безграничную любовь и заботу. Человек меняет свои чувства на полярные бессознательно, часто из-за страха не быть понятым или в результате других причин.

Такой вид психологической защиты можно вычислить по интенсивности проявляемых эмоций. Скажем, если гнев в отношении какого-либо человека застилает глаза и не проявляется в других случаях, то это явный звоночек. Как и бесконечная любовь к начальнику может быть следствием ярких негативных эмоций.


Регрессия

Данный защитный механизм возвращает взрослого индивида в детство. На бессознательном уровне у каждого человека записан сценарий поведения ребенка. Когда плохо или что-то идет не по плану, можно скатиться в плач, истерику, капризы. Тогда на помощь придут другие и решат все проблемы.

Подобный сценарий работал в детстве с родителями, поэтому многие взрослые с помощью регрессии стараются вернуть себе тот психологический комфорт и снять бремя ответственности. Нередко подобное поведение можно наблюдать при болезни. Постоянное использование данного вида психологической защиты может привести к психосоматическим заболеваниям и сложностям в отношениях с социумом.

Изоляция

С помощью абстрагирования от какой-либо проблемы человек защищает свою психику от погружения в негативные эмоции. Изоляция бережет от повышенной тревожности, чувства вины и т. д.

Еще один способ применения метода — абстрагирование от опасностей в работе. Например, электрик, который постоянно будет думать о том, как ток убивает людей, вряд ли сможет заставить себя спокойно монтировать электрические сети.

Вытеснение

Психика человека активно поддерживает вытеснение, затрачивая большое количество ресурсов. Неразрешенный внутренний конфликт прорывается на поверхность во сне, оговорками. Вытеснение довольно опасно, так как может привести к серьезному неврозу.

Замещение

В некоторых ситуациях человек испытывает сильные негативные эмоции, однако не может их выплеснуть, опасаясь последствий. В таком случае индивид замещает объект для выхода своих чувств более безопасным для себя. Чаще всего речь идет о гневе, и он может проявляться в хамстве, грубости, раздражении и т. д.

Например, на работе начальник наорал на подчиненного. Тот понимает, что вступать в конфликт опасно для собственного благополучия. Придя домой, он выплескивает свой гнев на ребенка, который не способен дать достойный отпор.


Сублимация

Творческий механизм психологической защиты , который помогает уйти от негативных переживаний созидательным путем. Так, неразделенная любовь превращается в песню, а личная трагедия становится основой бестселлера. Сублимация часто рекомендуется в качестве психотерапии. Люди, испытавшие сильные потрясения, выражают свои переживания с помощью текста, изображения, архитектуры и т. д.

Отрицание

Простой и часто встречающийся способ психологической защиты для борьбы с негативом — полное неприятие проблемы. Например, утрата близкого человека может сопровождаться этапом "неверия". Отрицание свойственно алкоголикам и наркоманам, которые уверены, что в любой момент могут остановиться. При этом на всякие намеки о наличии проблемы такие люди реагируют очень резко.

Идентификация

Механизм психологической защиты, построенный на отождествлении индивида с другими людьми или целой группой лиц. С помощью идентификации человек присваивает себе недосягаемые качества. Он перенимает поведение и реакции другого индивида, можно сказать, стремится соответствовать заданному идеалу. Часто данная защита используется для подавления страха путем идентификации с агрессором. Таким образом человек избавляется от чувства неполноценности.

Самоограничение

Иногда самооценка индивида в самореализации падает. Например, человек упорно занимается какой-либо деятельностью, но не может достичь высоких результатов, как его коллеги. В таком случае уважение к себе падает, индивид пасует перед трудностями и вообще прекращает деятельность. То есть происходит самоограничение в той сфере, где человек не демонстрирует достижений.

Сопротивление

Существуют различные защитные механизмы личности, и некоторые из них мешают работе над собой. Человек не хочет принимать наличие проблемы, не слышит рекомендации специалистов. При работе с психологом клиент с выраженным сопротивлением настаивает на том, что ему оказывают неквалифицированные услуги, оправдывает этим собственное бездействие.

Если вы обнаружили в своем поведении один из вышеперечисленных видов психологической защиты, самое время разобраться в причинах ее возникновения. Учитывая, что наше подсознательное хорошо скрывает неприятные и раздражающие моменты, возможно, придется приложить немало усилий, чтобы их вспомнить. Конечно, можно обратиться к специалистам за помощью. Но, учитывая многообразие способов решения проблемы, это вполне под силу сделать и самостоятельно.

Одним из наиболее интересных свойств живого мира является его способность к адаптации: организмы гибко приспосабливаются к внешней и внутренней среде, в которой они существуют. Эта врожденная способность каждой здоровой особи живого мира обусловливает сохранение данного биологического вида и выживание конкретного его представителя.

В современной психологии существуют теории, предполагающие, что многие свойства человеческой психики сформировались на основе биологических свойств организма. Так, инстинкты в процессе социализации личности превращаются в человеческие чувства. Например, гнев является проявлением агрессии, в основе которой лежит инстинкт самосохранения; страх – другая форма инстинкта самосохранения, берущая начало в стремлении к бегству от более сильного противника. Инстинкт размножения преобразуется в чувство любви к человеку противоположного пола или ребенку (родительский инстинкт).

Подобная трансформация биологического в психологическое может происходить не только в сфере инстинктов. Возможно, способность адаптироваться к физической среде преобразовывается в способность приспосабливаться к психологической. Тогда методами приспособления становятся механизмы психологической защиты, о которых пойдет речь в данной работе.

1. Понятие и функции психологической защиты

В психоанализе личность человека рассматривалась как состоящая из трех подструктур: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я):

Согласно психоаналитической теории, с точки зрения Супер-эго, многие инстинкты и влечения, входящие в структуру Ид (особенно агрессивные и сексуальные), являются иррациональными, недопустимыми к проявлению в условиях жизни в обществе, и поэтому часто Супер-эго не позволяет Ид выражать свои импульсы. Ид, в свою очередь, стремится свои тенденции удовлетворить. Таким образом, между Ид и Супер-Эго возникает конфликт, устранить который, не ущемив интересов того или другого, практически невозможно.

Психологическая защита построена таким образом, что имеет возможность оказывать воздействие на содержимое Ид двумя путями:

  1. Блокированием выражения импульсов в сознательном поведении;
  2. Искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снижается или отклоняется в сторону.

В современной психологии понимание основной функции психологической защиты остается неизменным: психологическая защита призвана избавлять личность от психологического дискомфорта, которого другими способами избежать невозможно. Однако сущность психологической защиты в настоящее время понимается более широко.

Если поведенческий акт не достигает своей цели, то потребность остается неудовлетворенной, человек продолжает испытывать ощущение дефицита, сохраняется напряжение, нацеленное на удовлетворение потребности, и возникают отрицательные эмоции или эмоциональные состояния, приводящие к общему психологическому дискомфорту [1].

Механизмы психологической защиты позволяют создать иллюзию отсутствия либо удовлетворения потребности, избавить тем самым человека от чувства дефицита, вызывающего психологический дискомфорт, и снять потребностное напряжение. Поэтому в определенных ситуациях (например, когда существуют объективные непреодолимые препятствия для удовлетворения потребности) психологическая защита играет положительную, конструктивную роль в регуляции психологического состояния и поведения человека.

Однако в других случаях психологическая защита оказывает крайне неблагоприятное воздействие на функционирование психики человека: непрерывно действующая психологическая защита порождает формирование и укрепление искаженных, неадекватных представлений человека о самом себе и об окружающем мире и тем самым нарушает процесс психологической адаптации человека, для эффективности реализации которого наиболее целеесообразной, как правило, является объективность.

Таким образом, психологическая защита является, с одной стороны, позитивным потенциалом человеческой психики, способствующим разрешению внутренних конфликтов и снятию психологического дискомфорта, а с другой стороны, негативной силой, порождающей возникновение ложных представлений о себе и об элементах окружающей среды, нарушающей процесс психологической адаптации и приводящей к развитию психосоматических заболеваний.

2. Основные механизмы психологической защиты

2.1. Вытеснение

Однако постоянное стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и т.п.

Вытеснение часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болез­ни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение.

В процессе вытеснения может забываться не только реальный стимул, но также и все объекты, факты и обстоятельства, ассоциативно связанные с ним, а потому могущие напомнить о нем и вызвать соответствующие переживания. Нередко вытеснение является причиной провалов в памяти, невозможности вспомнить что-либо.

По отношению к другим защитным механизмом вытеснение является первичным, т.к. обеспечивает прямой уход от травмирующей информации и дает возможность на своей основе формироваться более сложным механизмам. Элементы вытеснения присутствуют в структуре всех более сложных защитных механизмов.

2.2. Сублимация

Сублимация является защитным механизмом, дающим человеку возможность в целях адаптации изменить свои внутренние иррациональные импульсы таким образом, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей или действий. Сублимация заключается в перенаправлении энергии потребностей, которые по каким-либо причинам человек не может удовлетворить, в социально приемлемое русло: созидательную творческую деятельность, спортивную деятельность и т.п.

Каждое произведение искусства отражает в своей сути конфликт между мотивами, который дает жизнь этому произведению, а также в большей степени определяет его форму и содержание. Художественное произведение предоставляет возможность придать нашим фантазиям символическую форму, в результате чего мы можем в некоторой мере освободиться от них.

Хотя все механизмы психологической защиты помогают человеку свести до минимума чувство тревоги, сублимация является наиболее продуктивной, так как она приводит к социально одобряемым результатам. Сублимация рассматривается как единственно здоровая, конструктивная стратегия обуздания нежелательных импульсов, т.к. она позволяет изменить цель или объект импульса без сдерживания самого проявления этого импульса [10].

С точки зрения З. Фрейда, понимавшего сублимацию как выход энергию либидо через другие каналы, значение сублимации в развитии цивилизации является первостепенным: наука и культура человечества были созданы людьми, находящимися под воздействием данного механизма [9].

Классический пример сублимации – реализация агрессивных импульсов в силовых видах спорта (бокс, борьба и т.п.)

2.3. Проекция

Проекция является одним из наиболее распространенных механизмов психологической защиты и предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств, присущих в действительности самому себе. При этом наличие этих качеств у себя не осознается.

Сущность проекции заключается в возможности с ее помощью возлагать вину за что-либо на других, освобождая себя от мучительного чувства вины. Поэтому человек склонен искать виновников или причины своих проблем в окружающем мире.

Многие из нас совершенно не критичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Проекция лежит в основе негативно окрашенных стереотипов и предрассудков, паранойяльности.

Действие защитного механизма проекции, как правило, связано с действием механизма рационализации (п.2.5).

2.4. Регрессия

Механизм регрессии состоит в использовании человеком в ситуации неудовлетворения потребности способов, которые содействовали ее удовлетворению на более ранних этапах онтогенеза, а возможно и филогенеза. При помощи регрессии человек переходит на какой-либо из предшествующих уровней психического развития и актуализирует успешные в прошлом способы реагирования.

Кроме того, при регрессии устранению тревоги способствует возврат к раннему периоду жизни, более безопасному и приятному.

Различают два вида регрессии [4]:

  1. Ретрорегрессивное поведение (онтогенетическое) – возврат к переживаниям и способам поведения, имевшим место в прошлом в ходе индивидуального развития (онтогенеза) человека;
  2. Филогенетическая регрессия – возврат к формам поведения, которые были свойственны далеким предкам человека (например, воспитанный, выдержанный и бесконфликтный человек в результате стресса вступает в драку).

Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. В норме регрессия проявляется в играх, в реакциях на неприятные события, в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях. В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении.

Классической формой регрессии взрослого человека является плач, свойственный в норме преимущественно детям: у новорожденного ребенка, не научившегося говорить, нет иного способа дать матери сигнал о том, что одна из его потребностей не удовлетворена, так же он не может удовлетворить свои потребности самостоятельно. Поэтому плач является естественным поведенческим проявлением для ребенка. В свою очередь, плач взрослого – это проявление защитного механизма регрессии.

2.5. Рационализация

Рационализация – это защитный механизм, действующий, главным образом, после совершения человеком какого-либо поступка, неприемлемого с его точки зрения. Рационализация состоит в ложной аргументации этого поступка и представляет собой самооправдание. С помощью рационализации субъект стремится дать логически связанное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, чувства, поведения. В ходе рационализации человек выдает мнимое рациональное и уважительное объяснение своих поступков, истинной причины которых он не осознает.

Бессознательный механизм рационализации не следует смешивать с преднамеренными ложью, обманом или притворством. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

Рационализация может быть рассмотрена как механизм психологической защиты, связанный с использованием в мышлении только части воспринимаемой информации, благодаря которому собственное поведение предстает человеку как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам [Грановская Р.М., 4].

2.6. Реактивное образование

Реактивное образование носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза. Например, преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т.п.

Характерными особенностями проявлений этого механизма являются их явная преувеличенность и негибкость, иногда – демонстративное безраз­личие к данной сфере реальности.

2.7. Отрицание

Если отрицание приводит к возникновению пробелов в картине мира, то нередко эти пробелы заполняются воображением [8]. Некоторые авторы [11] выделяют фантазию или фантазирование как отдельный защитный механизм.

Отрицание – один из главных механизмов профилактики чувства страха, поскольку отрицание позволяет игнорировать существование опасности [4].

Механизм отрицания является примитивным, одним из онтогенетически ранних и наиболее характерен для детей.

2.8. Замещение

Механизм замещения (вымещения, смещения) распространяется на объекты потребностей следующим образом: проявление побуждения переадресовывается с менее доступного объекта на более доступный, с более угрожающего на менее угрожающий объект. Замещающий объект может быть одушевленным и неодушевленным, а также замещение может осуществиться путем переноса побуждений на самого себя. Эта защита включается тогда, когда человек стремится совершить модели поведения, которые он, однако, не может осуществить, исходя из личных принципов, социально одобряемых норм или других требований ситуации. Тогда человек заменяет запрещенную или невозможную форму поведения доступной.

Замещение позволяет разрядить напряжение, созданное неудовлетворенной потребностью. Но обычно исходная потребность продолжает существовать, и напряжение, разряженное вследствие замещения, спустя некоторое время образуется снова.

Менее распространена форма замещения, при котором замещающим объектом становится сам субъект, т.е., например, враждебные импульсы, адресованные другим, переадресуются самому себе, что вызывает самоосуждение, самообвинения и т.п. вплоть до суицида.

Замещение имеет две формы: замещение объекта и замещение потребности [4]. Обычно под замещением подразумевают замещение объекта, но в некоторых случаях невозможность удовлетворить одну потребность приводит к повышенной актуализации другой потребности (как правило, замещающей является потребность более низкого уровня). Например, замещение потребности может стать основой булимии – нарушения пищевого поведения, заключающегося в неумеренном повышении аппетита.

2.9. Идентификация

Идентификация осуществляется на основе эмоциональной связи с другим лицом, группой, образом и представляет собой отождествление себя с этим объектом. Человек наделяет себя качествами этого объекта и представляет их присущими самому себе.

Идентификация – это символическая интернализация (включение в себя) человека или объекта. Действие механизма противоположно проекции. В основе идентификации лежат те же процессы, на которых базируется проекция, только в этом случае происходит перенос не своих качеств вовне, а, наоборот, качеств внешнего объекта на себя.

Идентификация может выступать как защита от объекта, вызывающего отрицательные эмоции (главным образом, такого, который представляет собой то, к чему стремится сам субъект), путем уподобления ему, заимствования его соответствующих качеств. Путем идентификации достигается избавление от отрицательных эмоций, например, путем идентификации с агрессором – избавление от страха перед ним.

Идентификация с объектом, вызывающим положительные эмоции, позволяет избавиться от чувства неполноценности. Как правило, в таких случаях осуществляется идентификация с объектом, обладающим положительными качествами, которые отсутствуют у самого субъекта, но субъект хотел бы обладать этими качествами. Так, мальчики-подростки, желая быть сильными и смелыми, идентифицируются с киногероями из боевиков; дети младшего возраста, воспринимая родителей как всемогущих, а себя – слабыми и беспомощными, идентифицируются с родителями [4].

Благодаря идентификации достигается также символическое владение недоступным объектом.

Идентификация выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы.

2.10. Изоляция

Таким образом, механизмы психологической защиты носят иррациональный, преимущественно неосознаваемый характер. Под влиянием механизмов психологической защиты происходит искажение восприятия реальности и, соответственно, адекватности поведения субъекта.

В качестве альтернативы психологической защиты выступают так называемые копинг-стратегии – способы совладания со стрессом и отрицательными эмоциями, реализующиеся в гибком и целенаправленном адаптивном поведении, ориентированном на объективную реальность без искажения ее восприятия.

Рассмотрение сущности психологической защиты и основных ее механизмов позволяет заключить, что человек наделен широким ассортиментом многообразных способов, позволяющих избавляться от психологического дискомфорта, вызванного отрицательными эмоциями, которые, в свою очередь, возникают по причине блокирования каких-либо потребностей. Механизмы психологической защиты универсальны, как и механизмы функционирования потребностей, а потому позволяют сохранять психическое равновесие практически в любой ситуации, спасая человека от нервного срыва. В этом состоит конструктивный аспект психологической защиты.

С другой стороны, каждый из перечисленных механизмов каким-либо образом приводит к ошибочной интерпретации реальности, содействует искажению восприятия окружающей действительности и самого себя, а следовательно, способствует неадекватности мышления и поведения. В этом деструктивный аспект психологической защиты.

В известных пределах психологическая защита играет позитивную роль, регулируя эмоциональное содержание душевной жизни личности. Однако за счет психологической защиты не получают разрешения те проблемы, которые ее вызвали. Оградив себя от конфликтных переживаний, человек не устраняет причины их возникновения. Таким образом, посредством психологической защиты невозможно достижение полной душевной гармонии. Более того, бессознательно избрав для себя тот или иной защитный механизм, человек уклоняется от решения реальной проблемы, значимость которой со временем может смягчиться, а может и усугубиться. Становление зрелой личности состоит в обретении способности конструктивно решать возникающие проблемы, а не самоустраняться от них.

Таким образом, психологическая защита носит двойственный характер: играет как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека.

Читайте также: