Губернатор какая власть исполнительная или законодательная

Обновлено: 30.06.2024

Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, также известный как обладатель самого высокого офиса субъекта Российской Федерации ( России : высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации ) или руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта из России Федерации ( России : руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации ) и разговорной и совместно именуемые титул губернатора ( русский : губернатор - GuBeRnAtoR ) или главы региона ( России : глава региона - Glava региональных веб ), является глава и глава исполнительной власти каждого из субъектов федерации России , не подчиняющиеся напрямую федеральным властям, но политический и церемониальный глава субъекта федерации, которые являются равноправными субъектами Российской Федерации.

Говорят, что глава субъекта в России работает в административном или исполнительном аппарате , в просторечии называемом губернаторской администрацией .

СОДЕРЖАНИЕ

Роль и полномочия

В Конституции сохраняется представление о том, что страна является федерацией полусуверенных субъектов федерации и что полномочия, специально не предоставленные федеральному правительству , сохраняются за субъектами федерации. Таким образом, субъекты Федерации не являются административными единицами. Региональные правительства в России относительно сильны; Каждый субъект федерации имеет свои собственные независимые уголовные и гражданские кодексы, а также управляет своим внутренним правительством.

Таким образом, губернатор возглавляет исполнительную ветвь власти в федеральных субъектах и, в зависимости от конкретной юрисдикции, может иметь значительный контроль над составлением государственного бюджета, правом назначения многих должностных лиц (включая многих судей) и значительную роль в законодательстве. Губернатор также может иметь дополнительные роли, и во многих территориях губернатор имеет частичную или абсолютную власть коммутирует или помилования в уголовном предложение . Все губернаторы избираются на пятилетний срок не более двух сроков подряд.

Во всех субъектах Федерации губернатор избирается прямым голосованием и в большинстве случаев обладает значительными практическими полномочиями, хотя это может регулироваться законодательным органом, а в некоторых случаях и другими выборными должностными лицами исполнительной власти.

История

В современной России губернатор - высшее должностное лицо в Российской Федерации (крае, области, автономной области, городе), возглавляет исполнительную власть в республиках и областях Российской Федерации.

30 ноября 1991 г. указом президента Ельцина Борис Немцов был назначен губернатором Нижегородской области, и в первую неделю работы на новом месте Немцов издал указ, согласно которому он, как руководитель региональное правительство, будет официально называться губернатором. Таким образом, он стал первым губернатором новой России.

С 1995 по 2005 годы губернаторы избирались резидентами Российской Федерации в рамках прямого, равного и тайного голосования. С 2005 по 2012 годы губернаторы назначались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по представлению Президента России .

1 июня 2012 года вступил в силу Закон, возвращающий прямые выборы высших должностных лиц в регионах. В 2015 году срок полномочий губернаторов был ограничен пятью годами, но не более чем двумя сроками подряд.

Демография

Вечеринка

Владение

На каждый срок губернаторы занимают свои должности пять лет.

Действующий губернатор дольше всех занимает пост главы Чеченской Республики Рамзан Кадыров с 2007 года. В целом, самый продолжительный губернатор - Евгений Савченко из Белгородской области , который проработал семь сроков подряд с 1993 по 2020 год.

Список губернаторов с самым долгим сроком службы
Имя Заголовок Вступил в должность Левый офис Срок действия
Евгений Савченко Губернатор Белгородской области 11 октября 1993 г. 22 сентября 2020 г. 26 лет, 11 месяцев и 11 дней
Аман Тулеев Губернатор Кемеровской области 1 июля 1997 г. 1 апреля 2018 г. 20 лет и 9 месяцев
Леонид Полежаев Губернатор Омской области 11 ноября 1991 г. 30 мая 2012 г. 20 лет, 6 месяцев и 19 дней
Олег Королев Глава администрации Липецкой области 14 апреля 1998 г. 2 октября 2018 г. 20 лет, 5 месяцев и 18 дней
Виктор Кресс Губернатор Томской области 20 октября 1991 г. 17 марта 2012 г. 20 лет, 4 месяца и 26 дней
Анатолий Артамонов Губернатор Калужской области 18 ноября 2000 г. 13 февраля 2020 г. 19 лет, 2 месяца и 26 дней
Минтимер Шаймиев Президент Татарстана 4 июля 1991 г. 25 марта 2010 г. 18 лет, 8 месяцев и 21 день
Владимир Чуб Губернатор Ростовской области 8 октября 1991 г. 14 июня 2010 г. 18 лет, 8 месяцев и 6 дней
Юрий Лужков Мэр Москвы 6 июня 1992 г. 28 сентября 2010 г. 18 лет, 3 месяца и 22 дня
Александр Филипенко Губернатор Ханты-Мансийского АО 18 ноября 1991 г. 1 марта 2010 г. 18 лет, 3 месяца и 11 дней
Николай Волков Губернатор Еврейской АО 14 декабря 1991 г. 24 февраля 2010 г. 18 лет, 2 месяца и 10 дней

Первой женщиной-губернатором была Валентина Броневич, которая была губернатором Корякского автономного округа с 1996 по 2000 год. В настоящее время губернаторами штатов являются 84 мужчины и одна женщина - губернатор - Наталья Комарова из Ханты-Мансийского автономного округа .

Глава 4. Губернатор Ленинградской области

Статья 18. Основы статуса Губернатора Ленинградской области

1. Губернатор Ленинградской области является высшим должностным лицом Ленинградской области и возглавляет Правительство Ленинградской области.

2. Губернатор Ленинградской области при осуществлении своих полномочий руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Ленинградской области и областными законами.

Статья 19. Порядок выборов Губернатора Ленинградской области

1. Губернатор Ленинградской области избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Ленинградской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Губернатором Ленинградской области может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет, отвечающий требованиям, которые установлены федеральным законом для высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

3. Выборы Губернатора Ленинградской области осуществляются на основании и в соответствии с федеральными законами, Уставом Ленинградской области и областными законами.

4. В случае признания выборов Губернатора Ленинградской области несостоявшимися или недействительными Законодательное собрание Ленинградской области назначает повторные выборы.

В этом случае исполнение обязанностей Губернатора Ленинградской области до вступления в должность вновь избранного Губернатора Ленинградской области осуществляется лицом, назначенным Президентом Российской Федерации.

5. Губернатор Ленинградской области избирается сроком на пять лет. Срок полномочий Губернатора Ленинградской области исчисляется со дня его вступления в должность.

Одно и то же лицо не может занимать должность Губернатора Ленинградской области более двух сроков подряд.

6. При вступлении в должность Губернатор Ленинградской области приносит присягу на верность народу и Конституции Российской Федерации, Уставу Ленинградской области следующего содержания:

7. Губернатор Ленинградской области приносит присягу на заседании Законодательного собрания Ленинградской области в присутствии почетных граждан Ленинградской области.

8. С момента принесения присяги Губернатор Ленинградской области считается вступившим в должность.

Статья 20. Основные полномочия Губернатора Ленинградской области

Губернатор Ленинградской области:

1) представляет Ленинградскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Ленинградской области;

2) обнародует законы Ленинградской области, удостоверяя их обнародование путем подписания областных законов, либо отклоняет областные законы, принятые Законодательным собранием Ленинградской области;

3) обращается к Законодательному собранию Ленинградской области с ежегодным посланием о положении дел в Ленинградской области;

3-1) представляет Законодательному собранию Ленинградской области ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Ленинградской области, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным собранием Ленинградской области;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного собрания Ленинградской области, а также созывать вновь избранное Законодательное собрание Ленинградской области на первое заседание ранее срока, установленного Уставом Ленинградской области;

5) вправе участвовать в работе Законодательного собрания Ленинградской области с правом совещательного голоса;

6) обладает правом законодательной инициативы в Законодательное собрание Ленинградской области;

7) представляет Законодательному собранию Ленинградской области на утверждение проект областного бюджета и отчет о его исполнении, а также проект стратегии социально-экономического развития Ленинградской области;

8) вправе обратиться в Законодательное собрание Ленинградской области с предложением о внесении изменений в постановления Законодательного собрания Ленинградской области либо их отмене, а также обжаловать постановления Законодательного собрания Ленинградской области в судебном порядке;

9) принимает решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного собрания Ленинградской области по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законом;

10) представляет в Законодательное собрание Ленинградской области проект договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ленинградской области;

11) подписывает договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ленинградской области и направляет его Президенту Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом;

12) формирует Правительство Ленинградской области в соответствии с Уставом Ленинградской области и возглавляет его;

13) принимает решения об отставке Правительства Ленинградской области и отдельных членов Правительства Ленинградской области;

14) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области с иными органами государственной власти Ленинградской области и государственными органами Ленинградской области. В соответствии с законодательством Российской Федерации организует взаимодействие органов исполнительной власти Ленинградской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

15) координирует и контролирует деятельность первого вице-губернатора Ленинградской области и вице-губернаторов Ленинградской области, Правительства Ленинградской области и органов исполнительной власти Ленинградской области;

16) использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Ленинградской области и государственными органами Ленинградской области;

17) приостанавливает действие правовых актов Правительства Ленинградской области, отраслевых, территориальных и иных органов исполнительной власти Ленинградской области, в том числе упраздненных или реорганизованных, если они полностью или частично противоречат законодательству Российской Федерации, Уставу Ленинградской области или областному законодательству;

18) наделяет полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти Ленинградской области в порядке, установленном федеральным законом;

19) принимает решения о назначении на государственные должности в Администрации Ленинградской области, о досрочном освобождении от должности, о прекращении служебного контракта (трудового договора), об увольнении, о поощрении, награждении, временном отстранении от замещаемой должности, о назначении служебной проверки, о применении и снятии дисциплинарного взыскания, исполняет иные полномочия и функции представителя нанимателя (работодателя) в отношении лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области в Администрации Ленинградской области;

19-1) определяет полномочия заместителей Губернатора Ленинградской области - первого вице-губернатора Ленинградской области и вице-губернаторов Ленинградской области, а также права и обязанности членов Правительства Ленинградской области;

20) утверждает внутреннюю структуру и штатные расписания органов исполнительной власти Ленинградской области;

21) согласовывает представление Генерального прокурора Российской Федерации о назначении на должность прокурора Ленинградской области в порядке, установленном областным законом;

22) осуществляет полномочия представителя нанимателя в отношении государственных гражданских служащих Ленинградской области, проходящих гражданскую службу в органах исполнительной власти Ленинградской области и аппаратах мировых судей;

23) принимает решения о создании и упразднении советов, комиссий и иных постоянно действующих или временных рабочих совещательных органов при Губернаторе Ленинградской области, Правительстве Ленинградской области, а также утверждает положения об их деятельности и персональный состав;

24) осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

25) осуществляет другие полномочия, отнесенные к компетенции Губернатора Ленинградской области Уставом Ленинградской области или областными законами.

Статья 21. Правовые акты Губернатора Ленинградской области

1. Губернатор Ленинградской области в пределах своих полномочий, определенных федеральным законодательством, Уставом Ленинградской области и областными законами, издает постановления и распоряжения.

Постановления Губернатора Ленинградской области являются нормативными правовыми актами. Распоряжения Губернатора Ленинградской области являются правовыми актами, имеющими ненормативный характер.

2. Постановления и распоряжения Губернатора Ленинградской области, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения в Ленинградской области.

3. Постановления и распоряжения Губернатора Ленинградской области вступают в силу с даты их подписания, если в постановлении или распоряжении не указано иное.

4. Постановления Губернатора Ленинградской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном федеральным и областным законами, и вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.

Глава 5. Временное исполнение обязанностей Губернатора Ленинградской области

Статья 22. Порядок временного исполнения обязанностей Губернатора Ленинградской области

1. В случаях, установленных федеральным законом, временно исполняющий обязанности Губернатора Ленинградской области назначается Президентом Российской Федерации.

2. В иных случаях, когда Губернатор Ленинградской области не может исполнять свои обязанности, его обязанности в соответствии с правовым актом Губернатора Ленинградской области с учетом ограничений, установленных статьей 23 Устава Ленинградской области, временно исполняют:

лицо, определенное Губернатором Ленинградской области, из числа лиц, замещающих государственные должности в Администрации Ленинградской области - в отношении обязанностей высшего должностного лица Ленинградской области, включая подписание правовых актов Губернатора Ленинградской области;

первый заместитель Председателя Правительства Ленинградской области - в отношении обязанностей Председателя Правительства Ленинградской области, включая подписание правовых актов Правительства Ленинградской области при условии предварительного согласования проектов правовых актов Правительства Ленинградской области с лицом, определенным Губернатором Ленинградской области для временного исполнения обязанностей высшего должностного лица Ленинградской области.

Статья 23. Ограничение полномочий временно исполняющего обязанности Губернатора Ленинградской области

1. Временно исполняющий обязанности Губернатора Ленинградской области не имеет права:

1) распускать Законодательное собрание Ленинградской области;

2) вносить в Законодательное собрание Ленинградской области предложения об изменении Устава Ленинградской области.

2. Временно исполняющий обязанности Губернатора Ленинградской области на основании правового акта Губернатора Ленинградской области также не имеет права:

1) принимать решения об отставке Правительства Ленинградской области либо отдельных членов Правительства Ленинградской области, кроме добровольной отставки по собственному желанию;

2) формировать Правительство Ленинградской области;

3) наделять полномочиями члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти Ленинградской области;

4) назначать на государственные должности Ленинградской области в Администрации Ленинградской области;

5) досрочно прекращать полномочия лиц, замещающих государственные должности Ленинградской области в Администрации Ленинградской области, кроме добровольной отставки по собственному желанию;

6) приостанавливать действие правовых актов Правительства Ленинградской области, отраслевых, территориальных или иных органов исполнительной власти Ленинградской области;

7) изменять структуру органов исполнительной власти Ленинградской области;

8) подписывать договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Ленинградской области;

9) инициировать проведение референдума Ленинградской области;

10) обнародовать законы Ленинградской области, удостоверяя их обнародование путем подписания областных законов, либо отклонять областные законы, принятые Законодательным собранием Ленинградской области.

Статья 24. Подотчетность временно исполнявшего обязанности Губернатора Ленинградской области

Временно исполнявший обязанности Губернатора Ленинградской области на основании правового акта Губернатора Ленинградской области подотчетен Губернатору Ленинградской области.


ТАСС-ДОСЬЕ. 21 декабря 2021 года президент РФ Владимир Путин подписал закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", принятый Госдумой 14 декабря и одобренный Советом Федерации 15 декабря текущего года.

ТАСС подготовил материал об истории принятия закона и некоторых его основных положениях.

Внесение законопроекта в Госдуму РФ

27 сентября 2021 года в Государственную думу РФ был внесен проект закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", подготовленный во исполнение обновленных положений Конституции РФ, принятых в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. Документ разработали председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников и глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. Законопроект определяет принципы деятельности руководства субъектов РФ и устанавливает, что федеральные, региональные органы власти и местного самоуправления "в их совокупности входят в единую систему публичной власти", их согласованное функционирование и взаимодействие обеспечивает президент РФ.

Принятие закона

Законопроект находился в совместном ведении регионов с федеральным центром, для его принятия была необходима поддержка не менее двух третей от 85 субъектов РФ. Документ одобрило большинство российских регионов. Против высказались депутаты Государственного совета Татарстана. По мнению председателя комитета республиканского парламента по государственному строительству Альберта Хабибуллина, отдельные положения внесенного законопроекта "противоречат основам конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства".

9 ноября 2021 года Госдума приняла законопроект в первом чтении: за высказались 317 депутатов, против - 66, воздержались 12. Ко второму чтению было предложено около 200 поправок в текст документа. 9 декабря нижняя палата парламента приняла проект закона в основном чтении: за проголосовали 332 депутата, против - 87, воздержались двое. При этом для внесения новых поправок в законопроект его было решено вернуть к процедуре второго чтения, а затем уже принять в окончательном чтении.

14 декабря Госдума РФ приняла законопроект об организации публичной власти в субъектах РФ. 15 декабря его одобрил Совет Федерации РФ.

Документ вступает в силу со дня официального опубликования. Отдельные положения, в т. ч. о наименовании и полномочиях руководителей регионов и заксобраний, вступают в силу 1 июня 2022 года. Ряд статей документа, включая общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, субъекта РФ и местного самоуправления, начнут действовать с 1 января 2023 года.

Новые требования к наименованиям органов власти

Одним из наиболее спорных положений закона стало требование единообразного подхода к наименованию органов госвласти субъектов РФ. Закон ограничивает использование в названиях органов исполнительной и законодательной власти слов и словосочетаний, "составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти". Предлагается общее для всех регионов наименование высшего должностного лица - "глава субъекта РФ". Конституцией (уставом) региона может быть предусмотрено дополнительное название должности его руководителя, однако оно не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства - президента РФ. При этом изменений названий должностей руководителей городов федерального значения не предусматривается.

Название законодательного органа субъекта РФ, согласно закону, также не может включать в себя словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти.

В настоящее время в 18 из 85 российских регионов высшим должностным лицом является глава республики, в 59 - губернатор, в трех (республиках Алтай, Тыва и Хакасия) - глава - председатель правительства, в двух (Тамбовской и Липецкой областях) - глава администрации. В Краснодарском крае должность руководителя исполнительной власти носит наименование "глава администрации (губернатор)". В Москве высший орган исполнительной власти возглавляет мэр. Республикой Татарстан руководит ее президент, это единственный субъект Федерации, где наименование должности главы региона совпадает с наименованием высшего государственного поста в РФ.

Названия региональных парламентов в настоящее время также не унифицированы. В 29 субъектах они именуются "Законодательное собрание", еще в 29 регионах в названиях парламентов есть слово "дума". В 11 республиках РФ законодательную власть осуществляют парламенты, в наименовании которых присутствует слово "государственный" (советы или собрания), в пяти республиках - "народный" (собрания или хуралы), еще в пяти действуют собрания или советы депутатов, в трех республиках законодательный орган называется просто "парламент". В Тыве представительный орган имеет название "Верховный хурал", в Хакасии именуется Верховным советом, в Карелии - Законодательным собранием.

Полномочия и сроки полномочий глав субъектов

Закон закрепил единый срок полномочий главы региона - пять лет (до настоящего времени срок их полномочий определялся регионом, но не мог превышать пяти лет). При этом снимается запрет для высшего должностного лица на замещение этой должности в течение более двух сроков подряд, как это было ранее предусмотрено действующим законодательством. Регионы сами будут решать вопрос о числе сроков, которые глава субъекта сможет занимать.

В соответствии с законом о публичной власти руководителем региона не может быть избрано лицо с иностранным гражданством или видом на жительство в другой стране. Занять этот пост можно только по достижении 30 лет. Высшее должностное лицо субъекта РФ не может одновременно совмещать другие посты или заниматься иной оплачиваемой работой, а также входить в руководство иностранных некоммерческих организаций. На прямых выборах главы региона для кандидатов от партий или самовыдвиженцев предусмотрен так называемый муниципальный фильтр - их выдвижение должны поддержать от 5 до 10% муниципальных депутатов и руководителей муниципальных образований. Самовыдвиженцам также нужно будет собрать подписи избирателей в количестве, которое определяет субъект РФ. В случае непрямых выборов главы региона кандидатуры в заксобрание вносит президент РФ по предложению политических партий, представленных в парламенте субъекта РФ или в Госдуме.

Руководитель региона формирует структуру власти субъекта РФ, его правительство и определяет основные направления его деятельности. Глава субъекта может обратиться в представительный орган муниципального образования с инициативой об отставке его главы за неэффективность или вынести ему выговор. При этом сам руководитель региона может быть отрешен от должности президентом РФ в связи с утратой доверия по любым основаниям или в связи с выражением ему недоверия заксобранием. Ранее глава государства мог снять губернаторов с должности в случае выявления фактов коррупции или конфликта интересов.

В документе также прописаны нормы и правила организации выборов руководителей регионов, входящих в состав других субъектов РФ. Кроме того, предусмотрено зачисление доходов автономных округов в бюджет области.

Положение о заксобраниях

Законом установлен перечень полномочий законодательных собраний регионов и определен срок полномочий депутатов одного созыва - пять лет со дня избрания и до дня начала работы нового созыва. Субъект Федерации может сам определять число депутатов, избираемых в заксобрание по партийным спискам. Указаны также случаи, при которых глава региона сможет распустить парламент.

Законом региона может быть предусмотрен порядок дистанционного участия депутатов в заседаниях.

Совместное ведение

Федеральный центр может участвовать в формировании органов исполнительной власти региона, отвечающих за сферы образования, здравоохранения, финансов и др. С профильными федеральными ведомствами будут согласовываться назначения кандидатов на должности руководителей соответствующих региональных министерств и структур или же их отставки. В дальнейшем изменения полномочий субъектов Федерации будут согласовываться с Госсоветом РФ, только после этого в закон можно будет вносить поправки.

Согласно закону срок предоставления отзывов руководством субъектов РФ на законопроекты совместного ведения с федеральным центром останется прежним - 30 дней (в редакции первого чтения общий срок рассмотрения регионами законопроекта предлагалось сократить до 15 дней). При этом регламентом Госдумы РФ могут быть предусмотрены случаи, когда он сократится до 15 дней.

Кроме того, сенаторы и депутаты Госдумы от региона, избранные как по партийным спискам, так и по одномандатным округам, смогут участвовать и выступать на заседаниях заксобрания своего субъекта РФ.


ТАСС-ДОСЬЕ. 21 декабря 2021 года президент РФ Владимир Путин подписал закон "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", принятый Госдумой 14 декабря и одобренный Советом Федерации 15 декабря текущего года.

ТАСС подготовил материал об истории принятия закона и некоторых его основных положениях.

Внесение законопроекта в Госдуму РФ

27 сентября 2021 года в Государственную думу РФ был внесен проект закона "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", подготовленный во исполнение обновленных положений Конституции РФ, принятых в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года. Документ разработали председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников и глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас. Законопроект определяет принципы деятельности руководства субъектов РФ и устанавливает, что федеральные, региональные органы власти и местного самоуправления "в их совокупности входят в единую систему публичной власти", их согласованное функционирование и взаимодействие обеспечивает президент РФ.

Принятие закона

Законопроект находился в совместном ведении регионов с федеральным центром, для его принятия была необходима поддержка не менее двух третей от 85 субъектов РФ. Документ одобрило большинство российских регионов. Против высказались депутаты Государственного совета Татарстана. По мнению председателя комитета республиканского парламента по государственному строительству Альберта Хабибуллина, отдельные положения внесенного законопроекта "противоречат основам конституционного строя РФ как демократического федеративного правового государства".

9 ноября 2021 года Госдума приняла законопроект в первом чтении: за высказались 317 депутатов, против - 66, воздержались 12. Ко второму чтению было предложено около 200 поправок в текст документа. 9 декабря нижняя палата парламента приняла проект закона в основном чтении: за проголосовали 332 депутата, против - 87, воздержались двое. При этом для внесения новых поправок в законопроект его было решено вернуть к процедуре второго чтения, а затем уже принять в окончательном чтении.

14 декабря Госдума РФ приняла законопроект об организации публичной власти в субъектах РФ. 15 декабря его одобрил Совет Федерации РФ.

Документ вступает в силу со дня официального опубликования. Отдельные положения, в т. ч. о наименовании и полномочиях руководителей регионов и заксобраний, вступают в силу 1 июня 2022 года. Ряд статей документа, включая общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, субъекта РФ и местного самоуправления, начнут действовать с 1 января 2023 года.

Новые требования к наименованиям органов власти

Одним из наиболее спорных положений закона стало требование единообразного подхода к наименованию органов госвласти субъектов РФ. Закон ограничивает использование в названиях органов исполнительной и законодательной власти слов и словосочетаний, "составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти". Предлагается общее для всех регионов наименование высшего должностного лица - "глава субъекта РФ". Конституцией (уставом) региона может быть предусмотрено дополнительное название должности его руководителя, однако оно не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства - президента РФ. При этом изменений названий должностей руководителей городов федерального значения не предусматривается.

Название законодательного органа субъекта РФ, согласно закону, также не может включать в себя словосочетаний, составляющих основу наименований федеральных органов государственной власти.

В настоящее время в 18 из 85 российских регионов высшим должностным лицом является глава республики, в 59 - губернатор, в трех (республиках Алтай, Тыва и Хакасия) - глава - председатель правительства, в двух (Тамбовской и Липецкой областях) - глава администрации. В Краснодарском крае должность руководителя исполнительной власти носит наименование "глава администрации (губернатор)". В Москве высший орган исполнительной власти возглавляет мэр. Республикой Татарстан руководит ее президент, это единственный субъект Федерации, где наименование должности главы региона совпадает с наименованием высшего государственного поста в РФ.

Названия региональных парламентов в настоящее время также не унифицированы. В 29 субъектах они именуются "Законодательное собрание", еще в 29 регионах в названиях парламентов есть слово "дума". В 11 республиках РФ законодательную власть осуществляют парламенты, в наименовании которых присутствует слово "государственный" (советы или собрания), в пяти республиках - "народный" (собрания или хуралы), еще в пяти действуют собрания или советы депутатов, в трех республиках законодательный орган называется просто "парламент". В Тыве представительный орган имеет название "Верховный хурал", в Хакасии именуется Верховным советом, в Карелии - Законодательным собранием.

Полномочия и сроки полномочий глав субъектов

Закон закрепил единый срок полномочий главы региона - пять лет (до настоящего времени срок их полномочий определялся регионом, но не мог превышать пяти лет). При этом снимается запрет для высшего должностного лица на замещение этой должности в течение более двух сроков подряд, как это было ранее предусмотрено действующим законодательством. Регионы сами будут решать вопрос о числе сроков, которые глава субъекта сможет занимать.

В соответствии с законом о публичной власти руководителем региона не может быть избрано лицо с иностранным гражданством или видом на жительство в другой стране. Занять этот пост можно только по достижении 30 лет. Высшее должностное лицо субъекта РФ не может одновременно совмещать другие посты или заниматься иной оплачиваемой работой, а также входить в руководство иностранных некоммерческих организаций. На прямых выборах главы региона для кандидатов от партий или самовыдвиженцев предусмотрен так называемый муниципальный фильтр - их выдвижение должны поддержать от 5 до 10% муниципальных депутатов и руководителей муниципальных образований. Самовыдвиженцам также нужно будет собрать подписи избирателей в количестве, которое определяет субъект РФ. В случае непрямых выборов главы региона кандидатуры в заксобрание вносит президент РФ по предложению политических партий, представленных в парламенте субъекта РФ или в Госдуме.

Руководитель региона формирует структуру власти субъекта РФ, его правительство и определяет основные направления его деятельности. Глава субъекта может обратиться в представительный орган муниципального образования с инициативой об отставке его главы за неэффективность или вынести ему выговор. При этом сам руководитель региона может быть отрешен от должности президентом РФ в связи с утратой доверия по любым основаниям или в связи с выражением ему недоверия заксобранием. Ранее глава государства мог снять губернаторов с должности в случае выявления фактов коррупции или конфликта интересов.

В документе также прописаны нормы и правила организации выборов руководителей регионов, входящих в состав других субъектов РФ. Кроме того, предусмотрено зачисление доходов автономных округов в бюджет области.

Положение о заксобраниях

Законом установлен перечень полномочий законодательных собраний регионов и определен срок полномочий депутатов одного созыва - пять лет со дня избрания и до дня начала работы нового созыва. Субъект Федерации может сам определять число депутатов, избираемых в заксобрание по партийным спискам. Указаны также случаи, при которых глава региона сможет распустить парламент.

Законом региона может быть предусмотрен порядок дистанционного участия депутатов в заседаниях.

Совместное ведение

Федеральный центр может участвовать в формировании органов исполнительной власти региона, отвечающих за сферы образования, здравоохранения, финансов и др. С профильными федеральными ведомствами будут согласовываться назначения кандидатов на должности руководителей соответствующих региональных министерств и структур или же их отставки. В дальнейшем изменения полномочий субъектов Федерации будут согласовываться с Госсоветом РФ, только после этого в закон можно будет вносить поправки.

Согласно закону срок предоставления отзывов руководством субъектов РФ на законопроекты совместного ведения с федеральным центром останется прежним - 30 дней (в редакции первого чтения общий срок рассмотрения регионами законопроекта предлагалось сократить до 15 дней). При этом регламентом Госдумы РФ могут быть предусмотрены случаи, когда он сократится до 15 дней.

Кроме того, сенаторы и депутаты Госдумы от региона, избранные как по партийным спискам, так и по одномандатным округам, смогут участвовать и выступать на заседаниях заксобрания своего субъекта РФ.

Читайте также: