Кем представлена законодательная власть в австралии

Обновлено: 30.06.2024


Австралия - государство Содружества. Государственным устройством и формой правления в Австралии является федеральная парламентская демократия. Основным законом государства является конституция, одобренная королевой Викторией в 1900 году. Конституционной силой обладают также другие законодательные акты.

Административно-территориальное деление Австралии

Австралия в административно-территориальном плане делится на 6 штатов и 2 материковые территории:

  • Австралийская столичная территория
  • Северная территория
  • Виктория
  • Западная Австралия
  • Квинсленд
  • Новый Южный Уэльс
  • Тасмания
  • Южная Австралия

Зависимые территории: острова Ашмор и Картье, остров Рождества, Кокосовые (Килинг) острова, острова Кораллового моря, остров Херд и острова Макдональд, остров Норфолк, остров Маккуори.

Конституция Австралии: одобрена 9 июля 1900 г., действует с 1 января 1901 г.

Правовая система Австралии: основана на английском общем праве; признаёт юрисдикцию Международного Суда обязательной, но с оговорками.

Избирательное право в Австралии: с 18 лет, универсальное и обязательное.

Исполнительная власть в Австралии: глава государства - Королева Великобритании Елизавета II (с 6 февраля 1952 г.); представляет генерал-губернатор, глава правительства - премьер-министр. Кабинет: назначается Премьер-министром из кандидатов - членов парламента, которые впоследствии будут приведены к присяге генерал-губернатором для последующей работы в качестве министров правительства. Выборы: титул монарха является наследственным; генерал-губернаторы назначаются монархом по рекомендации Премьер-министра; на законодательных выборах лидер партии большинства или лидер коалиции большинства приводится к присяге в качестве Премьер-министра генерал-губернатором.

Законодательная власть в Австралии: двухпалатный федеральный парламент состоит из Сената (76 мест, 12 членов от каждого из шести штатов и по 2 от каждой из двух материковых территорий; половина членов от штатов избираются каждые три года путём всенародного голосования на срок шесть лет, члены от территорий избираются каждые три года) и Палаты представителей (150 мест, члены избираются всенародным преференциальным голосованием на срок до трёх лет; ни один штат не может иметь менее, чем 5 представителей).

Судебная власть в Австралии: Верховный Суд (главный судья и шесть других судей назначаются генерал-губернатором).

Герб Австралии

Герб Австралии является официальным символом страны. Герб был первоначально дарован стране королем Эдуардом VII 7 мая 1908 года, а текущая версия герба была дарована королем Георгом V 19 сентября 1912 года, хотя версия от 1908 года продолжала использоваться в некоторых случаях до 1966 года. Так, "старый" герб использовался на монетах достоинством шесть пенсов.

Флаг Австралии

Флаг Австралийского Союза - один из государственных символов Австралии, представляющий собой прямоугольное полотнище синего цвета с соотношением сторон 1:2. В левой верхней четверти изображён британский флаг. Кроме того, на флаге Австралии изображено шесть белых звёзд: пять звёзд в виде созвездия Южного Креста в правой части полотнища и одна большая звезда в центре левой нижней четверти. Флаг Австралии был принят в 1901 году в результате конкурса. Из-за сильного влияния республиканцев в стране, с середины 1990-х гг. флаг Австралии часто критикуется из-за изображения на нём британского флага.

Полезная информация

Для того, чтобы сэкономить время и деньги, а ваша поездка в страну была максимально удобной и комфортной, воспользуйтесь нашими сервисами.

Австралия - Как добраться и где остановиться

купить авиабилеты

Авиабилеты в Австралию

Собираетесь посетить Австралию? Позаботьтесь об авиаперелёте! Нужны недорогие билеты на самолёт?
Мы поможем вам найти и купить недорогие авиабилеты в Австралию.

бронирование отеля

Бронирование отеля - Австралия

Не знаете где остановиться? Желаете забронировать отель по самым лучшим ценам?
Мы поможем вам найти и забронировать отель на самых выгодных условиях!

аренда авто

Аренда автомобиля - Австралия

Задумались о транспорте? Желаете недорого взять автомобиль напрокат?
Мы поможем вам найти и арендовать автомобиль на самых выгодных условиях!

трансфер и такси

Австралия - Трансфер в отель или аэропорт

Нужен недорогой трансфер в отель из аэропорта или с вокзала? Или наоборот, вы отдохнули в отеле и вам нужно вовремя попасть на обратный рейс? Предлагаем вам воспользоваться услугами онлайн сервиса по заказу индивидуального трансфера в более чем 70 странах мира.

найти тур

Пакетные туры в Австралию

Мы стремимся сделать путешествия в Австралию максимально доступными! С нашим сервисом вы можете не копить деньги на летний отпуск, а путешествовать 3-4 раза в год. У вас в руках - все инструменты для поиска самых горящих туров, которые раньше были доступны только самым крутым турагентам. Благодаря нашему умному поиску вы можете экономить на туристических поездках и турах до 70%!


Не забудьте про страховку!

Страхование путешествующих осуществляется многими компаниями. На нашем сайте они представлены Liberty Страхование и Allianz Global Assistance. Это одни из крупнейших представителей данной отрасли, которым вы можете доверить своё здоровье, багаж и хорошее настроение.

Купить полис страхования через интернет очень просто. Вам достаточно воспользоваться нашим сервисом. Каждая купленная страховка, с пределом ответственности от 30000 Евро, подходит для получения шенгенской визы и принимается в посольствах всех стран. Процедура онлайн покупки проходит в несколько кликов и занимает не более 3-х минут. Произвести оплату можно любым удобным способом, в том числе и пластиковой картой. В случае наличия офисов страховых компаний в вашем городе, вы сможете произвести оплату и у них.


Государственное устройство Австралии

Если вы решили написать свой отзыв или комментарий и поставить свою оценку, то обязательно обоснуйте своё мнение. Также следует иметь в виду, что проставленные вами оценки без написания комментариев или пояснений не принимаются и не учитываются при подсчёте общего рейтинга.

Существующий свод законов гласит, что форма правления Австралии – это конституционная монархия. Политика в государстве ведется при парламентской демократии. Правителем является королева Великобритании, власть которой в стране выражается непосредственно через генерал-губернатора, а в некоторых штатах – через администраторов.

Австралия: форма правления

Историческое влияние

Несмотря на то что форма правления Австралии – это монархия, власть королевы Великобритании считается больше церемониальной, то есть она имеет в основном историческое значение. Реальная политическая система страны является парламентской демократией. Население государства голосует за кандидатов в законодательные органы на территории всех штатов, находящихся в составе федерации.

Австралийский Союз образовался в 1901 году, когда несколько британских колоний объединились на добровольных началах. Они стали первыми штатами современного государства. Особняком стоят две территории, которые на протяжении всего времени находились во власти национального правительства, а в настоящее время имеют полноценные властные полномочия.

После подписания акта британского парламента начала формироваться форма правления Австралии. Политический режим установился новый. У страны появилась собственная конституция, согласно которой распределилась власть между отдельными регионами и образовавшимся объединением.

С появлением Австралийского Союза значение федерального правительства постепенно возрастало. Определенную роль играло внесение поправок в существующую конституцию, однако делать это было непросто. Требовалось собрать большинство голосов на проводимых референдумах в четырех штатах из шести существующих.

Австралия: форма правления и государственное устройство

Как формируется законодательная власть?

При существующей форме правления в Австралии в настоящее время Федеральный парламент является высшим законодательным органом. Палата представителей определяет состав правительства, которое было выбрано. В нее должны входить вдвое больше членов, чем в тот же сенат.

Избираются представители палаты на срок не более трех лет и трех месяцев. Досрочные выборы проводятся при утрате большинства непосредственно в парламенте и отсутствии новых партий, которым не удается сформировать новую коалицию. Такой вариант возможен и при объявлении самороспуска, когда правительство ожидает стопроцентную победу на досрочных выборах.

Австралийцы выбирают представителей федерального и административного парламента напрямую. Исключение составляет однопалатное законодательное собрание Квинсленда и еще двух территориальных единиц. При этом процесс выбора в представительные органы того либо иного уровня может отличаться.

Как устроена исполнительная власть?

Многие имеют свой взгляд на форму правления Австралии. Столица Канберра номинально находится в подчинении у британского монарха. Однако формально глава государства может действовать лишь с разрешения официального правительства в лице премьер-министра, который является представителем партии большинства.

Какая форма правления в Австралии

Остальные министры избираются непосредственно из членов нижней и верхней палаты парламента, при этом большая часть участников относится к первой из них. Их максимальное количество определяется действующим законодательством. Существует несколько ведомств, не входящих в состав государственных учреждений, но обладающих политической и экономической самостоятельностью. К таковым, например, можно отнести телерадиовещательную комиссию, осуществляющую свою деятельность в условиях конкуренции с представителями частных телекоммуникационных сетей.

Как взаимодействуют основные ветви власти?

Как показывает практика, базовые рычаги влияния находятся непосредственно в руках исполнительной ветви. Продуктивность разносторонней работы правительства обеспечивается за счет наличия в рамках парламента дисциплинированных фракций определенных политических партий, выступающих в качестве связующего элемента между законодательными и исполнительными органами.

В обеих палатах члены фракций придерживаются строгой партийной дисциплины, хотя на самом деле подразумевалось, что сенаторы будут представлять интересы штатов. Иногда происходят ситуации, когда результаты голосования никак не отражаются на правительственных структурах.

Форма правления в Австралии в настоящее время

Однако нельзя считать парламент второстепенным элементом государственной системы. Он продолжает оставаться под пристальным вниманием общественности. В его рамках приобретают популярность национальные лидеры. Сенат из-за его роли в государственной структуре является определенным фактором ограничения ветви исполнительной власти. Правящим коалициям там нелегко получить большинство.

Каким образом организована партийная система?

Стало понятно, какая форма правления в Австралии и как устроены ветви власти высших органов. Однако немаловажное значение имеет существующий политический режим. Несмотря на получение права голоса в середине XIX века, основные политические силы сформировались только к концу этого столетия.

К моменту создания Австралийского Союза сложилось две организованные группы правящей элиты. Протекционисты и фритредеры в 1910 г. совместно сформировали либеральную партию. Современные очертания это объединение приняло в 1944 году. Союзником либералов является Аграрная национальная партия.

Современные политические организации не волнует проблема явки. Особую роль играет имидж, который создается СМИ. Огромная часть избирательных бюджетов тратится на рекламную кампанию. Особое внимание уделяется телевидению, но участники постепенно начали применять новые маркетинговые технологии воздействия посредством почтовых рассылок и социальных сетей.

Взгляд на Австралию: столица Канберра - форма правления

Большая часть мест в палате представителей практически зафиксирована за кандидатами от крупных политических организаций. Только 25 процентов позиций может быть перераспределено в зависимости от результатов выборов.

Распределение судебной власти

При рассмотрении формы правления Австралии нельзя не упомянуть об инстанции, наблюдающей за соблюдением прав. Высокий суд был создан для надзора за соблюдением конституционных прав и свобод. Он является высшей апелляционной инстанцией.

Семейный суд призван рассматривать дела, касающиеся семейных конфликтов и раздела имущества. Официально его учредили в 1975 году. Суд трудовых отношений функционирует для решения проблемных моментов между рабочими и работодателями. В современной форме он существует с 1993 года. Кроме перечисленных судов, не существует других инстанций федеральной юрисдикции.

Высокий суд имеет особое политическое значение в жизни государства. Выбранное правительство назначает его членов. Всего должно быть семь судей, один из которых является главным. Назначенные должностные лица могут быть связаны с определенными партиями или фракциями.

Национально-территориальная организация власти

Рассматривая форму правления и государственное устройство Австралии, нельзя не заметить, что в основе лежит сочетание американской и британской моделей организации власти. Страна представляет собой федерацию с конституционной монархией. В состав государства входит 6 штатов и 2 территории.

Австралия: форма правления и политический режим

На территории каждой административной единицы есть собственные законодательные органы и правительства. Многие стороны государственной жизни регулируются непосредственно законами штатов, в которых имеются местные органы власти в виде муниципальных и городских графств.

Дискуссии о республике

На протяжении длительного времени ведутся рассуждения о республиканской форме правления в Австралии. Подчеркнув страны, имеющие подобный вариант организации высших органов, пока нельзя выделять данное государство. Формально оно не отказалось от британских атрибутов монархии.

Сторонники республики полагают, что постоянное вмешательство со стороны Великобритании – это пережиток прошлого. Такое положение дел ставит под сомнение саму независимость страны. Однако находятся и лица, выступающие за сохранение существующих связей с метрополией.

Подчеркните страны, имеющие республиканскую форму правления: Австралия

Заключительная часть

Проведенные исследования наглядно продемонстрировали, что примерно 85 процентов австралийцев относят себя к определенной партии, благодаря чему можно с высокой вероятностью спрогнозировать результаты предстоящих выборов. Лучшим показателям принадлежности избирателей к политической организации в прошлом была трудовая сфера.


Первая мировая война и последовавшие вслед за ней экономические и политические кризисы в ведущих колониальных державах способствовали подъему национально-освободительного движения на зависимых территориях. Однако на тот момент еще не были сформированы социальные силы, способные результативно противостоять метрополиям. Интенсивный распад системы империализма начался после Второй мировой войны. Папуа-Новая Гвинея и Австралии были колониями Британской Империи, что обуславливает развитие институтов политической власти в этих государствах.

Данное эссе поможет выявить особенности развития государственной власти в Австралии и Папуа-Новой Гвинее, а так же показать, как происходит внедрение и развитие демократических основ в системе управления бывших колоний Британской короны.

Целью настоящего эссе является анализ систем государственного управления Австралии и Папуа-Новой Гвинеи, в связи с обозначенной цельно необходимо решить ряд задач: обозначить особенности систем управления этих стран; выявить их схожие и различные черты, а так же их достоинства и недостатки.


Объектом настоящего эссе является система управления в Австралии и Папуа — Новой Гвинее в целом; предметом — их особенности, отрицательные и положительные свойства, сходства и различия.

Австралия (Австралийский союз) обрела независимость от Великобритании в 1986 г., Папуа — Новая Гвинея (Независимое государство Папуа — Новая Гвинея) — в 1975 г. от Австралии. На данный момент оба государства состоят в Содружестве наций, номинальный глава — британский монарх, представленный генерал-губернатором на этих территориях. Форма правления — конституционная монархия.

В Австралии генерал-губернатор назначается английской королевой; он утверждает кандидатуру на пост премьер-министра, предложенную Австралийским парламентом, причем отклонить кандидатуру он не может.
В Папуа — Новой Гвинеи же генерал-губернатор назначается парламентом сроком на 6 лет простым большинством голосов, из чего можно сделать вывод о том, что это государство имеет форму парламентской монархии.

Конституция предоставляет генерал-губернатору довольно широкие права, но на практике он выполняет только представительские функции и имеет лишь консультативный голос при обсуждении важнейших для страны решений.
Законодательная власть в Австралии представлена двухпалатным Парламентом, состоящим из Сената (76 сенаторов) и Палаты Представителей (150 депутатов), что обусловлено федеративным устройством страны. Верхняя палата- Сенат, избирается по партийным спискам сроком на 6 лет, при этом каждые 3 года половина Сената переизбирается. Нижняя — Палата Представителей, в которую депутаты избираются по одномандатным округам сроком на 3 года по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства с преференциальным голосованием. Кроме того в парламент входит генерал-губернатор.

В отличие от Австралии, в Папуа – Новой Гвинее однопалатный Национальный Парламент, состоящий из 109 членов (20 членов от провинций и 89 от населения) избираемых прямым всеобщим голосованием сроком на 5 лет.

В Папуа — Новой Гвинее исполнительная власть принадлежит так же Правительству страны (Национальный исполнительный совет) во главе с Премьер-министром, который определяет его состав. Правительство несет ответственность за свою деятельность перед парламентом, который может выдвинуть ему вотум недоверия.
Высокий суд Австралии представляет собой федеральный судебный орган, осуществляющий надзор за соблюдением конституционных норм в законодательстве и являющейся апелляционным судом высшей инстанции. Члены Высокого суда (в составе главного судьи и шести судей) назначаются действующим правительством.
К прочим судам федеральной юрисдикции относятся Семейный суд Федеральный суд (разрешение широкого круга вопросов – таких, как банкротство и административные жалобы), Суд трудовых отношений. Кроме того, суды штатов наделены функциями правового надзора за федеральным законодательством.

На федеральном уровне судебная системы Папуа — Новой Гвинеи представлена Верховным судом, который носит характер заключительного апелляционного суда и решает вопросы, связанные с нарушением конституционных основ. Далее идет Национальный суд, в юрисдикцию которого входит рассмотрение дел и апелляций на решения нижестоящих судов на уровне провинций. Главный судья, который является председателем и Верховного суда и Национального, назначается главой государства, действующим в соответствии с рекомендацией Национального исполнительного совета. На основе этого можно сделать вывод о преобладании исполнительной власти.

Другие судьи Верховного и Национального судов назначаются Комиссией судебной и правовой служб. Контроль над соблюдением прав и свобод граждан осуществляет служба в составе Главного Омбудсмена и Комиссии Омбудсмена.

В судебной системе Папуа — Новой Гвинее действуют так называемые деревенские суды, рассматривающие малозначительные преступления в соответствии с обычным правом, в которые входят преимущественно представители племенной знати и лишь в незначительном числе — профессиональные юристы. Наличие таких судов объясняется, прежде всего, племенным составом данной страны и силой традиций.

Административно- территориальное деление Австралии носит федеративный характер и представлено 6 штатами, двумя материковыми территориями и другими более мелкими территориями. На региональном уровне каждый штат и материковая территория имеет свою конституцию и законодательный орган: однопалатный в Северной территории, Территории федеральной столицы и Квинсленде и двухпалатный в остальных штатах. Нижняя палата — Законодательная ассамблея (в Южной Австралии и Тасмании — Законодательное собрание), верхняя — Законодательный совет. Главами правительств штатов являются премьеры, а территорий — главные министры. Кроме того, в каждом штате действует представитель генерал-губернатора, которые выполняют аналогичные функции.

Штаты обладают значительными властными полномочиями: федеральный парламент может отменить любое решение парламента штата, но федеральное законодательство имеет верховенство над законодательством штатов только в тех случаях, которые предусмотрены в параграфе 51 Конституции.

Что касается органов местного управления, то они представлены в округах выборными советами (законодательные органы), члены которых избирают из своего состава мэра. Местные органы власти Австралии являются менее полномочными, чем в других западных демократиях: их компетенция распространяется как правило лишь на сферу социальных услуг и управления государственной недвижимостью.

Исходя из характеристики положения регионов и центра, можно сделать вывод о том, что Австралия является децентрализованным государством с большими полномочиями региональной власти.

Территория Папуа — Новой Гвинеи делится на 19 провинций и 1 автономный район. Полномочия власти провинций определена Органическим законом 1980 г. Каждая провинция имеет свою хартию, которая предоставляется по решению парламента от имени главы государства, которой формально является британская королева. Местная власть представлена провинциальным собранием и правительством во главе с премьер- министром провинции, создание и полномочия которых предусматривается провинциальной конституцией.
В 1995 г. Национальный парламент принял закон, по которому премьеры провинций должны избираться из числа депутатов Национального парламента от этих провинций. В случае неудовлетворительного управления центральное правительство может сместить правительство провинции, но для этого требуется утверждение парламента.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в Папуа-Новой Гвинеи и Австралии преобладает исполнительная ветвь власти, что характерно для бывших колоний, но, несмотря на превалирование одной из властей, в обеих странах наблюдается высокой развитие демократических политических институтов (разделение властей, деятельность Комиссии Омбудсмена в Папуа-Новой Гвинеи и пр.).

Кроме того, для этих стран характерно назначение на должность Верховного судьи представителем исполнительной власти (главой государства и правительством соответственно), что также указывает на доминирование исполнительной власти.

Оба государства являются децентрализованными, предоставляя широкие полномочия регионам и провинциям, что определяет демократический характер взаимодействия верховной и местной властей.

Будущим исследователям данного вопроса следует обратить внимание на: историческое развитие бывших колониальных государств, каким образом колониальное прошлое влияет на эволюцию системы государственной власти.


Первые сведения об Австралии, весьма неопределенные, дошли до Европы в XVI веке через португальских мореплавателей. Как установили историки, вследствие изолированности Австралии от остального мира, в течение продолжительного периода времени на Австралийский континент мигрировали предки австралийских аборигенов примерно 35–40 тыс. лет назад. Оторванность Австралии и ее коренных жителей способствовала тому, что в этом регионе сложились особые культурные и религиозные традиции.

После того, как на северное побережье континента, в заливе Карпентария в 1606 году высадился голландский мореплаватель Билль Янсзон, а через год испанец Л. Торрес прошел через пролив между Австралией и Новой Гвинеей, который ныне носит его имя, сведения об Австралии значительно расширились. Голландские исследователи впервые нанесли очертания этого континента на географические карты. Все прочие крупные открытия берегов Австралии в XVIII в. совершены были голландскими моряками и поэтому ее назвали Новая Голландия. В 1611 году голландец Х. Браувер установил, что наиболее благоприятный путь от мыса Доброй Надежды к острову Ява проходит между 20–30° южной широты.

Следуя маршруту Браувера голландские мореплаватели постепенно открыли большую часть западного побережья Австралии. В 1642–43 гг. голландец А. Тасман открывает расположенный к югу от Австралии остров, который получит название Тасмания. Однако, в связи с удаленностью Австралийского континента от Европы, европейская колонизация Австралии началась только в 1770 году, когда Джеймс Кук от имени английского короля взял в свое владение бухту, недалеко от места, где впоследствии был основан город Сидней, назвав эти земли Южным Уэльсом. Долгие годы (с 1788 г. по 1840 г.) Австралия служила местом ссылки осужденных на каторгу.

В начале XIX века европейские поселенцы начали продвигаться вглубь материка и разводить здесь овец, привезенных из Южной Америки. В 1851 году в Австралии были открыты месторождения золота, и тысячи новых переселенцев, жаждущих обогащения, хлынули в страну. К 1830 году английская монархия подчинила себе весь континент. Новые австралийские колонии в 1850 году получили относительную автономию от английской короны, а в 1901 году Австралийские штаты получили право самоуправления, объединившись в независимое Содружество Австралия,[13] признанное британским парламентом, но по-прежнему оставались под властью британского монарха. Не просто проходил процесс становления политической системы в Австралии. Само создание доминиона Австралийский Союз было результатом длительной борьбы и согласования интересов элит британских колоний на материке, а также, правительства Великобритании. В 1899 году проект федеральной конституции был одобрен на референдуме пяти колоний и в июне 1900 года утвержден королевским указом. Конституция Австралии вступила в силу с 1 января 1901 года, она во многом заимствована из конституционной практики США и Великобритании.

Верховная власть формально принадлежала генерал-губернатору, назначаемому британским монархом на пять лет; реальная исполнительная власть – Исполнительному совету (правительству) в составе генерал-губернатора, премьер-министра и семи министров. Позднее число последних увеличивалось. Первое единое австралийское правительство во главе с Э. Бартоном было создано в сентябре 1900 года. Оно было ответственно перед нижней палатой парламента (палата представителей), которая избиралась по мажоритарной системе на три года. Верхняя палата (сенат) состояла из представителей штатов, избираемых на шесть лет, и имела право выдвижения и отклонения законопроектов. После прохождения сената законопроект утверждался губернатором и мог быть им отменен в течение года. В случае конфликта между палатами назначались новые выборы.

Провинции преобразовывались в штаты (Виктория, Новый Южный Уэльс, Южная Австралия, Западная Австралия, Тасмания, Квинсленд), пользовавшиеся широкой самостоятельностью в вопросах, которые конституцией не были отнесены к компетенции Союза. Во главе штатов стояли губернаторы и местные парламенты, высшая судебная власть в Союзе принадлежала Верховному суду.

В настоящее время Австралия является также членом региональных экономических организаций: азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества, Совета по тихоокеанскому сотрудничеству и др. В 1975 году была предоставлена независимость Новой Гвинее.

После прихода к власти лейбористов в 1983 году, Австралия является инициатором создания безъядерной зоны в южной части Тихого океана (в частности, заключения договора Роротонга 1985 г. об ограничении размещения атомного оружия).

Сегодня полное наименование государства – Содружество Австралия. Форма государственной власти – конституционная монархия с федеративным государственным устройством. В состав федерации входят 6 штатов: Новый Южный Уэльс, Южная Австралия, Западная Австралия, Квинсленд, Тасмания, Виктория, а также 2 территории: Территория федеральной столицы Австралии и Северная Территория. Кроме этого, Содружеству принадлежат острова Ашмор и Картье, остров Рождества, Кокосовые (Килинг) острова, Коралловые морские острова, острова Херд и Мак-Дональд, остров Норфолк. Столица государства – г. Канберра.

Австралия не имеет сухопутных границ. Юго-западные берега Австралии омываются водами Индийского океана, на востоке – Тихого. Тиморское, Арафурское и Коралловое моря омывают своими водами север Австралии. Население составляет 18,5 млн. человек. В основном страна заселена европейцами (среди них большинство англичане и ирландцы – 95 %), азиаты составляют 4 %, аборигены – 1 %. Официальный язык английский, употребляются также местные диалекты аборигенов. Приверженцы англиканской церкви составляют 26 %, римско-католической – 26 %, к другим христианским верованиям относится 24 % населения.

В Австралии существует всеобщее избирательное право для всех граждан, достигших 18 лет.

В политической системе Австралии существует устойчивая многопартийная система. Наиболее значительные политические партии Австралии:

Австралийская лейбористская партия – АЛП (Australian Labour Party – ALP). Основана в 1891 году. Лидер – Саймон КРИН (Simon Crean). Заместитель лидера – Дженни МАКЛИН (Jenny Macklin, жен.). Национальный председатель – Грег СОРД (Greg Sword). Национальный секретарь – Джефф УОЛШ (Geoff Walsh).

Партия австралийских демократов – ПАД (Australian Democrats Party). Основана в 1977 году. Лидер – Брайан ГРЕЙГ (Brian Grcig). Партия за ядерное разоружение – ПЯР (Nuclear Disarmament Party – NDP). Создана в июне 1984 года. Председатель – Майкл ДЕНБОРО (Michael Denboro).

Профсоюзным объединением является:

Современная Австралия по форме государственного устройства – конституционная монархия с демократическим политическим режимом. Государственное устройство отражено в конституции 1901 года.

Формально главой государства является королева Великобритании, с 1952 года – королева Елизавета II, представленная в стране генерал-губернатором, назначаемым по рекомендации австралийского правительства. В сферу его полномочий входят созыв, продление сроков полномочий и роспуск федерального парламента, назначение премьер-министра и членов правительства, утверждение принятых федеральным парламентом законов, назначение судей высших судебных инстанций, руководство вооруженными силами. Каждый из шести австралийских штатов имеет своего губернатора, которому принадлежат аналогичные полномочия в пределах данного штага.

Деятельность федерального парламента Австралии во многом определяется работой парламентских комитетов – органов, задача которых состоит в детальном изучении тех или иных вопросов и выработке по ним соответствующих предложений и решений. Одни из комитетов являются постоянными, другие создаются на срок рассмотрения конкретных проблем. В федеральном парламенте функционируют комитеты Палаты представителей и Сената, а также объединенные комитеты, состоящие из представителей обеих палат. Обычно один депутат входит одновременно в состав нескольких комитетов. Наиболее важными считаются объединенные комитеты – по внешней политике, обороне и торговле, безопасности и разведке, парламентской процедуре, борьбе с организованной преступностью, по госрасходам, а также сенатские комитеты: по общественным работам; делам социальных служб; по проблемам занятости, образования и подготовки кадров; окружающей среде; проблемам аборигенов. В законодательном процессе обе палаты равноправны за одним исключением: законопроекты финансового характера могут быть внесены только в Палату представителей, а Сенат лишен права вносить поправки в эти законопроекты. Принятые обеими палатами законопроекты вступают в силу лишь после их подписания генерал-губернатором.

Исполнительная власть осуществляется федеральным правительством, формируемым из представителей партии парламентского большинства или коалиции. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом (и через него перед электоратом) за свою деятельность.

Создаваемый в рамках федерального правительства кабинет министров является основным органом правительства, формирующим его политику. Кабинет министров возглавляет премьер-министр и состоит примерно из половины членов правительства.

В Австралии соблюдается незыблемость федеральной конституции. Из 46 референдумов, проведенных с целью внесения в нее тех или иных изменений, лишь в шести случаях избиратели дали согласие на это. Причем за изменение конституции должно проголосовать подавляющее большинство избирателей в четырех из шести австралийских штатов. До вынесения вопроса об изменениях в конституцию страны на общенациональный референдум, решение об этом должно быть принято подавляющим большинством членов Палаты представителей и Сената федерального парламента.

Все австралийские штаты и территории имеют свои собственные конституции, внесение в них тех или иных изменений является прерогативой парламентов штатов и территорий. Парламенты штатов Новый Южный Уэльс, Виктория, Западная Австралия, Южная Австралия и Тасмания состоят из двух палат. Нижняя палата называется Законодательной Ассамблеей (в штатах Южная Австралия и Тасмания – просто Ассамблеей), верхняя палата парламентов упомянутых штатов называется Законодательным советом. В штате Квинсленд, Северной территории и в Австралийской столичной территории действует однопалатный парламент, который называется Законодательной Ассамблеей. Система органов управления штатов, порядок их формирования и компетенция определяются конституциями штатов. Глава штата – губернатор, назначаемый английским министром иностранных дел по представлению правительства штата. Фактически управление штатом осуществляет его правительство во главе с премьером.

В соответствии с конституцией все три уровня власти обладают широкой автономией и полномочиями, однако действуют в тесной взаимосвязи, что практически исключает возникновение каких-либо серьезных разногласий или конфликтных ситуаций. Существует практика ежегодных встреч премьер-министра с премьерами штатов и главными министрами территорий, текущие вопросы решаются членами Сената федерального парламента, представляющими в нем соответствующие австралийские штаты и территории. Законы, принимаемые федеральным парламентом, обязательны к исполнению на всей территории страны и имеют доминирующую силу над законодательствами штатов и территорий. В силу предоставления федеральным правительством широкой финансовой помощи штатам и территориям, в первую очередь, в виде отчислений от сбора налогов, оно имеет возможность достаточно широко участвовать в экономической и других областях развития штатов и территорий. Все спорные вопросы между федеральной властью и властями штатов и территорий, а также администрацией на местах решаются в Федеральном суде (в основном это касается находящихся на рассмотрении федерального парламента законопроектов) и Верховном суде Австралии – высшей судебной инстанции страны.

С начала 90-х гг. в Австралии развернулось движение по изменению государственного устройства и введению в стране республиканской формы правления. В феврале 1998 года в г. Канберре прошел Конституционный конвент, большинство делегатов которого проголосовало за преобразование Австралии в республику.

Следует отметить, что вопрос о конституционной реформе и переходе Австралии к республиканской форме правления, когда во главе государства будет стоять гражданин Австралии, в течение последних пяти лет не сходил с повестки дня политических дискуссий в австралийском обществе. Многие австралийские политологи сходились на том, что, если страна станет республикой, то, скорее всего, парламентской, а не президентской. На президента республики Австралии будут возложены те же функции, которые выполняет в настоящее время генерал-губернатор. За австралийскими штатами и территориями закреплялось бы право самостоятельного определения своего статуса в новом государственном образовании. В ноябре 1999 года в Австралии состоялся референдум по введению республиканской формы правления. В результате 55 % австралийцев поддержали монархию. Австралийский федерализм выражается в том, что каждый из шести австралийских штатов представляет собой самостоятельную административно-территориальную единицу с собственными органами законодательной, исполнительной и судебной власти. В парламенте штата большинство – представители правящей коалиции во главе с премьером, а также депутаты от оппозиции, что во многом повторяет парламентские традиции Великобритании.

В каждом австралийском штате также функционируют самостоятельные органы исполнительной власти – правительства штатов. Председатель правительства штата (премьер) избирается всеобщим голосованием сроком на три года, а в Западной Австралии – на четыре года. Премьер – лидер правящей партии в данном штате – является членом парламента штата, как правило, его нижней палаты. В компетенцию правительств австралийских штатов входят следующие вопросы: установление ставок налогообложения; разработка и представление на рассмотрение парламента бюджета штата; создание и совершенствование транспортной и дорожной инфраструктуры; земельные вопросы и вопросы инвестиционной политики; охрана окружающей среды и вопросы экологической политики; обеспечение правопорядка; вопросы государственного образования, здравоохранения, науки и культуры; рекомендации о предоставлении австралийского гражданства и иммиграции. Помимо премьера штата, существует должность губернатора штата – представителя королевы Великобритании, которая формально является главой Австралийского государства. Губернатор утверждает принимаемые парламентом штата законы и постановления правительства штата. В каждом штате существует отдельная система судов, и конституция Австралии признает как судебную власть штата, так и федеральную судебную власть. Верховный суд Австралии является последней инстанцией для апелляций по всем делам. Суды штатов наделены полномочиями принимать к рассмотрению дела, подпадающие и под федеральное законодательство. Назначение на судейские посты федерального уровня производится генерал-губернатором Австралии по рекомендации федерального правительства. Отстранение от должности судей федерального уровня на основании недостойного поведения или профессиональной непригодности производится лишь при обращении обеих палат парламента.

Согласно законодательству большинства штатов, судьи Верховного суда штата могут сниматься с поста губернатором штата при обращении парламента штата, даже без указания причин. Судьи более низкого уровня назначаются губернатором штата после длительных консультаций Генерального прокурора штата с соответствующим Верховным судьей. В соответствии с действующей конституцией и нормативными актами штатов и территорий Австралии их судебная власть является трехступенчатой.

Высшей судебной инстанцией австралийского штата выступает Верховный суд штата (территории). Через него проходят наиболее серьезные гражданские и уголовные дела. Второй ступенью являются окружные суды присяжных штатов и территорий. Эти суды рассматривают уголовные дела, а также ряд гражданских дел с суммой иска выше определенного предела. Суды штатов и территорий общего судопроизводства (магистраты) являются третьей ступенью в судебной иерархии. Они представлены мировыми судьями и рассматривают дела, связанные с мелкими правонарушениями, например, с хулиганством и нарушениями правил дорожного движения. Присяжные заседатели не принимают участия в работе этих судов.

Таким образом, современная Австралия представляет собой правовое конституционное государство с демократическим политическим режимом, при котором провозглашены и реализуются основные права человека и гражданина. Традиционно устойчивость политической системы Австралии придает ее монархическая форма правления, формально главой государства является королева Великобритании Елизавета II.

– конституционная монархия с парламентской формой правления с федеративным государственным устройством (6 штатов), с демократическим политическим режимом.


Три уровня власти: 1) федеральная; 2) администрация штатов и территорий; 3) местная власть

Читайте также: