Чему верить госуслугам или сайту фссп

Обновлено: 01.06.2024

Граждане России могут подать обращение в ФССП через Госуслуги или на официальном сайте Федеральной службы приставов. Установленные сроки рассмотрения заявлений при этом не изменяются. Кроме онлайн-обращений, у физлиц есть право посетить отдел ФССП для личной встречи с приставом, назначенным по делу.

Популярные поводы для обращения к судебным приставам через Госуслуги

Граждане чаще всего просят помощи у службы судебных исполнителей из-за взыскания долгов по алиментам. Ответчики в 90 % случаев обращаются в ФССП из-за взыскания задолженностей по налогам. Долги перед ФСН занимают первое место среди всех исполнительных производств. На втором месте — задолженности по коммунальным платежам. Взыскатели могут связаться с судебным приставом, чтобы:

  • объявить должника в розыск;
  • попросить наложить арест на имущество ответчика;
  • запросить дополнительную информацию по исполнительному производству;
  • узнать, почему было приостановлено исполнительное производство;
  • закрыть исполнительное производство благодаря перемирию сторон.

Должники также могут напрямую судебному приставу передать документы о полном погашении долга.

Способы подать обращения в ФССП

Способы подать обращения в ФССП

Связаться со службой судебных приставов можно через портал Госуслуг, по телефону или при помощи официального сайта ФССП. Независимо от выбранного способа, сроки рассмотрения заявлений не изменяются. Физические лица также могут лично обратиться к назначенному по делу приставу.

Через портал Госуслуг

Обратиться к судебным приставам через Госуслуги может любой гражданин России с подтвержденной учетной записью ЕПГУ. Для ее получения физлицу нужно пройти очную идентификацию в обслуживающем центре или воспользоваться банковским приложением. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут оформить подтвержденную учетную запись при помощи КЭП.

Лично

Для поиска информации укажите фамилию, имя, отчество, дату рождения ответчика. На сайте отобразится информация о должнике, взыскателе и судебном приставе. Рядом с данными исполнителя часто указан контактный номер телефона. По нему можно позвонить, чтобы узнать, когда пристав работает, и когда можно прийти для обсуждения дела.

По телефону, факсу и почте

Через интернет-приемную ФССП

Сроки ответа на обращения граждан

Письменные обращения в ФССП рассматриваются в течение 30 дней с момента их регистрации в базе данных. В особых случаях срок ответа на заявление может быть увеличен еще на 30 суток главным судебным приставом или его заместителем. Если заявление относится к ходатайству, то срок рассмотрения сокращается до 10 дней.

Сроки рассмотрения самых распространенных типов обращений:

Основание для обращенияПредельный срок для рассмотрения
Возбуждение исполнительного производства1 день — при наличии приказа о немедленном рассмотрении, 6 дней — для остальных категорий дел.
Арест имущества (движимого и недвижимого, включая финансовые счета, акции, облигации)1 день
Ограничение на выезд из РФ10 дней+3 дня на передачу заявки
Запрет на управление ТС
Взыскание задолженности по алиментам
Ответ на вопросы по текущему исполнительному производству
Объявление ответчика в розыск3 дня
Запрос на поиск имущества должника
Жалоба на действия или бездействие судебного исполнителя10 дней
Отвод пристава3 дня
Приостановление или прекращение исполнительного производства3 дня+1 день на передачу заявки
Отложение исполнительных действий1 день+1 день на передачу заявки

Если судебный пристав не выполняет свои обязанности, на него можно пожаловаться. Жалоба оформляется на имя руководства или в прокуратуру. При выявлении нарушения сроков рассмотрения заявления приставу вынесут выговор и заставят ответить на запрос гражданина.

Еще в 2019 году – 11 июля – президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию одобрил концепцию суперсервиса "Цифровое исполнительное производство", разработанного ФССП России совместно с Минцифры России в рамках реализации федерального проекта "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика". Согласно концепции реализованный на портале госуслуг суперсервис должен позволять гражданам и организациям, которые являются сторонами исполнительного производства и, соответственно, пользователями портала, получать сведения о ходе исполнительного производства в электронном виде: в автоматическом режиме – в течение 30 секунд с момента запроса, взаимодействовать с приставами: подавать заявления, ходатайства, получать уведомления, погашать задолженность до возбуждения исполнительного производства, а также отслеживать стадии процесса снятия ограничения на выезд из России.

Запланированная цифровая трансформация исполнительного производства обусловлена не только закреплением ее в программных документах в качестве одной из составляющих процесса перехода к цифровому государственному управлению, но и объективной необходимостью – количество поступающих в ФССП России документов ежегодно растет: в 2020 году, по данным ведомства, на принудительном исполнении находилось более 110 млн документов (на 8 млн больше, чем в 2019 году). Таким образом, применение цифровых технологий и автоматизация процессов, связанных с исполнительным производством, позволит решить две задачи: сделать эти процессы более удобными для сторон производства и оптимизировать деятельность судебных приставов. Текущее состояние цифровой трансформации данной сферы стало предметом обсуждения на одной из тематических сессий Петербургского международного юридического форума 9 3/4 , информационным партнером которого является компания "Гарант". Опираясь на обнародованные представителями органов, ведущих эту работу, сведения, попробуем оценить, как скоро исполнительное производство перейдет на новый уровень эффективности.

Что уже сделано?

Позиции высших судов по вопросам, касающимся реализации прав взыскателя и должника в исполнительном производстве, – в Энциклопедии судебной практики системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

В 2020 году была реализована задача по интеграции информационных систем ФССП России – напомним, на сайте ведомства функционирует сервис "Банк данных исполнительных производств" – и портала госуслуг, что позволило реализовать на портале несколько цифровых сервисов. Во-первых, начиная с октября прошлого года должники и взыскатели могут получать через портал подробную информацию по исполнительным производствам – в ответе на соответствующий запрос содержатся данные об основании возбуждения производства, размере задолженности на данный момент, всех действиях судебного пристава, наложенных ограничениях (при наличии), а также указание на то, какие действия необходимо предпринять, и контактные данные судебного пристава. Если запрос направляется непосредственно должником или взыскателем, в нем нужно указать только номер исполнительного производства, если представителем стороны – законным или по доверенности, – то еще информацию о данном лице и документах, подтверждающих его полномочия. Ответ на запрос формируется автоматически – в течение примерно 30 секунд с момента отправки заявления. По данным Минцифры России, сейчас сервис обрабатывает более 30 тыс. запросов о получении информации об исполнительном производстве в сутки.

Второй сервис, реализованный на портале госуслуг ФССП России совместно с Минцифры России в ноябре прошлого года, – подача заявлений, ходатайств, объяснений, отводов, жалоб по исполнительному производству. Для удобства возможные обращения сгруппированы по конкретным жизненным ситуациям – с указанием вида заявления, условий, при которых оно может быть подано, и срока рассмотрения.

Взыскателями через портал госуслуг могут направляться следующие обращения.

Должники через портал госуслуг могут направлять следующие обращения.

На данный момент, по сведениям ФССП России, сервисом подачи заявлений, ходатайств, объяснений, отводов, жалоб по исполнительному производству на портале госуслуг воспользовались более 1 млн человек.

Кроме того, в прошлом году была реализована возможность уведомления сторон через личные кабинеты на портале госуслуг о юридически значимых действиях судебных приставов. "На сегодня сервис реализован во всех субъектах РФ. Количество пользователей портала госуслуг, которые подписались на получение юридически значимых уведомлений или извещений, составляет порядка 80 млн, большая часть из них – физические лица. Посредством этого сервиса направлено уже более 13 млн извещений", – рассказала первый заместитель директора ФССП России Ольга Помигалова.

Помимо этого, в настоящее время ведется работа по обеспечению максимально удобной навигации по электронным госуслугам: разработан и уже тестируется на бета-версии портала госуслуг (gosuslugi.ru/new) цифровой ассистент, выдающий ссылку на конкретный раздел портала после ввода названия услуги или жизненной ситуации в поисковой строке. А по некоторым жизненным ситуациям, например по алиментным отношениям, робот предлагает не только ссылки на нужные услуги, но и своего рода мини-консультации с описанием условий и порядка получения услуги. "ФССП России стала первым ведомством, которое интегрируется с данным цифровым ассистентом. В будущем его развитие приведет к тому, что люди смогут обращаться на портале госуслуг напрямую к этому роботу, который в режиме, близком к человеческому общению, сможет консультировать их по разным жизненным ситуациям. Это будет прорыв в деле цифровизации нашей страны. Надеемся, что в этом году этот прецедент будет создан на больших числах, на больших объемах данных, и в следующем году мы будем тиражировать эту практику на другие ведомства", – отметил заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Дмитрий Огуряев.

Что будет дальше?

Нет никаких сомнений в том, что востребованность обозначенных цифровых сервисов будет расти – они удобны для сторон исполнительного производства, так как упрощают процесс подачи обращений в ФССП России (не нужно отправлять или подавать лично письменные заявления) и позволяют оперативно отслеживать все действия по конкретному исполнительному производству, – поэтому их функционал планируется расширять. Так, в качестве задач на ближайшую перспективу ФССП России определено обеспечение возможности отслеживания на портале госуслуг стадий снятия ограничения права выезда должника из России и внедрение механизма идентификации представителей сторон исполнительного производства при подаче ходатайств и обращений (очевидно, это избавит их от необходимости каждый раз указывать сведения, подтверждающие их полномочия).

Следующий этап цифровой трансформации сферы исполнительного производства – автоматизация деловых процессов непосредственно ФССП России. "Это позволит нам принимать некоторые решения приставов в автоматическом режиме. Например, при вынесении постановления о возбуждении исполнительного производства, когда документ, поступивший к нам на исполнение, соответствует всем требованиям, которые предъявляются к исполнительному листу с точки зрения закона, и в нем будут указаны данные, позволяющие нам однозначно идентифицировать лицо как должника, чтобы мы могли в отношении него принимать меры принудительного исполнения. Следующее действие, которое может выполняться в автоматическом режиме, – вынесение решения о прекращении исполнительного производства в случае, если должник в полном объеме погасил имеющуюся задолженность, и эта информация была направлена нам через государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Таким же образом может быть реализовано автоматическое снятие наложенных ограничений в случае, если должник в полном объеме погасил имеющуюся задолженность или исполнил иное судебное решение неимущественного характера", – пояснила Ольга Помигалова.

Для запуска такого механизма автоматического принятия ряда решений необходимо обеспечить 100%-ную идентификацию сторон исполнительного производства. На решение этой задачи – путем введения требования об указании в исполнительных документах определенного перечня идентификаторов должника и взыскателя, и на законодательное закрепление возможности принятия решений по ряду вопросов исполнительного производства в автоматическом режиме направлен разработанный Минюстом России законопроект № 1144920-7, принятый Госдумой в первом чтении 12 мая.

Также министерство, по словам заместителя Министра юстиции РФ Евгения Забарчука, совместно с заинтересованными органами власти готовит законопроект, предполагающий отказ от электронного документооборота исполнительных документов и переход к так называемой реестровой модели на базе ГИС ГМП. "Создание такого реестра исполнительных документов, содержащего информацию об исполнительных документах и ходе их исполнения, позволит решить ряд существенных проблем в сфере принудительного исполнения, связанных с подделкой исполнительных документов, их реквизитов, отметки об остатке задолженности и ряда других", – подчеркнул замминистра.

Соответствующий реестр должен стать источником достоверных и актуальных сведений об исполнительных документах – тех, которые содержат денежные требования: взыскатели, должники, банки, работодатели смогут в любой момент времени проверить действительность исполнительного документа и актуальный размер остатка задолженности, что исключит неправомерное списание денег с должников, добавил в свою очередь руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин (казначейство, напомним, является оператором ГИС ГМП).

Еще одно крайне важное направление цифровизации – электронное взаимодействие ФССП России с государственными и иными органами, кредитными организациями, от которых ведомство получает информацию об имущественном положении должников, и, конечно, судами – более 50% исполнительных документов поступает к приставам именно из судов. В настоящее время, по словам Ольги Помигаловой, с 63 субъектами РФ заключены двусторонние соглашения об электронном взаимодействии с мировыми судьями, судебные участки которых расположены на территории данных регионов. При участии Судебного департамента при Верховном Суде РФ ведется работа по организации электронного взаимодействия с федеральными судами общей юрисдикции: пока документы в электронном виде поступают в ФССП России от 12 СОЮ. "Надеюсь, совместными усилиями службы, Минюста России, Минцифры России, ВС РФ и Судебного департамента удастся до конца 2021 года наладить электронное взаимодействие с максимально возможным количеством судов, чтобы мы могли у себя всю свою внутреннюю работу, все свои деловые процессы перевести на рельсы цифровизации", – заключила первый заместитель директора ФССП России.

Есть основания полагать, что запущенный процесс цифровизации в конечном итоге приведет к повышению эффективности исполнительного производства и, соответственно, качества исполнения судебных решений. "Вопросы эффективности исполнительного производства всегда подвергались жесткой критике со стороны бизнес-сообщества. Все отмечали, что взаимодействие с судебными приставами практически невозможно: дозвониться нереально, получить информацию о движении дела очень сложно. Мы понимали, что в этой сфере нужны системные изменения. Работа, которая начата, вселяет в нас оптимизм. Надеемся, что через год-два оценки бизнеса по качеству исполнения судебных решений кардинально поменяются", – отметил вице-президент по правовому регулированию и правоприменению РСПП Александр Варварин.

При этом у профессионального сообщества есть свои предложения по ключевым моментам, которые обязательно нужно учесть при формировании системы цифрового исполнительного производства. В частности, о четкой регламентации сроков размещения исполнительных документов в информационных системах (чтобы исключить задержки) и стимулировании должников – организаций к добровольному исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах. Реализованная сейчас возможность уведомления должников через портал госуслуг затрагивает в первую очередь граждан – многие организации не имеют аккаунтов на портале. Направление уведомлений по электронной почте тоже не всегда возможно, так как в ЕГРЮЛ содержатся электронные адреса не всех организаций. В связи с этим РСПП предлагает подумать, например, о том, чтобы сделать указание электронного адреса в направляемых для регистрации юридического лица документах обязательным требованием.

Федеральная служба судебных приставов является органом исполнительной власти нашей страны, входящим в систему министерства юстиции. ФССП обеспечивает порядок в судах, исполняет судебные акты, ведет реестр коллекторских компаний и следит за их деятельностью.

Государственный служащий, который принудительно заставляет исполнять судебные решения и постановления называется судебным приставом. Он вправе арестовывать счета, накладывать ограничения на выезд из страны, списывать деньги с карты для погашения штрафов ГИБДД, изымать автомобили и недвижимость.

Подать жалобу в ФССП

Как подать жалобу в ФССП на пристава-исполнителя

В рамках закона существует несколько видов воздействия на приставов:

  • жалоба старшему судебному приставу;
  • в прокуратуру;
  • в суд.

Жалоба на пристава-исполнителя подается в письменной форме. Согласно законодательству, заявление следует подать в течение десяти дней с момента обнаружения нарушений.

Для начала, Вы можете подать заявление начальнику отдела. В вашем районе наверняка существует служба по взысканию долгов. Придите по месту жительства или в областной орган и напишете заявление на имя старшего судебного пристава и свои претензии. Документ должен быть рассмотрен в течение десяти дней, после чего, в письменном виде придет ответ.

Иногда, обращаясь в местные органы власти, заявитель не получает никакого результата. В этом случае есть смысл подать жалобу в прокуратуру. Из данной инстанции ответ придется ждать 30 дней. Но, зато, как показывает практика, высока вероятность удовлетворения письма.

Заявление в суд нужно писать с максимально точной формулировкой претензии. На рассмотрение положено 10 дней. Плюс в том, что прошение не облагается налогами.

Для достижения максимального результата подайте одно и то же заявление сразу в несколько инстанций. Это позволит лучше обратить внимание на проблему.

Начать заполнение формы обращения

Условия соглашения

Далее заполните форму обращения.

Указать от кого обращение

Удобно, что к онлайн заявлению можно прикрепить файлы размером до 5 Мб. Если они весят больше, обращение лучше подать лично в ФСПП.

Подать жалобу через Госуслуги

Кнопка подачи жалобы

Заполните предложенную форму и отправьте ее. Заявка будет рассмотрена в течение 15 дней с момента еще регистрации.

Жалоба на судебного пристава — в каких случаях писать заявление

Обычно, жалобы на приставов пишутся в следующих случаях:

  • медленное выполнение работы;
  • бездействие приставов;
  • нарушение сроков регистрации исполнительного документа;
  • необоснованный отказ в открытии исполнительного делопроизводства;
  • грубость, хамство со стороны судебного пристава;
  • начало процедуры взыскания по истечению его срока;
  • отказ от взыскания задолженности по алиментам;
  • некорректное проведение процесса принудительного исполнения;
  • непринятие действий по розыску должника;
  • неправомерное наложение ареста на имущество;
  • непринятие действий по наложению ареста на имущество.

Также, жалобу можно подавать при незаконном взыскании исполнительского сбора, вымогании денег, превышении служебных полномочий.

Жалобы старшему судебному приставу

Жалоба на неправомерные действия сотрудника ФССП сначала подается старшему судебному приставу, являющемуся начальником ОСП данного района. Основания для подачи — те же, что были описаны выше.

Если же старший судебный пристав не решил проблему, далее жалоба направляется главному судебному приставу города, области.

Какие постановления ФССП и кто может оспорить их

Постановления должностного лица ФССП могут быть оспорены в арбитражном суде как взыскателем и должником, так и другими гражданами, которые считают, что их коснулись неправомерные действия, нарушены их права и интересы.

Заявление об оспаривании постановления направляется по следующим причинам:

  • исполнения исполнительного документа, который был выдан судом;
  • исполнения требований, перечисленных в исполнительном листе;
  • исполнения постановления судебного пристава-исполнителя.

Заявление на оспаривание постановления рассматриваете в течение десяти дней.

Образец заявления судебным приставам

В жалобе должны быть указаны следующие данные:

  • ФИО и должность судебного пристава, на которого пишется заявление;
  • ФИО и должность гражданина, который направляет жалобу, его место жительства;
  • основания, по которым подается заявление на судебного пристава;
  • требования человека, который подает жалобу.

Образец заявления судебным приставам представлен ниже.

Пример заявления

Также, этот образец и его электронную версию можно найти на официальном сайте судебных приставов. На главной странице портала нажмите значок меню.

Кнопка меню

Раздел обращений

Смотреть образцы документов

Система выдаст образец жалобы и ее электронные версии, доступные для скачивания и электронного заполнения.

Обычно документ составляется в двух экземплярах. Один предоставляется ФССП, второй с пометкой о получении остается у заявителя.

ФССП создало собственное приложение, в котором можно узнать о налоговых задолженностях, актуальную информацию о начисленных налогах, подать заявление, узнать статус поданной жалобы. Сервис также содержит полезные ссылки на законодательные акты, которые могут пригодиться гражданам.

Приложение ФССП на смартфон

Чтобы скачать приложение, перейдите в официальный онлайн-магазин Вашего телефона. Сервис доступен для Android, iOS.

Загрузить ФССП в Google play

Загрузить ФССП в App Store

Способы связи с ФССП

Федеральная служба судебных приставов создала сразу несколько способов связи с госорганом, чтобы граждане могли получить ответы на интересующие вопросы, связанные с деятельностью судов, судебных приставов, законодательством, судебной документацией.

Горячая линия судебных приставов

Телефон для фигурантов особо важных дел

Горячая линия для жалоб и предложений

Другие способы связи

Перейти в раздел обращений

Поступившие заявки рассматриваются в обязательном порядке. Заявителю направляется ответ на его запрос по электронной почте или письменно на указанный гражданином адрес.

Такое большое количество телефонов горячей линии создано для снижения количества обращений, корректного их распределения, предоставления максимальному количеству граждан интересующей информации.

Все перечисленные телефонные номера Вы можете также найти в нижней части главной страницы сайта.

Контактная информация

Адреса на карте

Переход в просмотр карты

Система выдаст карту, на которой Вы можете выбрать свой город и посмотреть адреса ФССП.

Карта адресов ФССП

Также, можно получить информацию в виде списка.

Отзывы о ФССП

Граждане имеют разную точку зрения по работе судебных приставов. Некоторые возмущены плохой работой сотрудников ФСПП, которые не могут решить проблему по взысканию алиментов и в течение долгого времени делают справки.

Нет результата работы

Кроме того, люди недовольны тем, что приставы не всегда берут трубки, долго поступают средства на счет и списывают больше, чем нужно.

Приставы не отвечают на звонки

Но, все же, некоторые сотрудники ФССП ответственно относятся к своей работе, помогая быстро и качественно урегулировать возникшие вопросы и проблемы.

Хорошие впечатления о работе пристава

Граждане благодарны, что есть внимательные и отзывчивые приставы, действительно выполняющие свою работу на совесть.

Вежливый исполнитель

Нередко граждане сталкиваются с бездействием или неправомерными действиями судебных приставов. Оставлять как есть данную ситуацию нельзя. Если отсутствует движение по исполнительному производству, Вы вправе подать жалобу. Важно знать способы воздействия на судебных приставов, уметь и не бояться добиваться своей правоты в спорных моментах с сотрудниками ФССП.

Читайте также: