От какого показателя зависит уровень правотворчества с учетом его правовой эффективности тест

Обновлено: 02.07.2024

Правотворчество как правовое и общественно-политическое явление можно рассматривать в нескольких значениях - как деятельность, как процесс, как правоотношение (система правоотношений), как источник права, как форма государственного управления, как форма реализации функции государства.

В широком смысле правотворчество представляет собой процесс формирования системы источников права. И судебная практика, в результате которой создается судебный прецедент, и санкционирование обычая, и процесс согласования воли сторон нормативного договора, и законотворческий процесс – все это суть правотворческая деятельность. Однако, чаще всего правотворчество сводят к деятельности по изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов. Именно в таком, узком, аспекте будет рассматриваться правотворчество в настоящей лекции.

Содержание правотворчества составляет процедура закрепления норм и принципов естественного права, социальных потребностей и интересов граждан в нормативный правовой акт.

Ведущее место среди источников современного права занимают нормативные правовые акты – акты компетентных органов и должностных лиц, содержащие юридические нормы. Они являются результатом правотворческой деятельности (правотворчества). Правотворчество составная часть более широкого процесса – правообразования. Правообразование – относительно длительный по времени процесс формирования и оформления юридической нормы.

На формирование права воздействует немало факторов.

Прежде всего, это естественная среда, в которой происходит существование человека. Географические аспекты, биологические и демографические факторы, в большей или меньшей степени вызывают необходимость в правовом регулировании тех или иных общественных отношений. Так, удовлетворение жизненных потребностей людей в значительной мере зависит от способов эксплуатации, добычи и освоения земельных, лесных, атмосферных, водных и морских богатств и ресурсов; человек пользуется наземными, воздушными, речными и морскими средствами связи; каналы связи не существуют вне атмосферы.

Социально-экономическая среда обусловливает необходимость закрепления в нормативных правовых актах сложившихся производственных отношений. В образовании российского права не последнюю роль сыграл именно этот фактор. Необходимость создания нового законодательства было обусловлено фактическим появлением частной собственности, рыночных отношений. А конкретными примерами могут служить отмена уголовной ответственности за спекуляцию и закрепление права частной собственности в Конституции России.

Политико-идеологическая среда ставит в зависимость от реального распределения политических сил в обществе законодательное закрепление соответствующих интересов и идей. Ни одно правовое решение не может быть принято вне связи с идеологической, моральной, психологической атмосферой общества, в отрыве от господствующего в нем мировоззрения, политической, правовой и нравственной культуры. Это способствует отражению в законодательстве системы ценностей, которыми руководствуется правотворческий орган.

Посредством рассмотренных факторов происходит закрепление естественных, социально-экономических и политико-идеологических основ общества в нормативных правовых актах. Именно этот процесс и есть правотворчество.

Правотворчество представляет собой деятельность активную, государственную по своему характеру. Она была, есть и всегда будет важнейшим средством управления обществом и непосредственно связана с типом государства, его формой, механизмом и функциями.

Правотворческая деятельность представляет собой определенную юридическую процедуру, т. е. урегулированная правом последовательность (процесс) совершения правотворческих действий, операций, направленных на определенный правотворческий результат. Правотворческая процедура имеет определѐнные формы. В России наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие, создание нормативного правового акта органами государства. В рамках этой правотворческой процедуры (правотворческого процесса) главной и составной ее частью (сердцевиной) является законодательная процедура.

Целями правотворческой деятельности являются: создание новых правовых норм (в т.ч. устранение пробелов в праве), конкретизация существующих правил поведения, дополнение правовых предписаний, отмена действующих правовых норм.

Уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных правовых актов – это показатель цивилизованности и демократизма общества. Посредством правотворчества нормы естественного права облекаются в форму нормативных правовых актов и становятся позитивным правом, т. е. правом, существующим в виде законодательства.

Таким образом, правотворчество (правотворческая деятельность) – это активная, упорядоченная деятельность компетентных субъектов по изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов.

Правотворчество далеко не однородно как с точки зрения субъектного состава, так и с позиции характера юридического основания участия в этом процессе.

С учетом субъектного состава органов можно выделить такие разновидности правотворческой деятельности: государственное правотворчество, санкционированное правотворчество, референдум.

Государственное правотворчество представляет собой деятельность органов государственной власти и управления, а также государственных должностных лиц в результате которой формируется система законодательства. Результат правотворчества государственных органов и государственных должностных лиц – законы или подзаконные нормативные правовые акты.

Негосударственное (санкционированное государством) правотворчество – это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений и т. д.) и различных организаций (профсоюзы, политические партии, общественные организации и т. д.), результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные правовые акты, носящие корпоративный, локальный характер.

Народное правотворчество (референдум) представляет собой волеизъявление граждан государства по поводу принятия нормативных правовых актов, затрагивающих наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни. С помощью референдума народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению, и вступаю в силу в день их опубликования. Нормативные акты, принятые путем референдума, обладают, как и законы, высшей юридической силой. Путем референдума, например, 12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации. Следует при этом отличать от референдума плебисцит (официальный опрос общественного мнения), который не порождает юридических последствий, а призван выявить лишь отношение электората к обсуждаемой проблеме.

В зависимости от основания правотворчества различаются легальное и делегированное правотворчество.

Легальное правотворчество имеет место в подавляющем большинстве случаев, когда право правотворческого органа на принятие нормативного правового акта содержится в правовых нормах, определяющих его компетенцию.

Делегированное правотворчество имеет место тогда, когда орган правотворчества уполномочивает другого субъекта на принятие нормативного правового акта, не входящего в компетенцию последнего. В свое время Совет Министров СССР мог передавать часть полномочий по принятию нормативных правовых актов какой-либо общественной организации (профсоюзам) или политической партии (КПСС). Конституции отдельных государств (Франции, Португалии) допускают даже делегирование правительству полномочий парламента по изданию законов.

Принципы правотворчества

Правотворческий процесс основывается на определенных принципах, к числу которых можно отнести следующие: демократизм; гласность; профессионализм; законность; научный характер; связь с практикой; своевременность.

  1. Демократизм правотворчества предполагает изучение и учет поступивших при обсуждении проекта замечаний и предложений, их анализ и использование в окончательной выработке текста проекта. Высшим проявлением демократизма правотворчества является референдум.
  2. Гласность правотворчества означает открытость, прозрачность правотворческого процесса, информирование граждан о намечаемых к разработке нормативных правовых актов, о ходе работы над проектами. Кроме того, гласность выражается в опубликовании принятых нормативных правовых актов, в том числе с помощью СМИ.
  3. Профессионализм правотворчества прямо связан с качеством правотворчества. К такого рода деятельности должны привлекаться компетентные специалисты, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в разработке законопроектов. Правосознания членов правотворческих органов, которые в большинстве своем юристами не являются, явно недостаточно для качественной подготовки законопроекта.
  4. Законность правотворчества предполагает проведение правотворческой деятельности только на основании закона. Правотворческий орган не имеет права выходить за рамки своей компетенции при принятии нормативных правовых актов.

Дополнительной гарантией законности правотворчества является государственная регистрация Министерством Юстиции РФ ведомственных нормативных правовых актов. Данная контрольная функция государства преследует цель обеспечить соблюдения режима законности в деятельности федеральных министерств и ведомств. В конечном счете, она направлена на обеспечение прав, свобод и законны интересов граждан и иных субъектов права.

  1. Своевременность правотворчества предполагает оперативное внесение органами правотворчества изменений и дополнений в действующие нормативные правовые акты и создание новых норм в соответствие с качественным изменением общественных отношений, требующих правового регулирования.
  2. Научный характер правотворчества означает, что при подготовке проекта нормативного акта необходимо определить объективную потребность в правового регулировании, выявить существующие социальные нормы, регулирующие данные общественные отношения, рассмотреть целесообразность подобного регламентирования и т.д. Научность правотворчества также предполагает строгое соблюдение правил юридической техники, выработанных юридической наукой.
  3. Связь с практикой необходима для изучения органом правотворчества вопросов эффективности принимаемых нормативных правовых актов. Исходя из этого, должна корректироваться работа правотворческих органов.

Все перечисленные принципы правотворчества в равной мере относятся ко всем правотворческим органам, участвующим в создании нормативного правового акта.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Нормы права, в отличие от норм морали:

1) регулируют общественные отношения 2) обеспечиваются силой общественного мнения

3) выражаются в официальной форме 4) опираются на авторитет

2. Нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовой прецедент относятся к

1) видам юридической ответственности 2) видам правоотношений

3) источникам права 4) принципам права

3. Первой формой выражения права был (-ла):

1) судебный прецедент 2) нормативно-правовой акт 3) правовой обычай 4) правовая доктрина

4. Кровная месть, распространенная у многих древних народов, является примером

1) судебного прецедента 2) родового обычая 3) религиозного догмата 4) нормативного акта

5. Право возникает одновременно с появлением

1) религиозных воззрений 2) человека современного типа

3) общественных институтов 4)государства

6.Укажите лишнее в перечне отраслей права:

1) конституционное право 2) уголовное право 3) гражданское право 4) парламентское право

7.Верны ли следующие суждения о нормативно-правовом акте?

А. Нормативно-правовой акт — это система общеобязательных формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер.

Б. Нормативно-правовой акт — это официальный документ компетентного правотворческого органа, который издан в особом порядке и содержит конкретные нормы права.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. Высшей юридической силой среди перечисленных нормативно-право­вых актов обладает:

1) указ Президента РФ 2) постановление Правительства РФ

3) приказ Министра обороны РФ 4) конституционный закон РФ

9. Конституция как Основной Закон государства характеризуется тем, что:

1) положения, включаемые в нее, не могут быть изменены 3) ей должны соответствовать все нормативные акты

2) они принимаются парламентом страны 4) она детально определяет нормы всех отраслей права

10. Принцип, обеспечивающий обязательность исполнения законов для всех, в том числе и для органов государственной власти

1) принцип сдержек и противовесов 2) принцип верховенства закона

3) принцип взаимной ответственности граждан и государства 4) принцип федерализма

11. Виновным деянием может (могут) считаться

1) мысли 2) чувства 3) бездействие 4) ничего из вышеперечисленного

12.Основанием для разграничения правонарушений на преступления и проступки является

1) определение закона 2) количество совершаемых правонарушений данного вида

3) судебное решение 4)общественный вред правонарушения

13. Что является примером правонарушения?

1) Невыполнение строительной фирмой условий договора о строитель­стве дома.

2) Отключение подачи воды из-за форсмажорных обстоятельств в от­дельные дома.

3) Выезд начинающего водителя на трассу в час пик.

4) Выступление работника на собрании коллектива с критикой адми­нистрации.

14. Правоспособность человека наступает:

1) в момент рождения 2) после наступления совершеннолетия

3) после вступления в брак 4) при получении образования

15. Верны ли следующие суждения о специфике правоотношений?

А. Правоотношения в сфере власти называются гражданскими.

Б. Правоотношения в сфере трудовой деятельности регулируются нормами административного права.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

16. Какое из перечисленных правонарушений относится только к уголов­ным, в отличие от административных проступков:

1) оскорбительное приставание к гражданам в транспорте 2) нецензурная брань в общественном месте

3) управление автомобилем в нетрезвом состоянии 4) неуставные отношения в армии

17. Верны ли следующие суждения о правонарушении?

А. Пропаганда в средствах массовой информации расистских и экстремистских взглядов и убеждений является правонарушением.

Б. Правонарушение может быть выражено как в действии, так и в бездействии.

1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба не верны

18. В приведенном перечне действий дисциплинарным проступком является

1) невыполнение правил, предусмотренных Уставом школы 3) распитие пива на детской площадке

2) отказ уступить место пожилому человеку в транспорте 4) кража кошелька у прохожего

19.Административное право – это отрасль права, которая

1) регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления

2) определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений

3) регулирует имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения

4) регулирует основы социально-экономического, политического и территориального устройства

20. Цель юридической ответственности состоит в том, чтобы

1) перевоспитать правонарушителя 3) предупредить совершение противоправных действий в будущем

2) наказать правонарушителя 4) все вышеперечисленное

21. Психическое отношение лица к своему противоправному деянию называется

1) целью 2) виной 3) проступком 4) мотивом

22. Нормы семейного права применяются в случае

1) жестокого обращения с ребенком 2) усыновления ребенка

3) получения наследства 4) злостного отказа от выплаты алиментов

23. За нарушение договорных обязательств имущественного характера наступает ответственность:

1) административная 2) уголовная 3) гражданско-правовая 4) дисциплинарная

24.В Конституции РФ закреплено положение о России как о правовом государстве. Это означает, что

1)государство обеспечивает гражданам достойный уровень жизни

2)в государстве реализуется принцип разделения и независимости властей

3)церковь отделена от государства и система образования – от церкви

4)в государстве гарантируется многообразие форм собственности

25. В российском уголовном законодательстве вина может выражаться в форме

Задания части В.

1. Запишите слово, пропущенное в таблице:

Основные функции права

состоит в упорядочивании поведения и деятельности людей и их организаций в различных сферах жизни путем предоставления субъективных прав и возложенных юридических обязанностей

состоит в том, что право нацелено на охрану прав и свобод граждан, защиту наиболее важных интересов общества и вытеснение вредных для человека и общества отношений посредством применения мер государственного принуждения.

состоит в том, что право, воздействуя на мысли и чувства людей, дает представление о должном и возможном поведении, формирует стимулы правомерного поведения.

Гражданские права, дееспособность, правоспособность, эмансипация, квалификация, гражданские обязанности, стратификация

3. Установите соответствие между конкретными ситуациями и типом правоотношений, который они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Гражданин Д. на принадлежащем ему джипе въехал на территорию зоны отдыха на берегу водохранилища

Менеджер фирмы вовремя не выехал из дома, попал в автомобильную пробку и опоздал на несколько часов на работу, сорвав переговоры

Супруги внесли в брачный контракт положение об имуществе, находящемся в совместной собственности.

Фирма в установленные договором сроки не смогла установить в школе пластиковые стеклопакеты.

4. Укажите в предлагаемом перечне особенности уголовного процесса в отношении несовершеннолетних.

несовершеннолетние в обязательном порядке должны быть освобождены под подписку о невыезде

время задержания по обвинению в преступлении не может превышать 48 часов

допрос несовершеннолетних нельзя проводить в присутствии их родителей

допрос потерпевшего до 14 лет производится с обязательным участием педагога

несовершеннолетних нельзя подвергать задержанию

допрос несовершеннолетнего нельзя проводить в ночное время

5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Право как социальный институт — это способ регулирования поведения людей, мера их свободы, находящая свое выражение в системе общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством, 2)Для стабильности общества представляется необходимым, чтобы люди уважительно относились к праву, понимали смысл и назначение правовых норм. 3) Как показывает практика, правонарушения часто совершаются людьми по незнанию. (4) Совершив тот или иной противоправный поступок, человек ссылается на то, что не знал о нарушении. (5) Очевидно, об­ще­ст­во не мо­жет дви­гать­ся впе­ред, ес­ли лю­ди не бу­дут до­ве­рять за­ко­нам, стре­мить­ся стро­ить по ним свою жизнь.

Определите, какие положения текста носят

характер оценочных суждений

В) теоретический характер

6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

«В гражданские __________________(1) могут вступать как отдельные граждане, так и коллективные образования, обладающие предусмотренными законом признаками: организации, именуемые ________________(2), а также особые субъекты гражданского права — государственные и муниципальные образования. Содержание __________________(3) граждан (физических лиц) законодатель определяет в ГК как совокупность прав и обязанностей, которыми может обладать гражданин в соответствии с гражданским __________________(4): иметь имущество на __________________(5); наследовать и завещать его; заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом; создавать юридические лица; совершать сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права автора.

Законодательство Б) правоотношения

Правоспособность Г) дееспособность

юридические лица Е) равенство сторон

правительство З) право собственности

Задания части В.

1.охранительная

2. квалификация, стратификация

Задания части С.

Правовой обычай

Обычай — эта самая древняя форма права. Она формировалась на протяжении многих веков, закреплялась государственной силой, которая придавала ей общеобязательный характер. Многие юристы объясняли обычай как неписаный источник права, который формировался только в древности и постепенно стал привычным в поведении людей. Это не совсем так.

Современные этнографы, историки доказали, что многие обычаи создаются и в настоящее время, довольно часто применяются в различных правовых ситуациях. Закон не может предусмотреть все нюансы человеческих взаимоотношений, которые выстраиваются в жизни. Практика намного богаче тех юридических правил, которые ее регулируют.

Да и нет смысла оформлять в нормативно-правовых актах все подробности поведения людей. Сложившиеся на протяжении длительного периода правила, которые очень успешно применяются субъектами права, способны оказать существенную помощь в регулировании даже самых нестандартных правоотношений.

В настоящее время в нашей стране появились различные обычаи, которые позволяют решать множество проблем при выстраивании взаимоотношений между участниками правовых отношений. В некоторых случаях закон просто отсылает к обычаям делового оборота. Деловой оборот в этом смысле рассматривается как сложившаяся система правил при передаче имущества, денег, информации, оказании услуг, принятых в бизнес-сообществе. Примером правового обычая является дипломатический этикет. Встреча высокопоставленных делегаций сопровождается особыми правилами церемониального характера.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С1. Какие толкования правового обычая предлагают юристы? Дайте ответ с опорой на текст. Укажите по тексту три признака правового обычая.

С2. Какие причины формирования правовых обычаев указывает автор? Приведите на основании текста две причины.

С3. Приведите три конкретных примера современных правовых обычаев с опорой на текст и знание курса.

С4. В тексте приводится точка зрения на нецелесообразность оформления всех подробностей поведения людей в нормативно-правовых актах. Выскажите свою оценку приведенной позиции. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Правотворчество" предназначена для учителей и учащихся 10 профильного /социально-гуманитарное направление/ класса (УМК Л.Н. Боголюбова). Является синтезом нескольких источников, что позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета "Право" раскрыть рассматриваемую тему. Отображает не только содержательную, научную, но эмоциональную стороны рассматриваемых вопросов, легко преломляется в опорный конспект. Вариант презентации позволяет, как учителю так учащимся работать в разных режимах.

(право, 10 класс, профильный уровень) Урок № 27-28 ПРАВОТВОРЧЕСТВО Д.З.: § 12, ?? (с.113-114), задания (с.114-115) Ред. А.И. Колмаков

(право, 10 класс,

профильный уровень)

ПРАВОТВОРЧЕСТВО

Д.З.: § 12, ?? (с.113-114),

задания (с.114-115)

Ред. А.И. Колмаков

Цели урока Изучить систему правотворчества. Развивать умения анализировать источники, документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы; умения необходимые для применения полученных знаний при решении практических задач. Способствовать воспитанию правовой культуры учащихся, интереса к механизмам правотворчества.

Понятия, идеи

Универсальные учебные действия

Изучение нового материала

  • Правотворчество и формирование права.
  • Принципы и виды правотворческой деятельности государства.
  • Стадии правотворческого процесса.
  • Юридическая техника.

Правотворчество – деятельность государственных органов, общественных организаций, а также всего народа по установлению, изменению или отмене правовых норм.

Правотворчество – деятельность государственных органов, общественных организаций, а также всего народа по установлению, изменению или отмене правовых норм.

1. Референдум (непосредственное участие избирателей /граждан/ в правотворчестве) . 2. Законотворчество ( опосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта). Парламенты и законодательные собрания реализуют законодательную ветвь власти) . 3. Подзаконное творчество ( творчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц (президента, министра ). 4. Локальное правотворчество ( правотворчество организаций местного самоуправления; муниципалитетов, администраций городов и районов, общественных организаций). 5. Договорное правотворчество (деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров).

1. Референдум (непосредственное участие избирателей /граждан/ в правотворчестве) .

2. Законотворчество ( опосредованная реализация суверенитета народа высшими законодательными (представительными) органами государства (субъекта). Парламенты и законодательные собрания реализуют законодательную ветвь власти) .

3. Подзаконное творчество ( творчество государственных органов исполнительной ветви власти (правительства) и отдельных должностных лиц (президента, министра ).

4. Локальное правотворчество ( правотворчество организаций местного самоуправления; муниципалитетов, администраций городов и районов, общественных организаций).

5. Договорное правотворчество (деятельность государственных органов по заключению нормативных договоров).

Виды нормотворческой деятельности государства Признание и гарантирование в конституциях основных прав и свобод человека. Прямая нормотворческая деятельность государственных органов (НПА разного уровня). Ратификация (утверждение) международных договоров. Признание (санкционирование) в качестве правовых тех или иных обычаев. Здание Государственной Думы Федерации. Москва

Виды нормотворческой деятельности государства

  • Признание и гарантирование в конституциях основных прав и свобод человека.
  • Прямая нормотворческая деятельность государственных органов (НПА разного уровня).
  • Ратификация (утверждение) международных договоров.
  • Признание (санкционирование) в качестве правовых тех или иных обычаев.

Здание Государственной Думы Федерации. Москва

Правотворчество – процесс формирования права, законотворчество – процесс формулирования права. 1. Правовой прогресс ( правотворческая деятельность максимально направленая на дальнейшее развитие и совершенствование действующего законодательства ). 2. Законность ( правотворческая деятельность должна осуществляться в соответствии с компетенцией субъектов этой деятельности ).

Правотворчество – процесс формирования права, законотворчество – процесс формулирования права.

1. Правовой прогресс ( правотворческая деятельность максимально направленая на дальнейшее развитие и совершенствование действующего законодательства ).

2. Законность ( правотворческая деятельность должна осуществляться в соответствии с компетенцией субъектов этой деятельности ).

3. Обоснованность ( правотворческая деятельность должна опираться на выявление определенной объективной потребности в правовом регулировании и быть основана на результатах научного изучения состояния действующего права и тенденций его развития ). 4. Системность ( принимаемые нормы должны быть согласованы со всеми уже действующими нормами ). 5. Профессионализм ( к процессу принятия законов обязательно должны привлекаться эксперты – узкие специалисты в сфере принимаемого нормативного документа и учёные юристы ).

3. Обоснованность ( правотворческая деятельность должна опираться на выявление определенной объективной потребности в правовом регулировании и быть основана на результатах научного изучения состояния действующего права и тенденций его развития ).

4. Системность ( принимаемые нормы должны быть согласованы со всеми уже действующими нормами ).

5. Профессионализм ( к процессу принятия законов обязательно должны привлекаться эксперты – узкие специалисты в сфере принимаемого нормативного документа и учёные юристы ).

Заседание государственной Думы Российской Федерации

Правотворческие коллизии В Калифорнии могут наказать любого взрослого, пытающегося запретить ребёнку скакать по лужам. В штате Айова противозаконным считается поцелуй, длящийся более 5 минут. В Луизиане запрещено стрелять в кассира банка из водяного пистолета, если до этого банк подвергался ограблению. Во Флориде замужняя женщина может сесть в тюрьму, если в воскресенье прыгнет с парашютом. Каким же должен быть закон? Каким критериям он должен соответствовать? Карикатура на статую Свободы США

Правотворческие коллизии

  • В Калифорнии могут наказать любого взрослого, пытающегося запретить ребёнку скакать по лужам.
  • В штате Айова противозаконным считается поцелуй, длящийся более 5 минут.
  • В Луизиане запрещено стрелять в кассира банка из водяного пистолета, если до этого банк подвергался ограблению.
  • Во Флориде замужняя женщина может сесть в тюрьму, если в воскресенье прыгнет с парашютом.
  • Каким же должен быть закон? Каким критериям он должен соответствовать?

Карикатура на статую Свободы США

1. Государственные органы 2. Должностные лица 3. Органы местного самоуправления 4. Народ

1. Государственные органы

2. Должностные лица

3. Органы местного самоуправления

Законотворчество – процесс принятия законов высшими органами государственной власти. Отлагательное вето - право приостановления вступления закона в силу. Абсолютное вето – право окончательного отклонения закона.

Законотворчество – процесс принятия законов высшими органами государственной власти.

право приостановления вступления закона в силу.

Законодательная инициатива- право внесения законопроекта в законодательный орган ( в ГД РФ)

1. Законопроект  комитет палаты  рабочие группы  2. парламентские слушания (обсуждение законопроекта в комитете)

3. Рассмотрение и обсуждение законопроекта

4. Принятие и утверждение закона

ФЗ принимается ГД большинством голосов (ФКЗ - не менее 2/3голосов от общего числа депутатов –квалифицированное большинство; ФЗ – не менее 226 депутатов).

5. Официальное опубликование закона – промульгация (закон вступает в силу после опубликования)

Опубликование закона:

2) Осуществляется главой государства.

3) Публикуется в течение 7 дней после подписания.

4) Вступает в силу по истечении 10 дней после опубликования или в срок, установленный законом.

ГД (Государственная Дума) +СФ (Совет Федерации) = ФС (Федеральное собрание РФ = парламент России, законодательный орган власти ) Законопроект ГД -принимает Закон СФ - одобряет Президент -подписывает Публикация закона ( промульгация ) 2/3 голосов 2/3 голосов

ГД (Государственная Дума) +СФ (Совет Федерации) = ФС (Федеральное собрание РФ = парламент России, законодательный орган власти )

Законопроект

ГД -принимает

СФ - одобряет

Президент -подписывает

Публикация закона

( промульгация )

 совокупность правил, приёмов, средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных актов, документов. - с овокупность обязательных данных, предусмотренных для документов, без которых они не могут иметь юридическую силу. Дата Наименование Место издания и принятия Подписи должностных лиц

совокупность правил, приёмов, средств подготовки, оформления, публикации и систематизации нормативных актов, документов.

- с овокупность обязательных данных, предусмотренных для документов, без которых они не могут иметь юридическую силу.

Контрольные вопросы

1. Верны ли следующие суждения?

А. Выступать с предложениями новых законов могут только субъекты законодательной инициативы.

Б. С законодательными предложениями могут выступать субъекты законодательной инициативы, а также любой гражданин РФ

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Тест. Правотворчество 1. Правотворчество включает в себя: 2. Компонентами законотворчества являются: а) Законотворчество , законодательный процесс; б) Нормотворчество, нормотворческий процесс; в) Правообразование г) Преобразование права а) познание, деятельность, результат; б) умозаключение, мышление, результат; в) познание, умозаключение, мышление; г) гипотеза, диспозиция, санкция

Тест. Правотворчество

1. Правотворчество включает в себя:

2. Компонентами законотворчества являются:

а) Законотворчество , законодательный процесс;

б) Нормотворчество, нормотворческий процесс;

в) Правообразование

г) Преобразование права

а) познание, деятельность, результат;

б) умозаключение, мышление, результат;

в) познание, умозаключение, мышление;

г) гипотеза, диспозиция, санкция

Тест. Правотворчество 3. Итоговая цель законотворчества, это: а) закон; б) законопроект; в) идея законопроекта; г) концепция законопроекта 4. Процедура, процесс разработки общеобязательных правовых предписаний, это: а) законотворчество; б) законодательная система; в) нормотворчество; г) нигилизм

Тест. Правотворчество

3. Итоговая цель законотворчества, это:

б) законопроект;

в) идея законопроекта;

г) концепция законопроекта

4. Процедура, процесс разработки общеобязательных правовых предписаний, это:

а) законотворчество;

б) законодательная система;

в) нормотворчество;

Тест. Правотворчество 5. Обусловленная закономерностями развития правовой системы общества, совокупность определенных правил, приемов, навыков, методов, используемых в профессиональной юридической деятельности с целью обеспечения высокого качества её результатов, это: а)законотворчество б)законодательная система в)юридическая техника г)правотворчество

Тест. Правотворчество

5. Обусловленная закономерностями развития правовой системы общества, совокупность определенных правил, приемов, навыков, методов, используемых в профессиональной юридической деятельности с целью обеспечения высокого качества её результатов, это: а)законотворчество б)законодательная система в)юридическая техника г)правотворчество

6. Верны ли следующие суждения? А. В РФ процесс принятия закона осуществляется в Государственной Думе, право одобрить или отклонить закон предоставлено Совету Федерации РФ Б. Права принятия, одобрения или отклонения законов предоставлены Правительству РФ верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

6. Верны ли следующие суждения?

А. В РФ процесс принятия закона осуществляется в Государственной Думе, право одобрить или отклонить закон предоставлено Совету Федерации РФ

Б. Права принятия, одобрения или отклонения законов предоставлены Правительству РФ

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны

7. Задание. Вставьте пропущенные слова.

Синергия. Правовая экспертиза нормативных и правоприменительных актов- итоговый, ответы

Правовая экспертиза нормативных и правоприменительных актов- готовые ответы на итоговый онлайн тест Синергии. Тест был сдан в 2021 году на "зачёт". Скриншот с набранными баллами есть в демо работах. Проверяйте точно ли эти ответы вам нужны и только потом покупайте. В купленном файле вы найдете вопросы и ответы которые находятся ниже. Верный будет отмечен знаком "+"

Правовая экспертиза правового акта, принятого совместно органами государственной власти нескольких субъектов Российской Федерации, проводится .
Территорильным органом, действующим на территории того субъекта Российской Федерации, который указан первым в числе подписавших правовой акт
Департаментом конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления
Руководством Минюста

Срок продления правовой экспертизы в Минюсте .
Не более чем на один месяц
Но не более чем на три месяца
Не продлевается

Правотворчество является активной, твоерческой деятельностью, важнейшим средством управления обществом, государством, показателем его
Культуры
Цивилизованности
Материальной обеспеченности
Демократизма

Решения Общественной палаты, принимаемые в форме
Заключений
Постановлений
Обращений
Предложений

Компонентными законотворчества являются:
Познание, деятельность, результат
Умозаключение, мышление, результат
Познание, умозаключение, мышление
Гипотеза, диспозиция, санкция

Мерами прокурорского реагирования являются .
Заключение
Представление
Решение
Протест

Слова и термины, вытесненные из активной лексики, но используемые в правовыхтекстах - .
Архаизмы
Специально-юридическая терминология
Оценочные понятия

Заполните пропуск: Законопроект, поправка к законопроекту могут быть внесены на
Рассмотрение Совета Федерации только при наличии . Правового управления Аппарат Совета Федерации
Постановления о проведении правовой экспертизы профильного комитета
Разрешения
Заключения

Правотворчество включает в себя:
Законотворчество, законодательный процесс
Нормотворчество, нормотворческий процесс
Правообразование
Преобразование права

Итоговая цель законотворчества, это:
Закон
Законопроект
Идея законопроекта
Концепция законопроекта

От какого показателя зависит уровень правотворчества с учетом его правовой эффективности
Государственного устройства
Системы государственной власти
Политического режима
Территориальных особенностей государства

Общественная палата вправе по решению совета Общественной палаты проводить экспертизу проектов нормативных правовых актов .
Мировых судей
Президента РФ
Судей Констиутационных (уставных) судов субъекта
Правительства РФ

Протест, как мера прокурорского реагирования должен быть обязательно рассмотрен в течении .
Пяти рабочих дней
30 дней
10 дней
14 дней

Закрепленный в праве результат идеального моделирования, отражающий строение урегулированных правом общественных отношений, юридических фактов или их элементов называется .
Юридической конструкцией
Правовой аксиомой
Диспозицией правовой нормы
Правилом поведения

Прием, представляющий собой государственно-властное нормативное установление, сопровождающее другое установление, основная функциональная нагрузка которого состоит в конкретизации, дополнении, изменении, сферы, порядка, объема правового регулирования .
Примечание
Ограничение
Стимул

Заполните пропуск: Основным направлением правотворческой деятельности прокуратуры является подготовка . на проекты законов, представленные органами государственной власти субъектов РФ
Решения
Протеста
Постановления
Правового заключения

Средство, которое обеспечивает заимстсвование одной правовой системой у другой правовой системы определенной юридической модели без изменения ее формы и внутренней логической конструкции .
Ратификация
Рецепция
Отсылка

Совокупность правовых норм, объединенных под общим заголовком и принятых предусмотренным в Конституции РФ законодательным органом в соответсвии с установленной процедурой, это:
Комментарий к закону
Закон
Постановление
Распоряжение

Кем производится правовая экспертиза правового акта, принятого совместно органами государственной власти несколькоих субъектов Российской Федерации
Конституционными (уставными) судами субъектов РФ
Территориальным органом, действующим на территории того субъекта Российской Федерации, который указан первым в числе подписавших правовой акт
Государственной Думой РФ
Министерством Юстиции РФ

Средства и правила, используемые в процессе интеллекутально-волевой деятельности государственно-властных субъектов по установлению смысла правовых норм, результаты которой имеют юридически обязательное значение для всех субъектов, представляют собой
Правотворческую технику
Технику официального толкования
Механизм правового регулирования

В случае если орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший правовой акт, не предпринимает мер по приведению правового акта в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, копия экспертного заключения о несоответсвии правового акта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству напавляется:
В Государственную Думу РФ
В орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший правовой акт
В органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования
В Конституционный Суд РФ

Способы выявления прокуратурой незаконных нормативных правовых актов деляется на .
Прямые
Легальные
Косвенные
Официальный

Процедура, процесс разработки общеобязательных правовых предписания, это:
Законотворчество
Законодательная система
Нормотворчество
Нигилизм

Об устранении нарушений закона прокуратура вносит .
Приказ
Постановление
Представление
Протест

Законотворческие ошибки - это .
Нарушение норм международного права
Недостатки и упущения, возникшие на стадии проектирования норм права
Когда закон не соответствует объективным закономерностям развития общества
Отсутствие реализации нормы права

Документ, полностью воспроизводящий информацию, зафиксированную в подлинном документа, называется .
Копией
Отпуском
Выпиской
Перепиской

Анализ хозяйственной деятельности, Английский язык, Антикризисное управление, Астрономия, Банковское дело, Безопасность жизнедеятельности, Бизнес-планирование, Биология, Бухгалтерский учет и аудит, Внешнеэкономическая деятельность, Гостиничное дело, Государственное и муниципальное управление, Деньги, Дизайн, Документоведение и архивоведение, Естествознание, Журналистика, Искусство, История, Конфликтология, Культурология, Логика, Менеджмент, Менеджмент организации, Налоги, Организационное развитие, Педагогика, Торговое дело, Языкознание и филология

User

Актерское мастерство, Английский язык, Антикризисное управление, Астрономия, Безопасность жизнедеятельности, Краеведение, Рынок ценных бумаг, Связи с общественностью, Экономический анализ

User

Английский язык, Антикризисное управление, Банковское дело, Безопасность жизнедеятельности, Бизнес-планирование, Биология, Бухгалтерский учет и аудит, Ветеринария, Внешнеэкономическая деятельность, География, Геодезия, Геология, Гостиничное дело, Деньги, Дизайн, Естествознание, Журналистика, Инвестиции, Искусство, История, Конфликтология, Краеведение, Кредит, Криминалистика, Логика, Логистика, Маркетинг, Менеджмент, Менеджмент организации, Микро-, макроэкономика, Музыка, Налоги, Нефтегазовое дело, Педагогика, Политология, Право и юриспруденция, Производственный маркетинг и менеджмент, Психология, Режиссура, Рынок ценных бумаг, Социология, Стандартизация, Статистика, Торговое дело, Философия, Финансовый менеджмент, Химия, Эконометрика, Экономика труда, Экономический анализ, Другое

User

Автоматизация технологических процессов, Автоматика и управление, Актерское мастерство, Анализ хозяйственной деятельности, Английский язык, Антикризисное управление, Архитектура и строительство, Астрономия, Базы данных, Банковское дело, Безопасность жизнедеятельности, Библиотечно-информационная деятельность, Бизнес-планирование, Биология, Бухгалтерский учет и аудит, Внешнеэкономическая деятельность, Военное дело, Высшая математика

User

Астрономия, Безопасность жизнедеятельности, Биология, Ветеринария, География, Геодезия, Геология, Естествознание, Медицина, Нефтегазовое дело, Фармация, Химия, Хирургия, Экология, Другое, Другое, Другое, Другое

Читайте также: