Что автор понимает под термином эксперимент какие возможности он предоставляет исследователю

Обновлено: 02.07.2024

Задание 1. Прокомментируйте высказывание Э. Гуссерля. С чем здесь можно согласиться, что опровергнуть?
Задание 2. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.
Задание 3. Какие из перечисленных утверждений правильны, какие неверны?
Задание 4. О каких методах психологического исследования идет речь в следующих фрагментах?

Файлы: 1 файл

Контрольная работа № 2.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

Частное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Контрольная работа № 2

Методология, методы и методики психологии

Выполнила: студентка 1-го курса,

дистанционной формы обучения Хусаинова Зоя Рашидовна

Студенческий билет № 4533

Задание 1. Прокомментируйте высказывание Э. Гуссерля. С чем здесь можно согласиться, что опровергнуть?

Все материальное, физическое, внешнее дано опосредованно
через психику, психические, же переживания субъекта есть единственная
первичная, непосредственная данность. И потому данные интроспекции абсолютно достоверны, безошибочны.

Это по существу радикально-идеалистический тезис. Психическое как явление сознания замкнуто во внутреннем мире, оно исчерпывающе определяется отношением к самому себе, независимо от каких-либо опосредующих отношений к чему-либо внешнему.

Психическое имеет двоякую форму существования. Первая, объективная, форма существования психического выражается в жизни и деятельности: это первичная форма его существования. Вторая, субъективная, форма существования психического — это рефлексия, интроспекция, самосознание, отражение психического в самом себе: это вторичная, генетически более поздняя форма, появляющаяся у человека. Представители интроспективной психологии, определяя психическое как явление сознания, считая, что бытие психического исчерпывается его данностью сознанию или представленностью в нем, ошибочно принимали эту вторичную форму существования или проявления психического за первичную или, вернее, единственную форму его существования: сознание сводилось к самосознанию или выводилось из него.

Задание 2. Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

К основным методам С.Л. Рубинштейн относит метод наблюдения и метод эксперимента, к вспомогательным – все остальные.

Метод интроспекции – метод изучения свойств и законов сознания с помощью рефлексивного наблюдения.

При наблюдении в естественных условиях трудно дать интерпретацию наблюдаемого явления с учетом конкретных обстоятельств.

Первая лаборатория экспериментальной психологии была основана Вундтом в Лейпциге в 1879 году.

Экспериментальный метод состоит во вмешательстве исследователя в ход событий, с тем, чтобы установить, как изменение одного факта влияет на изменение другого.

Главное отличие субъективных методов от объективных состоит в том, что…

Субъективные методы, в отличие от объективных, базируются либо на самооценке испытуемых, либо на точке зрения психолога-исследователя на ту или иную проблему.

Задание 3. Какие из перечисленных утверждений правильны, какие неверны?

  1. Интроспекция является основным методом психологии. – неверно.

Основными исследовательскими методами в психологии являются наблюдение и эксперимент.

  1. Психические процессы, состояния и свойства представляют собой качественные особенности сознания и поведения и не поддаются количественной обработке. – неверно.

Психические процессы, состояния и свойства представляют собой качественные особенности сознания и поведения. Так, процесс восприятия качественно отличается от мыслительного процесса, состояние бодрости — от состояния утомления, правдивость — от честолюбия. Но каждый процесс, состояние или свойство характеризуется также и количественными признаками. Каждый психический процесс имеет определенную длительность, каждое состояние — определенную интенсивность, каждое свойство — определенную степень выраженности.

  1. Становление психологии как науки было связано с применением в ней общенаучных методов исследования. – верно.
  2. Методологические принципы — это конкретное воплощение методов в соответствии с целями исследования. – неверно.

Методологические принципы - установки организующие направление и характер исследования.

Методика – конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.

  1. Главное в методике наблюдения — записывать свои впечатления о происходившем. – неверно.

Записывать нужно события как таковые - что происходило и каким именно образом, а не свои впечатления о происходившем.

  1. Специфика метода наблюдения в психологии связана с особенностями наблюдателя (избирательность восприятия, установка). – верно.
  2. Важным признаком эксперимента является постановка цели, конкретизирующей гипотезу исследования. – неверно.

Наблюдение как научный метод должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный фрагмент изучаемой реальности.

  1. Главным недостатком эксперимента является то, что исследователь не может по желанию вызвать какой-то психический процесс или состояние. – неверно.

Основное достоинство эксперимента состоит в том, что исследователь может специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психических явлений от изменяемых внешних условий.

  1. Психодиагностика — банк конкретных методик, предназначенных для построения психологической теории. – верно.

Психодиагностика - банк конкретных психологических методик, предназначенных для проверки теоретико-психологических построений на практике, а также воплощение в психологической теории эмпирических фактов.

  1. Валидность теста — это характеристика его точности как измерительного инструмента. – неверно.

Надежность характеризует точность теста как измерительного инструмента, устойчивость его к действию помех.

Валидность теста – соответствие получаемых результатов от данного теста тому, во имя чего он заявлен.

Задание 4. О каких методах психологического исследования идет речь в следующих фрагментах?

2. Данный метод широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать лица, хорошо знающие испытуемых. Главная особенность метода заключается в том, что его используют не в виде описания качественных проявлений свойств, а в виде количественных оценок их проявления, а также выраженности тех или иных элементов поведения. Результаты данного метода фиксируют выраженность более или менее дробных частных элементов поведения, понятных и однозначных. Обобщение зафиксированных результатов осуществляет профессиональный
психолог. – Метод экспертной оценки.

3. Специализированные методы психологического исследования, с помощью которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования эти методы отличаются тем, что предполагают стандартизированную выверенную процедуру сбора и обработки данных,
а также их интерпретацию. – Тесты.

4. Одна из разновидностей предыдущего метода основана на системе заранее отобранных и проверенных, с точки зрения их валидности и надежности, вопросов, по ответам испытуемых на которые судят об их психологических качествах. – Тест - опросник.

Задание 5. Допишите продолжение следующих утверждений.

  1. Важнейшим принципом отечественной психологии является принцип детерминизма, признающий объективную закономерность и причинную обусловленность всех явлений природы и общества.
  2. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание это регулятор поведения и действий человека.
  3. Генетический принцип (принцип развития) выражается в том, что развитие человеческой психики имеет множество потенциальных направлений.
  4. Формирующий эксперимент предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого с тем, чтобы выработать определенные свойства или качества. Это позволяет раскрыть механизмы, динамику, закономерности образования психических феноменов, определить условия их эффективного развития.
  5. Научность полученных данных оценивается возможностью постановки эксперимента, прежде всего такого, который может дать опровергающий эту теорию результат.

Задание 6. Объедините перечисленные параметры в две группы, характеризуя особенности индивидуального и группового тестирования. Объясните преимущества и недостатки обоих видов обследования.

Возможность охвата больших групп испытуемых; невозможность учета случайных факторов (болезнь усталость, эмоциональный дискомфорт); предъявление заданий в максимально формализованном виде; упрощение функций экспериментатора; упрощение инструкции; единообразие условий проведения обследования; объективность при обработке данных; обработка результатов компьютерным способом; легкость сбора данных; быстрота сбора данных (экономия времени); применение вопросов с множественным выбором; малый репертуар форм заданий.

Выполнение научно-исследовательской работы в большинстве случаев сопровождается проведением экспериментов. В зависимости от ряда факторов данные мероприятия могут иметь свои специфические черты и условия реализации, о которых мы расскажем в данной статье.

Эксперимент в научной работе

Эксперимент в научной работе

В чем заключается эксперимент в НИР?

Роль эксперимента в научно-исследовательской работе велика. Во-первых, наличие экспериментальной части в научной работе демонстрирует наличие у автора конкретных навыков: оценка ситуации, грамотный подбор инструментов и методов, всестороннее изучение объекта, планирование и организация мероприятий, учет требований, внимательность исследователя и пр.

Во-вторых, эксперимент призван оценить действие проблемы в реальности: как она проявляется, в каких масштабах, при каких условиях, на чем отражается и пр.

В-третьих, организация и проведение опытов позволяет подчеркнуть новизну исследуемой темы: изменения, произошедшие в ее рамках на протяжении определенного времени, значимость исследования, возможности автора (его подход, способности, творчество и пр.).

Реализация экспериментальной части позволяет расширить границы исследования, превратить теорию в практику, оценить уровень действия правил, закономерностей в жизни, а также демонстрирует умения организатора пользоваться полученными знаниями.

Условия для проведения эксперимента при выполнении научно-исследовательской работы

Эксперимент может проводиться в любой научной работе, но в разных (наиболее подходящих) формах. Для его организации и реализации автору необходимо соблюдать ряд правил и этапов:

Чем тщательнее будет проработан план экспериментальной части НИР, тем точнее будут полученные результаты, а НИР – качественнее. Притом цель эксперимента должна тесным образом пересекаться с темой исследования.

Данный этап предполагает непосредственно подготовку всех необходимых параметров, ресурсов, условий для проведения эксперимента с учетом намеченных планов. При необходимости автор может вносить коррективы, но все они должны быть учтены и оценены (как они могут отразиться на точности итогов, качестве исследования и пр.). Здесь важно оценить всевозможные факторы воздействия на объект исследования, возможности, достоинства и недостатки и пр.

На этом этапе исследователь приступает к проведению всех намеченных мероприятий. Здесь важно оперативно фиксировать получаемые результаты, своевременно создавать все необходимые условия или осуществлять конкретные действия, не отклоняясь (или с минимальными отклонениями) от планов.

По сути, это вывод, формируемый по окончании экспериментальной части с акцентом на полученный результат – то есть диагностика проблемы и ее краткая характеристика: симптоматика, спектр и формы воздействия, сила влияния. На основе данных умозаключений автор в дальнейшем будет разрабатывать план мероприятий по разрешению ситуации. В этом разделе целесообразно сделать акцент на таких критериях, как причина и следствие.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Виды экспериментов при выполнении научно-исследовательской работы

В зависимости от области наук, характера действий и намерений автора НИР эксперименты могут быть:

Искусственный эксперимент предполагает непосредственное вмешательство автора исследования в ход опыта. Здесь требуется учет всех факторов, создание специфических условий (например, использование оборудования или специального помещения, определение объектов в конкретные условия (температура, климат, освещение, задания и пр.)), разработка четкой шкалы и методики оценивания результатов.

Эти три категории подчеркивают инструменты и методы, с помощью которых будет проводиться опытная часть НИР. Материальная часть предполагает использование конкретных ресурсов, их комбинаций с целью оценки и решения проблемы. Например, создание одной и той же детали из разных (но схожих по характеристикам) материалов, задействование разного объема рабочей силы или ресурсов и пр. Подобные мероприятия целесообразны при выполнении НИР в технической среде.

Вычислительный эксперимент предполагает проведение всевозможных расчетных и прогнозных операций. Чаще всего они необходимы при выполнении научно-исследовательских работ в экономической, информационной, технической среде.

Мыслительный предполагает анализ ситуации. Если рассматривать данный аспект как часть анализа, то она необходима в любом научном изыскании для подведения итогов. Но если изучать это, как эксперимент, то он допустим в гуманитарных направлениях, где нет необходимости проводить расчеты, реальные действия, а достаточно пользоваться приемами сравнения (например, сравнение теорий, законов, правил и пр.). Чаще всего к мероприятию такого характера прибегают при выполнении НИР по юриспруденции, филологии, лингвистике, истории и пр.

Эксперимент будет качественным, если его результаты продемонстрируют изменения, которые невозможно просчитать или оценить с помощью чисел, но будут очевидны в структуре, порядке действия, эффективности и пр. Чаще всего они допустимы в гуманитарных, технических и иных областях наук. Притом здесь изначально берутся во внимание отдельные нечисловые характеристики.

То есть в первом случае особая роль отводится качеству, а во втором – количеству.

Здесь вид эксперимента говорит сам за себя и зависит от количества учтенных факторов, воздействующих на объект, ход эксперимента или конечный результат НИР.

  • Экономический, технический гуманитарный, социологический и пр.

В этом случае разновидность полностью зависит от области наук, в рамках которой или к которой относится тема.

Оформление эксперимента в НИР

После планирования, организации, реализации эксперимента важно грамотно его оформить в научной работе. В этом случае автору пригодится профессиональные навыки по обработке полученных результатов и их интерпретации в краткой и емкой, простой и понятной форме.


Важно, чтобы ход эксперимента был кратко описан в теории, а затем приведены полученные результаты и их анализ. Для этого достаточно придерживаться следующего плана действий:

При акцентировании внимания на динамике или изменениях объекта исследования можно использовать графические материалы, которые смогут это подчеркнуть: графики, схемы, диаграммы, таблицы. Важно, чтобы каждый из элементов имел четкое и емкое наименование, а также анализ (что на нем изображено и о чем это говорит).

Проверьте себя: Методы исследований в психологии, ВОЛКОВ Б.С., 2002 читать онлайн, скачать pdf, djvu, fb2 скачать на телефон В учебном пособии рассматриваются методы психологического исследования: экспе-римент, наблюдение, беседа, анкета, тест, социометрия и др. Учебные задачи и задания по-могут практическому овладению методами исследования.

Проверьте себя

ЗАДАЧА 1. Существует сомнение, что на основании фактов, связанных с психологическими особенностями детей разного возраста, полученных в результате наблюдений за малышами, чтения художественной литературы, просмотра кинофильмов и др., можно разобраться в детской психологии.

Правомерны ли такие суждения?

Будут ли равнозначны факты, добытые в процессе жизненного опыта человека, и факты, полученные в результате исследований психологов?

ЗАДАЧА 2. Исследователь решил изучать особенности памяти детей в разные периоды дошкольного возраста и разработал методики для исследования памяти.

Как должно быть построено исследование, чтобы выяснить особенности памяти детей 4 лет, особенности памяти ребенка от 4 до 6 лет?

Для изучения развития памяти ребенка должны быть изучены одни и те же дети на протяжении длительного периода их жизни и развития.

ЗАДАЧА 3. При изучении памяти детей дошкольного возраста была выдвинута гипотеза, что развитие запоминания содержания литературных произведений основано на усвоении детьми приемов смысловой группировки материала и включения этих приемов в процесс запоминания.

Какой эксперимент необходимо провести, чтобы подтвердить данную гипотезу?

Какой основной принцип положен в основу формирующего эксперимента? Чем отличается формирующий эксперимент от констатирующего?

ОТВЕТ. В одном и том же исследовании могут сочетаться разные виды эксперимента.

Констатирующий эксперимент в процессе специально организованной деятельности выявляет определенные психические особенности и дает предварительный материал об уровне развития соответствующего качества. Например, констатация определенных особенностей памяти дает в дальнейшем материал для организации формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент организуют путем специального воздействия на ребенка для формирования у него определенного качества. На специально организованном занятии воспитатель прослеживает, как изменение в обучении влияет на особенности памяти при усвоении детьми приемов смысловой группировки материала и включение этих приемов в процесс запоминания.

Если формирование протекает в процессе обучения, то такой формирующий эксперимент называют обучающим.

Если педагог в процессе воспитания формирует какое-либо качество личности ребенка, то такой эксперимент называют воспитывающим.

ЗАДАЧА 4. В одном эксперименте с помощью объективных методик сопоставлялись особенности некоторых характеристик памяти дошкольников, школьников и взрослых.

Как осуществлялось это исследование? Какие требования предъявляются исследователями для получения объективных данных?

ЗАДАЧА 5. Учителю необходимо получить данные об особенностях протекания психических процессов учащихся.

Каким образом учитель должен подготовить учащихся, чтобы можно было наблюдать у них особенности протекания психических процессов?

ОТВЕТ. Учитель должен рассказывать ученикам об (о):

— реальных ситуациях, связанных с активизацией тех или иных психических процессов;

— трудностях, встречающихся перед учеником и способах их разрешения;

— особенностях стиля поведения и условиях воспитания ученика;

— положительных и отрицательных моментах жизни учащихся.

ЗАДАЧА 6. При изучении способности ребенка старшего дошкольного возраста эмоционально отзываться на переживание другого (человека, животного и т.д.) была выдвинута гипотеза, что благоприятные условия для усвоения дошкольниками обобщенного отношения к окружающему, вызванного художественным произведением, его образами, создаются при сближении детей с литературными персонажами. Формы этого сближения и степень активности детей могут быть различными: от восприятия спектакля до игры-драматизации, в которой, выполняя роли персонажей, дети реально воспроизводят события и действия, описанные в художественном произведении (Л.П. Стрелкова).

ЗАДАЧА 7. При изучении представлений о предмете была высказана гипотеза, что представление о предмете не является результатом пассивного отпечатка в мозге ребенка, что практические (конструктивные, изобразительные) действия способствуют формированию более полных представлений о предмете.

С помощью какого эксперимента может быть проверена данная гипотеза?

ОТВЕТ. Эту гипотезу можно проверить с помощью формирующего эксперимента. Для ее подтверждения было проведено исследование по методике выкладывания картин готовыми формами (А.А. Люблинская, А.С. Золотнякова). Работая с готовыми формами, дети имели возможность в самом изображении применять практическое действие для создания картин из отдельных форм. Но характер действий, выполняемых дошкольниками, различен. Дети или осуществляли практическое (конструктивное, изобразительное) действие, или не осуществляли его, создавая первоначальное представление о предмете только на основе словесного описания.

ЗАДАЧА 8. С какой целью экспериментатор выдвигает гипотезу?

ОТВЕТ. Гипотеза определяет направление поиска. Она может быть более широкой, общей и частной. Если гипотеза не подтверждается, то исследователь меняет направление поиска, выдвигая новые гипотезы.

ЗАДАЧА 9. Определите основные этапы выполнения самостоятельного учебного исследования по выбранной вами теме (проблеме).

ОТВЕТ. Этапами исследования могут быть:

1. Теоретическое изучение предмета исследования.

2. Сбор предварительных сведений об объекте изучения (дошкольника) и формирования гипотезы, которая будет проверена в исследовании.

3. Постановка задачи исследования, планирование исследования, подбор методик.

4. Проведение исследования.

5. Анализ полученных фактов и их интерпретация в соответствии с гипотезой исследования.

ЗАДАЧА 10. Перечислите, что фиксируется в эксперименте и как регистрируется эта запись.

ОТВЕТ. Запись эксперимента.

Особенности предъявляемого раздражителя

Синхронно с реакцией испытуемого (в протоколе) на регистрирующем устройстве

Словесный отчет испытуемого

В записи на магнитофоне, в протоколе

На регистрирующем устройстве, в протоколе

Скрытые физиологические реакции

Датчик-усилитель — регистрирующее устройство

ЗАДАЧА 11. Экспериментатору необходимо было выяснить объем памяти детей 5 лет. Он предложил для запоминания следующие слова: КАРАНДАШ, КУКЛА, КОНФЕТА и др. Дети сумели лишь воспроизвести небольшое количество слов.

— Назовите причину резких отличий результатов эксперимента.

ОТВЕТ. В первом случае был проведен лабораторный эксперимент, так как деятельность, предложенная детям, была неестественна для них.

Во втором случае эксперимент был естественным, т.е. психические процессы в связи с поставленной задачей вызывались активно. Деятельность детей изучалась в естественных для них условиях (в игре).

Лабораторный эксперимент характеризуется не только тем, что его проводят в лабораторных условиях с помощью психологических приборов, и действия испытуемого определяются инструкцией, но и отношением испытуемого, который знает, что он участвует в эксперименте, хотя может и не знать, что конкретно исследуется.

С чем связано получение разных результатов эксперимента?

Проанализируйте полученные результаты с точки зрения требований организации эксперимента.

ОТВЕТ. Получение разных результатов связано с особенностями проведения эксперимента. В первом случае был проведен лабораторный эксперимент: дети знали, что проводится исследование.

Во втором случае дети были включены в игровую ситуацию: острота зрения изучалась в привычных для них условиях игровой деятельности (естественный эксперимент), поэтому данные естественного эксперимента так отличались от данных лабораторного.

Проводя эксперимент, необходимо продумывать включение детей в какую-либо активную, привычную для них деятельность.

ЗАДАЧА 13. С позиций диалектического понимания психики ребенка отбираемые методы исследований должны удовлетворять методологическим принципам. Недостатки одного метода компенсируются включением в исследование других методов, объективно изучающих психику.

Почему исследователь не может ограничиться применением какого-либо одного метода, например метода наблюдения? В чем недостатки метода наблюдения?

ОТВЕТ. При применении нескольких методов исследования изучаемое явление может быть изучено с разных сторон, т.е. более полно. Кроме того, данные одного метода исследования контролируются данными другого, повышается степень надежности, объективности получаемых результатов.

Недостатками метода наблюдения являются: большая затрата времени, связанная с пассивностью наблюдателя; невозможность повторного наблюдения тождественных фактов; невозможность установления точной причины явления; многочисленность неучитываемых условий, возможный субъективизм.

ЗАДАЧА 14. Учительница сообщила вам, как исследователю, свое мнение об ученике 7-го класса Игоре.

ОТВЕТ. Неправомерно. Если учитель дает оценку каких-либо качеств ученика, то следует выяснить, какие факты подтверждают его выводы. В противном случае это субъективное мнение учителя. Исследователь не должен находиться под влиянием эмоциональных реакций учителя.

1. Что происходит между этими точками разрыва?

2. Как объяснить механизм психических явлений?

3. Каковы особенности функционирования механизмов психических явлений?

Какой должна быть стратегия эксперимента, чтобы ответить на эти вопросы?

ОТВЕТ. На эти вопросы ответом может быть стратегия экспериментального формирования психических явлений с заданными свойствами. Именно потому, что стратегия формирования психических процессов приведет к намеченному результату, можно судить о его причине. Таким образом, критерием для выделения причины развития может служить успешность формирующего эксперимента.

ЗАДАЧА 16. Существуют разные способы фиксации беседы: диктофон, магнитофон, запись и др.

Каким средствам фиксации отдать предпочтение?

ОТВЕТ. Каждый способ регистрации имеет свои достоинства и недостатки. Скрытая магнитофонная запись не может применяться по этическим соображениям. Открытая же запись приведет к тому, что собеседник чувствует себя стесненно, дает искаженные ответы. В целях сохранения объективности получаемой информации во время беседы ее нужно записывать по памяти после окончания беседы. При этом может быть искажение материала.

ЗАДАЧА 17. Воспитатель обратил внимание на то, что Саша и Миша (5 лет) всегда гуляют и играют вместе. Это удивило педагога, так как в характерах обоих мальчиков не было ничего общего. Воспитатель решил выяснить, на чем основана дружба мальчиков.

Какими методами воспользуется педагог, чтобы выяснить это?

Подготовьте материалы для проведения исследований.

ОТВЕТ. Воспитатель может воспользоваться методом наблюдения по специально составленному плану, а также беседой по разработанным целевым вопросам. Педагогу важно изучить продукты деятельности обоих друзей. Можно провести специально разработанный эксперимент.

Охарактеризуйте уровень притязаний Андрея, Разработайте систему заданий для детей, с помощью которых можно было определять уровень их притязаний.

ОТВЕТ. У Андрея высокий уровень притязаний, так как он начал выполнять самое трудное задание (№ 4). Для него характерна уверенность в своих силах, но в то же время существует скрытая боязнь неуспеха. Это выражается в том, что он повышает уровень притязаний осторожно, а понижает его более резко. Видимо, Андрей высоко, адекватно своим возможностям оценивает себя, но в то же время как бы боится потерять свой престиж. Видимо, Андрей уже привык в группе во всем быть первым.

ЗАДАЧА 20. В связи с целью исследования рекомендуется тщательно продумать план наблюдения.

Почему следует тщательно продумывать план наблюдения?

ОТВЕТ. Обычно мы быстро выделяем в своем восприятии то, о чем знаем. С развитием наблюдательности улучшается способность подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные свойства предметов и явлений. С развитием наблюдательности эффективность исследовательской работы возрастает.

ЗАДАЧА 21. Обычно в психологии выделяют наблюдения житейские и научные.

Чем отличается наблюдение научное от житейского? Что характерно для научного наблюдения?

ОТВЕТ. Для научного наблюдения характерны:

1. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ (наличие цели и плана позволяет собирать существенный материал исследования).

2. ПЛАНОМЕРНОСТЬ (позволяет определить программу наиболее эффективного исследования, когда, где и при каких условиях будет проведено наблюдение).

3. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ (позволяет выделить закономерные процессы).

4. АНАЛИТИЧНОСТЬ (позволяет объяснить наблюдаемые факты).

5. РЕГИСТРАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ (исключает ошибки памяти, уменьшает субъективизм выводов).

6. ОПЕРИРОВАНИЕ ОДНОЗНАЧНЫМИ ПОНЯТИЯМИ, специальными терминами (позволяет четко обозначить наблюдаемый материал).

Будут ли данные, полученные студенткой, достоверными? Какое необходимое условие было нарушено студенткой?

ОТВЕТ. Полученные данные будут недостоверными, так как дети не должны знать ни истинных целей наблюдения, ни того, что за ними наблюдают. Иначе это исказит характер поведения детей и протекание психических процессов. Наблюдение проводится в привычных для детей условиях деятельности, проводит его обычно человек, к которому дети привыкли.

ЗАДАЧА 23. Многие исследователи отмечают, что во время наблюдения мы видим то, что уже знаем, неизвестное проходит мимо нашего внимания.

Правомерно ли такое суждение?

Что необходимо сделать, чтобы наблюдение было эффективным?

ОТВЕТ. Да, правомерно. Перед началом наблюдения необходимо четко сформулировать цель и составить план наблюдения; продумать организацию, условия наблюдения, форму записи, способ регистрации и др.

Может ли воспитатель причину агрессивного поведения детей видеть только в их отрицательных чертах характера или недостатках семейного воспитателя?

Назовите возможные причины агрессивного поведения обоих мальчиков.

ОТВЕТ. Не может, так как причины агрессивного поведения детей могут быть связаны и со множеством других факторов: оба мальчика не знали, как можно было выйти из создавшегося положения; речь детей была недостаточно развита; возможно, один из детей был перевозбужден; мальчики не умели вступать в контакт; возможно, возобладало чувство досады, неудовольствия; один из детей был нездоров, но это еще не обнаружилось внешне; подражание сверстникам; ответная реакция; импульсивность поведения мальчиков; обида на полученное ранее со стороны воспитателя замечание.

ЗАДАЧА 25. Изучать заинтересованность ребенка 5 лет конструктивной деятельностью можно методом наблюдения.

Составьте план проведения наблюдений.

Определите способы регистрации наблюдаемых фактов.

ОТВЕТ. Регистрировать наблюдаемые явления можно по-разному. Например, для каждого вопроса отвести страницу, затем выбрать тех детей, которые соответствуют этому определению. Такая форма предоставляет возможность делать пространные записи, отметив их соответствующей датой, указав условия, сопутствующие наблюдению.

Можно отмечать наблюдения в виде сводной таблицы. Преимущество ее в том, что в ней наглядно представлена вся группа и создается возможность видеть детей со сходными проявлениями.

Примерный план наблюдений

ЗАДАЧА 26. Выписка из протокола наблюдения, проведенного студенткой педучилища С-вой.

Каждый человек является обладателем психической реальности: все мы переживаем эмоции, видим окружающие предметы, чувствуем запахи, - но мало кто задумывался, что все эти явления принадлежат нашей психике, а не внешней реальности. Психическая реальность дана нам непосредственно. По большому счету, можно сказать, что каждый из нас и есть психическая реальность и только через нее мы можем судить об окружающем мире. Исторически развитие психологии как самостоятельной науки было связано с поиском своего предмета исследования, которым в разное время являлись разные стороны психики человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность и индивидуальность, деятельность и т.д.
III. Теоретическое задание (выбрать и выполнить одно из заданий):

1. Опишите основные характерные черты идеалистического и материалистического направлений в философии и соответствующих взглядов на природу психического (можно представить в таблице).

2. Представьте основные положения учения Дж. Локка как теоретической основы интроспективной психологии.

3. Представьте в таблице имена отечественных психологов, их роль в становлении психологии в России и научный вклад в развитие психологии.

4. Прочитайте любую работу по истории психологии и составьте краткий конспект.
Представьте основные положения учения Дж. Локка как теоретической основы интроспективной психологии

II. Подготовьте небольшой письменный доклад на одну из предложенных тем (можно с презентацией):
1. Понятие метода и методологии .
2. Классификация методов исследования и их характеристика.
3. Научное исследование, его принципы и структура, общая логика научного исследования.
4. Эмпирические методы в психологии.
5. Основные этапы организации и проведения экспериментального исследования.
6. Интерпретация и представление результатов исследования, требования к интерпретации

Понятие метода и методологии

пассивностью наблюдателя (позиция

выявить и изучить

Психических процессов. Сохранение -

- слитность фактов с попутными явлениями;

эксперимента для других

проявлений всех процессов (целостную

II. Подготовьте небольшой письменный доклад на одну из предложенных тем (можно с презентацией):
1. Психика как предмет системного исследования.
2. Биологическая природа психики.
3. Возникновение и развитие психики животных (в филогенезе).
4. Возникновение и развитие психики человека, ее отличие от психики животных.
5. Общая характеристика сознания и ее особенности .

Общая характеристика сознания и ее особенности


Сознание – структура, функции, особенности

Сознание — это внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях. Оно помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

Структура сознания

Исследуя сознание, следует провести анализ основных его компонентов, которые образуют его структуру. Впервые подобный анализ проводил в свое время еще Платон, когда раскрыл внутреннюю структуру души, вычленив ее тройственный состав:

высшая часть – разумное начало,

низшая часть – чувственное начало.

Это учение Платона широко применялось европейцами в последующем. Так, основываясь на психологических исследованиях, можно выделить в структуре сознания три основных компонента, три сферы:

рационально-мыслительная,

Согласно К. Марксу, знание есть способ существования сознания. Процесс приобретения знаний, т.е. познание, обеспечивается мышлением во всех его проявлениях. Однако сознание – это не только знание, но единство знания и его переживания, которое содержится в чувствах и эмоциях. Чувства и эмоции как компонент сознания выражают состояние человека, его отношение к миру, к себе, к происходящему в его жизни, к тому, что он познает или делает. Воля также входит в структуру сознания в качестве универсального регулятора сознательной деятельности человека, универсальной побудительной способности и мотивации деятельности. В структуре сознания можно выделить и другие компоненты в зависимости от уровня их осознаваемости.

1 Уровень бессознательного

Под бессознательным и подсознательным понимаются такие явления, свойства, процессы и состояния, которые в зависимости от своего действия на поведение похожи на осознаваемые психические состояния, но которые актуально не осознаются человеком. Бессознательное начало тем или иным образом представлено в каждом психическом процессе, свойстве и состоянии человека: в ощущениях, памяти, мотивации, восприятии, речи и т.п. Бессознательное начало находится в постоянной взаимосвязи с сознанием.

2 Уровень сознания.

Здесь речь идет обо всей совокупности психических процессов, которая подвержена субъективному контролю, т.е. все, что для человека становится объектом осознания. Иными словами, сознание представляет собой уровень психики индивида, на котором он понимает, что происходит с ним и вокруг него.

3 Уровень сверхсознания.

Читайте также: