От чего зависит политическая активность граждан

Обновлено: 01.07.2024

Политическое поведениепредставляет собой совокупность внеш­не наблюдаемых человеческих действий (поступков) в сфере рас­пределения и осуществления власти. Политическое участие это влияниена осуществление и рас­пределение власти. Участвующих в политической жизни называют активными гражданами, не участвующих – пассивными.

Факторы политического поведения:

1) внешняя среда (ситуация в государстве, поведение политических деятелей)

2) потребности индивида или группы, участвующей в деятельности

3) установки, ценности, ориентации, цели субъекта

4) действия и поступки субъекта

5) образующаяся связь между поведением и условиями, его сформировавшими.

Каждый фактор способен оказывать решающее влияние на те или иные формы политического участия людей, в зависимости от временных и пространственных условий их жизни. Но наибольшее значение в науке придается психологическим состояниям личности, например рациональному осознанию своих интересов и завоеванию нового статуса; желанию жизненного успеха и общественного признания; пониманию общественного долга и реализации собственных прав, страху за самосохранение в общественной системе и т.д.

Факторы также разделяют на три группы:

1) объективные (условия, в которых живут граждане, их материальное положение, уровень расслоения в обществе – политические факторы, экономические факторы, социальная напряженность, то есть внешняя среда)

2) субъективные (статус, его профессия, доход)

3) внутриличностные (потребности, мотивы)

Социологические показатели политической активности граждан.

1) интерес к политике,

2) готовность к участию,

Активность,

Включенность,

Рациональность.

Различия в уровне и структуре политического участия существуют даже в рамках одного типа политической сис­темы (англо-американской, по Г. Алмонду). Еще более разитель­ными они оказываются при сопоставлении этого типа с европей­ским континентальным, доиндустриальным и посттоталитарным типами.

Исследование форм. Важным видом политического поведения является протест. В условиях социльно-экономической и по­литической стабильности эти формы политического участия рас­пространены в меньшей степени, чем голосование на выборах и участие в избирательных кампаниях. В условиях кризиса наблюдается резкое повышение удельного веса этих форм (например, в 1968 г. во Франции в разного рода акциях протеста участвовало более 10 млн человек).

Абсентеизм может быть выражением политического протеста и аполитичности (полного отсутствия интереса к по­литике). Электоральная статистика свидетельствует о том, что в среднем около трети населения России не участвует в выборах фе­дерального уровня.

Исследования мотивов: рациональные мотивы (связанные с ожиданием определенного поведения кандидата), эмоциональные мотивы (основанные на ощущениях: симпатии/антипатии, надежде/сомнении и др.).

Исследование электорального поведения.

Опыт электоральных исследований свидетельствует о том, что участие или неучастие в выборах, голосование за тех или иных кандидатов зависят не только от причин социального и культурного порядка. Чаще всего к ним от­носят возраст, образование и доход, гендер.

Возраст: с возрастом увеличивается и степень участия в выборах. Это объясняется не только сохранившейся с советских времен привычкой ходить на всякого рода выборы у среднего и старшего возрастов, но и большей степенью их вовле­ченности в решение проблем повседневной жизни, а также значи­тельной их зависимостью от государства.

Образование: с ростом уровня образования увеличивается степень участия в выборах. По данным опроса ИСПИ, среди людей со средним образованием ориентировались на участие в выборах 39,2% опро­шенных, а среди людей с высшим образованием — 54,9%.

В этом исследовании не зафиксирована взаимосвязь пола и до­хода респондентов с участием их в выборах. Зато установлено наличие связи между обеими этими характеристиками и партийными предпочтениями избирателей (голосованием за пар­тийные списки).

В отличие от политологии, где уровень политической актив­ности субъекта определяется по косвенным данным, социологи­ческие исследования позволяют его замерить. Существует несколь­ко взаимно дополняющих способов измерения уровня политической активности.

Недостатки социологического опроса состоят прежде всего в том, что в данном случае политическая активность изучается по феноменам сознания: готовность участвовать в противоправ­ных действиях вовсе не означает того, что респондент сможет (как субъективно, так и объективно) реализовать эту установ­ку. Кроме того часто политические действия могут быть выз­ваны ситуацией, в которой субъект оказывается не по своей воле и ему приходится действовать, даже не имея предваритель­ной установки и желания поступать определенным образом.

2 - "анализ событий". Суть этого подхода состоит в контент-анализе средств массовой информации и документов с целью сбо­ра информации об интересующем исследователя событии.

3 - методом вклю­ченного наблюдения. Например, для того, чтобы сравнить харак­тер политического поведения различного рода самодеятельных общественно-политических объединений, в некоторых из них ра­ботают наблюдатели, фиксирующие свои впечатления в дневнике наблюдения. В нем отражаются периодичность собраний группы, участие в массовых акциях, характер обсуждения стратегии и тактики, типы лидерства, способ включенности в работу группы и т.п. Наблюдение позволяет зафиксировать и объективные, и субъективные составляющие политической активности, выявить зависимость способа политического поведения группы от ее чис­ленности, организации работы, политических ориентации и дру­гих факторов.

Численность и состав граждан, принимавших участие в различных собраниях, митингах, демонстрациях, акциях протеста и т.д. При отборе показателей социально-политической активности граждан обращают внимание на следующие аспекты: а) Характер мероприятий по направленности (экономический, политически, национальный, религиозный, экологический и т.п.); по соблюдению законности (санкционированный или нет, были ли нарушения закона, общественного порядка). б) Электоральная активность: численность и состав граждан, принимавших участие в выборах различного уровня с указанием о том, состоялись ли выборы или нет. 4. Политическое сознание общества: показатели, отражающие отношение и доверие граждан к политическим институтам, партиям, движениям, политическим документам, решениям, явлениям и процессам, политическим деятелям. Как правило, в их основе лежат материалы социологических исследований.

Политическое поведениепредставляет собой совокупность внеш­не наблюдаемых человеческих действий (поступков) в сфере рас­пределения и осуществления власти. Политическое участие это влияниена осуществление и рас­пределение власти. Участвующих в политической жизни называют активными гражданами, не участвующих – пассивными.

Факторы политического поведения:

1) внешняя среда (ситуация в государстве, поведение политических деятелей)

2) потребности индивида или группы, участвующей в деятельности

3) установки, ценности, ориентации, цели субъекта

4) действия и поступки субъекта

5) образующаяся связь между поведением и условиями, его сформировавшими.

Каждый фактор способен оказывать решающее влияние на те или иные формы политического участия людей, в зависимости от временных и пространственных условий их жизни. Но наибольшее значение в науке придается психологическим состояниям личности, например рациональному осознанию своих интересов и завоеванию нового статуса; желанию жизненного успеха и общественного признания; пониманию общественного долга и реализации собственных прав, страху за самосохранение в общественной системе и т.д.

Факторы также разделяют на три группы:

1) объективные (условия, в которых живут граждане, их материальное положение, уровень расслоения в обществе – политические факторы, экономические факторы, социальная напряженность, то есть внешняя среда)

2) субъективные (статус, его профессия, доход)

3) внутриличностные (потребности, мотивы)

Социологические показатели политической активности граждан.

1) интерес к политике,

2) готовность к участию,

Активность,

Включенность,

Рациональность.

Различия в уровне и структуре политического участия существуют даже в рамках одного типа политической сис­темы (англо-американской, по Г. Алмонду). Еще более разитель­ными они оказываются при сопоставлении этого типа с европей­ским континентальным, доиндустриальным и посттоталитарным типами.

Исследование форм. Важным видом политического поведения является протест. В условиях социльно-экономической и по­литической стабильности эти формы политического участия рас­пространены в меньшей степени, чем голосование на выборах и участие в избирательных кампаниях. В условиях кризиса наблюдается резкое повышение удельного веса этих форм (например, в 1968 г. во Франции в разного рода акциях протеста участвовало более 10 млн человек).

Абсентеизм может быть выражением политического протеста и аполитичности (полного отсутствия интереса к по­литике). Электоральная статистика свидетельствует о том, что в среднем около трети населения России не участвует в выборах фе­дерального уровня.

Исследования мотивов: рациональные мотивы (связанные с ожиданием определенного поведения кандидата), эмоциональные мотивы (основанные на ощущениях: симпатии/антипатии, надежде/сомнении и др.).

Исследование электорального поведения.

Опыт электоральных исследований свидетельствует о том, что участие или неучастие в выборах, голосование за тех или иных кандидатов зависят не только от причин социального и культурного порядка. Чаще всего к ним от­носят возраст, образование и доход, гендер.

Возраст: с возрастом увеличивается и степень участия в выборах. Это объясняется не только сохранившейся с советских времен привычкой ходить на всякого рода выборы у среднего и старшего возрастов, но и большей степенью их вовле­ченности в решение проблем повседневной жизни, а также значи­тельной их зависимостью от государства.

Образование: с ростом уровня образования увеличивается степень участия в выборах. По данным опроса ИСПИ, среди людей со средним образованием ориентировались на участие в выборах 39,2% опро­шенных, а среди людей с высшим образованием — 54,9%.

В этом исследовании не зафиксирована взаимосвязь пола и до­хода респондентов с участием их в выборах. Зато установлено наличие связи между обеими этими характеристиками и партийными предпочтениями избирателей (голосованием за пар­тийные списки).

В отличие от политологии, где уровень политической актив­ности субъекта определяется по косвенным данным, социологи­ческие исследования позволяют его замерить. Существует несколь­ко взаимно дополняющих способов измерения уровня политической активности.

Недостатки социологического опроса состоят прежде всего в том, что в данном случае политическая активность изучается по феноменам сознания: готовность участвовать в противоправ­ных действиях вовсе не означает того, что респондент сможет (как субъективно, так и объективно) реализовать эту установ­ку. Кроме того часто политические действия могут быть выз­ваны ситуацией, в которой субъект оказывается не по своей воле и ему приходится действовать, даже не имея предваритель­ной установки и желания поступать определенным образом.

2 - "анализ событий". Суть этого подхода состоит в контент-анализе средств массовой информации и документов с целью сбо­ра информации об интересующем исследователя событии.

3 - методом вклю­ченного наблюдения. Например, для того, чтобы сравнить харак­тер политического поведения различного рода самодеятельных общественно-политических объединений, в некоторых из них ра­ботают наблюдатели, фиксирующие свои впечатления в дневнике наблюдения. В нем отражаются периодичность собраний группы, участие в массовых акциях, характер обсуждения стратегии и тактики, типы лидерства, способ включенности в работу группы и т.п. Наблюдение позволяет зафиксировать и объективные, и субъективные составляющие политической активности, выявить зависимость способа политического поведения группы от ее чис­ленности, организации работы, политических ориентации и дру­гих факторов.

Численность и состав граждан, принимавших участие в различных собраниях, митингах, демонстрациях, акциях протеста и т.д. При отборе показателей социально-политической активности граждан обращают внимание на следующие аспекты: а) Характер мероприятий по направленности (экономический, политически, национальный, религиозный, экологический и т.п.); по соблюдению законности (санкционированный или нет, были ли нарушения закона, общественного порядка). б) Электоральная активность: численность и состав граждан, принимавших участие в выборах различного уровня с указанием о том, состоялись ли выборы или нет. 4. Политическое сознание общества: показатели, отражающие отношение и доверие граждан к политическим институтам, партиям, движениям, политическим документам, решениям, явлениям и процессам, политическим деятелям. Как правило, в их основе лежат материалы социологических исследований.

Неотъемлемым признаком развитого правового общества является право на участие граждан в политической жизни (политическое участие). Оно гарантирует каждому человеку возможность выражать свое мнение, влиять на процесс принятия важных государственных решений.

О специфике политического участия в демократическом государстве


Такое участие в демократическом обществе является свободным и представляет собой средство:

  • выражения гражданами чувства долга перед государством;
  • достижения собственных целей;
  • реализации потребности самовыражения.

Участие граждан в общественно-политической жизни обеспечивается государством. Оно предоставляет населению различные правовые нормы и процедуры, равномерно распределяет ресурсы (денежные средства, доступ к СМИ, образование и т. д.). В демократическом обществе допускаются (в определенных рамках) такие формы выражения протеста, как демонстрации, петиции, митинги, забастовки и т. д.


Чем отличается политическое участие при тоталитарном строе

В тоталитарном государстве жизнь людей полностью подчинена его контролю. Власти мобилизуют население для участия в политической жизни для создания видимости его активности. Но мнение и желание граждан при этом совершенно не учитываются.

При тоталитарном режиме влияние общества на власть ограничено до минимума. Нередко оно является просто номинальным. Участие граждан в жизни страны обусловлено потребностями государственной власти. Оно является, в первую очередь, одним из средств контроля государства над массой.

Тоталитарный режим, в котором жестко подавляется любое несогласие, нередко приводит к таким мощным формам гражданского протеста, как бунт и революция.

Тоталитарный строй представляет собой один из пережитков прошлого. Чаще тоталитарными бывают малоразвитые государства. В качестве исключения можно назвать Японию – страну с азиатским типом правления и высокоразвитой культурой.

Благодаря сложившимся многовековым традициям большую часть граждан в этой стране все устраивает. Тоталитарный режим для них настолько привычен, что практически не отличается от демократического и ни в чем не вызывает нареканий.

Почему демократию считают признаком прогрессивного общества

Демократический строй является более устойчивым, чем тоталитарный. Сдерживаемое недовольство в обществе, характерное для тоталитарного строя, опасно тем, что оно в определенный момент может вылиться в революцию.

В демократическом государстве властью поддерживается образ дружественного отношения к гражданам, предоставляется равномерное для всех распределение средств к существованию, возможности для саморазвития и самореализации, свобода самовыражения и т. д.

Помимо того, власть выражает внимание к проблемам граждан и заботится об их здоровье. Этим преодолевается недоверие к власти, обеспечивается максимальный учет интересов населения, а также участие большого количества граждан в общественно-политической жизни общества.

Преимущества непосредственной демократии

Участием граждан в политике обеспечивается также эффективность контроля за должностными лицами и предотвращение злоупотреблений с их стороны.

Характерные черты деятельности

Политологами Милбрэтом и Гоэлем на основе анализа политического участия выделены три типа граждан, которые, будучи вовлеченными в этот процесс, отличаются по характеру своей деятельности. Так, ученые назвали:

Политологами Вербой и Наем в последнюю категорию включены также участники голосования на выборах, общественники, те кто работает в предвыборных штабах и контактирует с политическими лидерами.

Немецким социологом Максом Вебером создана собственная классификация участников политической деятельности. Он назвал:

Польским ученым Е. Вятром составлена классификация участников общественной жизни, основанная на таких характеристиках, как заинтересованность в политике, осведомленность и степень вовлеченности. Участников процесса он разделил на 5 категорий:


Бьорн М. Олсен принципиально по-иному разделил участников политического процесса. Исландский ученый считал главным в их деятельности отношение к власти. Роли участников им распределены между:

  • лидерами, обладающими доступом к широкой власти;
  • активистами, обладающими ею в отдельных узких сегментах;
  • большинством граждан, использующих власть коллективно, посредством участия в выборах;
  • маргиналами, не принимающими участия в распределении доступа к власти.

Основные формы участия

В соответствии с характером действий выделяются такие виды участия:

  1. Традиционные – действия, обусловленные существующими политическими институтами (участие в референдумах, выборах, демонстрациях, митингах и т. п., обращения граждан к органам власти и др.).
  2. Нетрадиционные – нетипичные и необычные действия (организованное молчание, сидячие забастовки, политическое граффити и т. д.).
  3. Автономные. Свободная добровольная деятельность индивида, вызванную его желанием принять участие в жизни страны.
  4. Мобилизационные. Действия принудительного характера. Как правило, инициируются правящей группировкой с целью поддержки существующей системы. В таком участии не предусмотрено выражение личного мнения индивидов или групп. Создается ложное представление о положении дел в стране, необходимое власти.
  5. Активные.
  6. Пассивные.

Активное участие предполагает вовлеченность в следующие мероприятия:

  1. Выборы президента.
  2. Массовые акции (митинги, демонстрации, забастовки, координация масс, недовольных действиями правительства). В качестве примера можно привести парижскую забастовку работников завода Continental, требующих пересмотра решения о его закрытии.
  3. Одиночные акции, достаточно заметные и имеющие вес Интересной формой политического участия стал поступок иракского журналиста, кинувшего ботинком в Дж. Буша. Так журналист выразил свое несогласие с проводимой США политикой по отношению к его стране.
  4. Управление государством, формирование законодательства.
  5. Опросы граждан.
  6. Составление обращений и жалоб в вышестоящие структуры от имени отдельных граждан или групп.
  7. Лоббистскую деятельность – продвижение объекта (закона или депутата). Предусматривает личную (денежную) заинтересованность, используются законные и незаконные способы достижения цели.
  8. Сетевое продвижение – использование блогов, электронных газет и других интернет-ресурсов. Например, в ходе украинско-российского конфликта, вопреки официальным утверждениям, низы не высказывали в сетях однозначно отрицательного отношения к противной стороне, а, напротив, преимущественно призывали к дружбе и взаимопониманию между народами, независимо от распрей между правительствами обеих стран.

Пассивный вид предполагает:

  • социальную апатию (недоверие граждан к властям, неучастие в выборах);
  • отказ от участия в социальных мероприятиях (субботниках, митингах, демонстрациях);
  • отказ от совершения каких-либо поступков как демонстрацию недовольства определенными действиями властей (например, отказ получать зарплату, размер которой кажется индивиду слишком незначительным).

Виды и формы участия граждан в политической жизни

О формах участия граждан в политической жизни РФ

В части 1 ст. 1 Конституции Российская Федерация определена в качестве демократического федеративного правового государства. Право граждан РФ на участие в политической жизни страны закреплено Конституцией (ст. 32). В соответствии с ч. 3 ст. 3 Конституции, высшей формой непосредственного выражения власти народа являются свободные выборы и референдум.

Дееспособные граждане (совершеннолетние) вправе самостоятельно или через посредников (представителей) участвовать в выборах, внося свой вклад в решение важных для страны вопросов (активное избирательное право).

При этом исключается любая дискриминация (по расовому, национальному, половому, возрастному, общественному и другим признакам). Избирательное право в РФ – всеобщее, равное и тайное (одному избирателю дается право тайной подачи только одного голоса).

Быть избранным (пассивное избирательное право) граждане могут:

  • c 18 лет – на должность депутата городского совета;
  • с 21 года – депутатом Госдумы, а также городского головы;
  • с 30 лет – в качестве высшего должностного лица субъекта РФ (ч. 1, ч. 4 ст.4 ФЗ 67-ФЗ);
  • с 35 лет – Президентом РФ (ч. 2 ст. 3 ФЗ № 19-ФЗ от 10.01.2003).


Кроме того, граждане могут участвовать:

  1. В референдуме – голосовании по наиболее важным государственным и общественным вопросам (общефедеральном, региональном и местном). По закону РФ, правом такого участия наделяются лица с 18 лет.
  2. В общественном контроле (ч. 1 ст. 3 ФЗ № 212-ФЗ) – деятельности, осуществляемой с целью наблюдения за органами государственной власти, местного самоуправления, наделенными определенными публичными полномочиями. Целью контроля является также общественная проверка, анализ и общественная оценка принимаемых ими решений.
  3. В публичных мероприятиях (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ) открытых, мирных, доступных каждому (собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях) с целью свободного выражения, формирования мнений, выдвижения требований по различным политическим, экономическим и др. вопросам. Такие мероприятия могут проводиться депутатами (встречи с избирателями) с целью информирования их о своей деятельности. По закону в роли организатора пикетирований, шествий, демонстраций могут вступать граждане РФ, достигшие 18 лет, собраний и митингов – 16 лет.
  4. В публичных слушаниях, сходах с целью формирования и выражения правотворческих инициатив (ст. 26 Федерального закона № 131-ФЗ).
  5. В митингах и демонстрациях, с целью выражения протеста или призыва к чему-либо (ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ). При этом закон запрещает проведение выступлений, носящих экстремистский, противоправный характер, нарушающих общественный порядок.

Помимо этого, граждане вправе вмешиваться в политическую жизнь страны следующим образом:

  1. Создавать политические партии и участвовать в их деятельности (право регулируется Федеральным законом № 95-ФЗ). Членами партии могут быть люди, достигшие 18 лет (ч. 2 ст. 23 Федерального закона № 95-ФЗ). Лишены такого права иностранцы, лица, не имеющие гражданства, а также недееспособные.
  2. Создавать общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей (ст. 3 Федерального закона № 82-ФЗ).
  3. Занимать должности на государственной службе.
  4. Обращаться с заявлениями в органы власти.

О факторах, стимулирующих политическую активность

Степень вовлеченности граждан в политику и общественную жизнь зависит от различных факторов:

  1. Социально-экономического статуса (наиболее эффективного). Определяется профессией, уровнем образования, дохода. Чем ниже социальный статус, тем вероятнее негативный настрой граждан по отношению к системе.
  2. Возраста. По данным социологических исследований, пик гражданской активности приходится на середину жизни, затем она идет к затуханию.
  3. Пола. Женщинам свойственна меньшая склонность участию в делах страны, нежели мужчинам. Это обусловлено создавшимися патриархальными представлениями о ролях в обществе: мужчина – лидер, женщина – жена, мать, большую часть жизни посвящающая не собственным интересам, а заботам о семье и детях, практически лишенная возможности раскрыть свой личностный потенциал.
  4. Мотивации граждан.

Участие граждан в политической жизни

Какие факторы снижают активность граждан

По ряду причин политическая активность населения может снижаться. К важнейшим из них социологи относят демократизацию общества, способствующую усилению прозрачности жизни и деятельности представителей элиты.

Негативизм в оценке открытой для народа жизни политиков высокого ранга переходит на всю политическую сферу и заставляет граждан дистанцироваться от нее.

Еще одна причина – излишняя бюрократизация аппарата власти. Многоуровневой системой сдержек политических инициатив, регуляцией чиновниками общественной жизни формируется ее инертность, участие в ней граждан лишается смысла.

О мотивах

К наиболее распространенным мотивам гражданского участия в политической жизни относят:

  1. Интерес к политике как сфере деятельности.
  2. Стремление к познанию мира вокруг себя, при котором политическую систему рассматривают как одно из средств.
  3. Стремление повысить собственный статус.
  4. Желание добиться власти над людьми.
  5. Желание повысить свой материальный уровень.
  6. Соответствие традиционным семейным установкам.
  7. Совпадение жизненных ценностей с идеологией системы.
  8. Ложные мотивы (пропаганда).

В ходе развития общества значение участия граждан в его жизни возрастает. Государства, партии и политические движения не жалеют средств на спонсирование выборов, демонстраций, акций протеста. При правильном подходе государство использует политическую активность граждан в качестве рычага своей деятельности, а граждане, принимая активное участие в общественно-политической жизни, получают определенные выгоды от властей.

Доводилось ли вам принимать участие в политической жизни – выборах, референдуме, демонстрациях и т. д.? К какому типу граждан вы себя относите? Какой вид политического участия считаете самым эффективным? Оставьте ваши комментарии, поделитесь статьей с друзьями, сохраните ее в закладках.

Также рекомендуем посмотреть подборку видео, которые закрепят знания и ответят на оставшиеся вопросы.


Политическое участие и отношения с государством в России

Интерес россиян к политике в целом не изменился. 3% респондентов интересуются в очень большой степени, 9% — в большой, 35% — в средней, 26% — в малой, 27% — совершенно не интересуются. По сравнению с 2020 годом значимые изменения заметны только в одной категории: на 6 п. п. выросло число тех, кто совсем не интересуется политикой — в 2020 году было 21%, в 2021 — 27%.


В какой степени вас интересует политика?

Почти половина (45%) респондентов указывают, что внимательно следят за политикой, но не собираются принимать активное участие в политической жизни. Лишь 3% принимают участие в деятельности или поддержке политических сил. 27% — безразличны к тому, что происходит в политической жизни в России, 23% — открыто дистанцируются от политической сферы. Иными словами, ровно половина населения России пребывают вне политики.



Могут ли такие люди, как вы, влиять на принятие государственных решений в стране?

фев.06фев.10янв.12фев.12мар.13мар.14мар.15авг.16апр.17дек.18июн.19фев.21
Определенно да224131313435
В какой-то мере да131215141011151112161619
Скорее, нет393428393538383831363331
Определенно нет455151424947404951424644
Затруднились ответить222443413222

Могут ли такие люди, как вы, влиять на принятие решений в своем регионе, городе, районе?

фев.06фев.10янв.12фев.12мар.13мар.14мар.15авг.16апр.17дек.18июн.19фев.21
Определенно да323121413668
В какой-то мере да211621211418181614272526
Скорее, нет363427383438353831312929
Определенно нет394647374641394348343736
Затруднились ответить224442424221

В ситуации ухудшения социально-экономического положения основной массы населения заметно растут консервативные настроения и иллюзии государственного патернализма. Люди ходят заботы государства о них. В ответе на вопрос об отношениях между государством и гражданами 68% россиян считают, что государство должно заботиться о своих гражданах и обеспечивать им достойный образ жизни. Это самый высокий показатель с 2006 года. Доля россиян, предпочитающих такую модель взаимодействия с государством, значительно выросла за последние несколько лет: в 2015 году так считали 49% респондентов, в 2020 году — уже 60%, в 2021 — 68%.

Одновременно с этим сокращалась доля тех, кто считает, что государство должно устанавливать общие “правила игры” и следить за их соблюдением. В 2015 году так считали 41%, в 2021 — лишь 24%.

Стабильно небольшое число респондентов считает, что государство должно минимизировать вмешательство в жизнь граждан — 6% в 2021 году.


Лев ГУДКОВ

Статистическая погрешность при выборке 1600 человек (с вероятностью 0,95) не превышает:

3,4% для показателей, близких к 50%

2,9% для показателей, близких к 25% / 75%

2,0% для показателей, близких к 10% / 90%

1,5% для показателей, близких к 5% / 95%

АНО “Левада-Центр” принудительно внесена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Заявление директора Левада-Центра, не согласного с данным решением, см. здесь.

Читайте также: