Легко ли обосноваться на этой должности

Обновлено: 03.07.2024

Большинство людей начиная выполнять работу на новой должности совершают одни и те же ошибки. Эта статья о том, как избежать самые распространенные из них, чтобы вы получали больше результатов и удовольствия от работы.

Любая новая должность означает, что вам что-то придется делать в той области, в которой у вас нет опыта. Например, вы — отличный продавец и пришло время стать руководителем отдела продаж. Вы отлично разбираетесь в работе продавца, в том, как работать с клиентами. Но когда вы принимаете должность руководителя у вас появляются совершенно новые для вас обязанности. Это — управление людьми. Работа руководителя — это целый набор новых обязанностей: нужно будет умело проводить совещания с продавцами, планировать деятельность отдела, ставить задачи и добиваться их исполнения. Поэтому первое, что нужно осознать: любая новая должность — это совершенно новая деятельность, в которой нет опыта и уверенности.

Большинство людей не способны получить большие результаты только потому что боятся начинать с нуля. Они просто боятся выйти из зоны комфорта, из области в которой хорошо разбираются, боятся столкнутся с новыми проблемами и необходимостью играть роль новичка и преодолевать все, что приходится переносить новичку. Но нет другого способа достичь выдающихся результатов, чем постоянный выход за пределы зоны комфорта. Это относится как к одному человеку, так и к компании в целом.

Постепенность

Любую новую должность необходимо осваивать шаг за шагом. Самая сложная работа состоит из множества составляющих, в любой работе используется множество инструментов. Осваивайте их одни за другим. Попытка сделать все сразу значительно усложняет работу, приводит к замешательству и разочарованиям. Например, если вы принимаете должность руководителя отдела, вы выясните, что у вас появляется много разных обязанностей. Просто составьте небольшой план, и решите, в какой последовательности вы будете осваивать эти обязанности. Начните с чего-то не слишком сложного. Например, научитесь сначала проводить ежедневные совещания с продавцами. Такое совещание предполагает разбор и оценку результатов работы и планирование действий на день или неделю.

Добейтесь, чтобы у вас это получалось. После этого осваивайте следующий инструмент. Не пытайтесь освоить все сразу. Это как кататься на велосипеде — сначала вы просто учитесь сохранять равновесие, катаясь по прямой. Только через некоторое время сможете ловко маневрировать. Если бы вы попытались учиться кататься на велосипеде на лесной тропинке, которая петляет между деревьями, то быстро бы утратили интерес к этому занятию.

Вас игнорируют

Это всегда происходит с человеком, который только начинает осваивать какую-то работу в уже существующей компании. Вы уже три дня в новой должности, но такое ощущение, что никто вообще этого не замечает! Это — совершенно нормально, ведь в компании уже есть сложившийся уклад работы и отношений. Даже если он никогда не был написан на бумаге и даже если никто не может описать, в чем заключаются сложившиеся традиции, они все равно существует. Кто-то осознанно или неосознанно делает работу той должности, на которую вы пришли. У сотрудников есть сложившиеся привычки в отношении того, как решать вопросы.

Поэтому любой человек, который только что принял новую должность фактически не существует для окружающих до тех пор, пока он не начнет играть важную роль в процессах так, чтобы его присутствие заметили и изменили привычные рабочие процессы. Например, вы уже назначены начальником отдела продаж, а продавцы по-прежнему бегают за советами к вышестоящим руководителям, а те по-прежнему отдают им распоряжения напрямую. Неприятное положение, но неизбежное в самом начале деятельности.

  1. Составьте список всех людей, с которыми вам необходимо будет сотрудничать в новой должности. Например, для начальника отдела продаж в этом списке будут в первую очередь его непосредственный руководитель, его подчиненные — продавцы, руководители производственных подразделений и т.д.
  2. Необходимо пообщаться с каждым человеком из списка и донести до него, что сейчас вы будете выполнять эту работу и по определенным вопросам он должен обращаться именно к вам, хотя раньше он это делал по другому. Например, начальнику отдела продаж необходимо пообщаться из продавцов и объяснить ему, каков круг обязанностей руководителя и какие вопросы вы будете решать. Будет уместно рассказать о вашем опыте и навыках и о своих планах в этой должности.
  3. Следующее действие — выяснить, что этот человек ожидает от вас в этой должности, а затем предоставить ему это. Нет лучшего способа сделать, чтобы вас признали и начали сотрудничать, чем выполнить то, что ожидается. Например, новый начальник отдела продаж в разговоре с продавцом выясняет, что продавец ожидает от руководителя, что тот добьется, чтобы производство выполняло заказы вовремя. Если вы это сделаете, то получите признание подчиненного и способность на него влиять. А руководитель отделения Распространения (непосредственный руководитель начальника отдела продаж) скорее всего будет ожидать, что начальник отдела продаж даст ему реалистичное планирование объемов продаж.

Такое бывает довольно часто — кто-то отдает вашим подчиненным распоряжения и таким образом мешает вам выполнять вашу работу. Этому может быть две разных причины, вам нужно разобраться, с какой из них вы столкнулись и действовать соответственно.

Первая причина — вы еще не взяли что-то под свой контрольЭто означает, что вас обходят просто по привычке. Например, директор компании привык напрямую отдавать распоряжения одному из продавцов в отношении работы с каким-то важным клиентом, с которым существуют особые договоренности. В этом случае вам нужно просто в отношении этого момента выполнить шаги, описанные в предыдущем пункте. То есть напомнить, что это относится теперь к вашим обязанностям, выяснить, каковы эти договоренности и забрать у директора эту работу. Как только он убедится, чтобы вы успешно с этим справляетесь, он перестанет вас обходить в этой области.

Вторая причина — вы с чем-то не справилисьНапример в области ответственности руководителя отдела продаж возникла какая-то проблема при работе с клиентом. Директор вмешался в эту ситуацию и решил ее. В таком случае необходимо просто выяснить, как и почему он действовал и научиться справляться с такими ситуациями. Если вы осознаете, что вы — новичок в этой работе и не можете знать и уметь все, то сможете добиться, чтобы вам объяснили, как правильно действуете. Фактически это действие в таком случае становится частью ваших обязанностей и освоив его вы навсегда избавитесь от обхода в этом вопросе. Вам нужно собрать и освоить весь успешный опыт, относящийся к вашей новой должности, на это потребуется время.

Один из способов превратить работу на новой должности в ад — пытаться выполнить невыполнимое. Если вы еще не полностью освоили новую работу, вас даже сложно оценить, сколько требуется времени на выполнение той или иной задачи. Например, неопытный продавец планирует встречи с клиентами и выделяет на каждую из них один час. Так как опыта у него пока еще маловато, он не берет в расчет, что требуется некоторое время на подготовку, на дорогу, на небольшое опадание клиентов. Поэтому он будет нервничать и провалит выполнение плана. Если бы у него был опыт, он запланировал и провел меньше встреч, но при этом выбрал наиболее приоритетные. И результат был бы выше и удовольствия больше.

Дмитрий Кузьмин

Результаты исследования Гарвардской бизнес-школы показывают, что токсичные сотрудники наносят урон бизнесу. Добросовестные и спокойные люди в компаниях с таким персоналом работают заметно хуже, а некоторые (12 %) и вовсе увольняются из-за неприятной атмосферы в коллективе.

Респонденты заявили, что из-за токсичных коллег нарушаются их отношения с клиентами, большинство теряют вовлеченность и инициативу, опасаясь грубой и непоследовательной обратной связи. Все это указывает на то, что токсичные сотрудники разрушают коллектив, и игнорирование их чревато снижением эффективности команды.

Кто такие токсичные сотрудники

Также под токсичным поведение может скрываться подсознательное желание самоутвердиться и подчинить себе других людей.

Токсичность — это просто новое модное слово, которым обернули старое доброе авторитарное поведение. Авторитаризм — социальная установка или черта личности, характеризующаяся уверенностью в том, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность правителю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.

Олег Долгицкий
психолог

Признаки и особенности поведения токсичных сотрудников

Отличительными особенностями токсичных сотрудников обычно называют немотивированную агрессию, непоследовательность в реакциях, следование за личной выгодой.

Такие люди не уважают коллег и не пытаются быть этичными, не считают руководителя авторитетом и не хотят следовать указаниям. Вот еще несколько признаков, что перед вами токсичный человек.

Игнорирует корпоративные ценности

Опрошенные для статьи руководители компаний разных уровней сходятся во мнении, что токсичные сотрудники, как правило, игнорируют корпоративные ценности. Они не обращают внимание на принятые правила, субординацию, атмосферу в коллективе. Вместо того чтобы или принять стиль работы, или не соглашаться на вакансию, они пытаются навязать коллегам и руководству свои представления об алгоритмах работы и стиле управления.

Токсичными могут быть не только рядовые работники, но и управленцы. При этом они не всегда открыто демонстрируют токсичное поведение, скандалистов среди них немного. Обычно они неплохо выполняют свою работу, у них хорошие отношения с коллегами. Токсичные сотрудники преследуют личные цели — им нужны власть, статус, выгода.

Обратите внимание: порой такое поведение является своеобразной обороной, так как сотрудник не обладает необходимыми для занимаемой должности знаниями и компетенциями. Или это попытка выразить несогласие с работой системы, правилами и порядками в компании.

В идеальном мире с токсичными сотрудниками нужно прощаться. В реальности поддерживайте специалистов, которые могут стать жертвами токсичных коллег, иначе компания потеряет хороших работников.

Екатерина Нистратова
HR-директор компании BSA

Считает себя лучшим

У него негативное отношение ко всему

Отличительной особенностью некоторых токсичных сотрудников является негативное отношение к любым нововведениям, работе и вообще к жизни. Здесь речь не про сложные ситуации, когда нам хочется выпустить пар, немного поныть и пожалеть себя. Нет, это постоянное состояние человека.

Токсичные люди, как правило, склонны драматизировать любую мелочь. На проблемы они реагируют не попыткой их решить, а опускают руки и сразу же сдаются. Подобное отношение к жизни и работе передается в коллектив.

Кто-то будет жалеть токсичных сотрудников и пытаться им помочь. В итоге вместо двух полноценных работников руководитель получает одного бесполезного и еще одного, работающего вполсилы, потому что время и ресурсы будут уходить на поддерживающие разговоры.

Часть коллектива поддается негативным настроениям. Люди могут задуматься, вдруг токсичный сотрудник действительно прав и вокруг все так плохо. Это демотивирует.

Он постоянно все критикует

Вместе с негативным отношением к жизни у токсичных сотрудников проявляется страсть к критике. Почему-то они считают, что знают все лучше всех, и никогда не верят в успех нового проекта.

Такое отношение можно использовать в мозговых штурмах. Токсичный сотрудник, если он умеет использовать аргументы, а не просто эмоциональные оценки, будет полезен — увидит потенциальные проблемы, о которых не подумали работники с позитивным отношением к проекту.

Но постоянно работать рядом с человеком, который критикует и обесценивает вашу деятельность, невозможно — даже крепкая психика не выдержит постоянного давления. Результатом станет или потеря уверенности в себе, или открытый конфликт.

У него есть склонность к интригам

В токсичных коллективах энергию принято использовать не для решения рабочих задач, а для сбора информации о коллегах, создания и распространения сплетен. Постепенно все время на работе тратится на интриги — сотрудники обсуждают, кто и что сказал, зачем это было нужно, какие выводы можно из этого сделать и как с помощью манипуляций добиться своего.

Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов. Легкий переход на электронные трудовые и больничные листы.

Коммуникации в подобных коллективах отравлены: от коллег невозможно добиться даже элементарных действий по работе, потому что любые просьбы воспринимаются как элемент интриги. Люди, которые просто хотят работать, рядом с такими сотрудниками не задерживаются. Проще уволиться и найти подходящую вакансию, чем разбираться в хитросплетениях отношений между условным начальником, бухгалтером и парой менеджеров.

У него много активности, но мало результатов работы

Еще один признак токсичного сотрудника — это отсутствие реальных результатов работы. Подобные люди могут быть отличными собеседниками, постоянно принимать участие в социальных активностях, дружить с коллегами. Но когда наступает время анализа результатов, именно у них меньше всего сделанной работы. Это демотивирует других сотрудников: люди начинают сомневаться в том, что нужно трудиться, ведь они работают, а токсичному коллеге платят, по сути, за присутствие на рабочем месте.

Или другой пример: результаты работы есть, но сделана она чужими руками. Коллег это может задеть, ведь делают они, а похвалу от руководства получает токсичный специалист.

Мы называем таких сотрудников душой компании. Это может быть веселый, активный и в целом довольно приятный в общении человек. Для него не проблема найти общую тему для разговора, дать совет, поделиться историей из жизни, даже если не просят, помочь в организации праздника, таскать бутылки с водой и еще много-много чего. Только на выполнение непосредственных рабочих задач времени у него не остается.

Он не принимает ответственность

В ошибках токсичных сотрудников, как им кажется, всегда виноват кто-то другой. Им свойственно убегать от ответственности, подставлять окружающих, переиначивать ситуацию.

Причем с умением манипулировать логикой у токсичных работников все хорошо. Постепенно это провоцирует конфликт, добросовестным исполнителям надоедает, что им приходится исправлять чужие ошибки.

Как бороться с токсичными сотрудниками

Ищите причины токсичного поведения

Начните с поиска настоящих причин ядовитого поведения. Обычно с токсичными коллегами сложно выстраивать коммуникацию — они все воспринимают в штыки, ищут сложности и проблемы там, где их нет. Но если абстрагироваться от эмоций, можно попробовать выяснить, почему они так себя ведут.

Важно понять, токсичен ли сотрудник всегда, сам по себе, или есть какой-то триггер для проявления неприятных сторон характера. Кто-то, например, в условиях аврала начинает паниковать и демотивировать команду. Другие, наоборот, расслабляются, если им не хватает загрузки, и тянут за собой коллектив. Зная сильные и слабые стороны сотрудника, можно планировать его загрузку с их учетом и таким образом минимизировать спорные ситуации.

Помните, сотрудник ведет себя тем или иным образом чаще всего неосознанно. Старайтесь не поддаваться эмоциям, не становитесь сами токсичным руководителем. Не стоит отчитывать человека при коллективе, это только усугубит ситуацию. Обсудите проблему тет-а-тет, прямо скажите о том, какие реакции или поступки вам не нравятся и вместе поищите возможные пути решения.

Кристина Петрова
основатель агентства PR Perfect

Узнайте, что беспокоит сотрудника, что ему не нравится. Если получится, спросите, что ему хотелось бы изменить в его работе. Может быть, он беспокоится из-за недостатка компетенций? Или ему нужно больше времени на выполнение задач? Как правило, у токсичных людей отношения с руководителями напряженные, от разговора с начальником они ждут давления, проблем и конфликта. Поэтому доброжелательная беседа может сбить их конфликтный настрой, они расскажут, в чем на самом деле проблема.

Два года назад к нам устроился отличный программист. Спустя полгода он проявил свой характер: стал открыто обсуждать работу других сотрудников, причем с негативной стороны, говорил о том, что не команда, а только он вносит посильный вклад в развитие проекта.

Мы выяснили, в чем причина такого поведения. Оказывается, ему не хватало времени на его хобби. Я сделал ему гибкий график при условии выполнения KPI, проблема решилась. Еще я расширил зону его ответственности — поручил вести корпоративный блог. И предупредил, что мы будем участвовать в конкурсе блогов, от его работы будет зависеть результат. Эффект был потрясающий.

Появление токсичного сотрудника в коллективе — проверка на прочность руководителя. Сдаваться сразу не нужно, но и не затягивайте: если не удалось перевоспитать сотрудника, лучше попрощаться с человеком, каким бы профи он ни был.

Борис Сысоев
основатель HR-стартапа TestWork.io

Дайте обратную связь

Токсичные сотрудники не всегда понимают, какой негатив своими действиями приносят в компанию. Порой проблема может решиться благодаря спокойной обратной связи. Расскажите сотруднику, что не так с его поведением, почему оно негативно влияет на атмосферу в коллективе. Лучше, если коммуникация будет строиться без эмоций, логично и рационально. Как вариант, можно дать обратную связь письменно.

Используйте конкретные примеры, чтобы обратная связь не выглядела как агрессия или необоснованное нападение. Задача коммуникации — решить проблему с токсичностью, а не вызвать защитную реакцию.

Полезным будет объяснить последствия токсичного поведения. Например, выстроить логическую цепочку. Если сотрудник постоянно всех критикует, отношение к работе ухудшается, творческая энергия и позитивный настрой пропадает, люди не хотят работать, сроки срываются. В итоге компания не получит оплату за заказ и ей придется закрыться. Это негативно скажется и на токсичном сотруднике — останется без зарплаты, придется искать новую работу, о нем будут плохие отзывы.

Будьте аккуратнее с ярлыками

Не всегда человек, работающий иначе, чем принято в коллективе, токсичный. Это может быть сотрудник с творческим мышлением, нестандартной логикой. Задача руководителя — вовремя понять, кто перед ним, и использовать эту неординарность на благо бизнеса, ведь именно такие люди могут креативно подходить к решению сложных задач.

Александр Хмыль, руководитель проекта HostFly, уверен: когда в коллектив попадают люди с нестандартным мышлением, более активные, чем их коллеги, возникают напряжение и конфликт. Но управленцы в природу таких конфликтов не вникают, в итоге прогрессивные сотрудники, которые могут принести бизнесу пользу, оказываются в позиции токсичных. Это большая ошибка.

Руководителю в такой ситуации стоит думать не над управлением токсичными сотрудниками, а над нормализацией ситуации в коллективе, с учетом способностей всех работников. Важно понимать, что токсичные сотрудники в компанию при нормальном отборе кадров не попадают. Значит, они стали такими внутри коллектива.

Изучите рабочие процессы, отношение к обязанностям всех членов коллектива. В нашей практике токсичными становились люди, которые хотели проявить себя, но сдерживались менее инициативными коллегами. Поэтому не принимайте поспешных решений.

Александр Хмыль
руководитель проекта HostFly

Если не получается — расставайтесь

Часть опрошенных нами экспертов считает, что токсичных сотрудников не переделать. Управлять ими тоже невозможно — они довольно деспотичны, если руководитель говорит что-то против, это воспринимается не как конструктивная критика, а как нападение. Поэтому единственным верным, пусть и тяжелым, будет решение расстаться.

Токсичные люди обычно считают, что действуют абсолютно правильно и во благо других. Такие сотрудники могут быть продуктивными и приносить хороший доход, но их влияние на атмосферу внутри команды в итоге нанесет значительно больше вреда, чем пользы. Оно снижает эффективность других сотрудников, которые работают в непосредственном контакте с ним.

Если вы столкнулись с токсичным сотрудником, нужно принимать решение о расставании, даже если вы не являетесь его непосредственным руководителем, а стоите выше. Главное, действовать методично и последовательно, без лишних эмоций и с четкой позицией. Иногда процесс расставания может затянуться на несколько месяцев, но зато потом весь коллектив сможет вздохнуть свободно.

Вкратце о том, что делать, если у вас в команде появился токсичный сотрудник

  • Токсичный сотрудник — это человек, которые отравляет атмосферу в коллективе, мешает своим действием или бездействием другим продуктивно работать.
  • Токсичность может проявляться в постоянной критике, игнорировании корпоративных правил и ценностей. Подобные люди считают себя лучше остальных, постоянно критикуют коллег и начальство.
  • Есть и другая токсичность — когда люди активны, но перекладывают свою работу на других. Или плетут интриги, вместо того, чтобы работать. Еще токсичные сотрудники не любят брать на себя ответственность, в их ошибках всегда виноват кто-то другой.
  • Способов управлять такими сотрудниками мало. Попробуйте найти причины токсичности — возможно, сотрудник хочет так показать себя. В таком случае может помочь расширение зоны ответственности.
  • Еще важно постоянно давать обратную связь. Не понимая, как к ним относится руководитель, сотрудники начинают выгорать и проявлять неприятные черты характера. Важно, чтобы работник всегда знал, насколько хорошо он выполняет свои обязанности, куда ему расти дальше.
  • Если не выходит поменять токсичного сотрудника, расстаньтесь с ним.
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Самоизоляция и удаленка заставили многих пересмотреть отношение к работе.

Кто-то понял, что не хочет больше возвращаться в офис, и взялся за освоение новых навыков. Кто-то лишился части доходов и вынужден искать другие способы заработка. А некоторые решили воспользоваться шансом и резко изменить жизнь — перейти на новую должность или вообще сменить специальность. Собрали в подборку советы HR-специалиста Алены Владимирской по поиску работы и карьерному развитию: как вести себя на собеседовании, куда податься после 40 и как договориться о хорошей зарплате.

Как объяснить желание сменить работу потенциальному работодателю?


Что не стоит говорить про причины ухода с предыдущего места работы? На какие маркеры, стоп-слова смотрят HR? И наоборот, какие причины смены работы считаются приемлемыми — мало денег, отсутствие роста, нездоровая атмосфера?

Начну с приемлемого: невозможность карьерного роста, желание перейти именно в эту компанию — это основное, задержки зарплаты, очень долгий путь до работы — например, компания переехала в офис на другом конце большого города.

Как доказать работодателю, что готов работать в новой для себя сфере?


Есть желание поменять профессию. В текущей профессии я уже 10 лет, большой опыт, профильное образование. В новой профессии я могу опираться на знания и опыт из нынешней работы, но все-таки придется много учиться. Скорее всего, на первых порах работа будет приносить меньше денег из-за отсутствия релевантного опыта. Я сейчас занимаюсь очень плотно, но пока не понимаю, как правильно указать все это обучение в резюме, чтобы сделать на нем акцент. Как правильно преподнести весь предыдущий опыт? Хочется, чтобы из резюме было понятно, что я много времени и сил вложила в переориентацию и сильно замотивирована развиваться в новой сфере.

Буду вас расстраивать — не хочу, но давайте скажу правду. Само обучение не решит эту задачу. Людей старше 30 без опыта в новой сфере на работу не берут. На стажерские вакансии уже оверквалифайд — боятся, даже если человек хочет. А на более высокие — опыта нет.

Вам нужно не только поучиться, но и поработать в этой отрасли — хоть бесплатно, тут идеально подходят стартапы, где нет денег, но нужны профессионалы. Это позволит и опыт записать, и нетворк создать. Или надо вытаскивать из вашего прошлого опыта все более-менее релевантное и продавать — это уже платная работа с резюме. Ну или третий путь. Проще всего в любую отрасль зайти через продажи. Там всегда и вакансий больше, и критерии мягче. Если готовы продавать, то двигайтесь туда. Потом через продажи можно дорасти и до бизнес-девелопмента, и до продукта, и до маркетинга.

Как договориться о хорошей зарплате на новом месте?


Не нужно писать об этом в резюме. На собеседовании лучше назвать ваш текущий доход и сказать, что хотели бы увеличить его на 15—20%. Торговаться можно только после экспертного собеседования, когда станет очевидно, что вы понравились. Нужно торговаться прошлым опытом и проектами, то есть результатами — продается это. Сейчас в целом не лучшее время для торгов, но очень зависит от отрасли — например, в ИТ вполне можно. Далее надо смотреть: если вы работаете в банке, то в Сбере и ВТБ можно поторговаться, в остальных случаях надо учитывать нюансы.

В целом закономерность такая. Если вас хантят — то есть вы работаете, а вас активно зовет другая компания, — прибавляйте 20—30% к текущему доходу. Если вы не работаете менее трех месяцев, то запрашивайте текущий доход. Если вы не работаете более трех месяцев и при этом активно ищете работу — сбавляйте 15%.

Как увеличить доход после 40?


Каковы перспективы для увеличения дохода, если возраст за 40 и работаю в регионе? Сфера деятельности — финансы, уровень должности — руководитель среднего звена. Переезжать в Москву? Переучиваться на более перспективную специальность?

Лучший способ — это релокация в своей компании в более крупный регион, например в Москву. Шансов хорошо адаптироваться и расти больше, а дальше обрастете в Москве связями и сможете перейти в другую компанию, если захотите. Если переучиваться на другую специальность, то в первые 2—3 года это точно не увеличит, а уменьшит ваш доход.

Стоит ли рисковать, если есть стабильная работа?


Хорошая ли идея уходить сейчас со стабильной, неплохо оплачиваемой работы, если по разным причинам пребывание на ней стало ужасно некомфортным? Лучше подождать более спокойных времен или рискнуть?

Лучше сходить в долгий отпуск без телефона и рабочей почты хотя бы на две недели, жестко выключив все рабочие коммуникации. А вернувшись, понять, от чего вы устали: от конкретной компании — тогда менять ее, от профессии в целом — тогда надо менять отрасль, но это чаще всего долго и сложно, или просто сильно устали и после отдыха все стало ок. Если устали от отрасли и хотите перейти в другую, не экономьте, придите на консультацию к карьерному специалисту: он реально оценит, куда и на какие деньги вы сейчас сможете перейти, — сбережете кучу нервов и денег.

Кем стать копирайтеру, чтобы зарабатывать больше?


Я копирайтер, пишу тексты, люблю и умею это делать, есть хорошее портфолио. Опыт работы — больше 10 лет, зарплата ближе к верхней планке для моих навыков — вакансий с зарплатой выше появляется мало. И я не понимаю, какие у меня перспективы карьерного и зарплатного роста.

Мне нравится редакторская работа, приходилось и приходится иногда заниматься редактированием текстов, но официально я редактором никогда не работала, а в вакансиях обычно просят опыт работы. Пока учу английский — в перспективе это дает некоторую возможность роста. Беру подработки. Но что потом — непонятно. Хотелось бы найти что-то , связанное с текстами и редактурой: учить других я могу, но не очень люблю. Какие у меня есть варианты увеличить заработок?

Рекомендую просто переходить в более дорогие и брендовые компании, где нужны редакторы. Особенно если можете работать с английским текстом — в мире вполне неплохо платят за ИТ-редактуру.

Переходить надо через работу на западных и престижных фриланс-биржах, набирая там качественное портфолио, рекомендации и клиентуру. Английский и какая-то интересная вам узкая востребованная тематика — ваше все.

Как недавнему выпускнику поменять специальность?


Я недавняя выпускница вуза, есть небольшой опыт работы по специальности, сейчас трудоустроена. Однако понимаю, что хочу работать совсем в другой сфере. Пытаюсь найти точки соприкосновения и устроиться для начала в смежную отрасль или попасть в нужную компанию, а там уже понять, как перейти на интересующую должность. Параллельно прохожу требуемые курсы. К сожалению, отказывают без указания причин. Как молодому специалисту после выпуска сменить сферу деятельности? Увольняться, проходить курсы и получать дополнительное образование и только потом пытаться? Или не увольняться, пока не найду хотя бы стажировку? Что отвечать на вопросы про смену и как доказать серьезность намерений?

Я советую не увольняться, а взять в отпуске или в свободное время бесплатную стажировку или волонтерство по новой специальности, чтобы посмотреть, насколько это ваше. А то и текущую работу потеряете, и на новой может не понравиться. Да и на бесплатную стажировку попасть намного проще, чем на полноценную работу в новой сфере. Если уж понравится, то оттуда легче перейти на постоянную работу: у вас уже будет опыт, да и с самих этих стажировок часто лучших забирают в штат — по сути, они для этого и делаются.

Новая работа — это всегда стресс и страх не найти общего языка с коллективом. Но задача показать себя с лучшей стороны и поладить с коллегами усложняется, если тебя пригласили сразу на руководящую должность. Сотрудники еще не знают, что ты за человек, а ты уже готовишься отдавать им приказы. Как сделать так, чтобы тебя зауважали, и как быстрее освоиться на новой должности — рассказываем ниже.

1. Дай понять своим подчиненным, что ты за человек и о чём кроме работы с тобой можно поговорить

Чаще всего знакомство с боссом проходит без особого восторга, поэтому не жди, что твои подчиненные будут прыгать от радости при виде тебя. Твоя цель — завоевать расположение и уважение сотрудников, с которыми будешь работать. Так что в первый день тебе не мешало бы показать, что ты такой же, как они, любящий рыбалку и коллекционирующий марки.

Лучше сопроводить знакомство с коллективом небольшим рассказом о себе. Выбери для этого несколько интересных фактов о своих увлечениях или своей жизни в целом. Поделись информацией о том, что тебе нравится, где ты раньше работал, как любишь проводить свободное время и т. д. Можешь предложить сотрудникам поступить так же: им будет приятно рассказать что-то о себе, а ты быстрее запомнишь их и сможешь немного расслабиться в этот напряженный день.

2. Ознакомься с рабочим процессом

Первые несколько дней (а то и всю неделю) попытайся не давить на своих подчиненных и не спеши что-то менять. Для начала вникни в то, как проходит рабочий процесс без твоего вмешательства, и оцени, необходимо ли оно вообще. Отстранись от раздачи указаний и советов и подумай, что можно улучшить.

3. Узнай больше о своих сотрудниках

Прежде чем стать частью рабочего процесса, попроси своего нанимателя или предшественника поделиться наблюдениями о коллективе. Хорошо бы узнать, взяли тебя на чье-то желаемое место или коллектив был сформирован относительно недавно. А может, твои подчиненные долгое время работали без руководителя, и поэтому на них не стоит сильно давить.

Эта информация может подготовить тебя к будущим вызовам и поможет быстрее и проще сориентироваться в общении с подчиненными. По крайней мере, ты будешь знать, чего от кого можно ожидать, и поймешь мотивы некоторых сотрудников.

4. Расскажи коллективу о своих планах

Когда ты уже более-менее знаком с подчиненными, стоит поделиться с ними своими взглядами на развитие отдела или компании в целом. Расскажи о том, какие задачи ты хочешь поставить перед ними и как ты видишь их реализацию. Попроси сотрудников задавать вопросы и делиться своими мыслями по поводу сказанного тобой, чтобы ваша беседа не превращалась в лекцию нового начальника.

Будь готов к тому, что с твоими предложениями согласятся не все, но не дави на подчиненных, ведь хорошую репутацию зарабатывают не силой, а умением убеждать. Дай коллективу время обдумать твои слова и подготовиться к реализации планов.

5. Не показывай себя слишком строгим в первые дни

Это не поможет тебе завоевать уважение коллектива, как бы ты ни старался. Чрезмерно строгий стиль руководства, напротив, только оттолкнет твоих подчиненных, которые решат, что перед ними настоящий деспот. Повремени с раздачей дополнительных поручений, штрафами, выговорами и т. д. Сначала вникни в работу и постарайся понять, что требуется от каждого сотрудника.

6. Оцени состояние отдела/компании и распиши сценарий развития на год вперед

Даже если ты не будешь четко следовать написанному сценарию, он хотя бы поможет тебе представлять, в какую сторону двигаться. К примеру, если ты хочешь увеличить прибыль отдела, оцени, хорошо ли сотрудники выполняют свои обязанности, хватает ли им ресурсов, навыков или банально рабочих рук. В зависимости от причины низкой прибыли, ты можешь ввести в отделе регулярное обучение, сменить оборудование или же нанять дополнительных работников.

7. Узнай, что будет требовать от тебя начальство

Если тебя взяли на должность руководителя отдела, и над тобой стоит твой босс, не мешало бы узнать, каких действий от тебя ждут в первую очередь. Тебе нужно получить ответы на три главных вопроса.

Какие ближайшие цели ставят перед тобой? Ты теперь руководитель, и поэтому на тебе лежит основной груз ответственности. Узнай, что от тебя требуется — найти новых сотрудников, оптимизировать работу отдела, разработать новый продукт и т. д.

Какие стратегические цели ставят перед твоим отделом? Это может быть двукратный рост продаж к концу года или повышение навыков сотрудников. Ты теперь в ответе за своих подчиненных, и от тебя зависит, придут они к поставленной цели или нет.

Как предоставлять начальству отчеты и как часто это делать? Нужны ли твоему боссу отчеты о проделанной работе и в каком формате их необходимо предоставлять (документ, презентация, устный отчет, графики). А еще уточни, как часто тебе нужно отчитываться, так как во многих компаниях начальство требует отчет не еженедельно, а ежедневно или, напротив, ежемесячно.

8. Спроси у сотрудников, что им не нравится в их работе

Ты можешь услышать неожиданные вещи по поводу того, что отнимает у сотрудников много времени, что они считают бесполезным в своей работе и что мешает им качественно и быстро выполнять свои должностные обязанности. Прислушавшись к коллективу, ты можешь устранить все подводные камни и наладить работу.

Почему вас не повысят, если вы хорошо работаете?

Недавно свою историю мне поведала давняя знакомая, назову ее Марина, с которой состоялся следующий разговор:

— Недавно уволился начальник отдела, в котором я работаю. Я всегда выполняю свои планы, всегда получаю премию и вообще, как мне казалось, была на хорошем счету у руководства, поэтому была уверена, что мне предложат стать начальником отдела. Я считала, что у руководства просто не может быть других кандидатов на эту должность, и ожидала повышения. Каково же было мое удивление, когда на должность начальника отдела вышла новая сотрудница. То есть компания потратила время и ресурсы на подбор нового сотрудника, даже не предложив развития мне! — воскликнула она, поднимая руки высоко над головой.

— Я сильно демотивирована и подумываю уволиться. Мне нравится работать в своем коллективе, но смогу ли я работать, как и прежде, в компании, где меня не ценят? Что мне делать? — чуть не плача, завершила Марина свой рассказ.

— Ты говорила с боссом о своем желании стать начальником отдела? — задал я первый вопрос.

— Нет, — ответила она, — я думала, что это и так очевидно, что я самый достойный кандидат.

Правило № 1. Перестаньте быть незаметными! Заявляйте о своих планах и амбициях при каждом удобном случае!

Первыми всегда окажутся самые яркие персонажи, даже если их яркость сильно преувеличена!

Правило № 2. Регулярно запрашивайте обратную связь у руководства. Узнавайте, что думает о вашем развитии руководитель. Есть ли у него сомнения?

Почему вас не повысят, если вы хорошо работаете?

Следующее заблуждение, особенно присущее начинающим руководителям, считать, что руководство знает и помнит о ваших достижениях и планах. Фото: Depositphotos

И даже если вам сильно повезло и ваш босс сошел со страниц бестселлера об идеальных менеджерах, помнит о вас и ваше развитие для него одна из важнейших задач, то в решающий момент он может быть загружен другими, более приоритетными, задачами.

Следующий пример демонстрирует, как сильно могут отличаться ваши с руководителем мысли о плюсах и минусах одного и того же решения.

Вы можете думать так:

В то же время руководитель может считать:

Почему вас не повысят, если вы хорошо работаете?

Правило № 3. Говорите с руководством на языке его ценностей! Показывайте, что вы знаете и разделяете их. Что ваше назначение только усилит их! Фото: Depositphotos

Итак, вы все же решились поговорить с руководством о своем повышении. Конечно же, вы скажете, что готовы больше работать, что справитесь с новым функционалом. Вам очень нравится эта работа, и вы готовы обучаться!

Уверены ли вы, что этого достаточно, чтобы ваше предложение оказалось для босса более интересным и перекрыло возможные риски вашей неудачи по сравнению с приглашением опытного руководителя?

В сфере менеджмента используется следующий подход, который условно разделяет руководителей на четыре типа в зависимости от того, на что они нацелены: на результаты, на развитие, на правила и на людей.

Почему вас не повысят, если вы хорошо работаете?

Ваше первая задача, как будущего руководителя, определить, какая ценность в приоритете у руководства компании, и показать, что вы ее разделяете. Что с вашим назначением она не пострадает, а наоборот, получит дополнительный потенциал. Если вы проигнорируете это, убедить босса выбрать вашу кандидатуру будет практически невозможно. В будущем такой навык поможет вам выстраивать конструктивные коммуникации с руководством и подчиненными. Фото: Depositphotos

Для наглядности приведу примеры успешных тактик коммуникаций:

  1. Руководителю, ориентированному на результат, важно показать, что вы знаете, каких показателей требуется достичь. Знаете, как вы это сделаете, конкретно, шаг за шагом.
  2. Если ваш босс ориентирован на развитие, покажите ему, что вы в курсе последних тенденций на рынке, планируете обучение и готовы предлагать новые идеи. При этом важно дать ему понять, что это будет управляемый процесс и он сможет контролировать ситуацию.
  3. Для того, кому важны правила, надо показать, что вы знаете и соблюдаете все необходимые процедуры и регламенты в компании. Все документы и отчеты будут подготовлены своевременно и получат необходимые согласования.
  4. Руководителя, которому важны люди, постарайтесь убедить, что отношения в коллективе не пострадают, никто не уволится, а вы сможете выстроить эффективные коммуникации внутри компании.

Для успешного карьерного роста, помимо хорошей работы, помните эти три простых правила и используйте их при каждом удобном случае: на регулярных встречах с руководством, после удачного завершения проекта, выполнения очередного плана.

И когда наступит момент принятия решения о новом назначении, у вашего босса действительно будет только один подходящий кандидат — это вы!

Читайте также: