Осужден что это значит

Обновлено: 04.07.2024

О мнимой праведности, ярлыках и вердиктах

— Отец Павел, возможен ли суд без осуждения, можно ли кого-то судить, не осуждая? И в чем разница?

— А где сам факт суда? Христос ведь ее не осудил.

— Что значит судить? И я не осуждаю тебя. Иди и больше не греши (Ин 8:21). Суд был произведен. Мы видели, что произошла оценка ее деятельности. Оценка и осуждение — это разные вещи.

— А в чем разница?

Когда мы ощущаем себя на голову выше окружающих — всех этих негодяев, преступников и прелюбодеев, — нам гораздо комфортнее, нежели когда мы осознаем свое непотребство. Именно здесь, в попытке ложного самоутверждения, и рождается у нас желание осудить. Унижая, опуская, компрометируя других, мы можем ощутить свое некое величие на фоне всех остальных, таких нехороших.

— Значит, между гордостью и осуждением — непосредственная связь?

— Прямая зависимость! Чем человек более горделив, тем больше он осуждает остальных. Чем человек смиреннее, имеет более покаянный настрой души, тем менее он склонен к тому, чтобы рассуждать о ком-то другом. Мнение о себе является подосновой гордости, как и подосновой осуждения.

Святые отцы не раз подчеркивали, что главная добродетель христианина — это рассудительность. То есть способность проводить анализ — если говорить современным языком — ситуации, поступков и так далее. При этом они категорически запрещали осуждать человека.

Развести проблему осуждения и рассуждения очень просто. Когда мы осуждаем человека, мы отождествляем его личность с тем осуждаемым нами поступком, который был совершен. Мы претендуем на знание глубинной внутренней сущности, сути это человека. Мы говорим, кто это: это не человек, это вор, блудник, хам.

И что самое плохое, тем самым закрываем ему саму возможность для дальнейшего изменения. Если мы сказали, что он вор, отождествили два понятия, соответственно, если он не будет вором, он уже не будет собой. Однако это вовсе не значит, что в случае, если перед нами очевидно неправильные поступки, мы должны закрывать на них глаза и не называть вещи своими именами. Да, он украл. Но он не вор.

— Как разделить личность человека и его дела на практике? А просто надо заглянуть внутрь самого себя. Каждый сам себя очень сильно любит. И при этом мы часто ненавидим поступки, которые совершаем. В то же самое время это не приводит нас к искренней ненависти и отрицанию самого себя как такового. И если быть честным по отношению к самому себе, то дела человека и саму личность легко разделить.

Это один подход. А второй подход связан с тем, что не осуждает согрешившего человека только тот, кто сам знает, что такое покаяние, и понимает, как легко впасть в любой грех, когда от человека по той или иной причине отступает ограждающая милость Божия, когда он оказывается перед очень тяжелым выбором. Лучшее лекарство от осуждения — это осознание своей греховности, понимание того, что нет такого греха, который бы ты не мог совершить, если для этого были бы созданы соответствующие условия.

Вопрос осуждения связан с внутренним позиционированием человека в жизни. Когда он видит реальность такой, какая она есть, он не посмеет осуждать других, потому что у него нет для этого достаточной информации.

— Значит, самый действенный способ борьбы с помыслами осуждения — это обращение к себе?

— Да. Очень часто любимым местом осуждения других в приходской жизни становится. исповедь. Здесь происходит недопонимание самой сути покаяния: человек приходит на исповедь не для того, чтобы принести некий вызревший плод переосмысления своего отношения к жизни, а пожаловаться Богу и священнику на то, какие вокруг него плохие люди; если бы вокруг были все хорошие, добрые, ласковые, прощающие, послушные, то и он бы никогда не совершил того, что совершил! Это тоже очень показательно. И я боюсь, что это одна из хронических болезней как людей, недавно переступивших порог Церкви, так и тех, кто находится в ней уже давно.

Писание — о смысле заповеди

— А в Ветхом Завете эта заповедь имела такое же значение, как и с приходом Христа?

— Конечно же, нет. Заповедь неосуждения является важнейшей частью Нагорной проповеди Спасителя, в которой мы видим, что Христос сознательно противопоставляет весь широкий спектр ветхозаветных предписаний тем новым горизонтам, которые Он предлагает своим последователям. Это касается брака, развода, мести, и в том числе осуждения.

Согласно Ветхому Завету, Бог делегировал еврейскому народу право судить для того, чтобы удержать этот народ в определенных, вполне жестких и понятных, рамках праведности.

Точно так же сегодня мы говорим, что если общество лишить судебной системы, то градус преступности и криминальной составляющей не понизится, а существенно повысится. Потому что сдерживающие элементы — то, что сдерживает вседозволенность и разгул, — исчезают.

Та же ситуация наблюдалась и в Ветхом Завете.

Осуждение было необходимо для того, чтобы таким образом пусть внешне, формально, но все же сдерживать распространение греха. Христос же, не отрицая необходимости внешних границ, уходит в глубину, к первоистокам и причинам неправильных поступков людей.

Когда человек любит, когда он всю свою жизнь, все свои мотивы согласует с позицией любви к Богу и ближнему, ему уже эти границы не просто не нужны, они начинают мешать. Он их не переступит никогда, но не потому что боится наказания: он боится потерять ту самую любовь, которая для него является основным содержанием жизни.

О злорадстве, доверии и церковном суде

— Есть ли такие вещи, которые люди не считают осуждением, но они таковым являются?

Когда вокруг меня все плохие, тут есть для меня два очень утешительных момента. Первый: если я такой же грешник, как они, я уже не одинок. Второй: если я хотя бы чуть-чуть не такой, как они, чуть-чуть выше и лучше, то я уже ощущаю себя почти супергероем на фоне всех этих негодяев. Это для человека приятно. И до тех пор, пока глаза человека не откроются на то, какой он есть на самом деле, он постоянно будет скатываться в эту яму осуждения.

— Есть ли взаимосвязь между осуждением, видением себя и верой?

Хочется отметить один очень важный момент: когда человек может быть готов вынести всю правду о самом себе? Если человек вдруг увидит себя без прикрас, таким, какой он есть в данный момент его жизни, и при этом отождествит себя со всеми совершенными им грехами, недолжными поступками, преступлениями, для него единственный выход — повеситься. Потому что тем самым человек ставит крест на самом себе — если у него нет веры. Для того чтобы не допустить отчаяния при видении бездны своего непотребства, нужна сильная вера. Вера как состояние преданности Богу, абсолютного доверия и безграничной надежды на милость Божию. Бог — величайший педагог, поэтому Он человеку открывает меру его греховности в той степени, в какой человек может понести своей верой.

И чем больше человек укрепляется в вере, тем больше ему открывается грехов. И наоборот. Когда человек ослабляется в вере, его грехи беспокоят его все меньше. Господь их прикрывает, скрывает, иначе человек впадет в жуткое отчаяние и безнадежность.

— А как же церковный суд — ведь это орган, который как раз призван судить, выносить суждение?

— Вопрос можно расширить. Помните притчу Христа о пшенице и плевелах? Так вот, до тех пор, пока всё растет вместе — до жатвы — необходимо сделать так, чтобы те, кто не хотят соблюдать рамок Божественного закона, не становились тормозом для тех, кто хочет жить по-Божьему.

— Не является ли отлучение от Церкви окончательным вердиктом?

— Отлучение от Церкви — это общецерковное признание полной несовместимости с Церковью. Но такие случаи настолько редки, что их можно сосчитать по пальцам. И то я не сомневаюсь, что, если бы преданные анафеме захотели вернуться, все эти отлучения были бы сняты. Это крайняя мера, во-первых, она исключительна, во-вторых, она свидетельствует о каком-то пределе ухода человека от состояния, в котором он может измениться и покаяться, о каком-то глобальном ожесточении, застывании человека в грехе и его очевидной неспособности измениться. Но таких случаев, повторюсь, единицы.

Очень важный момент: христианство смотрит на человека в постоянной динамике. И такое видение сразу в корне исключает осуждение, потому что любое осуждение — это фиксация, остановка. А остановка у нас только одна — это Божий Окончательный — и потому Страшный — суд.

Даже с того момента, когда душа человека разлучилась с его телом, когда, казалось бы, уже ничего нельзя сделать, мы все равно продолжаем говорить, что его участь не решена. Есть Церковь, которая за него молится, есть ближние, которые будут благотворить в память об этом усопшем, — и всё это имеет свое значение для души усопшего. И мы знаем из множества свидетельств, что происходит благотворное воздействие на души тех, кто сам уже не может измениться. Но то, что он оставил на земле, уже работает на него, помимо его воли, его желания.

— Стало быть, окончательный суд только один?

Альтернатива: равнодушие?

— Может ли неосуждение быть притворством? Встречались ли Вы с такими случаями в Вашей пастырской практике, когда человек заставлял себя думать, что все хорошие, пытался не осуждать, сдерживался, а в результате происходил внутренний надлом?

— Мне не приходилось с такой ситуацией встречаться. Возможно, что это немного надуманная проблема. Когда человек других не осуждает, это связано не с тем, что он закрывает глаза на их поведение, а с тем, что он себя лучше видит. Это не та ситуация, когда человек надевает розовые очки и пытается видеть все в розовом свете — ничего подобного! Неосуждающий человек слишком хорошо себя видит, чтобы осуждать других. Поэтому он и других видит гораздо лучше.

Когда человек смотрит вокруг себя и старается все плохое, что видит в людях, не принимать во внимание, и наоборот, концентрироваться на лучшем, что есть — так это же позиция Бога! Бог именно так на нас и смотрит. Лучшее, что в нас есть, Он стремится разными способами умножить, раздуть тлеющие угольки добра под грудами пепла в нашей душе. Раздуть для того, чтобы этот разгорающийся огонь поглотил и выжег все худшее, неспособное к жизни.

В одном из писем святителя Феофана мне встретились слова, которые и самого святителя ярко характеризуют, и задают правильный вектор по отношению к другим людям. Он говорил, что чем дольше живет, тем больше убеждается, что плохих людей нет. На какой-то глубине все люди добры — потому что любой человек хочет блага. А все злое, что есть в людях, — случайное и наносное. Как только мы сможем проникнуть в святая святых любого человека, даже самого плохого, закоренелого преступника, мы все равно там увидим какое-то добро.

— Может ли быть праведным негодование, направленное на другого человека?

— Праведным негодование, направленное на другого человека, не может быть никогда. А вот на его поступок — может.

Гнев нам дан как способность быстрой, оперативной реакции души на недолжное — такова единая позиция у святых отцов. Еще до того, как мы поняли, что мы столкнулись с недолжным, срабатывает гнев и нас от этого остерегает. Это врожденный инстинкт самосохранения души. Другое дело, что в состоянии греха эта Богом данная способность с легкостью обращается нами не на грех, а на людей.

— Как же поступить в такой ситуации?

— Ни в коем случае не оправдывая его поступка, необходимо погрузить ребенка в такое море любви, чтобы острое ощущение стыда выжгло саму возможность повторения подобной ситуации. Мы должны не его потопить в нашем гневе, а помочь обратить его собственный гнев на греховный поступок, чтобы таким образом в его душе образовался своего рода духовный иммунитет. И тогда он никогда больше так не поступит — не потому, что до смерти боится испепеляющего гнева родителей, а потому что знает, что такое — сгорать от стыда. И как тяжело переживать любовь, прощающую тебя за твой мерзкий поступок!

— Когда мы читаем о том, как Христос выгнал торговцев из храма, здесь речь идет о праведном гневе?

— Конечно. Они знали, что находятся там, где не имели права, знали, что совершают беззаконие. Ведь законом Моисея было запрещено внутри двора Храма заниматься коммерцией — для этого существовали другие места за пределами храма. Но, естественно, это было не столь выгодно торговцам и менялам.

По законодательству Моисея смертный грех — это тупиковая ветка. Человек совершил смертный грех — и все, пути обратно нет, он должен быть убит — чтобы другим было неповадно, и зараза греха не стала распространяться дальше. А Христос все эти тупиковые ветки вскрывает и дает возможность исправления дальнейшей жизни — потому что Он ради одной заблудшей овцы оставляет целое стадо, лишь бы ее найти и спасти.

Он — не политик и не экономист, а Сама Безграничная Любовь, для которой и одна душа, и сто, и тысяча, и миллион душ имеют одинаковое бесценное значение.

— Можно ли осудить человека с любовью?

— Нельзя. Можно осудить поступок с любовью. В моей жизни были такие случаи, когда мои поступки оказывались осужденными другими людьми с огромной любовью. И их, как правило, я никогда больше не совершал. Это очень тяжелое состояние: быть уверенным в том, что тебя бесконечно любят, и в то же самое время понимать, что твой поступок точно так же бесконечно осуждают. Появляется огромный, испепеляющий стыд, который является предохранителем, гарантом того, что ты больше так не поступишь.

осуждённый м. разг. Тот, кто судом признан виновным, приговорен к какому-л. наказанию.

ОСУЖДЕННЫЙ

осуждённый 1. прич. см. осуждать 2. как сущ. м. convict, convicted person

ОСУЖДЕННЫЙ

осужденный заклейменный, присужденный, сужденный, приговоренный, проклятый, обреченный, подосиновик Словарь русских синонимов. осужденный прил., кол-во синонимов: 14 • дамнат (2) • зажатый (27) • заклейменный (4) • обличенный (9) • обреченный (13) • осуждённый (1) • охуленный (4) • подосиновик (8) • пригвожденный (7) • приговоренный (3) • присужденный (5) • проклятый (19) • прохваченный (18) • сужденный (16) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: дамнат, зажатый, заклейменный, обличенный, обреченный, подосиновик, приговоренный, присужденный, проклятый, сужденный. смотреть

ОСУЖДЕННЫЙ

по уголовно-исполнительному праву лицо, в отношении которого приговор, вынесенный судом. вступил в законную силу и которому назначено наказание, предус. смотреть

ОСУЖДЕННЫЙ

по уголовно-исполнительному праву лицо, в отношении которого приговор, вынесенный судом, вступил в законную силу и которому назначено наказание. Права . смотреть

ОСУЖДЕННЫЙ

в праве лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, вступивший в силу. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания заключается в разделении О. на определенные относительно однородные группы в соответствии с правовыми, психолого-педагогическими и иными критериями. Правовой статус О. включает их права, законные интересы и их обязанности. Основы правового положения О. состоят в том, что государство, учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны уважать их права, свободы и законные интересы, обеспечивать законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность. При исполнении наказаний О. гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ с изъятиями и ограничениями, вытекающими из факта их осуждения и предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. О. имеют право на получение исчерпывающей информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом наказания. Законные интересы О. включают реализацию поощрительных норм уголовного права (например права на условно-досрочное освобождение от отбывания наказания); уголовно-исполнительного права (например перевод на облегченные условия отбывания наказания); норм, предусматривающих различные льготы для осужденных (например льготное материально- бытовое обеспечение О. беременных женщин); норм, предусматривающих определенные преимущества, но не в виде поощрений и льгот (например привлечение О. к труду с учетом их специальности). О. должны исполнять определенные законодательством РФ обязанности граждан, а также соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. О. обязаны соблюдать установленные порядок и условия отбывания наказания, определенные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, и выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Классификация О. осуществляется прежде всего по видам наказаний (О. к основным и дополнительным видам наказаний и О. к конкретным видам наказаний). Классифицируются отдельно О. к наказаниям, не связанным с изоляцией О. от общества, О. к наказанию в виде ареста, О. к наказанию в виде лишения свободы и О. к наказаниям, применяемым к осужденным военнослужащим. Исполнение этих видов наказаний регламентируется отдельно указанными соответствующими нормами уголовно-исполнительного законодательства. Наиболее важное значение имеет классификация О. к лишению свободы, основанная на дифференциации наказания, осуществляемой судом при его назначении с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, а также предполагаемого влияния назначенного наказания на исправление О. и на условия жизни его семьи (если она имеется). Дифференциация наказания реализуется в дифференциации исполнения наказания и его индивидуализации. Это необходимо для того, чтобы наказание было максимально эффективным. СЕ. Вицин . смотреть

ОСУЖДЕННЫЙ

- в уголовно-исполнительном праве - лицо, в отношении которого вынесенный судом приговор вступил в законную силу и которому назначено наказание, предусмотренное уголовным законом. Права О. ограничены (максимально - при лишении свободы). Например, упрощается процедура развода с ним, лишения его родительских прав. Но особого правового статуса у О. нет. Он обязан выполнять все законы, как и лица, не осужденные за преступления.
Синонимы:

дамнат, зажатый, заклейменный, обличенный, обреченный, подосиновик, приговоренный, присужденный, проклятый, сужденный

ОСУЖДЕННЫЙ

ОСУЖДЕННЫЙ - по уголовно-исполнительному праву лицо, в отношении которого приговор, вынесенный судом, вступил в законную силу и которому назначено наказание. Права О. ограничены (максимально - при лишении свободы). Напр., упрощается процедура развода с ним супруга(и), он может быть лишен родительских прав. Но особого правового статуса у О. нет. Он обязан выполнять все законы, как и лица, не осужденные за преступления.
Синонимы:

дамнат, зажатый, заклейменный, обличенный, обреченный, подосиновик, приговоренный, присужденный, проклятый, сужденный

ОСУЖДЕННЫЙ

Осуждённый- damnatus; condemnatus; improbatus; poenalis;• быть осуждённым за убийство - damnari inter sicarios;• быть осуждённым за что-л. - damnari al. смотреть

ОСУЖДЕННЫЙ

приставка - О; корень - СУЖД; суффикс - ЕНН; окончание - ЫЙ; Основа слова: ОСУЖДЕННВычисленный способ образования слова: Приставочно-суффиксальный или . смотреть

ОСУЖДЕННЫЙ

исправит. официальное название заключенного, в отношение которого судебный приговор вступил в законную силу. Самоназвание заключенных в диалоге с долж. смотреть

ОСУЖДЕННЫЙ

ОСУЖДЕННЫЙ — по уголовно-исполнительному праву лицо, в отношении которого приговор, вынесенный судом, вступил в законную силу и которому назначено наказание. Права О. ограничены (максимально — при лишении свободы). Напр., упрощается процедура развода с ним супруга(и), он может быть лишен родительских прав. Но особого правового статуса у О. нет. Он обязан выполнять все законы, как и лица, не осужденные за преступления.

ОСУЖДЕННЫЙ

мVerurteilte sub mосужденный на смерть — der zum Tode VerurteilteСинонимы: дамнат, зажатый, заклейменный, обличенный, обреченный, подосиновик, пригово. смотреть

ОСУЖДЕННЫЙ

страд. прич., прош. вр.мед., с.-х.Краткая форма: осужденот глагола: осудитьзасуджений¤ осужденный за преступление -- засуджений за злочин

ОСУЖДЕННЫЙ

в уголовно-исполнительном праве лицо, в отношении которого вынесенный судом приговор вступил в законную силу и которому назначено наказание, предусмотренное уголовным законом. Права О. ограничены (максимально при лишении свободы). Например, упрощается процедура развода с ним, лишения его родительских прав. Но особого правового статуса у О. нет. Он обязан выполнять все законы, как и лица, не осужденные за преступления. смотреть

ОСУЖДЕННЫЙ

Сенной Седой Оун Осужденный Одус Одежный Ныне Ный Нус Нужон Нужный Нудный Нудно Нудеж Нсый Ноу Нос Ной Ножны Нож Неуд Несун Несуд Неон Нежный Нежно Недый Недужный Нед Ндс Сенный Сено Сенон Снежно Йод Едун Дый Дусный Снежный Сный Соед Сожый Сон Сонный Суд Дужный Суженый Досужный Доныне Донный Сунд Ужо Унос Доеный Дно Джон Джо Денный Денной Денно Ден Уносный Джонс Дож Дон Уже Сын Дсый Сужденный Судный Дуо. смотреть

ОСУЖДЕННЫЙ

осуждённыймcondenado (m)Синонимы: дамнат, зажатый, заклейменный, обличенный, обреченный, подосиновик, приговоренный, присужденный, проклятый, сужденны. смотреть

ОСУЖДЕННЫЙ

лицо, в отношении которого приговор, вынесенный судом, вступил в законную силу и которому назначено наказание, предусмотренное уголовным законом. Права осужденного ограничиваются Конституцией (не может избирать и быть избранным), УК, УПК, приговором суда и режимом отбывания конкретного вида наказания. . смотреть

ОСУЖДЕННЫЙ

прил. 1) а) юр. condannato б) перен. (обреченный) condannato, votato, destinato (a qc) 2) м. recluso, condannato Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: дамнат, зажатый, заклейменный, обличенный, обреченный, подосиновик, приговоренный, присужденный, проклятый, сужденный. смотреть

ОСУЖДЕННЫЙ

castigado, condenado a muerte, condenado, convicto, detenido, interno, presidario, (к лишению свободы) preso procesado, (содержащийся под стражей, отбывающий приговор к лишению свободы) penado, recluso condenado, recluso, reo condenado, reo VE, sentenciado. смотреть

ОСУЖДЕННЫЙ

м.condamné mСинонимы: дамнат, зажатый, заклейменный, обличенный, обреченный, подосиновик, приговоренный, присужденный, проклятый, сужденный

ОСУЖДЕННЫЙ

fordømtСинонимы: дамнат, зажатый, заклейменный, обличенный, обреченный, подосиновик, приговоренный, присужденный, проклятый, сужденный

ОСУЖДЕННЫЙ

лицо, в отношении которого приговор, вынесенный судом, вступил в законную сипу и которому назначено наказание, предусмотренное уголовным законом. Права О. ограниченны, максимально — при лишении свободы. смотреть

ОСУЖДЕННЫЙ

ОСУЖДЕННЫЙ, лицо, которое судебным приговором признано виновным в совершении преступления с назначением меры наказания.

ОСУЖДЕННЫЙ

ОСУЖДЕННЫЙ - лицо, которое судебным приговором признано виновным в совершении преступления с назначением меры наказания.

ОСУЖДЕННЫЙ

ОСУЖДЕННЫЙ , лицо, которое судебным приговором признано виновным в совершении преступления с назначением меры наказания.

ОСУЖДЕННЫЙ

ОСУЖДЕННЫЙ, лицо, которое судебным приговором признано виновным в совершении преступления с назначением меры наказания.

ОСУЖДЕННЫЙ

осужденный заклейменный, присужденный, сужденный, приговоренный, проклятый, обреченный, подосиновик

ОСУЖДЕННЫЙ

ОСУЖДЁННЫЙ осуждённая, осуждённое; осуждён, осуждена, осуждено. Прич. страд. прош. вр. от осудить.

ОСУЖДЕННЫЙ

-ая,-ое1.сот үкімі шығарылған, жаза кесілген;- осужденный по суду сот арқылы сотталған;2.в знач.сущ. сотталған

ОСУЖДЕННЫЙ

- лицо, которое судебным приговором признано виновным всовершении преступления с назначением меры наказания.

ОСУЖДЕННЫЙ

• nuteistasis - (-oji) (3b)

ОСУЖДЕННЫЙ

Начальная форма - Осужденный, единственное число, именительный падеж, мужской род, одушевленное

ОСУЖДЕННЫЙ

ОСУЖДЕННЫЙ м. разговорное Тот, кто судом признан виновным, приговорен к какому-либо наказанию.

ОСУЖДЕННЫЙ

обвиняемое лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор (ч. 2 ст. 47 УПК РФ).

О мнимой праведности, ярлыках и вердиктах

— Отец Павел, возможен ли суд без осуждения, можно ли кого-то судить, не осуждая? И в чем разница?

— А где сам факт суда? Христос ведь ее не осудил.

— Что значит судить? И я не осуждаю тебя. Иди и больше не греши (Ин 8:21). Суд был произведен. Мы видели, что произошла оценка ее деятельности. Оценка и осуждение — это разные вещи.

— А в чем разница?

Когда мы ощущаем себя на голову выше окружающих — всех этих негодяев, преступников и прелюбодеев, — нам гораздо комфортнее, нежели когда мы осознаем свое непотребство. Именно здесь, в попытке ложного самоутверждения, и рождается у нас желание осудить. Унижая, опуская, компрометируя других, мы можем ощутить свое некое величие на фоне всех остальных, таких нехороших.

— Значит, между гордостью и осуждением — непосредственная связь?

— Прямая зависимость! Чем человек более горделив, тем больше он осуждает остальных. Чем человек смиреннее, имеет более покаянный настрой души, тем менее он склонен к тому, чтобы рассуждать о ком-то другом. Мнение о себе является подосновой гордости, как и подосновой осуждения.

Святые отцы не раз подчеркивали, что главная добродетель христианина — это рассудительность. То есть способность проводить анализ — если говорить современным языком — ситуации, поступков и так далее. При этом они категорически запрещали осуждать человека.

Развести проблему осуждения и рассуждения очень просто. Когда мы осуждаем человека, мы отождествляем его личность с тем осуждаемым нами поступком, который был совершен. Мы претендуем на знание глубинной внутренней сущности, сути это человека. Мы говорим, кто это: это не человек, это вор, блудник, хам.

И что самое плохое, тем самым закрываем ему саму возможность для дальнейшего изменения. Если мы сказали, что он вор, отождествили два понятия, соответственно, если он не будет вором, он уже не будет собой. Однако это вовсе не значит, что в случае, если перед нами очевидно неправильные поступки, мы должны закрывать на них глаза и не называть вещи своими именами. Да, он украл. Но он не вор.

— Как разделить личность человека и его дела на практике? А просто надо заглянуть внутрь самого себя. Каждый сам себя очень сильно любит. И при этом мы часто ненавидим поступки, которые совершаем. В то же самое время это не приводит нас к искренней ненависти и отрицанию самого себя как такового. И если быть честным по отношению к самому себе, то дела человека и саму личность легко разделить.

Это один подход. А второй подход связан с тем, что не осуждает согрешившего человека только тот, кто сам знает, что такое покаяние, и понимает, как легко впасть в любой грех, когда от человека по той или иной причине отступает ограждающая милость Божия, когда он оказывается перед очень тяжелым выбором. Лучшее лекарство от осуждения — это осознание своей греховности, понимание того, что нет такого греха, который бы ты не мог совершить, если для этого были бы созданы соответствующие условия.

Вопрос осуждения связан с внутренним позиционированием человека в жизни. Когда он видит реальность такой, какая она есть, он не посмеет осуждать других, потому что у него нет для этого достаточной информации.

— Значит, самый действенный способ борьбы с помыслами осуждения — это обращение к себе?

— Да. Очень часто любимым местом осуждения других в приходской жизни становится. исповедь. Здесь происходит недопонимание самой сути покаяния: человек приходит на исповедь не для того, чтобы принести некий вызревший плод переосмысления своего отношения к жизни, а пожаловаться Богу и священнику на то, какие вокруг него плохие люди; если бы вокруг были все хорошие, добрые, ласковые, прощающие, послушные, то и он бы никогда не совершил того, что совершил! Это тоже очень показательно. И я боюсь, что это одна из хронических болезней как людей, недавно переступивших порог Церкви, так и тех, кто находится в ней уже давно.

Писание — о смысле заповеди

— А в Ветхом Завете эта заповедь имела такое же значение, как и с приходом Христа?

— Конечно же, нет. Заповедь неосуждения является важнейшей частью Нагорной проповеди Спасителя, в которой мы видим, что Христос сознательно противопоставляет весь широкий спектр ветхозаветных предписаний тем новым горизонтам, которые Он предлагает своим последователям. Это касается брака, развода, мести, и в том числе осуждения.

Согласно Ветхому Завету, Бог делегировал еврейскому народу право судить для того, чтобы удержать этот народ в определенных, вполне жестких и понятных, рамках праведности.

Точно так же сегодня мы говорим, что если общество лишить судебной системы, то градус преступности и криминальной составляющей не понизится, а существенно повысится. Потому что сдерживающие элементы — то, что сдерживает вседозволенность и разгул, — исчезают.

Та же ситуация наблюдалась и в Ветхом Завете.

Осуждение было необходимо для того, чтобы таким образом пусть внешне, формально, но все же сдерживать распространение греха. Христос же, не отрицая необходимости внешних границ, уходит в глубину, к первоистокам и причинам неправильных поступков людей.

Когда человек любит, когда он всю свою жизнь, все свои мотивы согласует с позицией любви к Богу и ближнему, ему уже эти границы не просто не нужны, они начинают мешать. Он их не переступит никогда, но не потому что боится наказания: он боится потерять ту самую любовь, которая для него является основным содержанием жизни.

О злорадстве, доверии и церковном суде

— Есть ли такие вещи, которые люди не считают осуждением, но они таковым являются?

Когда вокруг меня все плохие, тут есть для меня два очень утешительных момента. Первый: если я такой же грешник, как они, я уже не одинок. Второй: если я хотя бы чуть-чуть не такой, как они, чуть-чуть выше и лучше, то я уже ощущаю себя почти супергероем на фоне всех этих негодяев. Это для человека приятно. И до тех пор, пока глаза человека не откроются на то, какой он есть на самом деле, он постоянно будет скатываться в эту яму осуждения.

— Есть ли взаимосвязь между осуждением, видением себя и верой?

Хочется отметить один очень важный момент: когда человек может быть готов вынести всю правду о самом себе? Если человек вдруг увидит себя без прикрас, таким, какой он есть в данный момент его жизни, и при этом отождествит себя со всеми совершенными им грехами, недолжными поступками, преступлениями, для него единственный выход — повеситься. Потому что тем самым человек ставит крест на самом себе — если у него нет веры. Для того чтобы не допустить отчаяния при видении бездны своего непотребства, нужна сильная вера. Вера как состояние преданности Богу, абсолютного доверия и безграничной надежды на милость Божию. Бог — величайший педагог, поэтому Он человеку открывает меру его греховности в той степени, в какой человек может понести своей верой.

И чем больше человек укрепляется в вере, тем больше ему открывается грехов. И наоборот. Когда человек ослабляется в вере, его грехи беспокоят его все меньше. Господь их прикрывает, скрывает, иначе человек впадет в жуткое отчаяние и безнадежность.

— А как же церковный суд — ведь это орган, который как раз призван судить, выносить суждение?

— Вопрос можно расширить. Помните притчу Христа о пшенице и плевелах? Так вот, до тех пор, пока всё растет вместе — до жатвы — необходимо сделать так, чтобы те, кто не хотят соблюдать рамок Божественного закона, не становились тормозом для тех, кто хочет жить по-Божьему.

— Не является ли отлучение от Церкви окончательным вердиктом?

— Отлучение от Церкви — это общецерковное признание полной несовместимости с Церковью. Но такие случаи настолько редки, что их можно сосчитать по пальцам. И то я не сомневаюсь, что, если бы преданные анафеме захотели вернуться, все эти отлучения были бы сняты. Это крайняя мера, во-первых, она исключительна, во-вторых, она свидетельствует о каком-то пределе ухода человека от состояния, в котором он может измениться и покаяться, о каком-то глобальном ожесточении, застывании человека в грехе и его очевидной неспособности измениться. Но таких случаев, повторюсь, единицы.

Очень важный момент: христианство смотрит на человека в постоянной динамике. И такое видение сразу в корне исключает осуждение, потому что любое осуждение — это фиксация, остановка. А остановка у нас только одна — это Божий Окончательный — и потому Страшный — суд.

Даже с того момента, когда душа человека разлучилась с его телом, когда, казалось бы, уже ничего нельзя сделать, мы все равно продолжаем говорить, что его участь не решена. Есть Церковь, которая за него молится, есть ближние, которые будут благотворить в память об этом усопшем, — и всё это имеет свое значение для души усопшего. И мы знаем из множества свидетельств, что происходит благотворное воздействие на души тех, кто сам уже не может измениться. Но то, что он оставил на земле, уже работает на него, помимо его воли, его желания.

— Стало быть, окончательный суд только один?

Альтернатива: равнодушие?

— Может ли неосуждение быть притворством? Встречались ли Вы с такими случаями в Вашей пастырской практике, когда человек заставлял себя думать, что все хорошие, пытался не осуждать, сдерживался, а в результате происходил внутренний надлом?

— Мне не приходилось с такой ситуацией встречаться. Возможно, что это немного надуманная проблема. Когда человек других не осуждает, это связано не с тем, что он закрывает глаза на их поведение, а с тем, что он себя лучше видит. Это не та ситуация, когда человек надевает розовые очки и пытается видеть все в розовом свете — ничего подобного! Неосуждающий человек слишком хорошо себя видит, чтобы осуждать других. Поэтому он и других видит гораздо лучше.

Когда человек смотрит вокруг себя и старается все плохое, что видит в людях, не принимать во внимание, и наоборот, концентрироваться на лучшем, что есть — так это же позиция Бога! Бог именно так на нас и смотрит. Лучшее, что в нас есть, Он стремится разными способами умножить, раздуть тлеющие угольки добра под грудами пепла в нашей душе. Раздуть для того, чтобы этот разгорающийся огонь поглотил и выжег все худшее, неспособное к жизни.

В одном из писем святителя Феофана мне встретились слова, которые и самого святителя ярко характеризуют, и задают правильный вектор по отношению к другим людям. Он говорил, что чем дольше живет, тем больше убеждается, что плохих людей нет. На какой-то глубине все люди добры — потому что любой человек хочет блага. А все злое, что есть в людях, — случайное и наносное. Как только мы сможем проникнуть в святая святых любого человека, даже самого плохого, закоренелого преступника, мы все равно там увидим какое-то добро.

— Может ли быть праведным негодование, направленное на другого человека?

— Праведным негодование, направленное на другого человека, не может быть никогда. А вот на его поступок — может.

Гнев нам дан как способность быстрой, оперативной реакции души на недолжное — такова единая позиция у святых отцов. Еще до того, как мы поняли, что мы столкнулись с недолжным, срабатывает гнев и нас от этого остерегает. Это врожденный инстинкт самосохранения души. Другое дело, что в состоянии греха эта Богом данная способность с легкостью обращается нами не на грех, а на людей.

— Как же поступить в такой ситуации?

— Ни в коем случае не оправдывая его поступка, необходимо погрузить ребенка в такое море любви, чтобы острое ощущение стыда выжгло саму возможность повторения подобной ситуации. Мы должны не его потопить в нашем гневе, а помочь обратить его собственный гнев на греховный поступок, чтобы таким образом в его душе образовался своего рода духовный иммунитет. И тогда он никогда больше так не поступит — не потому, что до смерти боится испепеляющего гнева родителей, а потому что знает, что такое — сгорать от стыда. И как тяжело переживать любовь, прощающую тебя за твой мерзкий поступок!

— Когда мы читаем о том, как Христос выгнал торговцев из храма, здесь речь идет о праведном гневе?

— Конечно. Они знали, что находятся там, где не имели права, знали, что совершают беззаконие. Ведь законом Моисея было запрещено внутри двора Храма заниматься коммерцией — для этого существовали другие места за пределами храма. Но, естественно, это было не столь выгодно торговцам и менялам.

По законодательству Моисея смертный грех — это тупиковая ветка. Человек совершил смертный грех — и все, пути обратно нет, он должен быть убит — чтобы другим было неповадно, и зараза греха не стала распространяться дальше. А Христос все эти тупиковые ветки вскрывает и дает возможность исправления дальнейшей жизни — потому что Он ради одной заблудшей овцы оставляет целое стадо, лишь бы ее найти и спасти.

Он — не политик и не экономист, а Сама Безграничная Любовь, для которой и одна душа, и сто, и тысяча, и миллион душ имеют одинаковое бесценное значение.

— Можно ли осудить человека с любовью?

— Нельзя. Можно осудить поступок с любовью. В моей жизни были такие случаи, когда мои поступки оказывались осужденными другими людьми с огромной любовью. И их, как правило, я никогда больше не совершал. Это очень тяжелое состояние: быть уверенным в том, что тебя бесконечно любят, и в то же самое время понимать, что твой поступок точно так же бесконечно осуждают. Появляется огромный, испепеляющий стыд, который является предохранителем, гарантом того, что ты больше так не поступишь.


Приговор, о котором идет речь в ч. 2 ст. 47 УПК РФ, — это впервые вынесенное судом первой инстанции в судебном заседании решение по вопросу о невиновности или виновности подсудимого и о назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания (п. 28 ст. 5 УПК РФ).

Соответственно, признаками такого приговора являются следующие положения.

  1. Приговор — это процессуальный акт (документ).
  2. Процессуальный акт, вынесенный от имени государства судом первой инстанции в судебном заседании.
  3. Им разрешаются вопросы:

— о наличии или отсутствии преступления;

— невиновности или виновности подсудимого;

— назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, если виновность подсудимого установлена.

Значение приговора предопределено содержанием данных признаков. Только посредством вынесения этого процессуального акта лицо может быть признано (провозглашено от имени государства) виновным в совершении преступления и ему назначено наказание. Тем самым государство демонстрирует свое отношение как к совершенному подсудимым деянию, так и к самому обвиняемому, определяя меру ответственности за его поступок.

Виновным лицо провозглашается в случае вынесения обвинительного приговора. Основанием постановления обвинительного приговора является бесспорно установленный факт того, что:

1) имело место преступление;

2) лицо виновно в его совершении;

3) отсутствуют основания прекращения уголовного дела (за исключением истечения сроков давности уголовного преследования и издания акта об амнистии) (ч. 4 и 8 ст. 302 УПК РФ).

При наличии оснований прекращения уголовного дела, приведенных в п. 3 ч. 1 ст. 24 и п. 3 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, выносится обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания.

Высший орган судопроизводства нашего государства считает, что суд вправе постановить обвинительный приговор без назначения наказания, когда, к примеру, в соответствии с ч. 1 ст. 432 УПК РФ при рассмотрении уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести постановит обвинительный приговор и применит к нему в силу ч. 1 ст. 92 УК РФ принудительные меры воспитательного воздействия. Такого же мнения придерживаются и некоторые процессуалисты.

Мы же вынуждены рекомендовать буквальное толкование рассматриваемого положения, из которого следует, что осужденным или оправданным обвиняемый именуется еще до того, как приговор вступил в законную силу. С другой стороны, и это утверждение следует разъяснить. Осужденным лицо становится с момента, указанного в ч. 2 ст. 47 УПК РФ. В то же время само по себе вынесение в отношении лица обвинительного приговора и определение его статуса как осужденного не означает до вступления приговора в законную силу (ст. 390 УПК РФ) установления его виновности в том смысле, как это предусмотрено ст. 49 Конституции РФ.

Теперь следует дать общую характеристику оправдательного приговора, вынесение которого позволяет обвиняемого называть еще и оправданным.

Оправдательный приговор выносится в случае:

1) неустановления события преступления;

2) отсутствия в деянии подсудимого состава преступления;

3) непричастности подсудимого к совершению преступления.

Для суда присяжных основанием вынесения оправдательного приговора является оправдательный вердикт присяжных заседателей.

Основания постановления оправдательного приговора перечислены в ч. 2 ст. 302 УПК РФ. Оправдание по любому из этих оснований означает признание подсудимого невиновным и влечет за собой его реабилитацию. С момента вынесения оправдательного приговора у обвиняемого появляется второе наименование — оправданный.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Читайте также: