Гарантом конституции республики беларусь прав и свобод человека и гражданина является что

Обновлено: 19.05.2024

Статья 125. Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.

Статья 137. Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция.

В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
26 июля 1999 г. № 29

Считать неисполнение Конституции Республики Беларусь, решений Президента Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и судебных постановлений при осуществлении должностных обязанностей грубым нарушением трудовых обязанностей.

Декрет 26 июля 1999 г. № 29

О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины

Цитата

2.10. дополнительные основания досрочного расторжения контракта по инициативе нанимателя за следующие нарушения работником возложенных на него трудовых обязанностей:

незаконное привлечение к ответственности граждан и юридических лиц;

Директива № 1 от 11 марта 2004 г.

О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины

В целях укрепления общественной безопасности и дисциплины:

1. Совету Министров Республики Беларусь, республиканским и местным органам государственного управления, другим государственным органам и организациям:

1.5. регулярно анализировать практику реагирования на обращения граждан. По выявлении фактов бюрократизма и волокиты, нарушения порядка рассмотрения обращений, определенного законодательством, незамедлительно принимать к виновным лицам меры материального и административного воздействия;

Директива № 2 от 27 декабря 2006 г.

О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата

В целях дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата, улучшения работы с гражданами:

Принять меры, направленные на дальнейшую оптимизацию деятельности государственных органов и иных государственных организаций (далее – государственные органы). Для этого:

Считать состояние работы с гражданами одним из основных критериев оценки деятельности государственных органов.

Руководителям государственных органов обращать особое внимание на обеспечение внимательного, ответственного, доброжелательного отношения работников к гражданам.

По каждому случаю формализма, предвзятого, нетактичного поведения, грубости и неуважения к людям проводить проверку и при подтверждении соответствующих фактов привлекать виновных к ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности;

1.2. государственным органам, их должностным лицам при принятии решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, неукоснительно соблюдать требования законодательства, не допускать их произвольного толкования и ”отсебятины“ при применении. В случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан;

Пересмотреть режим работы структурных подразделений и должностных лиц государственных органов, осуществляющих прием граждан и (или) выдачу им справок и других документов, определив его в удобное для населения время. Прием граждан в рабочие дни должен начинаться не позднее 8 часов или завершаться не ранее 20 часов, а также осуществляться по субботам и (или) воскресеньям, если это необходимо с учетом количества и специфики обращений .

Руководители государственных органов несут персональную ответственность за обеспечение указанного режима работы в возглавляемых государственных органах, а также в подчиненных организациях;



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

День Конституции Республики Беларусь – государственный праздник, который отмечается ежегодно в стране 15 марта, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157.

Все мы проживаем на территории Беларуси и являемся гражданами Республики Беларусь. Это почётное звание дает нам определенные права и обязанности, которые зафиксированы в Конституции Республики Беларусь.

В Республике Беларусь действует Конституция 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. Она была принята 15 марта 1994 г. на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва и является первой в истории суверенной республики и пятой по счету Конституцией Республики Беларусь, принятой после Октябрьской революции 1917 года.

Действующая Конституция Республики Беларусь 1994 года является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов.

человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (статья 2 Конституции);

государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности (статья 2 Конституции).

народ является единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией (статья 3 Конституции);

каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий (статья 21 Конституции);

гражданам гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда (статья 41 Конституции);

каждому гарантируется право собственности и оказывается содействие ее приобретению (статья 44 Конституции);

гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (статья 45 Конституции).

При этом Конституция ориентирует наше общество не только на социальные гарантии со стороны государства, но и на взаимные обязательства гражданина. Каждый несет личную ответственность за достижение материально-бытового благополучия для себя лично и для своей семьи.

В Конституции отражены общепризнанные принципы международного права. Конституция Республики Беларусь гарантирует свободу личности, учитывающей свободу других людей, закрепляет политический плюрализм, разделение и взаимодействие властей как гарантии против диктата и хаоса. Она обеспечивает баланс интересов различных социальных групп: вне зависимости от частных интересов, политических, религиозных и иных предпочтений, конституционные нормы обязательны для соблюдения. Таким образом, Основной Закон выступает консолидирующим фактором устойчивого развития общества, укрепляя консенсус интересов разных социальных групп.

Единство народа олицетворяет Президент Республики Беларусь, являясь гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (статья 79 Конституции). Одновременно Глава государства является арбитром над различными ветвями власти.

Структура Конституции Республики Беларусь представляет собой систему конституционных норм и имеет преамбулу (вступление), основную часть, заключительные и переходные положения. Состоит она из 146 статей.

В Преамбуле Конституции сформулированы основные идеи и принципы, которыми должны руководствоваться народ и власть в процессе государственного строительства и общественного развития. Это ответственность за настоящее состояние и будущее Республики Беларусь; осознание себя полноправным субъектом мирового сообщества, неотъемлемое право на самоопределение; опора на многовековую историю развития белорусской государственности; утверждение прав и свобод каждого гражданина; обеспечение гражданского согласия и незыблемых устоев народовластия и правового государства.

В начале своего выступления целесообразно привести данные ЦИК, областной и районной избирательных комиссий по итогам состоявшихся 11 октября 2015 г. выборов Президента Республики Беларусь в целом по стране и своему региону.

Как правило, во всех развитых странах предусмотрено разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. При этом существует объективная необходимость обеспечения их взаимодействия. В этой связи обычно учреждается пост главы государства (монарха, президента), который является должностным лицом, занимающим высшее место в системе государственных органов.

Анализ конституций многих зарубежных стран показывает, что глава государства либо выводится над всеми ветвями власти, либо включается в законодательную и исполнительную ветви власти, либо только в исполнительную власть.

Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция) в нынешней редакции весьма схожа с Конституцией Франции.

К настоящему времени институт американского президентства значительно эволюционировал. Благодаря своей успешности, разумному применению Конституции США он неоднократно в разной мере копировался другими странами. В этом нет ничего зазорного. Одновременно и сами американцы много чего восприняли из европейского опыта.

Суть, значение и пределы классической президентской власти определяются следующими основными факторами:

  • конституционными основами президентской власти в их современной интерпретации;
  • внутриполитическими и социально-экономическими условиями, в рамках которых функционирует президент;
  • международной обстановкой и степенью угрозы, которую она представляет для национальной безопасности страны;
  • личными качествами и способностями президента, включая меру доверия к нему со стороны общества.

Изложенная выше позиция точно отражает влияние совокупности факторов на реальный статус Главы белорусского государства.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственного управления.

Согласно ст. 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Данные конституционные положения являются универсальными и охватывают весь спектр функций (представительские, управленческие, гарантийные и иные), реализуемых Главой государства в процессе государственного управления.

С учетом заявленной тематики ЕДИ внимание акцентируется именно на гарантийных функциях Главы государства.

Президент Республики Беларусь – гарант Конституции.

В этой связи в рамках предоставленных ему полномочий он осуществляет контроль за тем, чтобы все государственные органы, организации и должностные лица действовали в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Президент, помимо проверки конституционности нормативных правовых актов, вправе внести в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о (об):

  • даче заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции;
  • принятии решения о соответствии не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь Конституции;
  • даче официального толкования декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;
  • изложении позиции о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • проведении проверки конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов.

Президент как гарант Конституции:

  • имеет право отменять акты Правительства Республики Беларусь;
  • непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;
  • имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

Иными словами, Глава государства обеспечивает осуществление должного нормотворческого контроля в целях безусловной защиты конституционных положений и соблюдения принципа верховенства права.

Президенту предоставлено право инициировать рассмотрение вопроса в Парламенте Республики Беларусь об изменении и дополнении Конституции, а также выносить соответствующий вопрос на республиканский референдум.

Справочно.

За все время существования суверенной Беларуси было проведено три республиканских референдума.

Первый референдум был проведен 14 мая 1995 г. по инициативе Президента. По результатам голосования была принята действующая государственная символика, а русскому языку был придан статус государственного.

Второй в истории Республики Беларусь референдум был проведен 24 ноября 1996 г. Из 7 вопросов 4 были инициированы Главой государства, 3 – Парламентом Республики Беларусь. По официальным результатам референдума были поддержаны предложения Президента (о переносе Дня Независимости на 3 июля и о внесении изменений и дополнений в Конституцию) и отклонены все предложения Парламента Республики Беларусь.

Третий республиканский референдум состоялся 17 октября 2004 г. по инициативе Главы государства. По его результатам было поддержано предложение Президента о внесении изменений в Конституцию.

Таким образом, Президент играет важную роль в охране и защите Конституции, обеспечении должного исполнения конституционных положений всеми государственными органами и должностными лицами. При этом Глава государства активно пользуется предоставленными ему конституционными полномочиями в целях обеспечения в нашей стране верховенства права.

Президент Республики Беларусь – гарант прав и свобод человека и гражданина.

Несмотря на то, что данное направление президентской деятельности сформулировано в общем виде, его возможности всеобъемлющи и пронизывают все сферы жизнедеятельности общества. В первую очередь это обусловлено тем, что Глава государства наделен обширными нормотворческими полномочиями.

В соответствии со ст. 85 Конституции Президент издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Также в случаях, предусмотренных Конституцией, Глава государства издает декреты, имеющие силу законов.

Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.

Глава государства определяет государственную политику в правовой сфере, и, как следствие, его нормативные правовые акты, издаваемые в рамках предоставленных ему полномочий, являются фундаментом для становления и развития общественных отношений.

Справочно.

Всего за 2010 – 2014 годы (период президентства, предшествующий нынешним выборам) Главой государства было издано 2757 нормативных правовых актов, из них декретов – 38, указов – 2718, директив – 1.

За восемь месяцев 2015 г. число изданных Президентом нормативных правовых актов составляет 317, из них декретов – 5, указов – 311, директив – 1.

Значительное количество нормативных правовых актов Главы государства объясняется необходимостью постоянно и своевременно реагировать на все изменения, происходящие в жизни общества, не допускать правовой неопределенности, произвола и беззакония. Также необходимо противостоять отдельным негативным явлениям, зарождающимся как внутри страны, так и проникающим в нашу республику из-за рубежа.

Справочно.

Данные законодательные акты направлены на обеспечение защиты жизни и здоровья граждан нашей страны, создание условий для безопасного развития детей и молодежи, пресечение распространения наркомании как угрозы для демографии и здоровья нации, обеспечение безопасности общества и государства.

Президент ежегодно обращается с посланием к белорусскому народу и Парламенту Республики Беларусь, в котором он касается важнейших изменений, произошедших в мире и стране. В послании Главой государства дается оценка эффективности работы государственного аппарата по выполнению поставленных перед ним задач по защите прав и свобод человека и гражданина.

Подобные послания задают вектор процессу государственного управления во всех отраслях и сферах деятельности.

Подобная формулировка была избрана не случайно. Значительное число издаваемых Главой государства нормативных правовых актов направлено на решение важнейших социальных вопросов, а также на защиту отдельных групп населения (детей, пенсионеров, инвалидов и т.д.).

Справочно.

В результате действия данного Декрета в нашем государстве была создана обстановка нетерпимости к лицам, бросившим своих детей. На профилактический учет взяты все проблемные семьи. Повысилась слаженность в работе уполномоченных государственных органов. Наметилась тенденция к возврату детей в семьи после проведенных профилактических мероприятий.

Важной составляющей по обеспечению со стороны Главы государства защиты прав и свобод человека и гражданина выступают президентские программы. Данные документы принимаются по важнейшим социально-экономическим проблемам. Глава государства выступает инициатором этих программ, которые реализуются под его руководством.

По своей правовой сути президентские программы направлены на:

  • обеспечение национальной безопасности страны;
  • социальную защиту малообеспеченных слоев населения;
  • развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях;
  • организацию дополнительных рабочих мест и активизацию в государстве инвестиционной деятельности.

Справочно.

Примерами таких документов являются:

  • Национальнаяпрограммадемографической безопасности Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы;
  • Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы;
  • Государственнаяпрограммаустойчивого развития села на 2011 – 2015 годы и иные.

Функции Президента в рамках обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина не сводятся только к нормотворческой деятельности.

Глава государства на основании предоставленных ему полномочий принимает активное участие в жизни народа. Президент решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища, осуществляет помилование осужденных.

По инициативе Главы государства в стране проводится активная работа по дебюрократизации государственного аппарата, которая направлена на устранение излишних административных барьеров, упрощение взаимодействия власти и населения, повышение качества обслуживания граждан в государственных органах и организациях.

В настоящее время дебюрократизация приобретает всеобщий характер, проникает во все без исключения аспекты жизни общества, затрагивает деятельность всех взаимодействующих с гражданами структур.

Справочно.

В целом созданы условия, при которых граждане могут тратить минимум времени и сил при обращении в государственные органы и организации, оказывающие услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения, а также активно участвовать в выработке важнейших управленческих решений.

Таким образом, Главой государства предпринимаются, без преувеличения, колоссальные меры по защите прав и свобод человека и гражданина во всех основополагающих сферах общественной жизни. Практически задействованы все возможные механизмы: от правового регулирования до непосредственного взаимодействия с населением в процессе решения возникающих проблемных вопросов.

Президент выступает гарантом государственности.

Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности. На реализацию указанной функции направлены такие полномочия Президента, как введение чрезвычайного и военного положений, объявление полной или частичной мобилизации.

Глава государства формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь.

Президент как Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Беларусь осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной силы с целью обеспечения военной безопасности нашей страны.

Также Главой государства предпринимаются меры для обеспечения безопасности по периметру государственных границ Республики Беларусь.

Президент обеспечивает политическую и экономическую стабильность, что является важной составляющей в обеспечении национальной безопасности. Глава государства вправе принимать в рамках Конституции любые меры, направленные на сохранение стабильности страны и общества.

Таким образом, предпринимаемые меры в целях обеспечения гарантий государственности напрямую взаимосвязаны с защитой прав и свобод человека и гражданина.

В свою очередь законом охраняются честь и достоинство Президента, Глава государства обладает неприкосновенностью.

Справочно.

Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влечет установленную законом ответственность.

В частности, согласно ст. 23.33 КоАП распространение средствами массовой информации заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство Президента Республики Беларусь, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.

Согласно ст. 367 УК клевета в отношении Президента Республики Беларусь, содержащаяся в публичном выступлении, либо в печатном или в публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, наказывается штрафом или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

В ст. 368 УК предусмотрена ответственность за оскорбление Президента. Публичное оскорбление Главы государства наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

Заключение

Совпадение реальной жизни общества и конституционных норм – это важнейшее условие единства государства, общества и граждан. Подобное совпадение представляется возможным только при условии наличия сильного государственного деятеля, который не остается в стороне от происходящих изменений внутри страны и за ее пределами.

Конституция как Основной Закон Республики Беларусь направлена на поддержание именно такого руководителя посредством наличия эффективного сильного института президентства. Данный институт функционирует и развивается в нашей стране как безусловная составляющая в обеспечении гарантии соблюдения Конституции и закрепленных в ней прав и свобод человека и гражданина.

При этом конституционные положения, регламентирующие правовой статус Президента и предоставленные ему полномочия, позволяют своевременно решать наиболее значимые вопросы, возникающие в процессе взаимодействия государства и общества. Это обеспечивает защиту и процветание страны и белорусского народа, а также позволяет вести речь о развитии такого правопорядка, при котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации действительно являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Гарант Конституции, прав и свобод гражданина

20 ноября 2015 — 10:00

11 октября 2015 года в стране прошли выборы Президента Республики Беларусь. Итоги выборов подведены на заседании Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов 16 октября 2015 года. Общее число избирателей по стране составило 7 008 682, бюллетени для голосования получили 6 115 690 избирателей. Выборы признаны состоявшимися, поскольку в голосовании приняли участие 6 113 013 избирателей, что составило 87,2 процента от общего числа избирателей.

Президентом Республики Беларусь избран ЛУКАШЕНКО Александр Григорьевич, за кандидатуру которого подано 5 102 478 голосов избирателей, что составило 83,5 процента, то есть более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

За других кандидатов подано:за КОРОТКЕВИЧ Татьяну Николаевну – 271 426 голосов избирателей, или 4,4 процента,за ГАЙДУКЕВИЧА Сергея Васильевича – 201 945 голосов избирателей, или 3,3 процента,за УЛАХОВИЧА Николая Дмитриевича – 102 131 голос избирателей, или 1,7 процента.Не поддержали ни одного из кандидатов 386 225 избирателей, или 6,3 процента.Недействительными признано 48 808 бюллетеней, или 0,8 процента.

Церемония вступления в должность вновь избранного Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. состоялась 6 ноября 2015 года во Дворце Независимости.Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственного управления.

Согласно ст. 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Данные конституционные положения являются универсальными и охватывают весь спектр функций (представительские, управленческие, гарантийные и иные), реализуемых Главой государства в процессе государственного управления.

В этой связи в рамках предоставленных ему полномочий он осуществляет контроль за тем, чтобы все государственные органы, организации и должностные лица действовали в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Президент Республики Беларусь – гарант прав и свобод человека и гражданина.Несмотря на то, что данное направление президентской деятельности сформулировано в общем виде, его возможности всеобъемлющи и пронизывают все сферы жизнедеятельности общества. В первую очередь это обусловлено тем, что Глава государства наделен обширными нормо-творческими полномочиями.

В соответствии со ст. 85 Конституции Президент издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Также в случаях, предусмотренных Конституцией, Глава государства издает декреты, имеющие силу законов.

Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.Президент ежегодно обращается с посланием к белорусскому народу и Парламенту Республики Беларусь, в котором он касается важнейших изменений, произошедших в мире и стране. В послании Главой государства дается оценка эффективности работы государственного аппарата по выполнению поставленных перед ним задач по защите прав и свобод человека и гражданина.

Подобная формулировка была избрана не случайно. Значительное число издаваемых Главой государства нормативных правовых актов направлено на решение важнейших социальных вопросов, а также на защиту отдельных групп населения (детей, пенсионеров, инвалидов и т.д.).

Президент выступает гарантом государственности. Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности. На реализацию указанной функции направлены такие полномочия Президента, как введение чрезвычайного и военного положений, объявление полной или частичной мобилизации.

Глава государства формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь. Президент как Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Беларусь осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной силы с целью обеспечения военной безопасности нашей страны.

Также Главой государства предпринимаются меры для обеспечения безопасности по периметру государственных границ Республики Беларусь. Президент обеспечивает политическую и экономическую стабильность, что является важной составляющей в обеспечении национальной безопасности. Глава государства вправе принимать в рамках Конституции любые меры, направленные на сохранение стабильности страны и общества.

Таким образом, предпринимаемые меры в целях обеспечения гарантий государственности напрямую взаимосвязаны с защитой прав и свобод человека и гражданина.В свою очередь законом охраняются честь и достоинство Президента, Глава государства обладает неприкосновенностью.

Конституционные положения, регламентирующие правовой статус Президента и предоставленные ему полномочия, позволяют своевременно решать наиболее значимые вопросы, возникающие в процессе взаимодействия государства и общества. Это обеспечивает защиту и процветание страны и белорусского народа, а также позволяет вести речь о развитии такого правопорядка, при котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации действительно являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Информационно-аналитическийЦентр при АдминистрацииПрезидента Республики Беларусь Главное управление организационно-кадровой работы Гродненского облисполкома Главное управлениеидеологической работы, культурыи по делам молодежи Гродненского облисполкома

11 октября 2015 года в стране прошли выборы Президента Республики Беларусь. Итоги выборов подведены на заседании Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов 16 октября 2015 года.

Общее число избирателей по стране составило 7 008 682, бюллетени для голосования получили 6 115 690 избирателей. Выборы признаны состоявшимися, поскольку в голосовании приняли участие 6 113 013 избирателей, что составило 87,2 процента от общего числа избирателей.

Президентом Республики Беларусь избран ЛУКАШЕНКО Александр Григорьевич, за кандидатуру которого подано 5 102 478 голосов избирателей, что составило 83,5 процента, то есть более половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании.

За других кандидатов подано:

за КОРОТКЕВИЧ Татьяну Николаевну – 271 426 голосов избирателей или 4,4 процента,
за ГАЙДУКЕВИЧА Сергея Васильевича – 201 945 голосов избирателей или 3,3 процента,
за УЛАХОВИЧА Николая Дмитриевича – 102 131 голос избирателей или 1,7 процента.
Не поддержали ни одного из кандидатов 386 225 избирателей или 6,3 процента.
Недействительными признано 48 808 бюллетеней или 0,8 процента.

По Гродненской области общее число избирателей составило 779 638. Приняли участие в выборах 689 824 избирателя или 88,5 процента.

За Лукашенко А.Г. отдали свои голоса 85,9 процента избирателей (592 490 человек), за Короткевич Т.Н. – 4,7 процента (32 755 человек), за Гайдукевича С.В. – 2,3 процента (15 691 человек), за Улаховича Н.Д. – 1 процент (7 092 человека).
Против всех подано 34 169 голосов или 5 процентов, недействительными признано 7 627 бюллетеней или 1,1 процента.

Церемония вступления в должность вновь избранного Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г. состоялась 6 ноября 2015 года во Дворце Независимости.

Как правило, во всех развитых странах предусмотрено разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. При этом существует объективная необходимость обеспечения их взаимодействия. В этой связи обычно учреждается пост главы государства (монарха, президента), который является должностным лицом, занимающим высшее место в системе государственных органов.

К настоящему времени институт американского президентства значительно эволюционировал. Благодаря своей успешности, разумному применению Конституции США он неоднократно в разной мере копировался другими странами. В этом нет ничего зазорного. Одновременно и сами американцы много чего восприняли из европейского опыта.

Суть, значение и пределы классической президентской власти определяются следующими основными факторами:
конституционными основами президентской власти в их современной интерпретации;
внутриполитическими и социально-экономическими условиями, в рамках которых функционирует президент;
международной обстановкой и степенью угрозы, которую она представляет для национальной безопасности страны;
личными качествами и способностями президента, включая меру доверия к нему со стороны общества.
Изложенная выше позиция точно отражает влияние совокупности факторов на реальный статус Главы белорусского государства.
Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственного управления.
Согласно ст. 79 Конституции он является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.
Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.
Данные конституционные положения являются универсальными и охватывают весь спектр функций (представительские, управленческие, гарантийные и иные), реализуемых Главой государства в процессе государственного управления.

С учетом заявленной тематики ЕДИ внимание акцентируется именно на гарантийных функциях Главы государства.
Президент Республики Беларусь – гарант Конституции.

Президент, помимо проверки конституционности нормативных правовых актов, вправе внести в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о (об):
даче заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Национального собрания Республики Беларусь Конституции;
принятии решения о соответствии не вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь Конституции;
даче официального толкования декретов и указов Президента, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан;
изложении позиции о документах, принятых (изданных) иностранными государствами, международными организациями и (или) их органами и затрагивающих интересы Республики Беларусь, в части соответствия этих документов общепризнанным принципам и нормам международного права;
проведении проверки конституционности определенных Главой государства направлений нормотворческой деятельности и правоприменительной практики судов, правоохранительных и иных государственных органов.

Президент как гарант Конституции:
имеет право отменять акты Правительства Республики Беларусь;
непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;
имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству.

Иными словами, Глава государства обеспечивает осуществление должного нормотворческого контроля в целях безусловной защиты конституционных положений и соблюдения принципа верховенства права.

Президенту предоставлено право инициировать рассмотрение вопроса в Парламенте Республики Беларусь об изменении и дополнении Конституции, а также выносить соответствующий вопрос на республиканский референдум.

Справочно

За все время существования суверенной Беларуси было проведено три республиканских референдума.

Первый референдум был проведен 14 мая 1995 г. по инициативе Президента. По результатам голосования была принята действующая государственная символика, а русскому языку был придан статус государственного.

Второй в истории Республики Беларусь референдум был проведен 24 ноября 1996 г. Из 7 вопросов 4 были инициированы Главой государства, 3 – Парламентом Республики Беларусь. По официальным результатам референдума были поддержаны предложения Президента (о переносе Дня Независимости на 3 июля и о внесении изменений и дополнений в Конституцию) и отклонены все предложения Парламента Республики Беларусь.

Третий республиканский референдум состоялся 17 октября 2004 г. по инициативе Главы государства. По его результатам было поддержано предложение Президента о внесении изменений в Конституцию.

Таким образом, Президент играет важную роль в охране и защите Конституции, обеспечении должного исполнения конституционных положений всеми государственными органами и должностными лицами. При этом Глава государства активно пользуется предоставленными ему конституционными полномочиями в целях обеспечения в нашей стране верховенства права.
Президент Республики Беларусь – гарант прав и свобод человека и гражданина.

Несмотря на то, что данное направление президентской деятельности сформулировано в общем виде, его возможности всеобъемлющи и пронизывают все сферы жизнедеятельности общества. В первую очередь это обусловлено тем, что Глава государства наделен обширными нормотворческими полномочиями.

В соответствии со ст. 85 Конституции Президент издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Также в случаях, предусмотренных Конституцией, Глава государства издает декреты, имеющие силу законов.
Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.
Глава государства определяет государственную политику в правовой сфере, и, как следствие, его нормативные правовые акты, издаваемые в рамках предоставленных ему полномочий, являются фундаментом для становления и развития общественных отношений.

Справочно

Всего за 2010 – 2014 годы (период президентства, предшествующий нынешним выборам) Главой государства было издано 2757 нормативных правовых актов, из них декретов – 38, указов – 2718, директив – 1.
За восемь месяцев 2015 г. число изданных Президентом нормативных правовых актов составляет 317, из них декретов – 5, указов – 311, директив – 1.

Значительное количество нормативных правовых актов Главы государства объясняется необходимостью постоянно и своевременно реагировать на все изменения, происходящие в жизни общества, не допускать правовой неопределенности, произвола и беззакония. Также необходимо противостоять отдельным негативным явлениям, зарождающимся как внутри страны, так и проникающим в нашу республику из-за рубежа.

Справочно

Президент ежегодно обращается с посланием к белорусскому народу и Парламенту Республики Беларусь, в котором он касается важнейших изменений, произошедших в мире и стране. В послании Главой государства дается оценка эффективности работы государственного аппарата по выполнению поставленных перед ним задач по защите прав и свобод человека и гражданина.
Подобные послания задают вектор процессу государственного управления во всех отраслях и сферах деятельности.

Подобная формулировка была избрана не случайно. Значительное число издаваемых Главой государства нормативных правовых актов направлено на решение важнейших социальных вопросов, а также на защиту отдельных групп населения (детей, пенсионеров, инвалидов и т.д.).

Справочно

В результате действия данного Декрета в нашем государстве была создана обстановка нетерпимости к лицам, бросившим своих детей. На профилактический учет взяты все проблемные семьи. Повысилась слаженность в работе уполномоченных государственных органов. Наметилась тенденция к возврату детей в семьи после проведенных профилактических мероприятий.

Важной составляющей по обеспечению со стороны Главы государства защиты прав и свобод человека и гражданина выступают президентские программы. Данные документы принимаются по важнейшим социально-экономическим проблемам. Глава государства выступает инициатором этих программ, которые реализуются под его руководством.

По своей правовой сути президентские программы направлены на:
обеспечение национальной безопасности страны;
социальную защиту малообеспеченных слоев населения;
развитие производств, основанных на новых и высоких технологиях;
организацию дополнительных рабочих мест и активизацию в государстве инвестиционной деятельности.

Справочно

Примерами таких документов являются:
Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы;
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы;
Государственная программа устойчивого развития села на 2011 – 2015 годы и иные.
Функции Президента в рамках обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина не сводятся только к нормотворческой деятельности.

Глава государства на основании предоставленных ему полномочий принимает активное участие в жизни народа. Президент решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища, осуществляет помилование осужденных.

По инициативе Главы государства в стране проводится активная работа по дебюрократизации государственного аппарата, которая направлена на устранение излишних административных барьеров, упрощение взаимодействия власти и населения, повышение качества обслуживания граждан в государственных органах и организациях.

В настоящее время дебюрократизация приобретает всеобщий характер, проникает во все без исключения аспекты жизни общества, затрагивает деятельность всех взаимодействующих с гражданами структур.

Справочно

В целом созданы условия, при которых граждане могут тратить минимум времени и сил при обращении в государственные органы и организации, оказывающие услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения, а также активно участвовать в выработке важнейших управленческих решений.

Таким образом, Главой государства предпринимаются, без преувеличения, колоссальные меры по защите прав и свобод человека и гражданина во всех основополагающих сферах общественной жизни. Практически задействованы все возможные механизмы: от правового регулирования до непосредственного взаимодействия с населением в процессе решения возникающих проблемных вопросов.

Президент выступает гарантом государственности.

Глава государства принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности. На реализацию указанной функции направлены такие полномочия Президента, как введение чрезвычайного и военного положений, объявление полной или частичной мобилизации.

Глава государства формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь.
Президент как Главнокомандующий Вооруженными Силами Республики Беларусь осуществляет общее руководство подготовкой и применением военной силы с целью обеспечения военной безопасности нашей страны.

Также Главой государства предпринимаются меры для обеспечения безопасности по периметру государственных границ Республики Беларусь.

Президент обеспечивает политическую и экономическую стабильность, что является важной составляющей в обеспечении национальной безопасности. Глава государства вправе принимать в рамках Конституции любые меры, направленные на сохранение стабильности страны и общества.

Таким образом, предпринимаемые меры в целях обеспечения гарантий государственности напрямую взаимосвязаны с защитой прав и свобод человека и гражданина.

В свою очередь законом охраняются честь и достоинство Президента, Глава государства обладает неприкосновенностью.

Справочно

Публичное оскорбление Президента или клевета в отношении его, в том числе с использованием печати или других средств массовой информации, влечет установленную законом ответственность.

В частности, согласно ст. 23.33 КоАП распространение средствами массовой информации заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство Президента Республики Беларусь, влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.

Согласно ст. 367 УК клевета в отношении Президента Республики Беларусь, содержащаяся в публичном выступлении, либо в печатном или в публично демонстрирующемся произведении, либо в средствах массовой информации, наказывается штрафом или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

В ст. 368 УК предусмотрена ответственность за оскорбление Президента. Публичное оскорбление Главы государства наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

Заключение

Совпадение реальной жизни общества и конституционных норм – это важнейшее условие единства государства, общества и граждан. Подобное совпадение представляется возможным только при условии наличия сильного государственного деятеля, который не остается в стороне от происходящих изменений внутри страны и за ее пределами.

Конституция как Основной Закон Республики Беларусь направлена на поддержание именно такого руководителя посредством наличия эффективного сильного института президентства. Данный институт функционирует и развивается в нашей стране как безусловная составляющая в обеспечении гарантии соблюдения Конституции и закрепленных в ней прав и свобод человека и гражданина.

При этом конституционные положения, регламентирующие правовой статус Президента и предоставленные ему полномочия, позволяют своевременно решать наиболее значимые вопросы, возникающие в процессе взаимодействия государства и общества. Это обеспечивает защиту и процветание страны и белорусского народа, а также позволяет вести речь о развитии такого правопорядка, при котором человек, его права, свободы и гарантии их реализации действительно являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Информационно-аналитический
Центр при Администрации Президента Республики Беларусь

Главное управление организационно-кадровой работы Гродненского облисполкома

Главное управление
идеологической работы, культуры
и по делам молодежи Гродненского
облисполкома

Читайте также: