Форма народовластия когда граждане сами непосредственно участвуют в подготовке обсуждении

Обновлено: 25.04.2024

Производным от этимологического понимания демократии яв­ляется ее более широкая вторая трактовка какформы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее чле­нов в управлении и принятии в ней решений по большинству. В этом смысле говорится о партийной, профсоюзной, производст­венной и даже семейной демократии. Понимаемая в широком значении, демократия может существовать всюду, где есть орга­низация, власть и управление.

С этимологическим пониманием демократии связаны также и другие — третье и четвертое — значения этого термина. В тре­тьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройст­ва и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права чело­века, народный суверенитет и некоторые другие.

В четвертом значении демократия рассматривается каксоци­альное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапа­зон своих целей и участников. Современные демократические дви­жения чрезвычайно разнообразны. Это социал-демократы, хрис­тианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения.

Понятие демократии как народовлас­тия (и другие производные от него трактовки демократии) является нор­мативным, поскольку базируется на нормативном подходе к это­му феномену, предполагающем построение категории исходя из человеческих идеалов, ценностей и пожеланий. Демократия ха­рактеризуется в этом случае как идеал, основанный на таких ос­новополагающих ценностях, как свобода, равенство, уважение че­ловеческого достоинства, солидарность. В первую очередь имен­но своему ценностному содержанию демократия обязана такой популярностью в современном мире.

Нормативное понятие демократии имеет как сильную, так и слабую стороны. Его сила состоит в привлекательности содержа­щихся в нем ценностей, способности увлечь многих людей на практические действия по осуществлению демократического идеа­ла. Слабость же такого определения демократии — в отрыве от действительности, ее идеализации. Реальная демократия нигде и никогда не была властью народа, что означало бы негосударст­венное, общественное самоуправление. С момента возникнове­ния этого понятия демократия связана с государством, а значит и с принуждением, и в лучшем случае является властью большин­ства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. Реальная демократия, как это еще будет более подробно рассмотрено, во многом далека и от демократических ценностей: свободы, равенства и т.д.

Выявление элемента утопизма, несо­ответствия между нормативным по­нятием демократии и реальностью, между идеалом и жизнью является следствием эмпирического подхода к анализу демократии. Такой подход абстрагируется от идеалов и априорных оценочных суждений и требует исследовать демократию такой, какова она есть на деле. В соответствии с выявленными в эмпирических исследованиях свойствами уточ­няется и даже пересматривается понятие демократии и ее теория. Категория демократии в этом случае строится исходя из реаль­ности, безотносительно к провозглашаемым государством цен­ностям. Демократия трактуется, например, как форма правления, основанная на конкуренции потенциальных руководителей за доверие избирателей, выражаемое на выборах (И. Шумпетер).

Полиархия, по Далю, это правление меньшинства, избирае­мого народом на конкурентных выборах. Она распространяется и на античные полисы (города-государства), и на средневековые рес­публики, и на современные конституционные государства с всеоб­щим избирательным правом и соперничеством за власть полити­ческих партий. Демократия же в отличие от полиархии — это иде­ал, предполагающий равное участие всех граждан в управлении.

Несмотря на свою достаточную обо­снованность, предложение о четком терминологическом разграничении демократии как идеала народовластия, который, возможно, так никогда и не будет реализован, и поли­архии как реально существующих государств, называемых демо­кратиями, не получило преобладающего признания среди ученых и политиков. В значительной мере это объясняется наличием у нормативного и эмпирического понятий демократии как различ­ных, так и общих свойств. Демократия как народовластие не только является результатом абстрактных философских рассуждений и благих пожеланий для человечества, но и отражает, хотя и в идеа­лизированном виде, реальные политические процессы. Не слу­чайно само это понятие зародилось как осознание формы прав­ления, возникшей в Древней Греции.

Не только нормативное понятие демократии отражает эмпи­рию — действительность, но и ее эмпирическое определение учи­тывает демократические ценностные ориентации и цели людей, приводящие в движение весь реальный механизм реальной демо­кратии. Поэтому при эмпирическом подходе к демократии, хотя и опосредованно, но все же отражается ее нормативный, цен­ностной аспект.

Учитывая взаимосвязь нормативных и эмпирических определений демо­кратии как формы государственного правления, можно выделить ее следующие характерные черты:

1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не мо­нарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают офи­циальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституцион­ная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и приня­тии законов с помощью народных инициатив и референдумов.

3. Равенство прав граждан на участие в управлении государст­вом. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. А в современной, сложно организованной политической сис­теме он предполагает также свободу создавать политические пар­тии и другие объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

4. Принятие решений по большинству и подчинение мень­шинства большинству при их осуществлении.

Эти требования являются минимальными условиями, позво­ляющими говорить о наличии демократической формы правле­ния в той или иной стране. Однако реальные политические сис­темы, основанные на общих принципах демократии, весьма су­щественно отличаются друг от друг, например античная и совре­менная демократии, американская и швейцарская политические системы и т.д.

Названные общие принципы демократии дают возможность выделить основные критерии, позволяющие различать и класси­фицировать многочисленные теории и практические демократи­ческие модели и как бы измерять их.

Ограничение народа определенными классовыми или демо­графическими рамками дает основание характеризовать государ­ства, подвергающие политической дискриминации определенные группы населения и, в частности, не предоставляющие им изби­рательных прав, каксоциально ограниченные демократии и отли­чать их отвсеобщих демократий — государств с равными полити­ческими правами для всего взрослого населения.

Итак, в зависимости от понимания состава народа его власть может выступать всеобщей или же социально (классово, этни­чески, демографически и т.п.) ограниченной демократией, а так­же охлократией.

Народ, будучи сложной общностью людей, имеет определенную структу­ру, состоит из конкретных личностей. В зависимости от того, рассматрива­ется ли он как совокупность самостоятельных, свободныхинди­видов, как взаимодействие различныхгрупп, преследующих в по­литике свои собственные, специфические интересы, или же как единое, гомогенноецелое, субъект, у которого доминируют об­щие интересы и воля, концепции и реальные модели демократии делятся соответственно наиндивидуалистические, плюралистичес­кие (групповые) и коллективистские.

В первом случае непосредственным источником власти счи­тается личность, во втором — группа, в третьем — весь народ (нация, класс). Расхождения в понимании народовластия имеют фундаментальное значение при построении реальных политичес­ких систем. Они определяют, например, глубокие, принципиаль­ные различия между классической либеральной, современной за­падной и социалистической демократиями.

Суверенитет народа — важнейший конституирующий признак демократии, служащий основанием ее оцен­ки не только с точки зрения понимания самого этого субъек­та, но также по формеосуществления им власти. В зависимос­ти от того, как народ участвует в управлении, ктои как непо­средственно выполняет властные функции, демократия делится напрямую, плебисцитарную и представительную (репрезента­тивную).

В прямых формах народовластия граждане сами непосредст­венно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая форма участия доминировала в античных демократиях. Практически она возможна в сравнительно небольших коллекти­вах (на производственных предприятиях, в общинах, городах и т.п.), причем в тех случаях, когда принимаемые решения доста­точно просты и участие в их подготовке и обсуждении не требует специальной квалификации. В современном мире прямая демо­кратия встречается главным образом на уровне местного самоуп­равления, например в американских и швейцарских общинах, в израильских кибуцах (поселениях коммунистического типа) и т.п. Распространенность прямых форм демократии прямо зависит от того, насколько удается децентрализовать процесс вынесения решений и передать право их принятия сравнительно неболь­шим, локальным коллективам.

К прямой демократии обычно относят так называемый импе­ративный мандат, предполагающий обязанность выборных пред­ставителей голосовать строго в соответствии с наказом избирате­лей, их волей. Так, характер императивного мандата имеет кол­легия выборщиков президента США, обязанных отдать свой го­лос за кандидата, победившего в соответствующих штатах. Импе­ративный мандат как бы консервирует волю избирателей, не по­зволяя его носителям участвовать в обсуждении и принятии ком­промиссных вариантов решений.

Важным (вторым) каналом участия граждан в осуществлении власти являетсяплебисцитарная демократия. Различие между ней и прямой демократией проводится не всегда, поскольку обе эти формы участия включают непосредственное волеизъявление на­рода, однако оно существует. Суть его состоит в том, что прямая демократия предполагает участие граждан на всех важнейших стадиях процесса властвования (в подготовке, принятии полити­ческих решений и в контроле за их осуществлением), а при пле­бисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены. Им предоставляется право посредством голосования одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или другого решения, который обычно готовится президентом, правительством, партией или инициативной груп­пой. Возможности участия основной массы населения в подго­товке таких проектов очень невелики даже в тех случаях, когда непосредственно самим гражданам предоставляется право подго­тавливать и выносить их на рассмотрение законодательных орга­нов или на всенародное голосование.

Плебисцитарные институты нередко используются в целях манипулирования волей граждан, достигаемого, в частности, с помощью двусмысленных формулировок вопросов, выносимых на голосование. Они, особенно референдумы и опросы, до­статочно широко применяются на различных уровнях управ­ления: в общинах, городах, областях, в масштабах всего госу­дарства.

Третьей, ведущей в современных государствах формой поли­тического участия являетсяпредставительная демократия. Ее суть — в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряже­ния. Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в го­лосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труд­нодоступные для понимания неспециалистов.

Не только суверенитет народа — ос­новополагающий признак демокра­тии, но и другие ее общие принципы, имеющие более конкретные показа­тели (индикаторы), позволяют выявлять и описывать ее особен­ности. Так, в зависимости от строения и порядка формирования органов, институтов власти (второй признак демократии) демо­кратические государства делятся на парламентские, президент­ские, смешанные (или полупрезидентские) республики, суперпрезидентские республики, парламентские монархии и т.д. (Эти институционные параметры демократии подробно рассмотрены в гл. 14.)

Важные характеристики демократии вытекают из ее третьего признака — равенства прав граждан на участие в управлении госу­дарством. Такое равенство может бытьформальным, чисто юри­дическим, ифактическим, предполагающим создание примерно одинаковых социальных возможностей для реализации людьми своих политических прав (материальный достаток, образование, свободное время, доступ к информации и др.).

Важные отличительные качества различных демократических систем позволяет выявить анализ четверто­го общего признака демократии — подчинения меньшинства большинству при принятии и осу­ществлении решений. Такое подчинение может не иметь гра­ниц и распространяться на любые стороны жизнедеятельнос­ти человека. В этом случае имеет местодеспотическая демо­кратия. Она представляет собой абсолютную, ничем и никем не ограниченную власть большинства, связанную с преходя­щими настроениями масс и произволом. Если же власть боль­шинства требует полного подчинения личности и стремится к установлению над ней постоянного всеобъемлющего контро­ля, то демократия становитсятоталитарной.

Антиподом таких форм правления являетсяконституцион­ная демократия. Она ставит власть большинства в определен­ные рамки, ограничивает ее полномочия и функции с помо­щью конституции и разделения властей и обеспечивает тем самым автономию и свободу меньшинства, в том числе от­дельной личности.

Рассмотренные выше и некоторые другие параметры демо­кратии образуют как бы систему координат, позволяющую выяв­лять ее наиболее существенные черты и различать ее специфи­ческие модели, типы.

Прямая (непосредственная) демократия как форма управления обществом известна с древних времен. Главная ее особенность состоит в праве и возможности граждан непосредственно участвовать в обсуждении и принятии общественно значимых решений. Важнейшими институтами прямой демократии и высшими формами народовластия являются свободные выборы и референдум.


Выборы

Политические выборы – демократическая процедура формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностных лиц, осуществляемая путем голосования и регламентируемая избирательным правом страны. Одним из важнейших понятий демократии является признание народа единственным источником власти, обладающим исключительным правом распоряжения ею. Выборы – главный механизм демократии, главная форма проявления народного суверенитета. Функции выборов:

  • реализация представительства разнообразных интересов населения;
  • отбор и смена политических элит и лидеров;
  • легитимация политического режима – организация граждан в политические объединения;
  • оценка обществом политического курса, контроль над деятельностью избираемых представителей интересов народа;
  • формирование оппозиции, критикующей деятельность правительства и предлагающей альтернативные власти проекты;
  • мирное разрешение конфликта между политическими силами и их лидерами;
  • определение дальнейшего пути общественного развития;
  • политическое воспитание и включение граждан в политический процесс.

Выборы различают по нескольким признакам:

  • территориальному – национальные, региональные, муниципальные;
  • количественному – всеобщие и частичные;
  • по периодичности – очередные, досрочные, повторные, дополнительные;
  • по способу волеизъявления – прямые и непрямые;
  • по объекту – парламентские, президентские, выборы мэра, губернатора.

Выборы эффективны только тогда, когда в стране существует развитая избирательная система, функционирует избирательное право.

Избирательная система – общественный институт, регулирующий процесс организации и проведения выборов, определения результатов голосования. Она включает в себя:

  • принципы и условия участия граждан в выборах;
  • порядок назначения, организации и проведения выборов;
  • круг участников избирательного процесса;
  • правила установления итогов голосования и определения результатов выборов.

Необходимые условия для демократических выборов:

  • свобода выбора – недопустимость давления на избирателей;
  • альтернативность выбора – наличие в стране многопартийной системы и нескольких кандидатов;
  • законность – соблюдение кандидатами правовых и этических норм;
  • равенство возможностей кандидатов – предоставление им одинаковых условий для предвыборной агитации;
  • общественное доверие к выборам – обуславливает активность избирателей.

Избирательное право – отрасль конституционного права. Она представлена совокупностью юридических норм, регулирующих действия и отношения, возникающие в процессе выборов. Активное избирательное право – право граждан избирать своих представителей, участвовать в референдумах. Пассивное избирательное право – право гражданина быть избранным.

Исходными началами, принципами, на которых базируется правовое регулирование всех избирательных отношений, являются:

  • обязательность – признание выборов единственным законным способом формирования органов государственной власти;
  • всеобщность – предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам, исключая недееспособных лиц и лиц, находящихся в местах лишения свободы;
  • периодичность – выборы должны проводиться через определенные законом интервалы времени;
  • независимость избирательных комиссий – недопустимость вмешательства в их деятельность, присвоения их полномочий со стороны иных органов или лиц;
  • гласность – открытость деятельности избирательных комиссий на всех этапах выборов;
  • территориальная основа организации выборов – формирования избирательных округов, участков, комиссий, регистрации избирателей, подсчета голосов;
  • тайна голосования – контроль над волеизъявлением избирателей запрещается.


Типы избирательных систем:

  • Мажоритарная(фр. majorite – большинство) – избранным признается кандидат, за которого подано большинство голосов. Правом выдвижения обладают как политические партии, так и граждане в порядке самовыдвижения.
  • Пропорциональная (от лат. proportio – соотношение) – предусматривает распределение депутатских мандатов между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за них голосов. Правом выдвижения обладают только политические партии, а избиратели голосуют не за отдельных кандидатов, а за партийные списки.
  • Смешанная – сочетает черты мажоритарной и пропорциональной систем: избиратель голосует и за кандидата и за список партии.

Выборы являются выражением демократичности государства и политической зрелости общества.

Референдум и плебисцит

  • По юридической силе– консультативный и императивный. Результат консультативного референдума не имеет обязательной силы для органов власти: они учитывают его, но решение принимают по собственному усмотрению. Императивный референдум имеет силу закона, его результат не нуждается в одобрении и утверждении властными органами. Принятый на нем законопроект может быть отменен только путем принятия нового решения на референдуме.
  • По территории действия – 1) всенародный – проводится в масштабах государства; 2) региональный – по вопросам субъекта федерации; 3) местный – по вопросам, находящихся в ведении органов местного самоуправления.
  • По предмету – 1) конституционный – о внесении поправок в Конституцию или принятии нового основного закона страны; 2) законодательный – о принятии законопроекта, внесении изменений и поправок в действующее законодательство; 3) административный – на нем обсуждаются различные вопросы местного значения; 4) международно-правовой – о вступлении в международные организации, ратификации или денонсации международных документов.
  • По условиям проведения – обязательный и факультативный. Первый проводится в связи с необходимостью, установленной законом. Второй – по инициативе определенных законом субъектов.
  • По времени проведения – 1) превентивный – обсуждение инициативы; 2) утверждающий – утверждение законопроекта.


Вопросы, выносимые на всенародное голосование, или совокупность предлагаемых вариантов называют формулой референдума. Процесс подготовки проведения референдума – референдумный процесс – состоит из нескольких стадий:

  • выдвижение инициативы и сбор подписей в ее поддержку;
  • назначение референдума;
  • образование участков, формирование комиссий, составление списков участников;
  • агитация и разъяснительная кампания;
  • голосование и оглашение результатов;
  • вступление решения в силу.

Проведение референдумов осуществляется с соблюдением принципов и условий избирательного права: всеобщности, свободы прямого волеизъявления, равенства и тайны голосования.


Плебисцит (от лат. plebs – простой народ и scitum – решение) – народное голосование, разновидность народного опроса. По своей юридической силе и процедуре проведения не отличается от консультативного референдума, в ряде стран эти понятия являются синонимами. Плебисцит применяется для выяснения позиции народа по поводу отчуждения или присоединения территорий, смены власти и политического режима, образования конфедерации, федерации или иного объединения государств.

Заключение

Выборы, референдум, плебисцит имеют много общих черт: являются формами прямого волеизъявления граждан, базируются на одних и тех же принципах, осуществляются в сходных условиях. Различаются только объекты голосования: в выборах – это кандидат или список кандидатов, в референдуме и плебисците – общественно значимый вопрос. Все эти формы прямой демократии позволяют гражданам непосредственно участвовать в управлении государством.

1. Значение прямой демократии в государственном управлении.

2. Понятие политических выборов. Функции выборов. Признаки, по которым классифицируют выборы:

  • территориальный;
  • количественный;
  • периодичность;
  • способ волеизъявления;
  • объект выборов.

3. Понятие и сущность избирательной системы. Условия проведения выборов:

  • свобода выбора;
  • альтернативность выбора;
  • законность;
  • равенство возможностей кандидатов;
  • общественное доверие к выборам.

4. Избирательное право – понятие и виды. Принципы правового регулирования избирательных отношений:

Формы организации политической власти, где либо совсем не существует различных партий, либо их наличие носит сугубо декларативный характер (как было в СССР, Албании или имеет место и сейчас на Кубе, в КНДР), называются//

любая из них - на усмотрение правящего режима

Президентская республика получила широкое распространение в//

+Латинской Америке, Азии и Африке, а также на территории бывшего СССР//

Первой классической формой демократического государства явилась//

Политическая независимость и самостоятельность государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях, не допускающая иностранного вмешательства – это//

легитимность государственной власти//

Совокупность политических партий, имеющих реальные возможности участвовать в формировании органов государственной власти и образующих механизм борьбы или сотрудничества – это//

Н.Макиавелли во главу угла исторического процесса ставил//

Признание обществом законности и правомерности официальной власти и ее права управлять им - это принцип//

Парламент в Англии возник в…//

Немногочисленная элитарная партия, состоящая из профессиональных политиков и парламентариев, ориентированная в основном на выборы. Это характеристика партии//

Примером наследственной элиты может служить//

правящая политическая партия

Объединение государств для координации какого-либо вида государственной деятельности, чаще всего военной или внешнеполитической, называется//

Государство, в котором субъектами государственного суверенитета выступают как крупные территориальные образования (штаты, земли), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан, называется//

Партийная система США относятся к//

Добровольные объединения граждан, не являющиеся политическими партиями, созданные для выражения и представления их интересов во взаимоотношениях с другими группами и политическими институтами и предназначенные не для завоевания власти, а лишь для влияния на институты власти – это//

Обеспечение внешней безопасности, забота о сохранении своей целостности и независимости, развитие экономических, политических и культурных связей с другими государствами – это функции государства//

Делит политические системы по типу общественно - экономической формации на рабовладельческие, феодальные, буржуазные и пролетарские//

Формы правления делятся по способу организации власти, ее формальному источнику на//

+монархию и республику //

парламентскую и президентскую республики//

федерацию и конфедерацию//

демократию и тоталитаризм//

авторитаризм и тоталитаризм

Власть, обладающая полномочиями издавать законы, обязательные для исполнения на определенной территории и на конкретном участке деятельности, – это власть//

Отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов в партиях//

В целом в период средневековья во всем мире утвердилось господство форм правления//

Форма государственного устройства, в котором президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти, называется//

полупрезидентской (смешанной) республикой//

Личный пример и следование моральным принципам справедливости, гуманности и мудрости относил к важнейшим ресурсам власти правителя//

М. Тэтчер являлась//

министром иностранных дел Великобритании//

лидером Лейбористской партии Великобритании//

лидером республиканской партии США

Глава правительства в ФРГ именуется//

К конституционным монархиям относится//

Великая Хартия Вольностей была принята в 1215 году в//

Партийная система США относятся к//

Форма государственного правления, при которой верховная власть полностью или частично сосредоточена в руках одного лица – главы государства, как правило, наследственного правителя, называется//

Рассматривают революцию как скачок, прерывающий постепенное развитие общества, осуществляющий смену одного политического режима другим, сторонники //

Национальная безопасность для граждан – это//

+эффективное обеспечение охраны общественного порядка//

возможность безопасного пребывания за пределами своей страны//

неотъемлемые права и свободы//

правовая защита от криминальных элементов

Политическое сознание – это//

+отражение и осознание людьми своего политического бытия//

взгляды представителей политической элиты//

сознание членов политических партий//

сознательное отношение к политике//

установки господствующей политической идеологии

Основной вопрос революции – вопрос о//

средствах массовой информации//

Под избирательным процессом понимается//

+организация, механизм проведения выборов на основе существующего/ избирательного права//

механизм выдвижения кандидатов//

правила работы избирательных комиссий различного уровня//

организация избирательных участков

Национальная безопасность -это//

+органичная составная часть всеобщей безопасности //

фактор стабильности и всеобщей безопасности//

возможна только в рамках военно-политических союзов//

всегда противопоставляется безопасности других государств//

обеспечивается только участием в НАТО

Политическая символика – это//

+предметные знаки, изображения, образы, воплощающие в себе определенную идею//

основополагающие политические труды виднейших представителей политической науки//

закрепленные в конституции определенные политические понятия//

основные государственные акты, документы конституционного характера//

указы и законы правительства

Понятие субъекта политики применяется для характеристики тех//

+кто принимает активное, осознанное участие в политической деятельности//

кого привлекают к политической деятельности в рамках политических партий//

против кого направлен политический процесс//

кто возглавляет политический процесс//

является политическим лидером

Глубокое разногласие между различными политическими силами, партиями, властными лицами, основу которых непримиримость интересов, несовместимость целей и ориентаций, – это политический (ая)//

Политические субкультуры обусловлены//

+классовыми, этническими, демографическими и другими различиями ходом// политического процесса//

распределением мест в парламенте//

результатами деятельности политических партий//

В СССР ритм политическим процессам задавала деятельность//

+правящей партии – КПСС//

ведущих политических лидеров//

лидеров основных политических партий//

Режим протекания политического процесса, воспроизводящий рутинные, повторяющиеся изо дня в день отношения между элитой и электоратом, политическими партиями, органами местного самоуправления и т.д., характеризуется процессом//

Опасность чрезмерного увеличения военных расходов заключается в том, что они ложатся тяжелым бременем на экономику страны, государство утрачивает внутриполитическую//

страна вызывает недоверие соседних стран//

военные неизбежно приходят к власти//

чрезмерно усиливается роль армии во внутриполитической жизни//

страна становится агрессором

Всенародное голосование по существенным вопросам государственной, общественной, политической жизни – это//

Дипломатия – это//

+важнейшее средство внешней политики//

инструмент военной политики государства//

инструмент внутренней политики//

не имеет отношения к внешней политике//

вспомогательное средство внешней политики

Чувственно-эмоциональные представления людей о политических явлениях составляют политическую (ое)//

сознание членов политических партий//

Действующие в сфере политики лица, социальные группы, организации, движения, институты – все это//

Одним из виднейших представителей идеологии ненасилия являлся//

Основными элементами в международных отношениях выступают//

+двусторонние межгосударственные политические отношения//

полирегиональные международные организации//

политические партии отдельных стран//

участие в международных организациях//

Период 80-90-х гг. ХХ века характеризуется//

+отказом от противоборства двух мировых систем//

усилением противоречий между двумя сверхдержавами//

усилением блокового противостояния//

завершением создания нового мирового экономического порядка//

установлением мирного решения конфликтов

Исключительное право применять санкции против агрессора принадлежит//

+совету безопасности ООН//

экономическому и социальному совету//

Гражданское общество – это//

+система самостоятельных и независимых от государства социальных институтов и ценностей//

реализация идеи гражданского согласия//

подчинение интересов граждан интересам государства//

выдвижение на первый план интересов государства//

общество граждан одного государства

Глобальные проблемы мировой политики - это//

+ее демократизация, гуманизация и демилитаризация//

обеспечение патернализма развитых стран в отношении развивающихся//

обеспечение гегемонизма США, как условия поддержания всеобщего мира//

накопление оружия массового поражения для обеспечения мира//

борьба с регионализмом

Организованность, функциональность и устойчивость (стабильность) политических отношений – это//

Избирательная система, которая предусматривает, что избранным в каждом избирательном округе считается только кандидат, который набрал абсолютное или относительное большинство голосов, называется//

Избирательные системы, при которых выборы происходят наполовину по пропорциональному, наполовину – по мажоритарному принципу, называются//

Преднамеренные действия, имеющие целью нанесение ущерба человеку, социальной группе, лишение свободы, здоровья, собственности, жизни, называются//

реализацией национального интереса

Незаконная смена власти в государстве с применением насилия или под угрозой его использования называется//

Геополитика – это политическая концепция, доктрина, отражающая сложную зависимость и связь внешней политики государства//

с его географическим положением//

+климатом, природными ресурсами, территорией//

разделом физической географии, изучающий расположение полезных ископаемых//

разделом политической географии//

Вооруженное выступление отдельных политических групп в результате заговора против существующей государственной власти называется//

В 1919 г. была создана//

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе//

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность.

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых.

Народовластие – это особая форма государственного правления, при которой власть осуществляют представители народа.

Народовластие принято считать значительным элементом демократии. В конституционном праве более употребительно тождественное понятию народовластия понятие - народный суверенитет.

Основные формы осуществления народовластия:

  • непосредственная, или прямая – прямое волеизъявление народных масс по решению наиболее важных государственных вопросов в сфере регулирования общественной жизни;
  • представительная, или косвенная – осуществление народной власти посредством органов государственной власти или органов самоуправления.

Высшими формами непосредственного выражения народовластия являются референдум и свободные выборы. Эта форма обладает несет юридически весомый результат: решения общеобязательны для всех, депутаты управомочены осуществлять свои должностные обязанности. К формам непосредственной реализации народовластия также относятся разного рода шествия, митинги, собрания, народные обсуждения законопроектов, обращения и др.).

Как правило, народовластие осуществляют государственные органы власти. Для решения большинства вопросов и проблем необходимы знания узких специалистов в определенной сфере деятельности, оперативность и достаточные знания для реализации государственных функций. Это относится как к законодательной, так и к исполнительной и судебной власти, связанных волеизъявлением народа и определяющим их деятельность.

Народовластие через органы местного самоуправления имеет определенную специфику, так как охватывает низшие уровни власти. Небольшие масштабы не позволяют использовать в полной мере силу и мощность всего государственно аппарата, что отражается на управленческой деятельности. Эта форма народовластия наиболее плотно соприкасается с населением.

Представительные органы местного управления и органов государственной власти составляют законодательную власть и создаются из депутатов, выбранных народом. Представительное народовластие является одной из наиболее эффективных форм реализации власти народа, что обусловлено тесной связью с народом и широкими полномочиями парламентов различных уровней.

Готовые работы на аналогичную тему

Народовластие в Российской Федерации и его формы

Единственным источником власти в России является народ. Элементы народовластия включают объект народовластия – власть и субъект Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Федерация подробнее – граждане страны.

В Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Государственность России. подробнее реализуются две формы народовластия: прямая демократия – непосредственная и косвенная демократия – представительная.

Виды прямой демократии в РФ:

  • Референдум По данной теме мы уже выполнили реферат Референдум подробнее ;
  • Выборы;
  • Митинги, мирные собрания, шествия, демонстрации, пикетирования и др.;
  • Инициативы граждан по организации и проведению референдума, правотворческая инициатива народа в органы местного самоуправления;
  • Коллективные и индивидуальные обращения граждан в органы местного самоуправления и в органы государственной власти.

Референдум и выборы являются высшими формами прямой демократии. Конституционными гарантиями власти народа выступают выборы в России, которые проводятся на основе прямого, равного, всеобщего, добровольного и тайного голосования.

Институты непосредственного народовластия подразделяют в зависимости от его содержания: свободные выборы, или референдум – путем принятия окончательного и обязательного решения; формы выражения мнения народа, обладающие консультативным, необязательным аспектом для принятия решения соответствующими органами власти (обсуждение проекта закона, демонстрации, митинги и др.).

К органам представительной формы осуществления народовластия в РФ относятся:

  • единоличные органы – Президент России, президенты республик, находящихся в составе Федерации, губернаторы автономий, краев, областей, мэры городов и др.);
  • высшие коллегиальные органы законодательной власти – Государственная Дума По данной теме мы уже выполнили реферат Государственная дума подробнее , парламенты субъектов РФ, городские думы и т.д.).

В зависимости от возможности граждан осуществлять влияние на управление властью, от непосредственного их волеизъявления в формировании органов власти можно выделить представительства населения разных уровней: непосредственно избираемые народом должности и органы (Президент, Государственная Дума и т.д.); органы, созданные представительными органами 1-й степени ( Правительство Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Правительство Российской Федерации подробнее , Уполномоченный по правам человека По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Комитет по правам человека подробнее ); органы, созданные представительными органами 2-й степени (Счетная палата).

К формам представительного народовластия относятся:

  • обсуждение законодательных проектов и иных важных вопросов общественной жизни;
  • правотворческая народная инициатива в органы власти;
  • участие населения в управлении делами общества посредством органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, собрания и сходы граждан; коллективные и индивидуальные обращения граждан в органы как местного самоуправления, так и в органы государственной власти по любым вопросам.

Закон РФ о принципах организации местного управления По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Порядок формирования и полномочия органов управления юридического лица по законодательству РФ. подробнее включает описание следующих форм прямого осуществления народом местного самоуправления: ст. 22 – местный референдум; ст. 23 – муниципальные выборы; ст. 24 – голосование по отзыву члена выборного органа муниципального управления, депутата, выборного должностного лица, голосование по вопросам преобразования муниципального образования, изменения его границ; ст. 25 – сход граждан; ст. 26 – правотворческая инициатива населения; ст. 27 – территориальное самоуправление; ст. 28 – публичные слушания; ст. 29 – собрание граждан; ст. 30 - собрание делегатов (конференция граждан); ст. 31 – опрос граждан; ст. 32 – обращение населения в органы местного самоуправления; ст. 33 – иные формы прямого осуществления гражданами местного управления или участия в его реализации соответствующими органами.

Впервые закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепил принципы добровольности и законности реализации населением вопросов местного самоуправления.

Референдум как основная форма народовластия

Референдум – это особый способ прямого волеизъявления населения по самым важным вопросам общественной и государственной жизни посредством всеобщего голосования.

По всей территории РФ референдум проводится на основе принципов: прямого и всеобщего, равного и тайного голосования.

Выделение разных видов референдумов проводится по различным признакам:

  • по порядку проведения – обязательные и факультативные;
  • от времени проведения – дозаконодательные, или превентивные и послезаконодательные, или утверждающие;
  • от территории - всероссийский референдум По данной теме мы уже выполнили курсовую работу референдум в РФ подробнее , референдум субъекта РФ, местный референдум.
  • Референдум не проводится в условиях чрезвычайного положения (если оно введено на всей территории Федерации), в условиях военного положения, после их отмены в течение 3 месяцев; в течение года повторно после дня официального обнародования результатов референдума, при условии такой же формулировки вопроса по смыслу или по содержанию.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата написания статьи: 03 07 2019

Наталья Николаевна Чувелева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Читайте также: