Осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе что это значит

Обновлено: 09.05.2024

Исключительная экономическая гона представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемый от тех исходных линий, от кото­рых отмеряется ширина территориального моря.

Исключительная экономическая зона

Прилежащая зона — часть морского пространства, npuлегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных законом установленных областях.

Цель создания прилежащей зоны- в связи с быстроходностью современных судов необходимость для прибрежного государства эффективно осуществлять определенные виды контроля.

Виды контроля: таможенный, иммиграционный, санитар­ный и фискальный. Порядок отсчета ширины ПЗ: ПЗ не может превышать пределы 24 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отме­ряется территориальное море.

. Контроль включает право остановить судно, произвести осмотр и, если выяснится, что имело место на­рушение , вправе принять меры, необходимые для осуществления расследования обстоятельств нарушения и наказания за него.

За нарушение режима прилежащей зоны может быть пред­принято преследование нарушители, в том числе в открытой море, если оно осуществляется "по горячим следам" (т. е. на­чато в прилежащей зоне и ведется непрерывно Правовой режим прилежащей зоны Российской Федера­ции наряду с нормами международного права определяется Федеральным законом "О внутренних водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".

Правовой режим исключительной экономической зоны впервые определен Конвенцией ООН по морско­му праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В Российской Федерации принят Федеральный закон Об исключительной экономической зоне Российской Федерации от 17 декабря 1998 г.

Прибрежное государство наделяется суверенными правами, причем целевого назначения. Это означает, что без согласия прибрежного государства ник­то не может осуществлять разведку и разработку природных ресурсов.

Искусственные острова, установки, сооружения и зоны безопасности вокруг них не должны создавать помехи международному морскому судоходству на признанных международ­ными морских путях .Вокруг таких островов и сооружений могут устанавливаться разумные ионы безопасности, ширина которых не должна пре­вышать 500 м, отмеряемых от точек их внешнего края.

Прибрежное государство принимает необходимые меры к тому, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной эко­номической зоне не подвергалось опасности в результате чрез­мерной эксплуатации, и с этой целью определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне. "Если прибрежное государ­ство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно путем соглашений и других договоренностей. предостав­ляет другим государствам доступ к остатку допустимого уло­ва.

3).Прибрежные государства в осуществление своей юрисдик­ции имеют право регулировать, разрешать и проводить мор­ские научные исследованияв своей исключительной эконо­мической зоне. 'Государства и международные организации, осуществля­ющие исследования в исключительной экономической зоне прибрежного государства, обязаны обеспечить право прибреж­ного государства участвовать в морском научно-исследователь­ском проекте, а также предоставить по его просьбе информа­цию о результатах исследования.

4) Права и обязанности других государств. Все государства, включая не имеющие выхода к морю, в исключительной эко­номической зоне пользуются свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и. трубопроводов. Использование исключи­тельной экономической зоны в указанных целях в соответствии с международно-правовыми нормами, регу­лирующими такую деятельность (судоходство в открытом: море, прокладка кабелей и трубопроводов на дне морей и океанов).




Государства при осуществлении своих прав и обязаннос­тей в экономической зоне должны учитывать права и обязан­ности прибрежного государства, соблюдать принятые им за­коны и правила, а прибрежное государство обязано учиты­вать права и обязанности других государств.

КШ- подводная отмель окраины материка.

Согласно ст. 76 Конвенции, континентальный шелъф при­брежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы его территориалъного моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

1)первый и основной вариант установле­ния внешнего предела континентального шельфа. (

2)Согласно второму варианту, государство вправе устано­вить континентальный шельф протяженностью в 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина тер­риториального моря, если внешняя граница подводной окраи­ны материка не простирается на такое расстояние.( менее 200 м.м.).

3)Третий вариант используется, когда подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от ис­ходных линий, от которых отсчитывается ширина территори­ального моря. В этом случае у государства есть выбор: внешняя граница континентального шельфа должна находиться либо не далее 350 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, либо не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (линии, соединяющей глубины).( когда протяженность КШ огромна).

Правовой режим. Он определяется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и соответствующими ей законодатель­ными актами государств.

Природные ресурсы включают минеральные и иные не­живые ресурсы поверхности и недр морского Дна,' а также живые организмы "сидячих видов", те.те организмы, кото­рые в надлежащий с промысловой точки зрения период своего развития либо прикреплены к морскому дну, либо 'могут пере­двигаться только по морскому дну или в его недрах.

2).Государство вправе возво­дить на континентальном шельфе сооружения и иные установки. Оно может создавать вокруг них зоны безопасности радиусом в 500 м. Сооружения и установки находятся под юрисдикцией прибрежного государства. Ни сооружения, Ни зоны безопасно­сти вокруг них не должны быть помехой на обычных морских путях, имеющих существенное значение для международного судоходства. Разведка и разработка континентального шельфа не дол­жны создавать помех для использования этих территорий в целях судоходства, промысла.

3).Исследования на континентальном шельфе могут осуще­ствляться с согласия прибрежного государства

.4). Все государства имеют право про­кладывать на континентальном шельфе подводные кабели и трубопроводы. Трассы для прокладки трубопроводов определя­ются по согласованию с прибрежным государством.

5) Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепляет бо­лее широкий, чем прежде (в Конвенции 1958 г.), круг прав и обязанностей прибрежного государства в отношении континен­тального шельфа. Например, при разработ­ке неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 миль государства обязаны производить отчисления или взно­сы натурой. Взносы и отчисления вносятся ежегодно, начиная с шестого года (т. е. в первые 5 лет разработки государства от отчислений освобождаются). Размер отчислений или взноса за шестой год составляет 1% стоимости или объема продукции на участке; он увеличивается на 1% каждый год до двенадцатого года, а затем, в последующие годы составляет 7%. Отчисления производятся через Международный орган по морскому дну, который распределяет их между государствами — участника­ми Конвенции на основе принципа справедливости.

Континентальный шельф

Континентальный шельф — это участок морского дна и недр за пределами территориального моря прибрежного государства со смешанным международно-правовым режимом.

Географически континентальный шельф представляет собой подводное продолжение материка, обладающее общими с ним геологическими характеристиками. Он простирается до глубины 100—200 м, после чего переходит в континентальный склон. Континентальный склон переходит в континентальный подъем, которое, в свою очередь, переходит в дно океана (ложе). Континентальный шельф, склон и подъем образуют подводную окраину материка.

Юридическое понятие континентального шельфа шире его географического понятия, ибо включает в себя помимо самого шельфа прибрежные районы морского дна, где континентального шельфа в геологическом смысле нет, а также районы морского дна за пределами континентального шельфа.

Необходимость международно-правового регулирования режима континентального шельфа является естественным следствием достижений науки и научно-технического прогресса. Континентальный шельф богат нефтью, газом, в его недрах залегают железо, марганец и т.п. Достижения техники позволили начать эффективную эксплуатацию недр и богатств континентального шельфа.

Формирование и развитие концепции континентального шельфа.

Односторонние действия США были восприняты значительным числом государств как сигнал к разделу не только природных морских ресурсов шельфа, но и самого шельфа и покрывающих его вод. Прокламация вызвала цепную реакцию по принятию законодательных актов и распространению юрисдикции прибрежных государств на континентальный шельф.

В связи с такими акциями, которые могли привести к острым конфликтам между государствами, возникла необходимость в международно-правовой регламентации континентального шельфа. В начале 1950-х годов этой проблемой занялась Комиссия международного права ООН. С тех пор вопрос о статусе континентального шельфа не сходил с ее повестки дня.

Комиссией международного права был подготовлен проект Конвенции о континентальном шельфе (далее – Конвенция 1958 г.), который затем был рассмотрен на Конференции ООН по морскому праву, состоявшейся в 1958 году. Конференция одобрила проект Конвенции и открыла его для подписания. Данная конвенция и сегодня насчитывает более 50 государств-участников.

Конвенция также определяет правовой статус континентального шельфа, признавая и закрепляя за всеми прибрежными государствами суверенные права над ним в целях разведки и разработки его естественных богатств, а также устанавливает правила делимитации континентального шельфа в случае, когда берега государств расположены один против другого, и в случае смежных берегов.

Правовой режим континентального шельфа получил дальнейшее развитие на третьей Конференции ООН по морскому праву (1973–1982). Ее работа завершилась подписанием 10 декабря 1982 г. всеобъемлющей Конвенции ООН по морскому праву (далее – Конвенция 1982 г.), которая вступила в силу 16 ноября 1994 г.; Россия — участница с 26 февраля 1997 г. В Части VI Конвенции 1982 г. предусматривается сложная система юридического определения внешней границы подводной окраины материка и регламентируются права и обязанности прибрежных и других государств-участников в отношении континентального шельфа.

Границы континентального шельфа.

Вопрос о внешней границе континентального шельфа требует более детального рассмотрения.

Конвенция 1958 г. устанавливает два критерия для определения внешней границы континентального шельфа:

  1. глубина (200 м); или
  2. техническая доступность (так называемый критерий эксплуатабельности).

Используемый в Конвенции 1958 г. критерий эксплуатабельности подводных районов не выдержал испытания временем, и уже к концу 80-х гг. XX столетия стало технологически возможным разрабатывать минеральные ресурсы морского дна на глубинах моря до нескольких тысяч метров и тем самым распространять права прибрежного государства на морское дно и его ресурсы далеко за пределы континентальной окраины в глубоководные районы морского дна. Указанный недостаток являлся одной из причин, вызвавших необходимость разработки новых правовых норм по определению континентального шельфа.

Статья 76, п. 1 Конвенции 1982 г. предусматривает два других критерия для определения внешней границы континентального шельфа:

  1. расстояние 200 морских миль от исходных линий (критерий расстояния); или
  2. внешняя граница подводной окраины материка (географический критерий).

Таким образом, положения ст. 76 позволяют любому государству, независимо от морфологии морского дна, прилегающего к его побережью, даже в случае отсутствия географического шельфа и окраины, устанавливать 200-мильный континентальный шельф. Такое право дается прибрежному государству независимо от того, установило ли оно 200-мильную исключительную экономическую зону (далее – ИЭЗ).

Подводная окраина материка в соответствии с п. 3 ст. 76 Конвенции 1982 г. включает в себя находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает в себя дно океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра.

Если подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, внешняя граница континентального шельфа может определяться на основе геологических параметров, изложенных в п. 4 ст. 76. В этом пункте предусматриваются два альтернативных метода проведения внешней границы континентального шельфа.

Оба метода в качестве отправной точки для отсчета расстояния до внешней границы континентального шельфа используют подножие континентального склона, которое при отсутствии доказательств об обратном определяется как точка максимального изменения уклона в его основании (ст. 76, п. 4.b).

Иллюстрация формулы мощности осадочных пород

Схема 1.1: Иллюстрация формулы мощности осадочных пород, приведенной в п. 4.a.i ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву. Толщина осадочных пород в точке, очерчивающей внешнюю границу континентального шельфа, должна составлять не менее 1/100 расстояния от этой точки до подножия склона.

Иллюстрация линии мощности осадочных пород

Схема 1.2: Иллюстрация линии мощности осадочных пород, проведенной в соответствии с п. 4.a.i ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву.

Иллюстрация линии, проведенной на расстоянии 60 м от подножия континентального склона

Схема 2: Иллюстрация линии, проведенной на расстоянии 60 м от подножия континентального склона в соответствии с формулой п 4.а.ii ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву.

В любом случае, в соответствии с п. 5 ст. 76 Конвенции 1982 г., фиксированные точки, составляющие линию внешних границ континентального шельфа на морском дне, не должны превышать 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не должны превышать 100 морских миль от 2500-метровой изобаты – линии, соединяющей глубины в 2500 метров (см. Схему 3).

Иллюстрация придельных границ континентального шельфа

Схема 3: Иллюстрация придельных границ континентального шельфа, приведенных в п. 5 ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву. Показаны линия, находящаяся в 350 морских милях от исходной линии, и линия, находящаяся в 100 морских милях от 2500-метровой изобаты.

На каждом участке своего континентального шельфа прибрежные государства могут пользоваться любым из методов, закрепленных в п. 4 ст. 76 Конвенции 1982 г., извлекая максимальную выгоду для собственных интересов (см. Схему 4).

Иллюстрация внешних границ континентального шельфа

Схема 4: Иллюстрация внешних границ континентального шельфа, определенных с использованием формул п. 4, ограничений п. 5 и общего положения п. 1 ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву.
Участок A: 60 морских миль от подножия континентального склона;
Участок B: 1% толщины осадочных пород;
Участок C: 100 морских миль от 2500-метровой изобаты;
Участок D: 350 морских миль от исходной линии;
Участок E: 1% толщины осадочных пород;
Участок F: 60 морских миль от подножия континентального склона;
Участок G: 200 морских миль от исходной линии.

Комиссия ООН по границам континентального шельфа.

Поскольку достаточно сложно проконтролировать толщину осадочных пород или определить, где кончается подводная окраина материка, в Конвенции 1982 г. предусматривается создание специальной Комиссии по границам континентального шельфа. Комиссия состоит из 21 члена, являющихся специалистами в области геологии, геофизики или гидрографии, которые выбираются государствами-участниками с учетом принципа справедливого географического представительства.

В функции Комиссии входит рассмотрение представляемых прибрежными государствами данных и вынесение рекомендаций по вопросам, касающимся установления внешних границ континентального шельфа за пределами 200 морских миль. Необходимо подчеркнуть, что Комиссия не устанавливает границ континентального шельфа, она лишь выносит рекомендации, в то время как решение остается на усмотрение прибрежного государства. Кроме того, Комиссия предоставляет научно-технические консультации по просьбе заинтересованных государства в ходе подготовки данных относительно таких границ. Границы шельфа, установленные прибрежным государством на основе указанных рекомендаций, являются окончательными и для всех обязательными (ст. 76, п. 8 Конвенции 1982 г.).

Отчисления и взносы в связи с разработкой континентального шельфа за пределами 200 морских миль.

В соответствии со ст. 82 Конвенции 1982 г. прибрежное государство производит отчисления или взносы натурой в связи с разработкой неживых ресурсов континентального шельфа за пределами 200 морских миль.

Отчисления и взносы производятся ежегодно в отношении всей продукции на участке по истечении первых пяти лет добычи на этом участке. Размер отчислений или взноса за шестой год составляет 1% стоимости или объема продукции на данном участке. Этот размер увеличивается на 1% каждый последующий год до истечения 12-го года и затем сохраняется на уровне 7%. Развивающиеся страны – нетто-импортеры добываемого на континентальном шельфе продукта освобождаются от подобных отчислений.

Отчисления или взносы делаются через Международный орган по морскому дну, который распределяет их между государствами-участниками Конвенции на основе критериев справедливости, принимая во внимание интересы и потребности развивающихся государств, особенно тех из них, которые наименее развиты и не имеют выхода к морю.

Делимитация континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными побережьями.

Помимо определения внешних границ, может возникнуть вопрос о делимитации континентального шельфа между государствами с противолежащими или смежными берегами. Согласно ст. 76, п. 10 Конвенции 1982 г., установление внешних границ не должно затрагивать делимитации континентального шельфа между такими государствами. Последний вопрос отдельно рассматривается в ст. 83, п. 1, которая предусматривает, что такая делимитация должна осуществляться путем заключения соглашения между всеми заинтересованными сторонами в соответствии с принципами справедливости и учетом всех относящихся к делу обстоятельств. При необходимости государства могут обратиться к процедурам урегулирования международных споров, предусмотренным в части XV Конвенции. Действительно, Международным Судом и международными арбитражами уже были вынесены решения по целому ряду подобных дел и выработаны определенные критерии, принципы и правила делимитации морских границ.

Международно-правовой режим континентального шельфа.

Международно-правовой режим континентального шельфа, предусмотренный Конвенцией 1982 г., основывается на стремлении примирить взаимопротиворечащие интересы международного судоходства и все более настойчивые притязания прибрежных государств на расширение суверенитета над морскими пространствами за пределами территориального моря, обусловленные прежде всего возрастающим уровнем научно-технического прогресса.

Права прибрежного государства на континентальный шельф.

Согласно ст. 77 Конвенции 1982 г. прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его природных ресурсов. Можно выделить следующие основные особенности суверенных прав:

Кроме указанных суверенных прав прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении искусственных островов, морских научных исследований, захоронения и других целей. Соответствующие положения можно обобщить следующим образом:

  • Согласно ст. 80 Конвенции 1982 г. статья 60, касающаяся искусственных островов, установок и сооружений в ИЭЗ, применяется mutatis mutandis к континентальному шельфу. Отсюда следует, что на континентальном шельфе прибрежное государство имеет исключительное право сооружать, разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование таких искусственных островов, установок и сооружений, а также обладает над ними исключительной юрисдикцией.
  • Прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении морских научных исследований на континентальном шельфе в соответствии с п.1 ст. 56 и п.1 ст. 246 Конвенции 1982 г. В п. 2 ст. 246 разъясняется, что морские научные исследования на континентальном шельфе должны проводиться с согласия прибрежного государства.
  • Согласно п. 5 ст. 210 Конвенции 1982 г. прибрежное государство имеет право разрешать, регулировать и контролировать захоронения на континентальном шельфе.
  • Прибрежное государство в соответствии со ст. 81 Конвенции 1982 г. обладает исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы на континентальном шельфе.

Свободы других государств на континентальном шельфе.

В соответствии с Конвенцией 1982 г. все государства имеют право прокладывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе (ст. 79, п. 1). Однако направление трассы трубопроводов на континентальном шельфе должно быть согласовано с прибрежным государством (ст. 79, п. 3).

Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 78 Конвенции 1982 г. права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над этими водами, все государства пользуются свободами судоходства в этих водах и свободами пролета в этом воздушном пространстве. Тем не менее, как указывалось выше, прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении искусственных островов, морских научных исследований и захоронений на континентальном шельфе. Таким образом, свободы судоходства и пролета могут ограничиваться юрисдикцией прибрежного государства; в этом смысле правовой режим вод, покрывающих континентальный шельф, и воздушного пространства над ними отличается от правового режима открытого моря.

Похожие записи

Внутренние воды — это часть территории государства, включающая реки, озера, каналы, водную территорию морских

Государство-архипелаг в соответствии с частью IV Конвенции ООН по морскому праву означает государство, полностью

Материал посвящён следующим проблемам: понятие континентального шельфа; особенности предоставления права пользования участками недр, расположенными на континентальном шельфе РФ; рациональное использование природных ресурсов континентального шельфа

Понятие континентального шельфа

Континентальным шельфом является морское дно и его недра, простирающиеся за пределы территориальных вод на расстояние 200 морских миль от берега или далее до края подводной окраины материка (но не более 350 миль, отсчитываемых от территориальных вод, или глубины, превышающей 2500 м).

Прибрежное государство вправе осуществлять свои суверенные права в целях разведки и разработки природных ресурсов шельфа, при этом такое пользование не должно ограничивать свободу судоходства или создавать иные помехи другим государствам. Прибрежное государство может давать согласие другим государствам на прокладку подводные кабелей и трубопроводов, проведение научных исследований (отказ в этом случае недопустим), если они проводятся на удалении более 200 миль от береговой черты. С 1 декабря 1995 г. в России вступил в силу Закон о континентальном шельфе.

Более ранний акт – международного характера – Конвенция ООН о морском праве 1982 г. в ст. 76 определяет континентальный шельф следующим образом:

  • естественное продолжение материка до его внешней окраины, на расстояние 200 морских миль от прямых исходных линий, от которых определяется ширина территориального моря;
  • в случае, когда естественное продолжение подводной окраины материка простирается на расстояние более 200 морских миль, континентальный шельф простирается далее 200 морских миль, но не далее 100 морских мили от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров. Общая протяженность континентального шельфа не должна превышать 350 морских миль;
  • когда естественное продолжение материка простирается на расстояние менее 200 морских миль, континентальный шельф простирается на расстояние 200 морских миль от исходных линий, принятых для отсчета ширины, территориального моря.

Суверенные права прибрежного государства на континентальном шельфе определены в ст. 77 Конвенции 1982 г.; к ним относятся:

- разведка и разработка его природных ресурсов;

- создание искусственных островов и сооружений;

- проведение научных исследований на шельфе.

Все государства имеют право пользоваться правами, провозглашёнными в ст. 77 Конвенции 1982 г., лишь при условии явно выраженного согласия прибрежного государства.

Установление критериев справедливости правового регулирования - делимитация континентального шельфа является весьма актуальной проблемой и определяется рядом факторов. Во-первых, таким фактором является развитие технологий исследования и использования ресурсов мирового океана морского дна и его недр приводит к закономерному пересечению интересов различных государств. Соответственно возникает объективная потребность установить международно-правовой статус континентального шельфа и регулировать установления морских границ, регламентирующих сферу влияния государств за пределами их сухопутных территорий. Во-вторых, к таким факторам относится отсутствием общетеоретических основ построения такой нормативной базы, которая бы четко регулировала вопросы делимитации континентального шельфа.

Особенности предоставления права пользования участками недр, расположенными на континентальном шельфе РФ

Предоставление права пользования участками недр федерального значения континентального шельфа РФ регулируется рядом нормативно-правовых актов, к которым относятся:

- созданы в соответствии с законодательством РФ,

- обладают опытом освоения участков недр континентального шельфа РФ (не менее 5 лет),

- доля (вклад) РФ в уставных капиталах составляет более 50% и (или) в отношении которых РФ имеет право прямо или косвенно распоряжаться более, чем 50% от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.

Участки недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации одновременно могут иметь статус участков недр федерального значения, содержащими газ.

Рассмотрение заявок на получение права пользования рассматриваемыми в данной статье участками недр осуществляется в соответствии с процедурой, описанной в Положении, утверждённым Правительством РФ от 08.01.2009 г. №4. Данная процедура аналогична процедуре рассмотрения заявок на получение права пользование участками недр федерального значения, содержащими газ.

Рациональное использование природных ресурсов континентального шельфа

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

1. Лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит
уголовной ответственности по настоящему Кодексу.

2. Преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного
пространства Российской Федерации, признаются совершенными на территории Российской
Федерации. Действие настоящего Кодекса распространяется также на преступления, совершенные
на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3. Лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту Российской Федерации,
находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской
Федерации, подлежит уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если иное не
предусмотрено международным договором Российской Федерации. По настоящему Кодексу
уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или
военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных
государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими
лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.

Комментарий к Ст. 11 Уголовного кодекса

1. УК предусматривает несколько принципов действия уголовного закона в пространстве: территориальный принцип, принцип дипломатического иммунитета, принцип гражданства, принцип специальной миссии, реальный, универсальный и выдачи лиц, совершивших преступление.

2. Часть 1 ст. 11 предусматривает основной принцип действия уголовного закона в пространстве - принцип территориальности. Он состоит в распространении его обязательной силы на лиц, независимо от их государственной принадлежности: граждан России, лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории России, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории России.

3. Главным условием применения территориального принципа является совершение преступного деяния на территории России. Территория России включает территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ст. 67 Конституции РФ).

4. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне. Это конституционное положение нашло отражение в ч. 2 ст. 11 УК.

Континентальный шельф и исключительная экономическая зона в состав территории государства не входят. Но прибрежные государства имеют суверенные и исключительные права на их биологические и минеральные ресурсы, а также на все виды деятельности, связанные с разведкой, разработкой и сохранением данных ресурсов. Правоотношения, которые возникают в связи с этим, регулируются российским законодательством. В остальном на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне действуют нормы и принципы международного права.

5. Уголовный кодекс признает и другие случаи распространения уголовного закона на лиц, совершивших преступление на объектах, приравненных к территории России. К таким объектам согласно ч. 3 ст. 11 УК относятся: а) гражданские воздушные и водные судна, приписанные к порту Российской Федерации и находящиеся в открытом водном или воздушном пространстве вне государственной территории России. Лицо, совершившее преступление на борту такого судна, подлежит уголовной ответственности по УК, если иное не предусмотрено международным договором; б) военно-морские и военно-воздушные корабли под флагом или с опознавательными знаками Российской Федерации, независимо от места их нахождения.

6. В ч. 4 ст. 11 УК закреплен принцип дипломатического иммунитета. Дипломатический иммунитет распространяется на три категории сотрудников: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал. Иные лица, на которых распространяется дипломатический иммунитет, - это главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам.

Лица, обладающие дипломатическим иммунитетом и совершившие преступление, не могут быть задержаны и привлечены к уголовной ответственности по закону государства пребывания без согласия государства, гражданами которого они являются.

Второй комментарий к Ст. 11 УК РФ

1. В комментируемой статье 11 УК изложен основной принцип действия уголовного закона в пространстве — принцип территориальности. Согласно этому принципу, любое лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит ответственности по уголовному законодательству РФ.

В состав территории Российской Федерации входят:

— суша в пределах Государственной границы РФ;

— водная территория, которая включает как внутренние воды (воды заливов, бухт морей и т.д., принадлежащие России), так и территориальные воды, т.е. примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль (Федеральный закон от 31.07.1998

— недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией государства, без каких-либо ограничений по глубине;

— воздушная территория, находящаяся над сухопутной и водной территорией РФ.

2. Уголовная юрисдикция РФ распространяется также на лиц, совершивших преступление на объектах, находящихся за пределами территории РФ, но на которые распространяется юрисдикция России. К таким объектам относятся:

— военно-морские и военно-воздушные суда РФ, они обладают экстерриториальностью, т.е. независимо от их местонахождения преступления, совершенные на них, подпадают под юрисдикцию России;

— гражданские морские и воздушные суда РФ, если они находятся в международном воздушном пространстве или международном водном пространстве;

— территории военных частей России, дислоцирующихся за пределами РФ;

3. Исключение из принципа территориальности образует принцип дипломатического иммунитета. Он означает, что вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ разрешается в соответствии с нормами международного права.

Дипломатический иммунитет не устраняет противоправности и наказуемости деяния, совершенного дипломатом, а лишь предусматривает особый порядок реализации уголовной ответственности.

Третий комментарий к статье 11 УК РФ

1. Под "лицом, совершившим преступление" уголовный закон понимает граждан Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранных граждан.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (ред. от 28.06.2009) гражданами Российской Федерации являются: а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона; б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Лицом без гражданства признается лицо, не принадлежащее к гражданству Российской Федерации и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству другого государства.
Иностранным гражданином является лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации.

2. Действие уголовного закона в пространстве определяется четырьмя принципами: территориальным, гражданства, реальным и универсальным. Каждый из названных принципов непосредственно закреплен в ст. ст. 11 и 12 УК. Причем реальный принцип действия уголовного закона в пространстве, от которого необоснованно отказался в свое время УК РСФСР 1960 г., восстановлен в полном объеме в новом Уголовном кодексе РФ.

3. Территориальный принцип действия Уголовного кодекса РФ в пространстве выражен в ч. 1 ст. 11 УК, которая устанавливает, что лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по российскому уголовному законодательству. В соответствии с Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации 1992 г. и п. "о" ст. 71 Конституции РФ принятие уголовного законодательства отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Это означает, что никакой иной уголовный закон, кроме российского, на ее территории не действует и применению не подлежит, хотя в случаях, строго предусмотренных ст. 12 УК РФ, применение к гражданину закона иностранного государства должно учитываться, что будет предметом последующего комментария.

4. В связи с действием уголовного закона в пространстве в соответствии с территориальным принципом важное значение приобретает понятие "государственная территория Российской Федерации". К ней относятся: суша, вода, недра и воздушное пространство в пределах государственной границы Российской Федерации. Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации" (ред. от 25.06.2012) Государственной границей Российской Федерации является линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.
Прохождение Государственной границы РФ устанавливается: а) на суше - по характерным точкам, линиям рельефа и ясно видимым ориентирам; б) на море - по внешнему пределу территориального моря Российской Федерации; в) на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - на равноотстоящей, срединной, прямой или иной линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема; г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах - в соответствии с линией государственной границы, проходившей на местности до ее затопления; д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде.
К территории России относится, как отмечалось, территориальное море Российской Федерации, которое составляют прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отмеряемых в соответствии с общепризнанными нормами международного права, законодательством Российской Федерации и международным договором Российской Федерации с другими государствами. По общему правилу, 12-мильная ширина территориальных вод отсчитывается от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, принадлежащих Российской Федерации, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты, утверждаемые Правительством РФ.
Надо иметь в виду, что к территории Российской Федерации относятся не только реки, пруды, озера, водохранилища, иные водоемы, расположенные непосредственно на ее суше, но и другие объекты внутренних вод, а именно: а) морские воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета ширины территориальных вод Российской Федерации; б) воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов; в) воды заливов, бухт, губ, лиманов, берега которых полностью принадлежат Российской Федерации, до прямой линии, проведенной от берега к берегу в месте наибольшего отлива, где со стороны моря впервые образуется один или несколько проходов, если ширина каждого из них не превышает 24 морских миль; г) воды заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации; д) воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат Российской Федерации.

5. Впервые в истории российского уголовного законодательства ст. 11 УК непосредственно в норме права устанавливает положение о том, что действие Кодекса распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в 200-мильной исключительной экономической зоне Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О континентальном шельфе Российской Федерации", принятого Государственной Думой Федерального Собрания РФ 25 октября 1995 г. (ред. от 21.11.2011) (Российская газета. 1995. 7 декабря), континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря, а внешняя граница территориального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации (см. комментарий к ст. 253 УК).

6. Уголовная юрисдикция распространяется также на лиц, совершивших преступления на морских и речных судах, на военно-морских кораблях, воздушных аппаратах и запущенных в космос российских космических объектах при определенных условиях, регламентированных ч. 3 ст. 11 УК. В частности, уголовный закон устанавливает, что лицо, совершившее преступление на гражданском, пассажирском или грузовом судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по российскому уголовному закону, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. В отношении преступлений, совершенных на указанных транспортных средствах, но находящихся в пределах территориальных вод иностранного государства, действуют несколько другие правила ответственности за их совершение, регламентированные ст. 12 УК.
По УК РФ уголовную ответственность несет также лицо, совершившее преступление на военном корабле или военном воздушном судне, но, в отличие от рассмотренного случая, независимо от места их нахождения. Таким образом, военные корабли и военные воздушные суда Российской Федерации в соответствии с общепринятыми международными нормами и принципами и прямым указанием ч. 3 ст. 11 УК признаются территорией Российской Федерации, где бы они ни находились в момент совершения на их борту преступления.

7. В исключение из общих правил ответственности всех лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации, по ее уголовным законам ч. 4 ст. 11 УК устанавливает, что вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, т.е. неприкосновенностью, основанной на международно-правовом принципе экстерриториальности, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.
К таким лицам, иностранным гражданам, пользующимся правом дипломатической неприкосновенности, относятся в соответствии с нормами международного права: главы посольств и дипломатических миссий в ранге посла, посланника или поверенного в делах, советники и секретари всех степеней (первой, второй и третьей), военные и военно-воздушные и военно-морские атташе, их заместители и помощники, атташе по другим вопросам, например культуры, связи с прессой, секретари-архивисты, а также члены их семей, некоторые иные представители дипломатического персонала дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.
Дипломатическая неприкосновенность распространяется также на торговых представителей и их заместителей, глав и членов иностранных правительственных и парламентских делегаций, а также членов их семей, которые их сопровождают и не являются гражданами России.

Сотрудники представительств международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Международного Красного Креста и др.) из числа иностранных граждан пользуются правом дипломатического иммунитета на основании соответствующих международных договоров, участницей которых является Российская Федерация в качестве как стороны, подписывающей договор, так и правопреемницы бывшего СССР.

Консульские ответственные должностные лица, например генеральные консулы, вице-консулы, пользуются правом дипломатической неприкосновенности лишь в той части, которая касается их служебной деятельности, а на дипломатических курьеров распространяется только право личной неприкосновенности при исполнении ими служебных обязанностей по транспортировке и сопровождению дипломатической почты и иного дипломатического багажа, не подлежащего таможенному досмотру.
В соответствии с двусторонним соглашением Российской Федерации на началах строгой взаимности дипломатический иммунитет в полном или ограниченном объемах может быть предоставлен и иным категориям иностранных граждан (например, специальным корреспондентам ведущих газет, информационных, телеграфных агентств, некоторым категориям технических сотрудников посольств).

Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случаях совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации, как устанавливает ч. 4 ст. 11 УК, разрешается в соответствии с нормами международного права. Согласно сложившейся международной практике в подобных случаях правительство страны их пребывания объявляет таких лиц нежелательными лицами (персоной нон грата) и высылает за пределы страны. Случаи, когда иностранные правительства делегировали бы Российской Федерации право привлечения к уголовной ответственности своих подданных, пользующихся иммунитетом, в практике не встречались, да и вряд ли такой вариант вообще возможен, исходя из многовекового опыта международных отношений в области осуществления государствами своей юрисдикционной деятельности.

Читайте также: