Какие из перечисленных функций государства относятся к внутренним обеспечение народовластия

Обновлено: 25.05.2024

Теория государства и права до самого последнего времени пытается обойтись без понятия функций государства в политической сфере. Безусловно, все функции государства носят политический характер, однако в политической области действует целая система политических институтов, учреждений государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия. Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно, через референдум[7].

Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом, выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание данной функции составляют:

1). Реализация волеизъявления народа в форме законодательства (правотворчества).

2). Обеспечение государственного суверенитета,[8] определение правового положения конкретных территорий и управление ими.

3). Официальное представительство общества, т.е. будучи носителем политической власти, государство представляет собой юридическую личность, субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом, зависимость государства от общества, ответственность перед ним.

4). Защита конституционного строя, которая реализуется как специальными органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения или устранения существующего конституционного строя.

2. Экономическая функция

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую и валютно-денежную системы.

В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования. Вмешательство государства имеет определенные пределы. Оно сводится, как правило, к:

а). Выработке экономической политики;

б). Управлению предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и т.д.

в). Установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной конкуренции, охране прав потребителя и пр.

г). Регулированию внешнеэкономических отношений государства

В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно, например, для современного этапа развития России. Как показывает опыт, экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством, например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д.

3. Социальная функция

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие, создать равные возможности для всех граждан в его достижении.[9]

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование, достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Так в Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях предусмотренных законом”. [10]

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию[11]

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. [12]

Кроме этого в РФ принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например: Закон РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991, Фед. Закон РФ “О повышении минимального размера пенсии и порядке индексации пенсий” от 27.05.1997 и др.

Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного уровня граждан.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др. ) образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

Общество в целом и государство заинтересовано в том, чтобы каждый гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем, во многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия. Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому - непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

Основы государственной политики в области образования закреплены, в частности в Законе РФ “Об образовании” от 10. 07. 1992 , в сфере защиты интересов граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации” от 28.06.1991, в области культуры - в Основах законодательства Российской федерации о культуре от 9. 10. 1992 и др.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: обобщить и систематизировать знания о государстве, его признаках, функциях и формах; использовать материал о государственном устройстве стран мира.

Развивающая: способствовать развитию умения выделять основные мысли при самостоятельной работе с учебной литературой, четко формулируя и выражая их; развитие логического мышления; навыков и умений анализа политических документов; способствовать развитию мыслительной деятельности обучающихся; развитие коммуникативной компетенции обучающихся.

Воспитательная: воспитывать активную гражданскую позицию, умение ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира; способствовать формированию у учащихся навыков межличностного общения; формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждений.

Основные понятия: функции государства, содержание функций, внешние функции, внутренние функции, охранительные, регулятивные функции, основные, не основные функции, постоянные, временные функции, юридическая сила акта.

Тип урока: комбинированный.

Обществознание

Тема: Внутренние и внешние функции государства

Образовательная: обобщить и систематизировать знания о государстве, его признаках, функциях и формах; использовать материал о государственном устройстве стран мира.

Развивающая: способствовать развитию умения выделять основные мысли при самостоятельной работе с учебной литературой, четко формулируя и выражая их; развитие логического мышления; навыков и умений анализа политических документов; способствовать развитию мыслительной деятельности обучающихся; развитие коммуникативной компетенции обучающихся.

Воспитательная: воспитывать активную гражданскую позицию, умение ориентироваться в политической жизни своей страны и стран мира; способствовать формированию у учащихся навыков межличностного общения; формирование познавательного интереса к предмету, активности, самостоятельности суждений.

Основные понятия: функции государства, содержание функций, внешние функции, внутренние функции, охранительные, регулятивные функции, основные, не основные функции, постоянные, временные функции, юридическая сила акта.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока

Актуализация опорных знаний и умений учеников

Изучение нового материала

1.Понятие, содержание функций государства.

2.Классификация функций государства.

3.Внутренние функции государства.

4.Внешние функции государства.

Закрепление новых знаний и умений учеников

Домашнее задание

Организационный момент

Актуализация опорных знаний и умений учеников

Проверка домашней задачи.

Учитель осуществляет проверку домашней задачи путем фронтального опрашивания учеников за вопросами и задачами учебника.

Изучение нового материала

Рассказ учителя

1.Понятие, содержание функций государства.

Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению задач и достижению целей государства, без которых общество не может нормально существовать и развиваться. Они устойчиво сложились в определенных сферах общественной жизни, и требуют согласованных управленческих решений и действий всех составных частей государственного механизма.

Содержание и перечень функций в значительной мере предопределяются сущностью государства, его социальным назначением в общественной жизни. Главная обязанность государства — поддерживать такой уровень организации общественной жизни, который бы обеспечивал не только сохранение целостности, процветание общества в целом, но и удовлетворение потребностей отдельных личностей.

Внутренние ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА- основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

Внутренние функции государства:

Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования.

Внешние функции государства : общая характеристика.

ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - основные направления деятельности государства на международной арене.

Внешние функции государства:

Внешнеполитическая функция — развитие дипломатических отношений между государствами, заключение международных договоров, участие в международных организациях.

Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета и безопасности государства.

Внешние функции государства – это функции, которые реализует государство за пределами своей территории для решения своих внешнеполитических задач.

Можно выделить основные внешние функции современного государства:

Военная функция - обеспечение целостности, безопасности суверенитета и государства (например, вооружённых сил, введение оборонительных войн, создание и деятельность контрразведки, пограничных войск и т.д.)

Дипломатическая функция - развитие межгосударственных отношений и сотрудничества с другими государствами.

Внешнеэкономическая функция - развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества и интеграции с другими странами.

Вывод: Все функции государства преследуют главные цели в системе мирового сообщества это обеспечение безопасности, стабильности и процветания современного общества.

Закрепление новых знаний и умений учеников

Творческие задания:

Объектами контроля являются знания о функциях государства, о различных направлениях его деятельности.

Среди проверяемых знаний и умений проверяется умения характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, устанавливать соответствие между существенными признаками социальных явлений и понятиями, раскрывать на примерах изученные положения, осуществлять поиск социальной информации, извлекать из тестов знания по заданной теме.

1. О какой функции государства идет речь: предотвращение межнациональных конфликтов, создание необходимых и достаточных условий для реализации принципа народовластия?

2. Назовите любые три социальные функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них.

3. Что относится к функциям любого государства?

А. осуществление демократических преобразований

Б. сохранение территориальной целостности страны

В. осуществление цензуры периодических изданий

Г. осуществление контроля над личностью граждан

4. Письменно проведите сравнительный анализ отдельных видов функций государства по следующим критериям: время возникновения, процесс формирования, сфера регулирования, обеспечение выполнения, особенности реализации.

5. Важнейшей функцией политической власти в предвыборный период является?

А. разработка единой идеологии

Б. формирование политической элиты

В. укрепление организации

Г. увеличение собственного электората.

6. Функцией государства является:

А. разделение властей

В. поддержание общественного порядка

Г. наличие государственного аппарата

7. К внутренним функциям государства относится

А. создание и деятельность пограничных войск

Б. участие в военно - политических блоках

В. правовое обеспечение экономической деятельности

Г. развитие международного сотрудничества

8. Как делятся функций государства по влиянию на общество?

А. внешние, внутренние

Б. постоянные, временные

В. основные, не основные

Г. охранительные и регулятивные

9. Какие функции реализует государство в условиях переходной экономики?

10. К внутренним функциям государства не относится:

А. экономическая функция;

Б. функция развития культуры и образования;

Г. социальная функция

12. Какая функция является новой для Российского государства в современный период?

А. Регулирование меры труда и меры потребления.

Б. Интеграции в мировую экономику и государственной поддержке иностранных инвестиций.

В. Функция обороны.

Г. Экономическая функция.

13. По какому основанию функции государства делятся на внутренние и внешние?

А. По видам ветвей государственной власти.

Б. По времени действия.

В. По сфере деятельности.

14. Государство выполняет ряд функций в экономической жизни общества. Что является примером правового регулирования экономической деятельности?

А) создание торговых центров и технопарков

Б) государственное финансирование медицинских учреждений

В) предоставление государственных заказов ряду предприятий

Г) принятие законодательства о банковской деятельности

15.Создание сети государственных детских библиотек иллюстрирует выполнение государством экономической функции.

А. производство общественных благ

Б. поддержки нетрудоспособного населения

В. защиты конкуренции

Г. перераспределение доходов

Ответы на задания.

2.В правильном ответе могут быть указаны варианты:

- установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч.);

- поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.);

- обеспечение занятости; развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д.

Могут быть приведены иные примеры, не искажающие смысла.

3. Ответ Б. Пояснение: другие варианты отражают функции государства разных политических режимов.

4.В ответе должны присутствовать примеры и приведены аргументы.

9.Ответ 1) перераспределяет ресурсы; 2) регулирует деятельность хозяйствующих субъектов 3) стабилизирует ситуацию. 5)создает условия для экономического роста.

Всеобщее тайное голосование

-представление РФ внутри страны и в международных отношениях

-определяет основные положения внешней и внутренней политики

-гарант Конституции, прав и свобод гражданина

-меры по охране суверенитета

Избирается гражданами, по 2 представителя от субъекта РФ

-изменение границ между субъектами

-утверждение военного положения и ЧП

-использование Вооруженных сил за границей

-назначение выборов Президента РФ и отрешение его от должности

Избирается по пропорциональной системе, состоит из 450 депутатов

-решение вопроса о доверии правительству

-выдвижение обвинений против Президента при отрешении его от должности

-назначение на должность председателей: Центрального Банка, Счетной палаты, Уполномоченного по правам человека и т.д.

15. Ответ: Общественное благо – это благо, которое предоставляется людям бесплатно в равной мере. Правильный ответ А.

Итоги урока


Учитель подводит итоги работы учеников, оценивает их учебную активность.

Читайте также: