Основы православной культуры в школе для чего и как пособие для родителей и учителей

Обновлено: 02.07.2024

  • Основы светской этики;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы буддийской культуры.

В соответствии с приказами Минобрнауки, каждый учащийся должен изучать один из шести модулей, причем учащимся (точнее, их родителям) гарантируется свобода выбора.

Прочтите наше письмо, а затем мы расскажем о том, что в итоге получилось.

5. Ситуация, в которой преподаванием религии вынуждены заниматься учителя общеобразовательных школ, разрушает тщательно создаваемое нами уважительное отношение к школе, преподавателям и учебным пособиям. Поскольку в значительном числе случаев религиозная догматика расходится с современным научным миропониманием, мы вынуждены будем регулярно критиковать положения учебника и тезисы учителя, что разрушительно скажется на авторитетности учебного процесса в целом. Использование авторитета школы для религиозной пропаганды мы считаем абсолютно недопустимым.

6. По нашему мнению, некоторые религиозные этические нормы (например, явно присутствующие в учебном пособии концепции первородного греха, божественного вмешательства, религии как основы этики и т.п.) и тем более их искаженное воспроизведение в реальных жизненных ситуациях могут принципиально расходиться с современной гуманистической этикой. Это способно повлечь за собой психологические травмы и помешать развитию способности ребенка к принятию самостоятельных, ответственных решений, сузить его потенциал при поиске своего места в мире.

7. Мы регулярно проводим занятия с детьми, направленные на освоение культурных достижений человечества, в том числе религиозных или косвенно связанных с религией. В частности, мы внимательно изучаем памятники, связанные с христианской культурой различных конфессий: православия, католичества, протестантизма. Мы уверены, что пристрастная церковная трактовка исторических событий и навязывание догматов одной из религий вместо трезвого анализа мешает адекватному изучению роли религиозных учений в человеческой истории.

8. Мы убеждены, что, не встретив законного отпора, религиозная догматика будет расширять свое присутствие в школе в форме креационизма и других антинаучных концепций, что приведет нашу образовательную систему к полной деградации и потере конкурентоспособности в постоянно усложняющемся глобальном мире.

9. Мы считаем, что показное пренебрежение конституционными правами граждан в области свободы совести и вероисповедания неизбежно приведет к дальнейшему росту правового нигилизма и противоправного насилия на религиозной почве — религиозного экстремизма с одной стороны, и антирелигиозного вандализма с другой.

Мы требуем проведения полноценного опроса родителей относительно выбора учебного модуля для каждого ребенка индивидуально. Если произошедшее в нашей школе массовое нарушение прав детей и их родителей не будет устранено, мы намерены оформить жалобу в надзорные органы Министерства образования и науки. В случае продолжения административного давления, имеющего целью принудить детей к посещению религиозных занятий посредством лишения их родителей законного права выбора, мы обратимся в прокуратуру и суд.

Просим Вас предоставить письменный ответ на наше заявление в установленный законом срок.

Через пару дней всем родителям 4-классников были розданы листки, предлагающие выбрать модуль (из трех предоставленных), а еще через 10 дней были подведены итоги опроса. Разумеется, учитывая предысторию, профессиональные социологи не признали бы нашу статистику достоверной. Тем не менее, даже в ситуации искусственно сформированного перекоса, общий вывод очевиден: принудительное назначение модуля ОПК противоречило волеизъявлению бОльшей части родителей (для справки ниже приведена статистика в целом по стране, а также по Москве и С.-Петербургу).


Для нас результат голосования был отчасти неожиданным — ведь непосредственно на родительском собрании, с которого началась эта история, кроме нас против произвола не выступил ни один родитель! Результат вселяет некоторый оптимизм — не следует бояться оказаться изгоем, наше общество пока еще более здорово, чем пытаются представить служители религиозных культов. Но вот бороться за свои законные права нас почти отучили.

1. Ваша реальная сила — следование законам нашего, пока еще светского, государства. Ступив на тропу беззакония, вы становитесь соучастником преступления, и вами уже можно манипулировать;

3. Нельзя забывать, что страдает не только ваш ребенок, которого вы можете защитить лично, но и дети родителей, у которых недостаточно опыта для осознания проблемы или сил для сопротивления административному давлению;

5. Подковерные договоренности остаются вне официальной статистики и тем самым дают церковникам желанные возможности для манипуляций, которыми они всегда охотно пользуются.

6. Публичное пресечение противоправных действий создает важные прецеденты, помогающие преодолеть беззаконие в других аналогичных ситуациях. Нарушающие закон не боятся частных исключений, но очень не любят публичности.

Разумеется, эти формы принуждения так же незаконны, как и наша. Никто не вправе принуждать вашего ребенка к изучению религии.

2. Распечатайте заявление в двух экземплярах и отнесите в школу;

3. Официально зарегистрируйте факт передачи заявления в секретариате, оставьте у себя второй экземпляр заявления с отметкой о регистрации;

4. Добивайтесь письменного отказа удовлетворить ваше законное право на выбор;

5. С этим отказом обращайтесь в надзорные органы Минобра и прокуратуру. Если школа намеренно затягивает с ответом, заявление в вышестоящие инстанции можно подавать и просто по факту нарушения, не дожидаясь комментариев школьного начальства.

С большой вероятностью, школьное начальство не избежит выговора — в конце сентября на общероссийском совещании с главами органов сферы образования в регионах министр образования и науки Ливанов заявил, что добровольность выбора одного из модулей является принципиальным вопросом. Министерство образования и науки станет осуществлять проверку жалоб родителей учащихся, которым навязывают выбор того или иного модуля.

Кто виноват в том, что вашего ребенка принуждают посещать религиозные занятия?

Итак, непосредственное решение принимает сама школа — и именно на этом уровне вы должны выражать свое несогласие и добиваться соблюдения ваших законных прав. В то же время, причины возникшего напряжения, разумеется, лежат вне учебного заведения. Подробный анализ ситуации неизбежно увлечет нас в политические дебри, но несколько слов, пожалуй, сказать стоит.

Согласно статье 28 Конституции РФ,

Это означает, что человек, не исповедующий никакой религии, не может быть принужден к ее изучению. На эту статью Конституции пока не покушаются ни чиновники, ни даже церковники, так что для вас она является единственной серьезной опорой.

Например, в органы управления образованием Московской области поступило письмо из отдела религиозного образования и катехизации РПЦ (причем поступило как приложение к письму областного Министерства образования и вывешено на официальных сайтах органов управления образованием!). В этом письме, в частности, недвусмысленно сказано:

Борьба против незаконной религиозной пропаганды в школе безрадостна, но не безнадежна. Безрадостна она потому, что для церкви промывание мозгов детям — это их завтрашние доходы, влияние и власть. А для вас, требующих соблюдения своих конституционных прав и препятствующих духовному насилию над несовершеннолетними, даже победа — лишь сохранение status quo и ожидание следующей атаки нахального противника, превосходящего вас силой и влиянием. У миссионеров много свободного времени, и религия для них главная отрада. А вы должны зарабатывать на хлеб своим детям, и у вас много других интересов, вы не хотите становиться профессиональным борцом-революционером. Однако борьбу за души своих детей вам все равно придется вести, и лучше делать это спокойно, но настойчиво. Так же, как регулярно убирать грязь из собственной квартиры — хотя в нее снова налетит всякий мусор. Если вы не окажете сопротивления сегодня, завтра религиозный произвол в школе и деградация образования усилятся еще на одну ступень. Остановить насильственную религиозную пропаганду в собственной школе хотя бы на уровне выбора учебного модуля нам всем вполне по силам.

Поэтому вести предмет ОПК на данный момент поручают преподавателям других дисциплин — начиная с обществознания и заканчивая ИЗО. В лучшем случае они проходят краткосрочные курсы повышения квалификации, на которых невозможно подготовить грамотных специалистов по выработке жизненной позиции

Поэтому вести предмет ОПК на данный момент поручают преподавателям других дисциплин — начиная с обществознания и заканчивая ИЗО. В лучшем случае они проходят краткосрочные курсы повышения квалификации, на которых невозможно подготовить грамотных специалистов по выработке жизненной позиции

Преподавателей хватает

— Главный стереотип — то, что Русская Православная Церковь стремится проникнуть в образовательные учреждения, чтобы достичь каких-то своих корыстных целей. Каких — никто сказать не может. Предполагается, что в школах в итоге должна начаться религиозная пропаганда, восторжествуют мракобесие и религиозный фанатизм, а там уже недалеко и до экстремизма. Правда, я не очень понимаю, в чем конкретно это должно выражаться.

— А откуда этот стереотип берется?


— Но многих родителей как и раз и тревожит перспектива появления в школе священника.

— Это продолжение того же стереотипа. Я не очень понимаю, что страшного может совершить священник в школе. Крестить иноверцев? С порога анафематствовать действующую власть? Начать проповедь православной нетерпимости и терроризма? Назовите мне хотя бы одного православного террориста. Очевидно, что названные опасения связаны с полным непониманием современной ситуации в школе.

А беда нашей современной школы в том, что в ней вообще не решаются воспитательные проблемы. Забыт классический триединый педагогический принцип: воспитание, развитие, обучение. Воспитательная тема связана лишь с формированием толерантной позиции молодого человека к общественным проблемам. Но откуда может появитсья сознательная толерантность, если у молодого человека вообще нет никаких нравственных принципов? Дети, как правило, получают некую информацию (это в большей степени касается гуманитарных предметов) без определенной нравственной оценки. При отсутствии нравственной составляющей школа способна порождать лишь интеллектуальных монстров, которые строят карьеру и зарабатывают деньги, но не задумываются о конечном смысле своей жизни. А мы потом удивляемся, почему общество в России деградирует? Видимо, то, что в школу придет священник и будет говорить о нравственности, о том, что нельзя воровать, обманывать, убивать, что каждый молодой человек должен создать законную семью и иметь детей, о том, что девушка — будущая мама — не должна делать абортов, и все это очевидно связано с верой, — вот что выводит из себя нашу либеральную общественность, хотя чего здесь бояться — я не понимаю.

— Бояться можно того, что грамотных преподавателей ОПК намного меньше, чем школ…

— Да, часто можно услышать, что, дескать, не хватает профессиональных преподавателей. Это неправда. Они есть. Церковные структуры — и духовные академии, и православные вузы, в частности Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, при котором состоит наша школа, — давно и успешно их готовят. Нет другого — готовности государства принимать на работу в школу преподавателей, которые обучались не в государственных структурах. Государство пока не может или не очень желает наладить систему взаимодействия с церковными структурами, поэтому грамотных, профессиональных преподавателей — священников и мирян — в школы просто не пускают под формальным предлогом: нет соответствующей корочки по профподготовке.

Поэтому вести предмет ОПК на данный момент поручают преподавателям других дисциплин — начиная с обществознания и заканчивая ИЗО. В лучшем случае они проходят краткосрочные курсы повышения квалификации, на которых невозможно подготовить грамотных специалистов по выработке жизненной позиции, и все ограничивается поверхностным знакомством с вероучением. Вот так и рождаются стереотипы, когда говорят, что Русская Православная Церковь не может предоставить кадры. Она может, и всё, что связано с преподаванием религии в школе, — хорошее начинание. Страдает, как всегда, реализация. Мы же хотим как лучше, а получается…

Бороться за свои права

— Как в таком случае рассуждать родителям, чьи дети идут в четвертый класс и в этом году попадут на уроки ОПК?

— Понимаете, проблема, о которой мы сейчас говорим, на самом деле искусственно раздута. В реальности ее нет. Просто потому, что преподавать собственно основы того или иного религиозного вероучения практически нигде никто не будет.

— Как это?!

— Почему так происходит?

— Это снова вопрос, связанный с современной российской действительностью. Сейчас много говорят о гражданском обществе, о правовом государстве, в котором люди знают свои права и отстаивают их. А наши родители часто не только не знают о своих правах, но даже ими не интересуются. А раз родителям это не важно, директора школ и вышестоящие инстанции всё решают сами — и это естественно.

— Что же в такой ситуации делать родителям?

— Но какой смысл настаивать на введении в классе ОПК, если, как Вы говорите, в школы все равно не пускают хороших преподавателей?

Не учебная дисциплина


— У родителей есть и другие опасения: вере не должен учить чужой человек — даже если это хороший преподаватель, пускай мой ребенок постигает Православие в семье и в храме. А вдруг то, что ему скажут в школе на этом уроке, войдет в противоречие с тем, что он получает в семье?

— Большинство родителей в таком ключе вообще не рассуждают. Не так уж много у нас церковных семей в стране, чтобы по-настоящему глобальной проблемой стало противоречие школьного курса внутрисемейному воспитанию. То, что есть такие церковные семьи, — слава Богу. Повторюсь: мы слишком преувеличиваем проблему. Один урок в неделю в течение года — это капля в море. Чем может такой курс навредить?

— Так может быть, вообще нет смысла вводить такой курс в школах?

— Вы верите, что в сегодняшних светских школах это возможно?

— Конечно. Многое, даже почти все, зависит от директора. Я хоть и сказал, что часто директорá вводят светскую этику в обход мнения родителей, но не все. Есть и другие — независимые, смелые, творческие. Я знаком с некоторыми и вижу, что для них построить курс ОРКСЭ именно так — вообще не проблема.

— Очень сложно оценить итог преподавания. По любому другому предмету можно провести экзамен, сформулировать вопросы, а в данном случае это крайне сложно. Как оценить результат? За что ставить оценку? Мы отказались от системы экзаменов и оценок по этому предмету и ввели систему зачетов. И конечно, ни разу не было такого, чтобы кто-то зачет не получил.

Подводим итоги успешного разрешения проблемы с попыткой принудить ребенка к изучению ОПК.

Курс "Основы религиозных культур и светской этики" содержит 6 модулей:

  • Основы светской этики;
  • Основы мировых религиозных культур;
  • Основы православной культуры;
  • Основы исламской культуры;
  • Основы иудейской культуры;
  • Основы буддийской культуры.

В соответствии с приказами Минобрнауки, каждый учащийся должен изучать один из шести модулей, причем учащимся (точнее, их родителям) гарантируется свобода выбора.

Прочтите наше письмо, а затем мы расскажем о том, что в итоге получилось.

Директору МБОУ СОШ №10 г. Мытищи .
от . родителей ученицы 4Б класса .

На родительском собрании 5 сентября 2012 г. всем родителям была выдана для подписи официальная бумага следующего содержания:

В связи с этим, хотим официально известить Вас о своей позиции:

Свою позицию мы обосновываем следующими юридическими и мировоззренческими причинами:

Мы требуем проведения полноценного опроса родителей относительно выбора учебного модуля для каждого ребенка индивидуально. Если произошедшее в нашей школе массовое нарушение прав детей и их родителей не будет устранено, мы намерены оформить жалобу в надзорные органы Министерства образования и науки. В случае продолжения административного давления, имеющего целью принудить детей к посещению религиозных занятий посредством лишения их родителей законного права выбора, мы обратимся в прокуратуру и суд.

Просим Вас предоставить письменный ответ на наше заявление в установленный законом срок.

C уважением,
дата, подписи

Как развивались события

Через пару дней всем родителям 4-классников были розданы листки, предлагающие выбрать модуль (из трех предоставленых), а еще через 10 дней были подведены итоги опроса. Разумеется, учитывая предысторию, профессиональные социологи не признали бы нашу статистику достоверной. Тем не менее, даже в ситуации искусственно сформированного перекоса, общий вывод очевиден: принудительное назначение модуля ОПК противоречило волеизъявлению бОльшей части родителей (для справки ниже приведена статистика в целом по стране, а также по Москве и С.-Петербургу).

Для нас результат голосования был отчасти неожиданным – ведь непосредственно на родительском собрании, с которого началась эта история, кроме нас против произвола не выступил ни один родитель! Результат вселяет некоторый оптимизм – не следует бояться оказаться изгоем, наше общество пока еще более здорово, чем пытаются представить служители религиозных культов. Но вот бороться за свои законные права нас почти отучили.

Аналогичные формы принуждения и аргументы школы

Поступившие к нам комментарии позволяют сделать вывод, что наш случай отнюдь не единичный.

Разумеется, эти формы принуждения так же незаконны, как и наша. Никто не вправе принуждать вашего ребенка к изучению религии.

С большой вероятностью, руководство школы не избежит выговора – в конце сентября на общероссийском совещании с главами органов сферы образования в регионах министр образования и науки Ливанов заявил, что добровольность выбора одного из модулей является принципиальным вопросом. Министерство станет осуществлять проверку жалоб родителей учащихся, которым навязывают выбор того или иного модуля.

Почему так происходит

Кто виноват в том, что вашего ребенка принуждают посещать религиозные занятия?

Итак, непосредственное решение принимает сама школа – и именно на этом уровне вы должны выражать свое несогласие и добиваться соблюдения ваших законных прав. В то же время, причины возникшего напряжения, разумеется, лежат вне учебного заведения. Подробный анализ ситуации неизбежно увлечет нас в политические дебри, но несколько слов, пожалуй, сказать стоит.

Заключение

Борьба против незаконной религиозной пропаганды в школе безрадостна, но не безнадежна. Безрадостна она потому, что для церкви промывание мозгов детям – это их завтрашние доходы, влияние и власть. А для вас, требующих соблюдения своих конституционных прав и препятствующих духовному насилию над несовершеннолетними, даже победа – лишь сохранение status quo и ожидание следующей атаки нахального противника, превосходящего вас силой и влиянием. У миссионеров много свободного времени, и религия для них главная отрада. А вы должны зарабатывать на хлеб своим детям, и у вас много других интересов, вы не хотите становиться профессиональным борцом-революционером. Однако борьбу за души своих детей вам все равно придется вести, и лучше делать это спокойно, но настойчиво. Так же, как регулярно убирать грязь из собственной квартиры – хотя в нее снова налетит всякий мусор. Если вы не окажете сопротивления сегодня, завтра религиозный произвол в школе и деградация образования усилятся еще на одну ступень. Остановить насильную религиозную пропаганду в собственной школе хотя бы на уровне выбора учебного модуля нам всем вполне по силам.

P.S. Версия от господина Гундяева или Наглость – второе счастье

В январе 2013 года Патриарх Кирилл порадовал нас своей трактовкой извращений в сфере религиозного воспитания в школе:

Образцовый и наглый цинизм. Вы-то думали, введение религиозных занятий – это уступка церковному лобби? Оказывается, все наоборот – это г-н Гундяев милостиво разрешил нашим детям изучать светскую этику и сравнительное религиоведение. Но вы не оправдали оказанного вам высочайшего доверия, и теперь сам патриарх сердито топчет ножкой – похоже, пора запретить эти бесовские альтернативы единственно верному учению КПСС.

Что эти заявления значат для нас? С одной стороны, не все так плохо – даже несмотря на абсолютно беззастенчивое давление и пропаганду сросшихся с властью церковников, процент фанатов ЗАО РПЦ оказался существенно ниже ожидаемого. С другой – совершенно очевидно, что давление будет только усиливаться, стадо вздумало взбунтоваться, забыв, что его место в стойле, а не в светской школе:

Ждем продолжения, но не опускаем руки – пока законных способов навязать ОПК против воли родителей не существует, так что бороться можно и нужно.

Духовно-нравственное воспитание

Галина Гагарина

Хорошо, что в группе можно пообщаться на тему преподавания ОПК. С моей точки зрения это самое слабое звено в линейке школьных предметов. У нас в школе ОПК преподают с 1-го класса. Ребятам приходится объяснять элементарные вещи. Тем кто пытается вести эти уроки особые слова благодарности. Приходится искать материал по крупицам, чтоб объяснить ребяткам все доступно. Жалко, что сайт ТВ Спас-Архив сейчас не рабочий. Мне он помогал в работе

Духовно-нравственное воспитание

Галина Гагарина

Наталья Паутова

Предлагаю некоторые примеры уроков и лекций по ОПК, я их готовила на основе материалов Мищенко Н.М. Эти лекции - для старшеклассников. есть еще и для малышей. если есть нужда - пишите :).

Духовно-нравственное воспитание

Виктория Гофман

Спаси Господи за эту тему.а то у нас тоже вроде как в этом году все согласны на ОПК родители.и надо вести уроки.а с чего начать.как никто не знает-))

Виктория Гофман

Галина, Я в садике веду эти темы-))Старшая,средняя и подготовительная-)Мы кубики на шестоднев клеили-))

Галина Гагарина

Виктория Гофман

Галина, ну да-))мы кубики клеили.а потом смотрели мультик по сериям.т.е.один день творения наклеили-мультик посмотрели.на следующее занятие другой наклеили-vrekmhbn про него посмотрели-))

Галина Гагарина

Владимир Сергеев

Знаете. я часто беседую с детьми и их родителями. и у меня сложилось мнение, что ОПК требует предварительной подготовки. Все дело в том, что курс во многом основан на имеющихся рецептах, которые были рассчитаны в свое время на людей уже живущих верой. Начинать, как кажется, и необходимо с таких основ сознания, которые раньше казались само собой разумеющиеся. Я имею ввиду главные вопросы любого человека ( и тем более маленького) - почему я появился, для чего я живу, зачем меня создал Бог. Думается бесполезно говорить остальное, пока нет объяснений главного.

Сергей Новгородов

Основы православной культуры: за и против

Сергей Новгородов

Нина Мищенко

Многие педагоги затрудняются в вопросе: с чего начать вести занятия по ОПК? Я сама тоже не исключение. В результате кропотливой работы пришла к выводу, что в начале должны быть две вводных темы: "Смысл жизни" и "Душа".Первая тема - мотивирует на изучение курса, вторая - обращает к возможности услышать, почувствовать свою душу, понять её, таким образом, совершенно по-другому относиться к темам, которые будут изучаться далее: "Совесть", "Любовь", "Грехи и добродетели" и другие. Предлагаю свои разработки, буду рада, если они помогут кому-то.

МЫ - ЯЗЫЧНИКИ

===============================
Предмет введен, детей ходить обязали. Учебник написал гражданин Кураев. Содержание такое, что очень много нецензурных слов лезет в голову.

ВОПРОС:
1. Как юридически грамотно написать отказ от посещения данных уроков? (на что сослаться по максимуму?)
2. Как психологически подготовить ребенка, что все пойдут на урок, а я не как все?
3. Как мягко, но настойчиво разговаривать с директором школы, ссылаясь на пункт №1?

Дмитрий Рожков

По данной Теме позже, для разъяснений, будет проведена Скайп-конференция. Но пока что надо наработать материал.
ВКЛЮЧАЕМСЯ ВСЕ, ИНАЧЕ НАЧНУТ ВЫКЛЮЧАТЬ МОЗГ НАШИМ ДЕТЯМ!!

Дмитрий Рожков

Ответ из Л/С
================
Нужно посмотреть есть ли этот предмет в обязательном минимуме или это идёт факультативом. Исходя из этого уже и плясать. Так же нужно глянуть в конституцию что сказанно о религии в общем.Что говорит Конституция России о вере граждан, и других лиц, проживающих на её территории и их правах и свободах? Может ли какая–либо вера устанавливаться в качестве государственной или основной? В самой Конвенции свобода мысли, совести и религии гарантирована (ст. 9 Конвенции, а также ст. 2 Факультативного Протокола № 1(право родителей обеспечивать такое образование и обучение, которые соответствуют их религиозным и философским убеждениям). Дополнительно можно обратиться к ст. 14 (запрет дискриминации) и ст. 11 (свобода собраний и объединений). Существует так же практика Европейского Суда по правам человека в сфере защиты свободы мысли, совести и религии.
Это было в инете найденно

Дмитрий Рожков

Ответы из переписки:
1) А сослаться будет не на что. Пофигу, что согласно Конституции РФ является светским государством.
Цитата: Статья 14. Российская Федерация - светское государство.
[Конституция] [Глава 1] [Статья 14]
1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Но в школе вводится ПРЕДМЕТ. Типа, не насаждающий религиозных мировоззрений.
Директор школы, даже если он не РПЦковлённый, ни причём вообще.
Вряд ли он (она) станет разговаривать.

Корче, на мой взгляд - попа.

А знаете в чём прикол?
Мусульмане однозначно будут игнорировать этот урок.
И к ним - вряд ли кто-то будет предъявлять претензии.
--------------------------------------
2) Ничего писать не надо. В августе родители пишут заявление, на какой из модулей ОРКиСЭ (Основ религиозной культуры и светской этики) Вы отдаете своего ребенка. А их шесть - Основы прав.культуры, буддизм, ислам, релегиозная культура, светская этика. Большинство родителей, чтобы не лезть в дебри религий, записывают на светскую этику. Если попадется упертый директор - снимите копию с этого заявления и дальше это уже головная боль директора. Они ОБЯЗАНЫ обеспечить преподавание того модуля, который выбрали РОДИТЕЛИ! Чаще всего школы хитрят - дескать, мы уже закупили учебники и будем вести этот предмет. Ничего подобного! Школа должна заказывать комплекты этих учебников на основе мониторинга предпочтений родителей и их заявлений.

Александр Неверов

Я не педагог никаким местом, но из всей этой каши по логике стоит выбирать светскую этику. Если некому вести, нет учебников и прочего - это проблема школы а не родителей . И они если я правильно помню обязаны обеспечить ребёнка и дидактическим материалом и преподавателем. Т.к. в бюджет школы это полюбому должно быть заложено. Даже если они будут на что-то ссылаться что мол нет денег преподавателей итд считаю что надо стоять на своём мол предоставьте как хотите ваши проблемы. Если они не в состоянии - то пусть предоставят отказ обучать ребёнка светской этике в письменном виде. И вот от своего заявления и их отписки наверное можно будет танцевать .

Галина Манакова

А было так - собрали родительское собрание, дали на выбор 6 модулей, как тут пишут. Итог. - НЕ большинство, а где-то 5-6 человек выбрало светскую этику, остальные - все рпцшники. и далее большинством голосов приняли решение. То бишь наш класс в полном(!) составе должен изучать бредятину Кураева под елейным соусом, так как учтены предпочтения родителей.

Предмет - не факультатив, а обязаловка. но. Однозначно буду писать напрямую в министерство уже как родитель, только для начала сделаю тщательный анализ учебника, соберу подписи дополнительно, но.

Как жить дальше еще год. В прошлом году каждую. неделю сын ныл, что "мама, забери меня с этого бреда. "

Пока на сегодня вижу только два выхода: или написать заявление на экстернат по этому предмету, то есть вместо выслушивания еженедельного бреда - прийти два раза в год сдать что-нибудь и уйти. Второй - написать отказ на основе Конституции РФ, так как содержание курса противоречит моим религиозным убеждениям. вобщем, создать прецендент в городе и пускай, что хотят с этим делать, то и делают. Единственное, что очень не хочется трепать нервную систему лишний раз ни себе, ни сыну. Итак хватает задач.

Читайте также: