Основатель права как науки

Обновлено: 02.07.2024

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности люди стали задумываться о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права в качестве специфической проблемы.

Теологическая теория. Она была одной из первых теорий происхождения государства и права и объясняла их возникновение божественной волей. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы (Фома Аквинский — ХIII век), идеология Ислама и современной католической церкви (неотомисты Жак Маритен и другие). Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время теория отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Теологическую теорию нельзя доказать, как нельзя и прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это в конечном счете вопрос веры.

Патриархальная теория. Эта теория также возникла в древности. Ее основателем был Аристотель (III век до нашей эры), однако подобные идеи высказывались и в сравнительно недавние времена (Фильмер, Михайловский и другие).

Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства — монархом. Его власть, таким образом, — это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти.

Органическая теория. Ее возникновение связывают с успехами естествознания в XIX веке, хотя подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в их числе Платон (IV-III века до нашей эры), сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.

Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и другие.

В соответствии с органической теорией человечество возникло как результат эволюции животного мира — от низшего к высшему. Дальнейшее развитие привело к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм — государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение).

Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами. И так же, как нельзя объяснять эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества.

Теория насилия. Эта теория также возникла в XIX веке. Ее представителями были Л. Гумилович, К. Каутский, Е. Дюринг и другие. Они объясняли возникновение государства и права фактором военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники данной теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).

Оценивая эту теорию, следует отметить следующее. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к тому времени должны созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

Психологическая теория. Представителями этой теории, возникшей в XIX веке, были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и пр.

Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Именно эти условия должны учитываться в первую очередь.

Отмечая прогрессивность многих положений теории общественного договора, которая противостояла феодальному сословному государству, царящему в этом обществе произволу, неравенству людей перед законом, следует указать все же на то, что, кроме чисто умозрительных построений, нет убедительных научных данных, подтверждающих реальность этой теории. Можно ли себе представить возможность того, чтобы десятки тысяч людей могли договориться между собой при наличии острых социальных противоречий между ними и при отсутствии уже существующих властных структур? Игнорирует эта теория и необходимость экономических, материальных предпосылок для того, чтобы могло возникнуть государство.

Исходя из современной теории права, необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов. Социальное регулирование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное. Первое - носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата. Второе - относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом. Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в конечном счете приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без общего (т. е. нормативного) установления прав осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд.

Социальное регулирование приходит в человеческое сообщество от далеких предков, а его развитие идет вместе с развитием человеческого общества. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества, варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливались, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс — мононормы, обеспечивавший достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью и освященными религией, были в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и его последующего перераспределения, которые всеми воспринимались не только как правильные и безусловно справедливые, но и как единственно возможные.

Развитие первобытного общества привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составлявшая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранившийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.

Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный аппарат использовал эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим. Возникли, таким образом, правовые обычаи, т. е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством. Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования государства и возникновения права протекают параллельно, подкрепляя друг друга.

Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не успевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, юридические прецеденты, нормативные договоры.

Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах т. п.). Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они в случае необходимости другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию - чиновниками государственного аппарата.

В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).

Так или иначе в любом государственно организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспечиваемый государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части (как правило, меньшей) общества.

© 2009- Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации.

Материалы по предмету

  • Методический раздел
    • Об авторе
    • Учебно-методические рекомендации
    • Программа курса
    • Библиографический список
    • Вопросы для подготовки к промежуточной аттестации
    • Тема 1. Предмет истории юридической науки
    • Тема 2. Формирование правовых идей в Древнем мире
    • Тема 3. Правовые идеи в Средние века
    • Тема 4. Развитие юриспруденции в период Нового времени
    • Тема 5. Юридическая наука в Новейшее время
    • Тема 6. Юридические знания в дореволюционной России
    • Тема 7. Развитие юридической науки в СССР
    • Тема 8. Современный этап развития российской юридической науки
    • Тема 9. Понятие методологии юридической науки
    • Тема 10. Основные философские категории в методологии юридической науки
    • Тема 11. Основные методы юридической науки
    • Тема 12. Догматический метод научного познания в юриспруденции
    • Тема 13. Сравнительно-правовой и структурно-системный методы в юридической науке
    • Тема 14. Исторический, социологический и психологический методы в юриспруденции
    • Тема 15. Юридическая герменевтика
    • Тема 16. Научное познание и научное исследование

    Одной из первых известных нам правовых систем можно считать древнеегипетскую. Формирование права Древнего Египта и его становление происходило в специфических условиях. Египетское государство возникло одним из первых, и его правовые институты носили оригинальный, самобытный характер. Серьезное влияние на местное право оказали природные условия, а также господствующая система хозяйственных отношений и система религиозных представлений.

    В Предписании о служебных обязанностях верховного сановника (XIV в. до н. э.) говорится о сорока кожаных свитках с законами и, возможно, судебными прецедентами.

    После персидского завоевания Египта Дарий I приказал знатокам египетских законов, среди которых были воины, писцы и жрецы, составить свод местных законов. Работы по систематизации египетского права были закончены в 495 г. до н. э.

    Несмотря на достигнутые определенные успехи, древнеегипетская юриспруденция не сформировалась в качестве отдельной системы знаний, а юридическая профессия не приобрела самостоятельного статуса. До нас не дошли и какие-либо специальные юридические трактаты.

    Более динамично развивающимся, по сравнению с древнеегипетским, было общество в государствах Междуречья. Здесь не было столь высокой централизации власти, более развитой являлась торговля, имелись многочисленные внешние связи. Поэтому потребность в законодательном урегулировании общественных отношений ощущалась здесь значительно острее. Выше была и юридическая техника, хотя правовые нормы продолжали носить казуистический характер. Здесь уже в XXIV в. до н. э. правителем Лагаша Уруинимгиной была проведена широкая законодательная реформа. Однако сам текст законов до нас не дошел. Первый сохранившийся свод законов из государства, имевшего своей столицей г. Ур, относится к XXI в. до н. э. Свод был издан при царе Шульги (ранее считалось, что при его отце – Ур-Намму). Эти законы были направлены на поддержание социальной стабильности и сглаживание отдельных общественных противоречий. Имелись и другие сборники законов: свод законов царя I династии Иссина Липит-Иштару и предшественник законов царя Хаммурапи – законы, составленные в царстве Эшнунны (ок. 1790 г. до н. э.).

    Венцом развития права Древнего Междуречья можно признать законы царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н. э.). Этот обширный свод законов регулировал широкий круг общественных отношений. Однако вопрос о том, на какую часть населения он распространялся, остается открытым. Естественно, что все вышеперечисленные своды законов были лишь частью всей правовой действительности, а их источниками становилось обычное право, судебные и административные прецеденты и отдельные указы царей. Остается открытым и вопрос, как применялись нормы данных сводов. Законы Хаммурапи представляли собой чрезвычайно обширный по тем временам труд по систематизации законодательства. Последовательность юридических норм в этом своде осуществлялась по принципу ассоциации, а не по предмету правового регулирования. Значительную часть вопросов, например, очевидных для людей той эпохи, законы Хаммурапи не рассматривали. Они, по всей видимости, регулировались обычным правом, которое могло иметь отличия в отдельных частях государства. Специальные труды по юриспруденции в Вавилонском государстве, скорее всего, отсутствовали. Однако юридическая техника, профессиональные навыки лиц, осуществлявших правосудие и систематизацию, были на высоком уровне. Доказательством последнего служит то, что законы царя Хаммурапи изучались и переписывались еще более полутора тысяч лет после их издания.

    Противоположным течением крайне консервативному конфуцианству выступал даосизм. Видный его представитель – Чжуанцзы – защищал равенство людей от природы и их право на индивидуальную мораль. Жизнь представлялась им как непрерывное движение.

    Древнегреческое общество и его культура не могли не внести существенный вклад в развитие юридической науки. Уже в 621 г. до н. э. были изданы легендарные законы Драконта. Однако их текст до нас не дошел. Серьезная законодательная реформа, проведенная в начале VI в.

    Участие широких слоев населения в государственном управлении и в отправлении правосудия, систематическая ротация состава таких учреждений привели к тому, что в Афинах формирование отдельной юридической профессии и юридической науки в собственном смысле слова не состоялось. Но в Греции имелись свободные адвокаты, институт которых вырос из обязанностей членов общин взаимно поддерживать друг друга. Первоначально каждая фила обязывалась представить определенное число защитников для разбора судебного дела. Последним вменялось в обязанность дача краткой характеристики поведения сторон. Со временем такие лица стали принимать непосредственное участие в процессе, но взимание какой-либо платы им было запрещено. Адвокаты могли вести дела политических объединений, партий и городов. Только в период Римской империи они превратились в постоянных чиновников. В птолемеевском Египте это была уже профессиональная деятельность с установленными государством правами и обязанностями.

    Юридическая подготовка осуществлялась в Древней Греции в различных учебных заведениях, где преподавались философия и риторика. В рамках последней, например, в школах стоиков, преподавалось судебное красноречие. Специальное юридическое образование на данном этапе еще отсутствовало.

    Зарождение теории познания неразрывно связано с древнегреческой философией и ее виднейшими представителями. Установление демократических начал общественной жизни в Афинах, социальная активность граждан, рост правосознания и числа публичных судебных процессов стимулировали развитие ораторского искусства, а также переориентацию интересов философии. Философским течением, отвечающим таким потребностям, становится софизм (V – IV вв. до н. э.). Софисты утверждали, что о любом явлении можно судить двояко. И такие точки зрения могли носить взаимоисключающий характер. Тем самым они исключали объективную истину. Поэтому у каждого человека, как они утверждали, имелась своя истина. Они абсолютизировали относительность знания, провозглашая его зависимость от конкретных условий. Такой подход носил характер гносеологического скептицизма и релятивизма, которые стали, возможно, результатом сравнительного анализа законов и устройства различных греческих полисов, прекрасно демонстрировавших возможность существования в относительно сходных условиях различных государственно-правовых моделей. Поэтому право, законы у софистов – это творение человека, отражающее интересы отдельных слоев общества. Они изменяются со временем в отличие от законов природы. Философские подходы софистов носили прогрессивный характер и способствовали развитию логики и методологии науки.

    Критиком и противником софистов был древнегреческий философ-идеалист Платон (428/427 – 348/347 гг. до н. э.). Рассматривая различные вопросы, относящиеся к государству, праву и общественному устройству, Платон обращается и к проблемам познания. Методом познания у Платона выступает диалектика, которую последний понимал как восхождение по ступеням обобщения понятий вплоть до самых высших родов, а также обратный процесс от наиболее общих понятий к понятиям наименьшей общности. Бытие у философа, относительно высших родов сущего, заключает в себе противоречие, которое становится необходимым побуждением души к размышлению. Такое бытие едино и множественно, вечно и проходящее, неизменно и изменчиво, покоится и движется.

    Таким образом, если не сами правовые институты, которые были достаточно совершенны, имевшие место в Древней Греции, Афинах, то сами философские подходы к праву, методы научного исследования древнегреческих философских течений сыграли важную роль в становлении юридической науки и имели продолжение уже в Древнем Риме.

    Зарождение юридической науки в Древнем Риме связано с деятельностью жрецов – коллегии понтификов. Она ведала составлением календарей, погребальным культом и сакральным правом (т. е. божественным). Кроме того понтифики занимались комментированием законов. Сформировавшиеся религиозные и правовые формулы должны были четко произноситься, без каких-либо запинок и ошибок. Только с начала III в. до н. э. положение начинает меняться. В III – I вв. до н. э. бесплатные юридические консультации давались чаще всего членами влиятельных сенаторских семейств, появившимися профессиональными юристами. Известными юристами, государственными деятелями I в. до н. э. были Муций Сцевола и Сервий Сульпиций Руф. Однако юридические трактаты данного периода в большинстве своем до нас не дошли.

    Большое значение получает и деятельность адвокатов. Они защищали своих клиентов во время предварительного следствия и суда. Причем, если в республиканский период их услуги не оплачивались, то в период Империи

    (I в. н. э.) их максимальный гонорар был установлен в 10 тыс. сестерциев.

    Развитие юридической профессии привело к появлению юридического образования. В 254 г. до н. э. верховный жрец Тиберий Корунканий начал разъяснять нормы права всем желающим. С этим именем обычно связывают начало публичного преподавания права в Риме. Начиная с I в. н. э. римская система образования значительное место отводила юридической науке. Известный римский юрист Сабин (I в. н. э.) открыл первую частную юридическую школу. Там читали лекции по праву, проводились диспуты и давались ответы на вопросы учеников. Последователи Сабина образовали видную школу римского права – сабинианцев, а самому Сабину вместе с некоторыми другими известными юристами было дано право официально разъяснять законы. Такие разъяснения имели обязательную силу для суда. Это право было дано императором Августом, и одним из первых его получил Мазурий Сабин. Введение таких обязательных заключений (responsa) повысило правовую культуру, заставило чиновников и судей, зачастую не обладавших навыками профессиональных юристов, учитывать в своей деятельности достижения юридической науки. В период принципата и домината высшие должностные лица, в том числе и императоры, всегда имели при себе советников-юристов. Таким образом, осуществляя свою научную и практическую деятельность, римские юристы издавали различного рода комментарии к гражданскому праву, труды по отдельным правовым вопросам и юридические учебники, содержавшие систематизированный анализ применения правовых норм в доступной форме.

    Не менее важным юридическим направлением была школа прокулианцев. Ее основателем был Марк Антисий Лабеон (ок. 50 г. до н. э. – 18 г. н. э.), а видным представителем – его ученик Прокул. Эта школа по ряду важных положений выступала противником сабинианцев.

    При преподавании права римские юристы не уделяли особого внимания общим понятиям (в отличие, например, от греков). Они сразу же ставили перед учениками практические вопросы.

    Одним из самых ранних дошедших до нас юридических трактатов было сочинение Муция Сцеволы. Он разделил все гражданское право на четыре основные части: право наследования, право лиц, вещное и обязательственное право.

    Говоря о норме права, римские юристы, как справедливо указывает

    Не менее важными были и выступления Цицерона. Его речи состояли из вступления (где приводились факты в пользу подзащитного), основной части (где излагалась суть дела, доказательства, нацеленные против доводов противной стороны) и заключительной части (где приводились резюме, обращенные к слушателям).

    Нельзя обойти вниманием и другого видного римского юриста Гая

    (II в. н. э.). Представитель школы сабинианцев, он написал один из самых известных учебников по римскому праву – институции (т. е. наставления, учебник) Гая. Система изложения материала, избранная им (лица, вещи и обязательства, иски) впоследствии получила широкое распространение.

    Среди римских юристов особо следует выделить тех, мнения которых с 426 г. н. э. должны были рассматриваться в суде в качестве наиболее авторитетных. Это были труды наиболее видных юристов позднего классического периода: Папиана, Павла, Ульпиана, Модестина и вышеуказанного Гая.

    В IV – V в. н. э. в Римской империи действует несколько специальных юридических школ с 4-летним сроком обучения. При Юстиниане срок обучения увеличивается до 5 лет. В правление Юстиниана проводится обширная кодификация права, издается Свод римского гражданского права (Corpus juris civilis), состоявший из Институций, Дигест, Кодекса Юстиниана и новелл.

    Развитие юриспруденции, юридической профессии и образования в Древнем мире прошло долгий путь. От примитивного архаического права, имевшего многие пережитки, доставшиеся от родового строя, до сложной правовой системы Древнего Рима. Именно здесь впервые возникает юридическая наука, особую роль играют профессиональные юристы, существует и довольно совершенная система юридического образования. Все эти достижения в значительной мере будут восприняты впоследствии западноевропейской наукой и еще долгое время будут оставаться ее идеалами и ориентирами.

    Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 2. М., 1978. С. 66.

    Берман, Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998. С. 141.

    Читайте также: