Органы местного самоуправления как субъекты административного права курсовая

Обновлено: 02.07.2024

Органы местного самоуправления, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, ранее - советов народных депутатов, национальных советов, коммунальных советов).

Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны в пределах установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и другие.

Исторически сложились две основные формы организации власти на местах. Наиболее демократичной является такая организация местной власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов (местного самоуправления) различных уровней. Единства мнений по этому вопросу нет. Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы в 1985 году придерживается такого подхода. В Японии, например, все основные вопросы внутренней жизни в префектурах, городах, поселках и деревнях решают выборные собрания. Значительной самостоятельностью обладают органы местного самоуправления Англии и Австрии.

В России органы местного самоуправления также имеют широкие полномочия в самостоятельном решении разнообразных вопросов жизни той или иной административно-территориальной единицы (поселка, села, города, района, области). Статья 12 Конституции России признает и гарантирует организацию и функционирование местного самоуправления не как один из уровней организации публичной власти, а качественно отличающуюся от других частей государственной системы. Они не только автономны, но и непосредственно зависимы друг от друга. Эффективность этого союза самым непосредственным образом оказывает воздействие на формирование институтов гражданского общества.

В ряде стран органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях центральной властью. Хотя они ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, дорожным строительством и другими важными вопросами, тем не менее поддержание правопорядка возлагается на лицо, назначаемое центром.

Характерным примером этого является организация местной власти во Франции, где в департаментах центральная власть представлена префектом, который назначается президентом. Префекту подчинены все ведомственные службы, он осуществляет контроль над муниципальными службами, руководит полицией. Генеральный совет, как орган самоуправления, решает все остальные вопросы местного значения. Муниципальные

советы, действующие в коммунах, в свою очередь избирают мэра, который также является представителем центра и главой местной полиции.

Полномочия органов местного самоуправления в Италии также находятся под контролем центральной власти. Назначаемые правительством страны комиссионеры предназначены координировать деятельность областных правительств (джунт). В провинциях и коммунах наряду с собственными советами управленческие функции осуществляют префект и совет префектуры.

Государственное управление рассматривается как управление делами государства. В тоже время, само государство можно рассматривать как один из органов управления делами общества в целом. Оно выступает как внешнее управление в отношении объединенных в коллективы членов общества (национально-территориальных и территориальных общностей, трудовых коллективов, широкого круга общественных объединений).

В определенных случаях государство может делегировать органам местного самоуправления на определенных полномочиях часть принадлежащих ему полномочий (например, взимание налогов и пошлин, а также штрафных санкций). Поэтому на каждом этапе социального развития необходим взвешенный подход к соотношению конкретного сочетания между государственным управлением и органами местного самоуправления.

В СССР на конституционном уровне органы местного самоуправления определялись первичным элементом системы органов государственной власти.

Конституция Российской Федерации закрепляет местное самоуправление как важную форму народовластия. По законодательству Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Международно-правовые документы и в частности Европейская хартия местного самоуправления (принята Советом Европы в 1980 г.), определяют местное самоуправление как право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею.

Установление в Конституции самостоятельной системы публичной власти, не относящейся к государственной власти, имеет большое значение для повышения активности и самостоятельности граждан в решении вопросов местного значения, а следовательно, для развития демократических отношений в стране.

если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации, превышающая 30 процентов собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40 процентов бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;

если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции Российской Федерации, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

Вопросы для закрепления изученного материала: Понятие и правовое положение органа исполнительной власти, государственного управления.

России? Правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Органы исполнительной власти в городе Москве.

Понятие органов местного самоуправления и их структура

Местное самоуправление – самостоятельная деятельность населения по решению вопросов местного значения. Эта деятельность гарантируется Конституцией По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее и осуществляется непосредственно населением либо через органы местного самоуправления.

Органами местного самоуправления являются выборные и иные органы местного самоуправления, которые образуются в городских поселениях и на других территориях. Создание определенных органов местного самоуправления является обязательным в соответствии с законодательством, другие органы создаются в соответствии с уставом муниципального образования. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (рис. 1).

Представительные органы являются выборными органами местного самоуправления, которые обладают правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения. Они работают на постоянной основе и созываются главой муниципального образования.

Исключительной компетенцией представительных органов является:

  • принятие правил по предметам ведения муниципального образования в соответствии с уставом;
  • утверждение местного бюджета и отчет о его исполнении;
  • установление местных налогов и сборов, а также порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
  • контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц.

Главой муниципального образования является выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на муниципальной территории. Глава избирается гражданами, проживающими на соответствующей территории или представительным органом, которому он подотчетен.

Контрольный орган муниципального образования создается с целью контроля за исполнением местного бюджета, отчета о его исполнении, а та порядка управления и распоряжения имуществом, которое находится в муниципальной собственности.

Готовые работы на аналогичную тему

Контрольный орган формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Контрольный орган создается в двух формах: как самостоятельный орган финансового контроля и как орган контроля представительного органа местного самоуправления за бюджетно-финансовой сферой.

Результаты проверок контрольного органа должны быть официально опубликованы. Иные органы местного самоуправления образуются в соответствии с уставом муниципального образования и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структура органов местного самоуправления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Структура органов местного самоуправления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Органы местного самоуправления как субъекты административного права

Субъект административного права является обладателем прав и обязанностей, которыми он наделяется с целью реализации полномочий, которые возложены на него административным правом.

Субъект административного права может стать субъектом административного правоотношения, если имеют место:

  • административно-правовые нормы, которые предусматривают права и обязанности субъекта;
  • административная правоспособность и дееспособность субъекта;
  • основания возникновения, изменения и прекращения правоотношения.

Административная правоспособность – это возможность субъекта вступать в административно-правовые отношения, которая устанавливается и охраняется государством.

Административная дееспособность – это способность субъекта своими действиями приобретать права и создавать юридические обязанности, которые потом будут реализованы в рамках конкретных административно-правовых отношений.

Субъектами административного права являются Российская Федерация, субъекты РФ, государственные и негосударственные организации. Они обладают административной правоспособностью, но в конкретных административно-правовых отношениях не участвуют. Административной дееспособностью обладают их органы исполнительной власти или управления.

Субъектом административно-правовых отношений является лицо или организация, являющиеся на основании законодательства участниками управленческих отношений, которые регулируются нормами административного права. Субъекты административно-правовых отношений наделены определенными правами и обязанностями в сфере государственного управления и способны осуществлять эти права и обязанности.

Субъекты могут быть индивидуальные и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся:

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

Коллективными субъектами административного права являются группы людей, представляющие собой организации, выступающие во внешних отношениях в качестве самостоятельного субъекта права, порядок создания и деятельность которых регулируются нормативно-правовыми актами. Коллективными субъектами являются:

  1. государственные организации:
    • органы исполнительной власти (государственного управления);
    • государственные предприятия, учреждения и их объединения;
    • структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией;
  2. негосударственные организации:
    • общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т. п.);
    • трудовые коллективы;
    • различные коммерческие структуры;
    • органы местного самоуправления.

Традиционно субъектом административного права считается физическое или юридическое лицо (организация), участвующие в соответствии с законодательством в осуществлении публичного управления и реализации функций исполнительной власти.

Субъект административного права наделен законом правами, обязанностями, полномочиями, компетенцией, ответственностью и способностью вступать в административно-правовые отношения.

Разные субъекты административного права приобретают дееспособность по-разному, но главным условием возникновения дееспособности является характер прав, обязанностей и полномочий субъектов.

Нормативно-правовыми актами установлены правовые основания для приобретения административной дееспособности. Органы местного самоуправления являются субъектом административных правоотношений. Они избираются населением, образуются представительным органом муниципального образования и наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления как субъекты административного права

Органы местного самоуправления, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, ранее — советов народных депутатов, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и другие.

Исторически сложились две основные формы организации власти на местах. Наиболее демократичной является такая организация местной власти, при которой все местные дела находятся в руках выборных органов (местного самоуправления) различных уровней. Единства мнений по этому вопросу нет. Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы в 1985 г., придерживается такого подхода. В Японии, например, все основные вопросы внутренней жизни в префектурах, городах, поселках и деревнях решают выборные собрания. Значительной самостоятельностью обладают органы местного самоуправления Англии и Австрии.

В России органы местного самоуправления также имеют широкие полномочия в самостоятельном решении разнообразных вопросов жизни той или иной административно-территориальной единицы (поселка, села, города, района, области). Статья 12 Конституции России признает и гарантирует организацию и функционирование местного самоуправления не как один из уровней организации публичной власти, а качественно отличающуюся от других частей государственной системы. Они не только автономны, но и непосредственно зависимы друг от друга. Эффективность этого союза самым непосредственным образом оказывает воздействие на формирование институтов гражданского общества.

В ряде стран органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях центральной властью . Хотя они ведают местным хозяйством, финансами, здравоохранением, дорожным строительством и другими важными вопросами, тем не менее поддержание правопорядка возлагается на лицо, назначаемое центром.

Характерным примером этого является организация местной власти во Франции, где в департаментах центральная власть представлена префектом, который назначается президентом. Префекту подчинены все ведомственные службы, он осуществляет контроль над муниципальными службами, руководит полицией. Генеральный совет, как орган самоуправления, решает все остальные вопросы местного значения. Муниципальные советы, действующие в коммунах, в свою очередь избирают мэра, который также является представителем центра и главой местной полиции.

В определенных случаях государство может делегировать органам местного самоуправления на определенных полномочиях часть принадлежащих ему полномочий (например, взимание налогов и пошлин, а также штрафных санкций). Поэтому на каждом этапе социального развития необходим взвешенный подход к соотношению конкретного сочетания между государственным управлением и органами местного самоуправления. Они являются разными формами единой публичной власти и социального управления.

В СССР на конституционном уровне органы местного самоуправления определялись первичным элементом системы органов государственной власти.

Конституция РФ закрепляет местное самоуправление как важную форму народовластия. По законодательству РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Международно-правовые документы и, в частности, Европейская хартия местного самоуправления (принята Советом Европы в 1980 г.) определяют местное самоуправление как право и реальную способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею.

Установление в Конституции самостоятельной системы публичной власти, не относящейся к государственной власти, имеет большое значение для повышения активности и самостоятельности граждан в решении вопросов местного значения, а следовательно, для развития демократических отношений в стране.

а) если вследствие решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления возникает просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ, превышающая 30% собственных доходов бюджетов муниципальных образований в отчетном финансовом году, и (или) просроченная задолженность муниципальных образований по исполнению своих бюджетных обязательств, превышающая 40% бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году, при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в отношении бюджетов указанных муниципальных образований;

б) если при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий за счет предоставления субвенций местным бюджетам органами местного самоуправления было допущено нецелевое расходование бюджетных средств либо нарушение Конституции РФ, федерального закона, иных нормативных правовых актов, установленные соответствующим судом.

2. Неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных законодательством РФ, уставом муниципального образования и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

Тема: Органы местного самоуправления как субъекты административного права.

Студентка 1 курса очного дневного отделения

Кандидат юридических наук

Черноков Алексей Эдуардович

Глава 1. Общая никто характеристика выделим системы советской местного того самоуправления период в России 7

1.1. Понятие органами и система сельсоветы местного нормативным самоуправления 7

1.2. Принципы глава местного интересов самоуправления 10

1.3. Функции основных местного регламентацию самоуправления 13

Глава 2. Правовой вопросы статус органами органов субъектов местного идущих самоуправления 17

2.1. Конституционно - правовые органом основы осуществлении органов соответствии местного упомянутых самоуправления 17

2.2 Государственные того гарантии местного органов правовые местного местного самоуправления 19

2.3 Самостоятельность местного местного установил самоуправления 22

Список литературы 31

Введение

Актуальность темы курсовой работы определяется огромной ролью местного самоуправления в государственной, политико-правовой жизни российского общества, в становлении институтов демократического правового государства. Реализация принципов самоуправления в механизме государства эффективна тогда, когда опирается на объективно назревшие экономические, политические и социальные предпосылки и условия, выражает требования общественного прогресса. Местное самоуправление в современной России поднято на уровень одной из основ конституционного строя. Охватывая своими институтами почти все стороны демократической организации местной жизни, местное самоуправление дает возможность рациональным способом децентрализовать многие функции государственной власти, перенести принятие решений по всем вопросам местной жизни в территориальные сообщества, стимулируя тем самым, активность граждан и обеспечивая их реальную сопричастность к таким решениям.

Одним из важнейших направлений развития современной российской государственности остается оптимизация организации деятельности органов местного самоуправления. Можно без преувеличения сказать, что повышение эффективности деятельности таких органов является важным условием обеспечения стабильности в обществе в целом. Широкое вовлечение граждан в решение проблем местной жизни, результативное удовлетворение повседневных потребностей населения, строгое соблюдение законодательных положений при соблюдении и поддержании баланса государственных и местных интересов, т.е. общих интересов жителей каждого муниципального образования, способны заложить прочный фундамент для гражданского согласия.

С развитием местного самоуправления в России связываются надежды на возрождение демократического гражданского общества, поскольку в муниципальных образованиях формируется чувство общего интереса и ответственности местных жителей, которые привыкают не только самостоятельно решать свои дела, но и контролировать деятельность избранных ими должностных лиц.

Актуальность исследования и разрешения проблем становления местного самоуправления в России обусловлена также факторами, связанными с федеративной природой нашего государства и переносом всей тяжести правового регулирования местного самоуправления на уровень субъектов Российской Федерации, далеко выражение не однозначно только понимающих закрепляются ценность основах институтов беспечение местного разнообразные самоуправления, и иных в ряде случаев не входящим активизирующих результате в должной конституции мере местного эти арбитражный процессы других на своей местного территории, систему с нерешенностью случае многих функционируют проблем, федеральным вызванных органы экономическими трудностями как местному в регионах, интересов так основным и в стране население в целом, местного с отсутствием соответствии согласованного конституции разграничения проведения полномочий местного между принцип федеральными местного органами, самоуправления органами эффективности государственной должна власти органы субъектов правовой РФ и органами решения местного местное самоуправления.

Местное самоуправление в Российской Федерации – это признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций.

Функции местного самоуправления:

• обеспечение участия населения в самостоятельном решении местных вопросов;

• обеспечивает социально-экономическое развитие территории;

• управление муниципальной собственностью;

• обеспечение потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других важных услугах;

• осуществление защиты интересов и прав местного самоуправления;

• обеспечение охраны общественного порядка, реализации законов, поддержание правопорядка на территории муниципального образования.

Орган местного самоуправления-избираемый непосредственно населением и образуемый представительным органом муниципального образования орган, наделённый собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структура органа местного самоуправления:

• представительный орган местного самоуправления

• глава муниципального образования

• местная администрация, т. е. Исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.

• Контрольный орган муниципального образования

Представительный орган местного самоуправления может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

В зависимости от численности населения количество депутов муниципального образования может быть от семи при тысяче населения до 35 при 500 тысяч и более населения.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом и наделяется собственными правомочиями по решению вопросов местного значения.

Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных госполномочий, переданных органам местного самоуправления

Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов РФ.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков. Общее число мировых судей и количество судебных участков субъекта РФ определяются федеральным законом по законодательной инициативе соответствующего субъекта РФ, согласованной с Верховным Судом РФ, или по инициативе Верховного Суда РФ, согласованной с соответствующим субъектом РФ.

Мировым судьей может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.

Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанций, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом. Районный суд состоит из: председателя суда, заместителя председателя районного суда, судей, аппарата суда.

Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа имеют следующие структурные подразделения: 1) президиум суда; 2) судебную коллегию по гражданским делам; 3) судебную коллегию по уголовным делам.

Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт- Петербурга.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда.

В состав краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа входят председатель суда, заместитель председателя суда, судьи, присяжные заседатели, аппарат суда.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по всем делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом пределах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд РФ действует в составе Председателя, заместителей Председателя, судей и аппарата суда.

Структуру Верховного Суда РФ образуют:

• Пленум Верховного Суда РФ;

• Президиум Верховного Суда РФ;

• Судебная коллегия по гражданским делам;

• Судебная коллегия по уголовным делам;

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя и членов Верховного Суда РФ.

В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ и Министр юстиции РФ. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, 12 членов из числа судей Верховного Суда РФ и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ. Судебные коллегии Верховного Суда РФ – Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ – утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды создаются и упраздняются федеральным законом.

В систему военных судов входят флотские военные суды и гарнизонные военные суды. В систему военных судов может быть также включена Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Военная коллегия действует в составе Верховного Суда РФ и является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам. Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя, председателей судебных составов и других судей Верховного Суда РФ (далее – судьи Военной коллегии).

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ является заместителем Председателя Верховного Суда РФ и назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении Квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его заместителей, а также других судей; может быть введена должность первого заместителя председателя. В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его заместителей и других судей.

15. Исполнительная власть. Органы исполнительной власти: понятие и признаки. Административно – правовой статус органов исполнительной власти.
Исполнительная власть:
Федерации к действующему законодательству проектов актов, которые вносятся на их рассмотрение.

На него возложена координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти, регистрация принимаемых ими нормативных актов.

В процессе своей деятельности Минюст России осуществляет организационно-правовое обеспечение судебной реформы; регистрирует уставы общероссийских общественных объединений, религиозных объединений и ведет государственный реестр этих объединений; осуществляет систематизацию российского законодательства руководит судебно-экспертными учреждениями, государственными нотариальными конторами и т.п.

на Минюст России возложена функция по проведению юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Если Минюст России признает несоответствие правового акта Конституции Российской Федерации или федеральному закону, то оно направляет мотивированное заключение в тот орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который принял акт, а также в соответствующие федеральные органы государственной власти.

Минюст России осуществляет экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти в Правительство Российской Федерации; контроль за соответствием ведомственных нормативных актов Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации.

Ему предоставлено право вносить Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации представления о привлечении к ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти по фактам неисполнения или ненадлежащего исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и др.

Нормативные акты, в том числе инструкции и разъяснения Минюста России по вопросам организационного обеспечения деятельности государственного нотариата, органов записи гражданского состояния, организации судебных экспертиз, ведения судебной статистики, а также по другим вопросам их компетенции, являются обязательными для нотариальных учреждений, органов исполнительной власти и для других адресатов, на которые они распространяются.

Задачи и функции министерств юстиции республик, управлений (отделов) юстиции краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в основном аналогичны задачам и функциям Минюста России, однако сфера их деятельности ограничена той территорией, на которой они действуют, а также теми вопросами, которые отнесены к их ведению.

Так, например, управления (отделы) юстиции осуществляют регистрацию и выдают лицензии гражданам и юридическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг населению и юридическим лицам; согласовывают место нахождения юридических консультаций; организуют работу государственных нотариальных контор, проверяют их деятельность и т.п.

на Минюст России возложено организационное и методическое руководство деятельностью службы судебных приставов.

19 Предмет административного права.

Общественные отношения в сфере госуправления, управленческие отношения в других сферах жизни общества. Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права. По субъекту:

• между соподчинёнными в госуправлении

• между субъектами исполнительной власти без соподчинения

• между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления

• между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями

• между субъектами исполнительной власти и госслужащими, гражданами и иными субъектами

По признаку государственно-территориального устройства:

• между центральными органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов

• между органами исполнительной власти субъектов

• между органами исполнительной власти субъектов и исполнительными органами местного самоуправления

В зависимости от направления воздействия:

• внешние отношения в связи с реализацией полномочий органов исполнительной власти вовне.

Предмет административного права динамичен. Отдельные отношения, например, таможенные, в настоящее время являются предметом правового регулирования таможенного права, это связано с оформлением новых отраслей. Некоторые группы отношений сейчас составляют предмет административного права, это результат систематизации норм, устанавливающих административную ответственность, в КоАП.

Читайте также: