Что входит в обязанности следователя фсб

Обновлено: 04.07.2024

Законопроект — плохая новость для Следственного комитета, который лишается роли монополиста при расследовании важнейших дел, и адвокатского сообщества — число уголовных дел против адвокатов может возрасти

15 декабря сенатор и бывший полномочный представитель Совета Федерации в Конституционном суде Алексей Александров внес в Госдуму законопроект о поправках в Уголовно-процессуальный кодекс. Речь идет о настоящем перевороте в уголовном процессе. Поправки закрепляют серьезные изменения сил в силовом блоке, произошедшие в последние два года. В случае их принятия закончится безусловное лидерство, а по сути монополия Следственного комитета России (СКР) по расследованию ключевых уголовных дел. Законопроект предлагает дать право генпрокурору или его заместителям изымать и передавать на расследование в ФСБ любое выявленное сотрудниками службы уголовное дело или материал проверки.

Борьба за статьи

Все последние годы происходит размывание прежде довольно четких границ подследственности дел разным ведомствам. Раньше было довольно просто: убийства, изнасилования, другие особо тяжкие и представляющие повышенную общественную опасность преступления расследовала прокуратура, основную массу дел — имущественные преступления, насилие, хулиганство, наркотики — полиция. Следователи ФСБ вели редкие дела о шпионаже, терроризме, включая экзотические, доставшиеся в наследство от советского времени, вроде незаконного оборота антиквариата и художественных ценностей. На уровне региона следственные отделы ФСБ могли вести всего два-три уголовных дела в год.

Ситуация стала кардинально меняться с возникновением Следственного комитета (СК) как самостоятельного ведомства и резким ростом политического влияния Александра Бастрыкина в 2007–2012 годах. СКР постоянно наращивал собственную подследственность, отрывая все больше и больше категорий преступлений от МВД. Дела о преступлениях в отношении несовершеннолетних, о налоговых преступлениях и другие постепенно перетекали из компетенции МВД в руки СК. Параллельно с этим увеличивалась роль и влияние ФСБ в части оперативного сопровождения значимых уголовных дел.

К 2016 году сложился своеобразный тандем. Сотрудники ФСБ повсеместно собирают оперативную информацию о преступлениях в сфере экономики, фактах коррупции, экстремизме, а Следственный комитет их расследует. В ход пошла и игра с квалификацией. Например, дела о мошенничестве, традиционно расследуемые полицией, дополнялись квалификацией в виде создания преступного сообщества или должностной статьей, что давало право СК расследовать их самому. Ровно эту же технологию постепенно стала использовать сама ФСБ, под разными предлогами включающая в дела компоненты, связанные с национальной безопасностью, расходом бюджетных средств, терроризмом. Перелом произошел летом 2016 года, когда на фоне дела Шакро Молодого и связанных с ним генералов СКР заговорили о конце доминирования Александра Бастрыкина и Следственного комитета. Уже тогда было очевидно, что на первый план выходит ФСБ, и как результат, служба должна была укрепить свою следственную функцию.

В последнее время все больше и больше политически значимых уголовных дел (в сфере экономики в том числе) стали расследоваться именно следственными управлениями ФСБ. В этом смысле новая законодательная инициатива — давно ожидавшаяся, логичная, фиксирующая нынешнее положение вещей и дающая направление дальнейшего развития отношений между силовиками.

Обвинение и защита​

Конечно, законопроект — очень плохая новость для Следственного комитета, разговоры об упразднении которого появляются вновь и вновь. Одновременно это хорошая новость для Генпрокуратуры, поскольку именно прокуроры будут решать, передавать ли дела для расследования ФСБ. Однако тут возможны варианты. Если следственные функции в той или иной степени вернутся в прокуратуру, то ее политический вес резко усилится. Если же все останется как есть, то вряд ли прокуроры смогут отказывать ФСБ в изъятии любых дел, которые служба захочет расследовать.

Вторая плохая новость для Следственного комитета — то, что законопроект предусматривает передачу ФСБ и уголовных дел, в которых обвиняемыми являются сами следователи. Сегодня преступления сотрудников СКР расследует сам Следственный комитет. Этот конфликт интересов препятствует реализации имеющегося в руках ФСБ компромата. Уголовные дела в отношении так называемых спецсубъектов — депутатов, судей, следователей, прокуроров и адвокатов — на особом контроле. За такие раскрытые дела хвалят, повышают по службе, дают премии, звания, награды. И пока их ведет СКР.

Понятно, что самая уязвимая и зачастую раздражающая группа среди перечисленных — это не следователи. По официальным данным, в год расследуется около 60 уголовных дел в отношении адвокатов и в четыре-шесть раз меньше в отношении других категорий. Передача подследственности дел в отношении адвокатов в органы ФСБ, чьи сотрудники одновременно заняты и выявлением преступлений, может резко увеличить количество таких уголовных дел.

Структура следственного аппарата органов Федеральной службы безопасности следующая:

Следственное управление Федеральной службы безопасности РФ;

следственные управления (отделы) в территориальных (краевых, областных и других) органах безопасности;

следственные управления (отделы) органов безопасности в Вооруженных Силах РФ, пограничных и внутренних войсках.

Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов. Они производят предварительное следствие по делам о некоторых других преступлениях, если их расследование тесно связано с преступлениями, по которым возбуждено уголовное дело и оно не может быть выделено в отдельное производство.

Следственный аппарат налоговой полиции состоит из двух звеньев:

Главное следственное управление Федеральной службы налоговой полиции РФ, которое осуществляет организационно-методические функции в отношении нижестоящих подразделений, а также расследование особо сложных и важных дел;

следственные управления (отделы) органов налоговой полиции субъектов Российской Федерации.

Надзор за законностью действий и решений следователей осуществляет прокуратура.

Правом процессуального контроля в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством обладают и начальники следственных отделов. Они имеют право проверять уголовные дела, давать следователям обязательные для исполнения указания, которые в случае несогласия с ними следователь может обжаловать прокурору, и др.

Ведомственный контроль осуществляют следователи контрольно-методических отделов вышестоящих следственных подразделений. По результатам проверки они составляют справку, которую представляют начальнику проверяемого следственного подразделения и своему непосредственному начальнику.

Судебный контроль за законностью предварительного следствия осуществляется в ходе рассмотрения уголовных дел, по которым осуществлялось предварительное следствие, а также при рассмотрении жалоб на применение меры пресечения в виде заключения под стражу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Статья 8.1. Особенности проведения оперативными подразделениями органов федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства

Статья 8.1. Особенности проведения оперативными подразделениями органов федеральной службы безопасности оперативно-розыскных мероприятий в сфере осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны

Статья 23.6. Федеральные органы налоговой полиции

Статья 23.6. Федеральные органы налоговой полиции 1. Федеральные органы налоговой полиции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5, частью 3 статьи 14.16, статьями 15.1, 15.2 настоящего Кодекса. 2. Рассматривать дела об административных

7. Законы, регламентирующие деятельность прокуратуры, органов безопасности, налоговой службы и органов внутренних дел

84. Органы Федеральной службы безопасности

84. Органы Федеральной службы безопасности Органы федеральной службы безопасности осуществляют контрразведывательную деятельность против разведывательной деятельности иностранных спецслужб, ведут работу по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений,

90. Состав Федеральной пограничной службы РФ

90. Состав Федеральной пограничной службы РФ Возглавляет Федеральную пограничную службу РФ Директор в ранге федерального министра. Он осуществляет общее руководство всеми органами федеральной пограничной службы и является командующим пограничными войсками РФ, несет

91. Режимно-пропускная деятельность Федеральной пограничной службы РФ

91. Режимно-пропускная деятельность Федеральной пограничной службы РФ В ходе режимно-пропускной деятельности органы федеральной пограничной службы имеют право находиться на любых участках местности и передвигаться по ним, требовать от владельцев земельных участков

101. Федеральные органы налоговой полиции, их задачи и компетенция

102. Направления деятельности налоговой полиции

102. Направления деятельности налоговой полиции Деятельность налоговой полиции осуществляется по следующим направлениям: осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками;осуществление административной деятельности;проведение

103. Состав налоговой полиции

103. Состав налоговой полиции Одной из задач, стоящих перед налоговой полицией, является обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защита их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей. В связи с этим органы

116. Следственный аппарат органов внутренних дел и прокуратуры

116. Следственный аппарат органов внутренних дел и прокуратуры Следственный аппарат органов внутренних дел состоит из:Следственного комитета МВД РФ, который осуществляет контрольно-методическое руководство нижестоящими подразделениями и расследование уголовных дел о

8. Правовой статус Федеральной таможенной службы

8. Правовой статус Федеральной таможенной службы Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ) в соответствии с содержанием ТК РФ и утвержденным Указом Президента РФ от 25 октября 1994 г. № 2014 Положением о ГТК РФ (ГТК – Государственный таможенный комитет,

9. Полномочия Федеральной службы РФ по надзору за страховой деятельностью

9. Полномочия Федеральной службы РФ по надзору за страховой деятельностью Полномочия Федеральной службы страхового надзора состоят в довольно длинном перечне видов деятельности.Росстрахнадзор осуществляет контроль и надзор:1) за соблюдением субъектами страхового

Статья 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции

30. Полномочия Федеральной службы страхового надзора РФ

Раздел VIII. ЗАПАС ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СЛУЖБЫ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раздел VIII. ЗАПАС ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СЛУЖБЫ ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 52. Зачисление в запас 1. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан:уволенных с

Прежние руководители: до Петухова управление возглавлял Михаил Шишов (снят в августе 2020, источник), вице-адмирал Вячеслав Терехов (источник), до лета 2010 года генерал-лейтенант Николай Олешко, до него Мильченко, до него генерал-лейтенант С.Д. Балашов

СУ ФСБ располагается в том же здании, что и Следственный изолятор "Лефортово"

  • 1-й отдел - шпионский (источник), заместители начальника - Михаил Свинолуп, Александр Сойма (источник)
  • 3-й отдел - начальник Михаил Савицкий (источник), расследовал дело о взятках в отношении СКР (источник), занимался также расследованиями резонансных терактов, таких как взрывы домов в Москве и Волгодонске в 1999 г.
  • 4-й отдел - кураторский
  • 7-й отдел - борьба с преступлениями в сфере компьютерных преступлений (источник)
  • Отделы - Игнатьев В.А. (источник: сайт С. Пеуновой)

Следственное управление ФСБ - едва ли не самое важное подразделение спецслужбы. Именно оно расследует все уголовные дела, которыми занимается центральный аппарат ФСБ, то есть фактически отвечает за большинство громких процессов в стране. Структура СУ почти повторяет структуру центрального аппарата ФСБ: в нее включены отделы контрразведки, экономической безопасности, борьбы с терроризмом, военной контрразведки и т.п. Именно это управление расследовало взрывы домов в Москве и Волгодонске и теракт в московском метро. Среди дел СУ - дело о контрабанде алмазов на 750 тысяч долларов (осенью 2003 года передано в суд), задержание в московском аэропорту спортсменов - граждан Катара, первичная разработка дела об убийстве Старовойтовой, допросы Подрабинека, который пытался провезти в Москву книги Литвиненко "ФСБ против России" и т.д.

Спектр работы, как видим, неохватен и регламентации поддается с трудом. Может быть, поэтому судьба управления в свое время сложилась драматично. В 1993 году по указу Бориса Ельцина Следственное управление было распущено, а его следственный изолятор - знаменитая Лефортовская тюрьма - передан в ведение МВД. Часть следователей во главе с тогдашним заместителем начальника управления Александром Духаниным перешла в Главную военную прокуратуру, часть уволилась. Управление было восстановлено в 1995 году, спустя год в ФСБ вернулось и "Лефортово".

Тогда же в управление пришел Николай Алексеевич Олешко. Он кадровый чекист, окончил Высшую школу КГБ, служил в Следственном управлении КГБ СССР, в начале 90-х был начальником следственного отделения Управления особых отделов Группы советских войск в Германии. Вернувшись в Москву, в возрожденном управлении Олешко возглавил 1-й, так называемый шпионский отдел.

В 2003 году он получил повышение - должность заместителя начальника Следственного управления. Но за те годы, пока он руководил "шпионским" отделом, Олешко многое успел сделать. Именно он возглавлял следствие по делу американца Эдмонда Поупа, профессора Бауманского университета Бабкина и дипломата Моисеева. В настоящее время Николай Олешко является наиболее вероятным кандидатом на должность руководителя СУ ФСБ.

Влияние Николая Олешко уже вышло за стены Лефортовского изолятора. К настоящему моменту ему удалось добиться фактической перестройки системы расследования шпионских дел по всей стране.

Свои следственные отделы существуют во всех местных управлениях ФСБ. Все это - достаточно громоздкая и сложная система. Для надзора над тем, чем заняты следственные отделы на местах, в "Лефортово" существует специальное подразделение - так называемый кураторский, 4-й отдел.

LefortovoPrison4.jpg

Однако Николай Олешко сумел убедить руководство ФСБ, чтобы контроль именно над шпионскими делами осуществлял не 4-й, а 1-й - "шпионский" отдел. Это резко повысило значимость отдела и всей "шпионской" тематики в работе СУ. Тем более что в должности замначальника Управления Олешко продолжал курировать "шпионский" отдел. В 2010 году Олешко уволился, его сменил вице-адмирал Терехов. Потом управление возглавлял Савицкий, которого сменил Михаил Шишов, но уже в августе 2020 года его отправили в отставку. Среди причин называли коррупционный скандал в СУ: на вымогательстве взятки у экс-директора издательства Известия попались сразу два следователя -- Алексей Колобов и Сергей Белоусов. Шишова заменил Василий Петухов, к тому времени заместитель начальника управления.

Что известно про Василия Петухова

Что известно про Юрия Плотникова

Юрий Плотников принимал участие в расследовании дела дипломата Валентина Моисеева, также принимал участие в расследовании по делу Эдмонда Поупа — обвиненного в шпионаже гражданина Соединенных Штатов. Отец Юрия, Олег Плотников, выступал в этом деле в роли прокурора. Оба Плотникова по окончании дела Моисеева значительно продвинулись по службе. Младший брат Плотникова, Павел, тоже следователь ФСБ, допрашивал Андрея Солдатова в мае 2008 года, пытаясь найти связь между журналистом и оставшимся в США в 2000 году перебежчиком Сергеем Третьяковым. / Источник Новое Дворянство, Ежедневный Журнал /

Что известно про Михаила Савицкого

Савицкий начинал как следователь по особо важным делам в Следственном управлении ФСБ России. Еще будучи капитаном, расследовал дело о взрывах домов в Москве и в Волгодонске в 1999 году. В 2005-м он уже майор — и расследует дело о покушении на сенатора Владимира Слуцкера. Именно Савицкий 1 апреля 2005 года допрашивал в качестве свидетеля генерал-полковника в отставке, бывшего главу московского ФСБ Анатолия Трофимова, который работал у Слуцкера помощником (спустя девять дней после допроса Трофимов был убит).

Преследование адвокатов

Кто в прошлом руководил Следственным управлением ФСБ

Много лет СУ ФСБ возглавлял Сергей Балашов. Он начинал карьеру в следственном отделе еще Московского управления КГБ СССР. В этом качестве он запомнился, в частности, Борису Кагарлицкому, которому говорил, что ему все равно, кого допрашивать, лишь бы было указание. При Ельцине Балашов сначала был отправлен в МВД, потом вернулся уже начальником следственного отдела Московского управления ФСБ, а в 1992 году стал начальником СУ ФСБ. Он счастливо пережил роспуск управления и после возрождения снова был назначен его начальником. Именно Балашов отвечал за освещение в прессе дела Поупа - Бабкина.

Сергей Балашов ушел с этой должности только в 2002 году. Его наследником стал Виктор Мильченко, который не был кадровым чекистом: он пришел на этот пост из военной прокуратуры Пограничных войск. Ему, однако, вскоре пришлось уйти: одна из возможных причин в том, что, как выяснилось, Мильченко является обладателем украинского паспорта. Как на должность начальника управления, расследующего самые секретные дела страны, мог попасть гражданин другого государства, остается загадкой.

Поговорим о различиях между оперуполномоченным, следователем и прокурором. Иначе говоря опером, следаком, и надзирающим. Чем регламентируется их обязанности, какие у них полномочия и чем отличаются. Начнем с самого распространенного — с опера.

Оперуполномоченные: задачи, обязанности, кому подчиняются

Много любимых россиянами фильмов и сериалов снято об их тяжелый и нужной работе. Если же отбросить лирику, то регламентируется их деятельность двумя нормативными актами:

Оперуполномоченный — это не только полицейский. Они есть в системе МВД, ФСБ, таможни и федеральной службы исполнения наказаний. Это все те службы и ведомства, которые имеют право заниматься оперативно-розыскной деятельностью.

Самое главное, что нужно понимать о деятельности оперов, что они занимается оперативно-розыскной деятельностью и из этого проистекают их основные задачи:

  • розыск преступников;
  • пресечение правонарушений и преступлений;
  • и самая основная задача — это обеспечение расследовании уголовных дел.

Оперуполномоченный процессуально подчинен следователю. А значит, тот ставит задачи, которые опер выполняет. В жизни работа оперуполномоченного очень неприглядно и тяжела. Совершенно нет свободного времени, очень много писанины: на каждый свое действие нужно заполнять рапорты. Но без этой работы ни одно уголовное дело не было бы раскрытым.

  • проведение оперативно-розыскных мероприятий, как гласных так и негласных (слежка, прослушка, перлюстрация почтовых отправлений и email);
  • проведение опросов (оперуполномоченный очень редко когда может проводить допросы, только в случае возбужденного уголовного дела и по отдельному поручению следователя);
  • выполнение поручений следователя.

Огромный кусок их работы — это сопровождение уголовных дел. То есть помощь следователю, который по большому счёту вооружён только ручкой и дальше кабинета особо нигде не бывает. Непосредственно расследуют уголовное дело именно оперуполномоченные.

Следователь: задачи, деятельность и полномочия

Или как говорят на сленге – следак. Следствием у нас в стране может заниматься МВД, Следственный комитет и ФСБ.

Следствие нужно, чтобы изобличить всех виновных. Если оперуполномоченный выявляет сам факт преступления и ему не нужно устанавливать: кто виноват, кто не виноват. Он должен установить только факт и написать об этом раппорт. По этому рапорту, если вышестоящая инстанция — прокуратура согласится, будет возбуждено уголовное дело. А вот расследованием уголовного дела будет заниматься, как раз следователь.

  • установить всех причастных к преступлению;
  • установить их роль в данном преступлении;
  • привлечь их к ответственности, чтобы восторжествовал закон.

В основном он сидит в кабинете и постоянно допрашивает свидетелей и подозреваемых, проводит следственные действия.

Ему в помощь приданы оперуполномоченные и эксперты. Именно следователь допрашивает, назначает экспертизы, предъявляет, обвинение, избирает меру пресечения на срок следствия.

Именно от следователя зависит пойдете вы в тюрьму, пока расследуется уголовное дело или будете под подпиской о невыезде. А никак не от оперуполномоченного. Имейте это в виду, чтобы они вам там не рассказывали.

Прокурор: подчинённость, задачи и полномочия

Федеральным законом о прокуратуре регулируются права, обязанности и полномочия сотрудников прокуратуры. Это отдельный орган, не входящие ни в одну из ветвей власти, который занимается контролем и надзором за соблюдением законов, а также прав граждан.

То есть прокуратура, как орган напрямую подчиняющийся президенту РФ, наблюдает за соблюдением законов. Поэтому если что-то, кем-то, где-то нарушено, то жаловаться надо именно в прокуратуру.

Что касается полномочий прокурорских работников при расследовании уголовных де, то их там очень и очень много:
1. Самое первое и важное — именно прокуратура даёт или не даёт согласие на возбуждение уголовного дела.
2. Имеет право давать указания следствию, которые обязательны к исполнению.
3. Продлевает или не продлевает сроки расследования.
4. Даёт свое согласие или не дает согласие на ту или иную меру пресечения.
5. Прокуратура утверждает обвинительное заключение и направление дела в суд и много другое.

Именно сотрудник прокуратуры поддерживает обвинение на суде, а не следователь. И просит то наказание, которое он считает справедливым. А судья уже соглашается или нет.

Читайте также: