Органы исполнительной власти франции как субъекты обеспечения национальной безопасности

Обновлено: 02.07.2024

Через призму управления политикой и экономикой субъектами Федерации прослеживается неравномерность объемов экономических ресурсов, представляемых одним регионам в сравнении с другими; отсутствие политического управления и контроля в одних и гипертрофированность их форм и объемов в других, что создает угрозу для развития макро регионов России. Для обеспечения национальной безопасности государства необходима сбалансированность федеральных и региональных уровней государственного управления.

Подлежит пересмотру организационно-функциональное основание региональной безопасности. Как показывает анализ штатной сетки аппаратов исполнительной власти регионов, многие субъекты не имеют структур, которые обеспечивали бы безопасность на этом уровне. Лишь в немногих есть такой орган, который концентрирует, организует работу по исполнению комплексных функций защиты от угроз.

Одна из причин такого положения дел – недостаточное кадровое обеспечение стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях.[6]

Реализовывать положения КНБ в жизнь должна, в первую очередь, система обеспечения национальной безопасности России, которая включает в себя шесть основных элементов:

1) Президент, его аппарат, Совет безопасности, Госсовет.

2) Правительство и подчиненные ему министерства и ведомства.

3) Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума).

4) Органы судебной власти.

5) Силы и средства обеспечения национальной безопасности.

6) Общественные, негосударственные организации и граждане.

Основные функции государственных органов управления по обеспечению национальной безопасности России.

Совет Безопасности Российской Федерации как важнейший орган государственной системы обеспечения национальной безопасности. Особенности и недостатки государственной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (далее - обеспечение национальной безопасности), проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Положение о Совете Безопасности утверждается Президентом Российской Федерации.

Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, а также само Положение.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

- обеспечение условий для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;

- определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;

- разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

- подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;

- подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;




- подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;

- подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности;

- решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.

Основными функциями Совета Безопасности являются:

- рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

- подготовка проектов решений Президента Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;

- рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;

- подготовка проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих обеспечение национальной безопасности;

- организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства;

- подготовка предложений по определению основных критериев обеспечения национальной безопасности и мониторинг показателей состояния национальной безопасности;

- подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;

- рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности;

анализ информации о функционировании системы обеспечения национальной безопасности, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;

- рассмотрение вопросов в области оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

- принятие решений об образовании, реорганизации и упразднении межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (далее - научный совет при Совете Безопасности);

- организация работ по подготовке федеральных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлению контроля за их реализацией;

В систему входят также в качестве функционального элемента соответствующие функции указанных выше структур и необходимая законодательно-нормативная база их деятельности.

Органы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации представляют министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

К силам обеспечения национальной безопасности относятся:

Вооруженные силы и другие войска Российской Федерации; воинские формирования федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба; органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки; органы государственной охраны высших органов государственной власти Российской Федерации и должностных лиц; органы налоговой службы; органы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании федерального законодательства.

К средствам обеспечения национальной безопасности относятся материальные, технические, имущественные и ресурсные объекты, которые непосредственно используются для обеспечения национальной безопасности.

Федеральные органы исполнительной власти России подразделяются на федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. По функциональным аспектам среди федеральных органов исполнительной власти можно вы делить органы, обеспечивающие безопасность в социально-политической сфере, экономике, в сфере охраны природы и сохранения здоровья населения, в области науки, просвещения и культуры, а также обеспечения личной, общественной и государственной безопасности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, выполнения решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных программ и планов; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Негосударственной системы обеспечения национальной безопасности в России

Современная наука содержит множество различных подходов к рассмотрению сущности и структуры гражданского общества. Большинство из указанных подходов связано с реализацией прав и свобод человека и гражданина, объединение гражданина , объединение граждан негосударственными средствами . Важнейшую роль при этом играет выполнение каждой сформировавшейся институцией гражданского общества определенной социально значимой функции и взаимодействие с другими институциями (структурами) общества, одновременно подразумевается наличие активной позиции как со стороны структур, так и от органов власти.[7]

Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является неотъемлемой составной частью целостной общей системы обеспечения национальной безопасности любой демократической страны. Исходной предпосылкой ее права на существование является политологическая истина, что гражданское общество не идентично государству и что государство призвано служить гражданскому обществу. Именно общество формирует и содержит государственные структуры и поэтому имеет все основания направлять и контролировать деятельность государства, исходя из ценностных ориентации и законов.[8]

На протяжении длительной истории человеческих обществ по-разному оценивались роль и значение трех субъектов обеспечения безопасности: государства, общества и личности. Длительное время государство пыталось брать на себя абсолютно все заботы по обеспечению внешней и внутренней безопасности страны, принижая роль общества в создании безопасных условий жизни для отдельной личности, социальной группы, социальной общности, целого государства.

В каждой из сфер жизни российского общества сегодня происходят специфические преобразования. И в этих условиях, несомненно, возрастает роль негосударственной (общественной) системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является неотъемлемой составной частью целостной общей системы обеспечения национальной безопасности любой демократической страны. Исходной предпосылкой ее права на существование является политологическая истина, что гражданское общество не идентично государству и что государство призвано служить гражданскому обществу. Именно общество формирует и содержит государственные структуры и поэтому имеет все основания направлять и контролировать деятельность государства, исходя из ценностных ориентации и законов.

В качестве субъектов обеспечения национальной безопасности на уровне негосударственной системы в современной России можно рассматривать следующие:

- органы местного самоуправления;

- негосударственный (частный) нотариат;

- негосударственные охранные службы и детективные агентства;

- общественные объединения и отдельные граждане.

Негосударственная система обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации находится пока в стадии формирования и развития. Сегодня ей недостает единого методического и организационного центра. Пока лишь можно говорить о наличии возможностей для ее полнокровного функционирования с ростом политической культуры граждан и с формированием в стране зрелого гражданского общества. Современному гражданскому обществу не достает глубокого осознания национальных интересов, которые после признания на концептуальном уровне личностью, обществом и государством превратятся в мощный фактор ускорения социально-экономического развития России.

Однако уже сегодня выделить круг задач, которые призвана решать негосударственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Среди них:

— методическое руководство деятельностью общественных структур, организация взаимодействия между ними и государством в целях защиты национальных интересов России в различных сферах безопасности;

— проведение независимых экспертиз источников опасностей и угроз, формирование банка информации о состоянии защищенности национальных интересов в целом и жизненно важных интересов личности;

— борьба с социальными и моральными пороками, служебной безответственностью и некомпетентностью государственных служащих;

— обеспечение личной безопасности граждан, безопасности предпринимательской деятельности негосударственных экономических структур;

— непосредственное реагирование на ситуации, угрожающие жизни и здоровью граждан, их собственности, природной и культурной среде обитания, правопорядку и т.д.;

— предоставление консалтинговых и иных услуг по организации служб безопасности на предприятиях негосударственного сектора;

— разработка предложений в законодательные акты по проблемам обеспечения безопасности личности и общества;

— участие в разработке новых технических средств и социальных технологий, ориентированных на обеспечение безопасности личности и общества;

— страхование жизни, здоровья, имущества, информации и интеллектуальной собственности граждан;

— формирование общественного мнения граждан, способствование росту их политической культуры и ответственности за судьбу России;

— развитие творчества, инициативы, сподвижничества, чувства патриотизма у граждан;

— популяризация правил безопасности поведения граждан в быту, на транспорте и в чрезвычайных ситуациях;

— вовлечение граждан через общественные объединения в практическую деятельность по обеспечению национальной безопасности;

— подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан для работы в негосударственных структурах обеспечения национальной безопасности;

— участие в реализации международных программ безопасности;

— выработка предложений по ограничению сферы прав и компетенции, а также по оптимизации организационных и управленческих структур госорганов путем делегирования ряда их функций и задач общественным структурам. Обе системы обеспечения национальной безопасности — государственная и негосударственная — должны работать в тесном взаимодействии, особенно в форме обмена соответствующей информацией.

Через призму управления политикой и экономикой субъектами Федерации прослеживается неравномерность объемов экономических ресурсов, представляемых одним регионам в сравнении с другими; отсутствие политического управления и контроля в одних и гипертрофированность их форм и объемов в других, что создает угрозу для развития макро регионов России. Для обеспечения национальной безопасности государства необходима сбалансированность федеральных и региональных уровней государственного управления.

Подлежит пересмотру организационно-функциональное основание региональной безопасности. Как показывает анализ штатной сетки аппаратов исполнительной власти регионов, многие субъекты не имеют структур, которые обеспечивали бы безопасность на этом уровне. Лишь в немногих есть такой орган, который концентрирует, организует работу по исполнению комплексных функций защиты от угроз.

Одна из причин такого положения дел – недостаточное кадровое обеспечение стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях.[6]

Реализовывать положения КНБ в жизнь должна, в первую очередь, система обеспечения национальной безопасности России, которая включает в себя шесть основных элементов:

1) Президент, его аппарат, Совет безопасности, Госсовет.

2) Правительство и подчиненные ему министерства и ведомства.

3) Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума).

4) Органы судебной власти.

5) Силы и средства обеспечения национальной безопасности.

6) Общественные, негосударственные организации и граждане.

Основные функции государственных органов управления по обеспечению национальной безопасности России.

Совет Безопасности Российской Федерации как важнейший орган государственной системы обеспечения национальной безопасности. Особенности и недостатки государственной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (далее - обеспечение национальной безопасности), проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Положение о Совете Безопасности утверждается Президентом Российской Федерации.

Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, а также само Положение.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

- обеспечение условий для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;

- определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;

- разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

- подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;

- подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;




- подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;

- подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;

- подготовка предложений Президенту Российской Федерации по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности;

- решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.

Основными функциями Совета Безопасности являются:

- рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;

- подготовка проектов решений Президента Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;

- рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;

- подготовка проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих обеспечение национальной безопасности;

- организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства;

- подготовка предложений по определению основных критериев обеспечения национальной безопасности и мониторинг показателей состояния национальной безопасности;

- подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;

- рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности;

анализ информации о функционировании системы обеспечения национальной безопасности, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;

- рассмотрение вопросов в области оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;

- принятие решений об образовании, реорганизации и упразднении межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (далее - научный совет при Совете Безопасности);

- организация работ по подготовке федеральных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлению контроля за их реализацией;

В систему входят также в качестве функционального элемента соответствующие функции указанных выше структур и необходимая законодательно-нормативная база их деятельности.

Органы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации представляют министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

К силам обеспечения национальной безопасности относятся:

Вооруженные силы и другие войска Российской Федерации; воинские формирования федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба; органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки; органы государственной охраны высших органов государственной власти Российской Федерации и должностных лиц; органы налоговой службы; органы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании федерального законодательства.

К средствам обеспечения национальной безопасности относятся материальные, технические, имущественные и ресурсные объекты, которые непосредственно используются для обеспечения национальной безопасности.

Федеральные органы исполнительной власти России подразделяются на федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. По функциональным аспектам среди федеральных органов исполнительной власти можно вы делить органы, обеспечивающие безопасность в социально-политической сфере, экономике, в сфере охраны природы и сохранения здоровья населения, в области науки, просвещения и культуры, а также обеспечения личной, общественной и государственной безопасности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, выполнения решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных программ и планов; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Негосударственной системы обеспечения национальной безопасности в России

Современная наука содержит множество различных подходов к рассмотрению сущности и структуры гражданского общества. Большинство из указанных подходов связано с реализацией прав и свобод человека и гражданина, объединение гражданина , объединение граждан негосударственными средствами . Важнейшую роль при этом играет выполнение каждой сформировавшейся институцией гражданского общества определенной социально значимой функции и взаимодействие с другими институциями (структурами) общества, одновременно подразумевается наличие активной позиции как со стороны структур, так и от органов власти.[7]

Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является неотъемлемой составной частью целостной общей системы обеспечения национальной безопасности любой демократической страны. Исходной предпосылкой ее права на существование является политологическая истина, что гражданское общество не идентично государству и что государство призвано служить гражданскому обществу. Именно общество формирует и содержит государственные структуры и поэтому имеет все основания направлять и контролировать деятельность государства, исходя из ценностных ориентации и законов.[8]

На протяжении длительной истории человеческих обществ по-разному оценивались роль и значение трех субъектов обеспечения безопасности: государства, общества и личности. Длительное время государство пыталось брать на себя абсолютно все заботы по обеспечению внешней и внутренней безопасности страны, принижая роль общества в создании безопасных условий жизни для отдельной личности, социальной группы, социальной общности, целого государства.

В каждой из сфер жизни российского общества сегодня происходят специфические преобразования. И в этих условиях, несомненно, возрастает роль негосударственной (общественной) системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является неотъемлемой составной частью целостной общей системы обеспечения национальной безопасности любой демократической страны. Исходной предпосылкой ее права на существование является политологическая истина, что гражданское общество не идентично государству и что государство призвано служить гражданскому обществу. Именно общество формирует и содержит государственные структуры и поэтому имеет все основания направлять и контролировать деятельность государства, исходя из ценностных ориентации и законов.

В качестве субъектов обеспечения национальной безопасности на уровне негосударственной системы в современной России можно рассматривать следующие:

- органы местного самоуправления;

- негосударственный (частный) нотариат;

- негосударственные охранные службы и детективные агентства;

- общественные объединения и отдельные граждане.

Негосударственная система обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации находится пока в стадии формирования и развития. Сегодня ей недостает единого методического и организационного центра. Пока лишь можно говорить о наличии возможностей для ее полнокровного функционирования с ростом политической культуры граждан и с формированием в стране зрелого гражданского общества. Современному гражданскому обществу не достает глубокого осознания национальных интересов, которые после признания на концептуальном уровне личностью, обществом и государством превратятся в мощный фактор ускорения социально-экономического развития России.

Однако уже сегодня выделить круг задач, которые призвана решать негосударственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Среди них:

— методическое руководство деятельностью общественных структур, организация взаимодействия между ними и государством в целях защиты национальных интересов России в различных сферах безопасности;

— проведение независимых экспертиз источников опасностей и угроз, формирование банка информации о состоянии защищенности национальных интересов в целом и жизненно важных интересов личности;

— борьба с социальными и моральными пороками, служебной безответственностью и некомпетентностью государственных служащих;

— обеспечение личной безопасности граждан, безопасности предпринимательской деятельности негосударственных экономических структур;

— непосредственное реагирование на ситуации, угрожающие жизни и здоровью граждан, их собственности, природной и культурной среде обитания, правопорядку и т.д.;

— предоставление консалтинговых и иных услуг по организации служб безопасности на предприятиях негосударственного сектора;

— разработка предложений в законодательные акты по проблемам обеспечения безопасности личности и общества;

— участие в разработке новых технических средств и социальных технологий, ориентированных на обеспечение безопасности личности и общества;

— страхование жизни, здоровья, имущества, информации и интеллектуальной собственности граждан;

— формирование общественного мнения граждан, способствование росту их политической культуры и ответственности за судьбу России;

— развитие творчества, инициативы, сподвижничества, чувства патриотизма у граждан;

— популяризация правил безопасности поведения граждан в быту, на транспорте и в чрезвычайных ситуациях;

— вовлечение граждан через общественные объединения в практическую деятельность по обеспечению национальной безопасности;

— подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан для работы в негосударственных структурах обеспечения национальной безопасности;

— участие в реализации международных программ безопасности;

— выработка предложений по ограничению сферы прав и компетенции, а также по оптимизации организационных и управленческих структур госорганов путем делегирования ряда их функций и задач общественным структурам. Обе системы обеспечения национальной безопасности — государственная и негосударственная — должны работать в тесном взаимодействии, особенно в форме обмена соответствующей информацией.

На современном этапе развития государственности, в период построения демократического правового государства, определение механизма управления по обеспечению национальной безопасности становится важным этапом совершенствования всей политической системы.

В Конституции Российской Федерации, в Законе РФ "О безопасности" (с изм. и доп. от 25 июля 2002г.)[54] и иных подзаконных актах[55] определены субъекты обеспечения национальной безопасности.

Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Устанавливая компетенцию каждого из органов власти, государство тем самым определяет свойственные только им задачи и функции. При этом оно заботится о том, чтобы были охвачены все сферы общественных отношений, чтобы при этом не было ненужного параллелизма и дублирования. Но все это, в свою очередь, порождает необходимость возложить на ряд органов власти функции контроля, координации и направление деятельности всех субъектов к единой цели, в данном случае по обеспечению национальной безопасности. Компетенция определяет специфическую роль каждого субъекта и в то же время обеспечивает согласованность их действий. Чем выше уровень организации управляющей системы, тем большее значение приобретает вопрос о взаимодействии и взаимосвязи ее элементов[56].

Однако следует отметить, что при наделении правами и обязанностями того или иного субъекта государство определяет ему государственно-властные полномочия.

Очерчивая компетенцию своих органов путем издания правовых норм, государство тем самым использует такие их свойства, как формальная определенность, системность, принудительность и вытекающую отсюда способность вносить в общественные отношения порядок, систему, устойчивость, а также возможность применения мер принуждения в случае отклонения от установленного порядка деятельности[57].

Государство посредством правовых норм регулирует общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, которые возникают, изменяются и прекращаются в связи с воздействием на происходящие процессы в жизни общества, связанные с защитой и охраной государственных интересов.

Во-первых, это такие отношения между государством и органами государственной власти, которые прямо воздействуют на общественные процессы и формируются на основе определенных правил, среди которых можно выделить следующие:

- требование экономичности, которое обусловливает необходимость определения стоимости содержания органа власти, что особо важно в настоящее время;

- требование оперативности, определяющее возможность органа власти своевременно и быстро воздействовать на происходящие процессы, на обеспечение национальной безопасности, учитывать меняющуюся обстановку, маневрировать ресурсами, находить в конкретных условиях наилучшие способы решения всех задач. Для этого численный состав органа должен соответствовать оптимальным критериям управляемости.

Во-вторых, отношения, возникающие между органом власти и личностью. Исследование показывает, что перед любым государством неизбежно стоят задачи создания благоприятной социальной сферы, а также эффективных юридических механизмов обеспечения реализации, защиты прав и свобод человека и гражданина от посягательств. Среди них особая роль отводится правоохранительным органам, выступающим в качестве одного из особо организованных субъектов обеспечения национальной безопасности.

Компетенция каждого субъекта Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности должна быть производна от компетенции государства в целом.

Рассматривая компетенцию органов власти по обеспечению национальной безопасности, следует определить, какие задачи и функциивозложены на тот или иной орган власти и их должностных лиц применительно к рассматриваемой сфере, какие задачи и функции они вправе или обязаны осуществлять, существует ли связь между задачами и функциями государства в целом и задачами и функциями, возложенными на конкретный орган власти или его должностных лиц.

В законах и подзаконных актах определены основные направления совершенствования организационной структуры, форм и методов исполнительной власти[58]. Данные акты непосредственно адресованы субъектам достаточно сложной системы исполнительной власти, всем ее органам, реализующим свои функции в правоохранительной деятельности Российского государства.

Эта деятельность не может оцениваться обособленно, в изоляции от объективных процессов, происходящих в системе исполнительной власти, ибо является органической частью последней. Так, деятельность органов внутренних дел в совокупности с функционированием иных государственных органов (прокуратура, ФСБ, суды и т.п.) предоставляет собой такую сложную область социальной жизни нашего общества, как охрана различных сфер общественных отношений, в частности, обеспечение национальной безопасности.

Однако взаимосвязь субъектов правоохранительной деятельности, обусловленная общностью целей и едиными государственными программами, не означает однородность этих субъектов, а, следовательно, предполагает и отличие в формах и методах работы. Специализация деятельности - вот основной принцип системы управления в рассматриваемой сфере. Эта специализация обеспечивается постановкой конкретных отраслевых задач, организационно-правовой базой подсистем, разнообразием их компетенций.

Конкретные полномочия по решению этих задач составляют совокупность правовых и организационных основ, по которым и представляется возможным судить о месте каждой обособленной группы субъектов в их системе.

Такая постановка вопроса позволяет, во-первых, установить, что в компетенции различных субъектов по обеспечению национальной безопасностиявляется общим, а что свойственно каждому из них. Совпадение предметов ведения (пусть частичное) не влечет за собой обязательного совпадения полномочий органов в сфере обеспечения национальной безопасности.

Именно разделение функций и ответственности субъектов лежит в основе определения компетенции для каждого из них.

Обеспечение национальной безопасности - это сфера реализации правомочий различных государственных органов, учрежденийи организаций. И хотя предмет ведения у них в известной мере совпадает, полномочия же в своей основе остаются специальными.

Особую роль в системе субъектов обеспечения национальной безопасности играют органы внутренних дел Российской Федерации, которые являются неотъемлемой частью государственного механизма, составным звеном системы органов исполнительной власти.

Действуя в целях обеспечения национальной безопасности, органы внутренних дел непосредственно обеспечивают личную безопасность граждан, общественную безопасность, охрану собственности и общественного порядка, защиту прав и законных интересов граждан и организаций от преступных и иных противоправных посягательств, осуществляют предупреждение и пресечение преступлений, их расследование и раскрытие, а также розыск и установление виновных лиц.

Возглавляет систему органов внутренних дел Министерство внутренних дел России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России).

  1. разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
  2. совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;

  1. обеспечение охраны общественного порядка;
  2. обеспечение безопасности дорожного движения;

7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;

8) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;

9) управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) и внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - внутренние войска), организация их деятельности.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России, по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

К числу основных полномочий МВД России в сфере обеспечения национальной безопасности относятся:

1) организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации:

производства дознания и предварительного следствия по уголовным делам;

розыска лиц и похищенного имущества;

контроля за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением указанными юридическими лицами законодательства Российской Федерации об оружии;

выдачи гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации;

лицензирования отдельных видов деятельности;

выдачи разрешений на приобретение, хранение, перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта;

контроля частной детективной и охранной деятельности на территории Российской Федерации, а также деятельности ведомственной охраны;

2) участие в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; разработка и проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения;

3) обеспечение охраны особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охраны имущества физических и юридических лиц

  1. организация производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;
  2. обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких;

6) разработка и проведение мероприятий по совершенствованию охраны общественного порядка на территории Российской Федерации;

7) обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации проведения государственной дактилоскопической регистрации;

8) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения и режима военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

9) участие в организации территориальной обороны Российской Федерации; организация совместных действий с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами но осуществлению обороны Российской Федерации;

10) обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны, повышения устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время; участие в выполнении мероприятий гражданской обороны и повышении устойчивости работы ФМС России в условиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

11) участие в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организация и осуществление в установленном порядке учета военнообязанных сотрудников;

12) организация специальных и воинских перевозок в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства Российской Федерации и межведомственных соглашений - в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти;

13) организация и осуществление в установленном порядке защиты в судах интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также интересов МВД России и т.д.

В фор­ми­ро­ва­нии и реа­ли­за­ции по­ли­ти­ки обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти РФ при­ни­ма­ют уча­стие в пре­де­лах сво­их пол­но­мо­чий Пре­зи­дент РФ, Со­вет безо­пас­но­сти РФ, Фе­де­раль­ное со­б­ра­ние РФ, Пра­ви­тель­ст­во РФ, су­деб­ные ор­га­ны, Про­ку­ра­ту­ра РФ, фе­де­раль­ные ор­га­ны ис­пол­нитель­ной вла­сти и ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ.

Президент РФ яв­ля­ет­ся важ­ней­шим дей­ст­вую­щим ин­сти­ту­том СОНБ РФ. Он фор­ми­ру­ет и воз­глав­ля­ет Со­вет безо­пас­но­сти РФ, ру­ко­во­дит в пре­де­лах сво­их кон­сти­ту­ци­он­ных пол­но­мо­чий ор­га­на­ми и си­ла­ми обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти РФ, санк­цио­ни­ру­ет дей­ст­вия по обес­пе­че­нию на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти, в со­от­вет­ст­вии с за­ко­но­да­тель­ст­вом РФ фор­ми­ру­ет, ре­ор­га­ни­зу­ет и уп­разд­ня­ет ор­га­ны и си­лы обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти, вы­сту­па­ет с по­сла­ния­ми, об­ра­ще­ния­ми и ди­рек­ти­ва­ми по про­бле­мам на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти, в сво­их еже­год­ных по­сла­ни­ях Фе­де­раль­но­му со­б­ра­нию уточ­ня­ет от­дель­ные по­ло­же­ния Кон­цеп­ции на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти РФ. В во­ен­ной об­лас­ти в функ­ции Пре­зи­ден­та РФ вхо­дит ру­ко­во­дство строи­тель­ст­вом, под­го­тов­кой и при­ме­не­ни­ем во­ен­ной ор­га­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва, ут­верж­де­ние во­ен­ной док­три­ны, осу­ще­ст­в­ле­ние функ­ций Вер­хов­но­го глав­но­коман­дую­ще­го Воо­ру­жён­ны­ми си­ла­ми (ВС) РФ, на­зна­че­ние на долж­ность и ос­во­бо­ж­де­ние от долж­но­сти лиц выс­ше­го ко­ман­до­ва­ния ВС РФ, в слу­чае аг­рес­сии про­тив Рос­сии или не­по­сред­ст­вен­ной во­ен­ной уг­ро­зы – вве­де­ние на тер­ри­то­рии РФ или в от­дель­ных её мест­но­стях во­ен­но­го по­ло­же­ния с не­за­мед­ли­тель­ным со­об­ще­ни­ем об этом Со­ве­ту Фе­де­ра­ции и Гос. ду­ме. При воз­ник­но­ве­нии внут­рен­них уг­роз на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти Пре­зи­дент РФ мо­жет вво­дить на тер­ри­то­рии РФ или от­дель­ных её ме­ст­но­стях чрез­вы­чай­ное по­ло­же­ние с не­за­мед­ли­тель­ным со­об­ще­ни­ем об этом Со­ве­ту Фе­де­ра­ции и Гос. ду­ме.

Совет безопасности РФ (СБ РФ) – кон­сти­ту­ци­он­ный ор­ган, осу­ще­ст­в­ляю­щий под­го­тов­ку ре­ше­ний Пре­зи­ден­та РФ по во­про­сам обес­пе­че­ния за­щи­щён­но­сти жиз­нен­но важ­ных ин­те­ре­сов лич­но­сти, об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва от внут­рен­них и внеш­них уг­роз, про­ве­де­ния еди­ной гос. по­ли­ти­ки в об­лас­ти обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти (см. так­же ст. Со­вет безо­пас­но­сти РФ).

Федеральное собрание РФ на ос­но­ве Кон­сти­ту­ции РФ по пред­став­ле­нию Пре­зи­ден­та РФ и Пра­ви­тель­ст­ва РФ фор­ми­ру­ет за­ко­но­да­тель­ную ба­зу в об­лас­ти обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти РФ, при­ни­ма­ет ре­ше­ние о воз­мож­но­сти ис­поль­зо­ва­ния ВС РФ за пре­де­ла­ми тер­ри­то­рии РФ, а так­же ут­вер­жда­ет ука­зы Пре­зи­ден­та РФ о вве­де­нии во­ен­но­го или чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния на тер­ри­то­рии стра­ны или в её от­дель­ных ме­ст­но­стях.

Правительство РФ ко­ор­ди­ни­ру­ет дея­тель­ность фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, а так­же ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ по раз­ра­бот­ке и реа­ли­за­ции ме­ро­прия­тий в об­лас­ти обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти, обес­пе­чи­ва­ет вы­пол­не­ние фе­де­раль­ных це­ле­вых про­грамм, пла­нов и ди­рек­тив в этой об­лас­ти, осу­ще­ст­в­ля­ет ме­ры по обес­пе­че­нию ма­те­ри­аль­ны­ми и фи­нан­со­вы­ми ре­сур­са­ми ор­га­нов, сил и средств обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти. Пра­ви­тель­ст­во РФ не­сёт от­вет­ст­вен­ность за со­стоя­ние ВС РФ. Оно ру­ко­во­дит дея­тель­но­стью под­ве­дом­ст­вен­ных ему ор­га­ни­за­ций по во­про­сам обо­ро­ны стра­ны и ор­га­ни­зу­ет ос­на­ще­ние ВС РФ и др. войск во­ору­же­ни­ем и во­ен­ной тех­ни­кой, обес­пе­чи­ва­ет их ма­те­ри­аль­ны­ми сред­ст­ва­ми, ре­сур­са­ми и ус­лу­га­ми. На Пра­ви­тель­ст­во РФ воз­ло­же­ны так­же ор­га­ни­за­ция вы­пол­не­ния обя­за­тельств по ме­ж­ду­на­род­ным до­го­во­рам в об­лас­ти обо­ро­ны стра­ны, ве­де­ние пе­ре­го­во­ров по ме­рам до­ве­рия ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми и вза­им­но­му сни­же­нию уров­ня во­ен­ной без­опас­но­сти, в т.ч соз­да­ние ус­ло­вий кол­лек­тив­ной безо­пас­но­сти.

Судебные органы РФ обес­пе­чи­ва­ют за­щи­ту кон­сти­ту­ци­он­но­го строя в РФ, ру­ко­во­дству­ясь Кон­сти­ту­ци­ей и за­ко­на­ми РФ, кон­сти­ту­ция­ми и за­ко­на­ми рес­пуб­лик в со­ста­ве РФ; осу­ще­ст­в­ля­ют пра­во­су­дие по де­лам о пре­сту­п­лени­ях, по­ся­гаю­щих на безо­пас­ность лич­но­сти, об­ще­ст­ва и го­су­дар­ст­ва; обес­пе­чи­ва­ют су­деб­ную за­щи­ту гра­ж­дан, об­ще­ст­вен­ных и иных ор­га­ни­за­ций и объ­е­ди­не­ний, чьи пра­ва бы­ли на­ру­ше­ны в свя­зи с дея­тель­но­стью по обес­пе­че­нию безо­пас­но­сти (см. так­же раз­дел Го­су­дар­ст­вен­ная по­ли­ти­че­ская сис­те­ма).

Прокуратура РФ осу­ще­ст­в­ля­ет от име­ни РФ над­зор за со­блю­де­ни­ем Кон­сти­ту­ции РФ и испол­не­ни­ем дей­ст­вую­щих на её тер­ри­то­рии за­ко­нов, уго­лов­ное пре­сле­до­ва­ние в со­от­ветствии с за­ко­но­да­тель­ст­вом РФ, ко­ор­ди­на­цию дея­тель­но­сти пра­во­ох­ра­ни­тель­ных ор­га­нов по борь­бе с пре­ступ­но­стью (см. так­же раз­дел Го­су­дар­ст­вен­ная по­ли­ти­че­ская сис­те­ма).

Федеральные органы исполнительной власти обес­пе­чи­ва­ют ис­пол­не­ние за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ, ре­ше­ний Пре­зи­ден­та РФ и Пра­ви­тель­ст­ва РФ в об­лас­ти на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти. Ос­нов­ные из этих ор­га­нов, не­по­сред­ст­вен­но свя­зан­ные с ре­ше­ни­ем во­про­сов обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной без­опас­но­сти Рос­сии, сле­дую­щие:

Министерство обо­ро­ны (МО) РФ – про­во­дит гос. по­ли­ти­ку и осу­ще­ст­в­ля­ет гос. управ­ле­ние в об­лас­ти обо­ро­ны стра­ны (см. так­же ст. Воо­ру­жён­ные си­лы РФ);

Министерство ино­стран­ных дел (МИД) РФ – обес­пе­чи­ва­ет ди­пло­ма­ти­че­ски­ми сред­ст­ва­ми за­щи­ту на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти, су­ве­ре­ни­те­та, тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти, др. ин­те­ре­сов РФ на ме­ж­ду­на­род­ной аре­не (см. так­же ст. Ми­ни­стер­ст­во ино­стран­ных дел РФ);

Министерство внут­рен­них дел (МВД) РФ – осу­ще­ст­в­ля­ет в пре­де­лах сво­их пол­но­мо­чий гос. управ­ле­ние в сфе­ре за­щи­ты прав и сво­бод че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на, обес­пе­че­ния об­ще­ст­вен­ной безо­пас­но­сти (см. так­же ст. Ми­ни­стер­ст­во внут­рен­них дел РФ);

Министерство РФ по де­лам гра­ж­дан­ской обо­ро­ны, чрез­вы­чай­ным си­туа­ци­ям и ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий сти­хий­ных бед­ст­вий (МЧС Рос­сии) – про­во­дит гос. по­ли­ти­ку и осу­ще­ст­в­ля­ет гос. уп­рав­ле­ние в об­лас­ти гра­ж­дан­ской обо­ро­ны, за­щи­ты на­се­ле­ния и тер­ри­то­рий от чрез­вы­чай­ных си­туа­ций при­род­но­го и тех­но­ген­но­го ха­рак­те­ра (см. так­же ст. Ми­ни­стер­ст­во РФ по де­лам гра­ж­дан­ской обо­ро­ны, чрез­вы­чай­ным си­туа­ци­ям и ли­к­ви­да­ции по­след­ст­вий сти­хий­ных бед­ст­вий);

Министерство юс­ти­ции (Мин­юст) РФ – ре­ша­ет за­да­чи обес­пе­че­ния прав и за­конных ин­те­ре­сов лич­но­сти и го­су­дар­ст­ва, пра­во­вой за­щи­ты ин­тел­лек­ту­аль­ной соб­ст­вен­но­сти;

Фе­де­раль­ная служ­ба безо­пас­но­сти (ФСБ) РФ – осу­ще­ст­в­ля­ет в пре­де­лах сво­их пол­но­мо­чий ре­ше­ние за­дач по обес­пе­че­нию безо­пас­но­сти РФ, ох­ра­ну гос. гра­ни­цы РФ;

Служ­ба внеш­ней раз­вед­ки (СВР) РФ – осу­ще­ст­в­ля­ет раз­ве­ды­ва­тель­ную дея­тель­ность в ин­те­ре­сах обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти РФ от внеш­них уг­роз;

Фе­де­раль­ная служ­ба ох­ра­ны (ФСО) РФ – осу­ще­ст­в­ля­ет ох­ра­ну выс­ших долж­но­ст­ных лиц и выс­ших ор­га­нов гос. вла­сти РФ;

Главное управление по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел РФ – обеспечивает и осуществляет в пределах своей компетенции функции МВД РФ по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;

Фе­де­раль­ная служ­ба по тех­ни­чес­ко­му и экс­порт­но­му кон­тро­лю – воз­глав­ля­ет гос. сис­те­му за­щи­ты ин­фор­ма­ции, со­дер­жа­щей све­де­ния, со­став­ляю­щие го­су­дар­ст­вен­ную или слу­жеб­ную тай­ну, от ино­стран­ных тех­ни­че­ских раз­ве­док, а так­же кон­тро­ля экс­пор­та то­ва­ров, ус­луг, ин­фор­ма­ции и ре­зуль­та­тов ин­тел­лек­ту­аль­ной де­я­тель­нос­ти, ко­то­рые мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны при соз­да­нии во­ору­же­ния и во­ен­ной тех­ни­ки.

Кро­ме то­го, и мно­гие дру­гие фе­де­раль­ные ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной вла­сти РФ в про­цес­се сво­ей дея­тель­но­сти в той или иной сте­пе­ни ка­са­ют­ся во­про­сов обес­пе­че­ния на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти.

Органы исполнительной власти субъектов РФ взаи­мо­дей­ст­ву­ют с фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти по во­про­сам ис­пол­не­ния за­ко­но­да­тель­ст­ва РФ, ре­ше­ний Пре­зи­ден­та РФ и Пра­ви­тель­ст­ва РФ в об­лас­ти на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти, а так­же фе­де­раль­ных про­грамм, пла­нов и ди­рек­тив, из­да­вае­мых Вер­хов­ным глав­но­ко­ман­дую­щим ВС РФ в об­лас­ти во­енной безо­пас­но­сти Рос­сии. Со­вме­ст­но с ор­га­на­ми ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния они про­во­дят ме­ро­прия­тия по при­вле­че­нию гра­ж­дан, об­ще­ст­вен­ных объ­е­ди­не­ний и ор­га­ни­за­ций к ока­за­нию со­дей­ст­вия в ре­ше­нии про­блем на­цио­наль­ной безо­пас­но­сти, вно­сят в фе­де­раль­ные ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной вла­сти пред­ло­же­ния по со­вер­шен­ст­во­ва­нию СОНБ РФ.

Читайте также: