Органы исполнительной власти франции как субъекты обеспечения национальной безопасности
Обновлено: 02.07.2024
Через призму управления политикой и экономикой субъектами Федерации прослеживается неравномерность объемов экономических ресурсов, представляемых одним регионам в сравнении с другими; отсутствие политического управления и контроля в одних и гипертрофированность их форм и объемов в других, что создает угрозу для развития макро регионов России. Для обеспечения национальной безопасности государства необходима сбалансированность федеральных и региональных уровней государственного управления.
Подлежит пересмотру организационно-функциональное основание региональной безопасности. Как показывает анализ штатной сетки аппаратов исполнительной власти регионов, многие субъекты не имеют структур, которые обеспечивали бы безопасность на этом уровне. Лишь в немногих есть такой орган, который концентрирует, организует работу по исполнению комплексных функций защиты от угроз.
Одна из причин такого положения дел – недостаточное кадровое обеспечение стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях.[6]
Реализовывать положения КНБ в жизнь должна, в первую очередь, система обеспечения национальной безопасности России, которая включает в себя шесть основных элементов:
1) Президент, его аппарат, Совет безопасности, Госсовет.
2) Правительство и подчиненные ему министерства и ведомства.
3) Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума).
4) Органы судебной власти.
5) Силы и средства обеспечения национальной безопасности.
6) Общественные, негосударственные организации и граждане.
Основные функции государственных органов управления по обеспечению национальной безопасности России.
Совет Безопасности Российской Федерации как важнейший орган государственной системы обеспечения национальной безопасности. Особенности и недостатки государственной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (далее - обеспечение национальной безопасности), проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
Положение о Совете Безопасности утверждается Президентом Российской Федерации.
Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, а также само Положение.
Основными задачами Совета Безопасности являются:
- обеспечение условий для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;
- определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;
- разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;
- подготовка предложений Президенту Российской Федерации для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;
- подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;
- подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;
- подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;
- подготовка предложений Президенту Российской Федерации по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности;
- решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.
Основными функциями Совета Безопасности являются:
- рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;
- подготовка проектов решений Президента Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;
- рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;
- подготовка проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих обеспечение национальной безопасности;
- организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства;
- подготовка предложений по определению основных критериев обеспечения национальной безопасности и мониторинг показателей состояния национальной безопасности;
- подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;
- рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности;
анализ информации о функционировании системы обеспечения национальной безопасности, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
- рассмотрение вопросов в области оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
- принятие решений об образовании, реорганизации и упразднении межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (далее - научный совет при Совете Безопасности);
- организация работ по подготовке федеральных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлению контроля за их реализацией;
В систему входят также в качестве функционального элемента соответствующие функции указанных выше структур и необходимая законодательно-нормативная база их деятельности.
Органы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации представляют министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.
К силам обеспечения национальной безопасности относятся:
Вооруженные силы и другие войска Российской Федерации; воинские формирования федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба; органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки; органы государственной охраны высших органов государственной власти Российской Федерации и должностных лиц; органы налоговой службы; органы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании федерального законодательства.
К средствам обеспечения национальной безопасности относятся материальные, технические, имущественные и ресурсные объекты, которые непосредственно используются для обеспечения национальной безопасности.
Федеральные органы исполнительной власти России подразделяются на федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. По функциональным аспектам среди федеральных органов исполнительной власти можно вы делить органы, обеспечивающие безопасность в социально-политической сфере, экономике, в сфере охраны природы и сохранения здоровья населения, в области науки, просвещения и культуры, а также обеспечения личной, общественной и государственной безопасности.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, выполнения решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных программ и планов; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Негосударственной системы обеспечения национальной безопасности в России
Современная наука содержит множество различных подходов к рассмотрению сущности и структуры гражданского общества. Большинство из указанных подходов связано с реализацией прав и свобод человека и гражданина, объединение гражданина , объединение граждан негосударственными средствами . Важнейшую роль при этом играет выполнение каждой сформировавшейся институцией гражданского общества определенной социально значимой функции и взаимодействие с другими институциями (структурами) общества, одновременно подразумевается наличие активной позиции как со стороны структур, так и от органов власти.[7]
Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является неотъемлемой составной частью целостной общей системы обеспечения национальной безопасности любой демократической страны. Исходной предпосылкой ее права на существование является политологическая истина, что гражданское общество не идентично государству и что государство призвано служить гражданскому обществу. Именно общество формирует и содержит государственные структуры и поэтому имеет все основания направлять и контролировать деятельность государства, исходя из ценностных ориентации и законов.[8]
На протяжении длительной истории человеческих обществ по-разному оценивались роль и значение трех субъектов обеспечения безопасности: государства, общества и личности. Длительное время государство пыталось брать на себя абсолютно все заботы по обеспечению внешней и внутренней безопасности страны, принижая роль общества в создании безопасных условий жизни для отдельной личности, социальной группы, социальной общности, целого государства.
В каждой из сфер жизни российского общества сегодня происходят специфические преобразования. И в этих условиях, несомненно, возрастает роль негосударственной (общественной) системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является неотъемлемой составной частью целостной общей системы обеспечения национальной безопасности любой демократической страны. Исходной предпосылкой ее права на существование является политологическая истина, что гражданское общество не идентично государству и что государство призвано служить гражданскому обществу. Именно общество формирует и содержит государственные структуры и поэтому имеет все основания направлять и контролировать деятельность государства, исходя из ценностных ориентации и законов.
В качестве субъектов обеспечения национальной безопасности на уровне негосударственной системы в современной России можно рассматривать следующие:
- органы местного самоуправления;
- негосударственный (частный) нотариат;
- негосударственные охранные службы и детективные агентства;
- общественные объединения и отдельные граждане.
Негосударственная система обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации находится пока в стадии формирования и развития. Сегодня ей недостает единого методического и организационного центра. Пока лишь можно говорить о наличии возможностей для ее полнокровного функционирования с ростом политической культуры граждан и с формированием в стране зрелого гражданского общества. Современному гражданскому обществу не достает глубокого осознания национальных интересов, которые после признания на концептуальном уровне личностью, обществом и государством превратятся в мощный фактор ускорения социально-экономического развития России.
Однако уже сегодня выделить круг задач, которые призвана решать негосударственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Среди них:
— методическое руководство деятельностью общественных структур, организация взаимодействия между ними и государством в целях защиты национальных интересов России в различных сферах безопасности;
— проведение независимых экспертиз источников опасностей и угроз, формирование банка информации о состоянии защищенности национальных интересов в целом и жизненно важных интересов личности;
— борьба с социальными и моральными пороками, служебной безответственностью и некомпетентностью государственных служащих;
— обеспечение личной безопасности граждан, безопасности предпринимательской деятельности негосударственных экономических структур;
— непосредственное реагирование на ситуации, угрожающие жизни и здоровью граждан, их собственности, природной и культурной среде обитания, правопорядку и т.д.;
— предоставление консалтинговых и иных услуг по организации служб безопасности на предприятиях негосударственного сектора;
— разработка предложений в законодательные акты по проблемам обеспечения безопасности личности и общества;
— участие в разработке новых технических средств и социальных технологий, ориентированных на обеспечение безопасности личности и общества;
— страхование жизни, здоровья, имущества, информации и интеллектуальной собственности граждан;
— формирование общественного мнения граждан, способствование росту их политической культуры и ответственности за судьбу России;
— развитие творчества, инициативы, сподвижничества, чувства патриотизма у граждан;
— популяризация правил безопасности поведения граждан в быту, на транспорте и в чрезвычайных ситуациях;
— вовлечение граждан через общественные объединения в практическую деятельность по обеспечению национальной безопасности;
— подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан для работы в негосударственных структурах обеспечения национальной безопасности;
— участие в реализации международных программ безопасности;
— выработка предложений по ограничению сферы прав и компетенции, а также по оптимизации организационных и управленческих структур госорганов путем делегирования ряда их функций и задач общественным структурам. Обе системы обеспечения национальной безопасности — государственная и негосударственная — должны работать в тесном взаимодействии, особенно в форме обмена соответствующей информацией.
Через призму управления политикой и экономикой субъектами Федерации прослеживается неравномерность объемов экономических ресурсов, представляемых одним регионам в сравнении с другими; отсутствие политического управления и контроля в одних и гипертрофированность их форм и объемов в других, что создает угрозу для развития макро регионов России. Для обеспечения национальной безопасности государства необходима сбалансированность федеральных и региональных уровней государственного управления.
Подлежит пересмотру организационно-функциональное основание региональной безопасности. Как показывает анализ штатной сетки аппаратов исполнительной власти регионов, многие субъекты не имеют структур, которые обеспечивали бы безопасность на этом уровне. Лишь в немногих есть такой орган, который концентрирует, организует работу по исполнению комплексных функций защиты от угроз.
Одна из причин такого положения дел – недостаточное кадровое обеспечение стратегического планирования на региональном и муниципальном уровнях.[6]
Реализовывать положения КНБ в жизнь должна, в первую очередь, система обеспечения национальной безопасности России, которая включает в себя шесть основных элементов:
1) Президент, его аппарат, Совет безопасности, Госсовет.
2) Правительство и подчиненные ему министерства и ведомства.
3) Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума).
4) Органы судебной власти.
5) Силы и средства обеспечения национальной безопасности.
6) Общественные, негосударственные организации и граждане.
Основные функции государственных органов управления по обеспечению национальной безопасности России.
Совет Безопасности Российской Федерации как важнейший орган государственной системы обеспечения национальной безопасности. Особенности и недостатки государственной системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (далее - обеспечение национальной безопасности), проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
Положение о Совете Безопасности утверждается Президентом Российской Федерации.
Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, а также само Положение.
Основными задачами Совета Безопасности являются:
- обеспечение условий для реализации Президентом Российской Федерации его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, организации взаимодействия органов государственной власти, определению основных направлений внутренней и внешней политики государства;
- определение жизненно важных интересов личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности, выявление внутренних и внешних угроз безопасности этих объектов;
- разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности Российской Федерации;
- подготовка предложений Президенту Российской Федерации для принятия главой государства решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;
- подготовка решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства;
- подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к существенным социально-политическим, экономическим, военным, экологическим и иным последствиям, и решений по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- подготовка предложений Президенту Российской Федерации о введении, продлении или об отмене чрезвычайного положения;
- подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;
- подготовка предложений Президенту Российской Федерации по реформированию существующих либо созданию новых органов обеспечения национальной безопасности;
- решение иных задач в сфере обеспечения национальной безопасности.
Основными функциями Совета Безопасности являются:
- рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности;
- подготовка проектов решений Президента Российской Федерации по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;
- рассмотрение законопроектов по вопросам внутренней, внешней и военной политики в области обеспечения национальной безопасности;
- подготовка проектов указов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения национальной безопасности, контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих обеспечение национальной безопасности;
- организация и координация разработки стратегии в области внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации, оценка внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства;
- подготовка предложений по определению основных критериев обеспечения национальной безопасности и мониторинг показателей состояния национальной безопасности;
- подготовка предложений по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в процессе реализации принятых решений в области обеспечения национальной безопасности и оценка их эффективности;
- рассмотрение вопросов, касающихся создания, контроля, поддержания в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности;
анализ информации о функционировании системы обеспечения национальной безопасности, выработка рекомендаций по ее совершенствованию;
- рассмотрение вопросов в области оборонно-промышленной безопасности и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
- принятие решений об образовании, реорганизации и упразднении межведомственных комиссий Совета Безопасности и научного совета при Совете Безопасности Российской Федерации (далее - научный совет при Совете Безопасности);
- организация работ по подготовке федеральных программ обеспечения национальной безопасности и осуществлению контроля за их реализацией;
В систему входят также в качестве функционального элемента соответствующие функции указанных выше структур и необходимая законодательно-нормативная база их деятельности.
Органы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации представляют министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.
К силам обеспечения национальной безопасности относятся:
Вооруженные силы и другие войска Российской Федерации; воинские формирования федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба; органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел Российской Федерации, органы внешней разведки; органы государственной охраны высших органов государственной власти Российской Федерации и должностных лиц; органы налоговой службы; органы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании федерального законодательства.
К средствам обеспечения национальной безопасности относятся материальные, технические, имущественные и ресурсные объекты, которые непосредственно используются для обеспечения национальной безопасности.
Федеральные органы исполнительной власти России подразделяются на федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти. По функциональным аспектам среди федеральных органов исполнительной власти можно вы делить органы, обеспечивающие безопасность в социально-политической сфере, экономике, в сфере охраны природы и сохранения здоровья населения, в области науки, просвещения и культуры, а также обеспечения личной, общественной и государственной безопасности.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации, выполнения решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации, федеральных программ и планов; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Негосударственной системы обеспечения национальной безопасности в России
Современная наука содержит множество различных подходов к рассмотрению сущности и структуры гражданского общества. Большинство из указанных подходов связано с реализацией прав и свобод человека и гражданина, объединение гражданина , объединение граждан негосударственными средствами . Важнейшую роль при этом играет выполнение каждой сформировавшейся институцией гражданского общества определенной социально значимой функции и взаимодействие с другими институциями (структурами) общества, одновременно подразумевается наличие активной позиции как со стороны структур, так и от органов власти.[7]
Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является неотъемлемой составной частью целостной общей системы обеспечения национальной безопасности любой демократической страны. Исходной предпосылкой ее права на существование является политологическая истина, что гражданское общество не идентично государству и что государство призвано служить гражданскому обществу. Именно общество формирует и содержит государственные структуры и поэтому имеет все основания направлять и контролировать деятельность государства, исходя из ценностных ориентации и законов.[8]
На протяжении длительной истории человеческих обществ по-разному оценивались роль и значение трех субъектов обеспечения безопасности: государства, общества и личности. Длительное время государство пыталось брать на себя абсолютно все заботы по обеспечению внешней и внутренней безопасности страны, принижая роль общества в создании безопасных условий жизни для отдельной личности, социальной группы, социальной общности, целого государства.
В каждой из сфер жизни российского общества сегодня происходят специфические преобразования. И в этих условиях, несомненно, возрастает роль негосударственной (общественной) системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является неотъемлемой составной частью целостной общей системы обеспечения национальной безопасности любой демократической страны. Исходной предпосылкой ее права на существование является политологическая истина, что гражданское общество не идентично государству и что государство призвано служить гражданскому обществу. Именно общество формирует и содержит государственные структуры и поэтому имеет все основания направлять и контролировать деятельность государства, исходя из ценностных ориентации и законов.
В качестве субъектов обеспечения национальной безопасности на уровне негосударственной системы в современной России можно рассматривать следующие:
- органы местного самоуправления;
- негосударственный (частный) нотариат;
- негосударственные охранные службы и детективные агентства;
- общественные объединения и отдельные граждане.
Негосударственная система обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации находится пока в стадии формирования и развития. Сегодня ей недостает единого методического и организационного центра. Пока лишь можно говорить о наличии возможностей для ее полнокровного функционирования с ростом политической культуры граждан и с формированием в стране зрелого гражданского общества. Современному гражданскому обществу не достает глубокого осознания национальных интересов, которые после признания на концептуальном уровне личностью, обществом и государством превратятся в мощный фактор ускорения социально-экономического развития России.
Однако уже сегодня выделить круг задач, которые призвана решать негосударственная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Среди них:
— методическое руководство деятельностью общественных структур, организация взаимодействия между ними и государством в целях защиты национальных интересов России в различных сферах безопасности;
— проведение независимых экспертиз источников опасностей и угроз, формирование банка информации о состоянии защищенности национальных интересов в целом и жизненно важных интересов личности;
— борьба с социальными и моральными пороками, служебной безответственностью и некомпетентностью государственных служащих;
— обеспечение личной безопасности граждан, безопасности предпринимательской деятельности негосударственных экономических структур;
— непосредственное реагирование на ситуации, угрожающие жизни и здоровью граждан, их собственности, природной и культурной среде обитания, правопорядку и т.д.;
— предоставление консалтинговых и иных услуг по организации служб безопасности на предприятиях негосударственного сектора;
— разработка предложений в законодательные акты по проблемам обеспечения безопасности личности и общества;
— участие в разработке новых технических средств и социальных технологий, ориентированных на обеспечение безопасности личности и общества;
— страхование жизни, здоровья, имущества, информации и интеллектуальной собственности граждан;
— формирование общественного мнения граждан, способствование росту их политической культуры и ответственности за судьбу России;
— развитие творчества, инициативы, сподвижничества, чувства патриотизма у граждан;
— популяризация правил безопасности поведения граждан в быту, на транспорте и в чрезвычайных ситуациях;
— вовлечение граждан через общественные объединения в практическую деятельность по обеспечению национальной безопасности;
— подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан для работы в негосударственных структурах обеспечения национальной безопасности;
— участие в реализации международных программ безопасности;
— выработка предложений по ограничению сферы прав и компетенции, а также по оптимизации организационных и управленческих структур госорганов путем делегирования ряда их функций и задач общественным структурам. Обе системы обеспечения национальной безопасности — государственная и негосударственная — должны работать в тесном взаимодействии, особенно в форме обмена соответствующей информацией.
На современном этапе развития государственности, в период построения демократического правового государства, определение механизма управления по обеспечению национальной безопасности становится важным этапом совершенствования всей политической системы.
В Конституции Российской Федерации, в Законе РФ "О безопасности" (с изм. и доп. от 25 июля 2002г.)[54] и иных подзаконных актах[55] определены субъекты обеспечения национальной безопасности.
Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Устанавливая компетенцию каждого из органов власти, государство тем самым определяет свойственные только им задачи и функции. При этом оно заботится о том, чтобы были охвачены все сферы общественных отношений, чтобы при этом не было ненужного параллелизма и дублирования. Но все это, в свою очередь, порождает необходимость возложить на ряд органов власти функции контроля, координации и направление деятельности всех субъектов к единой цели, в данном случае по обеспечению национальной безопасности. Компетенция определяет специфическую роль каждого субъекта и в то же время обеспечивает согласованность их действий. Чем выше уровень организации управляющей системы, тем большее значение приобретает вопрос о взаимодействии и взаимосвязи ее элементов[56].
Однако следует отметить, что при наделении правами и обязанностями того или иного субъекта государство определяет ему государственно-властные полномочия.
Очерчивая компетенцию своих органов путем издания правовых норм, государство тем самым использует такие их свойства, как формальная определенность, системность, принудительность и вытекающую отсюда способность вносить в общественные отношения порядок, систему, устойчивость, а также возможность применения мер принуждения в случае отклонения от установленного порядка деятельности[57].
Государство посредством правовых норм регулирует общественные отношения в сфере обеспечения национальной безопасности, которые возникают, изменяются и прекращаются в связи с воздействием на происходящие процессы в жизни общества, связанные с защитой и охраной государственных интересов.
Во-первых, это такие отношения между государством и органами государственной власти, которые прямо воздействуют на общественные процессы и формируются на основе определенных правил, среди которых можно выделить следующие:
- требование экономичности, которое обусловливает необходимость определения стоимости содержания органа власти, что особо важно в настоящее время;
- требование оперативности, определяющее возможность органа власти своевременно и быстро воздействовать на происходящие процессы, на обеспечение национальной безопасности, учитывать меняющуюся обстановку, маневрировать ресурсами, находить в конкретных условиях наилучшие способы решения всех задач. Для этого численный состав органа должен соответствовать оптимальным критериям управляемости.
Во-вторых, отношения, возникающие между органом власти и личностью. Исследование показывает, что перед любым государством неизбежно стоят задачи создания благоприятной социальной сферы, а также эффективных юридических механизмов обеспечения реализации, защиты прав и свобод человека и гражданина от посягательств. Среди них особая роль отводится правоохранительным органам, выступающим в качестве одного из особо организованных субъектов обеспечения национальной безопасности.
Компетенция каждого субъекта Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности должна быть производна от компетенции государства в целом.
Рассматривая компетенцию органов власти по обеспечению национальной безопасности, следует определить, какие задачи и функциивозложены на тот или иной орган власти и их должностных лиц применительно к рассматриваемой сфере, какие задачи и функции они вправе или обязаны осуществлять, существует ли связь между задачами и функциями государства в целом и задачами и функциями, возложенными на конкретный орган власти или его должностных лиц.
В законах и подзаконных актах определены основные направления совершенствования организационной структуры, форм и методов исполнительной власти[58]. Данные акты непосредственно адресованы субъектам достаточно сложной системы исполнительной власти, всем ее органам, реализующим свои функции в правоохранительной деятельности Российского государства.
Эта деятельность не может оцениваться обособленно, в изоляции от объективных процессов, происходящих в системе исполнительной власти, ибо является органической частью последней. Так, деятельность органов внутренних дел в совокупности с функционированием иных государственных органов (прокуратура, ФСБ, суды и т.п.) предоставляет собой такую сложную область социальной жизни нашего общества, как охрана различных сфер общественных отношений, в частности, обеспечение национальной безопасности.
Однако взаимосвязь субъектов правоохранительной деятельности, обусловленная общностью целей и едиными государственными программами, не означает однородность этих субъектов, а, следовательно, предполагает и отличие в формах и методах работы. Специализация деятельности - вот основной принцип системы управления в рассматриваемой сфере. Эта специализация обеспечивается постановкой конкретных отраслевых задач, организационно-правовой базой подсистем, разнообразием их компетенций.
Конкретные полномочия по решению этих задач составляют совокупность правовых и организационных основ, по которым и представляется возможным судить о месте каждой обособленной группы субъектов в их системе.
Такая постановка вопроса позволяет, во-первых, установить, что в компетенции различных субъектов по обеспечению национальной безопасностиявляется общим, а что свойственно каждому из них. Совпадение предметов ведения (пусть частичное) не влечет за собой обязательного совпадения полномочий органов в сфере обеспечения национальной безопасности.
Именно разделение функций и ответственности субъектов лежит в основе определения компетенции для каждого из них.
Обеспечение национальной безопасности - это сфера реализации правомочий различных государственных органов, учрежденийи организаций. И хотя предмет ведения у них в известной мере совпадает, полномочия же в своей основе остаются специальными.
Особую роль в системе субъектов обеспечения национальной безопасности играют органы внутренних дел Российской Федерации, которые являются неотъемлемой частью государственного механизма, составным звеном системы органов исполнительной власти.
Действуя в целях обеспечения национальной безопасности, органы внутренних дел непосредственно обеспечивают личную безопасность граждан, общественную безопасность, охрану собственности и общественного порядка, защиту прав и законных интересов граждан и организаций от преступных и иных противоправных посягательств, осуществляют предупреждение и пресечение преступлений, их расследование и раскрытие, а также розыск и установление виновных лиц.
Возглавляет систему органов внутренних дел Министерство внутренних дел России - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.
МВД России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственной ему Федеральной миграционной службы (ФМС России).
- разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
- совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
3) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
- обеспечение охраны общественного порядка;
- обеспечение безопасности дорожного движения;
7) организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
8) организация в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и организаций;
9) управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел) и внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - внутренние войска), организация их деятельности.
МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России, по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.
К числу основных полномочий МВД России в сфере обеспечения национальной безопасности относятся:
1) организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации:
производства дознания и предварительного следствия по уголовным делам;
розыска лиц и похищенного имущества;
контроля за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением указанными юридическими лицами законодательства Российской Федерации об оружии;
выдачи гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов к нему, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации;
лицензирования отдельных видов деятельности;
выдачи разрешений на приобретение, хранение, перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта;
контроля частной детективной и охранной деятельности на территории Российской Федерации, а также деятельности ведомственной охраны;
2) участие в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; разработка и проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организация и осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения;
3) обеспечение охраны особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, объектов на коммуникациях, объектов, подлежащих обязательной охране органами внутренних дел, а также охраны имущества физических и юридических лиц
- организация производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;
- обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасности участников уголовного судопроизводства и их близких;
6) разработка и проведение мероприятий по совершенствованию охраны общественного порядка на территории Российской Федерации;
7) обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации проведения государственной дактилоскопической регистрации;
8) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения и режима военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
9) участие в организации территориальной обороны Российской Федерации; организация совместных действий с Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами но осуществлению обороны Российской Федерации;
10) обеспечение выполнения мероприятий гражданской обороны, повышения устойчивости работы органов внутренних дел и внутренних войск в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время; участие в выполнении мероприятий гражданской обороны и повышении устойчивости работы ФМС России в условиях военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
11) участие в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организация и осуществление в установленном порядке учета военнообязанных сотрудников;
12) организация специальных и воинских перевозок в пределах Российской Федерации в интересах органов внутренних дел и внутренних войск, а также на основании решений Правительства Российской Федерации и межведомственных соглашений - в интересах соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
13) организация и осуществление в установленном порядке защиты в судах интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также интересов МВД России и т.д.
В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности РФ принимают участие в пределах своих полномочий Президент РФ, Совет безопасности РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, судебные органы, Прокуратура РФ, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Президент РФ является важнейшим действующим институтом СОНБ РФ. Он формирует и возглавляет Совет безопасности РФ, руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности РФ, санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности, в соответствии с законодательством РФ формирует, реорганизует и упраздняет органы и силы обеспечения национальной безопасности, выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности РФ. В военной области в функции Президента РФ входит руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, утверждение военной доктрины, осуществление функций Верховного главнокомандующего Вооружёнными силами (ВС) РФ, назначение на должность и освобождение от должности лиц высшего командования ВС РФ, в случае агрессии против России или непосредственной военной угрозы – введение на территории РФ или в отдельных её местностях военного положения с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Гос. думе. При возникновении внутренних угроз национальной безопасности Президент РФ может вводить на территории РФ или отдельных её местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Гос. думе.
Совет безопасности РФ (СБ РФ) – конституционный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой гос. политики в области обеспечения национальной безопасности (см. также ст. Совет безопасности РФ).
Федеральное собрание РФ на основе Конституции РФ по представлению Президента РФ и Правительства РФ формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности РФ, принимает решение о возможности использования ВС РФ за пределами территории РФ, а также утверждает указы Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения на территории страны или в её отдельных местностях.
Правительство РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов РФ по разработке и реализации мероприятий в области обеспечения национальной безопасности, обеспечивает выполнение федеральных целевых программ, планов и директив в этой области, осуществляет меры по обеспечению материальными и финансовыми ресурсами органов, сил и средств обеспечения национальной безопасности. Правительство РФ несёт ответственность за состояние ВС РФ. Оно руководит деятельностью подведомственных ему организаций по вопросам обороны страны и организует оснащение ВС РФ и др. войск вооружением и военной техникой, обеспечивает их материальными средствами, ресурсами и услугами. На Правительство РФ возложены также организация выполнения обязательств по международным договорам в области обороны страны, ведение переговоров по мерам доверия между государствами и взаимному снижению уровня военной безопасности, в т.ч создание условий коллективной безопасности.
Судебные органы РФ обеспечивают защиту конституционного строя в РФ, руководствуясь Конституцией и законами РФ, конституциями и законами республик в составе РФ; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности (см. также раздел Государственная политическая система).
Прокуратура РФ осуществляет от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на её территории законов, уголовное преследование в соответствии с законодательством РФ, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (см. также раздел Государственная политическая система).
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в области национальной безопасности. Основные из этих органов, непосредственно связанные с решением вопросов обеспечения национальной безопасности России, следующие:
Министерство обороны (МО) РФ – проводит гос. политику и осуществляет гос. управление в области обороны страны (см. также ст. Вооружённые силы РФ);
Министерство иностранных дел (МИД) РФ – обеспечивает дипломатическими средствами защиту национальной безопасности, суверенитета, территориальной целостности, др. интересов РФ на международной арене (см. также ст. Министерство иностранных дел РФ);
Министерство внутренних дел (МВД) РФ – осуществляет в пределах своих полномочий гос. управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения общественной безопасности (см. также ст. Министерство внутренних дел РФ);
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) – проводит гос. политику и осуществляет гос. управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (см. также ст. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий);
Министерство юстиции (Минюст) РФ – решает задачи обеспечения прав и законных интересов личности и государства, правовой защиты интеллектуальной собственности;
Федеральная служба безопасности (ФСБ) РФ – осуществляет в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности РФ, охрану гос. границы РФ;
Служба внешней разведки (СВР) РФ – осуществляет разведывательную деятельность в интересах обеспечения национальной безопасности РФ от внешних угроз;
Федеральная служба охраны (ФСО) РФ – осуществляет охрану высших должностных лиц и высших органов гос. власти РФ;
Главное управление по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел РФ – обеспечивает и осуществляет в пределах своей компетенции функции МВД РФ по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю – возглавляет гос. систему защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную или служебную тайну, от иностранных технических разведок, а также контроля экспорта товаров, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании вооружения и военной техники.
Кроме того, и многие другие федеральные органы исполнительной власти РФ в процессе своей деятельности в той или иной степени касаются вопросов обеспечения национальной безопасности.
Органы исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства РФ, решений Президента РФ и Правительства РФ в области национальной безопасности, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным главнокомандующим ВС РФ в области военной безопасности России. Совместно с органами местного самоуправления они проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности, вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию СОНБ РФ.
Читайте также: