В каком ряду все пропущенные гласные проверяются ударением угрожать хромать замахать

Обновлено: 25.06.2024

4) Огр..ненный, м..довый, сп..ши (текст), зав..нтить.

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) р..ссыпать, пр..внук, р..зыскной

2) пр..зирать (труса), пр..наряженный (гость), пр..встать

3) бе..заботный, и..мучить, ни..звергнуть

4) контр..гра, пед..институт, небез..звестный.

В каком ряду на месте пропуска пишется одна и та же буква.

1) Они кле..т, мысл..щий человек

2) Бре..щийся человек, они мес..т тесто

3) Ненавид..щий ложь, родители колебл..тся

4) Бор..ться за победу, завис..щий от учителя.

В каком слове на месте пропуска пишется И?

В каком слове на месте пропуска пишется одно Н?

1) Она была невнимательна и рассея…а

2) Безветре. ый день

3) Нескоше…ый луг

4) Посажё..ый (отец)

В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Я (не) мог ничего решить.

2) На (не)кошеной траве резвились дети.

3) (Ни)кем (не)убранная комната огорчала маму.

4) Рассказывает он совсем (не)интересно.

8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Жаре(1)ая картошка была щедро посыпа(2)а пря(3)ыми азиатскими приправами, отчего приобрела изыска(4)ый, восточный привкус.

10. Отметьте слово, в котором выделенный согласный произносится мягко:

Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

3) Жухрай, матрос, с нами не разговаривал.

4) Я, старый охотник, не раз ночевал в лесу.

12. Укажите правильный вариант расстановки запятых:

Во-вторых(1) матушка(2) я здесь (3) вообще(4) не при чем.

В каком предложении на месте пропуска (-ов) не надо ставить запятую?

1) Хоть и люблю я её очень (…) но в театр с ней не пойду.

2) Казалось, он прошел огонь (…) и воду (…) и медные трубы.

3) Он работал (…) спустя рукава.

4) Там были розы и георгины (…) гладиолусы и незабудки.

14. Укажите правильный вариант расстановки запятых:

Он освободится часам к пяти (1) то есть (2) как только (3) закончится совещание.

15. Укажите правильный вариант расстановки запятых:

Игорь закрыл глаза и подумал вдруг (1) что (2) если бы он остался дома (3) то все в его жизни было бы по-другому.

16. Укажите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

1) Как можно мириться с тем, что твоему другу объявили бойкот?!

2) Мне казалось, что дорога не кончится никогда.

3) В усадьбе, кажется, всё еще спали.

4) Однако, пришел дождь.

17. Укажите правильное решение пунктограммы в данном предложении (цифрами указаны возможные места расположения запятых):

Может быть (1) выручите (2) милый (3) еще раз?

18. Укажите предложение, в котором не хватает запятой (запятых):

1) Ты навести родителей да не задерживайся.

2) Часть слова, находящаяся перед корнем, называется приставкой или префиксом.

3) Мне понравился не столько сюжет спектакля, сколько игра актеров, их энергия, а также декорации и музыка.

4) На концерте прозвучали старые и новые песни эстрадных и рок-исполнителей.

19. Укажите предложение, в котором надо поставить и тире, двоеточие (не все знаки препинания расставлены):

1) Что ты сказал? воскликнул отец

2) Все потеря работы болезнь матери уход мужа в одночасье ввалилось на неё.

3) Возможно, мы больше никогда не увидимся я ухожу на фронт.

4) Испания это страна в которой никогда не бывает скучно.

20. Укажите правильное решение пунктограммы (цифрами обозначены возможные места постановки знаков):

В глубине души он знал (1) что (2) хотя мать его очень любит (3) денег она ему больше не даст.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ЕГЭ Задание 9 Русский язык 2022 Правописание корней Теория Алгоритм Задания для подготовки

Задание 9 ЕГЭ по русскому языку 2022 проверяет следующие орфограммы в корне:
- безударные проверяемые гласные в корне
- безударные непроверяемые гласные в корне
- чередующиеся гласные в корне

Формулировка задания 9 ЕГЭ по русскому:

Обратите внимание на изменение в задании 9 по сравнению с предыдущим годом: теперь нет пропущенных гласных, поэтому еще более важно выделить корень правильно. Также важно понимать, что в одном корне может содержаться не одна гласная буква.


уВЕКОВЕ́Чить, исПОЛНи́тель, проСЛАВЛя́ть
ВОЗРАСТно́й, невразУМи́тельно, ТВОРе́ц
оСНАЩе́ние,ОЗАРя́ться, распоЛАГа́ющийся
ФОРМали́зм, УБЕДи́ть, ПОДРАЖА́ние
ПРЕПОДАВА́тель, разГАДа́ть, приМЕРя́ть (вещи)

Алгоритм выполнения задания 9 ЕГЭ:

1) Расставьте ударения в словах.

2) Подберите однокоренные слова. Необходимо подобрать как можно больше однокоренных слов (меняя приставки, вспоминая другие части речи с таким же корнем и значением). Общая часть - это корень.

Важно помнить, что глаголы несовершенного вида нельзя проверять глаголами совершенного вида.

Например, проверочным словом к "опоздать" будет ПОЗДНО, а не опАздывать.

3) Определите правило к каждой гласной корня. Поскольку нам необходимо найти ряды, в которых во всех словах одного ряда СОДЕРЖИТСЯ определенная орфограмма, важно проверить каждую гласную. Например, в задании указано "найти проверяемую гласную в корне", а перед вами корень, в котором есть и проверяемая, и непроверяемая, то слово подойдет в качестве ответа.

4) С чередующимися гласными проще: их легче опознать, более того, мы примерно понимаем, в каком значении корень относится к чередующимся.

Однако нужно быть осторожными, так как, например, в слове "ВОЗРАСТно́й" - корень ВОЗРАСТ, причем гласную О можно проверить, но гласная А в сочетании РАСТ является чередующейся. Итак, несмотря на то что сочетание РАСТ входит в корень ВОЗРАСТ, гласная А будет являться чередующейся, а гласная О будет проверяемой.

  • Запомните! Все исключения по теме "Чередующиеся гласные в корне" являются исключениями только в написании. Другими словами, гласная А в корне слова ПРИГАРЬ является чередующейся, несмотря на то что это слово является исключением.
  • Не забывайте также об омонимии. Например, МЕР - МИР является чередованием в значениях "умирать, замирать", но в значениях "примерять платье, примирять врагов" - проверяемая гласная в корне.

5) Если необходимо найти проверяемую гласную корня, то важно подобрать однокоренное слово с таким же значением, где гласная находится в ударной позиции (лучше другой части речи)

6) Непроверяемой может быть любая гласная корня. Если в корне несколько гласных, то следует учитывать, что каждая гласная может относиться к определенной орфограмме.

7) В ответе может быть от 2 до 4 цифр. Это может стать подсказкой. Если вы нашли только один вариант ответа, значит вы решили задание неправильно.

Безударная чередующаяся гласная в корне

Гласная в корне зависит от ударения

ГАР-/ГОР- Без ударения пишется О: загорать, горелый, гореть, пригорелый, горелка, перегорание, обгореть, сгораемость и др.

Исключения: пригарь, выгарки

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: горн, горе, горевать, загоревать, огорчать, огорчить, огорчение, огорченный, огорчительный, пригорюниться, горький, горчинка, горчица, горчичник, горчичный.

КЛАН-/КЛОН- Без ударения пишется О: склоняться, преклонение, наклон, непреклонный, кланяться, раскланяться, откланяться, клонить(ся), наклонение, преклонение, склонение, уклонение, коленопреклонение, коленопреклонённый и др.

ТВАР-/ТВОР Без ударения пишется О: творить, тварь, творческий, благотворительный, вытворить, вытворять, натворить, одухотворенный, олицетворять, претворить, претворять, притворяться, растворение, растворимый, сотворение, сотворить, столпотворение, творение, творительный, творить, удовлетворить

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: затворить, затвор, притворить, створка.

ЗАР-/ЗОР Без ударения пишется А: заря, заревой, зарница, озарение, озарить, зарянка (птица), зарево, лучезарный, зори (мн.ч.), зорька, зоренька, зорюшка и др.

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: зариться, позариться, взор, надзор, обзор, подзорный, прозорливый; озорной, озорничать, озоровать, озорной, позор, узор

ПЛАВ-/ПЛОВ-/ПЛЫВ- Без ударения пишется А: плавучий, плавник, поплавок, плавун (трава), плавунец (жук), сплавлять, на плаву.

Исключения: пловец, пловчиха.

Гласная в корне зависит от согласных в корне

ЛАГ-/ЛОЖ- Перед Г пишем А, перед Ж пишем О: излагать(ся), налагать(ся), облагать(ся), полагать(ся), предлагать(ся), прилагать(ся), разлагать(ся), слагать(ся), прилагательное, ложиться, возложить, переложить и др.

СКАК (СКАЧ) СКОК (СКОЧ) Безударное А пишется перед К, безударное О – перед Ч: доскакать, заскакать, обскакать, отскакать, перескакать, поскакать, прискакать, скакалка, скакун, выскочить, доскочить, заскочить, наскочить, проскочить и др.

РАС(Т)-/РОС-РАЩ Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О: возрасти, дорасти, зарасти, растить, отрастить, возрастать, прорастание, растение, растительный, возраст, возрастной, наращение, взрослеть, заросль, недоросль, поросль, повзрослеть и др.

Исключения: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль.

Гласная в корне зависит от значения

Исключения: равнина, ровесник, уровень, поровну

В безударном корне МОЧ пишется О: мочить с разными приставками, моченый.

Гласная в корне зависит от суффикса

Если есть суффикс А после корня, то в корне пишем А, если нет суффикса А, пишем О в корне

КОС-/КАС- : касаться, соприкасаться, касание, прикасаться, касательная, касательно, прикасание, коснуться, неукоснительный, прикосновение, соприкоснуться и др.

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: кос- (косец, косить, коса (орудие), кос- (косой, искоса, наперекосяк) и кос- (косичка, коса (вид прически).

Если после корня следует суффикс А, то в корне пишется И

БЕР-/БИР -: выберу(сь), заберу(сь), наберу(сь), выбирать, избирать, забирать, собирать перебирать, собирательный, избирательный и др.

БЛЕСК(С, СТ, Щ)/ БЛИСТ : проблеск, блестеть, блестящий, блистать, блистание, блистательный и др.

ДЕР-/ ДИР- : выдеру, выдерешь, подерусь, продерусь, придерусь, обдирала, удирать, выдирать, выдирание и др.

МЕР-/ МИР-: замереть, обмереть, умертвить, смертельный, насмерть, вымирать, умирать, вымирание, замирать и др.

ПЕР-/ ПИР-: опереться, взаперти, запереть, отпереть, запирать, опираться, попирание, запирательство и др.

ТЕР-/ТИР-: тереть, натереть, вытереть, стереть, обтирать, вытирать, утирать, оттирать и др.

ЖЕГ-/ ЖИГ: выжегший, выжечь, зажечь, выжигание, разжигатель, поджигательство, зажигательный и др.

СТЕЛ-/СТИЛ: стелить, застелить, выстелить, постелить, расстелить, застилать, выстилать, перестилать и др.

ЧЕТ(ЧЕС)/ЧИТ: вычесть, чета, вычет, вычитать, предпочитать, считаться, почитать, почитатель, почитание и др.

Исключения: сочетать, сочетание

А(Я)/ИМ/ЕМ и А(Я)/ИН: взимать – взять; иметь, имение, имущество, преимущество, имущий, имущественный, преимущественный, неимоверный, внимать, внимание, внимательный, воспринимать, вынимать, донимать, занимать, занимательный, нанимать, обнимать, отнимать, перенимать, понимать, поднимать, предпринимать, предприниматель, наниматель, пронимать, снимать, унимать.

К корням с чередованием А(Я)/ИМ/ЕМ и А(Я)/ИН, относятся также:

ЖИМ/ЖА: выжимать, выжимки, зажимать и др. приставочные от глагола жать

ЖИН/ЖА: пожинать – сжать

ПИН/ПЯ: распинать, пинать, пинок, запинаться, препинание – распять, запятая

МИН/МЯ: вминать, заминать, подминать, приминать, разминаться, уминать – вмять, замять, память, памятовать, памятный, памятник, поминать (и приставочные вспоминать, упоминать, запоминать, напоминать, припоминать), помин, поминовение и др.

ЧИН/ЧА: начинать, зачинать, зачинатель, начинание, начинающий – начать

КЛИН/КЛЯ: заклинать, заклинанье, проклинать – заклясть, проклясть, проклятие, заклятие, клятва, заклятый, клясть

Исключения: выемка, выем, выемщик, выемчатый, выемчатокрылый, жеманиться, формы глагола проклясть (прокляну, проклянешь), помянуть, упомянуть, вспомянуть, выжимки

Проверяемые гласные в корне

Правописание безударных гласных в корнях проверяется подбором слов и форм слова, где эта гласная находится в ударной позиции:

Горить (гОвор), жара (жАркий) молодой (мОлодость)

Безударную гласную корня нельзя проверять глаголами несовершенного вида с суффиксом ЫВА(ИВА)

Например: замолчать, так как мОлча, хотя умАлчивать; выбросить, так брОсить, хоть выбрАсывать и т.д.

Среди слов с проверяемой гласной часто встречаются корни-омофоны, обычно рядом со словам с таким корнем в скобках указано слово, помогающее понять значение слова.

Обвевать (веять) — обвивать (вить);
Частота (часто) — чистота (чистый);
Валы (вал) — вол (вол);
Спешите (спешка) — спишите (пишет);
Поседеть (сед) — посидеть (сидя);
Слепить (лепка) — слипаться (липкий);
скрепить (скрепка) — скрипеть (скрип);
Разредить (редко) — разрядить (ряд);
Посветить (свет) — посвятить (святость);
Отворить (затвор) — отварить (варит);
Запивать (пить) — запевать (петь);
Обижать (обида) — обежать (бег);
Примерять (мера) — примирять (мир);
Старожил (старый) — сторожил (сторож);
развиваться (развитие)— развеваться (веет);
полоскать (полощет) — поласкать (ласка);
прожевал (жёваный) — проживал (жить);
распевать (петь) — распивать (пить);
подражать (дразнит) — подрожать (дрожь);
умолять (молит) — умалять (мало);
окатиться (катит) — окотиться (кот);
увидать (видеть) — увядать (вянуть);
заплотить (плот) — заплатить (плата).
Залезать (залез) – зализать (лижет)
Оземь (зЕмли)-озимь (зИмы)
Малы (маленький) - молы (мол)
Накалить(накал) – наколоть (колет)
Пристежные (стёганый) – пристяжные (тяга)
Долина (дол)– вдалеке (даль)
Кратчайший (краткий) – кротчайший (кроткий)

Непроверяемые гласные в корне

Написание непроверяемых безударных гласных в корне определяется по словарю.

Обратите внимание.

В заданиях ЕГЭ часто встречаются одинаковые слова, в которых пропущены разные гласные.

Одно слово может относиться к группе слов с непроверяемым гласным в корне или к группе слов с проверяемым гласным.

Г..ризонтальный – пропущена непроверяемая гласная.

Гориз..нтальный – пропущена проверяемая гласная корня, проверочное слово – горизОнт.

Блог учителя русского языка и литературы Ясниковой Татьяны Иннокентьевны.

Задание 9.

Задание 9.



В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:

Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на -ра-\-ла- (старославянское).

В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.




3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.

4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словами с непроверяемыми гласными.Придется вспомнить, как они пишутся.

Первое слово – с непроверяемой гласной (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).

Первое слово – с непроверяемой гласной (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).

Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).

Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – с непроверяемой гласной (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).

Определите слово, в котором пропущена чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

2) Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.

4) К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.

ó Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное – все три слова должны быть на одно правило.

Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа - №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.

Если в корне гласная стоит в слабой (безударной) позиции, то на письме возникает проблема выбора, какую букву надо писать.

1. Если можно подобрать родственное слово или изменить слово так, чтобы эта гласная была под ударением, то такая гласная называется проверяемой. Например, река — рЕки; приземлиться — зЕмли.

2. Если безударную гласную нельзя проверить ударением, то такие гласные называются непроверяемыми, и правописание слов с такими гласными надо запоминать или проверять по орфографическому словарю (пАлИсадник, гАлЕрея и т.п).

3. В русском языке есть ряд корней с чередующимися гласными. Как правило, под ударением пишется та гласная, которая слышится; выбор буквы в безударной позиции зависит от определенных условий:

  1. пре­по­да­вать, пола­га­ет­ся, упрощать;
  2. пред­став­лять, пред­на­зна­че­ние, декорация;
  3. доро­жень­ка, фан­та­зия, лаборатория;
  4. при­гла­шать, уга­сать, вырасти.
  1. про­би­рать­ся, соеди­не­ние, отягощать;
  2. забле­стел, раз­ви­вать ум, приоритет;
  3. при­ви­ле­ги­ро­ван­ный, пости­лать, извинился;
  4. про­сти­ра­ет­ся, пали­сад­ник, пренебрежительно.
  1. обло­ко­тить­ся, изла­гаю, канцелярия;
  2. заря, галан­те­рея, покаяние;
  3. выра­зи­тель­ный, росток, калейдоскоп;
  4. укро­щать, пред­ло­же­ние, запонки.
  1. береж­ли­вый, выбе­рем, выбираем;
  2. собе­рут, в крас­ном бере­те, разбираться;
  3. тер­ра­са, сте­реть с дос­ки, потерять;
  4. рас­те­рять­ся, тер­мо­метр, растирание.

5. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные гласные?

  1. несго­ра­е­мый, впе­чат­ле­ние, велосипед;
  2. каса­ю­щий­ся, изло­же­ние, пастух;
  3. вырос­ла, декла­ри­ро­вать, оправдать;
  4. меди­ка­мен­ты, кон­ти­нент, миниатюра.

6. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные корня?

  1. бла­го­сло­вить, сокра­щать, роскошный;
  2. пред­ва­ри­тель­но, ска­кать, изби­ра­тель­ная компания;
  3. без­от­ла­га­тель­ный, отрасль, диагональ;
  4. пред­по­ло­жи­тель­но, про­рас­тать, панорама.

7. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня?

  1. при­вя­зать­ся, поскри­пы­ва­ю­щий, огорчение;
  2. ока­ме­неть, исста­ри, пригоревшая;
  3. окол­до­вать, кре­стья­нин, запотевать;
  4. обжи­гать­ся, поко­сив­ший­ся, окончание.

8. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня?

  1. ста­ра­тель­но, при­кос­нуть­ся, квитанция;
  2. эпи­де­мия, пла­сти­ли­но­вый, преобразовать;
  3. пре­об­ла­дать, печать, торопясь;
  4. ослож­нен­ный, мель­ка­ют, методика.

9. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня?

  1. выцве­сти, лету­чий, обжигание;
  2. вер­ши­на, под­дер­жать, сожалея;
  3. нарас­та­ние, загро­мож­дать, обнаженный;
  4. деле­гат, пере­го­реть, обязательный.

10. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко непро­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные корня?

  1. при­гла­шать, уга­сать, вырасти;
  2. пред­став­лять, пред­на­зна­че­ние, декорация;
  3. доро­жень­ка, фан­та­зия, лаборатория;
  4. пре­по­да­ва­тель, пола­га­ет­ся, упрощать;

11. Какой ряд состо­ит из слов, в кото­рых про­пу­ще­ны толь­ко про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные корня?

  1. семей­ный, чело­ве­че­ство, озарять;
  2. мол­ча­ли­вый, бла­го­ду­шие, заниматься;
  3. воз­вра­ще­ние, согре­вать, лирический;
  4. глав­ней­ший, пре­одо­ле­ние, динамичный.

12. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня?

  1. умно­жать, направ­ле­ние, финансист;
  2. реаль­ный, ска­за­ние, митинговать;
  3. мери­ди­ан, про­грес­сив­ный, спасаться;
  4. мине­раль­ный, запа­сать­ся, повторение.

13. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня?

  1. нагре­вать, стрем­ле­ние, поджигатель;
  2. пода­рить, хва­стун, прославляя;
  3. пере­бе­решь, ковар­ный, сторона;
  4. оба­я­ние, при­кос­нуть­ся, ласкающий.

14. В каком ряду во всех сло­вах про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня?

Читайте также: