Определите к каким видам правонарушений относится деяние ученик переходил

Обновлено: 02.07.2024

Законы необходимо соблюдать для тог, чтобы не нарушать права других лиц. Ведь в Конституции сказано, что всем гражданам даруются равные права.

Можно ли считать незнание закона оправданием противоправного действия?

Я считаю, что незнание закона не является оправданием противоправного действия. Закон необходим для того, чтобы регламентировать поведение людей в обществе, быть регулятором общественных отношений.

Для того, чтобы обеспечить справедливость, необходимо, чтобы правила и нормы соблюдали все граждане. Ведь в Конституции РФ сказано, что все граждане равны перед законом и судом.

Существуют ли антиобщественные явления?

Антиобщественные явления, к сожалению, существуют в современном обществе. К ним относятся все явления, которые нарушают законные интересы и права граждан, проживающих в обществе.

В каких случаях бездействие бывает не лучше опасного действия?
Разберем на примерах, в каких случаях бездействие бывает не лучше опасного действия:

Пример 1: Мужчина увидел на улице лежащего на холодном снегу мужчину. Он подумал, что он пьян или не в себе, так как мужчина бормотал что-то невнятное, и прошел мимо. А на самом деле, у мужчины случился инсульт, и его можно было спасти.

Пример 2:Мужчина убил другого мужчину в драке.
Итог один, только в первом случае это говорит еще и об отсутствии человечности. Убийство может быть обусловлено состоянием аффекта, а в первом случае человек действует сознательно.

Далеко ли от проступка до преступления?

Проступок наказывается в соответствии с КоАП, а преступление — влечет за собой более тяжкое последствие и наказывается в соответствии с УК РФ.

Я считаю, что самое актуальное для нашего времени, хотя и самое трудное средство предупреждения преступлений заключается в усовершенствовании воспитания.

Дело в том, что преступность нельзя искоренить, но ее можно предупредит способом воспитания поколения, которое по этическим соображениям не сможет совершить преступление.

Если человек воспитан, то он не станет преграждать осуществлению прав других граждан. А уж тем более не станет покушаться на чужую жизнь, совершая преступление.

Полномочия — ограниченные права и обязанности кого-либо, регламентируемые служебными обязанностями на основании трудовых отношений между работниками той или иной отрасли в любой сфере деятельности.

Запретность — недозволительность, крамольность, недозволенность.

Правовая невменяемость — состояние лица, при котором оно не в состоянии осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими вследствие психического заболевания или иного болезненного состояния психики.

Невменяемость в уголовном праве является основанием для освобождения лица от уголовной ответственности и применения к нему принудительного лечения.

Незнание права ведет к тому, что права гражданина и его законные интересы могут быть нарушены в любое время. А гражданин не сможет их защитить из-за того, что просто напросто не знает, как это сделать.

1. Каковы признаки правонарушения?
  1. Первый признак – противоправность деятельности. Оно имеет двойной смысл: это есть действие, т. е. активное поведение, или бездействие — пассивное поведение, когда обязан был сделать, но не сделал.
  2. Второй признак — причинение вреда.
  3. Третий обязательный признак — наличие вины. Под виной понимают психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям. Есть две формы вины: а) неосторожность и б) умысел, когда лицо действует сознательно, специально, намеренно.
2. На какие виды принято разделять правонарушения? Охарактеризуйте каждый из этих видов.

Правонарушения принято разделять на два вида: преступление и проступок.

Проступок – виновное, общественно опасное, противоправное деяние.

От преступления проступок отличается меньшей степенью общественной опасности (вредности). Однако следует помнить, что проступок — это тоже посягательство на правопорядок.

Преступление – виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое УК РФ под угрозой наказания.

Важно, что государство и закон признаёт преступление опасным видом правонарушения и запрещает под угрозой наиболее сурового уголовного наказания.

Юридическая ответственность — это нравственное качество человека. Она проявляется в глубоком уважении к праву, добровольном соблюдении всех требований закона.

Юридически ответственный человек способен предвидеть все неприятные, а порой и тяжёлые последствия правонарушения.

Юридическая ответственность имеет строго юридический смысл — это применение мер государственного принуждения за совершённое правонарушение.

4. Какие виды юридической ответственности принято выделять?

Существует моральная и юридическая ответственность.

Моральная ответственность — ответственность перед обществом, перед собственной совестью.

Юридическая ответственность — это ответственность перед законом, перед судом. И выражается она в том, что в отношении лица, вина которого доказана, применяются меры государственного принуждения, проще говоря, государство его наказывает: штрафует, обязывает возместить причинённый ущерб, лишает свободы и т.д.

В рамках юридической ответственности выделяют несколько видов ответственности.

  1. Административная ответственность определяется Кодексом РФ об административных правонарушениях. За административные правонарушения предусмотрены различные виды наказаний: предупреждения, штрафы, конфискация, лишение специальных прав и др.
  2. Следующие два вида ответственности, дисциплинарная и материальная, регулируются Трудовым кодексом РФ. Дисциплинарные проступки наказываются не только замечаниями и выговорами. Может последовать и увольнение с работы, и исключение учащегося из учебного заведения и т. д. Материальная ответственность обязывает работника возместить нанесённый им ущерб.
  3. Уголовная ответственность – это ответственность за преступления, и заключается она в применении по отношению к виновным уголовных наказаний, таких, как лишение свободы, конфискация имущества и др.
  4. Гражданская ответственность наступает вследствие гражданских правонарушений и регламентируется Гражданским кодексом РФ. Этот вид ответственности имеет в основном так называемый компенсационный характер — предполагает полное возмещение вреда и восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных прав.
5. Какой вид ответственности считается наиболее суровым и почему?

Наиболее суровый, жёсткий и строгий вид ответственности —уголовная ответственность. Это ответственность за преступления, и заключается она в применении по отношению к виновным уголовных наказаний, таких, как лишение свободы, конфискация имущества и др.

Как наиболее суровый вид ответственности, она осуществляется только в судебном порядке, по приговору суда. Уголовная ответственность регламентируется специальным законом — Уголовным кодексом РФ.

6. Почему юридическая ответственность служит главным определителем, критерием правового поведения гражданина?

Дело в том, что стремление к законному поведению и попытки избежать совершения правонарушений и преступлений — это правовое поведение гражданина.

Юридическая ответственность является санкцией за совершение правонарушений и преступлений, которые характеризуют негативное правовое поведение граждан. Именно страх наступления юридической ответственности влияет на формирование правового поведения граждан.

В классе и дома

1*. Определи, какое из приведённых понятий не является признаком правонарушения:

  • а) опасное поведение;
  • б) опасные мысли;
  • в) нарушение норм права;
  • г) причинение вреда.

Остальные признаки подходят под признаки правонарушения. Первый признак — противоправность деятельности. Оно имеет двойной смысл: это есть действие, т. е. активное поведение, или бездействие — пассивное поведение, когда обязан был сделать, но не сделал.

Второй признак – причинение вреда. Третий обязательный признак — наличие вины. Под виной понимают психическое отношение лица к своему деянию и его последствиям.

Есть две формы вины: а) неосторожность и б) умысел, когда лицо действует сознательно, специально, намеренно.

2. Познакомься с различными ситуациями, в которых описаны проступки. Придумай продолжение: опиши (устно) ситуацию, которую можно назвать преступлением.

Например: водитель частенько садился за руль в нетрезвом состоянии (проступок). И однажды сбил пешехода (преступление). (Для выполнения задания прочитай внимательно ст. 20 УК РФ, изложенную в тексте параграфа.)

1) …Часто перебегал улицу на красный свет. Но однажды…
Гриша стал перебегать дорогу на красный свет, а за мной побежал ребенок 5 лет. Водитель сбил его на смерть. Преступление водителя.

2) …Любил досаждать людям телефонными звонками и молчать в трубку или говорить гадости. Но однажды…
Виктор систематически стал названивать одной из девчонок и угрожал, что убьет ее, она эту угрозу воспринимала как реальную (ст. 119 УК РФ)

4) …Любил рисовать на чужих автомобилях. Но однажды…
Петя изрисовал автомобиль, а из подъезда вышел владелец. Он написал заявление в полицию.

5) …Нарушал правила эксплуатации технических приборов, находившихся в лаборатории. Но однажды… Химик разбил колбу и пострадал весь цех.

6) …Был футбольным фанатом, дебоширил на стадионах, участвовал в потасовках. Но однажды… Игорь подрался с другим болельщиком и причинил вред здоровью средней тяжести.

Объясни, почему ты считаешь придуманные тобой продолжения ситуаций преступлением.

Так как, они являются особо опасными для общества и к ним можно применить статьи Уголовного Кодекса.

Правоотношение – урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого ,имеют взаимные права и обязанности.

Правонарушение – это противоправное действие или бездействие человека, которое противоречит законодательным нормативам, наносит вред третьим лицам, что предусматривает наступление для виновного неблагоприятных последствий, установленных на государственном уровне.

Проступок – разновидность правонарушений, имеющая меньшую степень общественной опасности.

Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.

Казус - сложный, запутанный случай.

Преступление — правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Боголюбов Л.Н., Ю. И. Аверьянов. Обществознание. 10 класс. Учебник для общественных организаций М.: Просвещение, 2014. – С. 207-217.
  2. Обществознание: Большой сборник тематических заданий для подготовки к единому государственному экзамену /П. А. Баранов, С. В. Шевченко; под. ред. П. А. Баранова.- Москва: Издательство АСТ, 2017. – С. 174 – 211.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Все отношения, которые возникают у людей в своей жизни, по характеру своему разнообразны. Можно привести множество примеров социальных отношений, среди которых можно встретить и правоотношения. В чем же разница между правоотношением и другими социальными отношениями.

Правоотношение, как и всякое иное социальное отношение, состоит из трех элементов: первое – это субъекты (то есть участники правоотношения); второе – это объект (причина возникновения правоотношения); и третье – это содержание (оно состоит из прав и обязанностей участников правоотношения). А поведение, которое не соответствует нормам права можно назвать уже правонарушением. Правоведы определяют правонарушение как неправомерное, общественно вредное виновное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Признаками правоотношений являются: деяние, противоправность, общественная опасность, наличие вины, юридическая ответственность.

Правонарушения классифицируются на виды по степени общественной опасности. Таким образом, правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступление считается самым тяжелым видом нарушения, которое карается в соответствии уголовного кодекса РФ. К преступлениям относится: убийство, похищение, побои, кража, грабеж, мошенничество и так далее. Проступки характеризуются меньшей степенью опасности. Проступки в свою очередь тоже делятся на несколько типов: гражданско-правовые, административные и дисциплинарные. Гражданско-правовые проступки - это нарушение прав потребителя, нарушение договорных обязанностей.

Административные проступки – это нарушение правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, хулиганство, сквернословие. Дисциплинарные проступки, это когда человек опоздал на работу или же прогулял.

Хорошим средством борьбы с правонарушением является юридическая ответственность. Под юридической ответственностью уясняется использование мер государственного принуждения к виновному лицу за сделанное правонарушение. Рассмотрим систему судебной защиты прав человека. Судебная защита - это закрепленная в Конституции РФ (ст.46) право каждого гражданина на защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и имущество. Судебная защита прав осуществляется судом. Рассмотрим систему судов нашей страны. Она имеет три ветви: Конституционный суд, суд общей юрисдикции и арбитражный суд.

Главной задачей конституционных судов является проверка на соответствие требованиям Конституции РФ тех нормативных актов, которые принимаются органами государственной власти. Ко второй ветви относятся суды общей юрисдикции. На них основная нагрузка по защите прав и свобод граждан. Арбитражные суды, которые составляют третью ветвь судов РФ, вошли в состав верховного суда. Они занимаются спорами которые возникают в экономической сфере . Главным развитием права в современной России считается принятие в 1993г. новой Конституции РФ. С новой Конституцией вошли и новые правовые ценности. Следует сказать о разработке первой и второй частей Гражданского кодекса РФ (1994 и 1996 гг.). Были приняты новый уголовный кодекс РФ(1997г.), Налоговый кодекс РФ, семейный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, кодекс об административных правонарушениях.

Разбор типового контрольного задания.

Варианты ответа:

  1. методов;
  2. государственного;
  3. юридического;
  4. средств;
  5. вариантов.

Правильный вариант/варианты: А- 4 (средств); Б - 2 (государственного).

  1. Какое из перечисленных правонарушений является преступлением?

3) Нарушение правил дорожного движения;

5) Неисполнение родительских обязанностей в отношении несовершеннолетних детей.

Открытый воспитательский час воспитателя 1 категории Камитовой С. В.на тему:

Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся;

- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их с видами правонарушений.

- развивать представления о последствиях противоправных деяний;

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

воспитательные:

-воспитывать ответственное отношение к закону.

Начнём наш воспитательский час с просмотра небольшого фильма.

- Ребята, вы просмотрели фильм, о чём он?

- Как по- вашему, что они совершили? (Правильно они нарушили закон)

Давным-давно,на Земле появились люди и с ними появились важные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?

Дорогие друзья! Сегодня мы с вами поговорим о законе. Тема выбрана не случайно. Представьте себе, человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но, если у него есть компас – он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника – придется надеяться на случай. Закон – это тот же компас. Он показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством.

Вы сейчас стоите на пороге взрослой жизни и должны быть готовы нести ответственность за свои поступки. Для этого нужно знать закон и соблюдать его. Постараемся разобраться насколько хорошо мы их знаем.

-ЗАКОН – нормативно-правовой акт (документ, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни.

-Есть ли в нашем государстве закон? (Ответы)

-В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы? (Ответы детей)

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

- А кто принимает законы?

(Законы принимает правительство)

- Для кого эти законы издаются?

(Верно, соблюдать законы обязан каждый гражданин)

(Правильно, это правила по которым живут люди. Эти правила охраняются государством)

-Кто же считается подростком (Ответы детей)

Несовершеннолетними считаются лица, которым исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18.

-ОТВЕТСВЕННОСТЬ- это необходимость отвечать за свои поступки, способность человека сознательно выполнять все правила поведения и соблюдать закон.

-Как вы думаете, незнание законов освобождает человека от ответственности? (Нет) Значит, мы должны знать законы!

Ответственность перед законом наступает при совершении какого-либо правонарушения. Давайте разберёмся, что это такое правонарушение и какие правонарушения бывают.

-попробуйте объяснить это слово. (Ответы)

ПРАВОНАРУШЕНИЕ – это действие, причиняющее вред обществу, запрещенное законом и влекущее наказание.

(Если право – правила по которым живут люди, то правонарушение –нарушение этих равил)

Рассмотрим виды правонарушений. Они бывают различными по степени тяжести, т. е. по степени опасности и вреда для общества.

Преступление – это серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Проступок – это все остальные правонарушения, т. е. -нарушение правил поведения, вызывающее поведение

И преступление, и проступок являются нарушениями закона. В обоих случаях человек, их совершивший – правонарушитель.

Как вы думаете, что они имели в виду?" (речь идет об ответственности за правонарушения). Существует несколько видов ответственности, давайте рассмотрим их.

Уголовная ответственность (Уголовное правонарушение)– самый строгий вид

ответственности.

Она наступает с 16 лет, но за тяжкие и особо тяжкие преступления –с 14 лет:

- Как вы думаете, какие преступления к ней относятся?

умышленное причинение тяжкого вреда здоровью;

угон транспортного средства;

умышленное уничтожение или повреждение имущества;

хищение оружия, наркотиков;

За такие преступления можно легко оказаться на скамье подсудимых и даже лишиться свободы. Имейте это ввиду.

А теперь перейдём к следующему виду ответственности:

Административная ответственность (правонарушения)

К ней относятся проступки:мелкое хулиганство:

Нецензурная брань в общественных местах

Оскорбительная приставания к гражданам

Уничтожение или повреждение чужого имущества

Нарушение правил дорожного движения

Нарушение противопожарной безопасности.

Проезд без билета в автобусе

Употребление спиртных напитков в общественных местах

Появление в состоянии алкогольного опьянения

Административный штраф, или административный арест на срок до 15-и суток.

И следующий вид- (СЛАЙД 7)

Дисциплинарная ответственность (Правонарушение)

нарушение трудовых обязанностей :

-прогул без уважительной причины

-опоздания на работу

-опоздание и пропуски школьных занятий

Наказание-выговор, штраф, увольнение, исключение из школы. Старайтесь не пропускать занятия, не опаздывать, чтобы и в будущем так же ответственно относиться к работе.

Мы с вами рассмотрели виды ответственности, предлагаю разобрать несколько ситуаций и определить, какому виду они относятся. (разбор ситуаций)

Вывод: Молодцы ребята, разобрались в данных ситуациях и уже умеете определять виды правонарушений. Вернёмся к фильму,который просмотрели вначале: вспомните какие виды правонарушений совершили подростки:

1)Правильно, распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественном месте. К какому виду ответственности это относится? (Это административное правонарушение. Не забывайте, если нет 18 лет, то ответственность несут родители, за это предусмотрено наказание- денежный штраф.

2) Устроили драку, это можно рассматривать как умышленное причинение вреда здоровью. Какое это правонарушение (Уголовное. Ответственность наступает, как мы говорили с 16 лет) Вроде бы простая драка, а уже уголовная ответственность.

3) Кража телефона- какой вид правонарушения здесь? (Правильно, уголовное. Это преступление – наступает уголовная ответственность с 16 лет.

Очень хочется надеяться, что вы не окажетесь героями таких вот правонарушений. А как вы думаете, каковы причины этих поступков? Остановимся на этом.У меня для вас задание:

на карточках отрицательные и положительные причины, выберите те, которые приводят к правонарушениям.

- пренебрежительное отношение к учебе, знаниям;(Как ты думаешь, почему это может послужить причиной для правонарушения)

- стремление к праздному времяпровождению;

- невысокий материальный достаток семей;

- неуверенность в завтрашнем дне;

- стремление легко разбогатеть,

-Молодцы, посмотрим, что осталось на доске

- ответственное отношение к учебе, знаниям; (почему ты так считаешь)

- общение с искусством, природой;

- доброта, милосердие, сострадание;

- различные увлечения (чтение, компьютер, спорт).

К сожалению,вы тоже очень часто оказываетесь в ситуации выбора: взять чужое или не брать, солгать или сказать правду, ударить того, кто послабее или сдержаться, всё зависит от вас самих.

А сейчас ребята, я попрошу вас сформулировать свой самый главный и самый важный вывод, к которому вы пришли на сегодняшнем занятии.

Мы пришли к выводу:

Чтобы не совершить правонарушение, нужно знать законы. …

Сегодня мы поняли, что самое важное для подростка – это соблюдать законы…

Подведение итогов классного часа

Мне хочется, чтобы не только знание законов, но и мораль, нравственные нормы, стали для вас нормой. И пусть ваша совесть станет стражем вашей порядочности. Мне очень хочется верить, что вы будете совершать только хорошие поступки, так как, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и другим людям. Спасибо за работу.

1. Противоправное деяние субъекта, повлекшее за собой причинение вреда обществу, государству или отдельным лицам и влекущее юридическую ответственность:
а) поступок
б) правонарушение +
в) злодеяние
г) вина

2. Что является противоположностью правонарушения:
а) правомерное поведение +
б) примерное поведение
в) хорошее поведение
г) приличное поведение

3. Что не является обязательным признаком правонарушения:
а) причинение вреда
б) наличие вины
в) чувство вины +
г) противоправность

4. Что не является видом правонарушения:
а) проступок
б) поступок +
в) преступление
г) все перечисленное

5. Согласно законодательству РФ, за кражу могут привлекать к уголовной ответственности:
а) с 14 лет +
б) с 15 лет
в) с 16 лет
г) с 18 лет

6. За проступок нельзя получить:
а) штраф
б) исправительные работы
в) тюремное заключение +
г) возмещение причиненного имущественного вреда

7. Дисциплинарная и материальная ответственность регулируются:
а) Гражданским кодексом РФ
б) Уголовным кодексом РФ
в) Трудовым кодексом РФ +
г) Конституцией РФ

9. Деяние – это:
а) действие
б) бездействие
в) все перечисленное +

10. Что из перечисленного относится к административным правонарушениям:
а) переход дороги на красный (запрещающий) сигнал светофора +
б) опоздание на работу
в) нанесение ущерба автомобилю (например, повреждение переднего стекла)
г) отказ свидетеля преступления давать показания следователю

11. С какого возраста наступает уголовная ответственность за все правонарушения:
а) с 15 лет
б) с 16 лет +
в) с 18 лет
г) с 20 лет

12. В каком виде не может быть осуществлено правонарушение:
а) деяния
б) мыслей +
в) действия
г) бездействия

13. Что является элементом субъективной стороны правонарушения:
а) вина +
б) противоправность деяния
в) вред, причиненный деянием
г) бездействие

14. Какую ответственность влекут за собой прогул и опоздание на работу:
а) уголовную
б) гражданскую
в) административную
г) дисциплинарную +

16. Что является элементом объективной стороны правонарушения:
а) способ совершения деяния +
б) юридическая ответственность
в) мотив
г) вина

17. Гражданскую ответственность не характеризует:
а) компенсационный характер
б) увольнение с работы +
в) имущественные отношения
г) полное возмещение вреда

18. Как называется психическое состояние лица, при котором оно не в состоянии осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий:
а) презумпция невиновности
б) правовая невменяемость +
в) правонарушение
г) правоспособность

19. Как называется правонарушение, совершение которого влечет применение к лицу мер уголовной ответственности:
а) правонарушение
б) проступок
в) преступление +
г) поступок

20. Применение мер государственного принуждения характерно для:
а) для религиозной ответственности
б) для юридической ответственности +
в) для моральной ответственности
г) для социальной ответственности

23. Девиантное поведение всегда:
а) наносит ущерб обществу
б) причиняет вред личности
в) нарушает нормы права
г) не соответствует социальным нормам +

24. Кто не подлежит уголовной ответственности:
а) юридические лица +
б) должностные лица
в) граждане, достигшие 16 лет
г) граждане, достигшие 18 лет

25. В чем отличие норм права от норм морали:
а) нормы права являются регулятором поведения людей
б) нарушитель норм права испытывает всеобщее осуждение
в) нормы права возникли вместе с человеческим обществом
г) нормы права обеспечиваются государством через аппарат принуждения +

26. Какого вида юридической ответственности не существует:
а) коммерческой +
б) дисциплинарной
в) административной
г) уголовной

27. Уголовная ответственность регулируется:
а) Гражданским кодексом РФ
б) Уголовным кодексом РФ +
в) Трудовым кодексом РФ
г) Конституцией РФ

28. За распитие спиртных напитков лицо, не достигшие 18 лет, несет:
а) административную ответственность +
б) уголовную ответственность
в) дисциплинарную ответственность
г) моральную ответственность

29. Юридическая ответственность – это один из видов:
а) социальной ответственности +
б) уголовной ответственности
в) дисциплинарной ответственности
г) моральной ответственности

30. Какова цель юридической ответственности:
а) наказать правонарушителя
б) предупредить совершение противоправных деяний в будущем
в) защита правопорядка
г) всё перечисленное выше +

Читайте также: