Он должен помнить что у него есть обязанности грамматическая основа

Обновлено: 02.07.2024

Подлежащее.

Помни!

Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже, но и:

- числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;

У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

- кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;

Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

- кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;

Что-то такое ничтожное завязано в платке.

- существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе!).

Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч.).

Сказуемое.

В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.

Различай!

грамматическая основа

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.

Также посмотрите видео-презентацию.

Подсказка.

1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:

Я буду принимать участие в выставке.

В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Ловушка!

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:

Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .

Такая ошибка связана с двумя факторами.

Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.

Помни!

Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н-, а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.

Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.

В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .

Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть. Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.

Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.

Помни!

Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.

Мне необходимо сойти на этой остановке.

Ловушка!

Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться, так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.

Она показалась мне смешной. Неверно!

Если вы выделяете только слова показалась, то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).

Верно: Она показалась мне смешной

Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).

Верно: Учитель был строгим.

Ловушка!

1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:

  • подлежащее + сказуемое;
  • только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
  • подлежащее + однородные сказуемые;
  • однородные подлежащие + сказуемое.

В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

Помни!

В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.

2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.

3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.

Различай!

Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие.

Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.

В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:

Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.

Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.

[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , ( какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

Разбор задания.

1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.

Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!

Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

Таким образом, прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.

2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане

Правильным является Вариант 1, так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане.

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности.

Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.

Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.

Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.

Рекомендуем:

Обратите внимание: на главной странице есть множество материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и другим предметам.


Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) – важнейшая синтаксическая конструкция, определяющая не только структуру предложения, но и его информационный смысл. Более того, без правильного определения грамматической основы невозможно грамотно решить пунктуационные проблемы, особенно в сложных предложениях.

Ученикам второй ступени общеобразовательной школы (5 – 9 классы) не всегда удаётся правильно и быстро находить грамматическую основу предложения, потому что эта синтаксическая конструкция очень разнообразна как по форме, так и по содержанию. Следовательно, возникают проблемы и с общим анализом предложения, и с пунктуацией.

Отметим сразу, что научить детей правильно определять грамматическую основу предложения можно только в полной мере выполняя один из важнейших принципов дидактики, а именно - принцип перспективности обучения.

Это значит, что, начиная с начальной школы, следует смотреть далеко вперёд и постепенно знакомить детей как с членами предложения, составляющими его структуру, так и с терминологией.

Первоначальное знакомство детей с главными членами предложения происходит ещё в начальной школе (в 3 классе). Простейшая форма грамматической основы предложения (подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – глаголом) детьми усваивается сравнительно легко и быстро. Но малейшее отклонение от этой формулы уже вызывает трудности и путаницу как в понимании, так и в терминологии.
К сожалению, виновниками этой путаницы иногда бывают учителя.

Что сделал учитель? Он грубо нарушил систему классификации совершенно разных понятий. Ведь классификация частей речи – это одно, а классификация членов предложения – это совсем другое. Ни в коем случае нельзя путать эти вещи!

Учитель должен был спросить: Где сказуемое?

В системе обучения детей русскому языку в начальной школе важнейшее место занимает безошибочное понимание и умение различать значения различных частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога и наречия.

Особое внимание следует уделять логической связи главных членов предложения между собой, т.е. умению правильно задавать вопрос от подлежащего к сказуемому и настойчиво приучать детей к полному ответу.

Ответ ученика должен быть таков:
«В этом предложении говорится о детях, это слово стоит в именительном падеже, значит, это подлежащее, оно выражено именем существительным.

Дети что делают?- играют. Это слово обозначает действие подлежащего, значит, является сказуемым, оно выражено глаголом.

Начинается кропотливая работа, в итоге которой ребята должны понять, что подлежащее может быть выражено не только существительным, но и другими частями речи.

Целесообразно уже в 5 классе постепенно знакомить детей с различными видами сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное, хотя это материал 8 класса. Практика показывает, что к концу первого полугодия пятиклассники уже вполне осознанно различают эти виды сказуемого. Правда, на первом этапе возникает путаница между составным глагольным сказуемым и однородными простыми глагольными сказуемыми.

Синтаксис простого предложения детально изучается в 8 классе. Но, если мы не подготовим детей в 5 – 7 классах к восприятию и пониманию этого сложного раздела всего школьного курса русского языка, усвоить пунктуацию простого предложения ребятам будет очень трудно. Вот почему понятия о наиболее сложных случаях выражения грамматической основы следует постепенно вводить именно в 5 – 7 классах. Это разумно и возможно при изучении различных частей речи. Просто надо постоянно помнить об этом и подбирать дидактический рабочий материал для урока с учётом того, какую роль в предложении выполняет изучаемая часть речи.

Если мы в 5 – 7 классах на каждом уроке будем проводить синтаксический и пунктуационный анализ хотя бы одного предложения, мы подготовим ребят к решению многих проблем стилистики и пунктуации в 8 и 9 классах.

Именно в этих классах ребята сталкиваются с очень сложными конструкциями грамматической основы предложения. Они в основном связаны с неопределённой формой глагола (инфинитивом).

Инфинитив может выполнять функции подлежащего как самостоятельно, так и в составе логически целостного словосочетания (Чувствовать – значит жить), (Любить природу – потребность души). В структуре составного глагольного сказуемого присутствие инфинитива обязательно, как обязательно и наличие вспомогательного глагола. Причём инфинитив может выполнять роль не только основного, но и вспомогательного глагола (Я хочу научиться летать.) Инфинитив может входить и в структуру составного именного сказуемого (Сестра собирается работать портнихой).

Практического значения для пунктуации подобные синтаксические конструкции, как правило, не имеют. Но и в ГИА и в ЕГЭ есть тесты именно на различение подобных видов грамматических основ. Так что нам приходится учить детей и этим теоретическим тонкостям

Особую сложность представляют грамматические основы, состоящие только из глаголов (Учить – ум точить). Думается, что в этих случаях нет необходимости усердно искать подлежащее и сказуемое, достаточно обозначить грамматическую основу предложения.

Умение правильно и быстро найти грамматическую основу предложения крайне необходимо при изучении различных видов сложных предложений. Без этого умения ребятам не понять и не осилить пунктуацию сложного предложения.
Проблемы начинаются уже при изучении односоставных предложений. Отсутствие одного из главных членов предложения нередко ставит учащихся в тупик. Они не могут найти границы простых предложений в сложном, если одно из простых предложений – односоставное. Односоставные предложения изучаются в 8 классе.

Здесь опять-таки надо работать на перспективу: изучать односоставные предложения в контексте сложных.

Вообще нет нужды доказывать, что умение безошибочно определять грамматическую основу предложения во всех её формах – важнейшее условие для понимания структуры любого предложения и тем более для его пунктуации. Этому, как правило, посвящается весь учебный год в 9 классе. Если методично, с опорой на практику в 5 – 7 классах постепенно готовить ребят к пониманию синтаксических конструкций, изучаемых в 8 и 9 классах, пунктуацию простых и сложных предложений можно неплохо освоить.

Здравствуйте. Вопрос к ответу № 308832. А разве в указанном предложении не опущены подлежащие в предикативных частях? И это все-таки не сложносочиненное предложение с двумя независимыми предикативными частями, где каждая грамматическая основа выражена главным членом (сказуемое)?

Ответ справочной службы русского языка

В школьной грамматике такие предложения рассматриваются как простые с однородными сказуемыми.

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, в предложении "Не дай погибнуть, Боже!" что является грамматической основой? Это вокативное предложение и грамматическую основу составляет подлежащее Боже? Ил здесь нет грамматической основы? Заранее благодарна за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Грамматическая основа — не дай. Это простое глагольное сказуемое. Глаголы не дай и погибнуть называют действия разных субъектов, поэтому инфинитив не входит в состав сказуемого. Слово Боже является обращением.

Ответ справочной службы русского языка

Сказуемое отдыхают относится к подлежащему они, поэтому предложение нужно рассматривать как простое, запятая перед союзом и не нужна.

Ответ справочной службы русского языка

Это сложное предложение, запятая нужна.

Здравствуйте! Нужна ли запятая в предложении перед союзом "и" и почему? "Фирма получила прибыль(,) и она её потратила".

Ответ справочной службы русского языка

Запятая нужна. Это сложносочиненное предложение без общих компонентов, которые бы отменяли запятую. В первой части грамматическая основа – фирма получила, во второй – она потратила. Если подлежащее второй части выражено личным местоимением, относящимся к подлежащему первой части, то запятая между частями сложносочиненного предложения ставится.

Помогите, пожалуйста, выделить грамматическую основу в предложении. Мой щенок хороший. Сказуемого нет, значит грамматическая основа - щенок. Верно?

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Мой вопрос касается синтаксической структуры предложения: "Я узнал, что такое транскрипция". Правильно ли я понимаю, что грамматическая основа придаточного предложения следующая: что - подлежащее, транскрипция - именная часть составного именного сказуемого? С уважением, Надежда.

Ответ справочной службы русского языка

Грамматическая основа в предложении: "Покос закончен давным-давно, рожь убрана с полей, горохи тоже."

Ответ справочной службы русского языка

"Справка" не выполняет домашних и тестовых заданий.

Какова грамматическая основа предложения "Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое"? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Возможный вариант разбора: двое из тридцати мужиков - подлежащее; вернулись - сказуемое.

Добрый день, уважаемая редакция! В пятый раз обращаюсь к вам. Задаю один и тот же вопрос, на который до сих пор (почему-то. ) не получил ответа. Про склонение фамилии Косовец вы ответили дважды!! А меня как будто не слышите! Полное игнорирование!! Извините за резкость!! Я хотел бы всего лишь узнать , каковы грамматические основы в трех предложениях. "Мальчика зовут Владимир". Я считаю, что основа - "зовут Владимир". Это верно. "Это было на самом деле". Грамматическая основа - "было" или "было на самом деле"?? Я придерживаюсь второго варианта. "Это было следствием гадания". Основа "Это было" или "Это было следствием". Ответьте, пожалуйста.

Ответ справочной службы русского языка

Извините, что не ответили раньше.

Вы правы, сказуемые в этих предложениях: зовут Владимир; было на самом деле; было следствием. Во втором и третьем предложениях есть и подлежащие (это), они также входят в грамматические основы.

В предложении "Все эти языки вместе с саамским объединяют в прибалтийско-финскую группу" грамматическая основа состоит только из сказуемого объединяют?

Ответ справочной службы русского языка

Да, это односоставное предложение со сказуемым объединяют.

Скажите, пожалуйста, в предложении "Не смотря на жару, она была в платке" две грамматические основы или одна? И если две, то какие?

Ответ справочной службы русского языка

Здесь одна грамматическая основа . Не в предлоге несмотря на пишется слитно.

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какая грамматическая основа в предложении ". эта ранняя утрата с еще большей остротой заставляет прочувствовать его гениальность"? Очень интересует, какое здесь сказуемое и почему.

Ответ справочной службы русского языка

Грамматическая основа – утрата заставляет. Инфинитив почувствовать не входит в состав сказуемого, потому что указывает на состояние, которое испытывают какие-то люди, но не утрата. Утрата заставляет, а чувствовать будут другие.

Здравствуйте! Если в предложении "Я знаю, сколько тебе лет" местоимение "сколько" является дополнением, то какова грамматическая основа ? В целом это предложение сложноподчиненное. В первой его части грамматическая основа "я знаю", а во второй?

Ответ справочной службы русского языка

Сколько - главный член предложения.

Здравствуйте! помогите, пожалуйста, разобраться с грамматической основой предложения "Из бумажника в мобильный телефон"

Ответ справочной службы русского языка

Это предложение неполное. В нем грамматическая основа лексически не выражена, но восстанавливается из контекста.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Грамматическая основа предложения

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА - это основа, ядро или основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого: Под окном рос старый дуб , который в летний зной дарил тишину и прохладу. Ядро предложения: рос дуб, который дарил

Трудности при определении подлежащего

Чтобы правильно выделить подлежащее , надо помнить о том, что

  • подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопрос кому? и подлежащим не являются: Мне не нравится этот цвет . (в этом предложении подлежащим является цвет . так как он совершает действие);
  • в придаточной части сложноподчиненное предложения роль подлежащего часто выполняют союзные слова КОТОРАЯ, КОТОРЫЙ, КОТОРОЕ, КОТОРЫЕ, ЧТО: Книга, которая лежала на столе, была открыта. (в придаточной части предмет, совершающий действие, называется словом которая - это и есть подлежащее); Никогда не знаешь, что тебя ждет завтра;

Ср.: Книга, книга лежала на столе, была открыта. Книга=которая.

Никогда не знаешь, чудо ждет тебя завтра.

  • подлежащее может быть выражено словом с количественным значением + именем существительным в родительном падеже: Несколько человек пришли на лекцию позже. На полке стояло пять книг. Около тысячи предложений поступило в газету от читателей:
  • подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + ИЗ + слово в родительном падеже: Каждый из нас хотел стать отличником. Многие из критиков справедливо оценили рукопись;
  • подлежащее может быть выражено словом в именительном падеже + С + слово в творительном падеже (если сказуемое в форме множественного чила): Мы с Тамарой ходим парой;
  • ​ подлежащее может быть выражено именем собственным, состоящим из нескольких слов: Черное море очень красиво. Василий Петрович Комунаров -Подольский гордился своим происхождением.

Чтобы правильно выделить сказуемое , надо помнить о том, что

  • сказуемое обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы: что делает предмет? каков предмет? что это такое?;
  • сказуемое может быть простым или составным;

Трудности при определении сказуемого

Простое глагольное сказуемое

​ Может быть выражено:

  • глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Я рисую . Нарисуй что-нибудь. Давай что-нибудь нарисуй . Пусть нарисует что-нибудь. Нарисовала бы что-нибудь. Она ничего не нарисовала . Обратите внимание: частицы ДАВАЙ, ПУСТЬ, БЫ, НЕ входят в состав сказуемого, даже если между ними и глаголом есть другие слова;
  • ​​ фразеологизмом или описательным оборотом: Два ученика считали ворон целый день (= бездельничал). Он принял участие в переписи населения (= участвовал);
  • глаголом в форме будущего времени: Каждый из нас будет читать книгу. Она не пойдет в кино.


Составное глагольное сказуемое

Может быть выражено:

  • вспомогательным глаголом со значением начала, конца, продолжения действия + инфинитивом: Его продолжали просить спеть еще песню (= просили). Он начал переживать по поводу экзамена (= переживал). Мы с братом закончили писать письмо (= написал);
  • ​вспомогательным глаголом со значением желания, возможности, стремления к действию + инфинитивом: Татьяна Ларина мечтала увидеться с Евгением. Я хотел бы сдать экзамен. Он стремится поступить в университет. Алексей мог бы лучше учиться;
  • ​вспомогательным глаголом со значением мысли, чувства + инфинитивом: Он боялся опоздать в школу. Мы с мамой не любим путешествовать . Родственники рассчитывали приехать в гости;
  • ​ кратким прилагательным РАД, ДОЛЖЕН, СПОСОБЕН, ОБЯЗАН, ГОТОВ, НАМЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН + инфинитивом: Мы были готовы прийти на собрание. Я обязан сообщить о случившемся. Он намерен выиграть партию;
  • ​ словами НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитивом: Мне надо лучше подготовиться к экзамену. Мне нужно было отлучиться .​

​Когда инфинитив не входит в состав сказуемого?

  • необходимо учитывать значение сказуемого: Они начнут готовиться к экзаменам. ( В этом предложении нельзя выделять сказуемым только слово "начнут" , так как оно не называет главного действия, которое выполняют "они". Когда Андрей закончит работу, Игорь только начнет . В данном предложении глаголы "закончит" и "начнет" приобретают значение самостоятельных действий и являются простыми глагольными сказуемыми;
  • ​если глагол и инфинитив обозначают действия разных лиц, то перед нами простое глагольное сказуемое. Инфинитив должен иметь значение волеизъявления (просить, умолять, приказать, уговорить): Его попросили написать заявление. Сказуемое здесь попросили , а слово "написать" является дополнением (попросили о чем? написать);
  • ​если инфинитив зависит от глагола движения, то перед нами простое глагольное сказуемое и обстоятельство цели: Он пришел узнать о здоровье тетушки. (пришел с какой целью? узнать);
  • ​если к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ?, то перед нами несогласованное определение, а не часть сказуемого: О хота странствовать напала на него. (охота какая? странствовать).

Составное именное сказуемое

Может быть выражено:

  • глаголом-связкой БЫТЬ (ЕСТЬ, БУДУ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ и другие формы) и именной частью (именем существительным, именем прилагательным, именем числительным, местоимением, причастием, наречием): Брат скоро будет студентом;
  • глаголом-связкой ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАТЬ, СТАНОВИТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ и именной частью: Она явилась настоящим профессионалом в своей области. Ребенок выглядел совершенно растерянным . Солнце казалось красным .
  • глаголом-связкой со значением движения, положения в пространстве + именной частью: Осень пришла дождливая. Собака лежала успокоенная.

Как отличить простое глагольное сказуемое от глагола-связки?

Сравните предложения: Аня казалась расстроенной (= была расстроенной) и Вдалеке казалась деревушка (= появлялась, виделась). Очевидно, что в первом примере перед нами составное именное сказуемое с глаголом связкой , а во втором примере глагол "казалась" получает полноценное лексическое значение и его можно заменить только другим полноценным глаголом, следовательно, является простым глагольным сказуемым . Еще примеры: Мама сделалась задумчивой (= стала задумчивой, задумалась) и После поломки вещь не сделается сама собою (= не починится).

Найдите в каждом предложении грамматическую основу:

1. Это многое в тебе объясняет.

2. Теперь она не будет ни спать, ни есть.

3. Почему-то раньше всё было просто.

4. Я целую чистые, святые руки твои!

5. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

6. И моя работа делает меня молодым и счастливым.

7. На первый взгляд, найти анаграмму к одному слову не так-то и трудно.

8. Круглые электрические часы с освещённым изнутри циферблатом показывали без четверти одиннадцать.

9. Какой приказ отдаст он своему воину?

10. Кусты рододендрона здесь особенно жирные, мясистые.

11. В такие минуты думаешь о какой-то безысходности.

12. Или была им недовольна?

13. Кларнет - её любимейший инструмент!

14. С волнением и любопытством посмотрев на тёмное здание школы, вдруг заметил он справа, в темноте парка под густыми акациями, красный огонёк, пробивающийся меж ветвей.

15. Как же ты можешь подсказывать на уроке?

16. И положил на её ладонь маленькую золотую медаль.

17. Он будет строить лёгкие и прочные железнодорожные мосты или дома с особыми, тщательно обдуманными удобствами для людей.

18. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.

19. Может быть, пригласить весь наш студенческий оркестр?

20. Я вышел во двор и, сжав кулаки, сел на поломанную железную койку возле террасы.

21. Собравшиеся в комнате боятся пропустить хоть слово из его рассказа.

22. Уже став знаменитым, Михаил Семёнович Щепкин любил в кругу близких вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских сёлах и хуторах.

23. Только Пушкин, Библия, Шекспир были её вечными спутниками.

24. Словом, школьная жизнь Сергея Чумака была непростой.

25. Замечательный Учитель, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмириевич Рождественский, сибирский поэт.

26. Он был как все.

27. Потом он приткнул концом палки голову змеи и обернулся.

28. Их завёл ещё Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за ределами московскими калачами и сайками, а главное, чёрным хлебом прекрасного качества.

29. Последний раз участвовать в покосе мне привелось лет пять или шесть назад.

30. Все сразу начали бы глядеть на него.

1. это объясняет

2. она не будет ни спать, ни есть.

3. всё было просто

6. работа делает молодым и счастливым

7. найти не трудно

8. часы показывали

9. он отдаст приказ

10. кусты жирные, мясистые

12. была недовольна

13. кларнет инструмент

15. ты можешь подсказывать

17. он будет строить

18. способность дарована

20. я вышел и сел

21. собравшиеся боятся пропустить

22. Михаил Семёнович Щепкин любил вспоминать

23. Пушкин, Библия, Шекспир были спутниками

24. жизнь была непростой

25. учитель был Игнатий Дмитриевич Рождественский

26. он был как все

27. он приткнул и обернулся

28. завёл Иван Филиппов

29. привелось участвовать

30. все начали бы глядеть

  1. Выпишите грамматическую основу предложения 10.

(10)Только её слёзы лёгкие были.

2. Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

(11)3нала тётя Груня, что своего добилась, что теперь выживет этот солдат, потому что боль свою победил, и ещё заплакала она оттого, что муж её и сын с фронта давно весточки не шлют и, может, вот так же, как этот бедолага Алексей Пряхин, в госпитале где-нибудь маются, вот так же страдая и мучаясь.

3. Выпишите грамматическую основу предложения 13.

(13)Детское ликование не остановить.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ запишите цифрой.

(15)Поэтому наша мудрая Анна Николаевна только улыбнулась, когда мы заорали на радостях, заколготились в своих партах, как в коробах, отошла в сторону, прислонилась к тёплой печке, прикрыла глаза и сложила руки калачиком.

5. Выпишите грамматическую основу предложения 15.

(15)Теперь всё было кончено!

6. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.

(10)Одно только было в нём плохо: оценки он ставил страшно придирчиво, и я у него из-за этого не вылезал из троек, а от предстоящей классной работы зависело для меня буквально всё.

7. Выпишите грамматическую основу предложения 21.

(21)Мы уставились на маленького пожилого японца.

8. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.

(10)Одно только было в нём плохо: оценки он ставил страшно придирчиво, и я у него из-за этого не вылезал из троек, а от предстоящей классной работы зависело для меня буквально всё.

9. Выпишите грамматическую основу предложения 21.

(21)Мы уставились на маленького пожилого японца.

10. Укажите количество грамматических основ в предложении 34. Ответ запишите цифрой.

(34)Это дерево посадил ещё мой прадедушка, и жена с удовольствием ухаживает за ним, только беспокоится, оправится ли оно от прошлогодних морозов.

11. Выпишите грамматическую основу предложения 27.

(27)Взрослых нигде не было видно.

12. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

(4)Николай примостился на стуле возле стенки, и, пока Валентин объяснял цель их визита, мальчик огляделся.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ (задания В)

Дидактический материал предназначен для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ. Задания (В).

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ (задания А)

Дидактический материал предназначен учащимся 11 классов для подготовки к ЕГЭ (задания А).

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ (задания С).

Дидактический материал предназначен учащимся 11 классов для подготовки к ЕГЭ (задания С).


Служебные части речи (материал для подготовки к ЕГЭ, задание В 2)

Марериал может быть использован для повторения темы "Служебные части речи" в 11 классе, для отработки навыка распознавания служебных частей речи или для контроля по теме.


материал для подготовки к ЕГЭ задания В10

данный материал поможет учителям в работе с учащимися по подготовке к ЕГЭ.


Теоретический и практический материал для подготовки к ЕГЭ (задания 4 и 20)

Материал может быть использован как на уроках, так и при подготовке к экзамену. Ценность в том, что собранный материал может изучаться в любом классе как при изучении новой темы, так и при повторении.

Предложение — это синтаксическая единица, содержащая мысль и состоящая из одного или нескольких слов. При помощи предложения можно выразить мысли и чувства, приказ, просьбу и т.д.

Грамматическая основа – главные члены предложения

Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое, которые являются грамматической основой предложения, его предикативным центром. Рассмотрим подробнее.

Признаки и грамматическая основа предложения

Предложение является минимальной единицей высказывания. В предложениях слова связаны между собой синтаксическими связями. Следовательно, предложения можно определить как цепочки синтаксически связанных слов.

Благодаря этому даже в тексте без знаков препинания (например, в памятниках древнерусской письменности) можно догадаться, где кончается одно предложение и начинается другое.

Отличительные признаки предложения:

Лексическое значение предложения — это его конкретное содержание. Зима выдалась снежной и морозной.

Грамматическое значение предложения — это общее значение предложений одинакового строения, отвлечённое от их конкретного содержания.

  • Она отправилась на экскурсию (лицо и его действие).
  • Путники замерзли и устали (лицо и его состояние).

Грамматическая основа – главные члены предложения

По наличию второстепенных членов как односоставные, так и двусоставные предложения могут быть нераспространёнными (нет второстепенных членов) и распространёнными (второстепенные члены есть), например: Я дремлю (простое двусоставное нераспространённое предл.). На стеклах лед нарос буграми (простое двусоставное распространённое предл.).

По наличию или частичному отсутствию членов предложения предложения могут быть полными и неполными, например: В холодном зале таинственно дремлет ёлка (полное предложение). Стакан — копейка (неполное предл., выпущено сказуемое стоит). (По И. Шмелеву)

Предложения имеют грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них. Грамматическая (предикативная) основа может включать как оба главных члена предложения, так и один из них — подлежащее или сказуемое.

По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом): Гремят трубы в сенях. Пахнет натертыми полами, мастикой, ёлкой. Вот мороз! (По И. Шмелеву)

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две или несколько основ, связанных друг с другом по смыслу, интонационно и с помощью лексических средств). Например: Наше Рождество подходит издалека (простое предл.). Под иконой поют священники, и огромный дьякон вскрикивает так страшно, что у меня вздрагивает в груди (сложное предл.). (По И. Шмелеву)

Отличие предложения от словосочетания

Признаки подлежащего

Подлежащее — главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Способы выражения подлежащего:

Грамматическая основа – главные члены предложения

Признаки сказуемого

Сказуемое — главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? Отговорила роща золотая (С. Есенин).

Грамматическое значение сказуемого выражается глаголом в форме одного из наклонений:

  • изъявительное: Лошадёнка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина (А. Чехов). Толпа напоминала тёмный вал океана (М. Горький).
  • условное: Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог (М. Лермонтов).
  • повелительное: Не биди того, что отмечталось, Не волний того, что не сбылось… (С. Есенин)

Сказуемое может быть простым и составным.

Грамматическая основа – главные члены предложения

Простое глагольное сказуемое

Сказуемое, выраженное глаголом в каком-либо наклонении, называется простым глагольным сказуемым. В нем лексическое и грамматическое значение выражается одним словом. Например:

1) По утрам крыши обрастали блестящей бахромой из ледяных сосулек.

2) С Ручьевой горы сбегает много ключей и ручейков.

3) Птички-синички будут петь о весне и счастье. (По Д. Мамину-Сибиряку)

В этих предложениях глаголы-сказуемые имеют формы изъявительного наклонения прошедшего, настоящего и будущего сложного времени.

4) Старик вернулся бы в свою избушку — сказуемое выражено глаголом в условном наклонении.

5) Ах, замолчите, мне дурно сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении. (По Д. Мамину-Сибиряку)

Составное глагольное сказуемое

Составным глагольным сказуемым называется сказуемое, состоящее из вспомогательного глагола в каком-либо наклонении, и глагола в неопределенной форме, в котором заключено его лексическое значение. Например:

Мальчик стал сбивчиво рассказывать о случившемся. Не могли бы вы помочь нам?

Вспомогательные глаголы лишь указывают начало, конец, возможность, желательность, продолжительность действия, обозначенного глаголом в неопределённой форме.

Схема составного глагольного сказуемого такова: вспомогательный глагол (начать, принимать, перестать, уметь, решать, собраться, стараться, стать, кончить, мочь, желать, хотеть, продолжить) + неопределённая форма глагола: Он старался казаться молодым. Мери перестала плакать.

Сочетания некоторых кратких прилагательных (рад, должен, намерен, обязан, готов, способен и др.) и глагола-связки быть в форме одного из наклонений могут выступать в роли связки составного глагольного сказуемого:

Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели. Печорин был бы рад изменить свою жизнь. Окружающие обязаны были понять мятежный характер героя.

Составное именное сказуемое

Составное именное сказуемое — это сказуемое, которое состоит из глагола-связки (быть, есть) и именной части.

Грамматическая основа – главные члены предложения

Необходимо отличать глагол-связку быть от глагола быть (в значении иметься, находиться, посещать, существовать и т.д.). Например: У меня был друг. Это были запасы нефти. Я был в США.

В настоящем времени глагол-связка быть не употребляется: День хорош. Он умница.

Глаголы казаться, делаться, остаться, стать, являться, считаться, представляться могут быть глаголами-связками:

Ребенок становится умнее день ото дня. Гостья делалась все веселее. Андрей считался лучшим в классе.

Полные и неполные предложения

По наличию или отсутствию необходимых членов предложения различают полные и неполные простые предложения.

Полные предложения — это такие простые предложения, в которых есть все члены, необходимые для смысловой полноты предложения. Быть сильным хорошо, быть умным лучше вдвое.

Неполные предложения — это такие предложения, в которых пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный) или же несколько членов предложения. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются из предыдущих предложений или самой речевой ситуации.

Мир освещается солнцем, а человек — знанием. Сравните: … а человек освещается знанием.

Неполные двусоставные предложения следует отличать от односоставных полных, в которых только один главный член предложения, а второго нет и не может быть в структуре.

Грамматическая основа – главные члены предложения

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения. Неполными часто являются предложения в диалоге.

Неполным предложением может быть вторая часть сложного предложения. Алёша смотрел на них, а они — на него. Опущено сказуемое во второй части сложного предложения. Вы получили письма, а я не получил. Опущено дополнение.

Пропуск членов предложения в произношении может быть выражен паузой, а на письме обозначен тире. Летом светает рано, а зимой — поздно.

В так называемых ситуативных неполных предложениях пропущенные члены не восстанавливаются. Они в тексте словами нигде не названы, а додумываются из речевой ситуации, т. е. их смысл раскрывается внеречевыми обстоятельствами, жестами, мимикой. За мной! На здоровье! Счастливого пути!

Односоставные предложения

По наличию главных членов простые предложения делятся на двусоставные и односоставные.

Двусоставными называются простые предложения, в грамматической основе которых имеются оба главных члена — подлежащее и сказуемое. В лесу держался запах прелой травы.

Односоставными называются простые предложения, у которых грамматическая основа состоит из одного главного члена — подлежащего (назывные) или сказуемого (глагольные). Летний полдень.

Грамматическая основа – главные члены предложения

Трудность в определении грамматической основы представляют неполные предложения — предложения, в которых может быть не назван какой-либо член, который ясен из ближайшего текста. При этом неполные предложения могут быть как двусоставными, так и односоставными.

1) Финишировали велогонщики. Распрямили усталые спины. Во втором предложении не названо подлежащее велогонщики, ясное из предыдущего предложения. Второе предложение является неполным двусоставным.

2) В воскресенье утром иду на стадион. Вечером — на концерт. Во втором предложении не назван главный член односоставного предложения иду. Это неполное односоставное (определённо-личное) предложение.

Неполными предложения могут быть только по составу членов предложения, но не по смыслу. Пропущенные члены предложения легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям (контексту) или соответствующей внеязыковой ситуации.

Назывные предложения

Назывные предложения — это односоставные простые предложения с главным членом — подлежащим. В назывных предложениях сообщается о каком-либо предмете, явлении и утверждается, что этот предмет или это явление есть в настоящем.

  • Скорый поезд. Он гремит лесами, стелет дым на жёлтое жнивьё.

Глагольные односоставные простые предложения

В глагольных односоставных простых предложениях главный член — сказуемое. Глагольные односоставные предложения делятся на определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные.

1. Определённо-личные предложения

Определённо-личными называются односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1‑го или 2‑го лица. Плывём пустынной Ладогой под яркой аркой-радугой.

В определённо-личных предложениях сказуемое не может быть выражено глаголом в прошедшем времени и в форме 3‑го лица единственного числа: 3‑е лицо не является определённым, а прошедшее время вообще не указывает на лицо.

Определённо-личные предложения по смыслу синонимичны двусоставным предложениям и нередко используются для того, чтобы избежать повторения одного и того же слова.

2. Неопределённо-личные предложения

В неопределённо-личных предложениях сказуемое выражается глаголами 3‑го лица множественного числа настоящего или будущего времени либо множественного числа прошедшего времени. Скоро объявят о результатах выборов.

3. Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения — это односоставные предложения, в которых глагол-сказуемое называет действие, относящееся к любому лицу. Группа обобщённо-личных предложений выделяется по смыслу. Грамматически обобщённое значение передаётся обычно глаголом в форме 2‑го лица единственного числа. Обобщённо-личные предложения типичны для пословиц и афористичных высказываний. Учи других — и сам научишься.

Обобщённое значение может иметь и форма 3‑го лица множественного числа. Спустя лето по малину не ходят.

Определённо-личные и неопределённо-личные предложения приобретают обобщённое значение (т. е. переходят в разряд обобщённо-личных), если называют действие, которое может быть отнесено ко всем и к каждому в отдельности. Добро поощряй, а зло порицай.

4. Безличные предложения

Безличные предложения — это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Пахнет черёмухой, медовой кашкой и ландышем.

Сказуемое в безличных предложениях обычно выражается безличными глаголами, но нередко используются и личные глаголы в значении безличных. Дымкой синей серый снег заволокло.

В качестве сказуемого могут выступать глаголы в неопределённой форме, а также слова категории состояния. Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин.

Итак, что такое подлежащее и сказуемое? Подлежащее – это главный член в предложении, обозначающий предмет или лицо, о котором в нем говорится. Выражается чаще всего именем существительным. А вот сказуемое – это тоже главный член предложения, но оно обозначает действие, которое происходит с подлежащим и выражается глаголом.

Часто бывает так, что между подлежащим и сказуемым пропущен еще один глагол – связка. В таком случае между ними нужно поставить тире: Цель жизни – приносить пользу.

При разборе подлежащее подчеркивается одной длинной чертой, а сказуемое – двумя параллельными.

Читайте также: