Охарактеризуйте папские декреталии как источник канонического права

Обновлено: 02.07.2024

Структура римской церкви:

Во главе римский папа (пожизненно), которого выбирал Конклав. Он созывал Соборы (съезды духовенства). Он издавал нормативные акты (буллы), был высшей судебной инстанцией, короновал королей и императоров (папские вассалы), использовал в борьбе с монархами интердикт, отлучал монархов от церкви, освобождал поданных от присяги королю. Ему подчинялись: Монашеский орден /(подчинялись ему и осуществляли различные функции церкви), Военно-рыцарские ордены (в/с римского папы), Монастыри – аббатства и приорства (назначались римским папой).Также были: папские курия, коллегии кардиналов, канцлеры, судебные учреждения.

Источники канонического права:

1. Священное писание (включающий в себя Ветхий и Новый заветы с теми изъятиями, которые были установлены католическим богословием).

2. Произведения отцов церкви (Василия Великого, Григория Богослова, св. Августина). Ими были установлены основные обряды и догматы церкви, правила использования священнической и епископской должности, критерии церковных таинств).

3. Постановления церковных соборов. Ими были установлены важнейшие правила в вероучении, оценке еретических учений и отступлений от церковного канона.

4. Римское право (все нормы и кодексы которого были заимствованы в практике церковных судов.

5. Апостольские конституции – сборник правил, предписанный первым апостолам, составленный 14 века.

6. Папские постановления – декреталии. (Первые декреталии появились в 14 веке)

7. Codex canonum Ecclesiaromani появилсяв империи Каролингов в 8 веке и стал первым опытом систематизации церковного права западной церкви, его составление приписано римскому монаху Дионисию Малому.

8. Собрания документов – Collectio (подготовленные видным испанским философом, епископом Исидором Сивильским в 7 веке).

9. В 12 веке были составлены авторитетные сборники ранних канонических законов (в них были включены извлечения из псевдоисидорийских декреталии, в том числе и из Дарственной Константина).

12. В конце 12 века Бернард из Павии дополнил Декрет еще одним сбоником декреталиев.

13. В 1234 г. были систематизированы декреталии папы Григория IX;

-папы Бонифация VIII (начало 14 века);

-свод Клементинов (после 1317 г.)

15. Дополнение к Декрету Грациана сделано около 1500 года (собрание декреталиев начиная с папы Иоаннв XXII – Extravangantae);

16. Свод канонического права (Corpus juros canonici) такое офицальное название получил единый сборник со всеми дополнения вместе с Декретом Грациана с 1583 года.

Суды канонического права основывались на более сложной судебной процедуре, чем обычные феодальные суды. Отличия в особенности проявились к XII в., когда в каноническом праве стали заметны традиции римского права, переработанные и обновленные соответственно новым церковным требованиям. К основным судопроизводственным порядкам варварских времен и феодального суда церковь относиласьнеприязнено.
Строгий формализм в судебной процедуре был взаимосвязан с вообще новым подходом канонического права к смыслу судопроизводства. Суд должен был не установить правоту одной стороны и осудить другую, суд должен был выяснить истину по делу, может быть, даже в частичное или полное нарушение интересов того, кто возбудил обвинение или жалобу. Были разработаны некоторые правила разграничения доказательств (не относящихся к делу, неясных или неопределенных, свидетельствующих то, что порождает неясность, противоречащих природе и потому бесполезных). Излишне формальные и жесткие требования к природе доказательств были затруднением в возбуждении уголовныхпреследований.
По решению IV Латеранского собора в особые обязанности церковных властей впредь входила борьба с проявлениями разного рода ереси.

Церковная судебная процедура оказала значительное влияние и на светские суды в Европе. Излишне жесткое и своеобразное отношение канонического права к процессуальным доказательствам стало, однако, причиной для распространения в юстиции излишнего затягивания разбора дел, начала практики многомесячных и многолетних тяжб.

Брачно-семейное право:

Христианскими канонами были заложены принципы всех семейных отношений христианского мира, включая и чисто юридические стороны.
Брак в каноническом праве понимался и как соглашение между супругами (здесь проявилось прямое влияние позднего римского права), и как, главное, таинство священного содержания. То, что брак считался договором (contractus), предопределяло взаимные права и обязанности супругов. То, что он был таинством, предполагало его неотменимость; в результате брачного сожительства создавался особого рода кровно-родственный союз супругов, и разорвать его было не во власти людей.

Для заключения канонического брака важнейшим моментом считалось выражение взаимного согласия на брач­ный союз. Совершали брак сами брачующиеся (ими могли быть мужчины с 16 лет, женщины – с 14 лет).


Христианская церковь издревле стремилась к упорядочению церковной жизни. Поэтому ею были разработаны разные формы канонического права – уставы, правила, регламенты, регулирующие земную сторону её жизнедеятельности. Хотя каноническое право не панацея от всевозможных неустройств, споров и конфликтов (а порой может даже провоцировать их), вряд ли можно было бы совсем обойтись без такого рода инструмента в церковном управлении и судопроизводстве.

Особым каноническим правом регламентируется и практика православной церкви. В отличие от других конфессий церковные каноны, по её представлению, являются одним из важнейших источников божественного откровения и в некотором роде фиксированным апостольским преданием. В этой связи важно выяснить источники канонического права, историю его фиксации, границу объема, а также рассмотреть проблему его функциональности. Каждый из поставленных вопросов позволит нам сделать ряд важнейших заключений о неадекватности византийской ортодоксии в области церковного законодательства, а также поможет определиться в собственном отношении к древнецерковному законодательству.

Источники канонического права

Утверждение, что апостолы стремились регламентировать церковную жизнь первых христианских общин в виде свода нормативных правил, нельзя считать полностью безосновательным. И не только учитывая косвенное указание в Деян. 16:4 –

Если какие-то правила действительно были составлены апостолами на Иерусалимском соборе, то уж никак не в устной, а именно в письменной форме. Интересно, что в дошедших до нас свидетельствах эти правила передаются в форме стенограммы заседаний[3]. Поэтому многочисленные заявления православных теоретиков церковного права, что существующая редакция апостольских правил возникла в результате передачи устной традиции, лишь подрывает веру в их аутентичность. Все разговоры о том, могли или не могли сохраниться апостольские правила в чистоте и неповрежденности, при таком подходе к проблеме представляются очередным сотрясанием воздуха.

Данные источники канонического права в дальнейшем были положены в основу церковных правил, утвержденных решениями Вселенских и Поместных соборов, которые не только издавали свои собственные каноны, но использовали и корректировали уже имеющиеся, составленные до них.

Отношение к источникам канонического права на Востоке и Западе

Далее И. Стратилатов делает важный вывод:

История фиксации и границы объема византийского церковного права

Состав канонов, принятый Трулльским собором, и возникающие в этой связи проблемы

Тем нем менее, вышеназванное правило Киприана Карфагенского каким-то таинственным и необъяснимым образом выпало из канонических сборников РПЦ. И этот факт заставляет нас придти к выводу, что нормы канонического права в православной церкви могут произвольно варьироваться в зависимости от желания церковных властей, которые не обременяют себя строгим соблюдением решений прошлых соборов, в том числе тех, которые эти соборы считают имеющими вселенский авторитет. Правило Киприана предписывало крестить еретиков при обращении их к церкви. Поскольку существующая практика стала расходиться с бывшей во времена Киприана, а также, надо полагать, и Трулльского собора, правило решили просто вычеркнуть, нисколько не заботясь о правомерности такого поступка[22].

Такой же в конец запутанной представляется ситуация с выбором канонов поместных соборов и правил святых отцов[24]. Здесь невозможно вообще найти никакого критерия. На протяжении семи веков состоялось огромное количество Поместных соборов, но из них выбраны только какие-то определенные, а сама мотивация предпочтений остается загадкой. В выборе правил прослеживается явная тенденция к игнорированию западной практики. Так из соборов, состоявшихся на Западе, были включены правила только Карфагенских соборов (и то весьма избирательно) и Сердикийского собора (который не был в чистом виде западным, но смешанным), но, как известно, он был понижен в ранге невероятным образом и вопреки всем фактам, превратившись из Вселенского в простой Поместный. Множество соборов, состоявшихся в Италии, Испании и Галлии, издававших свои правила, были полностью проигнорированы[25]. Но и те правила восточных соборов, которые приняты, как выясняется, были отредактированы, так как древние списки правил этих соборов порой не совпадают с их поздней редакцией, сделанной в Константинополе. Среди правил святых отцов и вовсе не оказалось ни одного представителя Западной церкви, как будто там вообще не было значимых авторитетов или их учение было каким-то ущербным по сравнению с греческим. Даже включенное было правило Киприана впоследствии беззаконно удалили.

На мой взгляд самым важным критерием в отборе и редакции канонов из огромного пласта древнецерковного законодательства нужно признать устранение возникших противоречий между литургической практикой рубежа VI-VIII веков и опытом ранней церкви. Всё это доказывает историческую несостоятельность и крайнюю тенденциозность канонического права, которым в настоящее время руководствуется православная церковь.

Антиканоничность Трулльского собора

Каноны Трулльского собора были опубликованы им как бы от лица VI и V Вселенских соборов, которые, как известно, никаких канонических правил не издали. Как мы убедимся из нижеследующего, этот собор не имел и не мог иметь статуса вселенского. В связи с этим возникает вопрос: имел ли право, согласно церковному законодательству, собор местного значения что-либо предписывать от имени Вселенских соборов, которые состоялись первый за 10, а второй за 138 лет до него?

Заключение. Функциональное значение канонов

Тем не менее, нельзя сказать, что древнейший пласт в каноническом наследии не имеет совсем никакого значения для церковного домостроительства. Многие правила вполне пригодны для использования и даже полезны в дисциплинарном отношении. При взвешенном и разумном подходе их применение выглядит обоснованным. Если убрать все поздние наслоения, то в процессе законотворчества в некоторых случаях можно опираться на древнецерковные, и особенно апостольские правила. Часть канонического права еще остается актуальной, но связывать её с православием неправомерно.

Л. Л. Гифес
30 марта 2006 (редакция март 2017)

[3] См. напр. Каноны святых апостолов. // Патристика. Новые переводы, статьи. Н. Новгород. 2001.

[5] Cours de droit canon. Par Andre. Ed. Migne. Paris au mot droit. 1844.

[6] Hist. Franc. V, 18 et 27.

[7] Ballerini part. IV. Cap 1.

[8] Ballerini part. IV. Cap 2.

[9] Opusc. 3; adv. Hincm.; Laud. Cap. 24.

[10] Павлов А. С. Курс церковного права. СПб. 2002, стр. 42.

[11] Павлов А. С. Указ. соч., стр. 43.

[12] И. Стратилатов сомневается приписывать данное предисловие Фотию на том основании, что он не мог противоречить действующему церковному праву. Однако автор сам себе противоречит, предполагая, что Фотий внес в своей Номоканон это предисловие из какого-то другого канонического сборника, имевшего хождение еще до Трулльского собора. Если бы Фотий признавал каноны Трулльского собора, то оставлять старое предисловие в неотредактированном виде не было бы согласно с его взглядами и целями, так как никакой нужды в этом не имелось. И. Стратилатов забывает тот факт, что Трулльский собор не имел авторитета Вселенского собора, а потому его решения могли манкироваться какое-то время даже на Востоке. – См.: Стратилатов И. Древность и важность апостольских правил. СПб. 1996, стр. 8.

[13] Стратилатов И. Указ. соч., стр. 87-88.

[14] Павлов А. С. Указ. соч., стр. 42.

[15] Аксаков Н. П. Предание Церкви и предания школы. М. 2000, стр. 27.

[16] См.: Павлов А. С. Указ. соч., стр. 45.

[17] См.: Павлов А. С. Указ. соч., стр. 44.

[18] По-видимому, это было сделано патриархом Фотием в его редакции Канонической Синтагмы.

[19] Состав этих дополнительных правил следующий: I. Каноникон Иоанна Постника, II. Правила Никифора Исповедника, III. Синодальные ответы Николая Грамматика, IV. Различные предписания Василия Великого (помимо канонических), Иоанна Златоуста и Анастасия Антиохийского.

[26] Павлов А. С. Указ. соч., стр. 48.

[27] См.: Аксаков Н. П. Указ. соч., стр. 28.

[29] 1-е правило этого Собора, которое предписывает отлучать от общения всех, кто нарушает определения Никейского собора, является очевидным православным фальсификатом.

[31] Правила православной церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. 1. СПб. 1911, стр. 23.

[32] Поэтому некоторые русские церковные историки (еп. Иоанн Митропольский, В. В. Болотов, М. Э. Поснов) в своих монографиях о Вселенских соборах ни слова не говорят о соборе Трулльском, тем самым молчаливо подтверждая его антиканоничность.

[34] См.: Карташев А. В., проф. Вселенские соборы. СПб. 2002, стр. 465.

[35] Правда, известно высказывание папы Адриана в послании к патриарху Тарасию, приуроченном к VII Вселенскому собору, где папа соглашается отнести 82-е правило Трулльского собора к правилам шести вселенских соборов. Но такое согласие скорее вызвано чисто полемическими антииконоборческими мотивами, поскольку в правиле говорилось о некоторых принципах иконописания. Ввиду того, что аргументация иконопочитателей была итак весьма слаба, использовалась любая зацепка для того, чтобы ретроспективно обосновать культ икон, для чего годились любые примеры и приемы. Поэтому 82-е правило Трулльского собора в этом плане было как нельзя кстати и ссылка на него обусловливалась моментом времени. В любом случае, это частное высказывание еще не говорит о практике всей Римской церкви, тем более, что её позиция в отношении Трулльского собора всем хорошо известна.

Вторым, наряду с признанием папского авторитета, объединяющим элементом для католической иерархии было признание единства и незыблемости правил канонического права. Однако само содержание канонического права было сформировано исторически и далеко не одновременно ранней церковной организации и иерархии.

Первоначальные источники канонического права западной церкви были теми же, что и для церкви восточной, греческой. Они были едины для всех содержательных канонов христианства. Отправным считалось (1) Священное писание, включая Ветхий и Новый заветы с теми изъятиями, которые были установлены католическим богословием. Следующим по времени возникновения были (2) произведения отцов церкви — Василия Великого, Григория Богослова, св. Августина. Их трудами было дано равноапостольское истолкование Евангелия и богословской доктрины Писания, установлены основные обряды и догматы церкви, правила исполнения священнической и епископской должности, критерии церковных таинств, в т. ч. брака, и расписаны главнейшие нарушения церковных правил — от малых до вероотступничества и впадения в ересь. Сходное значение имели (3) постановления церковных соборов. Ими были установлены важнейшие правила в вероучении, оценке еретических учений и отступлений от церковного канона. Традиционным источником, особенно благодаря византийскому использованию, было (4) римское право, особенно христианской эпохи. Созданные на основе позднего римского права кодексы были прямо заимствованы в практике церковных судов.

Все первоначальные источники канонического права, за исключением римского права, в равной степени были и богословскими, и литературными, и только исходя из этого — общеправовыми. Началом собственно юридического канонического права стали (5) Апостольские конституции — сборник правил, приписанных первым апостолам, составленный в IV в. Сборник включил сначала 50, затем 85 правил, относившихся к самым разным сферам церковной жизни и юридического рассмотрения церковных вопросов. Хотя после разделения церквей этот сборник стал рассматриваться как апокриф западной католической церковью.

Разделение церквей вообще поставило исторический вопрос о собственном католическом каноническом праве. Многочисленные и тщательно разработанные церковно-государственные кодексы и законы восточной церкви (см. § 43) не могли официально применяться католиками. На важное место в западной церкви вышли издаваемые папами постановления — декреталии. Первые декреталии появились в IV в. Позднее они стали приобретать все более правовой характер, устанавливая правила внутрицерковной жизни, обязанности мирян и церковнослужителей.

В VIII в. в империи Каролингов появился первый опыт систематизации церковного права западной церкви — Codex canonum Ecclesiae romani. Его составление приписано римскому монаху Дионисию Малому (VI в.). Свод Дионисия включил собрания апостольских постановлений и соборов, а также избранные декреталии римских пап, начиная с папы Сириция (конец IV в.). При Каролингах Дионисиеву собранию было придано официальное значение (774).

Большое значение для систематизации и разработки канонического права имели собрания документов, подготовленные видным испанским философом, епископом Исидором (VII в.). В его Collectio были обобщены важнейшие постановления церковных соборов, исторические материалы о церковном праве. С именем Исидора связано и еще одно собрание, как позднее выяснилось, фальсифицированных декреталиев и указов римских императоров, якобы даровавших церкви совершенно особые права и привилегии. Особое место заняли мифические декреты римского императора Константина о принудительном характере церковного суда для мирян и о вручении вообще мирской власти западной церкви над западными странами — т. н. Константинов дар (подложность его была разоблачена итальянским гуманистом Лоренцо Валлой в XV в., а окончательно — швейцарским юристом Д. Блонделем в 1628 г.). Однако в Средние века псевдо-Исидорово собрание считалось действительным и было важнейшим правовым источником.

Свод канонического права, как он сложился к XVI в., стал единственным разрешенным к применению в церковных делах и церковной юстиции источником норм канонического права. Его значение приравнивалось к основополагающим богословским доктринам церкви. Отрицание значимости папских декреталиев и Свода канонического права было важнейшим актом религиозной борьбы с католицизмом, начавшейся в эпоху Реформации (в 1517 г., выступив с открытым протестом против папской власти, Мартин Лютер бросил в костер виттенбергской живодерни вместе с папской буллой и Свод канонического права, что произвело неизмеримо больший эффект на церковные круги). Но для католической церкви составленный в XII–XVI вв. Свод сохранил свое значение на столетия (обновленная редакция Свода была дана лишь в 1917 г.).

Феодальные права, существующие еще и в эпоху Революции (по изложению современных знатоков феодального права).

Феодальные права, существующие еще и в эпоху Революции (по изложению современных знатоков феодального права). Я не собираюсь писать трактат о феодальных правах или разбирать вопрос об их происхождении. Я только хотел бы указать те из этих прав, что продолжали еще

ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права

ГЛАВА VI О том, что порядок наследования покоится на началах политического или гражданского права, а не естественного права Закон Вокония воспрещал назначать наследницей жену и даже единственную дочь. Никогда еще не было более несправедливого закона, говорит святой

27. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ РОССИИ ПРИ НИКОЛАЕ I. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

27. ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕХАНИЗМЕ РОССИИ ПРИ НИКОЛАЕ I. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. При Николае I (с 1826 г.) Собственная Его Императорского Величества Канцелярия состояла из следующих отделений:1-е отделение Собственной Его

§ 3. Становление государственной организации и права

§ 3. Становление государственной организации и права Проблема возникновения государства и права Происхождение государства и права в обществе — вопрос более философский, чем исторический. Научные ответы на него зависят от того, какое в целом социальное значение

Становление уголовного права

Становление юстиции «общего права

Становление юстиции «общего права После нормандского завоевания середины XI в. в Англии сохранились судебные порядки и обычаи англосаксонских времен. Влияние новой монархии было еще слабым, чтобы подчинить себе и переустроить юстицию разных областей страны. Для хотя бы

Становление общеимперского права

Становление общеимперского права Государство германского народа, сложившееся в Х — XII вв. (см. § 29.1), обладало относительным политическим и административным единством. Одной из самых важных особенностей развития германского права в последующем стало поэтому длительное

§ 38. Становление права славянских народов

§ 38. Становление права славянских народов У западных и южных славян вплоть до периода Высокого средневековья — XII–XIII вв. — государственность сохраняла вид варварского королевства или раннефеодальной монархии (см. § 32). Слабой была и степень феодализации общественного

Становление городского права

Становление городского права Время Высокого средневековья — XII–XIII вв. — стало началом периода расцвета городского строя в Европе. Явление это было всеобщим, и различия, касались только степени распространения городского уклада, количества и величины новых городов в

§ 49. Становление международного права

§ 49. Становление международного права Уже в древности стали формироваться некоторые правила в отношениях между правителями разных государств, между разными народами. Из этих случайных поначалу обычаев, в которых выражались как общие представления о нормах

1. Систематизация внешней политики Екатерины II

1. Систематизация внешней политики Екатерины II Когда Екатерина получила трон, она увидела, что внешняя политика России была определенным анахронизмом. В ней не было никакой четкой системы, поскольку все предыдущие монархи кроили ее в зависимости от своих прихотей, и на

Практическая систематизация естественнонаучного наследия

Практическая систематизация естественнонаучного наследия В то время как объективными исследованиями, подходящими для приверженцев шариата (которыми можно было заниматься относительно автономно от исламских духовных обязательств), были в основном исторические — от

    • Didache
    • Апостольские постановления
    • Каноны апостолов
    • Коллекции canonum Dionysianae
    • Collectio canonum quadripartita
    • Collectio canonum Quesnelliana
    • Collectio canonum Wigorniensis
    • Дар Константина
    • Споры о непрофессиональных инвестициях
    • Dictatus papae
    • Libertas ecclesiae
    • Plenitudo potestatis

    Jus novum (ок. 1140-1563)

    • Corpus Juris Canonici
      • Decretum Gratiani
        • Декретист
        • Canon Episcopi
        • Маргарита
        • Декреталист

        Jus novissimum (ок. 1563-1918)

        • Совет Трента
        • Бенедикт Деус (Пий IV)
        • Tametsi
        • Apostolicae Sedis moderationi
        • Кодекс канонического права 1917 года
        • Ecclesiae Sanctae
        • Кодекс канонического права 1983 года
        • Контрактум триний
        • Папский судья-делегат
        • Право опциона
        • Свод канонов восточных церквей
        • Восточные канонические реформы Пия XII
        • Номоканон
        • Архепархия
          • Епархия
          • Общий римский календарь
            • Рейтинг литургических дней в римском обряде
            • Кодекс Рубрик
            • Liturgiam Authentic
            • Tra le sollecitudini
            • Musicam sacram
            • Quattuor abhinc annos
            • Ecclesia Dei
            • Communicatio in sacris
            • Ex opere operato
            • Омниум в ментеме
            • Действительный, но незаконный
            • Священные Ордена
              • Препятствие (католический канонический закон)
                • Абстемий
                • Порок рождения
                • Apostolicae curae
                • Покаянные каноны
                  • Paenitentiale Theodori
                  • Обратите внимание на важность внутреннего форума и неприкосновенность сакраментальной печати.
                  • Sacramentum Poenitentiae
                  • Евхаристическая дисциплина
                  • Canon 915
                  • Celebret
                  • Массовая стипендия
                  • Снисходительность
                    • Indulgentiarum doctrina
                    • Алтари
                    • Большая базилика
                    • Малая базилика
                    • Ораторское искусство (часовня)
                    • Праздничные дни
                    • Постные дни и воздержание
                      • Paenitemini
                      • Каноническая форма (латинская церковь)
                        • Tametsi
                        • Ne Temere
                        • Запреты брака
                        • Dignitas Connubii
                        • Реформы судебного разбирательства по делу о признании брака недействительным Папы Франциска
                        • Ветитум
                        • Близость
                        • Скрытность
                        • Препятствие преступлению
                        • Неравенство культа
                        • Лигамен
                        • Общественная принадлежность
                        • Ratum sed non consummatum
                        • Sanatio in Radice
                        • Полина привилегия
                        • Петровская привилегия
                        • Римский понтифик
                        • Коллегия епископов

                        Над-епархиальные / епархальные сооружения

                        • Колледж кардиналов
                        • Конференция епископов
                        • Архиерейский Синод

                        Особые церкви

                        • Церкви суи юри
                          • Латинская церковь
                          • Восточно-католические церкви
                          • Аббатство нуль
                          • Апостольское викариатство
                            • Апостольский викарий
                            • Апостольский администратор
                            • Aeque Principaliter
                            • Собор
                            • В персоне епископи
                            • Епархиальная курия
                              • Модератор Курии
                              • Викарий Форан
                              • Епархальная курия
                              • Anglicanorum Coetibus
                              • Приход
                                • Команда священников в солидуме
                                • Соборная церковь
                                • регистр
                                • Непрофессиональный попечительство
                                • Дикастерия
                                • Конгрегация
                                • Папский совет
                                • Личная прелатура
                                  • Типы членства в Opus Dei
                                  • Каноническая коронация
                                    • Канонически увенчанные изображения
                                    • Taxa Innocentiana
                                    • Папский совет по законодательным текстам
                                    • Апостольский гость

                                    Философия, теология и фундаментальная теория католического канонического права

                                    • Benefice
                                    • Собор
                                    • Договорное право
                                    • Массовая стипендия
                                    • Украденная плата
                                    • Temporalities
                                    • Лицо (католическое каноническое право)
                                      • Официальный акт отступничества от католической церкви
                                      • Светское духовенство
                                      • Обычное духовенство
                                      • Обязанность безбрачия
                                      • Клерики и общественная служба
                                      • Инкардинация и возбуждение
                                      • Лаицизация (диспенсация)
                                      • Канонические факультеты
                                      • Каноническое положение
                                        • Канонические выборы

                                        Юридические и физические лица

                                        • Acta Apostolicae Sedis
                                          • Acta Sanctae Sedis
                                          • Imprimatur
                                          • Имприми потест
                                          • Протонотарный апостольский
                                          • Canon 1324
                                          • Канон 1398
                                          • Порицание (католический канонический закон)
                                          • De delictis gravioribus
                                            • Полное отпущение грехов
                                            • Crimen sollicitationis
                                            • Список преступлений, подлежащих отлучению от церкви в католической церкви
                                            • Список людей, отлученных католической церковью
                                              • Список отлученных от церкви кардиналов
                                              • Трибуналы
                                                • Верховный суд апостольской сигнатуры
                                                • Трибунал римской роты
                                                • Апостольская тюрьма
                                                • Конгрегация доктрины веры
                                                • Судебный викарий / Officialis
                                                • Аудитор
                                                • Защитник облигаций
                                                • Прокурор

                                                Pars Dynamica (процедура испытания)

                                                • Dignitas connubii (супружеские отношения)
                                                • Обращение как от злоупотребления
                                                • Презумпция
                                                • Пенитенциарная процедура
                                                  • Vos estis lux mundi
                                                  • Конгрегация дел святых
                                                  • Maiorem hac dilectionem
                                                  • Адвокат Дьяболи
                                                  • Oblatio vitae
                                                  • Positio
                                                  • Процесс беатификации и канонизации в 1914 году

                                                  Выборы римского понтифика

                                                  • Действующий закон
                                                    • Universi Dominici Gregis
                                                    • Папский отречение
                                                    • Реформы Папы Бенедикта XVI
                                                    • Кончить проксим
                                                    • Jus exclusivae
                                                    • Папское назначение
                                                    • Аэтерни Патрис Филиус
                                                    • Romano Pontifici eligendo
                                                    • Ingravescentem aetatem
                                                    • Перикулум уби
                                                    • Quia propter
                                                    • Лицензиат канонического права
                                                    • Доктор канонического права
                                                    • Доктор обоих законов

                                                    Журналы и профессиональные общества

                                                    • Общество канонического права Америки
                                                    • Юрист

                                                    Факультеты канонического права

                                                    • Средневековый
                                                      • Грациан
                                                      • Hostiensis
                                                      • Жан Лемуан
                                                      • Раймонд Пеньяфорт
                                                      • Руфинус
                                                      • Иоганн Тевтоникус
                                                      • Джеффри Трани
                                                      • Бурхард из червей
                                                        • Brocard
                                                        • Эухенио Корекко
                                                        • Джон Д. Фэрис
                                                        • Пьетро Гаспарри
                                                        • Ладислас Орси
                                                        • Эдвард Н. Питерс
                                                        • Торжественная клятва
                                                        • Восклицание
                                                        • Проявление совести
                                                        • Каноническое возведение дома религиозных
                                                          • Папское право
                                                          • Епархиальное право

                                                          Институт освященной жизни

                                                          • Религиозный институт
                                                            • Конгрегация
                                                            • Приказ
                                                              • Монашество
                                                              • Каноны регулярные
                                                              • Нищенские заказы
                                                              • Клерики регулярные
                                                              • Диплом Sanctissimus
                                                              • Примо Фелиситер
                                                              • Provida Mater Ecclesia

                                                              Общество апостольской жизни

                                                              Декреталии ( litterae decretales ) являются буквами в попе , что формулируют решения в церковном праве в католической церкви . [1]

                                                              Обычно они даются в ответ на консультации, но иногда даются по инициативе самого Папы. [2] Вместе с канонами соборов они составляют главный источник церковного законодательства и составляли большую часть Corpus Iuris Canonici до того, как они были формально заменены Codex Iuris Canonici 1917 года . Однако кардинал Пьетро Гаспарри возглавил папскую комиссию по пересмотру канонического права и позже опубликовал руководство по fontes (источникам), использованным в кодексе 1917 года. Многие каноны в этом кодексе можно легко проследить в их отношении к средневековым декреталям и римскому праву и в зависимости от них .

                                                              Сами по себе средневековые декреталии образуют особый источник, проливающий свет на средневековые конфликты и подходы к их разрешению. Иногда их волнуют очень важные вопросы, затрагивающие многие аспекты средневековой жизни, например: брак или юридические процедуры .

                                                              СОДЕРЖАНИЕ

                                                              • 1 Определение и ранняя история
                                                              • 2 декретальные коллекции
                                                                • 2.1 Quinque Compilationes Antiquae Decretalium
                                                                • 2.2 Decretales Gregorii IX
                                                                • 2.3 Более поздние коллекции
                                                                • 2.4 Экстравагантности
                                                                • 2.5 Ложные надписи

                                                                В более широком смысле латинский термин decretalis (полностью: epistola decretalis ) означает папское письмо, содержащее decretum , или папское решение.

                                                                В более узком смысле это означает решение по вопросу дисциплины.

                                                                В самом строгом смысле слова это означает папский рескрипт ( rescriptum ), ответ папы, когда к нему обращались или когда к нему обращались за советом по вопросу дисциплины.

                                                                Следовательно, папские декреталии не обязательно являются общими законами церкви, но часто папа приказывал получателю его письма передать папский ответ церковным властям округа, к которому он принадлежал; и тогда их долгом было действовать в соответствии с этим постановлением, когда возникают аналогичные дела. Обычно утверждается, что самым древним декреталом является письмо Папы Святого Сириция (384–398) Гимерию , епископу Таррагонского в Испании, датируемое 385 годом; но может показаться, что документ четвертого века, известный как Canones Romanorum ad Gallos episcopos, - это просто epistola decretalis его предшественника, Папы Дамаса.(366–384), адресованная епископам Галлии (Babut. La plus ancienne décrétale . Paris, 1904). Декреталии следует тщательно отличать от канонов соборов; из догматических эпистолов (папских документов, касающихся католической доктрины), из конституций или папских документов, предоставленных motu proprio (документы, изданные папой без его запроса или консультации по предмету).

                                                                Декретали известны по первым двум латинским словам, начинающимся с буквы, [1] называемым инципит .

                                                                Ранние собрания декреталий не заказывались папами. Ряд епископов собирали декреталии и пытались объединить их в собрания. Бурхард Вормский и Иво Шартрский составили влиятельные коллекции. Начиная с Collectio Francofurtana (около 1180 г.), коллекции приобретают более систематический характер, и появляется школа декреталистов , которые составляют, систематизируют и изучают декреталии как основу канонического права. Между 1191 и 1226 годами последовательно появились четыре так называемых компиляции , что свидетельствует о растущем значении папских декреталий. Пятый сборник, Compilatio Quinta , был сделан канонистом Танкредом.(ум. около 1235 г.) для Гонория III в 1226 г., который немедленно отправил его в Болонский университет . Он состоял из пяти книг.

                                                                Папа Григорий IX поручил доминиканцу Раймунду Пеньяфорту отредактировать исчерпывающее собрание папских декреталов. Это собрание из почти 2000 декреталей появилось в 1234 году как Decretales Gregorii IX , также известное как Liber Extra , которое также было немедленно отправлено в университеты Болоньи и Парижа. В 1298 году Папа Бонифаций VIII издал следующее крупное собрание декреталей. Он поручил его редакцию трем канонистам. Эта коллекция известна как Liber Sextus .

                                                                Коллекции известны как систематические или примитивные, главной отличительной чертой которых является использование заголовков для организации работы. Эта организационная схема делает сбор систематическим. [1]

                                                                Breviarium extravagantium от Bernardus Papiensis , первая из пяти коллекций под названием Compilationes Antiquae .

                                                                Некоторые из этих собраний содержат декреталии, предшествующие временам Грациана, но не включенные им в "Декретум". Бернар Павийский разделил свою коллекцию на пять книг, упорядоченных по названиям и главам. Первая книга рассматривает лицо , обладающих юрисдикцию ( JUDEX ), вторые из гражданско - правовых процессов ( judicium ), третья из клириков и завсегдатаев ( clerus ), четвертый брак ( спариванию ), пятая часть правонарушений и уголовного судопроизводства ( кримен). В четырех других сборниках было принято такое же логическое разделение тематики. (Текст см. Фридберг, Quinque compilationes antiquæ, Лейпциг, 1882 г.)

                                                                Папа Григорий IX приказал в 1230 году своему капеллану и духовнику , святому Раймонду Пеньяфорте (Пеннафорту), доминиканцу , сформировать новую каноническую коллекцию, предназначенную для замены всех прежних собраний.

                                                                Оба сборника были напечатаны в официальном (1582 г.) издании "Corpus Juris Canonici". Этим объясняется то расположение, которым они пользовались среди канонистов. Критический текст этих сборников см. В Friedberg, Corpus Juris Canonici (Leipzig, 1879 1881), II.

                                                                Псевдо-исидорейские декреталии (или ложные декреталии) представляют собой набор обширных и влиятельных средневековых подделок , написанных ученым или группой ученых, известных как Псевдо-Исидор. Они стремились защитить позицию епископов от митрополитов и светских властей, создавая фальшивые документы, якобы написанные ранними папами, вместе с вставными соборными документами.

                                                                • Бернард Папиенсис (1779). Breviarium extravagantium (на латыни). Фрайбург-им-Брайсгау: Антон Вагнер.
                                                                • МакГерк, JJN (1970). Словарь средневековых терминов: для студентов-историков . Рейгейт, Великобритания: Reigate Press для педагогического колледжа Святой Марии. OCLC 138858 .

                                                                Читайте также: