Одним из социальных институтов можно назвать институт наследования

Обновлено: 17.05.2024

Для того, чтобы полноценно существовать в обществе и успешно исполнять все социальные функции, человек проходит процесс социализации. Давайте для начала обратимся к этому понятию.

Социализация — процесс становления индивида в обществе, интеграция человека в социальную систему.

В ходе этого процесса человек обретает социальные навыки, знания, умения, знакомится и овладевает понятиями социальных ценностей, норм и морали. Институты социализации помогают индивиду успешно, равномерно и безболезненно пройти все этапы социализации и стать полноправным и полноценным членом общества.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Институт социализации — социальная группа, находясь в которой, человек ускоряет процесс интеграции в социальную среду.

В отличие от механизмов социализации, институты действуют не автоматически, а целенаправленно. То есть механизмы включаются и работают в любом случае, когда наступают благоприятные условия развития, а в институтах совершаются специальные действия, которые направлены на социализацию человека, так как этот процесс — прямая функция конкретных социальных групп. Институты в обязательном порядке пользуются механизмами социализации в качестве рычагов воздействия.

Механизмы социализации — внутренние и внешние процессы, помогающие индивиду развиваться как личность в обществе.

Функции и задачи институтов социализации

Институты обеспечивают выполнение всех функций социализации и решение ее задач.

Функции социализации

  1. Нормативно-регулятивная.
    Формирует и регулирует деятельность человека в социуме.
  2. Личностно-образовательная.
    Выявляет индивидуальные качества, особенности, внутренние установки, мировоззрение, систему ценностей индивида.
  3. Коммуникативно-информационная.
    Отвечает за взаимодействие человека с другими единицами общества в разных системах (семья, друзья, коллеги, преподаватели и т. п.). Кроме того, обеспечивает накопление информации извне с целью развития и становления собственного мнения и мироощущения.
  4. Прокреативная.
    Побуждает человека действовать каким-то определенным образом, основываясь на личный опыт, опыт окружающих и любую обработанную информацию.
  5. Компенсаторская.
    Восполняет физические, психические и интеллектуальные недостатки личности.
  6. Творческая.
    Побуждает человека к поиску и совершению чего-то нового как в окружающем мире, так и внутри себя.

Функции институтов социализации

Институты, соответственно, направлены на исполнение указанных функций. В большей степени они решают задачи нормативно-регулятивной функции, так как остальные зависят скорее от внутренних аналитических процессов, чем от внешних, однако институты направлены на решение и других задач социализации в какой-то степени. Они являются наполненной и комплексной системой.

Все действия, которые выполняют институты по отношению к человеку, условно делятся на 4 группы:

  • подавление нежелательного поведения;
  • поддержка модели поведения личности;
  • укрепление связей между индивидами;
  • сохранение стабильности в обществе.

Эти четыре пункта можно назвать основными функциями институтов социализации. Как же они исполняются?

Подавление нежелательного поведения

Поддержка модели поведения личности

Укрепление связей между индивидами

Так как в процессе социализации важно не только формирование собственной личности, но и умение полноценно взаимодействовать с окружающими, институты направлены также на укрепление взаимоотношений между индивидами.

Сохранение стабильности в обществе

Глобальная задача институтов социализации. Все вышеперечисленные функции способствуют исполнению этой главной. Абсолютно все процессы социализации, ее механизмы и работа институтов направлены на сохранение стабильного общества.

Виды институтов социализации

Первичные

К первичным институтам относят более локальные, близкие человеку социальные группы:

  • семья;
  • школа;
  • кружки и секции;
  • сверстники.

Они являются фундаментом социализации и имеют большее влияние, так как сопровождают человека с малого возраста, а некоторые — с самого рождения. Длится основное влияние первичных институтов вплоть до полной зрелости личности.

В любом институте существуют агенты социализации, то есть конкретные люди или группы, которые выполняют необходимые функции. В первичных институтах агентами являются:

  • родители и близкие и дальние родственники (братья, сестры, бабушки, дедушки и т. д.);
  • друзья;
  • одноклассники/одногруппники;
  • преподаватели, тренеры, руководители;
  • лидеры тематических объединений.

Теперь давайте немного подробней разберем особенности и функции первичных институтов социализации.

Семья, пожалуй, наиважнейший институт, так как именно раннее воспитание формирует в человеке первичную социальную сущность. Статус семьи, ее финансовая обеспеченность и профессиональная принадлежность родителей определяют статус человека первые 2 десятка лет, пока не начинаются процессы отдаления от семьи и создания собственной социальной стабильности.

В семье индивид приобретает первые навыки взаимодействия, осваивает первые социальные роли, проходит процесс половой идентификации (формирование маскулинных и феминных черт), также в семье происходят первые осмысления социальных норм и ценностей.

Сверстники наравне со школой развивают в человеке коммуникационные способности, а всевозможные секции и творческие кружки способствуют развитию креативного мышления и помогают ребенку впервые задуматься о выборе будущей профессии и определиться с ней.

Если обобщить все функции первичных институтов социализации, можно сказать, что они отвечают за межличностные отношения.

Вторичные

Представители этих институтов отвечают уже за развитие социальных отношений и производственную социализацию.

К вторичным институтам социализации относят:

  • государство и государственные органы;
  • образовательные учреждения;
  • производства и места работы;
  • армия;
  • церковь;
  • средства массовой информации;
  • Интернет.

Некоторые институты встречались уже и в первичной группе, однако в данном случае они будут выполнять другие функции. Кроме того, в школе, университете или на работе влиять на социализацию индивида будут уже не друзья и близкие люди, а администрация, руководители и другие лица, не связанные с человеком тесными связями.

Агенты вторичных институтов:

  • представители органов власти;
  • административный состав учебных заведений;
  • руководители предприятий;
  • вышестоящие по званию лица в армии;
  • представители средств массовой информации.

В ходе производственной социализации, когда человек присоединяется к новым социальным группам в более сознательном возрасте, например, к первому рабочему коллективу, он сталкивается с одной из трех форм принятия окружающего мира: конформизм, творческий индивидуализм и протест. То есть, индивид может полностью принять систему, в которой оказался, бесконфликтно следуя ее ценностям и нормам, может выборочно принять какие-либо ее аспекты, а может абсолютно отказаться от всего, что предлагает ему система. Это связано с тем, что к моменту вхождения в новую группу, у человека уже существуют какие-то сформировавшиеся взгляды на жизнь. На почве этого может произойти конфликт между личностью и обществом.

Следует отметить, что, в отличие от первичных институтов, вторичные не взаимозаменяемы и не универсальны. Каждый вторичный институт специализирован, поэтому не может выполнять функции какого-то другого. Агенты же первичных институтов могут удовлетворить конкретные потребности социализации, даже если обычно эти функции выполняет другая группа. Например, близкие друзья вместо родственников могут познакомить человека с понятиями взаимовыручки или взаимоуважения

Социальные институты в современном обществе

Изменение структуры социальных институтов зависит от появления или исчезновения каких-либо потребностей общества. Когда общественная потребность возрастает и становится общесоциальной, образовываются новые институты, устанавливаются новые нормы поведения, выделяются ресурсы и готовятся кадры для исполнения новой задачи. Такой процесс называется институционализацией. В период становления новых институтов социализации допускается возникновение противоречий между старыми и новыми нормами.

Невооруженным глазом заметны изменения во влиянии различных институтов, происходящие в последние десятилетия. Наступление нового периода — информационного — привело к перестроению системы ценностей и социальных норм. Такие институты, как СМИ и Интернет, теперь оказывают большее влияние на социализацию человека, чем, например, религиозные организации. Государство, семья и образовательные учреждения все еще занимают наиболее влиятельные позиции в формировании современного человека, однако, анализируя протекающие в наши дни процессы, нельзя с уверенностью сказать, что так будет всегда, так как изменения происходят достаточно серьезные.

В мире пока достаточно людей, которые придерживатются строго консерваторских взглядов и не принимают СМИ, Интернет и другие новые сферы жизни человека как полноценные институты социализации. Или же воспринимают эти институты враждебно, считают их путем к деградации современных людей, а особенно молодежи, так как они значительно отличаются от ранее привычных. Однако не стоит забывать, что преобразование социальных институтов — часть закономерного развития общества, которое не может постоянно находиться на одном и том же этапе и просто напросто погибнет в таком случае.

Основой развития общества есть формирование налаженных правовых контролируемых и стабильных социальных взаимодействий.
Социальный институт – устоявшийся комплекс санкционированных и несанкционированных правил, принципов. Исторически определившиеся нормы, установки, регулирующие всевозможные сферы людской деятельности и организующие их в систему социальных ролей и социальных статусов, основывающих социальную систему.
Социальный институт – совокупность индивидов, организаций и осуществление их конкретных функций. Институты контролируют поведение индивидов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении институты имеют огромное значение.
Они способны решать актуальные вопросы, проблемы значительной численности людей. Например, люди, желающие зарегистрировать свои отношения, обращаются к помощи института брака, а идя на выборы – к институтам права и политики.

Структура социального института

Как и каждая система, социальные институты имеют свою структуру. Но поскольку социологи как зарубежные, так и наши находят различные определения социального института, то они в разных формах понимают его внутреннюю структуру, то есть систему опорных элементов функционально взаимосвязанную. Не глядя на обширность точек зрения, все они являются верными, поскольку подразумевают различные взгляды на одно и того же. По мнению С.С. Фролова, точнее будет говорить не о структурных элементах институтов, а об институциональных признаках, то есть совместных для всех установок и свойств:
1. Нормы и образцы поведения;
2. Символика культурных признаков (флаг, герб, обручальное кольцо, иконы и др.);
3. Унитарные культурные черты (дом для семьи и т.д.);
4. Гласный и негласный кодексы (законы, правила, запреты);
5. Миропонимание (любовь в семье, вероисповедание в религии и пр.).

Классификация социальных институтов

Социальные институты бывают формальные и неформальные.
Формальные социальные институты имеют общую схожесть – они прописаны законом взаимодействие между особами реализовывается на основе оговоренных правил, статутов, положений и т.п. Являются важнейшим элементом регулирования сущности общества.
Неформальные социальные институты хотя и контролируются социальными нормами, правилами поведения, но не являются подзаконными. Например, институт дружбы. Имеет много признаков социального института. Ведь дружба – элемент, имеющийся в жизни любого общества, есть необходимой, постоянной в жизнедеятельности людей. Формальности в дружбе имеются достаточно обширные, конкретные и подчас даже строгие. Обида, размолвка, разрыв приятельских отношений – являются специфическими формами социального контроля в институте дружбы. Но эти формальности никак не узаконены, не прописаны сводами правил, статутов и т.п.

Основные социальные институты

Institut.jpg

  • внутренние: регулирование экономики, поддержание стабильности в обществе, обеспечение общественного согласия, защита населения и другие.
  • внешние функции: обороны и международного сотрудничества и проч.

3) Образование — институт, обеспечивающий развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. Функции образования: адаптация к жизни и труду в обществе, профессиональное обучение, осознание индивида гражданином, приобщение к культурным ценностям, раскрытие личностного потенциала.
4) Церковь – религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания, где все участники разделяют общие нормы, догматы и правила поведения. Функции церкви: определяет взгляды на мир, моральное утешение и примирение, объединяет верующих, приобщает к культурным ценностям и проч.
5) Науку и культуру — институт, который производит объективные знания. Функции науки: познание мира, интерпретирует знания, определяет взгляды на мир, развивает общество в интеллектуальном плане.
6) Право — система общеобязательных норм и отношений, охраняемых государством. Поведение людей и социальных групп регулируется с помощью права, когда определенные отношения закрепляются в качестве обязательных. Функции права: регулирование и охрана тех отношений, которые полезны для общества в целом.
7) Экономику, производство – институт, управляющий хозяйственной жизнедеятельностью общества.

8)СМИ.
9) Политический – институт функционирования власти.
10) Военный – институт, законного наследия.
Это не окончательный список. Чем больше социальных институтов функционирует в обществе – тем оно более развитое.

Функции социальных институтов

Социальные институты предназначены для того, чтобы удовлетворять важнейшие потребности общества: экономические физиологические, материальные, социальные.
В процессе своей деятельности социальные институты выполняют отдельные функции, которые можно разделить на:
Общие функции:

  • Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений, которая стандартизирует поведение людей за счет правил и норм поведения.
  • Регулятивная функция – регламентирует действия и способствует выработке шаблонов поведения.
  • Транслирующая функция – передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.
  • Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.

Отдельные функции:

  • Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства.
  • Социальный институт здравоохранения ответственен за поддержание здоровья населения.
  • Социальный институт производства создает средства для существования.
  • Политические институты ведают организацией политической жизни.
  • Институт права выполняет функцию разработки правовых документов и соблюдения законов и правовых норм.
  • Социальный институт образования ведает социализацией членов общества, приобщения его к ценностям, нормам, законам.
  • Социальный институт религии помогает людям в решении духовных проблем.

Все свои функции социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности, т. е. признания большинством населения целесообразности их существования.

Ссылки


Это заготовка энциклопедической статьи по данной теме. Вы можете внести вклад в развитие проекта, улучшив и дополнив текст публикации в соответствии с правилами проекта. Руководство пользователя вы можете найти здесь

Говоря о социальных институтах, стоит понимать, что это структурные элементы из которых строится общество. Институт же, который в переводе называется учреждением, устройством, обозначается как структура с общественными социальными действиями и связями, объединяющими организации людей. Являясь частью социального общества, институты играют роль регулирования и реализации существенных назначений и обязательств. Благодаря социальным институтам общество развивается.

Общество

Понятия

Институты общества и институционалистская теория проанализированы социологами-классиками Спенсером, Контом, Дюркгеймом, Марксом, Вебером и другими философами.

Спенсер сравнивал социальные институты с органами, как у общественного супер организма, которые разрешают жить и действовать совместно, определяя единую структуру. По Веберу, социальные институты – фабрики, которые производят социальные связи. Дюркгейм утверждает, что благодаря этим институтам, для их изучения, появилась наука социология.

Западные социологи дают определение социальному институту как устойчивому комплексу с формальными и неформальными установками, правилами, нормами и принципами. Эти комплексы регулируют человеческую деятельность, распределяют роли и статусы.

В обществе нет ни одной жизненной сферы, не наполненной социальными институтами. Социальные институты создают стабильное существование и соблюдение порядка в обществе, возможность предопределять людское поведение, регулируя нормы и правила. Поэтому социальный институт ещё – регулируемое нормами объединение, представленное служащими, чиновниками, менеджерами и учреждениями. Это объединение поддерживается обществом, которое вкладывает капитал и подготавливает кадры. Чем чётче поставлены цели, правильнее разделён и организован труд и признан престиж труда, тем благоприятнее действия этого института, связанного с другими, всевозможными связями.

В обобщённом определении социальным институтом считается постепенно сложившаяся прочная модель организованных совместных действий индивидов для удовлетворения основных потребностей общества. Это связано с физиологическими потребностями, социальными, экзистенциальными, престижными и духовными.

Потребности

Институты и признаки

Различия общественных институтов – в признаках:

  1. Различие по нормам и правилам поведения с кодексами, письменными и устными. В институте государства – с конституцией и законами, религия – с церковными запретами, образование – с правилами поведения для учащихся. Общество контролирует действия внутри института, а институт следит за поведением граждан.
  2. Институты различаются типами и образцами поведений, которые требует общество. Для государства это выражается в законопослушании и соблюдении подчинения. Для института семьи – в любви, привязанности и уважении. Для института религии – в поклонении.
  3. Различаются институты культурными символами. В институте государства различие по гимну, гербу и флагу, торговлю с бизнесом различают по патентному торговому знаку и индексу, в институте семьи – обручальные кольца.
  4. Практичными чертами культуры: образование – с библиотеками и классами, семья – с мебелью и посудой в квартире, религия – с храмами.
  5. Идеологией и общественными ценностями. Институт государства отличается тоталитаризмом или демократией. Институт семьи – солидарностью и семейным сотрудничеством, религия – мусульманством или православием.

Для скорейшего выполнения норм и предписаний в социальных институтах присутствуют необходимые материальные средства и ресурсы. Что касается личных потребностей, они переходят в статус единого дела, приобретая дополнительные качества, и поддерживают функционирование общества.

Строение социального института

Структура

Строение социального института и составляющие элементы зависят от типа. Составные элементы – цель и область действий с функциями для результативности целей, включая средства, учреждения и соответствующие санкции. Содержательная сторона представлена специальным набором разумного поведения должностных лиц, исходя из конкретной ситуации. Так институт юстиции состоит из судей, адвокатов, прокуроров, юридических учреждений (это прокуратура, суд, тюрьма). Сюда же входят материальные средства. С содержательной стороны – стандартизованные образцы поведения правоспособных лиц, которые выполняют нужные социальные функции.

Спенсером разработана человекоподобная схема социального института, который состоит из средств:

  • для обороны, то есть армии;
  • чтобы поддерживать существование (с помощью заводов, фабрик и сельского хозяйства);
  • для обмена продукцией в торговле;
  • органов, осуществляющих координацию этой деятельности.

Какими функциями наделены социальные институты

Функции

С помощью социальных институтов организуют, направляют, поддерживают и контролируют жизнь людей в обществе, поощряя за поддержание стандартного поведения, и подавляя отступление от норм.

  1. Закрепить и воспроизвести общественные отношения в соответствии с нормами и правилами.
  2. С помощью регулятивной функции регулировать отношения и поведение индивидов, применяя норы, правила, санкции.
  3. Интегративную функцию применяют, чтобы сплотить и укрепить межгрупповые связи внутри социального института, усиливая контакты и взаимодействия между людьми.
  4. Задача коммуникативной функции – создать связи и общение с взаимодействиями, правильно организуя совместную жизни и деятельность людей. Распространять внутреннюю информацию и поддерживать взаимосвязь, не теряя из вида другие институты.
  5. Функция трансляции (социализация) связана с передачей накопленного опыта предыдущими обществами новому поколению.

Человек в жизни связан с существованием институтов и их функциями. Рождение связано с институтом медицины, первичной социализации гражданин обязан институту семьи. Образованием и профессией наделяют устройства, относящиеся к институтам, которые отвечают за предоставление общего и профессионального образования. Следят за здоровьем в институтах по здравоохранению и соцзащите. Институт под названием государство, совместно с институтом правительства, с помощью правовых институтов и другими подобными институтами сохраняют безопасную жизнедеятельность.

Когда в институтах общества заметно постоянство и единение, говорят о его функциональной деятельности. При нанесении вреда обществу, когда институт не справляется с функциями и теряет авторитет, подразумевают дисфункциональность, ведущую к падению престижа общества и деградации.

Классификация социальных институтов: типы

Типы

На классификацию институтов общества влияют поставленные цели и выполняемые функции. Таким образом, устройства считаются главными и второстепенными, значит, частными. Для главных социальных институтов на первом месте – потребности общества. Эти институты представлены организационными структурами – партиями, профсоюзами и государством. Так же и нормативными, где присутствуют обычаи и законы со стандартным поведением, традиции и моральные ценности.

Общество различается жизнедеятельными сферами со специфическими социальными институтами, общественными отношениями и представляет:

  • экономическую;
  • социальную;
  • политическую;
  • духовную;
  • культурно-образовательную;
  • медицинскую и научную сферу.

Для удовлетворения фундаментальных потребностей, общество выделяется:

  1. Институтом семьи, который воспроизводит человеческий род. Институт построен на родстве, браке, совместном быте и на взаимоответственности.
  2. Политическими институтами устанавливаются согласия среди людей, социальных групп и коллективов, с организацией безопасности и правопорядка. Эти полномочия выполняются институтом государства, который управляет жизнедеятельностью общества и налаживает безопасное существование, руководствуясь установленными социальными нормами и правилами. А так же институту права, ведающему этими нормами и отношениями, и охраняемому государственными силами.
  3. Экономическими институтами создаются средства для нормальной жизнедеятельности и существования людей в обществе. Эти институты организуют производственные процессы и распределяют услуги.
  4. Культурно-образовательный институт отвечает за культурные ценности и нравственно-эмоциональное отношение человечества к окружению, учит профессионализму и творчеству. Кроме того, следит за развитием и сохранением духовных и материальных достижений человека.
  5. Институтами религии решаются духовные проблемы с культовыми обрядами и религиозными действиями, ищется смысл жизни.

Деловой мир

Структура в фундаментальных институтах создана отчётливо различающимися маленькими институтами. В экономических институтах главный – базовый институт собственности вместе с финансовыми, производственными, маркетинговыми, организационно-управленческими институтами. Главный институт политики принадлежит институту власти совместно с политическими представительствами, с институтом президентства, с институтом местного самоуправления. Сюда же входит институт парламентаризма и много других подобных установок.

Рассматривая жёсткость и способы управления действиями институтов, их делят на формальные и неформальные структуры. Формальные институты жёстко следят за регламентированным поведением общества. В неформальном институте разрешается открытая свобода граждан, контролируемая осуждением либо одобрением.

Выводы

С помощью социальных институтов современное общество укрепляется, создавая устойчивость с нормальным функционированием и развитием. Кроме того, с помощью общественных институтов, удовлетворяются единые и личные запросы с интересами. Таким образом, отдельные жизненные сферы обществ, сформировали собственные институты.


Социальные институты: структура, сущность и функции

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:

  • ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
  • совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
  • формальную и неформальную организацию;
  • совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
  • обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга. Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т. д.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т. к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. По мнению С.С.Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах:

  1. Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);
  2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);
  3. Унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);
  4. Устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);
  5. Идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).

Типология социальных институтов

Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

  1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
  2. Политический – институт власти;
  3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;
  4. Военный – институт, организующий законное наследие;
  5. Религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение — удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

Пять основных потребностей и институтов:

  1. Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
  2. Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
  3. Потребность в средствах существования (экономические институты, производство);
  4. Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);
  5. Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т. д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.

Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями. У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т. д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.

Функции и дисфункции социальных институтов

Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.

Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т. е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).

Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией. К примеру, функция института образования — готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы выпускают в жизнь дилетантов. Функция превращается, таким образом, в дисфункцию.

Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интересам общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

К примеру, к концу 60-х годов СССР готовил специалистов с высшим образованием на душу населения больше, чем любая страна в мире. Уровень подготовки и система образования были, возможно, самым высоким на планете. В штате США дискутировался вопрос о вызове, брошенном миру советской системой образования. Американцы срочно разработали систему практических мероприятий с целью догнать и перегнать в этой области Советский Союз. Шли годы. И сегодня наши школьники и студенты – одни из самых образованных. Но в целом советская, а затем российская система образования в период с 70-х по 90-е годы развивались слишком медленно. Возник серьезный разрыв между теоретической подготовкой студентов и практическими навыками молодых специалистов. На предприятиях с передовой технологией вузовских знаний не хватало, а там, где трудились на устаревшем оборудовании, знаний было излишне много.

В конце 80-х годов, с началом перестройки российское общество повернулось к рыночным отношениям. При этом оказалось, что марксистское обществоведение не способно обеспечить молодежь необходимыми знаниями в области рыночной экономики, менеджмента, современной социологии, психологии и философии. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать знания технологии обучения. Народное хозяйство недополучило сотни тысяч необходимых специалистов, обладающих современными знаниями. Это повлекло за собой колоссальный ущерб в экономической области. К нему надо добавить ущерб социальный и нравственный. Ведь поколение людей воспитанных на старых традициях, занимает ключевые позиции в обществе, следовательно, направляет страну не всегда так, как требуют новые реалии. Урон же от неправильной внешней и внутренней политики, непродуманных государственных решений вообще не поддается исчислению.

Функции и дисфункции бывают явными, то есть официально заявленными, всеми осознанными и очевидными для всех, и латентными, то есть скрытыми, не заявленными. Явные функции институтов являются необходимыми. Они формируются и декларируются в кодексах и закреплены в системе статусов и ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных результатах деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократическое государство, установившееся в России в начале 90-х годов, через парламент, правительство и президента стремились улучшить жизнь народа, создать в обществе цивилизованные отношения и внушить гражданам уважение к закону. Таковы были явные цели и задачи. На самом же деле в стране вырос уровень преступности, а уровень жизни населения упал. Таковы результаты латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели добиться люди в рамках того или иного института, а латентные о том, что из этого получилось.

Динамика социальных институтов

Под динамикой социальных институтов понимают три взаимосвязанных процесса:

  1. Жизненный цикл института от момента появления до его исчезновения;
  2. Функционирование зрелого института, т. е. выполнение явных и латентных функций, появление и продолжение дисфункций;
  3. Эволюция института – изменение вида, формы и содержания в историческом времени, возникновение новых и отмирание старых функций.

В жизненном цикле института как социальной организации выделяют несколько стадий, которые качественно отличаются друг от друга:

  1. Зарождение организации.
  2. Период эффективности, когда институт достигает полной зрелости.
  3. Период формализации (правила перестают быть средством, регулирующим деятельность, и становятся самоцелью).
  4. Период дезорганизации, когда институт прежнюю гибкость и жизнеспособность. После этого институт ликвидируется или реорганизуется в новый.

Поскольку образование, культура и наука остаются самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов борются между собой за право диктовать им свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбирают себе кадры чуть ли не со школьной скамьи, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. В итоге институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества.

Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества, между родственными институтами. Например, в культуре подчас идет непримиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию как минимум у трех институтов культуры – кино, театра и чтения. Телевидение, киностудия и театр представляют собой разновидность социальной организации, а чтение – социальной практики. У первых есть свои органы управления, статьи финансирования, кафедры и вузы, газеты и журналы, а чтение – это коллективная привычка образованных людей получать информацию, сопереживая событиям и анализируя информацию. Хотя они все разные, между ними могут существовать отношения не только взаимодополнения, но и взаимной конкуренции.

Подытожим все вышесказанное и скажем, что социальный институт предстает перед нами гигантской социальной системой, существующий исторически длительное время, удовлетворяющий фундаментальные потребности общества, обладающей решительной силой и моральным авторитетом, охватывающей большую совокупность явлений, выраженных с помощью статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств и т.д.) которые, в свою очередь, имеют персонал, аппарат управления, особые процедуры приема, закрепления и увольнения, многочисленные механизмы социального контроля и т.п. Социальный институт это приспособительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм.

Читайте также: